Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) icon

Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная)



НазваниеМеждународно-правовой режим международных проливов (Контрольная)
Дата конвертации12.08.2012
Размер63.85 Kb.
ТипРеферат
Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная)


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Ивановский государственный университет Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЛИВОВ Выполнил: студент 4 курса 2 года обучения заочного коммерческого отделения Жаров Николай Борисович Проверил: Иваново, 1997 1. ПОНЯТИЕ ТРАНЗИТНОГО ПРОХОДА И ЕГО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ “Проливы, или естественные морские проходы, соединяют части одного итого же моря или, что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг с другом,образуя тем самым систему морских путей в пределах всего мирового океана. При установлении правового режима морских проливов учитываются, какправило, два связанных между собой фактора: географическое положение тогоили иного пролива и его значение для международного судоходства”[1]. В настоящее время режим международных проливов регулируется нормамиКонвенции ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция устанавливает 4 вида проливов, используемых длямеждународного судоходства[2]: 1) проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны идругой частью открытого моря или экономической зоны, в которых военныекорабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственноготранзитного прохода. Ширина этих проливов не превышает двойной ширины 12-мильного предела территориального моря прибрежного или прибрежныхгосударств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др.); 2) проливы, образуемые островом государства, граничащего с этимпроливом, и его континентальной частью, к которым не применяется транзитныйпроход, а применяется мирный проход, если в сторону моря от острова имеетсястоль же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условийпуть в открытом море или в экономической зоне. Их ширина превышает двойнуюширину территориального моря; 3) проливы между одним районом открытого моря и территориальным мореминостранного государства, к которым также применяется мирный проход(Мессинский, Тирана и др.); 4) проливы, режим которых регулируется специальными конвенциями(Черноморские, Балтийские и др.). Таким образом, к проливам различных групп применяются разные правовыережимы: мирный проход и транзитный проход. “Под проходом понимается плавание через территориальные воды без заходаво внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства или длявхождения в эти морские пространства или выхода из них в открытое море.Проход должен быть непрерывным и быстрым”[3]. Принцип мирного прохода применяется к судоходству в территориальномморе (раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип транзитного проходаприменяется к проливам, используемым для международного судоходства, в томчисле и перекрываемым территориальными водами припроливных государств[4].
Какая-то часть вод, образующих пролив, может быть внутренними водамиприбрежного государства и иметь режим, предусматривающий право мирногопрохода иностранных судов[5]. “Проход считается мирным, если в результате его не нарушается мир,добрый порядок в территориальных водах или безопасность прибрежногогосударства и если он совершается в соответствии с положениями Конвенции1982 г. и другими нормами международного права”[6]. В основу понятия “транзитный проход” Конвенцией 1982 г. положен принципсвободы мореплавания[7]. Пункт 2 ст. 38 ч. 3 Конвенции 1982 г. дает легальное определениетранзитного прохода: “Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходстваи пролета летательных аппаратов единственно в целях непрерывного и быстроготранзита через пролив между одной частью открытого моря или экономическойзоны и другой частью открытого моря или экономической зоны”[8]. Однако по конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободесудоходства в открытом море. Часть III Конвенции предусматривает некоторыеположения, уравновешивающие интересы всех пользователей проливами соспецифическими интересами припроливных государств (например, подводныелодки в этих проливах не могут не только проводить маневры, учения, но дажеприостановить проход)[9]. Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход черезпролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащегос проливом, при соблюдении условий, установленных этим государством длявхода в его внутренние морские воды и порты[10]. Государство, граничащее с проливом, не вправе приостанавливать илипрерывать транзитный проход или иным образом препятствовать этому проходу впроливах, используемых для международного судоходства и соединяющих однучасть открытого моря или экономической зоны с другой частью открытого моряили экономической зоны, даже если такой пролив перекрывается еготерриториальным морем[11]. “В конвенции содержатся также положения, обеспечивающие интересыгосударств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства,борьбы с загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных исанитарных законов и правил . Суда и летательные аппараты при осуществленииправа транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности в нарушениепринципов международного права, воплощенных в Уставе ООН. а также от любойдеятельности, несвойственной непрерывному и быстрому транзиту”[12]. “Конвенция не затрагивает правового режима международных проливов,проход в которые регулируется в целом или частично давно существующими инаходящимися в силе международными конвенциями, специально относящимися ктаким проливам. Эти конвенции обычно заключались в отношении проливов,имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, вчастности, Черноморские проливы (Босфор-Мраморное море-Дарданеллы), которыеведут лишь к берегам черноморских стран”[13]. 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧЕРНОМОРСКИХ ПРОЛИВОВ Режим Черноморских проливов в настоящее время регулируется конвенцией,заключенной в Монтрё в 1936 г., которую подписали Болгария, Франция,Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция, СССР, Югославия и Италия. Статья 1 Конвенции[14] провозглашает принцип права свободы прохода имореплавания в Проливах. В мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода иплавания в проливах (перевозить любой груз под любым флагом и днем и ночью)(ст. 2 Конвенции), но с обязательной санитарной остановкой при входе вПроливы (ст. 3). Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, правосвободы сохраняется (ст. 4), а если Турция является воюющей стороной, тотолько торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся с Турцией ввойне, пользуются правом свободы и причем только днем и только по пути,указанному турецкими властями. При этом такие суда не должны оказыватьсодействия противнику Турции (ст. 5). Аналогичный порядок устанавливаетсядля случаев, когда Турция не находится в состоянии войны, но считает себяпоставленной в состояние военной опасности (ст.6). Особый порядок установлен для прохода через проливы военных судовнечерноморских держав. В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые судапользуются правом свободы, но только днем (ст. 10). Общий тоннаж военных кораблей всех держав в транзите через проливы недолжен превышать 15 тыс. т , а число кораблей, одновременно находящихся вПроливах, - девять (ст. 14). Общий тоннаж военных судов всех нечерноморскихдержав при их пребывании в Черном море не должен превышать 30 тыс. т свозможностью увеличения его до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морскихсил черноморских стран (п. 1 ст. 18). Пункт 2 ст. 18 устанавливает предельный срок пребывания военныхкораблей нечерноморских держав в Черном море - 21 день. Статья 11 Конвенции устанавливает, что подводные лодки должны проходитьПроливы в надводном состоянии, а линейные корабли - по одному - всопровождении не более двух эсминцев. Ограничений в отношении тоннажалинейных кораблей не установлено. Статья 13 устанавливает гарантии безопасности Турции при проходе черезПроливы военных кораблей. О таком проходе турецкому правительствудипломатическим путем должно быть сделано уведомление по крайней мере за 8дней, если речь идет о кораблях прибрежных к Черному морю государств, и за15 дней - в отношении прохода кораблей нечерноморских стран. Другие гарантии безопасности Турции содержатся в статьях 19 и 20. Вслучае участия Турции в войне ей предоставляется право разрешать илизапрещать проход через Проливы любых военных судов (ст. 19), а во времявойны, в которой Турция не участвует, Проливы должны быть закрыты дляпрохода военных судов любой воюющей державы (ст. 20). Таким образом, в случае участия России в войне, нормы Конвенциисковывают военную активность Российского Черноморского флота. Статья 23 Конвенции устанавливает принцип свободы воздушногосудоходства при условии уведомления Турции и только после такогоуведомления по маршруту, указанному Турцией. “В 1982 г. Турция приняла новый регламент порта Стамбул, которыйпредусматривает право турецких властей на временное приостановление проходасудов через пролив Босфор и обязательную лоцманскую проводку судов черезпролив”, что противоречит ст. 1 Конвенции[15]. ЛИТЕРАТУРА Конвенция о режиме Черноморских проливов. - В кн.: Международное правов документах. - М.: Международные отношения, 1982 Международное морское право: Справочник / Под ред. С.Г. Горшкова. - М.:Воениздат, 1985 Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987 Молодцов С.В. Международное морское право. - М.: Международныеотношения, 1987-----------------------[1] Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987, с. 207-208[2] См.: Международное морское право: Справочник /Под ред. С.Г. Горшкова. -М.:Воениздат, 1985, с. 150; Молодцов С.В. Международное морское право. -М.: Международные отношения, 1987, с. 220-228[3] Международное морское право, с. 86[4] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 220[5] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 221[6] Международное морское право, с. 86[7] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 224[8] Международное морское право, с. 151[9] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 225[10] См.: Международное морское право, с. 151[11] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 228[12] Международное право. Учебник, с.208-209[13] Международное право. Учебник, с. 209[14] Здесь и далее ссылки на статьи конвенции даются по: Конвенция о режимеЧерноморских проливов от 27 июля 1936 года. - В кн.: Международное право вдокументах. - М.: Международные отношения, 1982, с. 508-514[15] Международное право в документах, с. 514




Похожие:

Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) iconКонтрольная работа по международному праву международно-правовой режим международных проливов
Проливы, или естественные морские проходы, соединяют части одного и того же моря или, что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг...
Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) iconМеждународно-правовой режим нераспространения оружия массового уничтожения в свете борьбы с международным терроризмом
Диссертация выполнена на кафедре международного права Московского государственного института международных отношений (Университета)...
Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) iconМеждународно-правовой режим мирового океана

Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) iconГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет-Высшая школа экономики»
Для студентов гражданско-правовой специализации, международно-публично-правовой специализации, международно-предпринимательско-правовой...
Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) iconВопросы для вступительных экзаменов
Международно-правовой режим морских пространств, находящихся под суверенитетом государства
Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) iconМосковский государственный институт международных отношений (университет) министерства иностранных дел российской федерации международно-правовой факультет

Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) iconМосковский государственный институт международных отношений (университет) министерства иностранных дел российской федерации международно-правовой факультет

Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) iconМосковский государственный институт международных отношений (университет) министерства иностранных дел российской федерации международно-правовой факультет

Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) iconМосковский государственный институт международных отношений (университет) министерства иностранных дел российской федерации международно-правовой факультет

Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) iconСовременные теоретические аспекты международно-правовой защиты прав ребёнка
Работа выполнена на кафедре международного права Московского государственного института (Университета) международных отношений мид...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы