Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода icon

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода



НазваниеПредприятие и предпринимательство в экономике переходного периода
Дата конвертации12.08.2012
Размер256,05 Kb.
ТипРеферат
Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА экономический факультет кафедра политической экономии КУРСОВАЯ работа на тему: “ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА”. Студент 315 гр. дневного отделения Бровкин Александр Владимирович Научный руководитель: доц. Красникова Е.В. Москва 2004СодержаниеВведение 3Глава I. Типы предприятий в переходной экономике 4Становление субъектов рыночных отношений 4Особенности эволюции крупных предприятий 6Холдинги и финансово–промышленные группы 9Задачи развития малых предприятий 13Глава II. Взаимоотношения предприятий в переходной экономике 18Изменения в характере взаимоотношений предприятий 18Снабженческо–сбытовые отношения предприятий 19Взаимная задолженность предприятий. 21Заключение 25Литература 26ВведениеПредпринимательство — инициативная, самостоятельная деятельность граждан,направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая отсвоего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или отимени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность.Переходное состояние России сделало актуальным проблемупредпринимательства. В связи с тем, что прежняя “социалистическая” системане содержала такого феномена, как предпринимательство, это вызывает особыйинтерес у экономистов. Переход России к рыночной экономике означает чтопредпринимательство должно быть “создано” или должно “возникнуть”. Развитыерыночные системы имеют дело с — существующим — “готовым” —предпринимательством. Поэтому, несмотря на новизну, интерес к проблемеболее широк именно в России.Основной задачей работы является изучение проблем возникновенияпредпринимательства в переходный период. Работа состоит из 2 глав. Перваяглава посвящена описанию типов предприятий существующих в переходнойэкономике, описаны способы формирования, дана их краткая характеристика.Рассмотрены особенности функционирования каждого типа. Во второй главе речьпойдёт о взаимоотношениях между предприятиями. Помимо этого, рассмотреныпроблемы, которые сдерживают развитие малого бизнеса.Глава I. Типы предприятий в переходной экономике Становление субъектов рыночных отношенийВ общей форме можно сказать, что субъектами рыночных отношений являютсясвободные товаропроизводители. Ими могут быть индивидуальные частныепроизводители товаров и услуг, кооперативы, а также мелкие, средние икрупные предприятия. Оставляя в стороне такие важные отличительные черты,как их масштабы, формы организации, структуру собственности и сферудеятельности, можно отметить прежде всего основные условия, делающие ихполноправными субъектами рыночных отношений.Во-первых, движущий мотив их деятельности — постоянное извлечение прибылиили дохода в процессе движения и роста капитала.Во-вторых, условием их функционирования является самостоятельность вдействиях. Это — самостоятельность в использовании имущества, в определениипроизводственной программы, в выборе поставщиков и потребителей, вформировании цен и распоряжении доходами, остающимися после уплаты налогов.И наконец, в-третьих, это — экономическая ответственность за результатыхозяйствования, причем не только текущими доходами, но и капиталом. Чемболее полно соблюдаются названные условия, чем меньше государствоопределяет экономическое поведение субъекта, тем в большей степениэкономика регулируется посредством рыночных отношений. Становлениеполноценных субъектов рыночных отношений и означает переход к рыночнойэкономике.Естественно, что полной свободой действий не обладает ни один субъект дажев развитой рыночной экономике. Он действует в системе юридических правил иограничений, а также постоянно ориентируется на экономическую политикугосударства. Еще в меньшей степени достигаются эти условия в переходнойэкономике. Поэтому нельзя сказать, что функционирующие в переходный период,например в России, предприятия обладают названными характеристиками.Учитывая, что в российской экономике государственный сектор еще долго будетиграть большую роль, формирование рыночного субъекта должно предполагать нетолько стимулирование частного предпринимательства, но и преобразованиегосударственных предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобыразграничить права и обязанности госпредприятий, в значительной степенивывести эти предприятия из под государственной опеки, создать экономическиеи правовые предпосылки для их экономической ответственности за результатыхозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнятьпредприятия всех форм собственности в отношении предпринимательского риска.Предприятия государственной формы собственности в России охватывали в 1993году более 3/4 общего числа предприятий, объема производства и численностипромышленно–производственного персонала. Вместе с тем многие российскиепредприятия характеризуются высоким уровнем концентрации производства.Удельный вес крупных предприятий, где численность занятых колеблется от 5,6тыс. до 14 тыс. человек, составила в 1993 г. в топливной энергетике 28%, вчерной металлургии — 24, в цветной металлургии — 36, в химии и нефтехимии —24%. В этих и других отраслях уровень концентрации производстваопределяется технологическими и продуктовыми особенностями, сложившейсяорганизацией производства, массовым спросом на продукцию предприятий,возможностями экономии издержек в связи с масштабами производства. Свыше80% производства в российской промышленности сконцентрировано на крупных икрупнейших предприятиях. Реорганизация таких предприятий в процессеперехода к рыночной экономике не может быть разовым мероприятием. Важнотакже отметить, что становление рыночного субъекта не может происходитьодинаково для крупных и мелких предприятий.Превращение предприятия в рыночного субъекта происходит в зависимости отизбранной концепции перехода к рынку. Если целью преобразований являетсямаксимально свободный рынок, как в Польше или в первые годы российскойреформы (1992—1993), то предпочтение отдается мелким и среднимпредприятиям. Отсюда вытекает и концепция необходимости дробления крупныхпредприятий с целью обеспечить свободу конкуренции на рынке. Сторонникидробления крупных предприятий считают, что предприятия — гиганты всегданединамичные и неэффективные. Но это не всегда так. Гиганты международногобизнеса, такие как IBM, Sony, Siemens и многие другие показывают огромныйдинамизм и высокую эффективность.Вследствие нарастания экономического кризиса в 1994 году российскиеэкономисты начали поиск новых концепции перехода к рынку управляемому исоциально ориентированному и соответственно других подходов кпреобразованиям различных типов предприятий. Прежде всего, это коснулосьсудьбы крупных предприятий, оказавшихся в наиболее плачевном состоянии. Особенности эволюции крупных предприятий Чем больше производителей выходят на рынок, тем больше времени требуетсяим для выявления размеров и соотношения спроса и предложения, дляопределения оптимального уровня цен. Чем выше степень дифференциациитоваров и услуг на рынке, тем острее стоит эта проблема. Можно сказать, чтоэффективность рынка зависит от числа присутствующих на нем производителей,т. е. от уровня концентрации производства и сбыта. Если число продавцовслишком велико, появляется тенденция к его сокращению. В мировом рыночномхозяйстве эта тенденция стала заметной уже в конце прошлого века ивыразилась в широком использовании соглашениий о квотах производства иценах. Этот процесс продолжался в XX веке, означая переход от свободного крегулируемому рыночному хозяйству. Экономический кризис 1929 года лишьускорил этот процесс. Так, в Германии число картелей достигало 2100. ВРоссии в 1905 году также было уже около 400 картелей и синдикатов. Уровеньмонополизации сбыта картелями и синдикатами иногда приближался внациональных границах к 100%. Параллельно картелям и синдикатам развивалисьтресты — крупные корпорации, внутри которых предприятия не только терялипроизводственную и сбытовую самостоятельность, на и юридическуюсамостоятельность, либо передавали свои акции специально учреждаемомуобществу — холдингу. История трестов началась еще в прошлом веке в США снефтяного объединения Рокфеллера «Стандарт ойл Траст», а в 20-е годыперекинулась в Европу.Этот процесс начался, потому, что картелирование, синдицирование,трестирование существенно сокращали потери от конкуренции и вели ксмягчению кризисов. В этом отношении монополизация мировой рыночнойэкономики конца XIX — первой половины XX веков ознаменовала гигантскийэкономический прогресс. Не случайно и в послевоенный период во всехразвитых странах рыночной экономики продолжался рост крупных и сверхкрупныхкорпораций. Шел процесс концентрации производства на базе новейшихдостижений научно–технической революции, что означало для этих корпорацийповышение их конкурентоспособности. Сегодняшняя мировая производственнаяпрограмма определяется относительно небольшим числом крупных корпораций.Сохраняют свое значение и картели, типичным примером которых являетсяобъединение экспортеров нефти ОПЕК. Таким образом, рыночная экономика XXвека постоянно уживается с высоким уровнем концентрации производства, сбытаи банковского дела. Более того, в условиях научно-технической революцииоптимальный уровень концентрации даже возрастает. Конечно, это означаетразвитие новых форм конкуренции (олигопольной), развитие элементоврегулирования рыночных процессов. Так, по разным оценкам, от 30 до 50%промышленного производства США выведено сегодня из сферы чисто рыночноговлияния и управляется с корпоративного уровня.Преимущества крупных корпораций в том, что они не только считаются стребованиями рынка, но и сами активно формируют его, создавая новые видытоваров и услуг, реализуя крупные программы капиталовложений. Такиепредприятия реализуют на рынке свою долгосрочную стратегию, предвидят иопределяют будущее состояние рынка. Им под силу ограничивать распределяемуючасть текущих доходов и осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР.Поэтому рынок небольшого числа крупных корпораций имеет существенныепреимущества в эффективности по сравнению с рынком огромного числаоднотипных небольших предприятий. С другой стороны, конкурируя между собойна рынке, крупные компании вынуждены гоняться за научно–техническиминовшествами и оперативно внедрять их в производство. Экономя на издержках всвязи с масштабами производства, эти компании имеют возможностьдифференциации цен и диверсификации производства, что дает им возможностьснизить потери, связанные с колебаниями рыночной конъюнктуры. Поэтому, какправило, чем крупнее корпорация, тем она более конкурентоспособна. При этоммировая практика показывает, что чем выше уровень развития национальнойэкономики, тем больше степень концентрации производства в ее ключевыхотраслях и банковском деле. Что касается отрицательных сторонмонополизации, то достаточно присутствия лишь нескольких крупныхконкурирующих производителей на рынке, чтобы блокировать этот отрицательныйэффект. А такая олигопольная конкуренция в современных условиях открытогорынка практически всегда достигается.Еще одним аргументом в защиту крупных предприятий и их объединений впереходной экономике является необходимость сохранения и развитиянационального научно–технического потенциала. В новейших наукоемкихотраслях в мировом производстве подавляющая часть их производствасосредоточена на предприятиях крупных фирм. Так, в США выпускомоборудования для электронной промышленности занято более тысячи фирм, но56% продаж приходится на долю 14 из них. Другие примеры аналогичны: на долюнескольких крупнейших фирм приходится 65% производства роботов, 74%производства персональных компьютеров и т. д. Мелкие и средние предприятияэтих отраслей промышленности, как правило, входят в производственные сети,создаваемые предприятиями–гигантами. В этом смысле их рыночнаянезависимость носит условный характер.Эти аргументы в сочетании с отрицательным воздействием на отечественнуюпромышленность экономических реформ 1992—93 гг. заставили российскихэкономистов и политиков усомниться в необходимости дробления крупныхпредприятий и преимущественного развития мелких и средних производств.Подобное дробление было бы оправдано лишь в том случае, если бы в итогезначительно возросли экономическая эффективность и конкурентоспособностьпродукции реформируемых предприятий. Подход к преобразованию крупныхпредприятий должен быть не механическим, а экономически обоснованным спозиций экономической эффективности, нацеленным на оптимальное сочетаниекрупных, средних и мелких предприятий в экономике.Отношение к судьбе крупных предприятий в России должно быть обусловлено ещеи тем, что значительная часть из них еще долгое время будет оставатьсягосударственными или полугосударственными предприятиями. Во–первых, сампроцесс приватизации займет значительный период времени. Во–вторых, широкийкруг предприятий в силу своей производственной специфики остается вгосударственном секторе. Это — предприятия инфраструктурных отраслей(энергетики, газоснабжения, железнодорожного транспорта, добывающейпромышленности); предприятия, полностью занятые выпуском военной продукции;предприятия, нуждающиеся в крупных государственных инвестициях(высокотехнологичные и наукоемкие, коонверсионные). Холдинги и финансово–промышленные группыФормирование любых корпоративных структур в переходной экономике обычногруппы подвергается критике из–за опасений чрезмерной монополизациипроизводства. Между тем эти опасения едва ли можно считать оправданными.В 1994 г. в российской индустрии насчитывается около 30 тыс. средних имелких предприятий, крупных же корпоративных структур типа концернов — лишьединицы. На долю последних приходится не более 12% общего объемапромышленного производства. В США же промышленность определяют 300—400крупнейших корпораций, которые выпускают около половины ее продукции.Поэтому опасность для переходной экономики представляет не функционированиекрупных организационных структур, пока единичных, а напротив, разрушениесложившихся промышленных и научно–производственных объединений, распадтехнологического потенциала, игнорирование современных тенденцийконцентрации и диверсификации производства.В процессе приватизации началось формирование новых хозяйственных структурв российской промышленности. Горизонтально интегрированные на базе бывшихотраслевых министерств предприятия приватизируются преимущественно в формеакционерных обществ открытого типа. В то же время на предприятияхвоенно–промышленного комплекса началась приватизация по типу вертикальнойинтеграции акционерных обществ открытого и закрытого типа в холдинги.Процесс этот протекает весьма противоречиво. Начало акционирования в 1992году привело к резкому увеличению количества предприятий, получивших статусюридического лица на основе имеющихся производственных фондов. Это привелок существенным разрывам крупных технологических циклов и диспропорциям вбазовых отраслях. Для предотвращения подобных негативных тенденций исоздания правовых условий интеграции производственно–технологическихкомплексов в 1993 году были приняты государственные решения попреобразованию государственных предприятий в акционерные общества черезхолдинговые компании. Однако на практике эти решения реализуются слабоиз–за боязни монополизма в промышленности. В связи с этим в конце 1993 г.появились нормативные акты о порядке создания и деятельностифинансово–промышленных групп в нашей стране.Предполагается, что холдинговая компания как держатель контрольных пакетовакций предприятий, а также связанная с ней соглашением финансоваяорганизация смогут обеспечить стабильность отношений снабжения и сбыта, атакже необходимый приток инвестиций в производство. Такие организационныеструктуры могут создаваться органами государственного управления даже безсогласия трудовых коллективов дочерних предприятий, если предприятиясвязаны технологическими и кооперационными отношениями.В зависимости от специфики создаваемых корпоративных структур холдинговыекомпании могут осуществлять различные функции. Это может быть толькоинвестиционная деятельность, инвестиционная деятельность в сочетании спроизводственной, коммерческой и другими функциями. Холдинг можетцентрализовать функции снабжения, сбыта, осуществления внешнеэкономическихсвязей, проведения НИОКР, координации деятельности дочерних предприятий.Возможна организация промежуточных холдингов, или субхолдингов для решенияконкретного, ограниченного круга задач. Это могут быть, например, патентныеи лицензионные холдинги, холдинги по оказанию услуг, холдинги поинвестиционной деятельности. Создание холдинговой компании путем передачией части акций холдинга означает для предприятий делегирование полномочийпо управлению определенным видом деятельности специально организованнойкорпоративной структуре. Как показывает мировой опыт, экономически выгодноподключение мелкого и среднего бизнеса к обслуживанию технологических цепейфинансово–промышленных групп.В странах с высокоразвитой рыночной экономикой финансово–промышленныегруппы играют весьма важную роль. Их стержнем являются крупные фирмы.Группирование фирм осуществляется по двум направлениям. Первое и основное —объединение крупных фирм. Второе, дополняющее его, — группирование мелких исредних фирм вокруг крупной фирмы через сеть имущественных и контрактныхотношений. Создание таких групп преследует цель контроля запроизводственно–распределительным циклом из одного центра. В качествепримера можно привести взаимодействие фирм в японской группе «Тоёта». Этагруппа помимо изготовления различных компонентов к автомобилям охватываетпроизводство стали, прецизионных станков, автоматических ткацких станков,текстиля, потребительских товаров, оказание строительных услуг. В группе 15подконтрольных фирме «Тоёта» компаний, которые занимаются производствомдеталей и сборкой автомобилей, фундаментальными научными исследованиями,экспортом и импортом сырьевых продуктов, «Тоёта» располагает пакетом акцийв каждой из подконтрольных компаний — от 22,7% акций в «Аити стил уоркс» до39,8% в «Тоёта ауто боди». Кроме того, «Тоёта» получает автозапчасти икомпоненты от двух ассоциаций — «Кехокай», состоящей из 231 компании, и«Эйхокай», объединяющей 77 компаний. «Тоёта» не участвует в капитале членовассоциаций. Связи с ними развиваются на основе контрактных отношений. Впоследние десятилетия отношения между крупными фирмами и мелкимипоставщиками изменились. Раньше гиганты доминировали над участвовавшими всубпоставках фирмами. Сегодня роль фирм–поставщиков возросла. Они уже нетолько продают свои товары и услуги, но и осуществляют обмен информацией спотребителями. Мелкие поставщики объединяются в ассоциации, с которымикрупным фирмам–потребителям приходится считаться.Финансово–промышленная группа часто включает также банки и финансовыекомпании. С их помощью происходит финансовое обслуживание бизнеса внутригруппы. Внутри группы, которая носит в целом олигопольный характер,формируется экономическая и финансовая взаимозависимость. Вместе с темжесткое централизованное управление деятельностью всей группы со стороныголовной компании практически исключено вследствие огромного размаха ееопераций. Участники группы лишь координируют свои действия с цельюограничения конкуренции, повышения общей эффективности, обеспечениянадежности поставок и сбыта.Если исходить из необходимости создания современной рыночной экономики вРоссии, то надо отметить и мировой опыт успешного функционирования такихкрупных корпораций, как финансово–промышленные группы. С помощью этих группмогут быть созданы мощные производственные комплексы, способные участвоватьв конкуренции с крупными иностранными корпорациями, что создает необходимыеусловия для перехода к экономике открытого типа.Одновременно с развитием крупных корпоративных структур необходимоприменять методы антимонопольного регулирования для ограничения ихэкономического диктата. Государство должно следить, чтобы рынок обитанияфинансово-промышленных групп носил олигопольный, но не откровенномонопольный характер. Для этого надо, в частности, поощрять образованиеальтернативных экономических структур и развитие конкуренции загосударственные заказы и закупки. Задачи развития малых предприятийЭволюция предприятий в переходной экономике не ограничиваетсяпреобразованиями крупных предприятий. Не меньшее значение имеетстимулирование развития малых и средних предприятий. Малый и среднийбизнес, причем особенно малый, выполняет очень важную роль в рыночнойэкономике. Прежде всего, за счет оперативной реакции на изменениеконъюнктуры рынка он придает необходимую гибкость рыночной экономике вцелом.Говоря о малом бизнесе необходимо отметить его массовость. Так, впромышленно развитых странах на малый бизнес зачастую приходится до 90—95%числа всех предприятий и до 20—60% валового национального продукта. Особуюроль играет малое предпринимательство в развитии сферы услуг и торговли.Малый бизнес способствует развитию конкурентной среды и тем самым снижениюстепени монополизации экономики. В силу своих небольших размеров имногочисленности, малый бизнес гораздо труднее монополизировать, чеммассовое производство на крупных предприятиях.В силу небольших объемов производственных фондов и незначительного числазанятых работников, малый бизнес обладает гибкостью и подвижностью, котораяпозволяет быстро менять сферу деятельности или специализацию. Это позволяетему активно осваивать новейшие достижения научно–технического прогресса,особенно в таких некапиталоемких сферах, как кибернетика и электроннаятехника.Также в силу своей массовости, малый бизнес обеспечивает занятость большогочисла людей, что дополнительно поднимает его значимость в переходнойэкономике, стоящей перед угрозой появления массовой безработицы.Все названные функции малого бизнеса показывают, насколько важностимулировать его развитие при переходе к рыночной экономике, особенно — ксоциально ориентированной.В современной российской экономике малый бизнес только начинает развиватьсяи период его становления протекает очень нелегко. Начавший было набиратьсилу в 1991 г. процесс образования малых предприятий в производственнойсфере практически прекратился в 1992 году, вследствие проводившейся тогдаэкономической политики и экономической конъюнктуры. Либерализация цен исильная, скачкообразная инфляция привели к ликвидации финансовой базымалого бизнеса из-за обесценения сбережений населения и резкого повышенияпроцентных ставок. Причем в сфере производства, где наиболее организованнои жестко действует налоговая система, малые предприятия оказались к тому жепод непомерным налоговым прессом. Малый бизнес наименее защищен от давлениякоррупции, организованной преступности, произвола чиновников, и общаякартина станет еще более удручающей.Этим объясняется немногочисленность вновь создаваемых малых предприятий вРоссии. Так, за весь 1992 год их образовалось вместе с кооперативами почти190 тысяч, списочная численность занятых на этих предприятиях составилаоколо 3 млн человек, а вместе с привлеченными работниками — примерно 5 млнчеловек. Относительная незначительность этих показателей видна изсопоставления с данными развития малого бизнеса в США. Там на 250 млнжителей страны насчитывается около 15 млн малых предприятий. В России же сее населением порядка 150 млн человек имеется в целом, по оценочным данным,примерно 700 тысяч таких предприятий, т. е. столько, сколько в СШАвозникает ежегодно.Отрицательно влияет на развитие малого бизнеса в переходной экономикенепрекращающийся спад производства. Он особенно губителен для малыхпредприятий, поскольку усиливает монопольный характер и дефицитностьэкономики, порождает экономический хаос и неуверенность. К тому же вусловиях инфляции рост цен обгоняет повышение номинальных доходовнаселения, что приводит к сужению емкости внутреннего рынка и сдерживаетпредпринимательскую активность.Все перечисленные сложности и проблемы переходной экономики сдерживаютразвитие малого бизнеса. Это показывает, что развитие малых предприятийнуждается в постоянной и целенаправленной государственной поддержке.Государство всегда поддерживает малый бизнес и в условиях развитогосоциально ориентированного рыночного хозяйства. Это видно на примересовременной экономики Германии. В немецкой государственной экономическойполитике, как и в экономической литературе, не принято обособлять малыйбизнес от среднего. Они рассматриваются как некое экономическое единство,именуемое «миттелыитанд», что в переводе на русский язык означает среднийслой. Экономическое значение мелкого и среднего бизнеса в ФРГ определяетсяего ролью, во–первых, работодателя для 2/3 всего занятого населения; во-вторых, производителя продукции и услуг, составляющих почти половинувалового внутреннего продукта; в–третьих, катализатора научно–техническогопрогресса, на долю которого приходится 2/5 всех валовых инвестиций и болееполовины зарегистрированных патентов; в–четвертых, источника кадров,охватывающего 85% всех имеющихся в ФРГ мест производственного обучения.Главным принципом, лежащим в основе системы мер государственной поддержки«миттельштанда», является оказание помощи, стимулирующеепредпринимательскую активность. Общая цель программы государственной помощи— повышение эффективности и конкурентоспособности мелкого и среднегобизнеса. Основными мерами государственной поддержки являются:1. Мероприятия структурной политики федерального правительства. Главный ее инструмент — картельное право. Ведомство по надзору за картелями, во–первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во–вторых, всемерно облегчает кооперацию мелких и средних фирм. Кроме того, обеспечивается равноправное участие малого и среднего бизнеса в распределении государственных контрактов.2. Налоговые льготы: специальные нормы амортизационных отчислений (ускоренное списание), создания резервов не облагаемой налогом прибыли, инвестиционные надбавки за счет налоговых ведомств.3. Финансовая поддержка: льготные дешевые кредиты под гарантию правительства и специальные кредиты земельных правительств на создание новых рабочих мест.4. Помощь в инновационной сфере: индустриальные и научные парки, инновационные центры, облегчающие доступ к информации и капиталу. Содействие в совместной работе мелких и средних фирм с научными учреждениями, помощь в обучении научного персонала.5. Помощь в обучении предпринимателей и менеджеров в системе торгово–промышленных палат.6. Консультационные услуги государственных экспертов и оплата консультационных услуг частных экспертов.Не менее широкой, чем в странах с высокоразвитой, социально ориентированнойэкономикой, должна быть и государственная поддержка малого бизнеса впереходной экономике. Очень важно предоставление не только кредитных льгот,но и целевых средств венчурного капитала малым научно–техническим фирмам.Актуальным является также привлечение ресурсов крупных предприятий черезразвитие системы сотрудничества крупного и малого предпринимательства —широко развитого за рубежом франчайзинга. При этой системе крупная головнаяфирма предоставляет за плату малому предприятию право использовать своюторговую марку, оказывает услуги в виде консультаций и рекламы, сдает варенду оборудование и т. д. Это система взаимовыгодного сотрудничествакрупных и малых предприятий способствует развитию рыночного механизматорговли и сферы услуг. Необходима и государственная техническая помощьмалым предприятиям производственного характера.Глава II. Взаимоотношения предприятий в переходной экономике Изменения в характере взаимоотношений предприятийВ условиях плановой экономики отношения между предприятиямиконтролировались государственными органами (Госпланом, Госснабом,Госбанком, отраслевыми министерствами). Несмотря на элементы хозрасчетнойсамостоятельности, преимущественное значение имели централизованноематериально–техническое снабжение предприятий, прикрепление производителейк предприятиям–поставщикам и потребителям, плановая реализация продукции иплановое ценообразование, мягкие бюджетные ограничения.Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характеравзаимоотношений предприятий. Это находит свое выражение в образованииэкономически самостоятельных субъектов хозяйства, в развитиирыночно–конкурентного механизма экономики. Предприятия вступают в отношениядруг с другом самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями истимулами, сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой.Радикальный переход к принципиально иному характеру взаимоотношенийпредприятий оказывается весьма болезненным. Наряду с новыми, рыночнымипродолжают сохраняться в модифицированном виде и старые методы, в числекоторых элементы мягких бюджетных ограничений, использование прежнихперсональных контактов во властных органах и преобразованных бывшихуправленческих структурах, инерция сохранения традиционных хозяйственныхотношений, большая роль личностных связей между руководителями предприятий.В процессе адаптации к новым условиям хозяйствования предприятия используютвсе возможные методы и их комбинации. При этом происходит интенсивноеосвоение рыночного стиля поведения. Снабженческо–сбытовые отношения предприятийОтношения между предприятиями по поводу материально–технического снабжения(средства труда, материалы, сырье, комплектующие) и сбыта произведеннойпродукции приобретают все более рыночную ориентацию, подвергаются всебольшему влиянию спросовых ограничений, однако в заметной мере сохраняютспецифику, проистекающую из особых условий переходной экономики.Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями,выступают неразвитость рыночной инфраструктуры, слабое овладение методамимаркетинговой политики, медлительность принятия и низкая эффективностьреализации арбитражных решений по хозяйственным спорам, тяжелое финансовоеположение многих предприятий и в целом кризисный характер переходнойэкономики.В начальный период важную роль в снабженческо–сбытовой политике играютпрежние хозяйственные связи партнеров в силу инерции, преимуществдоверительных отношений в условиях экономической неопределенности;отсутствия необходимой информации, жесткой зависимости от прежнихтехнологических "цепочек" при недостатке средств для изменения профиляпредприятия и т.п. Со временем главным критерием выбора партнеровстановятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчивость экономики,неразвитость рыночной инфраструктуры обусловливают хаотичность установленияхозяйственных связей, частую смену контрагентов.Существенными факторами, влияющими на материально–техническое снабжениепредприятий в переходной экономике России, оказались следующие: потерясвязей с прежними поставщиками из республик бывшего СССР и стран бывшегоСЭВ; закрытие, перепрофилирование или переориентация на экспорт частипоставщиков в условиях трансформации экономики; давлениемонополистов–поставщиков, продолжающих играть значительную роль вэкономике; дороговизна посреднических и транспортных услуг; невысокийуровень качества и узость ассортимента многих видов отечественной продукцииматериально–технического назначения и т.п.Адаптация предприятий к существующим условиям происходит как в пассивной,так и в активной форме. Исследование поведения предприятий показало, что в1995 г. среди пассивных мер преобладали бартер (62% предприятий),сокращение объема выпуска (12%), сокращение ассортимента (7%); средиактивных мер — поиск новых поставщиков (57%), организация производствасырья и материалов на своем предприятии (7%), вложение инвестиций вразвитие предприятий–поставщиков (2%).Своеобразием является то, что одновременно с расширением рыночных отношенийпроисходит усиление натурализации хозяйства (бартеризация, развитиепредприятиями собственной сырьевой базы) и регионализации хозяйственныхсвязей.Противоречивость переходного периода проявляется и в сбытовой политикепредприятий. Существенными факторами, влияющими на нее, можно считатьпотерю рынков стран СНГ и Восточной Европы для многих российскихпредприятий, сокращение спроса со стороны покупателей — как домашниххозяйств в связи со снижением реальных доходов населения, так и предприятийв связи с сокращением их производства и финансовых возможностей, трудностивыхода на мировой рынок, агрессию импортных товаров, а также неразвитостьрыночной инфраструктуры.Приспосабливаясь к существующим условиям, предприятия используют различныемеры для улучшения сбыта своей продукции. По данным обследования, в 1995 г.65% всех предприятий использовали в этих целях сдерживание роста цен насвою продукцию, 45% — изменение ассортимента выпускаемой продукции, 29% —работу с посредниками и дилерами, 24% — активную рекламу. 6% — изменениепрофиля производства, 5% — выход на зарубежные рынки, 5% — борьбу загосзаказы и только у 5% предприятий не было проблем со сбытом.При этом все большее значение для сбытовой политики предприятий имеет нетолько активизация сбыта традиционной продукции, но и реструктуризацияпроизводства, освоение новых видов продукции. Проблемой, однако, являетсянехватка средств для проведения реконструкции предприятия, изменения егопрофиля.Трудности со сбытом, кризис неплатежей вызывают расширение бартерныхопераций, поставок в счет будущих платежей, разного рода злоупотреблений. Взаимная задолженность предприятий.Характерной для переходной экономики является проблема просроченнойфинансовой задолженности предприятий.Сама по себе взаимная задолженность экономических субъектов — явление,присущее и странам с развитой рыночной экономикой. Специфика дляпереходного периода состоит в резком увеличении задолженности, ее крупныхразмерах, остроте последствий, неразрывной связи с противоречиями икризисными явлениями переходной экономики.Общая сумма просроченной задолженности предприятий производственныхотраслей достигла в России к октябрю 1996 г. 508 трлн руб. И хотя в ееструктуру включалась сумма просроченных платежей в бюджет, а такжезадолженность по отчислениям во внебюджетные фонды и др., основную долюзанимала взаимная задолженность предприятий. Таким образом, взаимнаязадолженность предприятий — центральное звено кризиса неплатежей. Омасштабе указанного явления говорят и следующие цифры: неплатежи междупредприятиями достигли в промышленности месячного объема продукции,подлежащей реализации; просроченная задолженность поставщикам в 7 разпревысила в конце 1995 г. сумму денежных средств предприятий; объемнеплатежей в I квартале 1996 г. более чем в 1,6 раза превышал объемденежной массы.В середине 1996 г. кредиторская задолженность составили 28% к годовому ВВП(для сравнения: в конце 1991 г. — около 5%).Причинами роста взаимной задолженности предприятий явились: . трудности адаптации предприятий к рыночным методам хозяйствования в условиях резкого перехода от системы государственного патернализма, мягких бюджетных ограничений; недостаток собственных средств предприятий на пополнение обратного капитала и инвестиционных средств; . либерализация цен и, как следствие, более высокие темпы роста цен на сырье, ухудшившие финансовые возможности производителей готовой продукции; . кризисный характер переходной экономики в целом и причины, его вызывающие; . жесткая денежно–кредитная политика государства, которая, с одной стороны, решает задачи снижения инфляции, с другой — сдерживает рост денежной массы; приводит к "бегству" рубля на более выгодные рынки (рынок ГКО, валютный рынок) и тем самым затрудняет доступ предприятий к денежным ресурсам; . разрыв финансового и промышленного секторов экономики, ориентация банковской системы в значительной мере на спекулятивные операции, перераспределение средств в пользу финансового сектора; . некачественный менеджмент в условиях слабой спецификации прав собственности; . низкий уровень платежной дисциплины и исполнения судебно–арбитражных решений.Возникающие неплатежи в определенной степени можно считать закономернойформой адаптации предприятий к реально складывающимся экономическимусловиям и экономической политике. Как форма адаптации к условиям высокойинфляции неплатежи компенсируют обесценение оборотных средств предприятий,как форма адаптации к низкой инфляции — недостаток собственных средствпредприятий.Рост взаимной задолженности предприятий имеет целый ряд негативныхпоследствий. Во многом являясь порождением системного кризиса, он еще болееуглубляет его. В числе этих последствий: . негативный мультипликационный эффект, когда неплатежи в одном месте порождают целую цепочку неплатежей по всей экономике, обостряя сбытовые и финансовые проблемы предприятий, усиливая спад производства; . ухудшение воспроизводственных условий предприятий, снижение их инвестиционной деятельности (обновление основного капитала, реструктуризация производства и т.п.); . усиление бартеризации хозяйственных отношений; . заполнение денежного обращения разного рода "суррогатами" или "квазиденьгами" (векселя, казначейские обязательства и т.п.); . сокращение налоговых поступлений от предприятий и, как следствие, обострение бюджетного кризиса; . усиление роли теневой экономики, расширение возможностей хозяйственных злоупотреблений.Способами разрешения кризиса взаимных неплатежей могут быть меры какобщеэкономического характера, так и исходящие от самих субъектов хозяйства.Среди них: . корректировка денежно–кредитной политики государства в сторону ее разумного смягчения, расширение области денежных расчетов между предприятиями, ограничение доходности спекулятивных операций; . более активные меры государства по расширению емкости внутреннего рынка и по стимулированию выпуска продукции посредством инструментов денежно–кредитной политики, экспортно–импортной политики, других способов поощрения отечественных товаропроизводителей, а также по оздоровлению инфраструктуры сбытовой системы в интересах непосредственно производителей и потребителей; . взаимозачет неплатежей: локальный (между отдельными предприятиями или группами предприятий), межотраслевой (одно из первых громких соглашений — "О совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей", подписанное Министерством путей сообщения, Минтопэнерго, Комитетом по металлургии, РАО ЕЭС, компанией "Росуголь"), народнохозяйственный; . упорядочение вексельного обращения, формирование цивилизованного рынка векселей (включая активную роль банковской системы в учете и переучете векселей); . использование акций предприятий, являющихся АО, для расчетов по неплатежам (свопирование); . развитие финансово–промышленных групп, обеспечивающих сращивание промышленного и финансового капитала; . усиление спецификации прав собственности и повышение ответственности менеджеров; . совершенствование хозяйственного права, усиление исполняемости судебных решений по хозяйственным спорам.ЗаключениеТаким образом, для переходной экономики характерными являются кардинальныеизменения в количестве и структуре предприятий, отражающие образованиеновых субъектов хозяйства в условиях разгосударствления экономики иусиления в ней роли рыночных отношений.Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характеравзаимоотношений предприятий. Предприятия вступают в отношения друг с другомсамостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и стимулами,сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой. Радикальныйпереход к принципиально иному характеру взаимоотношений предприятийоказывается весьма болезненным. Новый тип взаимоотношений имеет целый ряднегативных последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса,он еще более углубляет его.В заключение надо заметить, что недостатки и провалы в развитиипредпринимательства в обществе ведут к неизбежности социально–экономическихкризисов. Развитие предпринимательства и предприимчивости как культурыорганизаций способствует формированию среды для постепенных преобразованийв самых разных областях экономики и общественного устройства, придавая иусиливая способность конкретных организаций, а также общества и экономики вцелом к постоянному, постепенному самообновлению, снижая вероятности какэкономических, так и социально–политических кризисов и потрясений.Литература1. Экономика переходного периода. Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995. Гл. 13, 14.2. Теория переходной экономики, Т. 1. Под ред. В. В. Герасименко.М.: ТЭИС, 1997. Гл. 3.1.3. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства. В/Э, 2002, №7.4. Ходов Д. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации. В/Э, 2002, №7.5. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. Т.Г. Долгопятова. М.: Дело Лтд. 1995.6. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике. Под ред. Б.К.Злобина. М.: Эдиториал УРСС, 2001.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода iconПроблемы управления трудовыми ресурсами в экономике переходного периода: анализ регионального рынка труда

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода iconПрограмма и контрольные задания по учебной дисциплине по выбору «экономика переходного периода» для студентов заочной формы обучения спец
Учебная дисциплина «Экономика переходного периода» является элективным курсом для студентов заочного обучения 5, 4 и 6 лет обучения...
Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода iconКонцепции переходного периода

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода iconЭкономика переходного периода в России

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода iconПроблемы налогооблажения в странах переходного периода

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода iconОсобенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода iconПедагогика Джона Локка как педагогика переходного периода

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода iconРоссийская экономика переходного периода
...
Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода iconПредпринимательство в рыночной экономике

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода iconКурсовая работа по дисциплине: Экономическая теория на тему: Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве
Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры. 7
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы