Правовой режим мирового океана icon

Правовой режим мирового океана



НазваниеПравовой режим мирового океана
Дата конвертации12.08.2012
Размер228.4 Kb.
ТипРеферат
Правовой режим мирового океана


ПланВведение 2Виды морских пространств и их правовой режим 3 Внутренние воды 3 Территориальные воды (территориальное море) 4 Открытое море 7 Прилежащая зона 14 Континентальный шельф 14 Морское дно за пределами национальной юрисдикции 16Правовое положение судов и военных кораблей 18Международно-правовые вопросы безопасности плавания 20Список использованной литературы 21Введение Международное морское право является одной из старейших отраслеймеждународного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространстви регулирующих отношения между государствами, другими участникамиправоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов иих ресурсов. Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; егокодификация была проведена в середине XX в. I Конференция ООН по морскомуправу завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: оботкрытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальномшельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этойКонвенции не участвует). II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха неимела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982г.[1] Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространстви их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международнаяконвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО(ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенцияэлектросвязи 1983 г. и др.). Таким образом, международное морское право регламентируетдеятельность человечества в водных пространствах, включающую в себяопределение правового режима различного рода территорий, установлениястатуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоенияприродных ресурсов океана и т.д. Имеются несколько видов водных пространств, различающихся поправовому режиму, о чем пойдет речь в моей работе.Виды морских пространств и их правовой режим Внутренние воды Прежде чем говорить о других видах морских пространств, необходимо рассказать о внутренних водах государства. Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят: водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или всепобережье которых принадлежит одному государству; акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболееудаленные в сторону моря точки портовых сооружений; воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых дляотсчета территориальных вод; морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одномугосударству и ширина входа в которые, не превышает 24 морских миль. Вслучае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива отберега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом,чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство.
Водная территория,расположенная внутри этой линии, является внутренними водами. Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», переченькоторых устанавливается правительством соответствующего государства. Кисторическим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширинывхода), которые в силу исторической традиции или международного обычаясчитаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив ПетраВеликого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив вКанаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного праваотносит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних водприбрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваютсянаиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои портыиностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Дляпосещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешениеприбрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заходдопускается лишь с разрешения прибрежного государства. Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды сразрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. В 1998 г. в РФ принят Федеральный закон «О внутренних морских водах,территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» ' Законустанавливает режим внутренних вод РФ. Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права,вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; наэтой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научнымиисследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства.На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах,распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное неустановлено международным договором — например, соглашениями о торговомсудоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуютсялишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах ссогласия прибрежного государства. Территориальные воды (территориальное море) Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс,расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскимиводами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом.Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют своесобственное территориальное море. Однако прибрежные установки иискусственные острова территориальных вод не имеют. Ширина территориального моря у подавляющего большинства государствсоставляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежныхгосударств, а также границы территориального моря противолежащихгосударств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12)мили, определяется международными договорами. Суверенитет прибрежного государства распространяется на водноепространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а такжена поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции отерриториальном море и прилежащей зоне). Территориальное море являетсячастью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормамимеждународного права признается право мирного прохода иностранных невоенныхсудов через территориальное море (в том числе для захода в порты). Существуют три основных способа отсчета территориальных вод: 1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства; 2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берегаимеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий,соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов; 3) от внутренних морских вод. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точкакоторой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль). Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем но* внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: - пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь - на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; - или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.). «Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрыйпорядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982г.). Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет: - угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН; - любые маневры или учения с оружием любого вида; - любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; - любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; - подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата; - подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства; - погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; - любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции; - любую рыболовную деятельность; - проведение исследовательской или гидрографической деятельности; - любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; - любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу. Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительныйпорядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды.Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности иподнимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.). Открытое море Понятие. Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г., "открытоеморе означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море,ни во внутренние воды какого-либо государства". Это определение несоответствует современному разграничению морских пространств по ихправовому режиму. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определениеоткрытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86 положения ч. VII Конвенции,посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые невходят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное мореили внутренние воды, какого-либо государства, ни в архипелажные водыгосударства-архипелага. Эту формулу можно использовать при определении открытого моря. Однакоследует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытоеморе — это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей иокеанов имеет особый правовой статус. Перечисленные в ст. 86 морские пространства, за пределами которыхнаходится открытое море, можно объединить в территорию, на которуюраспространяется национальная юрисдикция прибрежных государств: в полномобъеме (суверенитет) — на внутренние и архипелажные воды и натерриториальное море в установленном нормами международного права объеме —на исключительную экономическую зону. В Конвенции им посвященысамостоятельные разделы. Иногда исключительную экономическую зону считают частью открытогоморя, "где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользуфункциональных прав прибрежных государств'". • Такой подход не согласуется с необходимостью четкого определенияправового режима различных морских пространств. Открытое море — это водная часть морского пространства, находящаясяза пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всемигосударствами на основе норм международного права. Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно длявсех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю(внутриконтинентальных). Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. Сэтой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю,о транзите через их территорию, доступе к морским портам и ихиспользовании. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либочасти открытого моря своему суверенитету. Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судоходства; б)свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г)свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободурыболовства и промысла; е) свободу научных исследований. Каждое, государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств. Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов и предоставления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства нередко использование "удобного" флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положе- . ние объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или льготный режим регистрации, предоставления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др. . В открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага. Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа.Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если естьразумные основания подозревать, что: 1) судно занимается пиратством; 2)судно занимается работорговлей; 3) судно занимается несанкционированнымрадио- и телевещанием; 4) судно не имеет национальности; 5) судно вдействительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя нанем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг. Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах,установленных международными договорами. Например, Международной конвенцией по охране подводных телеграфныхкабелей 1884 г. предоставлено право военным кораблям преследовать иостанавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфногокабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять протокол одопущенном судном нарушении. Возможно также преследование "по горячим следам" иностранного судна,если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правилаприбрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Условиемдля осуществления преследования в открытом море военным кораблем иливоенным летательным аппаратом прибрежного государства является егонепрерывность, т. е. оно должно быть начато в морских пространствах, накоторые распространяется юрисдикция этого государства, и продолжено воткрытом море. Такое преследование прекращается, как только преследуемоесудно войдет в территориальное море своего или иного государства. Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отношении военныхсудов и государственных судов, состоящих на некоммерческой службе,недопустимы. В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересовгосударств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер попредотвращению и пресечению некоторых противоправных действий. Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г. обязано приниматьэффективные действия по предотвращению перевозки рабов на судах, имеющихправо плавать под его флагом (ст. 39). Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления, какпиратство. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия,задержания или грабежа частновладельческих судов или летательных аппаратовв открытом море, направленный против другого судна или летательногоаппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту. Любое государство может захватить пиратское, судно или пиратскийлетательный аппарат в открытом море или другом месте вне юрисдикции какогобы то ни было государства, аре стовать находящихся на этом судне илилетательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 19Конвенции об открытом море и ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебныеорганы государства, совершившего захват, могут выносить постановления оналожении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты вотношении таких судов, летательных аппаратов или имущества. Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговлинаркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытомморе. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее подего флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психо-тропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничествев пресечении такой незаконной торговли. Государства сотрудничают также в пресечении несанкционированноговещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачузвуковых радио- или телевизионных .программ с судна или установки воткрытом море, предназначенных для приема населением, в нарушениемеждународных правил регулирования электросвязи, распределения радиочастоти др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться какнесанкционированное вещание. Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может бытьпривлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна; б) государства регистрации установки; в) государства, гражданином которого является это лицо; г) государства, на территории которого могут приниматься передачи; д) государства, санкционированному радиовещанию которого чинятсяпомехи. Правовой режим судоходства в открытом море включает также правила,предусмотренные соглашениями об оказании помощи, об охране человеческойжизни на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, опредотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды и др. Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем. Государства обязаны принять меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству и использованию моря в иных целях. Свобода прокладки кабелей и трубопроводов признается Конвенцией поморскому праву 1982 г. за всеми государствами. Соответствующее правораспространяется на дно открытого моря за пределами континентальногошельфа. При прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должныпринимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и трубопроводы ипо возможности не создавать препятствий свободе использования открытогоморя. Свобода возведения искусственных установок и островов осуществляетсякак в водной части океана — открытом море (возведение островов, установок,сооружений, их эксплуатация), так и на его дне — в Районе (извлечениеполезных ископаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок,сооружений, механизмов и т. д.). Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставленавсем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств, втом числе в отношении интересов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции1982 г.). Свобода рыболовства включает и другие виды промысла живыхресурсов. В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств напромысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по егорегулированию в целях сохранения живых ресурсов моря на определенномуровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсовморя и управлении ими и с этой целью создают международные организации. Меры по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсовморя, которые предусматриваются многосторонними и двустороннимисоглашениями: а) определение допустимого улова с учетом новейших научныхданных (соглашения по регулированию промысла); б) регулирование промысла вопределенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых ресурсовЮго-Восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живыхресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г. и др.); в) регулированиепромысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков всеверной части Тихого океана 1957 г., Конвенция по регулированиюкитобойного промысла 1949 г., Международная конвенция о сохраненииатлантических тунцов 1966 г.). В задачу создаваемых государствами органов входит исследованиеморской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом,чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Юго-ВосточнойАтлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Международнаяконвенция по сохранению атлантических тунцов и др.). Свобода научных исследований регламентируется Конвенцией ООН поморскому праву 1982 г. Все государства независима от их географическогоположения, а также компетентные международные организации вправе проводитьморские науч-' ные исследования (ст. 238). Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях,надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помехдругим видам использования моря. Государства и компетентные международные органы и организациисотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений всоздании благоприятных условий для проведения совместных научныхисследований явлений и процессов, происходящих в морской среде. Прилежащая зона Прилежащая зона — это зона открытого моря ограниченной ширины,примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство вприлежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения своихтаможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил. По Конвенции отерриториальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны неможет превышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется итерриториальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют тегосударства,, территориальное море которых меньше 12 миль. СогласноКонвенции по морскому праву 1982 г., прилежащая зона распространяется нарасстояние до 24 миль. Цель установления прилежащей зоны — предотвращение возможногонарушение законов и правил прибрежного государства в пределах еготерриториальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил,совершенное в пределах его территории. В последнем случае можетосуществляться преследование по горячим следам. Континентальный шельф Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковойтерритории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. подконтинентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра),простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленныхмеждународным правом пределов, над которым прибрежное государствоосуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природныхбогатств. Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфомпонимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающихк берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 мили за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих водпозволяет разработку естественных богатств этих районов, а такжеповерхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Такимобразом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющаяглубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные ипрочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а такжеживые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своегопромыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну(раки, крабы и т.п.). Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства,берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяетсясоглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения попринципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которыхотмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры оразграничении континентального шельфа рассматривались Международным СудомООН, который и определял границы шельфа. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иноеопределение границ континентального шельфа. Это: морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределамитерриториального моря на всем протяжении естественного продолжениясухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или нарасстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширинатерриториального моря, когда внешняя фаница подводной окраины материка непростирается на такое расстояние; если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя границашельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которыхотмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м). Права прибрежного государства на континентальном шельфе незатрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства надним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжаетоставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлятьсудоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели итрубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработкиприродных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки иразработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения иустановки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществлениеправ прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и другихправ иных государств. Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелейи трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильныеработы, сооружать искусственные острова. В 1995 г. в РФ принят Федеральный закон «О континентальном шельфеРоссийской Федерации»'. Морское дно за пределами национальной юрисдикции Дно морей и океанов в прошлом рассматривалось как составная часть открытого моря (Конвенция об открытом море 1958 г. не содержала каких-либо специальных положений). Возможность использования дна и его недр в целях разведки, разработки или в военных целях поставила в повестку. дня вопрос о его особой регламентации. В 1967 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН был создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка Ш Конференции ООН по морскому праву, на которой в числе других вопросов морского права рассматривался и был определен правовой режим морского дна. Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 19&2 г., именуемой "Район". Район определен в ст. 1 Конвенции как оно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин "ресурсы", который означает "все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ' в Районе на морском дне или в его недрах". Ресурсы, извлеченные из Района, рассматриваются как "полезные ископаемые". ' В переводе с латинского — в состоянии недвижимости, в покое. Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются "общим наследиемчеловечества". Основанный на этом понятии правовой статус Района и егоресурсов раскрывается в ст. 137 и последующих статьях. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет илисуверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Районаили его ресурсов; ни одно государство, физическое или юридическое лицо неможет присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Районапринадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международныйорган по морскому дну (Орган), включающий в качестве членов все государства— участники Конвенции. Орган является организацией, через посредство которой государстваосуществляют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целяхуправления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всехего членов. Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые,добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всегочеловечества, независимо от географического положения государств и с учетоминтересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в Районеорганизуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всегочеловечества и таким образом, чтобы способствовать здоровому развитиюмировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Органобеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономическихвыгод, полученных от деятельности в Районе. В целях осуществления непосредственной разработки Района,транспортировки, переработки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе,Международный орган по морскому дну создает Предприятие. Предприятиеобеспечивается такими средствами и технологией, которые могут потребоватьсядля выполнения им своих функций. Государства, государственные предприятия, физические или юридическиелица осуществляют деятельность в Районе на основе контракта с Органом. В настоящее время характеристика режима. Района и его ресурсоввключает положения дополнительного акта от 29 июля 1994 г. — Соглашения обосуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ЭтоСоглашение рассматривается как составная часть Конвенции. В целяхопределения оптимальных условий взаимовыгодного участия государств виспользовании богатств Мирового океана Соглашение вносит в ряд нормКонвенции изменения и дополнения, касающиеся деятельности Органа,Предприятия, установления принципов передачи технологии глубоководнойразработки морского дна и т, д. Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и государствами. Все археологические и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. Особое внимание уделяется преимущественным правам страны их происхождения. Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться исключительно в мирных целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и океанов предусматривался режим частичной демилитаризации. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. касается только оружия массового уничтожения. Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод,покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этимиводами Правовое положение судов и военных кораблей Военный корабль — это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие его от невоенных судов,находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительстваданного государства, фамилия которого занесена в список военнослужащих, иимеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. Права и обязанности военного корабля в открытом море и иностранныхтерриториальных и внутренних водах регламентируются Женевскими конвенциями1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими соглашениями, атакже национальным законодательством соответствующих государств. Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрисдикциииностранного государства (нераспространения в открытом море законов иправил иностранного государства, в территориальном море и внутренних водах—уголовной, гражданской и административной юрисдикции); иммунитетом отпринудительных действий (арестов, обысков, конфискаций и т.п.);специальными привилегиями (освобождение от таможенного досмотра,большинства сборов и пошлин). В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенныхсудов вправе: производить осмотр судна, если имеются достаточные основанияполагать, что оно занимается пиратством, несанкционированным вещанием, неимеет государственной принадлежности или, хотя несет иностранный флаг,имеет ту же государственную принадлежность, что и производящий осмотркорабль; вести борьбу с пиратством — преследовать и захватить пиратское суднои находящееся на нем имущество, арестовать находящихся на нем лиц; осуществлять преследование по «горячим следам»; сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания; осуществлять иные правомочия, предусмотренные международнымидоговорами. В территориальных и внутренних водах военные корабли подчиняютсяправилам судоходства и пребывания, установленным прибрежным государствомМеждународно-правовые вопросы безопасности плавания Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируютсяМеждународной конвенцией для объединения некоторых правил относительнооказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней,Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охранечеловеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней,Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г., КонвенциейООН по морскому праву 1982 г., другими документами. Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопасностиплавания: все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием ирадиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянииспасательными средствами. Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в морелицу, которому угрожает гибель; следовать на помощь терпящим бедствиесудам; после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонениеот оказания помощи признано преступлением. Спасание осуществляетсябезвозмездно, однако спасавшему судну может быть выплачено вознаграждение. Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспеченияпоиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов. В этихцелях они организуют морскую поисково-спасательную службу; координируютдеятельность национальных средств спасания; разрешают немедленный допускспасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство дляцелей поиска и спасания; обмениваются информацией о спасательных единицах ибереговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-координационные центры, получив информацию о бедствии, устанавливаютместонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которойнеобходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д. Список использованной литературы1. Аджаров К. А. Мировой океан: правовой режим. Краснодар, 1983.2. Барсегов Ю. Г. Концепция "общего наследия человечества" в международном морском праве (теоретические вопросы) // Сов. ежегодник международного права. 1984. М., 1986.3. Бекяшев К. А., Сапронов В. Д. Мировое рыболовство: вопросы международного сотрудничества. М., 1990.4. Головатый С. П. 200-мильная экономическая зона в Мировом океане (международно-правовые проблемы). Киев, 1984.5. Клименко Б. М. Международно-правовой режим глубоководного морского дна и его ресурсов // Сов. государство и право. 1989. № 4.6. Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1983.7. Мировой океан и международное право: Основы современного правопорядка в Мировом океане / Отв. ред. А. Мовчан, А. Янков. М., 1986.8. Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. // Международные отношения и внешняя политика СССР. М., 1957. С. 19—9. Конвенция о режиме проливов 1936 г. // Действующее международное право Сост. Ю. М. Колосови Э. С. Кривчикова Л. З.10. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // Ведомости СССР. 1964. №43.11. Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости СССР. 1962, № 46.12. Конвенция о континентальном шельфе 1958 г, // Ведомости СССР. 1964. № 28.13. Договор о Панамском канале 1977 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова.14. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Там же.15. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.16. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.//Там же.17. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г.//СЗ. 1995. № 49. Ст. 4694.18. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. // СЗ. 1998. № 31. Ст. 3833.19. Курс международного права.М., 1992.20. Международное морское право. Справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М., 1985.21. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.22. Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. М., 1986 .-----------------------[1] Конвенция Россией ратифицирована в 1997 г




Похожие:

Правовой режим мирового океана iconМеждународно-правовой режим мирового океана

Правовой режим мирового океана iconПлан. Проблема загрязнения мирового океана Экологические проблемы Черного моря о международных механизмах решения экологических проблем Заключение Литература Проблема загрязнения мирового океана
Мирового океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Более половины кислорода поступает в атмосферу из...
Правовой режим мирового океана iconКонтрольная работа по международному праву международно-правовой режим международных проливов
Проливы, или естественные морские проходы, соединяют части одного и того же моря или, что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг...
Правовой режим мирового океана iconТема : Свойства вод Мирового океана
Учебная: дать фактические знания о величине солености различных частей Мирового океана, о причинах изменения температуры воды на...
Правовой режим мирового океана iconМорская деятельность и современность. Судостроение – базис морской деятельности
Мирового океана живет половина населения и сосредоточено более половины всего мирового промышленного потенциала. Внешнеторговая деятельность,...
Правовой режим мирового океана iconРеферат по геохимии на тему: Геохимия океана. Происхождение океана студентка 122 группы
Известно, что почти три четверти земной поверхности покрыты водами океана. По своему составу морская вода является водным раствором...
Правовой режим мирового океана iconРеферат по геохимии на тему: Геохимия океана. Происхождение океана студентка 122 группы
Известно, что почти три четверти земной поверхности покрыты водами океана. По своему составу морская вода является водным раствором...
Правовой режим мирового океана icon1 Образование Мирового океана

Правовой режим мирового океана iconРесурсы Мирового Океана

Правовой режим мирового океана iconПроблемы мирового океана

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы