Пиковая дама: Чайковский и Пушкин icon

Пиковая дама: Чайковский и Пушкин



НазваниеПиковая дама: Чайковский и Пушкин
Дата конвертации12.08.2012
Размер216,13 Kb.
ТипРеферат
Пиковая дама: Чайковский и Пушкин


ПЛАН. I. Основнвя часть. 1. Жизненный и творческий путь П.И.Чайковского. 2. Образы главных героев у Пушкина и Чайковского. 3. Сюжет оперы “Пиковая дама”. 4. Разбор оперы “Пиковая дама”.I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.1. Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. В Воткинсе, а с шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале), протекали ранние детские годы композитора. Народные песни, по преимуществу протяжные, лирические запевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского. Народного характера мелодии он слышал и дома: мать композитора играла на фортепиано и часто пела популярные песни и романсы, среди которых особенной любовью пользовался “Соловей” Алябьева. В эти же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениямиитальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении наоркестрине (механическом органе), привезенной отцом в Воткинск. Особенногорячо он полюбил широкораспевные мелодии Беллини и музыку оперы “Дон-Жуан”Моцарта. В раннем возрасте началис и его первые уроки игры на фортепиано. Среди горячо любимой семи, под непосредственным наблюдением франуженки-гувернантеи Фанни Дюрбах, прошло его детство. Правдивый, отзывчивый, чуткийк людям мальчик с рннх лет завоевал большую любовь всех окружающих. В десятелетнем возрасте его отдали учиться в Петербургское Училищеправоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. В Петербурге Чайковский впервые получил возможность познакомиться стеатром, с операми Глинки, Росини, Вебера, с симфоническим творчествомрусских и зарубежных композиторов. Любовь мальчика к музыке стала ещесильнее. В Училище правовевдения он занимался и музыкой: участвавал в хоре,музицировал с товарищами, в течение некоторого времени брал специальныеуроки игры на рояле. После окончания в 1859 году Училища Чайковскийвынужден был поступить на службу чиновником и выполнятьнеинтересные итягостные для него обязанности. Вместе с тем стремление к любимому искусству все росло, и осенью 1861года, не оставляя службы, Чайковский начал заниматься в организованном втот год при Русском музыкальном обществе в Петербурге первую русскуюконсерваторию. Страстно и целеустременно принимался Чайковский за работу, поражая своихучителей усидчивостью, настойчивостью и исключительной трудоспособностью. ВКонсерватории он занимался под руководством А.Г.Рубинштейна и Н.И.Заремба.Только теперь, в возрасте двадцати двух лет, он смог, наконец, получитьдоступ к настоящему профессионольному музыкальному образованию. Параллельнос занятиями в теоретических классах Чайковский учился игре на флейте иоргане, участвовал в ученическом оркестре консерватории. Выполняя огромноеколичество учебных заданий, он делал отличные успехи, и окончилПетербургскую Консерваторию в 1865 году с серебряной медалью, присужденнойему за сочиненную к выпускному экзамену кантату “К радости” на текстШиллера. К консерваторским годам относится и первое обращение Чайковского ктворчеству Островского: в 1864 году он написал увертюру к драме “Гроза”, вмузыке которой уже в значительной мере раскрылись характерные чертыдраматического ларования Чайковского В январе 1866 года, приняв приглашение Н.Г.Рубинштейна, Чайковскийпереехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории.Начался новый период в жизни композитора. В Москве его творческая деятельность достигла большого и разностороннегорасцвета. В то время Чайковский интенсивно работал и как педагог-воспитатель, и как критик-публицист. Развитию творческого дарованияЧайковского в эти годы во многом способствовало его общение с различнымивыдающимися преставителями русской литературы и искусства. Так, в Москве унего установились дружеские связи с А.Н.Островским. вместе с ним он частобывал на собраниях “Артистического кружка”-содружества передовых деятелейрусской литературы, театра, музыки, организованного по инициативеН.Рубинштейна, А.Островского и В.Одоевского. Общие демократическиеустремления в искусстве, любовь к народной песне, широко звучавшей в Москвеи ее пригородах, забота о русском музыкальном образовании и просвещениисближала представителей различных профессий, давая обильную пищу дляоживленных споров и бесед. В кружке Чайковский познакомился с выдающимися артистами Малого театра –П.М.Садовским и В.И.Живокини. Он часто посещал также спектакли Малоготеатра, который был тесно связан с творчеством Островского и переживал в тегоды большой творческий подъем. Театр активно боролся за новые,реалистические принципы русского драматического искусства. Его постановкивызывали сос стороны композитора самое восторженное отношение, и эти яркиетеатральные впечатления несомненно сыгшрали большую роль в формированиитворческих принципов Чайковского как оперного композитора. В московские годы произошло и знакомство композитора с А.Н.Толстым,который был глубоко восхищен музыкой Первого квартета Чайковского. С освоей стороны Петр Ильич высоко оценил дарования Толстого-художника и нераз высказывал впоследствии свое глубокое преклонение перед его талантом. В 60-70х годах установились прочные связи Чайковского с композиторамиМогучей кучки – Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым.Балакирев и Стасов неоднократно подсказывали Чайковскому сюжеты для егопрограммных произведений. Так, например, по совету Балактрева Чайковскийпринялся за сочинение увертюры-фантазии “Ромео и Джульетта”, по совету Стасова написана “Буря”. С Балакиревым и Р имским-Корсаковым Чайковскийделлся своими творческими планами; последнему он помогал также советами приего работе над самообразованием в области теории музыки. Композиторыобменивались записями народных песен. К московскому периоду относится создание большого количества самыхразнообразных произведений, в их числе оперы: “Воевода”, “Ундина”,“Опричник”, “Кузнец Вакула”, балет “Лебединое озеро”, три первые симфонии,несколько программных увертюр-фантазий для оркестра (среди них “Ромео иДжульетта” и “Франческа да Римини”), три квартета, Первый фортепианныйконцерт, вариации для виолончели с оркестром на тему “Рококо”, музыка ксказке Островского “Снегурочка”, цикл фортепианных пьес “Времена года” иряд других каметно-инструментальных сочинений и романсов. В Москве жеЧайковским была начата работа над Четвертой симфоние и оперой “ЕвгенийОнегин” по роману в стихах А.С.Пушкина, ознаменовавшей наступление высокойтворческой зрелости композитора. Для значительной части музыки, созданной Чайковским в московский период,характерные светлые, весенние настроения. Нередко в ней проявляетсявосторженное отношение к жизни или же воплощается сердечно-задушевныйотклик на поэтические образы природы (цикл “Времена года”). Некоторыесочинения этих лет содержат яркие зарисовки народного быта, живо передаютнародный юмор и веселье. Однако уже и сочинениям московского периодаприсущи иные настроения: в них выражены неудовлетворенность жизнью, тоскапо идеалу, эллегическая скорбь, а в отдельных произведениях, как, например,в увертюре-фантазии “Ромео и Джульетта”, музыка достигает подлинноготрагизма. Драматичны по своему характеру также созданные в эти годыфантазия “Франческа да Римини”, балет “Лебединое озеро” и некоторыеромансы. Ранним операм присущ целый ряд ярких творческих достижений,однако им чащенедостает достаточной драматургической цельности, завершенности. Вот почемунекоторые из своих ранних опер Чайковский впоследствии уничтожил, а оперу“Кузнец Вакула” в 80-х годах значительно переработал. Не смотря наинтенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много временипедагогической и музыкально-критической работы. В течении почти 12 лет онпреподавал в Московской консерватории: вел курсы теории, гармонии,инструментовки и сочинения. Любимым учеником Чайковского был СергейИванович Ганеев – выдающися русский композитор и пианист, ставший егобдизким другом. Нервное заболевание, вызванное напряженной работой и тяжелыми личнымипереживаниями (неудачная женитьба), послужило причиной отъезда Чайковскогов конце 1877 года из Москвы за границу. В Италии композитором былизавершены Четвертая симфония и опера “Евгений Онегин”. Огромным было ихзначение в биографии Чайковского. В 80-х и в начале 90-х годов Чайковский обращается к новой тематике,новым образом, новым музыкальным жанрам и формам. В 1883 году по поэмеПушкина “Полтава” композитор создает героико-патриотическую оперу “Мазепа”.Вней на фоне исторических событий раскрывается лирическая драма дочериКочубея – Марии. Следующая опера этого десятилетия – “Чародейка” (1887г.)по драме И.А.Шпажинского, лирико-трагическая и одновременно народно-бытоваяопера. На рубеже нового десятилетия появляется выдающееся произведениемировой музыкальной классики – опера “Пиковая дама” на сюжет одноименнойповести Пушкина. Эту оперу можно рассматривать как вторую (после “ЕвгенияОнегина”) вершину в оперном творчестве Чайковского. В 80-е годы композитор пишет большое количество разнообразныхсимфонических и камерных произведений. Впервые он обращается к жанрусимфонической сюиты. Дальнейшее развитие получают симфонии (программнаясимфония “Манфред”-1885г, Пятая симфония-1888г). Появляются новые увертюры:“1812”, “Гамлет”. В начале 80-х годов создано блестящее, ярко народное поязыку “ Итальянское коприччио” для симфонического оркестра, продолживщеетрадиции испанских увертюр Глинки. В те же годы Чайковский впервыеобратился к жанру трио и написал свое известное сочинение для рояля,скрипки и виолончели, посвященное памяти Н.Г.Рубинштейна. На протяжении 80-х годов написан второй балет Чайковского “Спящая красавица”. Искоючительно разнообразно творчество композитора последних трех летжизни. Сразу же после “Пиковой дамы” был сочинен струнный секстет“Воспоминания о Флоренции”. В течение 1891-1892 годов созданы светлая,солнечная по характеру камерная лирическая опера “Иоланта” на сюжет драмыдатского писателя Герца и балет “Щелкунчик” по сказке Гофмана. Продолжиласьработа и в области романса и камерно-инструментальных жанров. Наконец, в1893 году появилась Шестяа симфония (“Патетическая”, как назвал ее самавтор) – вершина его симфонического творчнства. В сочинениях 80-90х годов ведущей чертой музыки Чайковского сталоконтрастное противопоставление полярных образов: добра изла, мрака и света,прекрасной мечты о счастье и гнетущей человека действительности, чтосоздает напряженно-драматический характер всего музыкального развития. В 1885 году Чайковский был избран директором Московского отделенияПетербургского камерного музыкального общества, а через год – почетнымчленом Русского музыкального общества. Начиная с 80-х годов, его имя становится популярным не только в России,но и за рубежом. Чайковский с большим успехом выступает как дирижер всимфонических концертах и операх совершает ряд концертных поездок погородам Европы, где исполняются его произведения. В 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому званиедоктора прав как гениальному музыканту мира. Еще в 1885 году Чайковский ощутил потребность в постоянном домашнемочаге, где можно было бы по возвращению из путешествий целиком отдаватьсятворчеству. Он поселился сначала в окрестностях города Клина – в Майданове,затем во Фроловском, а с 1891 года на окраине самого Клина. Ныне в доме,где жилкомпозитор, находится государственный дом-музей его имени. В Клину и его окрестностях в общении с любимой русской природой ПетрИльич создал свои лучшие произведения, в том числе Пятую симфонию и балет“Спящая красавица”. Там же в 1893 году он написал и последнюю – Шестуюсимфонию. Она была впервые исполнена в Петербурге под управлением автора.Через несколько дней Чайковский тяжело заболел. Болезнь оказаласьсмертельной. В ночь с 25 на 26 октября композитор скончался. Жизнь великого русского музыканта оборвалась в то время, когда он был врасвете сил и полон новых, разнообразных творческих замыслов. Тяжелой утратой явилась смерть Чайковского для всего русского и мировогоискусства. По воспоминаниям современников, его похороны вылились вдемонстрацию всенародной любви к великому композитору. Ни один русский поэт, ни один русский писатель не дал так много русскойоперной классике, как Пушкин. Трансформация пушкинского сюжета имеет место и в “Пиковой даме”, и едвали не в большей степени, чем в любой из пушкинских опер. На это не разуказывалось в работах об опере Чайковского, причем нередко чрезмерноакцентировалось расхождение между композитором и писателем и далеко не вдостаточной мере раскрывалась идейная связь оперы Чайковского с пушкинскойповестью. Чтобы раскрыть эту связь и вместе с тем показать различие между“Пиковой дамой” Пушкина и “Пиковой дамой” Чайковского, нужно прежде всегонайти верную точку зрения на повесть Пушкина. Что же представляет собой “Пиковая дама”? Сказалась ли в этой повестимогучая сила пушкинского реализма, или же правы те, кто считал ее всеголишь блестяще написанным анекдотом? А это мнение имело в свое времяраспространение; его разделял, в частности, и Модест Чайковский, браткомпозитора и втор либретто “Пиковой дамы”, назвавший повесть Пушкина“прелестной, но все же пустяковой”. Не составит большого труда доказать, что “Пиковая дама” Пушкина – неанекдот, не “пустяк”, а произведение глубокого идейного замысла. Сюжет длянаписания “Пиковой дамы” Пушкин взял из реальной жизни. “Современные нравы” действительно легко узнаются в образах действующихлиц, в мире их интересов. Все это – аристократиченский Петербургпушкинского времени. Больше того, сама сюжетная основа повести не выдуманаПушкиным. Не имеет, конечно, значения в какой мере в рассказе внука старойкнягини Голициной истина сплелась с вымыслом и в какой мере этому рассказуповерил Пушкин. Важно другое, рассказ о трех картах вводит читателя в туатмосферу, которая окружала азартную карточную игру. Из бедняка он могпревратится в богача; из богача – в нищего. Отсюда – бессмысленные суеверияи легенды о таинственном карточном счастье. Таким образом, положив в основуповести легенду о “сачстливых картах”, Пушкин фантастический рассказпоставил на службу реалистической обрисовке действительности. Вместе с легендой о трех картах в повесть вошла и княгиня Голицина,переименованная в графиню ***. “Холодный эгоизм” графини особенно нагляднораскрывается в ее отношении к Лизе. “Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. Горек чужой хлеб, говоритДанте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости,как не бедной воспитаннице знатной старухи?” Лиза – единственная привлекательная личность в галерее героев пушкинскойповести. Она не только “во сто раз милее” светских барышень, она одна нелишена настоящих хороших человеческих чувств; она одна способной к глбокой,благородной и бескорыстной любви. Такая любовь исключена для Германа. Как истарая графиня, Герман-эгоист. Но его пылкая натура знала только однустрасть: деньги; им влдела лишь одна мечта: разбогатеть! Рассказ графа Толстого о трех картах, тайну которых якобы хранитграфиня***, взволновал Германа. Он стремился любым способом узнать тайнутрех карт. Только человек с опустошенной и исковерканной душой можетхладнокровно обдумывать чудовищный по расчетливому цинизму план – статьлюбовником девяностолетней,умирающей старухи! Не увлечение, не искреннее чувство,а лишь стремление проникнуть в домграфини заставляет Германа добиваться любви Лизы. Однако из дальнейшегостановиться ясно, что это не была та страсть, о которой мечтала Лиза; этобыла все та же страсть к деньгам. Герман – в доме графини***. Старуха, в которой чуть теплиласьжизнь,только что умерла под наведением на нее пистолетом. Но Герман “нечувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Однако егоужасало: невозвратная тайна, от которой он ожидал обогащения”. Может быть не случайно Пушкин подчеркивает внешнее сходство Германа сБонопартом. “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофиля”, - говоритТолстой. “О н сидит на окошке,сложа руки и грозно нахмурясь. В этомположении удивительно напоминал он портрет Наполеона”. Эти сравненияприобретают большой смысл, если мы вспомним известные пушкинские строки: Мы все глядим в Наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. И для Германа старая графиня и Лиза лишь “орудие”, ступень, по которой онидет к поставленно перед собой цели. Написанная в очень спокойном, пояти созерцателно-повествовательном тоне,повесть Пушкина представляет собой, по существу суровое обличие. Основнойобъект обличения, конечно, Герман; точнее, олицетворение в его образесвойства, о которых только что шла речь. Не противоречит ли этой глубоко реалистической основе повести введеный внее элемент фантастики? Говоря о “Пиковой даме”, пройти мимо этой проблемынельзя. Мы бегло коснулись ее, указав, что сама легенда о трех картахвыросла в атмосфере карточного азарта. Пушкин скупым штрихом дает понять,что в действительности никакой тайны графини нет. В самом деле, в ответ навсе вопросы и мольбы Германа графиня произносит только одну фразу: “Этобыла шутка… клянусь вам, это была шутка”. Неужели полумертвая от ужасастаруха способна была еще скрывать ненужную ей тайну верного выигрыша? От психического состояния Германа в спальне графини и комнате Лизы – одиншаг до сцены видения. Но даже в этом фантастическом эпизоде Пушкинподчеркивает реаличтическую основу повести, предпослав пятой главе эпиграф:“В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон-В***. Она была вся вбелом и сказала мне: “Здравствуте, господин советник!” Рассказ о появлении призрака графини вводит читателя в духовный мирГермана, уже вплотную подошедшего к той нрани, которая отделяет здоровогочеловека от душевнобольного. Именно в этом художественный смысл сценывидения. Все сказанное о “Пиковой даме” дает право сделать вывод: эта повесть, каки другие лучшие произведения ее автора, заключает в себе высокий идейныйзамысел воплощений с огромной и глубоко реалистической художественноймощью. “Пиковая дама” – первое прозаическое произведение Пушкина, успех которогов самых широких кругах и в печати был общепризнанным. 7 апреля 1834 годаПушкин записал в своем дневнике: “Моя Пиковая дама в большой моде. Игрокипонтируют на тройку, семерку и туза.” Как жк претворен пушкинский замысел в опере Чайковского? Начать здесьнужно с истории и харастеристики либретто оперы. Либретто “Пиковая дама” Модест Ильич Чайковский, брат ПетраЧайковского,начал писать по рекомендации директора императорских театровА.Всеволожского, для композитора Кленовского, автора нескольких балетов.Кленовский по каким-то причинам отказался от сюжета “Пиковой дамы”. Осенью1889 года Всеволожский посоветовал Петру Ильичу ознакомиться с трудомбрата. П.Чайковский посмотрел, познакомился, очевидно, с общим планомлибретто, заинтересовался им и решил писать оперу “Пиковая дама” полибретто Модеста Чайковского. Когда М.И.Чайковский сценарий директору императорского театра, где былорешено перенести эпоу действия из времен Александра I, в конец царствованияЕкатерины II. Что же представляет собой либретто “Пиковой дамы”, в чем отступает оно отпервоисточника, в каком направлении изменяет пушкинский замысел? Существенной трансформации подверг М.Чайковский образГермана. То, чтоГерман волею либретто превратился из военного инженера в гусара –малозначительная деталь, к тому же накак не проявляющая себя в действии.Гораздо важнее другое изменение. У Пушкина Германом безраздельно владеетодна мысль: разбогатеть! Тайна графини – путь к богаству, а любовь Лизы –путь к тайне графини. Может быть, у пушкинского Германа и есть какое-нибудьчувство к Лизе, но оно ничтожно по сравнению с его страстьюк деньгам инечего не определяет в его поведении. У М.Чайковского акценты перемещены:“Герман появляется на сене в состоянии безумной влюбленности”, - пишет он всценарии своего либретто. Любовь к Лизе – вот та страсть, которая целиком владеет Германом припоявлении его на сцене. Осюда и должен вырасти основной драматическийконфликт. М.Чайковский ставит препятствия на пути к осуществлению мечты своегогероя, превращая Лизу из бедной воспитанницы в ближайшую родственницу,внучку старой графини: между Германом, не имеющим почти никаких средствофицером, и Лизой, девушкой из богатейшей аристократической семьи, ложитсяглубокая пропасть социального неравенства. Кроме того, у Пушкина Лизасвободна, до встречи Германом у нее нет ни жениха, ни возлюбленного;М.Чайковский делает ее невестой богатого, знатного и красивого князяЕлецкого. Лишь постепенно мысль о Лизе сначала сплетается с мыслью о тайне трехкарт, а затем вытесняется ею. Развитие этой внутренней борьбы проведено влибретто очень логично и с подлинной драматической остротой. Не случайно Модест Чайковский в четвертой картине широко используетподлинный пушкинский текст. Именно в четвертой картине Герман М.Чайковскогосближается с германом Пушкина. Лиза уже не существует для него. Стремлениек богатству, воплотившись в мечту о верном выигрыше, из средствапревратилось в цель! В либретто пропущена драмтическая и сценически благородная сцена у гроба.Дано лишь напоминание о ней в пятой картине, которая очень близка ксоответствующему эпизоду пушкинской повести. Смысл этой картины, как и уПушкина, - сценическое воплощение кошмаров Германа. П.И.Чайковский настаивал на введении сцены у Канавки (шестая картина).Это вполне понятно: разговор Лизы с Германом, отсутствующий у Пушкина,крайне важен в той трактовке сюжета, которая была найдена М.И.Чайковским ипринята Петром Ильичем; это существенный этап в сценическом раскрытиипостепенно развивающейся душевной болезни Германа, а еще больше обликаЛизы. Сцена у Канавки подготавливает заключительную седьмую картину, основноесодержание которой близко к соответствующему, заключительному эпизодупушкинской повести. Правда, М.И.Чайковский меняет судьбу Германа, который вопере кончает с собой и перед смертью освобождается от приведшей егокбезумию мысли о мистической тайне трех карт. Это возвращение“человеческого” Герману вполне соответствует всей трактовке сюжета; ведьГерман влибретто М.Чайковского вводится в действие не как бессердечныйхищник, а как человек, первоначальные побуждения которого определяетмогучая сила любви. Трансформация образа Германа – основное и действительно оченьзначительное изменение пушкинского замысла М.Чайковским. графиня в лбретто– то же давно отживщее сво век существо, что и в повести. Превращение Лизыиз компаньонки во внучку старой графини не меняет по существу ееобраза; онаостается той же чистой и любящей девушкой, как и в повести. По-иному, чемпушкинская Лиза, но она тоже испытывает гнет условностей и предрассудковаристократического петербургского общества. Теперь можно подвести итоги и дать оценку и характеристику либретто,составленного Модестом Чайковским, - того драматургического костяка,который лег в основу оперы Чайковского. Либретто “Пиковой дамы” не раз подвергалось суровым нападкам; его автораобвиняли и в драматургической беспомощности, и в снижении замысла Пушкинадо уровня шаблонной мелодрамы, и в многочисленных дефектах стихотворноготекста. Из этих обвинений можно признать справедливым лишь последнее:М.И.Чайковский, отнюдь не бездарный драматург, был плохим поэтом, и текст“Пиковой дамы”, действительно, страдает разного рода стилистическимишероховатостями. Что касается драматургической стороны либретто,томы ужевидели, что основная сюжетная линия развита М.Чайковским последовательно, свысокой драматической насыщенностью, в острых, отнюдь не надуманных,жизненных конфликтах, с настоящим драматургическим искусством. Несправедлив и упрек в мелодраматизме, в отсутствии значительной идеи.Правда, основной образ и главная мысль либретто, как уже говорилось, далеконе во всем совпадают с пушкинскими. Герман Пушкина прежде всего –олиетворение алчности, дошедшей до грани патологии. Герман МодестаЧайковского в первую очередь – жертва этой низменной страсти, котораявызвана в нем социальными условиями. К Герману Пушкина возможно лишьотрицательное отношение; Герман М.Чайковского – в те минуты, когда онлюбящий и страдающий человек, а не преступник – невольно вызываетсочувствие. У Модеста Чайковского, в отличие от Пушкина, на первом плане –драма Германа и Лизы. Но эта драма отнюдь не исключает ту идею, которая вповести занимает центральное положение: обличение алчности, стяжательства.Именно этот общий идейный подтекст в наибольшей степени сближает либретто“Пиковой дамы” и оперу Чайковского с их первоисточником. Сюжет пушкинской “Пиковой дамы” не сразу заинтересовал Чайковского.Однако со временем эта новелла все более овладевала его воображением.Особенно взволновала Чайковского сена роковой встречи Германа с графиней.Ее глубокий драматизм захватил композитора,вызвав горячее желание написатьоперу. Сочинение было начато во Флореии 19 февраля 1890 года. Операсозджавалась, по словам композитора “с самозабвением и наслаждением” и былазакончена в предельно короткий срок – 44 дня. Премьера состоялась вПетербурге в Мариинском театре 7 декабря 1890 года и имела огромный успех. Вскоре после опубликования своей новеллы в 1833 году Пушкин записал вдневнике: “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку,семерку, туза.” Популярность повести объяснялась не только занимательностьюфабулы, но и реалистическим воспроизвелением типов и нравов петербургскогообщества начала девятнадатого столетия. В либретто оперы содержание повестиво многом переосмыслено. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатуювнучку графини. Пушкинский Герман – холодный расчетливый эгоист,охваченныйодной лишь жаждой обогащения – предстает в музыке Чайковского, как человекс огненным воображением и сильными страстями. Различие общественногоположения героев внесло в оперу тему социального неравенства. С высокимтрагедийным пафосом в ней отражены судьбы людей в обществе, подчиненнымбеспощадной власти денег. Герман – жертва этого общества; стремление кбогатству незаметно становится у него навязчивой идеей, заслоняющей любовьк Лизе и приводящей его к гибели. Петербург. На залитых солнцем аллеях Летнего сада много гуляющих, детииграют под присмотром нянюшек, гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют освоем приятеле Германе: все ночи напролет, мрачный и молчаливый, онпроводит в игорном доме,но не прикасается к картам. Странным поведениемГермана удивлен и граф Томский. Ему Герман открывает тайну: он страстновлюблен в прекрасную незнакомку,но она богата, знатна и принадлежатьему неможет. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своейпредстоящей женитьбе. В сопровождении старой графини приближается Лиза, вкоторой Герман узнает свою избранницу; в отчаянии он убеждается,что Лиза –невеста Елецкого. При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстьювзора, зловещие предчувствия охватывают графиню и Лизу. Тягостноеоцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о графине.В дни молодости она однажды в Париже проиграла все состояние. Ценойлюбовного свидания молодая красавица узнала тайну трех карт и, поставив наних, вернула проигрыш. Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом –они предлагают узнать у старухи тану трех карт. Но мысли Германа поглощеныЛюдвиг Лизой. Начинается гроза. В бурном порыве страсти герман клянетсядобиться любви Лизы или погибнуть. Комната Лизы. Вечереет. Опечаленную подругу девушки развлекают пляской.Оставшись одна Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Германпоявляется на балконе. Он пылко признается Лизе в любви. Стук в дверьпрерывает свидание. Входит старая графиня. Скрывшийся за портьеро Германвспоминает о тайне трех карт. После ухода графини жажда жизни с новой силойпробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством. Бал-маскарад в доме богатого столичного сановника. Князь Елецкий,встревоженный холодностью невесты, уверяет ее в своей любви и преданности.Среди гостей Герман. Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать надприятелем; их таинственное нашептывание о магических картах угнетающедействует на его расстроеннон воображение. Начинается представоение -пастораль “Искренность пастушки”. По окончании представления Германсталкивается со старой графиней; снова мысль обогатстве, которое сулят трикарты, овладевает Германом. Получив от Лизы ключи от потайной двери, онрешает выведать у старухи тану. Ночь. Пустая спальня графини. Входит Герман; он с волнением всматриваетсяв портрет графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется.В сопровождении приживалок возвращается графиня. Недовольная балом, онапредается воспоминаниям о прошлом и засыпает. Неожиданно перед предстаетГерман. Он умоляет открыть тайну трех карт. Но старая графиня молчит.Взбешенный Герман грозит пистолетом: испуганная старуха падаетзамертво.герман в отчаянии. Близкий к безумию,он не слышит упрековприбежавщей на шум Лизы. Лишь одна мысль владеет им: графиня мертва, атайну он не узнал. Комната Германа в казармах. Герман в задумчивости перечитывает письмоЛизы: она просит его прийти в полночь на свидание. Герман снова переживаетслучившееся, в его воображении встают картины смерти и похорон старухи. Ввое ветра ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Он хочетбежать, но ему мерещится призрак графини. Она называет заветные карты:“Тройка, семерка, туз”. Геман повторяет их как в бреду. Зимняя Канавка. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочетверить, что любимый не виновен в смерти графини. Башенные часы бьютполночь. Лиза теряет последнюю надежду. Наконец появляется Герман.Охваченный маниакальной идеей выигрыша, он машинально повторяет за Лизойслова любви. Из его несвязного рассказа Лиза в ужасе убеждается, что онубийца старухи. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: “Вигорный дом!” – убегает. В отчаянии Лиза бросается в воду. Игорный дом. Идет игра. Герман одну за другой ставит две карты, названныеграфиней, и выигрывает. Все ошелмлены. Упоенный победой, Герман ставит накарту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий. Герман обьявляеттуза, но вместо туза в его руках оказывается дама пик. В иступлении смотритон на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой графини. Вприпадке безумия он кончает с собой. В последнюю минуту в сознании Германавозникает светлый образ Лизы.с ее именем на устах умирает. Опера “Пиковая дама” – одно из величайших произведений мировогореалистического искусства. Эта музыкальная трагедия потрясаетпсихологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, ихнадежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностьюмузыкально-драматического развития. Характерные черты стиля Чайковскогополучили здесь наиболее полное и совершенное выражение. В основе оркестрового вступления три контрастных музыкальных образа:повествовательный, связанный с балладой Томского; зловещий, рисующий образстарой графини; страстно-лирический, характеризующий любовь Германа к Лизе. Первый открывается светлой бытовой сценой. Хоры нянюшек, гувернанток,задорный марш мальчиков выпукло оттеняют драматизм последующих событий. Вариозо Германа “Я имени ее не знаю”, то эллегически-нежном, топорывисто-взволнованном, запечатлены чистота и сила его чувства. Дует Германа иЕлецкого сталкивает резко контрастные состояния героев: страстные жалобыГермана “Несчастный день, тебя я проклинаю” переплетаются со спокойной,размеренно речью князя “Счастливый день, тебя благословляю”. Центральныйэпизод картины – квинтет “Мне страшно!” – передает мрачные предчквствияучастников. В балладе Томского хловеще звучит припев о трех таинственныхкартах. Бурной сено грозы, на фоне которой звучит клятва Германа,завершается 1-я картина. Вторая картина распадается на две половины –бытовую и любовно-лирическую. Идиллический дует Полины и Лизы “Уж вечер”овеян светлой грустью. Мрачно и обреченно звучит романс Полины “Подругимилые”. Контрастом ему служит живая плясовая песня “Ну-ка, светик-Машенька”. Вторую половину картины открывает ариозо Лизы “Откуда эти слезы”– проникновенный монолог, полный глубркого чувства. Тоска Лизы сменяетсявосторженным признанием “О, слушай, ночь”. Нежно-печальное и страстноеариозо Германа “Прости, небесное создание” прерывается появлением графини:музыка приобретает трагический оттенок; возникают острые, нервныеритмы,зловещие оркестровые краски; картина завершается утверждением светлотемы любви. В 3-й картине (2 акт) фоном развивающейся драмы сиановится сценастоличного быта. Начальный хор в духе приветственных кантат екатерининскойэпохи – своеобразная заставка картины. Ария князя Елецкого “Я вас люблю”обрисовывает его благородство и сдержанности. Пастораль “Искренностьпастушки” – стилизация музвыки 18 века; изящные, граиозные песни и танцыобрамляют идилический любовный дует Прилепы и Миловзора. В финале в моментвстречи Лизы и Германа в оркестре звучит искаженная мелодия любви: всознании Германа наступил перелом, отныне им руководит не любовь, анеовязная мысль о трех картах. Четвертая картина, центральная вопере,насыщена тревогой и драматизмом. Она начинается оркестровымвступлением, в котором угадываются интонации люболвнх признаний Германа.Хор приживалок и песенка графини сменяются музыкой зловеще затаенногохарактера. Ей контрастирует проникнутой страстным чувством ариозо Германа“Если когда-нибудь знали вы чувство любви”. В начале 5-й картины на фоне заупокойного пения и завывания буривозникает возбужденным монолог Германа “Все те же думы, все тот же страшныйсон ”. Музыка сопровождающая появление призрака графини, завораживаетмертвенной неподвижностью. Оркестровое вступление 6-ой картины окрашено в мрачные тона обреченности. Широкая, свободно льющаяся мелодия арии Лизы “Ах, истомилась, устала я”близка русским протяженнм песням; вторая части арии “Так это правда, созлодеем” полна отчаяния и гнева. Лирический дуэт Германа и Лизы “О да,миновали страдания” – единственный светлы эпизод картины. Он сменяетсязамечательно по психологическо глубине сцены бреда Германа о золоте. Окрушении надежд говорит возвращение музыки вступления, звущащей грозно инеумолимо. 7-я картина начинается бытовыми эпизодами: застольной песнейгостей, легкомысленной песней томского “Если б милее девицы”. С появлениемГермана музыка становится нервно-возбужденной. Тревожно-настороженныйсептат “Здесь что-нибудь не так” передает волнение, охватившее игроков.Упоение победой и жестокая радость слышится в арии Германа “Что наша жизнь?Игра!”. В предсмертную минуту его мысли вновь обращены к Лизе – в оркестревозникает трепетно-нежный образ любви.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.1. А. Соловцов «Пиковая дама» П. Чайковского. Государственное музыкальное издательство.2. Русская музыкальная литература (выпуск 3). Издательство “Музыка”. Ленинградское отделение 1972 г.3. Сто лучших опер. Издательство “Музыка”. Московское отделение 1979 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Пиковая дама: Чайковский и Пушкин icon"Пиковая дама": Чайковский и Пушкин
Чайковского. Народного характера мелодии он слышал и дома: мать композитора играла на фортепиано и часто пела популярные песни и...
Пиковая дама: Чайковский и Пушкин iconАлександр Сергеевич Пушкин Пиковая Дама Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга
Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом;...
Пиковая дама: Чайковский и Пушкин icon«Символика и фантастика в творчестве А. С. Пушкина («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»)
Символ предмет или действие, служащее условным знаком какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлечённого (1)
Пиковая дама: Чайковский и Пушкин icon-
«Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и другие тогдашние мастера режиссуры...
Пиковая дама: Чайковский и Пушкин iconAgp протоколы транзакций Транзакции в режиме pci
Пиковая скорость 66,6х4=266 Мбайт/с в режиме 2х приемник фиксирует данные и по спаду, и по фронту строба. Пиковая скорость 66,6х2х4=533...
Пиковая дама: Чайковский и Пушкин iconHttp://www segodnya ua/news/14105494. html Ольга Негодова Дама для «Василия Васильевича»
...
Пиковая дама: Чайковский и Пушкин iconД. В. Чайковский информационные технологии управления
Чайковский Д. В. Информационные технологии управления. Учебное пособие. – Томск: Издание Томского института бизнеса, 2006. 128 с
Пиковая дама: Чайковский и Пушкин iconЧайковский Д. В. Управленческая деятельность как социокультурный феномен//Депон в Инион ран №59506 от 08. 11. 2005. – Томск, 2005. Чайковский Д. В
Какой вуз, по какой специальности и когда окончил: Томский политехнический университет, «Автоматика и управление в технических системах»,...
Пиковая дама: Чайковский и Пушкин iconСодержание Введение Творчество П. И. Чайковского Музыкальные образы в балете П. И. Чайковского Заключение Список использованной литературы Введение
Чайковский Трудно представить себе столь гром­кую и столь заслуженную славу! Немногим художни­кам довелось при жизни познать не только...
Пиковая дама: Чайковский и Пушкин iconПушкин Александр Сергеевич стихотворения. 1813
«Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т.»: Наука. Ленингр отд-ние; Ленинград; 1979
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы