Американская система социальной работы icon

Американская система социальной работы



НазваниеАмериканская система социальной работы
Дата конвертации12.08.2012
Размер97,75 Kb.
ТипРеферат
Американская система социальной работы


Американская система социальной работы Социальную работу в Соединенных Штатах Америки связывают с профессией,которая служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работыпостоянно расширяется от года к году, однако, уже сегодня службасоциального работника США охватывает разнообразные места —правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраныздоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры психологическогоздоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции и частную практику.Социальные работники обслуживают людей детского и старшего возраста и всехрас, этнических групп, социо-экономических уровней и религий. Группы клиентов, которые обычно включаются в социальное обслуживание: . Семьи, включающие одного родителя, имеющие серьезные конфликты, которые проявляются в побегах ребенка из дома, правонарушениях, насилии, трудностях в обучении и т. д. . Пары и семьи, которые имеют проблемы с детьми. . Пары, имеющие серьезные супружеские конфликты. . Отдельные люди и семьи, которые страдают от безработицы, отсутствия заслуженной зарплаты, физических недостатков, нехватки профессиональных умений и других причин. . Отдельные люди и семьи, чьи жизни разрушены наказанием за нарушения закона. . Одинокие, педагогически трудные подростки. . Отдельные люди и семьи, чьи жизни разрушены физическими или психическими недостатками или болезнями. . Правонарушители и их семьи. . Опекуны и дети, чьи родители скончались или покинули своих детей и не заботятся о них. . Эмигранты и представители национальных меньшинств, не имеющие необходимых средств и возможностей или являющиеся жертвами расовой дискриминации. . Люди, имеющие прогрессирующую непригодность (психические отклонения) и их семьи. . Старые люди, не способные к долгой достаточной деятельности. . Приезжие и временные жильцы, не имеющие необходимых средств к существованию. . Дети, (и их семьи) которые имеют трудности связанные со школой. . Люди, чей опыт экстремальных стрессов связан с травматическими последствиями или с серьезными жизненными изменениями (уход на пенсию, смерть любимого человека, дети, покинувшие дом, и т. п.). Социальные работники сами отзываются о своей профессии по-разному. Онговорят о ней как о работе, дающей удовлетворение, разочаровывающей,вознаграждающей, опустошающей, стрессовой и приносящей массу проблем и т.п. Поразительно многообразная практика социальной работы в США включает всебя множество видов деятельности, проявляющихся в широком разнообразии ееприменения. Данное многообразие и комплексность социальной работыпредполагают множество ее определений. Сошлемся здесь на определение,принятое Национальной Ассоциацией Социальных работников (НАСР),профессиональной организацией социальной работы в США: Социальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощиотдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении ихспособности к социальному функционированию и создании благоприятнойобщественной ситуации в их целях. (НАСР 1973). В основе любой социальной деятельности лежат составные элементы, которыевключают следующие четыре концептуальные области:— Назначение и цели профессии;— Система ценностей, этика и философия практического направления;— Основа знаний практического направления;— Методы и средства, используемые в работе. В данной работе мы остановимся на первом и третьем элементах. В обслуживании клиентов социальный работник стремится к достижениюособых целей, что определяется (или должно определяться) спецификойсоциальной работы, уникальностью обстоятельств каждой проблемной ситуаций.Несмотря на уникальность каждой встречающейся ситуации, деятельность всехпрактиков преследует общие цели, которые основываются на назначении и целяхпрофессии. Для понимания назначения своей профессии, практик должен бытьготовым к тому, чтобы добровольно принять на себя ответственность иреализовать ее в действиях, независимо от специфических социальных агентстви их определения индивидуальных ролей социальных работников. Национальная Ассоциация Социальных работников видит назначениесоциальной работы в том, чтобы помогать или восстанавливать взаимовыгодныевзаимодействия между личностью и обществом для улучшения качества жизникаждого. Социальный работник, действуя в соответствующей окружающейобстановке, должен способствовать (социально, физически, организационно)максимальной реализации возможностей, ресурсов и стремлений каждой личностии помогать людям в общечеловеческих нуждах с целью облегчения их несчастьяили страданий. Люди должны содействовать, по возможности, своемусобственному благосостоянию и социальному благополучию других в ихближайшем окружении, что принесет пользу всему обществу. Взаимодействиемежду личностью и ее окружением должно укреплять чувство собственногодостоинства, индивидуальность и самоопределение каждого. Люди должны бытьгуманными и справедливыми. Клиентом может быть отдельный человек, семья,группа, общество или организация. Из приведенного определения социальной работы вытекает, чтопрофессиональная деятельность включает в себя помощь отдельным людям,группам или коллективам в стимулировании их способности к функциональномусуществованию и в улучшении качества жизни для каждого путем налаживанияконтактов с его социальным и физическим окружением. В итоге, функции социального работника представляются следующимобразом:— помочь людям расширить их компетенцию и способность решать собственныепроблемы;— помочь людям реализовать свои возможности;— стимулировать отзывчивость людей;— содействовать взаимодействию между отдельными людьми и их окружением;— влиять на взаимодействие между организациями и институтами;— влиять на социальную политику и политику охраны окружающей среды. Для реализации этих функций социальный работник взаимодействует смножеством людей. Важно признать, что проблемы взаимодействия междучеловеком и его окружением вызываются не только недостатками окружающейобстановки. Существует много клиентов, у которых социальные работникиопределяли личностные дисфункции — такие, как ослабление их способностииспользовать свои возможности, расстройства их экосистем и т. п. Возьмем, к примеру, человека, у которого наблюдается дисфункция вмежличностном взаимодействии, выраженная в затрудненном общении с людьми. Вэтом случае направление работы может быть сфокусировано на попыткепреодолеть боязнь и барьеры клиента, помочь ему приобрести коммуникативныеумения путем снижения неравенства во взаимодействии с окружающей средой. Неотъемлемой чертой социальной работы является также обеспечениесоциальной справедливости, выражающейся в возможности каждого реализоватьсвои ресурсы. Законы, правительственная политика и социальные программыдолжны давать равные возможности гражданам для их самореализации.Социальный работник же, в своей практической работе, должен уделять большуючасть времени обеспечению обслуживания и достижению реализации ресурсов винтересах клиентов. Его действия по обеспечению социальной справедливостинаправлены, следовательно, главным образом, на защиту своих клиентов исоциальные акции, приводящие к соглашениям через соответствующиепрофессиональные организации. Один из важных элементов социальной работы — это ее подкрепленностьтеоретической базой. Хотя значительная часть теоретических обоснованийзаимствуется из других научных дисциплин, эта база уникальна по своемузначению. Более того, основы многих профессиональных теоретическихположений едины и для социальной работы. Универсальность профессиональныхзнаний может быть суммирована в ряде категорий, которые представлены в видеосновного содержания учебного плана Советом Образования Социальной РаботыСША (СОСР), т. е. группой, которая лидирует в сфере подготовки социальныхработников в США и оказывает влияние на школы социальной работы. Например, для практика очень ценным является знание о развитиичеловечества, поведении человека в социальном окружении, всевозможныхколлизиях на различных стадиях развития личности. Для того, чтобы понятьчеловеческие проблемы и работать с ними, практик должен быть осведомлен опотребностях и ресурсах, связанных с каждой фазой развития человека. Знанияо взаимодействии между отдельными людьми и окружающим миром важны так же,как знания о мотивах поведения в социальном функционировании человека.Социальная работа особенно связана со знанием факторов, вызывающихтрудности развития. Знание этих причин, которые обычно вызываютнеадекватные физические и эмоциональные реакции, необходимо дляпланирования и проведения эффективной профилактической и лечебнойпрограммы. Важность, которая придается в социальной работе определенным знаниям,должна четко отличать учебную программу социальной работы от другихдисциплин, имеющих к ней отношение. Широкий охват разнообразных знанийимеет целью помочь практику в понимании комплексных факторов, входящих вформулирование социальной политики, которые определяются системойгосударственной службы помощи человеку на всех уровнях, включая и частныйсектор. Для работы в полном соответствии с назначением и этикой профессии,социальный работник имеет возможность принимать участие в развитии ииспользовании социальной политики, которая направлена на улучшениесоциального функционирования индивидуума, группы, общества. Так каксоциальная работа стремится к достижению социальной справедливости, то дляпрактика социальной работы важна информация о несправедливости враспределении возможностей ресурсов и благ, имеющих место в обществе иинформация о столкновении на этой почве национальных меньшинств инеобеспеченных групп. Для достижения целей и реализации функций социальной работы практикунужны знания и практические усилия, которые помогут ему обеспечитьсоциальное функционирование клиентов. Поэтому основательные знания и уменияв отношении механизма разрешения проблем являются базой для эффективнойпрактики социальной работы. Определяющими в этом процессе являются знания иумения оценить проблемы человека, локализовать их, развить и использоватьсоответствующие системы ресурсов. Умения заниматься клиентом, сообщараспланировать задачи и определить роли участников являются такженеотъемлемой частью процесса и механизма разрешения проблемы. Практикдолжен владеть также знаниями о взаимодействии и умениями в егообеспечении. Направление практики социальной работы должно быть теоретическиобоснованным и высоко профессиональным как в оценке, так и в проникновениив дисфункциональные взаимодействия, которым подвергается отдельный человек,пара, семья или группа. Знания, относящиеся к групповым процессам и умение лидировать вгруппе, так же очень важны, как и умение осуществлять естественную помощь вработе, функционировании в качестве участника междисциплинарной игры иопределять условия взаимодействия внутри системы и между системами. Реализация функции социальной работы влечет за собой умения разрешатьнепосредственные конфликты, собирать и приводить в действие ресурсы,которые обеспечивают высокий уровень межличностных взаимодействий. Все большее развитие получают исследования как жизненно необходимаябаза знаний, необходимых для практики социальной работы. Практик долженприобретать знания по экстремальным решениям первостепенной важности, чтобыбыть в состоянии оценить эффективность своей собственной практики. Важно, чтобы знания и умения получили дальнейшее развитие и проверкуна практике. Для этого каждый студент должен получить возможность быть поднаблюдением и контролем в процессе текущей практики социальной работы дотого, как будет обсуждаться его диплом. Наблюдение за практикой позволяетстуденту сочетать знания с методами и оттачивать и то, и другое в единомпроцессе. Очень важным атрибутом узаконенной профессии социального работникаявляется этический кодекс, состоящий из действующих принципов, которыеопределяют ожидания членов общества. Специфическое значение этическогокодекса состоит в том, что он играет руководящую роль в коллективе, членыкоторого должны придерживаться его принципов для достижения хорошегоположения в профессиональной организации. Так как социальная практикадолжна сочетаться с этим кодексом, он составляет неотъемлемую частьпроцесса обучения, внося этику в профессию. Обучению профессиональной социальной работе происходит в США настуденческом или аспирантском уровнях высшего образования. Цель учебногоплана на студенческом уровне — подготовить студента для перехода наследующий уровень в получении профессии. Эти студенты имеют возможностьпрактиковаться в агентствах и организациях и находиться под наблюдениемопытных практиков. После окончания основной студенческой подготовки по тойили иной дисциплине студенты могут приобрести аспирантское образование попрофессии. Цель аспирантского образования — подготовить человека к тому,чтобы он стал независимым практиком, опытным специалистом. Аспирантскоеобразование обычно продолжается 2 года. Первый год посвящается углубленномуобучению теории и практике профессий. Второй год используется дляспециализации в методах и их апробации на практике. Некоторые профессионалы выбирают дальнейшую специализацию. Имеетсявозможность подготовить докторский диплом по социальной работе. Длядокторской программы нет официальных стандартов. Докторское обучениеготовит человека с профессиональным опытом к дальнейшей специализации,предоставляя более широкие возможности для исследовательской деятельности идля обучения других в колледжах и университетах. Как уже упоминалось, в США существует множество теорий практическихметодов в профессии социального работника. Относительные заслуги,достоинства различных теорий и методов продолжительное время дебатировалисьна академических форумах. Хотя школы социальных работников могут менятьсвою направленность или специализацию, все они должны соблюдать основныеэлементы в шести областях учебного плана, о чем шла речь выше. За улучшениекачества образования школ социальной работы следит Совет ОбученияСоциальной Работе (СОСР). Эта организация не навязывает специфическиетеории или методы. Однако СОСР периодически рассматривает учебные планы икурсы, предлагаемые каждой школой социальной работы, чтобы удостовериться,что все необходимые элементы в них присутствуют, и обучение в школесоответствует стандартам, принятым СОСР, а также требованиям высокогопрофессионализма. Основу учебного плана должны составлять знания и тренинг в шестиобластях — поведение человека в социальном окружении, социальная политика,теория и практика профессии, исследование, ценности и этика, а также полепрактики. После многих лет борьбы, профессионалы в Соединенных Штатах Америкипришли к выводу, что социальная работа — не просто модификация существующихпрофессий. Это тоже профессия среди них. Верится, что только эта профессияобеспечит равно хорошее существование личности и ее социальному окружению.Не имеет значения, является ли эта модель обучения доступной или нет.Важно, что это стабильная, но гибкая система, понимающая природу практики,и что система обучения непрерывно развивается, чтобы служить опоройпрактической деятельности. Литература:1. Козлов Л.А., Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 19972. Панов Я. Н. Социальное обслуживание населения. Социальная работа за рубежом.Энциклопедия социальной работы. М., 19933.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Американская система социальной работы iconАмериканская система социальной работы
...
Американская система социальной работы iconАмериканская система социальной работы
...
Американская система социальной работы iconРабочая программа модуля (дисциплины) Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности направление ооп: «Социальная работа»
Управление в социальной работе, Деонтология социальной работы, Психология социальной работы, Гендерология и феминология, Геронтология,...
Американская система социальной работы iconОпыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций
Пререквизиты: «Правовое обеспечение социальной работы», «Экономические основы социальной работы», «Этические основы социальной работы»,...
Американская система социальной работы iconРабочая программа дисциплины геронтология
Пререквизиты: «Теория социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», «Психология социальной работы»
Американская система социальной работы iconСоциальная система и ценностные ориентации личности
Первый аспект связан с понятием социальной организации, второй— с понятием социальной организации, третий — с понятием культуры....
Американская система социальной работы iconУчебная программа дисциплины «История социальной работы»
Курс «История социальной работы» направлен на знакомство с зарубежным опытом развития социальной работы и историческим прошлым этого...
Американская система социальной работы iconПримерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы»
Границы профессиональной компетенции специалиста по социальной работе в пространстве психосоциальной работы
Американская система социальной работы iconУчебная программа дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» Специальность «040101. 65 – социальная работа» Составитель
...
Американская система социальной работы iconЗаказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение
Целью данной работы является разработка технологии социальной работы с населением, злоупотребляющим наркотиками
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы