Лекции по Международному праву icon

Лекции по Международному праву



НазваниеЛекции по Международному праву
Дата конвертации12.08.2012
Размер202,59 Kb.
ТипЛекции
Лекции по Международному праву


Лекция № 9. Тема: Основные принципы Международного права. Цели:1. Образовательная - обеспечить усвоение материала лекции студентами. Добиться понимания значимости темы для развития мышления и кругозора юриста в его практической деятельности.2. Развивающая - в ходе лекции обеспечить постоянное упражнение по развитию памяти, мышления, внимания и сосредоточенности по усвоению материала, юридических терминов и совершенствования понятийного аппарата.3. Воспитательная - методом активного чтения лекции воспитывать у студентов желание восприятия и освоения материала, привития качеств, необходимых юристу: уважения к выступающему, сидящему сидящим рядом товарищем, понимания важности и значимости воспитания у студентов необходимых качеств гражданина РФ. Вопросы:1. Понятие основных принципов.2. Принципы мирного существования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем.3. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности.1. Принцип не применения силы или угрозы силой;2. Принцип мирного разрешения международных споров;3. Принцип территориальной целостности государств;4. Принцип нерушимости границ;4. Общие принципы международного сотрудничества.1. Принцип современного роста государств;2. Принцип невмешательства;3. Принцип равноправия и самоопределения народов;4. Принцип сотрудничества государств;5. Принцип уважения прав человека;6. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств; Литература:1. Во имя мира «Международно-правовые проблемы европейской безопасности» 1977 г.2. Кузнецов В. И., Тузмихамедов Р. А., Ушанов Н. А. «От декрета о мире и декларации мира.» 1972 г.3. Менжинский В. И. «Неприменение силы в международных отношениях» 1976 г.4. Ушанов Н. А. «Невмешательство во внутренние дела государства.» 1971 г.5. Бугаташвилли Д. И. «Принципы Суверенного равенства государства в МП.» 1978 г.6. Бирюкоа П. А. «Международное право.» 1998 г.7. Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. «Международное право.» 1998 г.8. Клименко Б. М., ушанов Н. А. «Нерушимость границ - условие международного мира.» 1975 г.9. Левин Д. Б. «Принцип мирного разрешения международных споров» 1977 г.10. Лукашук И. И. «Международное право.» 1996 г.11. Тункин Г. И. «Международное право.» М. 1994 г.12. «Курс международного права.» В 7т. 2. М. 1994 г.13. ???? Международное право. В 3т. Т1. М. 1996г. Документы:1. Устав ООН 1945 г. (МП в документах сост. Н. Т. Блатова М. 1982 г. стр. 196 - 228).2. Декларация о принципах МП, касающихся дружественных отношения и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. (МП в документах Н. Т. Блатова М. 1982 г. стр. 4 - 12).3. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (Ведомости СССР 1975 г. приложение к № 33).4. Итоговый документ Важной встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе состоявшееся на основе положений заключительного акта, относящимися к дальнейшим шагам после Совещания. М. 1989 г. Вопрос № 1Понятие основных принципов.Принципы международного права - это руководящие правила поведениясубъектов, возникающие как результат общественной практики, юридическизакрепленные начала международного права. Принципы являют собой наиболее общее выражение устоявшейсяпрактики международных отношений. Принцип МП - это норма международного права, имеющаяобязательный характер для всех субъектов.Отменить международного права не может никто, а потому в одностороннемпорядке общественную практику признается государствами. Принципы МП регулируются обычным и договорным путем. Онивыполняют одновременно две функции:-способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая ихопределенными нормативными рамками;-закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений,таким образом, способствуют их развитию. Особенности развития:1. Универсальность - все субъекты МП обязаны строго соблюдать принципы, т.к. их нарушение затрагивает интересы других участников.1. Они являются критерием законности всей системы международного - правовых норм.1. Принципы являются фундаментом международного права, т.к. их действия распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким - либо причинам не урегулированы конкретными нормами.Основные принципы МП зафиксированы в Уставе ООН. Они являютсяобязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами неиндивидуально, не по взаимному соотношению.Наиболее авторитарными документами, раскрывающими содержание принципов МПявляются:Декларация о принципах МП, касающихся дружественных отношений исотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятаяГенеральной Ассамблеей ООН 24.10.1970;Декларация принципов, которыми государства - участники быдутруководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в заключительномакте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1. 08.1975 г.Все принципы взаимно связаны между собой и каждый из них долженрассматриваться в контексте всех других принципов. Вопрос № 2Принципы мирного сосуществования государств, не зависимо от ихэкономических, социальных и политических систем.Об этих принципах впервые заговорили после Великой Октябрьскойсоциалистической революции, с образованием советского государства.Хотя и в общем, виде, он получил свое закрепление в Уставе ООН.Сам термин «мирное сосуществование» в Уставе ООН не употребляется, но идеямирного существования государств, независимо от их экономических,социальных и политических систем проходит через него красной нитью. Государства призываются:«проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрыесоседи»;«развивать дружественные отношения между ними»;ООН должно быть центром для согласования действий наций в достижении общихцелей... А это не что иное, как расшифровка принципа мирного существования. Западные юристы отрицают наличие принципа мирногососуществования в МП. Они видимо исходят из того, что: 1. Юридическое содержание данного принципа очень широко, а потому несколько неопределенно; 1. СССР и страны социализма больше вкладывали в это понятие политический смысл (борьба между государствами двух систем, а не сотрудничество), чем юридический; 1. вместе с тем данный принцип имеет и юридическое содержание: 3. включает обязательство государств признавать существование в различных государствах социальные, экономические и политические системы, т.е. государственных отношений; 4. не пытаются навязать друг другу свою политическую систему с помощью силы, экономического давления (хотя всё это СССР и мировая система социализма испытали в полном объёме и . ).Сегодня этот принцип так же актуален, как и раньше, так как страны всёравно переходят от конфронтации к партнерству, сотрудничеству, и этоотражает реальные процессы происхождения в международных отношениях. Вопрос № 3.Принцип, непосредственно относящийся к поддержанию международного мира ибезопасности.1. Принцип не применения силы или угрозы силой.Вопрос о неприменении или угрозы силой впервые встал в годы второй мировойвойны и отразил демократические устремления и надежды народов насправедливое послевоенное устройство международных отношений. Этообъективная закономерность впервые была превращена в принцип МП изакреплена в Уставе ООН.Пункт 4 ст. 2 Устава ООН гласит... «все члены ООН воздерживаются в ихмеждународных отношениях от угрозы силой или её применения как противтерриториальной неприкосновенности или политической независимости любогогосударства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целямиОбъединённых наций». В последствии это положение было конкретизировано ипринято в одной из резолюций ООН, а так же:в Декларации о принципах МП 1970 г.;в определении агрессии 1974г.;в заключительном акте СБСЕ 1975 г. (совещание по безопасности исотрудничеству в Европе);Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или еёприменения в международных отношениях 1977 г.Действие принципа распространяется на все государства - членов (и не толькоих) согласно Уставу ООН запрещается ни только применение вооруженной силы,но и не вооруженного насилия, которое носит характер противоправногоприменения силы. (ст. 2 п. 4 Устава ООН гласит о запрещении применениявооружённой силы).В заключительном акте СБСЕ (раздел, касающийся претворения в жизньсогласованный принципов), прямо указывается, что государства-участникибудут «воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другогогосударства-участника», «воздержаться от любого акта экономическогопринуждения». Это свидетельствует о том, что современное международное правозапрещает противоправное применение силы в любом её применении.Ст. 42-47 и 51 Устава ООН трактуя случаи применения вооружённой силы. Ст.41 и 50 - Устава ООН предусматривают законное применение невооружённойсилы. В этих статьях указываются меры, которые применяются к нарушителям:полный или частичный прерыв экономических отношений;прекращение железнодорожных, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и др.средств сообщения;разрыв дипломатических отношений... Устав ООН предусматривает только 2 случая правомерного применениявооружённой силы:в целях самообороны (ст. 51);по решению СБ ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии(ст. 39 и 42).Ст. 51 Устава ООН применяется, только если произойдет вооружённое нападениена государства.Ст. 42 используется СБ. ООН только тогда, когда рекомендованные меры невооруженного характера - недостаточны «уполномочивается предпринять такиедействия воздушными, морскими или сухопутными силами, такие окажутсянеобходимыми для поддержания или восстановления международного мира ибезопасности.Среди таких мер:демонстрация;блокада;операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.Таким образом, принцип не применения силы предусматривает запрещениеагрессивных войн. Согласно Определению агрессии 1974 г., применениегосударством вооружённой силы первым может быть квалифицировано какагрессивная война, которая является международным преступлением и порождаетмеждународно-правовую ответственность государств и международную уголовнуюответственность виновных индивидов. В уставах Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналовбыла дана юридическая квалификация действий агрессоров как международныхпреступлений. В последние годы в содержание принципа была включена и обязанностьгосударств воздерживаться от пропаганды агрессивной войны. Начиная с 70-х годов в результате активной внешнеполитическойдеятельности сост. в нормативном содержании принципа не применения силыособо подчёркивается обязанность государств воздерживаться от угрозы силойили её применения с целью нарушения границ другого государства или каксредства разрешения территориальных споров и вопросов, касающихсягосударственных границ. В нормативное содержание принципа не применения силы включается:17. запрещение оккупации территории другого государства в нарушении норм МП;18. запрещении актов репрессий, связано с применением силы;19. предоставление государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства;20. организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;21. организация или поощрение организации вооружённых банд иррегулярных сил, в частности наёмников для вторжения на территорию другого государства. Нарушение принципа не применения силы следует считать:1. насильственные действия в отношении международных декларационных и перемирия;2. блокаду городов или берегов государства;3. Любые насильственные действия, препятствующие народу осуществлять законное право на самоопределение, и др. 2. принцип мирного разрешения международных споров.Согласно п.3 ст.2 Устава ООН, «все члены ООН разрешают свои международныеспоры мирными средствами таким образом, чтобы ни подвергать угроземеждународный мир и безопасность и справедливость».Эволюция этого принципа такова, что, разрабатывая международные договоры исоотношения процесс шёл от ограничения права обращаться к войне ипостепенному развитию средств мирного разрешения международных споров иустановления юридической обязанности государств использовать такие средства(мирные).Ранее, Согласно ст. 2 Частной конвенции о мирном решении международныхстолкновений 1907 г. не запрещалось обращаться к войне («прежде чемприбегнуть к оружию»), не обязывало обращаться к мирным средствам(«обращаться, на сколько позволяют обстоятельства») и рекомендовало весьмаузкий круг мирных средств (добрые услуги и посредничество). Ст. 33 УставаООН требует, чтобы стороны, участвующие в споре, «должны, прежде всего,стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничество,применение арбитража судебного разбирательства, обращения к религиозныморденам или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору.Ст. 1 п.1 устава ООН гласит, что международные споры должны разрешаться всоответствии с принципами «справедливости и МП». Большинство государствсчитает, что ссылки на справедливость подчёркивают, что мирные средстваобязательны для разрешения любых международных споров.Анализ принципа мирного разрешения споров (зафиксирован в Декларации опринципах МП 1970 г. Заключительном акте СБСЕ) показывает, что удалосьотстоять ряд важных положений, которые развивают и дополняют Устав ООН икоторые хотели бы отменить ряд государств (США и его союзники). В их числе: . обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на МП»; . обязанность «продолжить искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования споров» в тех случаях, когда спор не удается разрешить; . «воздержаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержания международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».Нормы принципа мирного разрешения спора в последние годы стали предметомтщательного анализа.1. На совещании экспертов СБСЕ по мирному урегулированию споров в Ла- Валетте (Мальта, 1991 г.) рекомендованы параметры общественной системы мирного урегулирования международных споров;2. Итоговым документом совещания СБСЕ предусмотрено создание в Европе специального органа – «Механизм СБСЕ по урегулированию споров», который может быть использован по требованию любой из спорящих сторон и действует в качестве примирительного органа. В целом видно: . Что удельный вес мировых средств и способов решения международных споров возрастает; . Государства постоянно стремятся привадить нормативное содержание принципа в соответствие с потребностями практики, жизни. 3. Принцип территориальной целостности государств.Принцип утвердился с принятием устава ООН в 1945 г. Имеет вариации : . Территориальная целостность; . Территориальная неприкосновенность;Назначение принципа – защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или её применение противтерриториальной целостности (неприкосновенности) и полит независимостилюбого государства.Декларация о принципах МП 1970 г. при раскрытии формулировки п.4 ст.2Устава ООН были отражены элементы этого принципа, хотя сам он отдельно неприменялся. Например: . устанавливалось, что государство «должно воздерживаться от любых действий направленных на частичное или полное нарушение единства и территориальной целостности любого государства»; . отмечалось, что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения сил в нарушении положений Устава»; . что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате утраты силы или её применения»; . не должны «признаваться законными какие либо территориальные приобретения, явившиеся результатом утраты силой или её применения».На совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. принявзаключительный, данный принцип нашел там свое отражение и дана полная егоформулировка: «Государства – участники будут уважать территориальнуюцелостность каждого из государств – участников. В соответствии с этим онибудут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями ипринципами Устава ООН, против территориальной целостности, политическойнезависимости или единства любого государства-участника и в частности, отлюбых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозысилой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться оттого, чтобы превращать территорию друг друга в общественной оккупации илидругих прямых или косвенных мер применения силы в нарушении международногоправа или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы ихотсутствия. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будетпризнана законной». Таким образом, изложение данного принципа взаключительном акте СБСЕ обязал: . уважать территориальную целостность друг друга; . воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН.Из этого следует, к примеру:1. Транзит через территорию любого иностранного государства любых транспортных средств является нарушением ни только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственных территорий;2. Все природные ресурсы иностранного государства неприкосновенны и разработка их без разрешения является нарушением территориальной неприкосновенности;3. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства (Чернобыль). 4. Принцип нерушимости государственных границ.Эта идея впервые получила своё правовое оформление в договоре СССР и ФРГ от12.08.1970 г. а за тем ПДР, ЧССР, ГДР с ФРГ, т.е. закрепила юридическипослевоенное наложение границ в Западной Европе.С этого времени нерушимость границ стала нормой МП юридически обязательнойдля государств. В Договорах СССР, ПНР, ГДР, ЧССР с ФРГ выражено двасущественных элемента: . Признание существующих границ; . Отказ, от каких – либо территориальных претензий.Как принцип нерушимости границ был сформулирован в заключительном акте СБСЕ1975 году. «Государства – участники рассматривают как нерушимые все границыс друг другом, как и границы всех государств в Европе, и потому они будутвоздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».Признание этого принципа означает также и отказ, от каких либотерриториальных притязаний, т.е. государство «будут соответственновоздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват илиузурпацию части или всей территории любого государства – участника».Исходя из этого, основное содержание принципа нерушимости границ можносвести к 3 элементам:1. Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с МП.2. Отказ, от каких либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем.3. Отказ от любых иных пося7ательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение. Существует 2 понятия относительных границ:1. Нерушимость границ - действует только в отношении государств, участников Заключительного акта СБСЕ (т.е. стороны Западной Европы, США и Канады)2. Неприкосновенность границ – является принципом общего МП и действует на континентах, независимо от того, существует или нет специальное соглашение по этому вопросу. Вопрос № 4.4.1 Принцип суверенного равенства государств.Каждое государство обязано увещать суверенитет других участников, т.е. ихправо в пределах собственной традиции осуществлять законодательную,административную, исполнительную и судебную власть, без какого - либовмешательства со стороны других государств, а так же самостоятельнопроводить свою внешнюю политику.П. 1 ст. 2 Устава ООН свидетельствует, что «организация основана напринципах суверенного равенства всех ее членов». Данный принцип закреплен:1. в Уставах международных организаций системы ООН;2. в Уставах региональных международных организаций;3. в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций. Эволюция этого принципа: . с наибольшей полнотой изложен в Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами с Уставом ООН 1970г. . развит в Декларации принципов Венской встречи представителей государств – участников Совещания, по безопасности в Европе 1989г. . подтвержден Парижской хартией Новой Европы 1990г. и др. Основное социальное назначение принципа суверенногоравенства – обеспечить юридически равное участие в международных отношенияхвсех государств, независимо от различий экономического, социального,политического или иного характера. Как равноправные участники международного общениягосударства обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.По Декларации 1970г. понятие суверенного равенства включает элементы:1. государства юридически равны;2. каждое государство пользуется правами полного суверенитета;3. каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;4. территориальная целостность и политическая независимость государства не прикосновенны;5. каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;6. каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975г.государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принципсуверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970г., нои уважать права, присущие суверенитету. Это означает: . в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально – политическом развитии; . разнообразию позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила не должны быть препятствием к соблюдению суверенитета; . право каждого государства определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно МП отношения с другими государствами; . право государства принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договора и право на нейтралитет.4.2. Принцип невмешательства во внутренние дела.В принципе, все принципы тесно увязаны между собой, так принцип суверенногоравенства можно рассматривать в контексте принципа невмешательства инаоборот. Современное понимание принципа не вмешательства в общей формезафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетныхмеждународных документах; . Декларация о принципах МП 1970.; . Заключительном акте СБСЕ 1975г.; . Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21.12.1995г. В соответствии со статьей 2 п.7 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия всех участников ООН. Из этого правила есть исключение, касающееся изменения принудительных мер на основании главы 7 Устава ООН, т.е. действия которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушение мира или акта агрессии. Таким образом, если СБ ООН констатирует, что действия, происходящее на территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, такие события перестают быть внутренним делом данного государства и действия ООН в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государств. 4.3. Принцип равноправия и самоопределение народов. Не смотря на то, что об этом принципе речь шла ещё в 19 в., как обязательная норма он зафиксирован в Уставе ООН. Ст. 1 п. 2 Устава ООН гласит, что одна из важнейших целей ООН – «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов». В ст. 55 Устава ООН эта цель конкретизируется, тесно увязывается с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем в экономической и социальной областях. В сферах здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т.п. Принцип равноправия и уважения, самоопределение народов получает свое подтверждение и развитие: - в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г.; - в о правах человека 1966г.; - в Декларации о принципах МП 1970г.; - в Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ подчеркнуто особое право народов распоряжаться своей судьбой. К связи с тем, что проблема зависимости колониальной зависимости практически решена, принцип равноправия, и самоопределения народов не утратил своего значения, т.к.: a) субъектом самоопределения являются не государство, а народ; b) в документах ООН выражено главное в нормативном содержании принципа. В Декларации о принципах МП 1970г. подчеркивается:… «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к свободному государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, является формами осуществления этим народом право на самоопределение»: c) в содержании права на самоопределение все чаще выделяют экономические аспекты (право распоряжаться своими ресурсами, осуществлять культурное развитие); d) современное нормативное содержание самоопределения включает в себя как права народов, так и соответствующие обязанности государства. Принцип самоопределения народов, но не обязанность, и осуществление его может быть многовариантовым. Таким образом, Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным и др. традициям и представлениям. 4.4. Принцип сотрудничества государств. Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Согласно Устава ООН, государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а так же обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Принцип сотрудничества как правовая категория вытекает из других положений Устава, в частности из положений ст.55 и 56. Ст.55 Устава ООН свидетельствует о двух видах обязанности членов ООН: - обязанности государств сотрудничать друг с другом в достижении целей, предусмотренных Уставом ООН; - и их обязанность сотрудничать с ООН для достижения тех же целей. Конкретные формы сотрудничества, их объем зависит от потребностей и не территориальных ресурсов государств, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. 4.5.Принцип уважения прав человека. Хотя само понимание права уважения человека корнями уходит в 19 век, однако становление как принципа всеобщего уважения прав человека пошло с принятием Устава ООН. В преамбуле Устава членов ООН утвердили «веру в основные права человека… в равноправии мужчин и женщин». Таким Ст. 1 Устава ООН в качестве цели членов ООН говорится о сотрудничестве между ними «поощрения и развитие уважение и права человека и основным свободам для всех, безразличия расы, пола, языка и религии». Ст. 55 Устава ООН гласит… «ООН содействует: - повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; - всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основ свобод для всех; Ст.56 предусматривает, что «все члены ООН обязуются принимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с организацией для достижения целей, указанных в ст.55». В Уставе ООН обязательства изложены в общей форме. Более конкретезированно они?????????????: - всеобщей Декларации прав человека 1948г. - международном пакте о гражданских и политических правах 1966г. - международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Международные документы по правам человека, как правило: 1. имеют универсальный характер (т.е. уважаются права человека и все основные свободы); 2. носят всеобщий характер (т.е. соблюдение во всех государствах); 3. распространяются на всех без различия расы, пола, веры, языка, религии; 4. являются отправной точкой для разработки национальных моделей в законодательстве по этому вопросу; 5. международные нормы по правам человека не действуют в государстве, нуждаются в принятии национальных законодательных актов. Развивая дальше принцип всеобщего уважения прав человека: . итоговый Документ Венской встречи государств – участников СБСЕ предписывает государствам «уважать право своих граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает «право ему наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью». . Документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство «обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно, участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и запрещать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека» 4.6. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Возникновение данного принципа связанно с развитием государственности и заключение договоров, т.е. он возник в форме международно-правового обычая. Однако, как общепризнанная норма поведения субъектов данный принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников МП». Согласно ст. 2 п. 2 Устава ООН, « … все Члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации». Универсальность принципа.А) согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969г.,«каждый действующий договор обязателен для его участников и должен имидобросовестно выполняться». Более того, «участник не может сослаться наположение своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполненияим договора».Б) по Декларации о принципах МП 1970г., каждое государство обязанодобросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии сУставом ООН, обязательства, вытекающие из общепринятых норм и принципов МП,а так же обязательств, вытекающих из международных договоров,действительного согласно общепринятым принципам и нормам МП, т.е. сферадействия данного принципа заметно расширилась.В) в Декларации принципов заключительного акта СБСЕ 1975г. государства-участники согласились «добросовестно выполнять свои обязательства по МП,как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и нормМП, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих МПдоговоров или других соглашений участниками которых они являются». Юридическое содержание добросовестности вытекает из текста Венской конвенции о праве международных договоров 1969г.из разделов: . Применение договоров (ст.28-30) . Толкование договоров (ст.31-33) Применение положений договора во многом определяется его толкованием. С этой точки зрения можно предположить, что добросовестным будет применение договора, который и истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следует предавать терминам договора в их контексте, а так же в свете объекта и целей договора). Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит: 1. Данный принцип применяется только к международным договорам, которые заключены на добросовестной основе и равноценных отношений; 2. Т.к. любой неравноправный договор нарушает суверенитет государства, т.е. Устав ООН, то он может не выполняться и не является добровольно законченным; 3. Любой договор, который противоречит Уставу ООН – недействителен и ни одно государство не должно на него ссылаться или пользоваться его преимуществами. (ст.103 Устава ООН). 4. Любой договор не может противоречить императивной норме МП (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г.) Вывод: Таким образом, мы рассматриваем основные принципы МП, которые представляют собой основополагающие общепринятые нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положением основных принципов. г




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Лекции по Международному праву iconШпаргалка по международному праву

Лекции по Международному праву iconКурс лекций по международному праву

Лекции по Международному праву iconОтчет об участии Ивлева Григория Александровича в конкурсе им. Мартенса по международному гуманитарному праву в г. Москва 13-18 апреля 2009г
Ивлева Григория Александровича в конкурсе им. Мартенса по международному гуманитарному праву в г. Москва 13-18 апреля 2009г
Лекции по Международному праву iconРезультаты ликвидации по международному праву студентов 3-го курса (сси)

Лекции по Международному праву iconШпаргалка по международному частному праву (Вопросы к экзамену по мчп)

Лекции по Международному праву icon4 мп вопросы к зачету по международному частному праву
Основные виды международных “элементов” и последствия их наличия в гражданско-правовых отношениях
Лекции по Международному праву iconТемы выпускных работ по международному праву
Международно-правовые вопросы исполнения Рамочной конвенции об изменении климата и Киотского протокола
Лекции по Международному праву iconЭкзамен по международному праву (перечень вопросов)
Особенности правопреемства России в связи с прекращением существования СССР. Понятие «продолжательство (континуитет)»
Лекции по Международному праву iconЭкзамен по международному праву (перечень вопросов)
Особенности правопреемства России в связи с прекращением существования СССР. Понятие «продолжательство (континуитет)»
Лекции по Международному праву iconВопросы к экзамену по международному праву, III курс миу
Понятие, сущность и система международного права. Его кодификация и прогрессивное развитие
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы