Социально-экономические аспекты трудовых договоров icon

Социально-экономические аспекты трудовых договоров



НазваниеСоциально-экономические аспекты трудовых договоров
Дата конвертации12.08.2012
Размер263.59 Kb.
ТипРеферат
Социально-экономические аспекты трудовых договоров


Министерство общего профессионального образования рф МОСКОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИчЕСКОГО ОБРАЗОВАНИя РЕФЕРАТ по курсу: экономика и социология труда на тему: Cоциально – экономические аспекты индивидуальных и коллективных трудовых договоров. Выполнила студентка группы I Видное 2000 СОДЕРЖАНИЕ:1. Коллективный договор – одна из форм социально-партнерских отношений в установлении условий труда............................................... 32. Понятие коллективного договора. Стороны коллективного договора ... 43. Содержание коллективного договора, его структура, срок действия ....84. Порядок заключения коллективного договора. Разрешение возникающих разногласий.................................................................. .....115. Контроль за выполнением условий коллективного договора. Ответственность за нарушения коллективного договорного законодательства и невыполнение коллективных договорных условий..136. Список использованной литературы …………………………………….. 17 I. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР - ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСТАНОВЛЕНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА Становление и развитие рынка труда в России и новых по своемухарактеру общественных связей в кооперации труда обусловили изменениесодержания и сущности коллективного договора - основной разновидностисоциально-партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно напредприятиях, в учреждениях и организациях. В условиях деинтеграции трудового законодательства коллективныйдоговор всё более явственно приобретает черты локально-правовогонормативного акта, призванного служить своеобразным трудовым кодексом длянаемных работников и работодателей на конкретном предприятии. Нормативныеположения по сравнению с обязательственно-правовыми становятсядоминирующими в его содержании. Будучи одной из форм внезаконодательногоправотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системыусловий труда, действующей в рамках данного предприятия независимо от формсобственности, ведомственной принадлежности и численности работников. Правовая сущность коллективного договора в условиях перехода крыночным экономическим отношениям неоднозначна. Она построена на двухначалах: на идее автономии (управленческой суверенности) предприятия всфере труда, осуществляемой его главой - работодателем (собственником,предпринимателем), и на участии профсоюза или иного защитникапрофессиональных и социальных интересов наемных работников в урегулированиитрудовых, социально-экономических и профессиональных отношений междуработодателем и работниками. Коллективный договор как нормативное соглашение, посредством которогодостигается сочетание и примирение этих двух идей, не может рассматриватьсяв качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки, ибо преследует другиецели и имеет другую, более обширную социальную сферу действия. Если обычнаягражданско-правовая сделка порождает обязательства для её сторон,коллективный договор в силу его нормативности распространяет своё действиене только на его непосредственных участников, но и на тех работниковпредприятия, которые не имели прямого отношения к его разработке иодобрению. Не решает вопрос существа вопроса и позаимствованная из частного праваидея рассмотрения коллективного договора в качестве соглашения в пользутретьих лиц, ибо такое понимание игнорирует социально-партнёрскуюнаправленность этого договора, предполагающую удовлетворению прежде всеговзаимных интересов его участников. Кроме того, объяснение юридическойприроды коллективного договора при помощи понятий и категорий публичногоправа также требует большой осмотрительности, т.к. профсоюз и иной орган,заключающий договор от имени коллектива работников, не располагаетавторитетом публичной власти по отношению к тем, кому он адресован. Необладает такой властью и работодатель (собственник, предприниматель), поотношению к коллективу работников. Его полномочия касаются распоряженияимуществом предприятия, но не трудовым коллективом. II. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА. СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА. В соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективныхдоговорах и соглашениях» в редакции от 24 ноября 1995 года коллективныйдоговор - это правовой акт, регулирующий социально трудовые отношения изаключаемый работниками организации, филиала, представительства сработодателем. Несмотря на то, что с момента вступления в действие Закона РФ «Околлективных договорах и соглашениях» прошел сравнительно небольшой период,он в некоторых своих частях отстал от произошедших в экономике и обществеизменений. Возникла потребность приведения его в соответствие собновляющимися и развивающимися общественными отношениями. В последнее время принят ряд новых законов, которые так или иначевлияют на содержание Закона «О коллективных договорах и соглашениях». Это -Конституция РФ, Гражданский Кодекс (части I и II), Федеральные законы «Обобщественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах игарантиях деятельности», «О порядке разрешения коллективных трудовыхспоров» и другие. Ряд вопросов поставила практика заключения и исполнения коллективныхдоговоров и соглашений. Приведенные выше обстоятельства потребовали внесения изменений идополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.)для приведения его в соответствие с существующей социально-экономическойситуацией, условиями рынка, новым законодательством. Потребовалось болееполно учесть отечественную и зарубежную практику, ответить на вопросы, накоторые Закон не давал прямого ответа. 20 октября 1995 года Государственная Дума приняла, а 24 ноября того жегода Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений идополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Он былопубликован 5 декабря 1995 года и с этой даты вступил в силу. Задачи этого Закона прямо указаны в его ст. 1: «Настоящий закон устанавливает правовые основы разработки, заключенияи выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействиядоговорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованиюсоциально-экономических интересов работников и работодателей». Такие задачи выполнимы, а цели достижимы лишь на основе социальногопартнерства. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах игарантиях деятельности» (п. 1 ст. 15) прямо предусматривает, что отношенияпрофсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями),органами государственной власти и органами местного самоуправления строятсяна основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовыхотношений, их представителей, а также на основе системы коллективныхтрудовых договоров, соглашений. Коллективный договор является разновидностью социально-партнерскогорегулирования трудовых отношений на уровне предприятия. Он выражаетинтересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Такаяразновидность партнерства получила наименование бипартизма. Другиеразновидности социального партнерства возможны на более высоком уровне:1. региона, отрасли - в форме региональных и отраслевых тарифных и иных социально-экономических соглашений;2. на общегосударственном уровне - в форме генеральных соглашений.Эти разновидности социального партнерства могут выражать интересы не толькодвух, но даже трех социальных групп: наемных работников (представленныхобычно профсоюзами), работодателей (предпринимателей, собственников),государственных структур (министерства, правительство). Последняя формасоциального партнерства получила название трипартизма.( Социальное партнерство не должно вести к соглашательству сработодателями или, напротив, к постоянной острой конфронтации. Оно должноспособствовать выработке таких позиций и договоренностей, которые позволяютудовлетворить интересы сторон в конкретных условиях, достичь компромисса,способного привести к установлению социального мира в организации, регионе,отрасли, стране в целом. Говоря о понятии коллективного договора, нельзя не отметить, что внауке и на практике его рассматривают также в качестве института трудовогоправа России. Будучи таковым, коллективный договор объединяет довольнообширную группу федеральных, республиканских, отраслевых и локальных нормправа. Совокупность юридических норм, образующих институт коллективногодоговора, относится к Общей части трудового права, поскольку они направленына комплексное регулирование трудовых и организационно-управленческихотношений, а не каких-то их отдельных элементов. Нормы институтаколлективного договора выступают юридической формой установления условийтруда, регулирования трудовых отношений между работодателем и работникамипредприятия (независимо от его ведомственной принадлежности и формысобственности). К заключению коллективного договора предъявляется ряд требований(принципов): соблюдение законодательства; полномочность представителейсторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов,составляющих содержание коллективных договоров; добровольность принятияобязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств;систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Как институт трудового права и нормативно-правовой акт коллективныйдоговор занимает свое место в иерархии иных правовых актов - законов,трудовых договоров (контрактов). Условия договоров, заключенных всоответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий,на которые они распространяются. Условия коллективных договоров, ухудшающиепо сравнению с законодательством положение работников, недействительны.Запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положениеработников по сравнению с законодательством, коллективными договорами исоглашениями.( Таким образом, концепция коллективного договора исходит изпредположения широкого развития социально-партнерской правовой формырегулирования трудовых, социально-экономических и профессиональныхотношений, установленной на допускаемой внезаконодательной основе, т.е. безучастия законодателя. Но такое регулирование, однако, возможно лишьпостольку, поскольку оно не идет вразрез с интересами государства иобщества. Согласно Закону РФ «О коллективных договорах и соглашениях» сторонамиколлективного договора выступают:1) работники в лице одного или нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;2) работодатель непосредственно или уполномоченные им представители.Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурныхединицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формысобственности, ведомственной принадлежности и численности работников. Будучи стороной коллективного договора, работники выступают не какотдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта -трудового коллектива предприятия в целом или его отдельного структурногоподразделения (с правами юридического лица). При этом сами работники итрудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективногодоговора, а действуют в лице профсоюзов или иных уполномоченныхпредставительных органов. Таким образом, следует различать, во-первых,сторону коллективного договора - ею является работники (трудовой коллектив)и, во-вторых, участников коллективного договорного процесса - ими настороне работников могут быть профсоюзные и иные уполномоченныепредставительные органы. Обращают на себя внимание принципиальные положения о том, что органамобщественной самодеятельности, если они будут созданы, требуется социальноеполномочие от работников организации на представительство от их имени. Профсоюзные органы полномочны представлять работников приколлективных переговорах и заключении коллективных договоров, соглашений всилу своего устава, содержащего право на это представительство. Орган первичной профсоюзной организации, действующей в организации, напредприятии, в учреждении полномочен представлять работников организациипри коллективных переговорах и заключении коллективного договора всоответствии с уставом его профессионального союза, содержащего такоеуказание на такое представительство, либо на основании положения опервичной профсоюзной организации, принятого ею в соответствии с уставомпрофсоюза или на основании общего положения о первичной профсоюзнойорганизации соответствующего профсоюза. В подготовке и принятии соглашений на каждом уровне участвуетсоответствующее профсоюзное звено:«общероссийский профсоюз» - добровольное объединение членов профсоюза -работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общимисоциально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всейтерритории Российской Федерации или на территориях более половины субъектовРФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной илинескольких отраслей деятельности;«общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов» - добровольноеобъединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений(ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Россииили на территориях более половины субъектов РФ;«межрегиональный профсоюз» - добровольное объединение членов профсоюза -работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее натерриториях менее половины субъектов РФ;«межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов» -добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальныхобъединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всейтерритории России или на территориях менее половины субъектов РФ;«территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов» -добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило,на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района;«территориальная организация профсоюза» - добровольное объединение членовпервичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее натерритории одного субъекта РФ либо на территориях нескольких субъектов РФ,либо на территории города или района;«профсоюзный орган» - орган, образованный в соответствии с уставомпрофсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичнойпрофсоюзной организации.( Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциаций),профсоюзных органов на своем уровне принимает участие в коллективныхпереговорах, заключении и дополнении коллективных переговоров, соглашений,в контроле за их выполнением. Учитывая, что в условиях плюрализма на предприятии возможны случаи,когда одновременно несколько представительных органов будут претендовать назаключение договора, разрешение проблемы полномочного органа должно бытьотдано самим работникам (трудовому коллективу). Общее собрание(конференция) коллектива в этих случаях вправе поручить заключение договораот его имени одному или нескольким профсоюзным комитетам. При отсутствии напредприятии профсоюза или в случае оказания ему недоверия трудовойколлектив может уполномочить заключить коллективный договор другойпредставительный орган, например, совет трудового коллектива (СТК). Второй стороной коллективного договора является работодатель илиуполномоченные им представители. Работодателем обычно выступает либопредприниматель, либо руководитель предприятия. Что касается уполномоченныхпредставителей работодателя, то законодатель их не конкретизирует, однакона практике ими могут быть любые должностные лица из числа администрациипредприятия (структурного подразделения, обладающего правами юридическоголица), на которых распространяются управленческие полномочия работодателя.Представители работодателя должны иметь соответствующие полномочия,зафиксированные в уставе организации либо в ином правовом акте. Таким актомможет быть решение правления, совета директоров организации. Полномочия поведению коллективных переговоров от имени работодателя руководительпредприятия своим приказом может предоставить определенному должностномулицу из руководящего состава предприятия (например, своему заместителюначальнику отдела труда и заработной платы). Но подписание коллективногодоговора от имени работодателя должно быть, как правило, в рукахруководителя предприятия, как лица, отвечающего за его деятельность,распорядителя средствами предприятия, его имуществом, другими ценностями,составляющими материальную основу коллективного договора. Полномочными на ведение переговоров и заключение соглашений должныбыть объединения работодателей, органы государственной власти, органыместного самоуправления, их представители. Примером закрепления такихполномочий на одном уровне может служить утвержденное постановлениемПравительства РФ от 18 июля 1996 г. Положение о Министерстве путейсообщения РФ. В п. 6 этого Положения прямо записано, что МПС Россииучаствует в соответствии с законодательством РФ в качестве единогопредставителя работодателя при разработке, заключении и выполненииотраслевого (тарифного) соглашения. Документальное подтверждение представительских полномочий от именисторон коллективных договоров, соглашений - одно из решающих условийпризнания юридической силы этих нормативных правовых актов. III. СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, ЕГО СТРУКТУРА, СРОК ДЕЙСТВИЯ. Под содержанием коллективного договора понимаются согласованныесторонами условия (положения), призванные регулировать трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения на данном предприятии.Структурно указанные условия (положения) можно разделить на три вида:нормативные;обязательственные;информационные. Нормативные условия (положения) коллективного договора - локальныенормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которыераспространяются на работников данного предприятия либо егопроизводственной единицы. По целевой направленности нормативные положенияпризваны решать три группы правовых вопросов:1) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорный порядок их разрешения;2) когда существует явный пробел в законодательстве, но их разрешение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства;3) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данного предприятия (структурного подразделения). Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» установил довольночёткое соотношение между нормативными положениями договора изаконодательства. В ст. 13 этого Закона говорится, что в коллективномдоговоре с учетом экономических возможностей предприятия могут содержатьсяболее льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению снормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями. Этокасается дополнительных отпусков, надбавок к пенсиям, досрочного ухода напенсию, компенсации транспортных расходов и командировочных, бесплатногоили частично оплачиваемого питания работников на производстве и их детей вшколах и дошкольных учреждениях, иных дополнительных льгот и компенсаций.Помимо названных к числу наиболее часто встречающихся нормативных положенийколлективного договора относятся нормы, устанавливающие: переченьработников с ненормированным рабочим днем и продолжительность для нихдополнительных отпусков; запрет привлекать к сверхурочным работам лиц,проходящих производственное обучение; порядок выдачи заработной платы;выдачу нарядов на сдельные работы до начала работы; льготы и преимуществапри выдаче бесплатных путевок в дома отдыха, распределение жилой площади;порядок выплаты внеплановых авансов и т.п. Например, «Работникам предприятия, достигшим пенсионного возраста. Приувольнении с предприятия по собственному желанию выдавать единовременноепособие за непрерывный стаж работы на предприятии из расчёта 10 000 (10)рублей за каждый полный отработанный год непрерывного стажа (перевод в стажне входит)».( Нормы, содержащиеся в коллективных договорах, - это нормы-соглашения.В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства(законодателя), предоставившего сторонам права по локальномуправотворчеству. Обязательственные условия (положения) коллективного договора. Вотличие от нормативных эти условия не означают правил поведения общегохарактера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны икасаются взаимных обязательств сторон, исполнение которых погашает самиобязательства. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 13)предусматривает, что в коллективный договор могут включаться взаимныеобязательства работодателя и работников по следующим вопросам: форма,система и размер денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции,выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятостьпереобучение, условия высвобождения работников; продолжительность рабочеговремени и времени отдыха, отпусков; улучшение условий и охраны трудаработников, в том числе женщин и молодёжи (подростков); добровольное иобязательное медицинское и социальное страхование; соблюдение интересовработников при приватизации предприятия, ведомственного жилья; льготы дляработников, совмещающих работу с обучением; контроль за выполнениемколлективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство,обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иныхуполномоченных работниками представительных органов; отказ от забастовок поусловиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном иполном их выполнении. Например, пункт 2 раздела 4 коллективного договора АО«Вагоностроитель» на 1997 г. предусмотрел, что в случае тяжелого финансово-экономического состояния на предприятии администрация вправе направлятьработников в вынужденный отпуск с оплатой согласно законодательству», атакже - пункт 8 раздела 5 коллективного договора АО «Цепрусс» на 1997 г.установил, при рождении второго и третьего ребенка в семье постоянногоработника предприятия оказывать материальную помощь в размере не менее 3-хминимумов заработной платы по совместному решению администрации и профкома. Информационные положения коллективного договора. Эти положения невырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства,актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых,региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросамрегулирования труда, социально-экономических и профессиональных отношений,характерных и для работников данного предприятия. Конкретный отбор ивключение этих положений в коллективный договор должен быть оптимальным,чтобы не перегружать его главного содержания - нормативных иобязательственных положений. Современное законодательство России предусмотрело срок действияколлективного договора от 1 до 3 лет. Начальный момент действия этогодоговора связывается с подписанием его сторонами, либо днём. Установленнымв самом коллективном договоре. По истечении установленного срокаколлективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новыйили не изменят, дополнят действующий.( В связи с действием коллективного договора на практике часто возникаютвопросы, сохраняется ли действие договора в случаях реорганизации иликвидации предприятия, смены собственника имущества предприятия,расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия.Однозначного ответа на указанные вопросы законодательство не дает. Так, если речь идёт об изменении состава, структуры, наименованияоргана управления предприятием, коллективный договор сохраняет своёдействие, также как при расторжении трудового договора (контракта) сруководителем предприятия, предпринимателем (не собственником). Приреорганизации предприятия коллективный договор сохраняет своё действие напериод реорганизации. Затем он может быть пересмотрен по инициативе однойиз сторон. При ликвидации предприятия в порядке и на условиях,установленных законодательством, коллективный договор действует в течениевсего срока ликвидации. Действие коллективного договора при смене собственника имуществапредприятия сохраняется лишь в течение 3 месяцев. В этот период сторонывправе начать переговоры о заключении нового договора или договориться осохранении, изменении и дополнении условий (положений) действующегоколлективного договора. По взаимному согласию сторон в течение срока действия коллективногодоговора в его содержание могут вноситься изменения и дополнения. Порядоких внесения определяется коллективным договором, а если он не определен - впорядке аналогичном порядку заключения этого договора. При этом в ходепересмотра коллективного договора должен быть решен вопрос о возможностисохранения льгот для работников и выполнения других условий,предусмотренных прежним договором. Например, «1. Дополнения и изменения вносятся в коллективный договор только висключительных случаях, а в прилагаемые к нему документы (Приложение) - помере необходимости. 2. Исключительным случаем считается изменение правовой или экономической и социальной ситуации предприятия, создающей невозможность выполнения обязательств, предусмотренных настоящим колдоговором. 2. Инициативой внесения предложений по дополнению или изменению колдоговора обладают: администрация АО, профсоюзная организация, трудовой коллектив. Они вносятся в порядке, установленном для принятия колдоговора, по взаимному согласию. 3. Принятые дополнения или изменения размножаются и направляются во все подразделения».( IV. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА. РАЗРЕШЕНИЕ ВОЗНИКАЮЩИХ ВОПРОСОВ. Действующее законодательство предусматривает обязательную процедуруразработки и заключения коллективных договоров. Начальной стадией такойпроцедуры являются коллективные переговоры. В качестве инициатораколлективных переговоров по разработке, заключению и изменению договоравправе выступить любая из сторон. Для этого она должна послать письменноеуведомление о начале переговоров другой стороне, которая обязана всемидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры. Приналичии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченныхработниками представительных органов каждому из них предоставляется правона ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза илипредставляемых им работников. Письменное уведомление о начале переговоров по новому коллективномудоговору любая из сторон вправе направить в течение трёх месяцев доокончания срока действия прежнего договора или в срок, указанный этимдоговором. Если в ходе переговоров между сторонами возникнут разногласия,составляется протокол разногласий. В течение трёх дней после составленияпротокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своегосостава примирительную комиссию, а при недостижении согласия в нейобращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. В качествепосредника стороны обычно выбирают авторитетного юриста (экономиста),специалиста или общественного деятеля. Примирительная комиссия либопосредник в срок до 7 дней рассматривают протокол разногласий и выносятрекомендации по существу спора. За время переговоров в отношении лиц, участвовавших в их проведении.Законодательство установило ряд гарантий и компенсаций. Представителисторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссий, навремя переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднегозаработка на срок не более 3 месяцев в течение года и включением времениучастия в переговорах в трудовой стаж. Представители профсоюзных организаций и трудовых коллективов,участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут бытьподвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу,перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительногосогласия уполномочившего их на представительство органа. Для конкретного ведения коллективных переговоров и подготовки проектаколлективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию изнаделенных необходимыми полномочиями представителей. Состав комиссии,сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решениемсторон. Участвующим в переговорах сторонам предоставляется полная свобода ввыборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективногодоговора. Работодатель и его уполномоченные представители обязаныпредоставить другой стороне имеющуюся у них информацию, необходимую дляколлективных переговоров. При этом участники переговоров, другие лица,связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, еслиони являются государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающиеэти сведения, привлекаются в установленном законом порядке кответственности. При недостижении согласия сторон по не зависящим от них причинамсоставляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированныепредложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а такжео сроке возобновления переговоров. Согласованные сторонами вопросы о порядке, сроках разработки проекта изаключения коллективного договора, составе комиссии по подготовке проекта,месте проведения и повестке дня переговоров оформляются приказом попредприятию и решением профкома или иного уполномоченного работникамипредставительного органа. В тех случаях, когда со стороны работников выступает сразу несколькопрофсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, имиформируется объединенный представительный орган для ведения переговоров,разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.Единый проект договора подлежит обязательному обсуждению работниками вподразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний,предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общимсобранием (конференцией) трудового коллектива и подписывается со стороныработников всеми участниками объединенного представительного органа.( Если в объединенном представительном органе не будет достигнуто единоесогласованное мнение, общее собрание (конференция) трудового коллективапринимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручаетпрофсоюзу, иному уполномоченному работниками представительному органу,разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключитьпосле утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор отимени трудового коллектива с работодателем. При несогласии принятия единогоколлективного договора профсоюз, иной уполномоченный работникамипредставительный орган вправе самостоятельно вести переговоры и заключатьколлективный договор от имени представляемых работников или предлагать изаключать приложение к единому коллективному договору, защищающееспецифические интересы представляемых работников по профессиональномупризнаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора иимеет равную с ним юридическую силу. Таким образом, в условиях плюрализмапрофсоюзов на предприятии допускается заключение и действие несколькихколлективных договоров.( Действующее законодательство предусмотрело процедуру уведомлениярегистрации коллективного договора, которая осуществляется всоответствующих органах Министерства труда и занятости РФ. Обязанностьнаправить в семидневный срок в указанные органы подписанные сторонамиколлективный договор, приложения, протоколы разногласий возлагается наработодателя. С уведомительной регистрацией, однако, не связываетсявступление коллективного договора в юридическую силу. Такое значение имеетне уведомительная регистрация, а акт подписания коллективного договора егосторонами. V. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ УСЛОВИЙ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НЕВЫПОЛНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРНЫХ УСЛОВИЙ. Эффективность действия коллективного договора во многом зависит оттого, как организован контроль за выполнением его условий (положений).Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматриваетосуществление контроля:непосредственно сторонами или уполномоченными ими представительнымиорганами (представителями);соответствующими органами Министерства труда и занятости населения РФ.При этом формы контроля могут быть самыми разнообразными и предусматриватькак проверку выполнения отдельных конкретных (взаимных) обязательствсторон, так и содержания договора в целом. Ежегодно (обычно в конце календарного года) или в сроки,предусмотренные в коллективном договоре, стороны, подписавшие договор,должны отчитаться о его выполнении на общем собрании (конференции)трудового коллектива. При осуществлении контроля и подготовке к отчетустороны обязаны предоставлять всю необходимую информацию. Например: «1. Контроль за исполнением коллективного договора осуществляет: 1. Администрация АО регулярно в соответствии с разработанным ею графиком проверок. 2. Профсоюзным комитетом поквартально. 3. Совместно на заседании профкома и администрации по окончании полугодия (паритетно). Расширенный профком окончательно определяет объективность причиннеисполнения тех или иных обязательств, дает общую оценку исполнения,выносит соответствующие рекомендации. 4. Трудовыми коллективами подразделений и последующей общезаводской конференцией по окончании календарного года, которые обсуждают выполнение колдоговора, выносят необходимые решения и рекомендации. 2. Неисполнение без уважительных причин обязательств, документов колдоговора, влечет за собой применение к ответственным лицам мер дисциплинарного воздействия в соответствии с КЗоТ РФ и Законом «О коллективных договорах и соглашениях».( Наряду с контролем важным средством обеспечения реального выполненияколлективного договора является устанавливаемая в отношении его сторонответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своихобязательств. Такая ответственность предусматривается различныминормативными актами и имеет свою специфику в зависимости от того, какаясторона и какие конкретно лица оказались виновными в невыполненииобязательств по коллективному договору. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматриваетюридическую ответственность главным образом должностных лиц, представляющихв договоре работодателя. Эта ответственность выражается преимущественно вформе штрафа и носит административно-правовой характер. Она устанавливаетсяза следующие нарушения:за уклонение от участия в переговорах;за нарушение и невыполнение коллективного договора;за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров иосуществление контроля за соблюдением коллективного договора. Ответственность лиц, представляющих работодателя, которые уклоняютсяот участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению договораили нарушили установленный 7-дневный срок начала переговоров, выражается вштрафе, исчисляемом в размере до 10-кратной величины минимального размераоплаты труда за каждый день после истечения 7-дневного срока. Такая жеответственность устанавливается и за необеспечение работы комиссии попереговорам в определенные сторонами сроки. Указанный штраф налагается всудебном порядке. Ответственность за нарушение и невыполнение коллективного договоралицами, представляющими работодателя, устанавливается более жестко. Ониподвергаются штрафу в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, такженалагаемому в судебном порядке.( По требованию профкома или иногоуполномоченного работниками представительного органа собственник, органгосударственного управления обязан принять меры, предусмотренныезаконодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются и невыполняются обязательства по коллективному договору. Наиболеераспространенной формой юридической ответственности руководителейгосударственных предприятий и других должностных лиц из числаадминистрации, виновных в указанных нарушениях, является дисциплинарнаяответственность. Она наступает за нарушение таких обязательств, которыевходят в круг служебных обязанностей должностных лиц. Меры дисциплинарноговоздействия могут быть различными, вплоть до увольнения, в зависимости отхарактера нарушения, его тяжести и личности нарушителя. Дисциплинарныевзыскания налагаются руководителем предприятия и другими лицами поподчиненности. За преступные нарушения условий (положений) коллективногодоговора лицами, представляющими работодателя, уголовное законодательствоРоссии (140 УК РФ) предусматривает уголовную ответственность. Действующее законодательство не исключает сочетания различных видовюридической ответственности за виновное нарушение должностными лицамиобязательств по коллективному договору (например, административнойответственности в форме штрафа и дисциплинарной ответственности). Ответственность за непредоставление информации, необходимой дляколлективных переговоров и осуществления контроля, лица, представляющиеработодателя, несут либо в виде соответствующих мер дисциплинарногонаказания, либо подвергаются штрафу в размере до 50-кратной величиныминимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке. Привлечение лиц, представляющих работодателя, к штрафу за указанныевыше нарушения производиться судом:1) по заявлению (представлению) представителей работников;2) по заявлению соответствующих комиссий (по коллективным договорам);3) по инициативе прокурора.Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафа регламентируютсяКодексом об административных правонарушениях. Наряду с ответственностью лиц, представляющих работодателя, важноепрактическое значение имеет вопрос об ответственности другой стороныколлективного договора - работников предприятия. Действующее законодательство не предусматривает в отношении трудовогоколлектива и отдельных работников за выполнение обязательств поколлективному договору какой-либо юридической ответственности. Они несутглавным образом моральную и общественную ответственность. Если же вневыполнении работником условий коллективного договора имеются признакидисциплинарного проступка, он может быть привлечен к дисциплинарнойответственности, а в надлежащих случаях (при наличии имущественного ущерба)- к материальной ответственности. Профком предприятия и иной уполномоченный работниками представительныйорган за невыполнение обязательств по договору несут лишь моральнуюответственность перед трудовым коллективом, который они представляют.Отдельные профсоюзные работники за невыполнение своих представительскихобязательств могут привлекаться к ответственности в порядке профсоюзнойдисциплины - по уставу профсоюзов, а также в соответствии с Законом «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В ст. 31говориться. Что за невыполнение своих обязательств по коллективномудоговору, соглашению … профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы,несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Таким образом, Закон предусматривает возможность ответственностипрофсоюзов как общественной организации, так и юридического лица и, вместес тем, ответственности лиц, входящих в руководящие профсоюзные органы.Причём их юридическая ответственность устанавливается в соответствующихфедеральных законах. Если в федеральных законах она отсутствует (как внастоящее время - за невыполнение своих обязательств по колдоговору),профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, к юридическойответственности привлечены быть не могут. Основным видом ответственности вэтом случае профкома, работников избранных в него, является общественная -перед членами профсоюза, работниками, в интересах которых был заключенколлективный договор. В связи с невыполнением своих обязательств поколлективному договору профком по воле членов профсоюзной организации можетбыть переизбран, либо из него выведены отдельные члены профкома, виновные вневыполнении обязательств по колдоговору. Кроме того, например, если стороны предусмотрели в содержанииколлективного договора обязательство об отказе от забастовок по условиям,включенным в данный договор, при своевременном и полном их выполнении, атрудовой коллектив или профком указанное обязательство не выполняют, припризнании забастовки незаконной они могут быть привлечены и к имущественнойответственности. Возмещение ущерба, причиненного собственнику принезаконной забастовке, проводившейся по решению трудового коллектива,производится из фонда потребления предприятия в судебном порядке. В случае,если незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, возмещениеущерба производится за счёт его средств в размере, определяемом судом сучётом имущественного положения профсоюза.( Список использованной литературы:1. Власов В.И. Соглашения и коллективные договоры. Защита от безработицы // Государство и право. - 1995 г. - № 8;2. Шебанова А.И. Соглашения и коллективные договоры в условиях формирования рыночных отношений // Государство и право. - 1993 г. - № 9;3. Комментарии к законодательству о коллективных договорах и соглашениях. М. - 1993 г.;4. Кодекс Законов о Труде РФ, гл. II.5. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 г. с изменениями 24.11.95 г. // «Российская газета» от 5.12.95 г.;6. Федеральный закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.95 г.;7. Федеральный закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;8. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г.;9. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 г.;10. Кодекс об Административных Правонарушениях РСФСР от 20.06.84 г. в редакции на 01.02.98 г.;11. Коллективный договор АО «Вагоностроитель» на 1997 г.;12. Коллективный договор АО «Цепрусс» на 1997 г.( Шебанова А.И. Соглашения и коллективные договоры в условиях формирования рыночных отношений. Государство и право. 1993 г. №9.( Там же.( Комментарии к законодательству о коллективных договорах и соглашениях.М., 1993 г.( Коллективный договор АО «Вагоностроитель» на 1997 г.( КЗоТ РФ, гл. II.( Коллективный договор АО «Цепрусс» на 1997 г.( Власов В.И. Соглашения и коллективные договоры. Защита от безработицы //Государство и право. №8( ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.95 г.( Коллективный договор АО «Вагоностроитель» на 1997 г.( Закон «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями от 24.11.95г.( Шебанова А.И. Соглашения и коллективные договоры в условиях формирования рыночных отношений. Государство и право. 1993 г. №9.




Похожие:

Социально-экономические аспекты трудовых договоров iconПамятка о порядке заключения договоров в кфу
Данная памятка не распространяется на порядок заключения трудовых договоров, договоров на обучение, договоров по предоставлению в...
Социально-экономические аспекты трудовых договоров iconУправление промышленной фирмой: социально- экономические аспекты

Социально-экономические аспекты трудовых договоров iconСоциально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь)

Социально-экономические аспекты трудовых договоров iconМиграция сельского населения России XVIII i пол. XIX вв
I. Социально-экономические аспекты колонизации и переселения Волго-Ахтубинской поймы
Социально-экономические аспекты трудовых договоров iconСоциально-экономические инструменты регулирования трудовых отношений
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Социально-экономические аспекты трудовых договоров iconПрофсоюзные органы как субъекты трудового права
Закон делает профсоюзы главным объектом коллективных договоров на всех уровнях, представляет им широкие права контроля за соблюдением...
Социально-экономические аспекты трудовых договоров iconКомиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 2 августа 2010 года Координатор Ф. А. Ямалтдинов Секретарь М. А. Шайхулов
Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Социально-экономические аспекты трудовых договоров icon9-13 октября 2012 года «физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни»
Социально-экономические, правовые и исторические аспекты физической культуры и спорта
Социально-экономические аспекты трудовых договоров iconСписок научных и научно-методических трудов ушакова Василия Яковлевича за 2005-2009г г
Современная и перспективная энергетика: технологические, социально экономические и экологические аспекты
Социально-экономические аспекты трудовых договоров iconМ инистерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области
Иркутской области обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров сообщать представителю нанимателя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы