Христианство icon

Христианство



НазваниеХристианство
Дата конвертации12.08.2012
Размер174.68 Kb.
ТипРеферат
Христианство


| ||Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов ||Дальневосточный филиал ||------------------- || || || || || || ||КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА || ||по предмету "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" || || || ||тема: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ||ХРИСТИАНСТВА. ||РАЗДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ. ||ХРИСТИАНСТВО И КУЛЬТУРА. || || || || || ||Руководитель: || ||Выполнил: студент юридического ||факультета (в/о) I год ||обучения ||МАЛЫГИН О.А. || || || || || || || ||г. Владивосток, 1998 г. | Краткий план: 1. Возникновение христианства. 2. Распространение христианства. 3. Разделение христианских церквей. 4. Христианство и культура. 1. Возникновение христианства. 1.1 Исторические условия становления христианства. История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет,само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире иявляется ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией,доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании(включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. [2,с.164] Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этоймировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжениикоторого формировались и шлифовались религиозные представления и верования.[1, с.43-47] История религиозных представлений и верований, со времени ихвозникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения иперехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранниерелигиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичностимифологических образов и все более приобретали человеческую, антропоморфнуюформу. Большой конкретности и достаточной степени выразительностиантропоморфизм божеств достигает на политеистической стадии развитиярелигиозно-мифологических представлений, классические образы которых даетмифология древних греков и римлян. Высший этап развития религиозных представлений и верований вобществе тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеонабожеств на передний план выдвигается один. При этом часть существенныхсвойств и качеств различных богов переносится на одно, главное божество.Постепенно культ и поклонение одному богу вытесняет верования в другихбогов. Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований ипредставлений называется монотеизмом. Возникновение монотеистическихпредставлений среди верующих было одной из предпосылок появленияхристианства. Однако данного явления в жизни человечества недостаточно,чтобы уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и особенности христианствакак мировой религии. Христианство возникло в первом веке в восточной части Римскойимперии. В этот период Римская империя являлась классическимрабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья.Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и ононаходилось в стадии упадка и распада. На его территории установилисьдостаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.
Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложениянациональных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся вримскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействияразличных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм.Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновениюближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, всознание и религиозную жизнь античного общества. На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероученийи культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сутине сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставилоэти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Нонаибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейскаярелигиозная традиция с четко выраженным монотеизмом. Христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смоглообъединить достижения духовно-практической деятельности человечества иприспособить их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлыеодежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований.Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться отузких рамок территориальной обособленности этносов. 1.2. Социокультурные предпосылки возникновения христианства. К середине I века настало время, когда уверенность римлян в том,что их мир наилучший из возможных миров, осталась в прошлом, на смену этойуверенности пришло ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев,близкого конца света. В социальных низах возрастает недовольствовластвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Этибунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают,но ищут иные формы своего удовлетворения. [3, с.148-149] Христианство в Римской империи первоначально воспринималасьбольшинством людей как ясная и понятная форма социального протеста. Онопробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердитьидею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической,политической и социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкийконец существующего миропорядка и установление “Царства Небесного”,благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстановленасправедливость, восторжествует праведность над неправедностью, бедные надбогатыми. Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения иустановление царства мира и справедливости - таковы социальные идеи,которые привлекли на сторону христианства сотни тысяч, а позднее и миллионыпоследователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этимлюдям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения ИоаннаБогослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесьпервые, там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Злобудет наказано, а добродетель вознаграждена. Страшный суд свершится и всемвоздастся по их делам. Значительная роль в объяснении процесса социокультурного иестественного механизма возникновения христианства принадлежит Ф. Энгельсу,посвятившему этой проблеме ряд произведений: “Бруно Бауэр и первоначальноехристианство”, “Книга откровения”, “К истории первоначальногохристианства”. Общий вывод этих работ сводится к идее, что к моментувозникновения первой христианской общины в Палестине, общественное сознаниенародов Римской империи было подготовлено к восприятию этого вероучения. Ф.Энгельс зафиксировал как социальные, так и культурные предпосылкивосприятия христианства. По его словам “Христианству предшествовал полныйкрах мировых порядков. Христианство было выражением этого краха”. (МарксК., Энгельс Ф. Соч. т.7 с. 21). 2. Распространение христианства. Христианство возникло как религия униженных и оскорбленных,угнетенных рабством, воплотив в себе протест против существующих в обществеотношений, против социального гнета. Широко распространившись, эта религия стала казаться опаснойофициальным властям и не могла не вызвать чувства тревоги, а в известнойстепени встретила и враждебное отношение к себе со стороны государства. Каксвидетельствуют исторические источники, христианство в первые три векасвоего существования было гонимой религией. Христиан первоначальноотождествляли с иудеями. Вначале враждебность местного населения разныхпровинций к христианам определялась не сущностью их учения, а их положениемчужаков, отрицавших традиционные культы и верованию Примерно таким жеобразом к ним относились и римские власти. Под своим именем христиане появляются в сознании римлян в связи спожаром города Рима при императоре Нероне. Нерон обвинил в поджоге христиани в связи с этим многие христиане повергались жестоким пыткам и казням.Одной из главных причин преследования христиан служил их отказ приноситьжертвы перед статуями императора или Юпитера. Отказ означал неповиновениевластям и, по сути дела, непризнание этих властей. Христиане первых веков,следуя заповеди “не убий”, отказывались служить в армии. В то время против христиан велась активная идеологическая борьба. Вобщественном сознании распространялись слухи о христианах как безбожниках,святотатцах, аморальных людях, совершавших каннибальские обряды. Подстрекаемый такими слухами, римский плебс неоднократно устраивалмассовые избиения христиан. Из исторических источников известны случаимученической казни отдельных христианских проповедников: Юстина-Мученика,Киприана и других. В этих условиях раннехристианские авторитеты стремилисьободрить своих приверженцев, внушить им идею их особого положения,богоизбранничества. Фанатичное самопожертвование, страдания за веру онипредставляли как наиболее богоугодное дело. Однако эти гонения привели лишь к отпаданию от христиан частиколеблющихся элементов, сама же церковь и ее организация укрепилась изакалилась в борьбе с государством. Отдельные императоры и правители провинций в своей деятельностииногда пытались, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначалаэто происходило от случая к случаю, в 311 году римский император Галерийприказал отменить гонения христиан. Через два года Миланским эдиктомКонстантина и Лициния христианство было признано терпимой религией.Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ,общины получили право владеть имуществом, в том числе и недвижимым. А в 324году христианство было признано государственной религией Римской империи. После этого христианство уже окончательно перестало быть религиейрабов и угнетенных: оно превратилось в господствующую религию,поддерживаемую государством. Основные положения христианского вероучения 12 догматов и семьтаинств были приняты на первом (Никейском) соборе 325 г. и втором(Константинопольском) соборе 381 г. В период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианскойцеркви, с ее централизацией и строгим выполнением предписаний высшихдолжностных лиц. Став государственной религией, христианство превратилось ив господствующее мировоззрение государства. Естественно, государствонуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно былозаинтересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единогомировоззрения. Множество различных народов объединяла Римская империя, и этопозволило христианству проникнуть во все ее отдаленные уголки. Однакоразличия в уровне культуры, жизненных укладах разных народов государствавызвали разную интерпретацию противоречивых мест в вероучении христиан, чтоявилось базой возникновения ересей среди вновь обращенных. А распад Римскойимперии на ряд государств с различным социально-политическим устройствомвозвел противоречия в богословии и культовой политике в ранг непримиримых.[1, с.58] 3. Разделение христианских церквей. 3.1. Причины и условия возникновения раскола. Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает “раскол,разделение, распри”, стала реальной для христианства уже в середине IX в.Обычно причины схизмы ищут в экономике, политике, в личных симпатиях иантипатиях римских пап и константинопольских патриархов. Особенностивероучения, культа, образа жизни верующих западного и восточногохристианства исследователи воспринимают как нечто второстепенное,незначительное, мешающее пояснить истинные причины, которые, по их мнению,кроются в экономике и политике, в чем угодно, только не в религиознойспецифике происходящего. [1, с.111-122] А между тем, католицизм и православие имели такие особенности,которые существенным образом повлияли на сознание, быт, поведение,культуру, искусство, науку, философию Западной и Восточной Европы. Междукатолическим и православным миром сложилась не только конфессиональная, нои цивилизованная граница. Христианство не представляло собой единогорелигиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римскойимперии, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимсясоциальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализацииРимского государства было возникновение первых четырех автокефальных(самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской,Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от антиохийской церкви отделиласьКипрская, а затем Грузинская православная церковь. Однако дело неограничивалось только разделением христианских церквей. Некоторыеотказывались признавать решения вселенских соборов и утвержденную имидогматику. В середине V в. армянское духовенство не согласилось сосуждением монофизитов Халкидонским собором. Тем самым армянская церковьпоставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматикеортодоксального христианства. Одним из самых крупных разделений христианства было появление двухосновных направлений - православия и католицизма. Этот раскол назревал втечение нескольких столетий. Он определялся особенностями развитияфеодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи иконкурентной борьбой между ними. Предпосылки раскола возникли еще в конце IV начале - V в. Ставгосударственной религией, христианство было уже неотделимо от экономическихи политических потрясений, переживаемых этой огромной державой. Во времяНикейского и I Константинопольского соборов оно выглядело относительноединым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако этоединство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а навласти императоров, которая распространялась и на религиозную область. Так,Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а римскийепископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент. Что касается укрепления власти римского епископата, то оно былосвязано , прежде всего, с престижем столицы империи, а потом уже спретензией Рима на обладание апостолическим престолом в память об апостолахПетре и Павле. Денежные подачки Константина и строительство храма на месте“мученической смерти Петра” способствовали возвеличению римского епископа.В 330 г. столица империи была перенесена из Рима в Константинополь.Отсутствие императорского двора как бы автоматически выдвинуло духовнуювласть на первый план общественной жизни. Ловко маневрируя междувраждующими группировками богословов, римский епископ сумел укрепить своевлияние. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, он собрал в 343 г. вСардике всех западных епископов и добился признания за собой праваарбитража и фактического главенства. Восточные епископы никогда этихрешений не признавали. В 395 г. империя распалась. Рим снова стал столицей,но теперь уже только западной части бывшей империи. Политические неурядицыв нем способствовали концентрации в руках епископов обширныхадминистративных прав. Уже в 422 г. Бонифаций I в письме епископам Фессалииоткрыто заявил о своих претензиях на главенство в христианском мире,утверждая, что отношение римской церкви ко всем прочим подобно отношению“головы к членам”. Начиная с римского епископа Льва, названного Великим, западныеепископы считали себя лишь местоблюстителями, т.е. фактическими вассаламиРима, управляющими соответствующими епархиями от имени римскогопервосвященника. Однако подобная зависимость никогда не была признанаепископами Константинополя, Александрии и Антиохии. В 476 г. Западная Римская империя пала. На ее развалинахобразовалось множество феодальных государств, правители которых соперничалимежду собой за первенство. Все они стремились оправдать свои притязанияволей бога, полученной из рук первосвященника. Это еще больше поднялоавторитет, влияние и власть римских епископов. С помощью политическихинтриг они сумели не только укрепить свое влияние в западном мире, но дажесоздать свое собственное государство - Папскую область (756-1870 гг.),которая занимала всю центральную часть Апенинского полуострова. Начиная с V в. за римскими епископами закрепился титул папы.Первоначально в христианстве папами именовались все священники. С годамиэтот титул стал присваиваться только епископам, а много столетий спустя онзакрепился только за римскими епископами. Укрепив свою власть на Западе, папы попытались подчинить себе всехристианство, но безуспешно. Восточное духовенство подчинялось императору,а тот и не думал поступаться хотя бы частью своей власти в пользусамозванного “наместника Христа”, восседавшего на епископской кафедре вРиме. Достаточно серьезные расхождения между Римом и Константинополемпроявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил Рим (римскийпапа) принял только 50. В обращение поступили сборники Дионисиев и др.,которые принимали папские декриталии, опускали не принятые Римом правила итем все определенней подчеркивая линию раскола. В 867 году римский папа Николай I и Константинопольский патриархФотий предали друг друга публичному проклятию. Причиной раздора послужилаобращенная в христианство Болгария, поскольку каждый из них стремилсяподчинить ее своему влиянию. Этот конфликт через некоторое время удалосьуладить, но вражда двух высших иерархов христианства на этом непрекратилась. В XI в. она вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошелокончательный раскол в христианстве. Вызван он был притязаниями папы ЛьваIX на территории, подчинявшиеся патриарху. Патриарх Михаил Керулларийотверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные анафемы (т.е.церковные проклятия) и обвинения в ереси. Западная церковь стала называтьсяримско-католической, что означало римская всемирная церковь, а восточная -православной, т.е. верной догматам. Таким образом, причиной раскола христианства было стремление высшихиерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния.Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении икульте, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов,чем причиной раскола христианства. Так, даже беглое знакомство с историейхристианства показывает, что католицизм и православие имеют сугубо земныеистоки. Раскол христианства вызван чисто историческими обстоятельствами. Если сгруппировать основные различия, которые существуют донынемежду католицизмом и православием, то они могут быть представлены следующимобразом: [2, с 159] - Учение о Святом Духе. Догмат западной церкви об исхождении святого духа и от бога-отца, иот бога-сына в отличие от догмата восточной восточной церкви, признающейисхождение святого духа только от бога-отца; это разногласие самируководители и католической и православной церкви считали главнейшим и дажеединственным непримиримым. - Учение о Пресвятой Деве Марии (о непорочном зачатии),существовавшее еще в IX в. и возведенное в 1854 г. в догмат; - Учение о заслугах и чистилище. Учение католической церкви о “сверхдолжных заслугах” святых передбогом: эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь можетраспоряжаться по своему усмотрению. Практика индульгенций - отпущенийгрехов, продаваемых церковью из этого священного фонда. Учение о чистилище(принятое на Флорентийском соборе 1439 г.), где грешные души, горя впламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай, причем срокпребывания души в чистилище опять-таки по молитвам церкви (за плату состороны родственников) может быть сокращен - Учение о непогрешимости римского папы в делах веры, принятое в1870 г.; - Учение о церкви. Целибат. Обрядовыми особенностями католической церкви по сравнению справославной являются: крещение обливанием (вместо православногопогружения), миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетним,причащение мирян одним хлебом (хлебом с вином причащаются только духовныелица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятьюпальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр. Источниками православного вероучения являются Священное писание исвященное предание (постановления первых семи вселенских и поместныхсоборов, творения “отцов и учителей церкви” - Василия Великого, ИоаннаЗлатоуста, Григория Богослова и др.). Сущность вероучения изложена в“символе веры”, утвержденном на вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12членах “символа веры” от каждого требуется признание единого бога, вера в“святую троицу”, в боговоплощение, искупление, воскресение из мертвых,говорится о необходимости крещения, веры в загробную жизнь и т.п. Бог вправославии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимогомира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. Триединый бог единосущен, недоступен для человеческого разума. [2, с160-162] В православной церкви (самой влиятельной из 15 самостоятельныхцерквей является Русская) в целом вследствие ее относительной слабости иполитической малозначимости не было массовых гонений типа святойинквизиции, хотя это не означает, что она не преследовала еретиков ираскольников во имя укрепления своего влияния на массы. В то же время,вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племен и народов, которыеприняли православие, церковь сумела переработать и исповедовать их во имяукрепления своего авторитета. Древние божества превратились в святыхправославной церкви, праздники в их честь стали церковными праздниками,верования и обычаи получили официальное освящение и признание. Даже такойязыческий обряд как поклонение идолам церковь трансформировала, направивактивность верующих на поклонение иконам. Церковь особое внимание уделяет внутреннему оформлению храма,проведению богослужения, где важное место отводится молитве. Православныесвященнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма,ношение нательных крестов, исполнения таинств (крещение, миропомазание,причащение, покаяние, брак, священство, елеоосвящение), соблюдение постов.В настоящее время происходит модернизация православной догматики и литургиис учетом современных условий, что не затрагивает содержания христианскоговероучения. Католицизм формировался в феодальной Европе и в настоящее времяявляется самым многочисленным направлением в христианстве. [2, 161] Вероучение католической церкви основывается на священном писании исвященном предании, причем она в число источников вероучения включаетпостановления 21 собора и указания пап. Особое место в католицизме занимаетпочитание богородицы - девы Марии. В 1854 г. был провозглашен специальныйдогмат о “непорочном зачатии девы Марии”, свободном от “первородногогреха”, а в 1950 г. папа Пий XII объявил новый догмат - о телесномвознесении богородицы на небо. С благословения римской католической церкви были преданы забвению иосуждены многие культурные традиции “языческой античности” с еесвободомыслием. Католические священники ревностно следили за строгимсоблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно осуждали и каралиеретиков. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах инквизиции. 4. Христианство и культура. Христианство сыграло двойственную роль в развитии европейскойкультуры. [2, с.162] С одной стороны, великое наследие греко-римскогоантичного мира досталось нам далеко не в полном виде, ибо памятникиантичной культуры безжалостно уничтожались ранними христианами. С другойстороны христианство оказало большое влияние на становление европейскойкультуры. Корни богатой культурой Европы - в философии, скульптуре,архитектуре и театре античности, в сарказме Рабле и Эразма, в научныхподвигах Коперника и Галилея, т.е. во всем том, что на протяжениитысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Однако при этомнельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство наобраз мышления и систему ценностей европейцев, то есть на духовнуюкультуру. [4, с.198] Христианская религия выступает как мировоззренческаяопора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего учеловека, утомленного плотским активизмом поздней, римской античности. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировалив живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формированиекульта освобожденного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество -церковная архитектура, - было призвано прославлять величие бога и церкви.Музыка в католическом храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хорв православных богослужениях, не могла не оказывать своего влияния намузыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткиеи емкие понятия (“тяжел крест”, “путь на Голгофу”, царь Ирод, предательИуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий,оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви опослушании, терпении, воздаянии на том свете формировали в народахпредставление о неизбежности, ниспосланности свыше порядков, царящих наземле. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них послестрашного суда и второго пришествия Христа, а до этого приходилось терпетьи надеяться на воздаяние в царстве небесном. Словом, на протяжении многихвеков, даже тысячелетий, нормы быта и морали, представления и ассоциации,традиции культуры и произведения литературы - все это формировалось подсильным воздействием христианской церкви. Влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы былоразличным в западной (католическо-протестантской) и восточной(православной) ее частях. На западе протест против всесилия церкви,приведший к Реформации, дал сильнейший толчек светскому развитию, навостоке же слияние православной церкви с государством создало более мощнуюсистему незыблемой и освещенной авторитетом церкви традиции, сломатькоторую оказалось много сложнее. И это различие в немалой степениобусловило неодинаковые пути, темпы и результаты эволюции стран и народовЕвропы. 4.1. Влияние христианства на культуру Руси. На Руси христианство способствовало появлению и развитиютопологической общности храмовой архитектуры, монументальной мозаики ифрески, иконописи и музыки. Русские города стали украшаться храмами идругими монументальными зданиями - крепостями, княжескими палатами и т.д.,жилища граждан и крестьян - предметами прикладного народного искусства.Особенное значение в средневековой русской культуре (как и в западной)приобрело строительство храмов, которые становились центрами культурной иинтеллектуальной жизни. Одним из самых знаменитых архитектурных сооруженийстал величественный киевский собор Св. Софии. Храм воплощает собойустремленность человека к богу. Купол храма олицетворяет молитвенноегорение к небесам, способ приобщения к божественному. [5, с.98-100] Храмовая культура способствовала также развитию монументальнойживописи и иконописи. Были созданы региональные художественные школы вКиеве, Новгороде, Ярославле, Ростове Великом. Церкви расписываются спомощью образцов - канонов, они назывались “таблетками”, а позднее“прописями”. Христианизация Руси во многом способствовала возникновению русскойфилософии. Через христианство русская философия смогла, не утратив своейуникальности, приобщиться к философской традиции Византии и через нее - кантичной философии. Митрополит Илларион стал основателем “историческогобогословия” - продуктивного и жизненного философского направления. Перваяпопытка осмыслить человеческое существование как целостность, в единствеличной, семейной и государственной жизни, принадлежит великому русскомукнязю Владимиру Мономаху. Он создал “практическую философию”, в которойнаряду с глубокими философскими прозрениями давал практические советы иразрабатывал этические нормы. Список литературы по теме: 1. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Учебное пособие. М., 1997. 2. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997. 3. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии . Курс лекций. М., 1996. 4. Культурология. Учебное пособие. Под ред. Драч Г.В. Ростов-на- Дону, 1995. 5. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.




Похожие:

Христианство iconХристианство на Руси
Христианство в Древней Руси существрвало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным...
Христианство iconХристианство на Руси. Реформа языческого культа Христианство на Руси. Реформа языческого культа
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности: скрижаль откровений...
Христианство icon1. Христианство Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира – христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее – восточной провинции Римской империи. Основа христианства
На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической,...
Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство на Руси

Христианство iconПсихология и христианство

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы