Современная американская поэзия icon

Современная американская поэзия



НазваниеСовременная американская поэзия
Дата конвертации12.08.2012
Размер324.88 Kb.
ТипРеферат
Современная американская поэзия


Реферат Современная американская поэзия В сознании современных писателей во многих странах мира, в том числе вСША, произошел отход от представления о том, что традиционные формы, идеи ипонимание истории могут наполнить человеческую жизнь смыслом и ощущениемсвязи времен. Развитие событий после второй мировой войны привело к тому,что история стала восприниматься как нарушение непрерывности: каждоедействие, переживание и мгновение мыслились как нечто неповторимое. Стиль иформа рассматривались отныне как нечто условное, своего рода импровизация,отражающая творческий процесс и самосознание автора. Привычные категориивыражения мысли стали вызывать подозрение: оригинальность была возведена вранг новой традиции. Не составляет труда найти исторические причины этойдезинтеграции восприятия в США: вторая мировая война как таковая, ростобезличивания и потребительства в массовом урбанизированном обществе,движение протеста 60-х гг., десятилетний вьетнамский конфликт, "холоднаявойна", угроза окружающей среде -перечень потрясений, пережитыхамериканской культурой, пространен и разнообразен. Однако из всех переменболее всего за трансформацию американского общества ответственно появлениесредств массовой информации и массовой культуры. Сперва радио, затем кино,а теперь - всесильное, вездесущее присутствие телевидения изменили самиосновы американской жизни. Из страны частной, построенной на литературеэлитарной культуры, в основе которой лежали книга, взгляд и чтение, СШАстали страной культуры средств массовой информации, связанной с голосом врадиоприемнике, музыкой, звучащей с компакт-диска или кассеты, фильмами иобразами на телеэкране.Средства массовой информации и электронные технологии оказалинепосредственное влияние на американскую поэзию. Фильмы, видео- имагнитофонные кассеты с записями стихов и интервью поэтов стали доступнывсем, а недавно появившиеся дешевые фотографические методы печати побудилимолодых поэтов самим издавать себя, а молодых редакторов выпускатьсобственные литературные журналы - число последних на сегодняшний деньпревышает 2000. Путь, пройденный от конца пятидесятых годов до наших дней,привел к тому, что американцы стали все больше осознавать: технология, самапо себе столь полезная, несет в себе опасность, открывая сознаниетотальному нашествию образов, которые в него лучше не пускать. И те изамериканцев, кто озабочен поисками альтернатив, готовы воспринимать поэзиюкуда охотнее, чем раньше: она предлагает способы высказать субъективныйопыт жизни и позволяет выразить влияние технологии и массового обществаналичность.Обращает на себя внимание сосуществование множества поэтических стилей,одни из которых присущи регионам в целом, другие связываются с известнымипоэтическими школами или именами знаменитых поэтов; современнаяамериканская поэзия отличается децентрализованностью, богатейшимразнообразием и не сводима к нескольким всеобъемлющим формулам. Тем неменее, хотя бы для удобства описания, ее можно представить в виде спектра,выделив три частично пересекающихся направления: на одном полюсе -традиционалисты, в центре - поэты-одиночки, чей голос сугубо индивидуален,и поэты-экспериментаторы, на другом полюсе. Поэты-традиционалисты сохраняютпреемственность поэтической традиции или стремятся вдохнуть в нее новуюжизнь. Поэты-одиночки используют как традиционные, так и новаторскиетехники, добиваясь неповторимости поэтического голоса. Поэты-экспериментаторы взыскуют новых культурных стилей. ТРАДИЦИОНАЛИЗМК поэтам-традиционалистам относят признанных мастеров традиционных форм ипоэтического слова, блестяще владеющих техникой стиха и часто пользующихсярифмой и устоявшейся метрикой. Как правило, это выходцы с Восточногопобережья США или южане, преподающие в колледжах и университетах. Назовемздесь Ричарда Эберхарта и Ричарда Уилбера, поэтов-фьюджитивистов старшегопоколения Джона Кроу Рэнсома, Аллена Тейта и Роберта Пенна Уоррена; средимолодых - это вполне зрелые поэты Джон Холландер и Ричард Хауард, сюда жеможно отнести стихи раннего Роберта Лоуэлла. Поэты-традиционалистыпользуются признанием, их произведения включены в многочисленные антологии.В предшествующей главе рассматривались такие исповедуемые фьюджитивистамиценности, как утонченность, пиетет перед природным началом, глубинныйконсерватизм. Все эти качества в значительной степени присущи поэзии,ориентированной на традицию. Отличительные черты, присущие поэтам-традиционалистам: точность описаний, реалистичность, склонность кпарадоксам; часто, как, например, в случае с Ричардом Уилбером (р. 1921г.), существенное влияние на их поэзию оказали английские поэты-метафизикиXV-XVI вв., увлечение которыми было спровоцировано Т.С. Элиотом. Самыйизвестный текст Уилбера: "Мир, лишенный предметов - осязаемая пустота"(1950 г.), обязан своим названием строчке Томаса Траерна, одного из поэтов-метафизиков. Эти стихи служат прекрасным примером того, как поэт можетдостигнуть прозрачной ясности, используя рифму и формально закрепленнуюструктуру:Долговязые верблюды духаЦепочкой бредут в родные пустыни, мимо последнихрощ, переполненных Стрекотоммеханической саранчи лесопилок, -мимо, - к чистому меду палящегоСолнца. Столь медлительно-горды...(Пер. А. Нестерова)Поэты-традиционалисты, в отличие от многих экспериментаторов от поэзии,разрушающих "слишком поэтичную" ткань стихотворения, охотно прибегают кзвучным фразам. Одно из стихотворений Роберта Пенна Уоренна (1905-1989 гг.)кончается следующим стихом: "Столь возлюбили мир, что, может статься, и вГоспода уверуем в конце". Аллен Тейт заканчивает свою "Оду павшимконфедератам" словами: "Страж мест, каким мы все сопричтены!" (Пер. В.Топорова). Поэты-традиционалисты при этом часто склонны к риторическойархаике, употреблению редких слов, тяге к определениям (например-"могильнаясова") и инверсиям, так что естественный разговорный синтаксис английскогоязыка неузнаваемо преображается. Порой этот эффект придает, как в стихахУоррена, благородство поэтической речи; порой же стих выглядит чересчурходульным и потерявшим связь с реальными переживаниями, как например уТейта, когда тот пишет: "Глуповато касаясь каймы одеяний иерофантов...".Порой, как у Холландера, Хауарда и Джеймса Меррил-ла (р. 1926 г.), потоксознания соединяется с парадоксами, каламбурами, литературными аллюзиями.Меррилл, известный своими новациями, - для него характерны урбанистическиетемы, нерифмованные строки, субъективизм описаний и легкий разговорный тон,- разделяет с поэтами-традиционалистами страсть к парадоксальности; так всборнике "Разбитое сердце" (1966 г.) можно встретить уподобление бракакоктейлю:Стара история, как мир -Папаша Время, Мать Земля,Таинство брака, подавать охлажденным.(Пер. А. Нестерова)Беглость поэтической речи и словесная пиротехника таких поэтов, как Меррилли Джон Эшбери, позволяла им добиваться успеха, пользуясь традиционнымиформами, но при этом их творчество открывало для поэзии принципиально новыепути развития. Стилистическое изящество, присущее некоторым поэтам,создавало впечатление, что их стихи гораздо более традиционны, чем то былона самом деле - так было с Рэндолом Джарреллом (1914-1965 гг.) иА.Р.Эммонсом (р. 1926 г.). Основная тема Эммонса - напряженный диалог междуродом человеческим и природой; Джаррелл пытается описывать мир изнутрисознания обездоленных -детей, женщин, обреченных на смерть солдат, как,например, в стихотворении "Смерть стрелка радиста" (1945 г.).Несмотря на то, что поэты-традиционалисты широко пользуются рифмой, отнюдьне вся рифмованная поэзия традиционна в выборе тем или интонации. ПоэтессаГвендолин Брукс (р. 1917 г.) пишет о тяготах жизни - это ее основная тема -в городских трущобах. В стихотворении "Лачуга с кухонькой" (1945 г.) оназадается вопросом:Способна ли мечта пробитьсясквозь запах лука, скворчащегона сковородке вперемешку скартофелем, прорваться черезгруды невыкинутого мусора вприхожей...(Пер. А. Нестерова)Многие поэты, в том числе и Гвендолин Брукс, Адри-анна Рич, Ричард Уилбер,Роберт Лоуэлл и Роберт Пени Уоррен, начинали писать в традиционной манере,пользуясь рифмой и размером, но в 60-е гг., под давлением изменениянастроений в обществе и постепенного перехода к открытым формам вискусстве, отказались от них. Роберт Лоуэлл (1917-1977 гг.)Наиболее авторитетный из современных поэтов, Роберт Лоуэлл начинал кактрадиционалист, но при этом испытал на себе влияние различныхэкспериментальных течений. Так как его жизнь и творчество пришлись напромежуток, отделяющий современных авторов от таких метров модернизма,принадлежащих к старшему поколению, как Эзра Паунд, то эволюция Лоуэлладолжна рассматриваться в широком контексте более поздней экспериментальнойпоэзии.Лоуэлл вполне соответствует каноническому образу академического писателя:белый, мужчина, протестант по рождению, блестяще образованный, со связями ввысших политических и экономических кругах. Принадлежа к одному из самыхуважаемых семейств бостонской элиты - среди его родственников знаменитыйпоэт XIX в. Джеймс Рассел Лоуэлл и нынешний ректор Гарварда, - РобертЛоуэлл предпочел, тем не менее, искать опору в иных жизненных установках,чем то предполагало его происхождение. Он поехал учиться не в Гарвард, а вКеньон-колледж в Огайо, в студенческие годы отказался от традиционного длясемьи пуританизма и принял католицизм. Во время второй мировой войны он былприговорен к годовому тюремному заключению за отказ от воинской службы поморально религиозным соображениям, а позже публично протестовал противвойны во Вьетнаме.Ранние сборники Лоуэлла "Земля несоответствий" (1944 г.); и "Замок лордаУири" (1946 г.); (удостоен Пу-литцеровской премии) демонстрируют такиекачества автора, как мастерское владение традиционной формой и стилем,интенсивность чувств, личностное видение мира, соединенное с чувствомисторической перспективы. Жесткость и специфичность, свойственная раннимпроизведениям Лоуэлла, достигает максимального звучания в такихстихотворениях, как "Дети света" (1946 г.), в котором он страстно осуждаетпуритан, что когда-то убивали индейцев, и чьи потомки сжигают излишкизерна, вместо того, чтобы отправить их голодающим. Лоуэлл пишет: "Так почвабесплодная - камни да корни - давала им плод от трудов, / А кости индейцевпошли на ограды садов".В следующую книгу Лоуэлла, "Лесопилка Каванахов" (1951 г.), вошливзволнованные драматические монологи, написанные от лица членов его семьи,рассказывающих об их нежных привязанностях и слабостях. Как обычно, стильЛоуэлла в этой книге отличается соединением обыденно-человеческого ивеличественного. Часто поэт пользуется традиционными рифмами, однакоразговорная интонация заставляет воспринимать их как некую мелодию,звучащую где-то на заднем плане. При всем том, книга была поэтическимэкспериментом, который позволил Лоуэллу пробиться к индивидуальномутворческому методу.Во время поездки по США с чтением своих стихов, предпринятой в середине 50-х гг., Лоуэлл впервые услышал некоторые из экспериментов молодых поэтов."Вопль" Аллена Гинсберга и "Мифы и тексты" Гэри Снайдера еще не былиопубликованы, но их можно было услышать в устном исполнении - порой чтениесопровождалось джазовым аккомпанементом, - в кофейнях Норт Бич, одном израйонов Сан-Франциско. Лоуэлл почувствовал, что по сравнению с этими вещамиего собственные тщательно отделанные стихотворения слишком ходульны,риторичны и полны условностей; читая их вслух, он "на ходу" редактировал ихв сторону более разговорной интонации. "Мои собственные стихи казались мнеэтакими доисторическими монстрами, что увязли в болоте и погружаются всмерть, увлекаемые весом собственных громоздких доспехов, -вспоминал онпозже. - Я произносил слова, которые не отзывались во мне ни единымчувством".Так Лоуэлл, подобно многим поэтам после него, принял вызов конкурирующейтрадиции - поэтической школы, у истоков которой стоял Уильям КарлосУильяме, - чтобы учиться заново. "Пожалуй, никто из поэтов, кроме Уильямса,не видел истинной Америки и не слышал ее языка", - писал он в 1962 г. Сэтого момента Лоуэлл решительно меняет манеру письма, используя "резкиесмены интонации, настроения и темпа поэтической речи" - все то, что онперенял у Уильямса.Лоуэлл отказывается от присущих ему многочисленных скрытых аллюзий; егорифмы рождаются из самой сути опыта, фиксируемого в стихе, а недописываются поверх него. Рушится и строфическая структура; возникают новыеимпровизационные формы. В "Страницах жизни" (1959 г.) он обращается кисповедальной поэзии - новой для него сфере, - с предельной честностью иискренностью обнажая самые мучительные внутренние проблемы. По сути, он нетолько открывает собственное "я", но приветствует таковое даже в егонаиболее спорных и личностных проявлениях. Собственную личность онпревращает в произведение современного искусства, которое равно самомусебе, раздроблено на фрагменты, а его форма - сам процесс его становления.Трансформация Лоуэлла была своеобразным водоразделом для послевоеннойпоэзии; он проложил дорогу для многих молодых писателей. В сборниках "ЗаСоюз павшие" (1964 г.) и "Записная книжка" (1969 г.), как и в последовавшихза ними более поздних книгах, Лоуэлл продолжает исследование своегожизненного пути, соединяя его с техническими нововведениями, почерпнутыми,в частности, из опыта прохождения курса психоанализа. Исповедальная поэзияЛоуэлла оказала глубочайшее воздействие на современных ему поэтов.Достаточно упомянуть стихи Джона Берримена, Анны Секстон и Сильвии Плат(последние были его студентками), которые немыслимы без "наработок"Лоуэлла.ПОЭТЫ-ОДИНОЧКИСреди поэтов, выработавших собственный уникальный стиль, сохранивших связьс традицией и при этом сделавших решительный шаг к новым горизонтам,поэтов, чье творчество отчетливо современно, кроме Плат и Секстон следуетназвать имена Джона Берримена, Теодора Ретке, Ричарда Хьюго, Филипа Левина,Джеймса Дикки, Элизабет Бишоп и Ад-рианны Рич. Сильвия Плат (1932-1963 гг.)Жизнь Сильвии Плат подходит для книжки о баловнях судьбы: студенткапрестижного Смит колледж, она была лучшей в своем выпуске, завоевалаФулбрайтов-скую стипендию, продолжила образование в Кембридже. В Англиипознакомилась со своим обаятельней-шим будущим мужем, поэтом Тедом Хьюзом,родила от него двоих детей. Семейная идиллия в сельском английском доме...Это на поверхности - сказочный успех, признание. А в глубине - расцветающиеметастазами неразрешимые психологические проблемы, выплеснувшиеся на бумагув романе "Под стеклянным колпаком" (1963 г.), тут же завоевавшемпопулярность. Часть проблем носила личный характер, другие же былипорождены тем, что общество образца 1950-х годов загоняло женщину в угол.Так, считалось, что женщина не должна давать волю гневу, не должнастремиться сделать карьеру, смысл ее жизни в том, чтобы окружать заботой илаской мужа и детей - эти взгляды разделялись и многими женщинами. Женщины,добившиеся успеха, жили в состоянии постоянной конфронтации с обществом.Жизнь-идиллия рассыпалась в прах, когда Плат развелась с мужем. Онаосталась одна, с малолетними детьми на руках, в пустой лондонской квартире,в разгар необычайно холодной зимы. Больная, одинокая, отчаявшаяся. Засравнительно небольшой период времени, отделяющий развод от самоубийства,когда она отравилась газом на кухне, Плат написала цикл потрясающих посвоей силе стихотворений. Все они вошли в сборник "Ариэль" (1965 г.),изданный через два года после ее смерти. Роберт Лоуэлл в предисловии ккниге отметил, что поэзия Плат претерпела стремительную эволюцию, еслисравнивать зрелые вещи со стихами, написанными, когда она и Анна Секстон в1958 г. посещали поэтический семинар Лоуэлла. Ранние вещи поэтессыотличаются тщательностью отделки и традиционным звучанием, тогда какпоследние работы Плат преисполнены мужества отчаянья и боли, делающие еепровозвестницей феминизма. В стихотворении "Претендент" (1966 г.) Платразоблачает всю пустоту той роли, которую общество отводит женщине (ставшейпросто безличным, неодушевленным предметом, местоимением среднего рода):Это просто куколка, это так хорошо на вид,Это умеет шить, жарить и варить,И конечно, говорить, говорить, говорить.С этим все в порядке, в этом напрасно искать изъян.Это - пластырь для всех твоих ран.Это - образ для твоих глаз.Мой мальчик, это твой последний шанс.Ступай с этим под венец, под венец, под венец.(Пер. И. Ковалевой)Плат отваживается писать стихи языком детских считалок, с их обнаженно-жесткой прямотой. Она удачно пользуется прямолинейными образами,почерпнутыми из поп-культуры. Так, о младенце в ее стихах говорится:"Любовь, как ключик, завела твой толстенький золотой будильник". Встихотворении "Папочка" отец предстает в образе кинематографического графаДра-кулы: "Раздутое черное сердце твое пригвоздили колом./Ты былдеревенским не по нутру" (Пер. И. Копос-тинской). Анна Секстон (1928-1974 гг.)Страстная и пылкая по натуре, Анна Секстон, подобно Сильвии Плат, пыталасьсовместить роль жены, матери и поэта в эпоху, когда женское движение в СШАеще только нарождалось. Как и Плат, она страдала психическим расстройствоми в конце концов покончила жизнь самоубийством. Исповедальная лирикаСекстон гораздо более автобиографична, чем поэзия Плат, и лишенатехнической виртуозности, свойственной ранним стихам последней. При всемтом, стихотворения Секстон вызывают сильный эмоциональный отклик. Поэтессасмело касается таких табуированных тем, как секс, жестокость, самоубийство.Часто ее стихи связаны с "женской" проблематикой: вынашивание ребенка,женское тело, брак с точки зрения женщины. В стихотворении "Из рода ее"(1960 г.) Секстон отождествляет себя с колдуньей, заживо сожженной накостре:Ты вез меня в телеге мимо деревень и полей, Ия им вслед помахала голой рукой своей. Ипоследнее, что я ясно помню, - о ты, ктоостался в живых, -Как тобой зажженное пламя бьется у ног моих И какхрустят мои ребра под ободом твоих колес. Женщиныэтой породы умеют умирать без слез. Я из этого рода.(Пер. И. Ковалевой)Сами названия сборников Секстон свидетельствуют о том, сколь близки этистихи безумию и смерти. Среди ее книг выделяются "В бедлам и отчастиобратно" (1960 г.), "Живи или умри" (1966 г.) и посмертная книга "Ужасноеплавание к Господу Богу" (1975 г.). Джон Берримен (1914-1972 гг.)До известной степени жизнь Джона Берримена напоминает путь, пройденныйРобертом Лоуэллом. Берримен родился в Оклахоме, окончил частную школу ипоступил в Колумбийский университет на северо-востоке США, позже перевелсяв Принстон. Тяготея к традиционной форме и метрике, Берримен черпалвдохновение в ранней истории Америки, сочинял самоироничные, пронизанныеисповедальными мотивами стихи, позже вошедшие в сборник "Сновидческиестихи" (1969 г.), в центре которого - гротескный автобиографическийперсонаж по имени Генри. Темой для рефлексий Генри - этого "alter ego" егосоздателя - становятся рутинная жизнь преподавателя, хроническийалкоголизм, неутоленные амбиции.Как и его современник Теодор Ретке, Берримен создал свой собственныйпластичный, игровой и вместе с тем проникновенный стиль, оживляемыйвкраплениями фольклора, детских стишков, клише и сленга. Так, о своем героеГенри Берримен пишет: "В развалину сию герой вперяет взгляд. Но не моргая,взгляд она тот шлет назад". Или другие шутливые строки: "О, увы мне, увы!Приди безразличие, я же и взвою, как Иов!" Теодор Ретке (1908-1963 гг.)Сын садовника, выращивавшего цветы в теплицах, Теодор Ретке выработалсвоеобразный язык, воссоздающий "тепличный мир" крошечных насекомых иневидимых корней растений: "Не уходи, тепло. / Мне плохо". Любовные стихи,вошедшие в сборник "Слова на ветру" (1958 г.), воспевают красоту и любовноетомление, при этом сама страсть исполнена чистоты и невинности. Так, одноиз стихотворений начинается: "Я знал женщину-что за тонкая кость! /Пичугпечальных трели ее способны были опечалить". Порой его стихи напоминаютстенографию самой природы или древние загадки: "Кто смутил покой земли? Укрота ответ ищи". Ричард Хьюго (1923-1982 гг.)Ричард Хьюго, уроженец Сиэтла, штат Вашингтон, учился у Теодора Ретке.Детство Хьюго прошло в унылом пейзаже бедных городских окраин, и основныетемы его поэзии - надежды, страхи и разочарования рабочего люда из глухихрайонов северо-запада США. В стихотворениях, написанных резкими ямбическимиразмерами и пронизанными исповедальными, ностальгическими мотивами, поэтописывает жизнь убогих заброшенных городишек. Он повествует о позоре,фальши человеческого существования - и редких моментах, когда люди обретаютистинную сопричастность друг другу. Поэт фокусирует внимание читателя намимолетных, случайных, казалось бы, деталях с тем, чтобы сквозь нихнеожиданно проступило истинно важное. Поэма "Все та же Америка, какой Ты,Господи, ее любишь" (1975 г.) оканчивается повествованием о человеке,несущем груз воспоминаний о родном городишке, которые и питают его душу:коль выпало осесть вслучайном городишке, гдезапустенье царствует, -нуждаться в паре любовницненасытных на роль подруг,чтоб чувствовать хоть что-то -изволь пожаловать в клубуличный, что ими же основан.(Пер. А. Нестерова) Филип Левин (р. 1928 г.)Филип Левин, уроженец Детройта, штат Мичиган, пишет главным образом обэкономическом угнетении рабочих. Его стихи отличаются остротой наблюдений,гневной интонацией и полной боли иронией. Подобно Хьюго, он являетсявыходцем с бедных городских окраин. Он возвышает свой голос в защитуличности, обреченной на одиночество в индустриальной Америке. Поэзия его побольшей части мрачна и отражает анархические склонности человека,осознающего при этом, что правящая система достаточно прочна.В одном из стихотворений Левин сравнивает себя с лисом, которому удаетсявыжить в мире охотников лишь благодаря отваге и хитрости. В том, чтокасается метрики, он прошел эволюцию от традиционных размеров, характерныхдля ранних стихотворений, к более свободному и открытому стиху, которымнаписаны поздние вещи - такая форма более адекватна для выражения протестаодиночки против зла, царящего в современном мире. Джеймс Дикки (р. 1923 г.)Романист, эссеист, поэт, Джеймс Дикки родился в штате Джорджия. Осмысляясобственное творчество, он отмечал, что главной темой можно было бы назватьнеразрывность той связи, что существует - или должна существовать - междучеловеком и миром. Большая часть его стихов вдохновлена природой: он пишето реках, горах, капризах погоды и тех опасностях, что они таят в себе.В конце 60-х годов Дикки начал работу над романом "Избавление", посвященномтемной стороне тех уз, что связуют мужчин. Выход книги, по которой позжебыл снят фильм, упрочил его известность. Выходившие в последнее времясборники стихотворений Дикки скомпонованы вокруг нескольких тем: в книге"Иерихон: Запечатленный Юг" (1974 г.) преобладает пейзажная лирика, сборник"Лики Бога" (1977 г.) свидетельствует о влиянии, которое на поэта оказалаБиблия. Дикки часто возвращается к размышлениям о том, что же такое усилиечеловека в мире: "Преодоление, отчаянный ры-вок, / Преодоление, вот что намнужно". Элизабет Бишоп (1911-1979 гг.) и Адрианна Рич (р. 1929 г.)Среди поэтесс, чей голос не похож ни на какой иной, Элизабет Бишоп иАдрианна Сесиль Рич пользуются в последние годы все большей популярностью.Бишоп свойственны кристальная ясность рассудка, склонность к пейзажнойлирике и метафоры пути. Читателей привлекает в ее стихах точность иутонченность описаний. Как и Марианна Мур, ее наставница на поэтическомпоприще, Бишоп так и не вышла замуж. Как и Мур, Бишоп блестяще владееттехникой стиха и тяготеет к холодноватому, описательному стилю, за которымскрывается философская глубина. К поэзии Бишоп вполне приложимы строки изее стихотворения "В рыбацких хижинах", описывающие холодные воды СевернойАтлантики: "Наверное, лишь океан и подобен тому, что мы называем "знаньем":/ темен, горек, бесконечно свободен, изменчив".По аналогии с джазом, Элизабет Бишоп, как и Марианну Мур, можно отнести к"холодному" направлению в женской поэзии, у начала которого стояла Эмили Ди-кинсон, а Сильвию Плат, Анну Секстон и Адрианну Рич -к "горячему". Хотя Ричначинала со стихов, для которых были характерны традиционные формы иразмеры, ее вещи - особенно написанные после 60-х годов, когда она сталаярой поборницей феминизма, - обостренно эмоциональны. Ее стиль отличаетсяособой метафоричностью, - достаточно назвать самый удачный сборник поэтессы- "Тонущая в кораблекрушении" (1973 г.), в котором поиски героиней своего"я" описаны в терминах катастрофы. Расколотый внутренний мир женщиныподобен обломкам кораблекрушения, плавающим на поверхности; женщины должныпроложить свой собственный путь в мире, где властвуют мужчины. Встихотворении "Прогулка по крыше" (1961 г.), посвященном Денизе Левертов,Адрианна Рич утверждает, что для женщины занятие таким ремеслом, какпоэзия, смертельно опасно. Подобно рабочему-кровельщику, она чувствует, что"риск здесь больше, чем жизнь /я обречена свернуть себе шею". ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯДостижения зрелого Лоуэлла и большинства современных поэтов во многомпредопределены экспериментами, начатыми в 50-х годах рядом авторов. Условноих можно сгруппировать в пять довольно аморфных школ, выделенных ДональдомАлле-ном при составлении антологии "Новая американская поэзия" (1960 г.), -первом собрании такого рода, объединившем под своей обложкой поэтов, чьипроизведения до этого игнорировались и критикой, и академическими кругами.Черпавшие вдохновение в джазе и живописи абстрактного экспрессионизма,поэты-экспериментаторы в большинстве своем принадлежали к следующему заЛоуэллом поколению. Их объединяло стремление к образу жизни богемныхинтеллектуалов от контр-культуры, порвавших с университетами и открытокритикующих "буржуазное" американское общество. Эта поэзия отличаласьпрямотой, оригинальностью и шокирующей резкостью. В поисках новойценностной ориентации поэты-экспериментаторы обращались к apхаическому мирумифов, легенд и традиционных обществ, в частности - к наследию американскихиндейцев. Формы, в которых они работали, характеризуются свободой,спонтанностью, органичностью; форма стиха вытекала из субъективнойконкретики самой темы, переживаний поэта в процессе создания произведения иестественных пауз, характерных для разговорной речи. Как заметил АлленГинсберг в своей "Импровизированной поэтике": "первая мысль -лучшая мысль". Поэты Черной ГорыШкола поэтов Черной Горы сформировалась вокруг Блэк Маунтин Колледж -экспериментальной школы искусств в Эшвилле, Северная Калифорния, в которойв начале 50-х годов читали лекции поэты Чарльз Олсон, Роберт Данкен иРоберт Крили. В ней учились Эд Дорн, Джоэль Оппенгеймер и Джонатан Уильяме,а Пол Блэкберн, Лэрри Эйгнер и Дениза Левертов публиковали свои стихи вжурналах "Ориджин" и "Блэк Маунтин ре-вью", издаваемых в колледже.Поэтическая практика этой школы связана с теорией "проективного стиха",сформулированной Чарльзом Олсоном, который отстаивал открытую форму,вытекающую из соотнесенности спонтанных дыхательных пауз в речи ипоэтической строки, набранной на странице.Среди наиболее значительных поэтов, принадлежащих к этой школе, назовемРоберта Крили (р. 1926 г.), стиль которого характеризуется сжатостью иминимализмом. В стихотворении "Предостережение" (1955 г.) поэт дает волюсвоему яркому и жестокому воображению:Люблю, люблю - и потому Я браскроил тебе башку, вглазницах вставил бы свечу.Любовь - усохнет и умрет,забудь лишь амулета власть иоторопь при виде глаз.(Пер. А. Нестерова) Школа поэтов Сан-ФранцискоПроизведения поэтов, принадлежащих к школе Сан-Франциско, - к ней, какправило, относят всю поэзию Западного побережья, - многим обязаны восточнойфилософии и религии, так же как японской и китайской поэзии. В этом нетничего удивительного, ибо влияние Востока всегда было достаточно сильно наамериканском Западе. Окружающий Сан-Франциско ландшафт: горы Сьерра-Невадаи изрезанная линия побережья -впечатляет своей красотой ивеличественностью, и многие поэты, здесь живущие, глубоко чувствуютприроду. Часто в их стихотворениях присутствуют горы или описания пешихпрогулок с рюкзаком. Эта поэзия черпает вдохновение не в литературнойтрадиции, а в природе.К поэтам Сан-Франциско традиционно относят Джека Спайсера, ЛоренсаФерлингетти, Роберта Данкена, Фила Уэйлена, Лью Уэлша, Гэри Снайдера,Кеннета Рексрота, Джоанн Кайгер и Диану ди Прима. Многие из них считалисебя выходцами из рабочего класса. Поэзия их, как правило, проста, доступнаи оптимистична. В лучших образцах поэзии Сан-Франциско, как, например, впроизведениях Гэри Снайдера (р. 1930 г.), мы видим картину хрупкогоравновесия, устанавливаемого между человеком и космосом. В стихотворении"Над Пэйт Вэлли" Гэри Снайдер описывает, как он работал в бригаде рабочих,прокладывающих дорогу в горах и нашел обсидиановый наконечник стрелы -память об исчезнувшем индейском племени:В горах снег сходит лишь летом.Пастбища тучных, отяжелевших за лето оленей.Они забредают в лагерь.По протоптанным ими тропам.Здесь есть и моя тропа, по которойЯ хожу изо дня в день. С буром,Киркой, детонатором и рюкзакомДинамита.Десять тысяч лет.(Пер. А. Нестерова) Поэты-битникиНе существует четкой границы, отделяющей школу Сан-Франциско от поэтов-битников, сложившихся как группа в 50-е годы. Большинство ключевых фигур,принадлежащих к битникам, были выходцами с Восточного побережья,перебравшимися в Сан-Франциско и именно здесь сделавших первые шаги кнациональному признанию. Наиболее талантливые из битников: Аллен Гинсберг,Грегори Корсо, Джек Керуак и Уильям Берро-уз. Поэзия битников ориентированана голос, насыщена повторами и чрезвычайно сильно воздействует именно причтении вслух, так как по большей части она вышла из поэзии, читавшейся вандерграундных клубах. До известной степени ее можно рассматривать каквеликую прародительницу рэпа, ставшего господствующим течением в музыке 90-х годов.В поэзии битников в наибольшей степени сконцентрировался пафос отрицаниягосподствующих в американском обществе ценностей, однако за резкостью словкрылась любовь к родной стране. Стихи битников - крик боли и ярости,вырывающийся у поэтов при виде Америки, "утратившей невинность",трагической растраты ее человеческих и природных ресурсовСтихи, подобные "Воплю" (1956 г.) Аллена Гинсбер-га, были революцией впоэзии:Я видел лучших людей моего поколенья,разрушенных безумием,истощенных истерикой,голых,бредущих без сил сквозьнегритянские кварталы, нарассвете,в поисках дозы, чтобыкольнутьсяангелоликих хипстеров,сгорающих ради древнегонебесногообъятия с сыплющей искрызвезд динамо-машиной средиреквизитов ночи....(Пер. И. Ковалевой) Нью-йоркская поэтическая школаВ отличие от битников и поэтов Сан-Франциско, авторы, принадлежавшие к нью-йоркской школе, мало интересовались злободневными моральными проблемами и вцелом держались в стороне от политики. В том, что касается академическогообразования, нью-йоркская школа на голову превосходила иные современные ейтечения.Три наиболее ярких поэта, принадлежавших к нью-йоркской школе - ДжонЭшбери, Фрэнк О'Хара и Кеннет Кох - познакомились во время учебы вГарварде. Стихи их отличаются крайней урбанистичностью, холодностью,подчеркнутой нерелигиозностью, склонностью к парадоксальности в соединениис горькой, усталой рассудочностью. Для них характерны быстрые смены темвнутри стихотворения, обилие урбанистических деталей, соединениенесоединимого, и почти физически ощутимое отторжение любых общепринятыхверований.Нью-Йорк - главный центр развития американского искусства и место рожденияабстрактного экспрессио-низа - течения в живописи, ставшего главнымисточником вдохновения для поэтов-урбанистов. Большинство из них работалообозревателями отделов искусств в журналах, музейными кураторами илисотрудничало с художниками. Возможно в силу тяготения нью-йоркских поэтов кабстрактному искусству, с недоверием относившемуся к фигуративности ипрямому выражению каких-либо смыслов, их произведения трудны для восприятия- таковы, например, поздние работы Джона Эшбери (р. 1927 г.), который,пожалуй, оказал наибольшее влияние на современную поэзию.Текучая образность стихов Эшбери является непосредственной фиксацией мыслейи эмоций в том виде, как они всплывают в сознании и тут же ускользают, неподдаваясь прямой артикуляции. Его знаменитая поэма "Автопортрет в выпукломзеркале" (1975 г.), завоевавшая три самые престижные национальные премии,движется от образа к образу, перемежаемых рефлексией автора:Корабль,Переливаясь неведомыми цветами,входит в гавань. Ты позволяешьвещам постороннимворваться в твой день...(Пер. А. Нестерова) Сюрреализм и экзистенциализмВ свою антологию, посвященную новым поэтическим школам, Дональд Алленвключил и пятую группу поэтов, которую он затруднился как-либо определитьпо географическому признаку. К этому расплывчатому конгломерату он отнеспоэтов, чья практика связана с экспериментами и тенденциями сегодняшнегодня. Важнейшие среди этих поэтических течений: сюрреализм, стремящийсявыразить бессознательное в ярких, напоминающих сны образах, женская поэзияи поэзия национальных меньшинств, чей расцвет отмечается в последние годы.Несмотря на внешние различия, сюрреалистов, поэтов-женщин и этническихпоэтов до известной степени объединяет их чуждость основному потоку белоймужской литературы.Хотя Т.С. Элиот, Уоллес Стивене и Эзра Паунд еще в 20-е годы пыталисьпривить американской поэзии символистские техники - сюрреализм, одно изглавенствующих течений европейских поэзии и мысли во время второй мировойвойны и после нее, так и не укоренился в США. И лишь в 60-е годы подвоздействием потрясений, связанных с вьетнамским конфликтом, сюрреализм(вместе с экзистенциализмом) получил в Америке "права гражданства".В 60-е годы многие американские писатели, такие как У.С. Мервин, РобертБлай, Чарльз Симик, Чарльз Райт, Марк Стрэнд и другие, обратились к опытуфранцузских и, особенно, испанских сюрреалистов, привлеченные характернойдля последних чистой эмоциональностью, архетипической образностью иантирациональными, экзистенциальными моделями человеческого поведения.Сюрреалисты тяготели к эпиграммности, подобной той, что мы видим у Мервинав строках: "Боги - это то, чем не удалось стать нам / - стоит лишьобнаружить, что ты больше не веришь в строительство Храма".Для политического сюрреализма Блая характерна резкая критика американскихценностей и американской внешней политики в период вьетнамской войны, как,например, в стихотворении "Мамаша, наконец, обнажает клыки":И, поскольку теперь копченыеустрицы фасуют по-новому,рисовые поля расцветаютворонками бомб.(Пер. А. Нестерова)В целом сюрреализм оказал подспудное, хотя и не столь броское и заметное,влияние на творчество многих поэтов. Так, Чарльз Райт, описывая встихотворении "Новая поэзия" (1973 г.) гипотетическую поэму, говорит:Она не утешит нашу скорбь.Она не уймет плач наших детей.Она не годится на то, чтоб помочь нам.(Пер. А. Нестерова)Стихи сюрреалиста Марка Стрэнда часто столь же мрачны, как и стихи Мервина;основная его тема- обездоленность. Когда приходит разочарование втрадициях, ценностях, убеждениях, у поэта остается единственное прибежище -катакомбы собственной души:У меня был ключ.Я открыл им дверь и вошел.Было темно, и я сделал шаг в темноту.Там, куда я вошел, было еще темнее.(Пер. А. Нестерова)Женская поэзия. Этническая поэзияЖенщины-литераторы, так же как представители национальных меньшинств исюрреалисты, стали осознавать себя особой силой, появившейся наобщественной сцене Америки, в конце 60-х годов. Позже это осознаниереализовалось в феминистском движении, толчок которому дала эпоха 60-х.В основе американской литературы, как и литератур других стран, долгоевремя лежали стандарты, выработанные мужчинами, склонными игнорироватьвклад женщин в жизнь общества. И тем не менее, многие женщины оставилизначительный след в американской словесности. Отнюдь не все они феминистки,а проблематика, которой они касаются в своем творчестве -вовсе неисключительно женская. Чаще всего они пишут об общечеловеческих ценностях.Точно так же региональные, политические и расовые отличия наложили свойотпечаток на их работы и дали им пищу для размышлений. Среди наиболеезначительных поэтесс следует выделить Эми Клэмпитт, Риту Дав, Луизу Глюк,Джори Грэхем, Кэролайн Кайзер, Максин Кюмин, Дени-зу Левертов, Одри Лорд,Гертруду Шнакенбург, Мэй Свенсон и Мону Вэн Дуйн.Во второй половине XX в. наблюдается возрождение многонациональныхлитератур. Начиная с середины 60-х годов, следуя фарватером, проложеннымписателями афро-американцами, авторы, принадлежащие к различным этническимгруппам США, все больше и больше обращают на себя внимание публики. В 70-хгодах начинается реализация программ изучения и поддержки этнических групп.В 80-е годы основывается ряд научных и литературных журналов и другихорганизаций, связанных с этническими группами. 90-е годы отмеченыпроведением конференций, посвященных этническим литературам, а канон"писателей-классиков" заметно расширяется за счет включения в негоэтнических авторов, которые теперь широко представлены в антологиях ивведены в программы университетов и колледжей. В центре вниманияоказываются такие проблемы, как расовый подход и подход этнический,этноцентризм и полицентризм, монолингвизм и билингвизм, сближениеэтнических групп и стремление к марги-нальности. Деконструктивистскийподход и к политике, и к литературным текстам ставит под сомнениенепреложность существующих решений там, где речь идет о вечных вопросах.Поэзию национальных меньшинств сближает с женской литературой присущаяобоим этим течениям пестрота и пробивающиеся порой гневные интонации. Внедрах испано-американской литературы сложились такие авторы как Гэри Сото,Альберто Риос и Лорна Ди Сервантес; среди писателей-индейцев выделяютсяЛесли Мармон Силко, Саймон Ортиц и Луиза Эрдрич; в афро-американскойлитературе необходимо выделить Амири Бараку (ЛеРоя Джоунза), МайклаХарпера, Риту Дав, Майю Ангелоу и Никки Джованни; среди по-этов-американцев, имеющих азиатские корни, назовем Кэти Сонг, Лоусона Инаду иДженис Мири-китани.Поэзия чиканос.Испано- и латиноамериканская поэзияПоэзия, испытавшая влияние испанского языка, включает в себя работы поэтов,принадлежащих к различным этническим группам. В первую очередь этомексикано-американцы, которых начиная с 50-х годов называют "чиканос". Напротяжении многих поколений они населяют юго-западную часть США,отторгнутую у Мексики во время мексикано-американской войны, закончившейсяв 1848 г. Следует указать и на отличающиеся спецификой живые литературныетрадиции ис-паноязычных выходцев с островов Карибского моря, Кубы, пуэрто-риканцев. Кубино-американцы, например, с их комедийным даром совсем несхожис такими склонными к элегической лирике поэтами-чиканос, как РудольфеАнайя. Вновь прибывающие эмигранты из Мексики, Центральной и Южной Америки,Испании постоянно вносят свежую струю в эти литературы, тем самым обогащаяих.За поэзией чиканос стоит богатая устная традиция, связанная с балладнойформой корридо. Постоянные лейтмотивы современных баллад - устойчивостьтрадиций мексиканской общины и дискриминация, которой порой подвергаются еепредставители со стороны белых. Иногда поэты-чиканос сплавляют воединоиспанские и английские слова, добиваясь своеобразного поэтического эффекта- с этим приемом мы встречаемся у Алуриста и Глории Анзальдуа. Их поэзияиспытала значительное влияние устной традиции и наиболее сильноевпечатление производит при чтении вслух.Некоторые из поэтов пишут преимущественно на испанском, придерживаясьтрадиции, восходящей к первому эпосу, созданному на территории современныхСоединенных Штатов - "Истории Нью-Мехико" Гаспара Переса де Вильягры, -повествующем о битве при Ако-ме (Нью-Мехико) между испанскими завоевателямии индейцами-пуэбло в 1598 г. Центральное произведение современной поэзиичиканос - поэма Родольфо Гонса-леса (р. 1928 г.) "Я - Иоахим", оплакивающаягорькую судьбу мексиканцев:Затерянные в этом смятенном мире,Захваченные в плен суетой общества гринго,Встающие в тупик перед его законами,Презираемые, Обманываемые,Опустившиеся - такими их сделалосовременное общество.(Пер. А. Нестерова)Несмотря на это, многие писатели-чиканос обретают опору в историческихкорнях своего народа. Размышляя о великолепии древней Мексики, Лорна ДиСервантес (р. 1954 г.) пишет, что "эпическая коррида" поет в ее жилах, аЛуис Омар Салинас (р. 1937 г.) ощущает себя "атцтекским ангелом". Побольшей части поэзия чиканос очень личностна, она сосредоточена навнутренних переживаниях поэтов или на судьбах близких и членов общины. ГэриСото (р. 1952 г.) пишет о древней традиции поклонения умершим предкам, но вего словах, сказанных в 1981 г., отразилась поликультурная ситуация, вкоторой сегодня оказался каждый американец:Свеча зажжена в память мертвых Двамира разверсты пред нами.(Пер. А. Нестерова)В последние годы поэзия чиканос достигла новых вершин, а произведенияСервантес, Сото и Альберто Риоса вошли во множество антологий. Поэзия коренных американцевПоэзия индейцев очень красива - во многом благодаря традиции шаманскихзаклинаний, играющих важную роль в их культурном наследии. Более всего имудаются яркие, полные жизни стихи, обращенные к миру природы, звучащиепорой поистине мистически. В стихах поэтов-индейцев звучит и трагическаянота, когда они оплакивают безвозвратную потерю их богатейшего наследия.Саймон Ортиц (р. 1941 г.), индеец-пуэбло из Акомы, черпает большинство темдля своих проникнутых горечью стихов из истории, исследуя противоречивостьположения коренных американцев в современной Америке. Поэзия его - своегорода вызов, брошенный англоязычной аудитории, ибо она напоминает белым ожестокостях и несправедливости, проявленных ими в свое время по отношению ккоренному населению. В стихах Ортица звучит призыв к расовой гармонии,основанной на глубоком взаимопонимании.В стихотворении "Звездное одеяло" Роберта Хилл Уайтмен (р. 1947 г.) изплемени онейда пытается представить поликультурное будущее, которое будетподобно "лоскутному одеялу, сшитому из кусочков утренней зари". ЛеслиМармон Силко (р. 1948 г.), в жилах которой течет кровь озерных пуэбло ибелых, создавая свои легко запоминающиеся лирические стихотворения,пользуется разговорным языком и традиционными сюжетами. В стихотворении "Вхолодном свете грозы" (1981 г.) Силко добивается звучания японского хайку:оттуда, где небо подернулось льдом,спешат навстречу,несутся грузно,кружат в вершинах дереврогатые лоси-снежинки,одна за одной - белой песнейснежной бури в ветвях древесных.(Пер. А. Нестерова)Луиза Эрдрич (р. 1954 г.), как и Силко, сочиняет романы и полные мощидраматические монологи - своего рода спрессованные драмы. В них без теникакой-либо сентиментальности рассказывается об алкоголизме, безработице,нищете в семьях индейцев-чиппева, живущих в резервациях.В стихотворении "Возвращение влоно семьи" (1984 г.) рассказывается одядюшке, пьянице и сквернослове, вернувшемся к родным после многих летжизни в городе. У него больное сердце, и отчитывающая его племянница, отлица которой написано стихотворение, вспоминает, как несколько лет назад онже убил огромную черепаху, выстрелив в нее из шутихи. В конце стихотворениядядюшка Рэй уподобляется черепахе, ставшей когда-то его жертвой:Кое-как мы нашли дорогу обратно.Дядюшка Рэйгорланил какую-то старую песню вославу тела, что несет его домой.Серые плавники,в которые превратились его руки,шарили по приборной доске.На его лице застылото странное выражение терпения,что бывает у ребенка,вечно сглатывающегообиды, или же оно напоминало о каком-тосоздании, долго жившем под водой.И явились ангелы,и опустили носилки на землю.(Пер. А. Нестерова) Афро-американская поэзияНегритянским поэтам, живущим в современной Америке, принадлежит множествопрекрасных стихотворений, написанных на самые разные темы и в самом разномключе. Негритянская литература - наиболее развитая из всех этническихлитератур США -отличается величайшим разнообразием. Амири Барака (р. 1934г.) - самый известный из афро-американских поэтов. Он также пишет пьесы,играет активную роль в политике. Майа Ангелоу (р. 1928 г.) работает вразличных литературных жанрах, включая драму. Кроме сборника стихотворений"Дайте глоток прохладной воды, прежде чем я умру" (1971 г.), получилиизвестность ее воспоминания "Я знаю, почему поет птица в клетке" (1970 г.).Ангелоу была заказана поэма на инаугурацию президента Билла Клинтона в 1993г.Другая афро-американская поэтесса, удостоившаяся самого широкого признания,- Рита Дав, ставшая в 1993 г. поэтом-лауреатом США. Перу Дав принадлежатпрозаические и драматические произведения, а сборник "Томас и Бьюла", кудавошли лирические стихотворения, посвященные ее прадедам, получил в 1987 г.Пу-литцеровскую премию. По утверждению поэтессы, она создала этипроизведения, чтобы увековечить богатую внутреннюю жизнь бедных людей.Майкл Харпер (р. 1938 г.), как и Дав, пишет стихи, рассказывающие онепростой жизни черных американцев, сталкивающихся с насилием идискриминацией. Его стихи отличают плотность письма и насыщенностьаллюзиями. Часто в них представлены полные драматизма военные сцены,зарисовки из городской жизни, мелькает множество лиц. При этом используютсяобразы из области хирургии - в попытке достичь целебного эффекта.Стихотворение "Собрание Клана: Роды и нации: Кровавая песня" (1971 г.), вкотором искусство кулинарии и работа хирурга уподоблены друг другу("сращение плоти с летучими ароматами"), начинается так: "мы перекраиваемжизни в блоке интенсивной /терапии, кусок к куску, жизнь к жизни на полкебуфета..." Стихотворение оканчивается сращением образов больницы,проникнутых расизмом кадров из давнего американского фильма "Рождениенации", собрания Ку-клукс-клана, процесса монтажа киноленты и рентгеновскойтехнологии:Мы перезарядили наши мозги,как перезаряжаюткинокамеры, пленказасвечена,слишком долгая экспозицияв рентгеновских лучах,за двойными дверями;отснятые метры: расизми секс,смотаны на бобину, виток завитком, - что-то вродехобби;мы собираем пожитки и идемпо домам.(Пер. А. Нестерова)История, джаз и поп-культура служили источником вдохновения для многих афро-американцев, от Харпера (преподавателя в колледже), до Ишмаэля Рида (р.1938 г.), издателя и поэта с Западного побережья, известного тем, что онодним из первых стал пропагандировать поликультурную литературу, опираясьна деятельность Фонда доколумбовых исследований и публикуя статьи в рядежурналов: "Ярдберд", "Килт" и "Конч". Многие афро-американские поэты -например, Одри Лорд (1934-1992 гг.) - обрели опору в идеях аф-роцентризма,согласно которым Африка с древних времен была центром цивилизации. В такихполных чувственности стихах как "Женщины данов танцуют с мечами, отдаваядань памяти временам, когда они были воительницами" поэтесса говорит отлица женщины-воительницы из древней Дагомеи, "заставляющей пылать все, кчему она прикасается" и "насыщающейся лишь тем, что уже умерло". Азиатско-американская поэзияПодобно поэзии чиканос и других авторов, связанных с испаноязычнойкультурой, азиатско-американская поэзия многолика. Потомки японцев,китайцев, филиппинцев живут в США уже на протяжении семи поколений, тогдакак американцы корейского, тайского или вьетнамского происхождения - восновной своей массе - недавние эмигранты. За всеми этими группами стоитсвоя языковая, историческая и культурная традиция. Процессы, происходящие всовременной азиатско-аме-риканской литературе, заставляют с особымвниманием отнестись к творчеству выходцев из Океании и произведениям,вышедшим из-под пера женщин. Американцам азиатского происхожденияприходится в первую очередь противостоять таким расовым стереотипам, какпредставление о том, что выходцы с Востока образуют единое "экзотическое" и"хорошее" национальное меньшинство. Что до специалистов в области эстетики,то они лишь приступают к сравнительному изучению восточных и западныхлитератур - появляются, например исследования, посвященные общности впредставлениях о Дао и Логосе.Поэты-американцы, в чьих жилах течет восточная кровь, черпают вдохновениеиз самых разных источников - от китайской оперы до дзен-буддизма; заметим,что литературные традиции Азии, и в особенности дзен, вдохновляли многихамериканских поэтов, этнически с Азией никак не связанных, - свидетельствотому антология "Под светом одинокой луны: буддизм в современнойамериканской поэзии", вышедшая в 1991 г. Поэзия, созданная американцамиазиатского происхождения, образует широкий спектр стилей, - отиконоборчества Фрэнка Чина, соредактора сборника "Ай-й-й!" (одной из первыхантологий азиатско-американ-ской литературы) до весьма плодотворногообращения к традиции в творчестве таких писателей, как романист Максин ХонгКингстон (р. 1940 г.). Дженис Ми-рикитани (американка японскогопроисхождения в третьем поколении) воссоздает историю японцев, живущих вАмерике, ею подготовлен ряд антологий: "Женщины Третьего мира", "Айуми:четыре поколения японцев в Америке" и др.Кэти Сонг (р. 1955 г.), китаянка, живущая в США, в сборнике лирическихстихотворений "Портрет невесты" (1983 г.) рассказывает о драматическихперипетиях истории, увиденных через призму жизней ее родных. Многие изпоэтов, чьи этнические корни уходят в Азию, обращаются к теме культурныхразличий. Так, в стихотворении Сонг "Вегетарианский воздух" (1988 г.)захудалый городишко с коровами, пасущимися на главной площади, китайскимресторанчиком и покосившейся рекламой Кока-Колы становится символомсовременной поликультурной жизни, лишенной корней, которую можно вынестилишь благодаря искусству - в данном случае, опере, записанной на кассете:и тогда знакомая ария,поднимающаяся, как восходящая луна,позволяет забыться,перенося тебя в ту страну,где ты, хотя бы на миг - свет, летящийв пространстве.(Пер. А. Нестерова) НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯК новым направлениям в американской поэзии можно отнести "поэтов языка",примыкающих к журналу "Темблор". Среди них следует выделить Брюса Эндрюса,Лин Хеджинян, Дугласа Мес-серли - редактора сборника "Поэзии языка: опытантологии" (1987 г.), Боба Перельмана и Баррета Уоттена, перу которогопринадлежит сборник эссе "Тотальный синтаксис" (1985 г.). Эти поэтыдеформируют язык, обнажая его способность к порождению двойственныхсмыслов, фрагментации и самоорганизации из хаоса. Тяготея к иронии ипостмодернизму, они отвергают все и всяческие "метаповествования", будь тоидеология, догматика или условности, и ставят под сомнение существованиетрансцендентной реальности. Так, Майкл Пальмер пишет:Рай - заплесневелая книга,От которой давно бы пора избавиться.(Пер. А. Нестерова)"Хронические смыслы" Боба Перельмана (обыгрывающего формулу, в которой Богобъявляет себя Моисею: "Я есмь Тот, Кто есмь", - прим. пер.) начинаются соследующих строк:Важен лишь факт, и только. Сказать это -достанет пяти слов. Небо ночью черным-черно, верно. Я есмь, иррациональныйостаток вовне...(Пер. А. Нестерова)Рассматривая искусство и литературную критику как явления, идеологические всилу самой своей природы, поэты, принадлежащие к этой школе, отрицаютприсущие модернизму закрытые формы, иерархичность, представления обэпифании и трансцендентности, такие категории, как жанр и каноническийтекст (т.е. признанные литературные шедевры). На их место они хотятпоставить открытые формы и поликультурные тексты. Они заимствуют образы изарсенала поп-культуры, средств массовой информации - и пересоздают ихзаново. Как и поэзия перформансов, "поэзия языка" противится интерпретациии требует от читателя прямого соучастия.Поэзия, ориентированная на формы перформанса (ассоциирующаяся с игройслучая проекция на литературу того, что делал Джон Кейдж в музыке),джазовая импровизация, мультимедийные произведения искусства и европейскийсюрреализм повлияли на творчество многих американских поэтов. Средиавторов, работающих в этом жанре, назовем наиболее известное имя: ЛориАндерсон. Ее хит "Соединенные Штаты" (1984 г.), получивший мировуюизвестность, создан с использованием таких средств, как кино, видео,шумовые эффекты, музыка, хореография и технологии космической эры. Звучащейпоэзией, где голос и инструментальное сопровождение играют особую роль,заняты Дэвид Эн-тин, выступающий с импровизациями, и ньюйоркцы Джордж Куаша(владелец издательства "Стейшн Хилл пресс"), Арманд Швернер и ДжексонМакЛоу. МакЛоу занимается также визуальной, или конкретной, поэзией,рассчитанной на зрительное восприятие и использующей такие приемы, какрасположение текста на листе и игра с наборными шрифтами. Этническаяпоэзия, связанная с перформансом, слилась в один поток с рэп-музыкой, когдапо всей Америке "поэтические сборища" - публичные поэтические чтения,устраиваемые в альтернативных художественных галереях и книжныхмагазинчиках, - стали популярным весьма недорогим развлечением.На другом полюсе поэтического спектра - выработавшие собственный стиль"новые формалисты", объединенные пафосом возвращения к форме, рифме иправильному метру. Все группы так или иначе поставлены перед проблемой,когда обыватель вполне удовлетворен существующим положением вещей,потребляя аккуратную, прилизанную поэзию, создаваемую ремесленниками отлитературы, а лиричной исповедальнос-ти придается неоправданно важноезначение, в противовес публичному жесту. Формальная школа ассоциируется сиздательством "Стори лайн пресс"; к ней принадлежат такие авторы как ДанДжиойа (поэт и бизнесмен), Филип Дэйси и Дэвид Джаусс - поэты и редакторыантологии "Крайние меры: современная американская поэзия, создаваемая втрадиционных формах" (1986 г.), Брэд Лейтхаузер и Гертруда Шнакен-бург.Одна из последних антологий - том "Поэтические направления: рифма и метр ванглоязычной поэзии после 1977 г.", подготовленный Робертом Ричмэном. Хотяпоэтов, собранных под обложкой этой книги, часто обвиняют в возврате ктемам XIX в., часто они в своей практике соединяют современность строк иобразов с музыкальностью языка и традиционностью закрытых форм.Литература: http://www.uspoetry.ru/




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Современная американская поэзия iconСовременная американская геополитика

Современная американская поэзия iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Международные отношения и геополитика современного мира»
Современная американская геополитика: охарактеризовать пять авторов различных политических направлений
Современная американская поэзия iconЛекция Современная американская геополитика Основное направление современной американской геополитики – неоатлантизм
«Пессимистическая» линия на противостояние со странами Суши (С. Хантингтон) «Оптимистическая» линия на бесповоротную победу Запада...
Современная американская поэзия iconТематическое планирование курса по выбору «основы поэтического мастерства» 7 класс
Что такое поэзия? Можно ли научиться понимать поэзию? Поэзия в музыке, живописи, архитектуре, литературе. Являются ли синонимами...
Современная американская поэзия iconДокументы
1. /Волга(поэзия)/Александр Навроцкий.docx
2. /Волга(поэзия)/Александр...

Современная американская поэзия iconСтефани Майер
Стефани Майер — современная американская писательница. Родилась в 1973 г в Хартфорде, штат Коннектикут. Росла в Финиксе, штат Аризона,...
Современная американская поэзия iconАмериканская школа менеджмента

Современная американская поэзия iconАмериканская национальная кухня

Современная американская поэзия iconАмериканская и японская модели менеджмента

Современная американская поэзия iconАмериканская система социальной работы

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы