Национальные особенности Китая icon

Национальные особенности Китая



НазваниеНациональные особенности Китая
В.М. Майкоп
Дата конвертации12.08.2012
Размер248.52 Kb.
ТипРеферат
Национальные особенности Китая


Майкопский Государственный Технологический Институт Политехнический колледж [pic]По предмету: Социальная ПсихологияНа тему: Национальные особенности Китая Выполнил: Студент группы БО-22 Таскаев Вячеслав Проверил: Куприенко В.М. Майкоп 2003 План: 1. Традиции Китая. 2. Религии. 3. Традиции культа личности предков. 4. Вера в духов. 5. Культ дракона. 6. Медицина. 7. Астрономия и география. 8. Одежда. 9. Национальная кухня. 10. Иероглифы 11. Театральное искусство. 12. Архитектура и строительство. 13. Изобразительное искусство. 14. Декоративно-прикладное искусство. 15. Праздники. 16. Список литературыТрадиции Китая Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая,стали её неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримойнитью преемственности. Китай – страна с богатейшими традициями медицины, ткачества ивышивания, национальной кухни, живописи и другие. При ознакомлении с китайскими источниками и при наблюдении за жизньюкитайцев нельзя не отметить у этого народа замечательные качества –трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм. Благодаря трудолюбию италанту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки итехники. Еще в 1990 году английский китаевед Д.Макгован в своей книге “Китайцыу себя дома” так выразил свои впечатления о китайском крестьянине: “Всякийкто поближе познакомится с китайским крестьянином, не только назовет егодобрым малым, но проникнется глубокой симпатией к нему. Больше всегопривлекают в нем трудолюбие, добродушие и кротость, а главное – отсутствиежалоб на судьбу, несмотря на то что условия, в которых он живет, далеко немогут быть названы легкими.” Оценка данная крестьянину остается верной ипоныне. Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются вжизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себеспокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывностисвоего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть егоженатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. В чем состояла цель брачного союза? Пребывая в потустороннем мире,усопшие предки постоянно нуждались во внимании: их надо было всегдаобеспечивать всевозможными жертвоприношениями, только тогда они чувствовалисебя хорошо, пребывая в благополучии, а поэтому ниспослали живымродственникам благоденствие. Если же о них никто не заботился, духи предковиспытывали муки голода и холода и другие страдания. Тогда они гневались инавлекали на живых родственников всевозможные несчастья. Значит, надо было сохранить непрерывность рода, прежде всегомужского: дочь, выйдязамуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет женуи будетпродолжателем рода. Именно поэтому в Китае количество мужчин превышаетчисло женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Следовало иметьименно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа илишалась права служить своим родственным предкам.Она обязана была служить предкам мужа. Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культпредков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, апоэтому в глазахкитайцев брак выше безбрачия, обилие детей – благо, бесплодие – несчастье.Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никакимуважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводомдля развода. Сохранившаяся и поныне эта традиция нередко приводит к трагическимпоследствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживаетбытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторыхженщин за то, что они родили девочек. Некоторые женщины отказывались отноворожденных девочек, топили их. У некоторых людей довлеет староепредставление о продолжении своего рода: рождается мальчик – неимовернаярадость, есть кому передать по наследству традиции культа предков;рождается девочка – великая печаль, потому что рано или поздно ей выходитьзамуж и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат,совершают всякие неблаговидные махинации. Трудно поверить в то, что эти докрайности бессмысленные дикие явления могут происходить в цивилизованномобществе ХХI столетия. Особенно живучи старые обряды, связанные со свадьбой. Журнал “Чжунгошэхой кэсюэ” (1984, № 1) опубликовал информацию о положении крестьянскоймолодежи в провинции Аньхой. В ней говорилось: “Кое-где день свадьбыназначается прорицателем – слепым гадальщиком, который определяет“счастливый день”. В ночь свадьбы жених и невеста должны возжигать ладан,бить земные поклоны, совершать обряд поклонения небу и земле, своимпредкам, на коленях вместе вползать в пещеру, пить из одной чаши “напитокпотомков”, совершать другие старые ритуалы. В некоторых местах от сговорадо свадьбы требуется пройти длинные ритуальные процедуры, потратить многодушевных сил и финансовых средств. По высказыванию старых крестьян, этотритуал полностью воспроизводит тот, который существовал в старом Китае.Количество ритуальных процедур не уменьшилось, а расходы на них выросли посравнению с прежними”. В жизни современной китайской семьи большой проблемой являетсядемографическая. Учитывая большой прирост населения в стране, китайскоеправительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было неболее одного ребенка. Родители, придерживающиеся этого, получают отгосударства различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаютсяразличным санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе ит.п.).Религии. В Китае много верующих людей и функционируют различные религии:буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболеераспространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как ихназывают в стране, “три учения” – конфуцианство, даосизм и буддизм.Конфуцианство. Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) принадлежит к числу выдающихсямыслителей древнего мира. Его учение изложено в трактате «Луньюй»(«Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический характер. В центре еговнимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика.Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы),благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себевысоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего долженобладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявленияжэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Конфуций придавал оченьбольшое значение этому высшему эталону человеческой добродетели.Благородный муж у Конфуция – образец поведения, человек, которому должныподражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог статьцзюньцзы, всезависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородныймуж. Конечной и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересынарода. Однако при этом они были убеждены, что самому народу его интересынепонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителейон обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем,но не нужно объяснять, почему.” Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгоеповиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – этоэлементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамкахгосударства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, чтогосударство – это большая семья, а семья малое государство. Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символаспециального порядка ипревратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработалучение о сяо,сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли,похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средствуизменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли -этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека вразных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четкомиерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин -выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с ихназванием… Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культасемьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намногопревосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция кросту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении ксовместному проживанию близких родственников резко преобладало надсепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан иродичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню. И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный главасемьи, важный чиновник императора, представлял собой, прежде всегосоциальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйтиза пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, апотеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормыне допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшегооблика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков исоответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства. Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое нашкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным иобязательным для всех. Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе,приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм,нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, вочтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперьиграть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности.Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страныс небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшимимир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское времякульт правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степивеликого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира нацивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте иневежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центраМира, Китая. Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство сталобольшим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, иадминистративная система, и верховный регулятор экономических и социальныхпроцессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенциякитайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианствоформировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологиюповедение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.Даосизм. В период Чуньцю и Чжанго возникло еще одно крупное этико-философскоетечение –даосизм, выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии.Концепции даосов изложены в основном даоском каноне «Даодэцзин».Основателем даосизма считается был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (ЛиБоян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако история еголичности вызывает сомнения.. Даоские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступалипротив каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека.Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же как илегистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Людидолжны следовать законам, свойственным самой природе. Проповедуя отказ отдостижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизмавоспевали чистый мир природы и агитировали человека следоватьестественности первых людей. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимыйвездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оновечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Даовзаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своегопредела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляетсяорганизационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников»,основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал ивероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадаетсяна множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложилоригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния:если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся.Даосизм осуждает войну.Буддизм. Будда принадлежал к царскому роду Шакья, правившему в небольшойобласти на склонах непальских Гималаев. Будда" означает "Просветленный","Пробужденный", это - церковное имя. Учение Будды вращается около двухпунктов: страдания и спасения. "Подобно тому, монахи, говорится в нем, какокеан имеет только один вкус - вкус соли, так и это учение имеет толькоодин вкус -вкус спасения". Оно ставит себе таким образом вполнеопределенную практическую цель - спасение. Все учение Будды основываются на так называемых "четырех благородныхистинах". Эти истины следующие: страдание, происхождение страдания,уничтожение страдания и путь, который ведет к уничтожению страдания.Другими словами: 1) Все, что существует, подлежит страданию. 2) Причинастрадания - человеческие страсти. 3) Освобождение от страстей освобождаетот страдания. 4) Путь к освобождению - "благородный восьмичленный путь".Первая истина устанавливает, следовательно, присутствие страдания в мире,вторая объясняет причину его, третья утверждает, что оно может бытьуничтожено, и четвертая поясняет, как его можноуничтожить. Эти четыре благородные истины играют главную роль уже впервой проповеди Будды. Четвертая истина получила в буддизме тщательную разработку напротяжении двух с половиной тысячелетий, собственно она и являетсярелигиозной практикой буддизма. Для достижения просветления и освобожденияследует продвигаться путями, включающими Три Практики (тришикша):практику нравственности (шила), практику сосредоточения (самадхи),практику мудрости (праджня). Хотя практика нравственности имеет много форм, но в основе их всехлежит этика воздержания от 10 недобродетелей. Из них 3 относятся кдействиям тела, 4 - к действиям речи, и 3 - к действиям ума. Три физические греха суть: 1. Лишение жизни живого существа: от убийства насекомого доубийства человека. 2. Воровство: завладеть имуществом другого без его согласия, не-зависимо от ценности этого имущества или от того, было ли действие со-вершено самолично или через чье-то посредство. 3. Сексуальный проступок: разврат. Четыре недобродетели речи: 4. Ложь: обманывать других словами или действиями. 5. Злословие: вносить распри или раздоры, побуждая тех, кто был всогласии, ссориться, или тех, кто был в ссоре, зайти в тупик. 6. Грубость: оскорблять других. 7. Пустословие: вести разговоры о глупостях под влиянием желанийи прочих скверн. Три недобродетели ума: 8. Зависть: думать - "вот было бы это моим", желать что-либо,принадлежащее другому. 9. Злонамеренность: желание причинить вред другим, большой илималый. 10. Ложные взгляды: представлять несуществующим нечто существую-щее, как например закон перерождений, четыре благородные истины и томуподобные доктринальные положения буддизма. Пять первых пунктов обязательны для любого верующего мирянина(иногда 5-ый пункт для мирян заменяется запретом пить опьяняющиенапитки), остальные пять (разумеется, вместе с первыми пятью) - для монаха. Практика сосредоточения включает медитацию, которая представляет собойоднонаправленное сосредоточение сознания на предмете размышления. Имеется много видов медитативного сосредоточения, среди которых выделяется особопрактика безмятежности (самадхи). Суть самадхи – это сосредоточенноеудержание сознания на каком-либо объекте, без отвлечений, в соединении сблаженной подвластностью воле. Не ограничиваясь отрицанием вечной души, буддизм вводит новое понятие,которое должно определить то, что в других доктринах именуется "душой".Этим понятием становится "поток" (сантана). По учению буддизма, личность -лишь ряд взаимосменяющих друг друга состояний сознания, но она остается темне менее чем-то единым на протяжении многих перерождений и все ееэлементы, постоянно обновляясь, сохраняют связь между собой. Представлениео сантане служит в буддистской доктрине предпосылкой к своеобразнойтрактовке идеи кармы. Смерть есть неизбежное прекращение сантаны,"приостановка потока", причем прежние связи рвутся и целое окончательнораспадается на элементы. Однако на элементах остаются следы переживаний,размышлений и поступков закончившейся жизни, они предопределяют изменения вэлементах так, что похожий поток воспроизводится вновь и вновь, неотпуская индивида из круга повторяющихся в разных мирах существований. Вэтом смысле новое рождение - результат событий, происшедших в предыдущей жизни. Теория "расчленения личности" легла в основу позднейшей философиибуддизма, центром которой стала так называемая теория дхарм. Речь идет окомплексе психических первоэлементов, из которых состоит всякое состояниесознания, неважно относится оно к восприятию тела и внешних предметовили к восприятию внутренних переживаний и мыслей (которые мысвязываем с представлениями о душе.Традиции культа личности и предков. Древние китайские мыслители считали небо владыкой мира, источникомактивного начала. Но так как небо не могло управлять земными порядками, тооно даровало власть правителю, который управлял подданными по “небесномувелению”, считалось исполнителем воли неба, поэтому его называли СыномНеба. В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название “стосемейств”, рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которойбыл император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлятьк императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детствакитаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малогосемейства, т.е отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Этатрадиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения кстаршим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома,в школе, в обществе, а также на работе. Это помогает начальнику илидиректору организовать труд своих подчиненных, направленный на улучшениетехнологических процессов, получения большей прибыли. Не счесть знаков обожания, которые оказывались императору. Если онприказывал, все беспрекословно подчинялись. Присутствующий илиотсутствующий император получал от своих подданных доказательствабожественного почитания. Самые высокие сановники империи падали ниц дажеперед пустым его троном или перед ширмой из желтого шелка, которую украшалиизображения дракона – символа могущества и черепахи – символа долголетия.Император Китая считался властелином мира. Культ предков – древняя традиция, с незапамятных времен наложившаяглубокую печать на все стороны духовной жизни китайского народа. Ее суть –почитание и обожествление общего предка рода по мужской линии; вера живыхлюдей в продолжение существования умерших родственников, в магическоевлияние мертвых на живых, в сохранении постоянной связи между ними. Инымисловами, культ предков – это вера в самостоятельное существование духапокойника. Истоком веры древних китайцев в потустороннюю жизнь было прежде всегосновидение, которое служило не только подтверждением возможности отделениядуши человека от его тела, но и обоснованием потусторонней жизни усопшего. Культ предков дает о себе знать и в современном Китае: многиекрестьяне верят в потустороннюю жизнь прародителей, поэтому приносят имжертвоприношения – пищу, миниатюрные предметы домашнего обихода. Нынерелигиозные суеверия “модернизировались”: в некоторых местах КНР у гробастали сжигать бумажные изображения телевизора и стиральной машины. Неправомерно культ предков сводит лишь к суеверию: он, помимосуеверного назначения, призван сохранить память живых о мертвых. Культпредков не только религией для китайского народа, но и единственнымнравственным кодексом. В глазах китайца не существовало безнравственности,чем неуважение к предкам.Вера в духов. Суеверные китайцы почитают разных духов, которые якобы олицетворяютсилы природы: духов неба, земли, гор, морей, духов животных, деревьев. Духиспециализировались в самых различных областях: дух, защищающий поля отвредителей; дух, охраняющий колодец; дух, радости и блаженства; дух рынка;дух – покровитель шелковичного червя и т.п. Не исчезли старые обряды и при захоронении. Умер человек. Его быстрохоронить нельзя: время захоронения определял прорицатель. С покойникомхоронили ценные вещи. Из дорогого дерева изготавливали гроб, в него клалиденьги для “дорожных расходов” усопшему. И по ныне эти веры сохранились.Культ дракона. Это мифическое животное пользовалось у китайцев огромнойпопулярностью. оно считается тотемом далеких предков китайского народа,древним символом китайской нации и началом ее культурного развития. По китайской мифологии дракон – повелитель водной стихии – дарил людямводу, щедро орошал поля тех, кто верно служил ему, защищал крестьян отнеисчислимых бедствий. В иерархии китайских божеств дракон занимает третьеместо после Неба и Земли. Дракон изображался в самых причудливых видах. Его глаза похожи накроличьи, а уши – на коровьи; у него растут длинные усы, туловище покрыточешуей, четыре тигровые лапы имеют орлиные когти и другие. Но во всехслучаях облик этого мифического животного выглядел величественным, суровыми воинственным.[pic] Танец золотых драконовМедицина. Самым интересным и привлекательным в китайской культуре для менябыла медицина. Мы очень мало знаем о ней. Хотя даже то, что знаем поражает.Достижения китайцев в медицине поистине огромны. Еще с давних временпроблема здоровья тревожила этот народ. И хотя многие их рецепты и открытияпотеряны или забыты, даже оставшиеся известные современникам во многомопережают европейскую медицину.Вот, например, результатом одного из последних достижений их медицины сталаклиника, в которой проходят лечение безнадежные больные, впавшие в кому илилетаргический сон. В результате лечения из клиники самостоятельно вышло уженесколько десятков бывших больных. Срок лечения от 2-х до 3-х месяцев, иеще ни одного случая неудачи. Самый тяжелый больной - мужчина 40 лет,пролежавший без сознания более 3-х лет, на его пробуждение понадобилось 2,5месяца. Притом лечение проводится не современными средствами(медикаментозными, аппаратными), а массажами, акупунктурой, травами идругими средствами известными лишь китайским лекарям. По их утверждениюболезни, которые они лечат не физические, а духовные и они по-своемудостигают пробуждения сознания больного. А реабилитация физическая с ихпомощью проходит также в сжатые сроки. Медицина в Китае одна из древнейших наук, которая насчитывает уже 4тыс. лет. В классическом труде “Хуан-ди нэйцзин”, написанном 2400 лет томуназад, дано изложение некоторых понятий анатомии, физиологии, патологии идиагностики, а также описаны методы лечения различных заболеваний. Этакнига заложила основы традиционной китайской медицины. Около двух тысячелетий насчитывает метод лечения болезнейиглоукалыванием. В 1026 г. в Китае была изготовлена бронзовая фигурачеловека с отмеченными на ней точками иглоукалывания. Она стала учебнымпособием для всех поколений врачей - иглотерапевтов. Методом иглоукалыванияв Китае исцеляют около 300 заболеваний. Массаж - это один из древнейших методов безлекарственного лечения.Китайский точечный массаж существует уже около 5 000 лет. В эпоху "Весны","Осени" и "Борьбы царств " (770 - 222г. до н. э.) появились первые книги,описывающие методы пальцевого массажа. В ДревнемКитае существовали специальные врачебно - гимнастические шкалы, в которыхширокоприменяется массаж. Во время династии Сун была создана книга "Бэй-ций-узюфан" - о применении точечного массажа при оказании скорой медицинскойпомощи. На теле человека около 7 000 биологически активных точек, связанныхс определенными внутренними органами. Точечный массаж полезен приразнообразных гипертонических заболеваниях. Массаж зон улучшаеткровообращение, стабилизирует защитные силы, и поэтому начинать деньрекомендуется с него. При сердечно - сосудистых нарушениях неврогенногохарактера лекарственная терапия не всегда необходима. На первый планвыступает нормализация жизни, режим труда, отдыха и питания,разъяснительные беседы, психотерапия. Сократ говорил: "Как нельзяприступить к лечению глаз, не думая о голове, или лечить голову, не думая овсем организме, также нельзя лечить тело, не леча душу".Астрономия и география. Значительного развития достигли в древнем и средневековом Китаеастрономия и география. В древних китайских астрономических книгахупоминается о планетах, кометах, о периодичности затмений. Уже 2700 леттому назад в Китае продолжительность года была определена в 3651/4 суток.Самый древний в мире каталог звезд был составлен китайскими астрономамиГань Дэ и Ши Шэном (350 г. до н. э.). В нем описаны положения сотен звезд исозвездий. Этими материалами пользуются и сейчас.Одежда. Наиболее популярны европейские костюмы. Яркие цвета, красивые иразнообразные фасоны. Женщины носят шелковые кофты, украшенные яркимивышивками. В деревнях сохранилась национальная одежда. Одежда крестьянпредставляет собой короткую куртку, похожую на женскую кофту с длиннымирукавами, и широкие шаровары, обмотанные у щиколоток тесёмкой. Это одеяниешьется из синей хлопчатобумажной материи, а в холодное время годаподбивается ватой. Летом крестьяне носят более просторные кофты и короткиешаровары из такой же материи, но белого цвета. Головным убором крестьянинаобычно служит платок. В жаркую или дождливую погоду он надевает соломеннуюшляпу с широкими полями, которая заменяет зонтик. Обувью крестьянину служаттуфли, сшитые из бумажной материи, с толстыми кожаными или войлочнымиподошвами. Костюмы деревенских женщин, в общем, схож с мужским. Китаянки носятшаровары, завязанные у щиколоток, только верхняя женская одежда болеепросторна и нарядна. Женская блуза (курма) имеет широкие рукава инадевается сверху на юбку. Одним из самых распространенных и традиционныхвидов китайской женской одежды является халат со стоячим воротником(ципао). Простой по покрою и удобный в носке такой халат четкообрисовывает линии тела. Рукава ципао, составляющие одно целое со всемхалатом, либо длинные, либо короткие. Застегивается ципао обычно на правуюсторону. Чтобы халат не стеснял движений при ходьбе, внизу по бокам егоделаются разрезы. Преимущество халата ципао перед другими видами женскойодежды заключается в легкости шитья и в использовании для него обыкновенныхтканей.Национальная кухня. Китайская кухня отличается большим разнообразием, что достигается спомощью огромного количества приправ и специй: они придают изделиям повароввнешнее изящество, увеличивают их питательность, устраняют специфическийзапах некоторых блюд (баранины, рыбы и др.). Насчитывают до 400 видовразличных приправ и специй, из них не менее 100 употребляются постоянно. Традиционно китайскую пищу едят с помощью пары палочек, изготовленныхиз бамбука, металла, пластмассы или из слоновой кости. Основу китайской национальной кухни составляют блюда из самыхразнообразных продуктов: крупы, муки, овощей, мяса, рыбы, морскихбеспозвоночных животных, водорослей, домашней птицы, молодых побеговбамбука и др. Рис – самое распространенное и самое любимое блюдо в Китае. Вкитайских семьях рис, как правило, подается в конце обеда. Приготовлениериса имеет свои особенности, очищенный рис варят не в воде, как это делаютевропейцы, а на пару: наполненное рисом бамбуковое решето ставят на горшокс водой и кипятят на огне. Пар от воды размягчает зерна риса, но неразваривает их в кашу. Специфичность пищи китайцев заключается в ее безмолочности. Молочныепродукты употребляют лишь народы монгольской , тибетской и тюркскойнациональностей. Вторая особенность китайкой пищи – это вкусовой контраст:блюда готовятся пресными, но подаются вместе с острыми, разнообразнымисоусами. В основе рациона – крупяные и овощные блюда ( на – юге рис, насевере – пшеница, гаолян, чумиза). Популярными кушаньями являются пельмени,лапша мучная и гороховая. Пресноводная и морская рыба составляетповседневное меню. Мясо (свинина. Говядина), битая птица (куры, утки)входят главным образом в праздничную пищу. Широкой популярностью у китайцев пользуются блюда и изделия из муки.Среди них: лапша, вермишель, различного рода лепешки, паровые хлебцы,пельмени, ушки, сладкое печенье. Большую роль играют в китайской кухне овощи. Наиболее широкоиспользуются капуста (салатная китайская, белокочанная, сычуаньская),батат, картофель, редька разных видов, зеленый лук-батун, чеснок, томаты,перец, шпинат, зеленые стручки фасоли и др. популярны толстые молодыеростки бамбука в вареном виде, гарнирах и консервах. Овощи в большомколичестве маринуют, солят в соевом соусе, квасят, сушат. Они являютсяосновной закуской к кашам, особенно засоленные в соевом соусе редька исалатная капуста. Особый деликатес в китайской кухне – пекинская утка. Вначале еепотрошат, обваривают, ощипывают и обсушивают, затем поджаривают подвешеннойв специальных печах. Горячую утку режут на куски вместе с поджареннойкорочкой. Едят утку так: кусочки мяса кладут на тонкие блинчики, ихполивают густым сладким соусом, заправляют нарезанным луком и сворачивают втрубочку. В китайской кухне широко употребляются куриные и утиные яйца. Дляприготовления некоторых холодных и горячих закусок используются утиныеяйца. Консервированные особым способом. Их обмазывают смесью золы сизвестью, содой и солью и выдерживают в течение 20-100 дней в чанах илиземле. В результате такой выдержки белок приобретает коричневый цвет, ажелток – зеленый. Яйца становятся своеобразными на вкус. На юге Китая один из деликатесов называется “бой дракона с тигром”.Такое блюдо состоит из мяса змеи, которая олицетворяет дракона, и мясакошки, которая олицетворяет тигра. Широко используются разнообразные морские продукты. Деликатесомсчитаются плавники акул и трепанги. Сладкие блюда состоят в основном изплодов и фруктов. Из напитков на первом месте чай, который издавнасчитается не заменимым напитком в Китае.Иероглифы. Общее количество китайских иероглифов доходит до 80 тыс. такаяогромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих вековсуществования иероглифической письменности китайские писатели придумывалиновые иероглифы, которые сохранялись только в их произведениях. Реально вовсех видах текстов используется не более 10 тыс. иероглифов. Ныне длячтения современной китайской литературы достаточно знать 3 тыс.иероглифов. Официальный минимум иероглифов, необходимый для ликвидациинеграмотности, составляет: для крестьян 1,5 тыс., а для рабочих и служащих– 2 тыс. неграмотным считается тот, кто знает менее 500 иероглифов.Театральное искусство. Важное место в духовной жизни китайского народа занимает театральноеискусство. Китайский музыкальный театр (опера) объединяет в себе элементымузыки, пения, диалога, танца, акробатики и упражнения военного искусства смастерски написанным текстом и техникой воплощения. В традиционной китайской опере широко используются условности, активноприменяется символика. Так, например, специальными движениями изображаетсявыход или вход в дома, подъем или спуск по лестнице и т.д. Из всех форм китайского традиционного театра самой представительнойявляется пекинская опера. Ее музыка – по преимуществу оркестровая, вкоторой ударные инструменты создают большое эмоциональное воздействие.Главными ударными инструментами являются гонги и барабаны. Используютсятакже трещотки, сделанные из твердой древесины или бамбука, струнныйинструмент (пекинская скрипка). Новой формой театрального искусства для Китая стала разговорнаядрама, появление которой относится к 1906 г. ныне этот вид искусстваполучил широкое распространение. У китайского зрителя традиционно большойпопулярностью пользуется кукольный театр, который насчитывает более чем2000-летнюю историю. Самыми распространенными инструментами являются цинь – струнныйинструмент, хуцинь – двухструнная скрипка с резонатором в форме барабана,пипа – четырехструнная лютня; духовые инструменты – флейта сяо, флейта ди,духовой язычковый инструмент. Китайский танец известен с давних времен. Современная западнаяхореография появилась в Китае в 20-30-х годах. Ныне восстановлено множествотрадиционных народных танцев и создан новый жанр – китайская танцевальнаядрама и балет. Акробатика – один из древнейших в мире видов зрелищного искусства,история которого насчитывает около двух тысячелетий и которая обрела статуссценического искусства. Миллионы людей в Китае, от пенсионеров до дошкольников, начинают свойтрудовой день с занятий “ушу”, что в переводе с китайского означает“искусство ведения боя”. “Ушу” – это традиционная национальная гимнастика, и вид спорта, исредство самообороны, и просто красивое зрелище. Упражнения “ушу” в Китаедемонстрируют в цирке и на эстраде, чемпионов по “ушу” знает вся страна.Современная китайская медицина считает, что “ушу” повышает тонус организма,способствует бодрости и хорошему настроению.Архитектура и строительство. Не менее интересна для меня китайская архитектура и строительство. Аименно Великая Китайская стена. Она поражает своей монументальностью.Данные о ее длине очень разные: прямая линия между двумя конечными точкамисоставляет 2450 километров, а стена со всеми ответвлениями и изгибами,должно быть, равна от 6000 до 6500 километров!!! Ее ширина 5,5 метра, чтопозволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом пятикавалеристам.Изобразительное искусство. Изобразительное искусство зародилось в Китае еще в эпоху неолита(около 6 тыс. лет назад). В IV-V вв. сложились основные формы китайской живописи (гохуа). Этотрадиционная китайская живопись на шелковых или бумажных свитках тушью икрасками, разведенными в воде. Манере китайских художников присуща высокаятехника письма кистью, тонкость цветовых оттенков, пластичность ивыразительность линий, особое изображение пространства в картине. Традиционным в искусстве Китая были и остаются пейзажи: горы и реки,цветы и птицы. Картины в целом и их отдельные детали имеют собственноетолкование. Так, часто изображаемая на полотне сосна символизируетстойкость и долголетие, ива – женственность, скромность, орхидея – простотуи благородство и т.д. Наряду с традиционной китайской живописью большое развитие получилаживопись маслом, резьба по дереву, скульптура, книжки-картинки, карикатура.Особой популярностью пользуется лубочная картина. На основе старыхтехнологических и художественных традиций продолжает развиваться такжелаковая живопись.Декоративно -прикладное искусство. Традиции древнего декоративно прикладного искусства, которое началоразвиваться еще 5-6 тыс. лет назад, продолжает продолжают современныекитайские мастера. Их насчитывается более 600 видов. Прикладное китайское искусство и ремесла делятся на семь основныхкатегорий: резьба, работы по металлу, ткачество и вышивание, плетениекорзин и циновок, производство фарфора и керамики, картины из цветов ирастений, а также лакирование. Искусство резьба включает в себя резьбу по нефриту и другим камням,кости, дереву,бамбуку, рогу, кокосовому ореху, черепице, литью и т.д. Особенно широко известна китайская резьба по нефриту, традиционноявляющемуся одним из самых высоко ценимых камней в Китае. Изделияпользуются в мире огромным спросом. Резьба по слоновой кости издавнасчитается одним из наиболее популярных видов художественного ремесла. Китай – страна с богатейшими традициями ткачества и вышивания.Специалисты в этом виде ремесла производят парчу и кэсы, плетут кружева,.Делают аппликации, ручную вышивку на одежде. Высокого уровня достиглоискусство обесцвечивания ткани, хорошо развито красильное дело. Керамические изделия – продукт выдающихся достижений многих поколенийкитайских гончаров. Особым изяществом и красотой отличается так называемаябурая керамика с характерным для нее самобытным национальным стилем. Во всем мире широко известен китайский бело-голубой и розовый фарфор,а также тончайший фарфор, называемый “яичная скорлупа”. Очень популярен в Китае такой вид ремесла, как изготовление плетеныхизделий (корзин, блюд для фруктов, ширм, шляп, вееров и т.д.). в качествематериала используют бамбук, раттан ( индийский тростник), альпийская ива,стебли злаковых растений. Традиционными китайскими работами по лакуявляются резные лаки, полированные лаки, инкрустированные перламутром.Праздники. Из традиционных народных праздников, отмечаемых в Китае, самымпопулярным является Праздник Весны (или китайский Новый год). Праздник весны имеет непосредственную связь с начало полевых работ. Накануне Нового года на улицах, в жилых и общественных зданияхвывешиваются многочисленные “эмблемы счастья”. На дверях, стенах и окнахжилых домов вывешиваются различные рисунки, имеющие свою символы: ваза –безмятежность, рыба – пожелание материального благополучия и достатка ит.д. красный цвет во время праздника виден везде, так как это цвет солнца,юга и символ радости. Официальным окончанием встречи Нового года считаетсяПраздник фонарей, который приходится на 15 января по лунному календарю.Праздник фонарей отмечается в честь солнца и продолжается пять дней. Этотпраздник сопровождается книжными выставками, ярмарками, концертами,танцами, хороводами.Праздник лета отмечается в конце мая или в начале июня. Его называютПраздником дракона, потому что дракон имеет непосредственное отношение кводе, а вода – основа урожая.Праздник поминания (Цинмин – праздник чистого блеска) приходится на конецмарта и начало апреля, когда наступают ясные и светлые весенние дни. Этотпраздник одновременно является и Праздником могил – байшань (буквально“поклонение горам”), что объясняется тем, что в Китае покойниковпредпочитали раньше хоронить в горах и холмистых местах. В эти дни всенаправляются к могилам родственников и приводят их в порядок. В КНР вошло в обычай в день Праздника могил устраивать мероприятия впамять о жертвах революции и павших героях.Праздник лета отмечается в конце мая или в начале июня. Его называютПраздником дракона, потому что дракон имеет непосредственное отношение кводе, а вода – основа урожая.Праздник середины осени (или Праздник урожая) по европейскому календарюприходится на конец сентября и непосредственно совпадает с окончаниемуборочных работ. Каждое лето в Китае проводятся Праздник цветов. Он проходит околомесяца, а затем выбирается победитель. Замечательно попасть в парк, гдетебя повсюду окружают одни цветы. Они посажены не в землю, а горшки. Каждоеутро эти горшки меняют, при этом сохраняют порядок расположения рисунка,составленного из цветов, и делают это до прихода посетителей.Каждый год, зимой, там традиционно проводится конкурс на лучшую фигуру изснега. Все фигуры сделаны так искусно, аккуратно. Это нужно быть настоящиммастером для того, чтобы сделать такую фигуру и при том не изо льда, а изснега. Также в Китае каждую зиму проводится конкурс на лучшую фигуру изольды. Строятся целые ледяные городки. Между льдин помещены разноцветныефонарики, благодаря которым, городок светится различными цветами. Этосоздает ощущение, что этот городок настоящий и в нем живут люди. Этотконкурс идет на протяжении всей зимы. Конкурсанты съезжаются, а он проходитв Харбине, со всего Китая. Победитель получает довольно большой денежныйприз. Таковы наиболее популярные в китайском народе традиционные праздники. Они– плод пытливой мысли, богатой фантазии и выдумки китайского народа,соединения реального бытия и незаурядного воображения. И как бы ниповышался его культурный уровень, как бы разум ни вытеснял суеверия,традиционные праздники останутся надолго в сознании китайцев как прекрасноетворение предков, как волшебная сказка, наполненная очарованием, какторжество добра и справедливости над злом и обманом, как радость жизни итруда. Список литературы:1. В.Я. Сидихменов “Китай: общество и традиции” – 1990 г. (с. 17-34, 38-51)2. Л.С. Васильев “История религии востока” – 1989 г. (с. 40-51)3. “Большая советская энциклопедия”, т. 4, статья “Буддизм” – 1971 г. 4. Г.В. Гриненко “Хрестоматия по истории мировой культуры” – 1998 г. (с. 110-115)




Похожие:

Национальные особенности Китая iconНациональные особенности менеджмента

Национальные особенности Китая iconНациональные особенности российского предпринимательства

Национальные особенности Китая iconЭтапы и национальные особенности промышленной революции

Национальные особенности Китая iconСтатья посвящена анализу структуры современных национальных интересов России Ключевые слова Национальный интерес, национальная безопасность, жизненно важные национальные интересы,важные национальные интересы; S
Национальный интерес, национальная безопасность, жизненно важные национальные интересы,важные национальные интересы
Национальные особенности Китая iconСто великих мифов и легенд. Москва "вече" 2003
Мифы и сказания разных народов ярко отражают национальные особенности, характер
Национальные особенности Китая iconСписок тем рефератов по дисциплине «Культура Китая»
Доктринальное влияние западной культурной традиции на традиционную культуру Китая
Национальные особенности Китая iconПолитическая философия Китая Нового времени
Китая 19 – начала 20 в., познакомить студентов с основными течениями и этапами эволюции политической мысли этой страны
Национальные особенности Китая iconКитай- одно из крупнейших по площади и численности населения государств. Столица Китая – Пекин
Китая входят более 5000 островов, среди которых самыми крупными являются Тайвань и Хайнань
Национальные особенности Китая icon«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо
Национальные казахские виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи
Национальные особенности Китая iconКультура древнего Китая
Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы