Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского icon

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского




Скачать 177.92 Kb.
НазваниеПедагогические идеи Н. Г. Чернышевского
Дата конвертации12.08.2012
Размер177.92 Kb.
ТипРеферат
Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского


Коломенский педагогический институт Реферат студента 332 группы технологического факультета Лазарева Виктора Николаевича по философии и истории образования на тему : Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского 1998 год План рефератаВведение.2. Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского.3. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского. а) состояние образования и школы б) обучение и воспитание (его задачи и содержание) в) о методах обучения и воспитания г) дисциплина учащихся д) учебники и книги для чтения е) об учителе4. Значение педагогической теории Н. Г. Чернышевского.5. Заключение.6. Библиографический список.Введение Николай Гаврилович Чернышевский вошел в историю развитиячеловеческой культуры как символ отваги, самоотверженности, преданностиделу. В своих сочинениях Чернышевский отводил видное местопедагогическим вопросам, рассматривая их в неразрывной связи со своимифилософскими и политическими воззрениями. Им были затронуты и освещенымногие общие и целый ряд совершенно конкретных вопросов обучения ивоспитания. Н. Г. Чернышевский не оставил нам специальных трудов по теориипедагогики, однако в его сочинениях представлена цельная системареволюционно - демократических взглядов по вопросам народногообразования, обучения и воспитания подрастающих поколений. Цель данного реферата - на основе анализа работ Чернышевскогоосветить основные положения его педагогической теории и тем самымпоказать историческое значение педагогического наследия Н. Г.Чернышевского. Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского Великий русский мыслитель и общественный деятель Николай ГавриловичЧернышевский родился 24 июля 1828 года в г. Саратове в семье священника. До 14-летнего возраста он воспитывался и обучался дома.Чернышевский с ранних лет пристрастился к чтению и стал “пожирателемкниг”, каким оставался в течении всей своей жизни. В 1842 году Чернышевский был определен для продолжения образованияв Саратовскую духовную семинарию (класс риторики). Не окончив полного курса обучения в духовной семинарии (духовнаякарьера совершенно не привлекала Чернышевского) он в 1846 году уехал вПетербург. Блестяще сдав вступительные экзамены, он был зачисленстудентом университета. По окончании университета в июне 1850 года Чернышевский вернулся вСаратов и с января 1851 года начал работать преподавателем словесности вгимназии. Весной 1853 года Чернышевский вступил в брак с дочерью саратовскоговрача Ольгой Сократовной Васильевой. Скоро после женитьбы вместе с молодой женой он переехал вПетербург. Осенью 1853 года Чернышевский начал сдавать экзамены, а к концугода в основном была готова и диссертация на тему “Эстетическоеотношение искусства к действительности”. Диссертация звала работников искусства к справедливому отражению вих произведениях действительной жизни. Она звала к активной борьбе совсем тем, что омрачало жизнь народа. / Смирнов В. З. Педагогические идеиН. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 5-11/. С 1854 г. Чернышевский становится редактором журнала “Современник”. В своих научных работах, литературно - критических статьях многовнимания он уделял вопросам образования, воспитания и школьногообучения. В работах Чернышевского содержались основные положенияреволюционно-демократической педагогики, представлявшей собой вершинупедагогической мысли домарксова периода. В них давался ответ по такимкардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачивоспитания и образования, проблема всестороннего развития личности иразделении труда умственного и физического, роль наследственности исреды в формировании личности, биологическое и социальное развитиечеловека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные идижакточеские принципы построения школьного обучения и др. / Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России -М.: Просвещение,1986. - С. 179-180/. 7 июля 1862 года Чернышевский был арестован по обвинению впротивогосударственной деятельности. 7 февраля 1864 года сенатприговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать накаторжные работы в рудниках сроком 14 лет, а затем поселить в Сибиринавсегда. В 1889 году благодаря усиленным хлопотам сына Чернышевскомуразрешено было вернуться в Саратов. Переехав в родной город, он почувствовал прилив сил и стал питатьнадежду на то, что ему удастся развернуть большую творческуюдеятельность, создать ряд новых работ. Но этой надежде не суждено былоосуществится. 17 октября 1889 года на 61-м году жизни перестало битьсясердце пламенного патриота, борца за свободу и счастье трудового народа,великого мыслителя и революционера Николая Гавриловича Чернышевского. /Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое издательствоминистерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 18-28/. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием идей В.Г. Белинского и А. И. Герцена, а также немецкой классической философии,особенно Л. Фейербаха. Свои теоретические воззрения Чернышевскийцеликом подчинял делу борьбы за освобождение трудящихся от рабства. Извсех утопистов он наиболее близко подошел к научному социализму, своинадежды возлагал на революцию. Его утопический социализм был тесносвязан с революционным демократизмом. /Константинов Н. А., Медынский Е.Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982. - C.204/. Чернышевский развивал дальше свои теоретические воззрения посравнению с Белинским и Герценом. Он давал более глубокоематериалистическое и диалектическое обоснование педагогической теории.Чернышевский прямо говорил: все, что существует, есть материя, безматерии нет и не может быть сознания. Чернышевский (как и Добролюбов) исходил из идеи единствачеловеческого организма и психической деятельности человека. Вместе стем он прекрасно понимал, что такое единство не исключает, апредполагает конкретные различия между ними. “На человека надобносмотреть как на одно существо , имеющее только одну натуру, чтобы неразрывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разнымнатурам” - говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С.,Кирпичникова Е. Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970.-С. 118/. После общей характеристики теоретического воззренияЧернышевского перейдем к раскрытию его конкретных педагогических идей. Состояние образования и школы Обращаясь к воспитанию как к одному из главнейших факторов ,обуславливающих развитие и формирование человеческой личности,Чернышевский с особой силой отмечал то неблагополучие в областивоспитания, которое наблюдалось в условиях самодержавно-крепостническогостроя в России, те пороки , какими была проникнута “просветительная”политика правительства крепостников и официальная система воспитания. /Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательствоминистерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 41/. Касаясь состояния грамотности в России, в статье “Суеверие иправила логики” он с болью в душе писал: “В целой Западной Европе ,имеющей около 200 миллионов жителей (в России тогда насчитывалось 65-70миллионов ), не найдется столько безграмотных людей , как в одной нашейродине ” / НГ Чернышевский , Полн. Собр. Соч., т. 5, ГИХЛ, 1950, стр.695./. К тому же, говорил Чернышевский далее , большинство грамотных вгородах. Значит, какая же безграмотность , тьма-тьмущая в деревняхсреди трудового крестьянства. Где же причина такого тяжелого положения с грамотностью? В той жестатье Чернышевский указывал, что есть люди, которые пытаются отыскатьпричину этого неблагополучия в природе русского человека. Вдействительности , утверждал Чернышевский, наблюдается как раз обратное,именно чрезвычайно сильное стремление в народе к просвещению, “нообстоятельства (и учреждения) слишком не благоприятствуют егоосуществлению”. Те же мысли Чернышевский продолжал развивать и в статье “Яснаяполяна”, когда касался “недоумения” Л.Н. Толстого по поводу того , что“народ постоянно противодействует тем усилиям, которые употребляет дляего образования общество и правительство“. Приведу цитату. “Кроме того,что иногда (очень редко) случается упорное сопротивление со сторонынарода образованию, по какой-нибудь случайной ошибке народа или егопросветителей, есть еще один факт, который мог бы ввести редакцию “Яснойполяны” в заблуждение насчет существенных отношений народа кобразованию. Этот факт уже не исключительный, а общий, и проходит черезвсю историю просвещения. Он состоит в то, что когда кто бы то ни был , -сам ли народ, т. е. , большинство простолюдинов, - образованное лиобщество, правительство ли задумает какую-нибудь реформу в народномобразовании , реформа на первых порах встречает более или менее сильнуюоппозицию , - но не исключительно в народе, а точно так же и вобразованном обществе (если ею занимается оно) и в некоторых членахсамого правительства (если реформу задумает правительство).”/Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. -М.:Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР,1940. -C. 158/. То есть Чернышевский хотел сказать что, во-первых, народ никогда непротив образования, что если наблюдается подобное отношение кобразованию со стороны отдельных лиц, то на основе этого нельзя делатьобобщений и судить о народе в целом; во-вторых, когда крестьяне непосылают своих детей в школу , если она есть поблизости, то не в силуякобы врожденного консерватизма в их натуре, а в силу своей материальнойнеобеспеченности. Что же касается способов обучения, то они , по характеристикеЧернышевского, стояли на таком низком уровне , что мало чем отличалисьот дрессировки, вследствие чего убивали в детях любознательность,притупляли их ум и заглушали всякое малейшее проявлениесамостоятельности детского мышления. Неудовлетворительное состояние школьного преподавания, по егомнению в значительной степени объяснялось отсталостью педагогическойтеории и реакционной сущностью официальной педагогики , являвшейсятеоретической основой современной ему системы обучения. Но главную,основную причину он видел в неблагоприятных обстоятельствах , которыйтормозили развитие просвещения в целом. Под этими обстоятельствамиподразумевались социально-экономические условия крепостной России. /Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательствоминистерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 44-47/. Обучение и воспитание (его задачи и содержание) Очень существенным является вопрос о задачах воспитания.Предшественники Чернышевского - Радищев, Белинский и Герцен - выдвигалиидею подготовки человека - борца, революционера. Эта идея горячоподдерживалась Чернышевским и получила свое выражение в сформулированнойим цели воспитания, сводившейся к тому, чтобы подготовлять человека,всегда думающего об общей пользе, активного участника в “гражданскихделах”. Идеал человека, активного общественного деятеля, Чернышевскомупредставлялся как личность высоко идейная и всесторонне развитая вфизическом и духовном отношениях. Требование о всестороннем развитии личности, по Чернышевскому,диктуется двумя обстоятельствами: во-первых, правильным ,материалистическим взглядом на природу человека как на единое,неразделенное целое двух присущих ей сторон: телесной и духовной, и, во-вторых , правильно понятыми “настоятельными жизненными потребностями”. Надо сказать, что самую главную общую жизненную потребностьЧернышевский видел в том, чтобы каждый человек в полную меру своих сил испособностей мог трудиться, мог приносить максимум пользы общему благу. Руководствуясь общей задачей - всестороннего развития человека,Чернышевский выдвигает некоторые требования к общеобразовательной школе. В частности он говорил что школа должна позаботиться о том , чтобывсем содержанием и организацией своей работы, всеми разнообразнымисредствами содействовать всемерному укреплению и развитию физических сили здоровья учащихся и сделать их вполне образованными людьми. Чернышевский очень строго подходил к отбору и содержанию учебныхпредметов. Он считал что отбор предметов должен происходить опираясь насовременное состояние науки и настоящие, а не кажущиеся потребностисовременной жизни. Как материалист Чернышевский очень высоко оценивал роль и значениеестественных наук . Он рассматривал их как могучее средство воспитанияправильных представлений о явлениях окружающей природы , как средствоборьбы с суевериями и предрассудками. Но при всей высокой оценке наук о природе, Чернышевскийпервостепенную роль отводил все же наукам о человеке. Среди наук очеловеке на первый план он ставил родной язык, литературу и историю. “Изучить родной язык необходимо это не подлежит спору, - писалЧернышевский в статье “Высший курс русской грамматики , составленныйВладимиром Стоюниным” . - Но с какой целью и в каком направлении долженкаждый из них изучать его?” - спрашивал он и тут же отвечал: “ Конечно,для того, чтоб уметь употреблять его для выражения своих мыслей”.Разумеется , свои мысли надо уметь выражать устно и письменно и вполнеграмотно. И в этом отношении очень важная роль принадлежит грамматике. Но для того чтобы учащиеся общеобразовательной средней школыовладели родным языком в такой степени, чтобы могли свободнопользоваться им для устного и письменного выражения своих мыслей, притомдля вполне грамотного выражения, нужно ли изучать целый рядфилологических тонкостей: законы родного языка, его историческоеразвитие и место и т.д. Чернышевский придерживался в этом вопросеотрицательной точки зрения. В решении задач эстетического воспитания Чернышевский отводил особовидное место художественной литературе и музыке. Прекрасное и красота в человеке, писал Чернышевский, немыслимы безпредставления о гармоническом развитии организма и здоровья человека.Среди средств физического воспитания Чернышевский отводил видное местоежедневно проводимым физическим упражнениям, а также прогулкам. Физические упражнения и другие средства развития и закаливанияорганизма он расценивал положительно и с точки зрения воспитания воли. /Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательствоминистерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 53-66/. О методах обучения и воспитания В методике учебной работы Чернышевский придает решающее значениеразвитию мысли. Уметь думать , самостоятельным путем добывать знания,формировать свое мировоззрение - вот, что интересует Чернышевского. Чернышевский как и Добролюбов, придает большое значение воспитанию.Чернышевский пишет: “Разве воспитание не нужная вещь , и даже более,разве оно не неизбежно необходимо?”. Воспитывать - это значитвоздействовать на мысль, чувство и волю, которые взаимосвязаны.Воспитывать во время обучения вовсе не обозначает прибегать кпатетическим речам, декламации и т. д. Само познание доставляет большойматериал чувству. Познание просветляет не только ум, но и сердце,оживляя и радуя. “Однако одного воспитания мало. Оно должно дополнятьсясамовоспитанием и самообразованием. Чернышевский рекомендовал своимдетям широко заниматься самовоспитанием и самообразованием. Мыприобретаем знания не только из школы, но и из жизни, из дружескихразговоров, из порядочных книг, в числе которых школьных книг нет” -говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е.Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970. -С. 130 - 137/. Среди разнообразных методов и приемов обучения Чернышевскийвидное место отводил живому слову учителя, беседе и самостоятельнойработе учащихся. “ Если наши дети хотят быть людьми в самом делеобразованными , они должны приобретать образование самостоятельнымизнаниями”, - писал Чернышевский. Самостоятельные занятия оценивались им очень высоко по рядупричин. В них Чернышевский видел не только средство закрепления, но ирасширения того круга знаний, какой получали учащиеся от устногоизложения материала учителем и вообще в школе. В них он видел и одно изважных средств развития самостоятельного мышления учащихся, а такжепривития навыков и умения самостоятельно работать над повышением уровнясвоих знаний. Процесс обучения является т процессом воспитания. Эту мысльЧернышевский подчеркивал неоднократно. Своей практикой он показал, чтоэто достигается путем тщательного отбора материала для каждогоочередного занятия, подбора таких фактов и всяких иных данных, которыедаже без особых комментариев заставляют учащихся думать в определенномнаправлении, помогают поднимать и укреплять определенные убеждения инравственные чувства. Он показал, как в процессе преподавания при помощификсирования внимания на главном, наиболее существенном, и другихприемов достигается вместе с образовательной и воспитательная цель. /Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательствоминистерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 66-68/. Дисциплина учащихся Вопрос о школьной дисциплине и телесных наказаниях занимал одно извидных мест в педагогической теории на протяжении многих веков.Чернышевский не оставил без внимания этот и этот вопрос. Он не выступилпо этому вопросу с обстоятельной статьей, как это сделал Добролюбов. Онограничился отдельными , правда , довольно определенными, замечаниями наэтот счет в некоторых своих работах (“Ясная поляна”, “Статья в“Земледельческой газете”...”, ” Собрание чудес...”, “Очерк научныхпонятий ...” и др.). Он говорил, что мелочные шалости детей - пустяки,что они не могут служить для квалификации поведения учащихся какнедисциплинированного , что не угрозы, не насилия и различные наказания,а удовлетворение здоровой любознательности детей , привлекательнаяпостановка обучения, пример педагога и другие средства должны служитьоснованием школьной дисциплины. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.68 - 69/. В заключении приведу цитату из работы Чернышевского “Очерк научныхпонятий по некоторым вопросам всеобщей истории”. “Нет надобности ни вкаком насилии для того , чтобы дети и подрастающие юноши или девушкиразвивались именно так , как желают старшие: у них самих есть оченьсильное стремление к этому; для воспитания их нужно не принуждение, атолько доброжелательное содействие тому, чего сами они желают; немешайте детям становиться умными , честными людьми - таково основноетребование нынешней педагогики; насколько умеете, помогайте их развитию,прибавляет она , но знайте, что меньше вреда им будет от недостаткасодействия, чем от насилия; если вы не умеете действовать на них иначе, как принуждением, то лучше для них будет оставаться вовсе без вашегосодействия, чем получать его в принудительной форме”./ Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940. -C. 192/. Учебники и книги для чтения В занятиях учащихся вообще и в самостоятельном (внеклассном) чтениив особенности огромная роль принадлежит книге. Отмечая это, Чернышевский обращал внимание на тот факт, что большинство учебников и книг длячтения, которыми пользовалась тогда школа, являлось неудовлетворительным, зачастую явно порочным. Главные недостатки и пороки большинства учебников и книг для чтениязаключалось, по мнению Чернышевского, в том, что, во-первых, они былипусты, бессодержательны, во-вторых, они были насыщены нравственнымисентенциями , имеющими своей целью укрепить в детях ложную, вреднуюверноподданническую мораль; в-третьих, события и факты освещались в нихчасто искаженно и, как правило, языком сухим или слишком водянистым, нотоже бесцветным. Более или менее удовлетворительных книг, официальнорекомендованных, было крайне мало. К ним Чернышевский относил, например,“Руководство начальной геометрии” Остроградского, которое , по егомнению, отличалось тем, что содержание материала соответствовалосовременному уровню науки, что изложено оно ясно и стройно. Само собой понятно, что новое образование нуждалось в новыхучебниках и книгах для чтения. С точки зрения Чернышевского, учебники икниги для детского и юношеского чтения должны отличаться новым идейнымсодержанием. По цензурным условиям он не мог прямо и откровенноговорить, что это означало. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г.Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.69-70/. Из вышесказанного можно сделать вывод, что по мнению Чернышевскогоучебники и книги для чтения, независимо от того, какой предмет явлениеили событие освещают, не должны допускать какого бы то ни былоотступления от истины. Много внимания уделял Чернышевский языку учебников и детских книг.Он осуждал всякие ненужные длинноты, фигурные выражения, всякуюнеточность в выражениях, а также допускаемые иногда под предлогомдоступности упрощенство и вульгаризацию литературного языка. В учебниках и книгах для чтения каждое событие, каждый факт,каждое имя должны, по Чернышевскому, занять то место, какое по правупринадлежит им в науке, в жизни. Создание новых учебников и книг длячтения, охватывающих различные области знания - дело очень важное иполезное, но довольно сложное и не всякому автору доступное.Чернышевский считал, что успех в этом деле могу обеспечить те люди,которые имеют твердые и непогрешимые убеждения, в совершенстве владеютсвоим предметом, хорошо понимают педагогическое назначение своего трудаи умеют писать грамотно, интересно, просто и доступно для детей. / Тамже. - С. 71-72/. Об учителе Чернышевский хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники,книги для чтения и другие средства обучения (и воспитания), все жеглавную роль играет учитель. В своих сочинениях он посвятил немалопрекрасных строк раскрытию назначения и характера педагогического труда,тех качеств, которыми с его точки зрения, должен обладать учитель, и,наконец, защите материально-правового положения учителя, особенносельского. Предмет и задачи педагогического труда очень сложны и ответственны.Выполнить эти задачи по-настоящему сможет только хороший учитель, т. е.такой, который имеет высокие и обширные познания (общие и специальные) ипо своим общечеловеческим качествам является тем, кем хочет сделатьсвоего воспитанника , или по крайней мере искренно и всеми силами кэтому стремится. Если всякому порядочному работнику, то тем болееучителю надо непременно знать ученика, уважать в нем человека и никогдане пользоваться негуманными мерами воздействия на него. Чернышевский придавал большое значение педагогическому мастерствуучителя. Он хотел, чтобы каждый учитель думал и работал в томнаправлении дабы в каждом своем занятии обеспечить такой уровеньсовершенства как со стороны содержания, так и со стороны формы, когдавсе учащиеся занимаются с интересом, непринужденно и с охотой, когдавсякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой. Обучение и воспитание подрастающего поколения является главной, ноне единственной обязанностью учителя. Чернышевский считал, что учитель,правильно понявший свое назначение, как деятель, призванный всеми своимисилами и способностями служить благу родины и народа, не можетограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя всвободное от этих занятий время распространению знаний и просвещениясреди населения. На своем примере работы в Саратовской гимназии он показал, чтоучитель должен быть не только педагогом, но и просветителем. Помимоклассных и внеклассных занятий с гимназистами, он выступал передвзрослой аудиторией с докладами и лекциями на разнообразные темы, онпытался и в условиях суровой царской цензуры распространять полезныезнания и передовые идеи. Чернышевский настаивал на изменении отношения к учителю, накоренном улучшении его материального и правового положения и, наконец напредоставлении ему как можно большей самостоятельности в проводимых сдетьми занятиях. Он был враг всего того, что сковывало здоровуютворческую инициативу учителя. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г.Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.72 - 74/. Значение педагогической теории Чернышевского Чернышевский (и Добролюбов) развил педагогические взглядыРадищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полноразработал учение о содержании и методике учебной и воспитательнойработы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитаниисамостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущностисознательной дисциплины и многое другое. Педагогическое наследиереволюционных демократов по своей идейно-политической направленности инаучному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграловыдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую системувоспитания и обучения. Революционно-демократические педагогические мысли Чернышевскогооказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьногообразования в России. Многое из этого педагогического наследия непотеряло актуального значения и для нашего времени. /Константинов Н. А.,Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение,1982. - C.215/. Заключение Педагогическое наследие Н. Г. Чернышевского - ценный вклад взолотой фонд передовой русской и мировой педагогики. По своейполитической остроте, свежести мысли, научной глубине и революционно-демократической направленности оно стояло на самой высокой ступени вдомарксистский период в истории педагогики. В работах Чернышевского содержались основные положенияреволюционно-демократической педагогики. В них давался ответ по такимкардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачивоспитания и образования, проблема всестороннего развития личности иразделение труда умственного и физического, роль наследственности исреды в формировании личности, биологическое и социальное в развитиичеловека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные идидактические принципы построения школьного учебника и др. Педагогическое наследие Чернышевского сыграло выдающуюся роль вистории борьбы прогрессивных сил человечества за передовую, наиболеесовершенную систему воспитания, за ее высоко гуманные основы. РЕЦЕНЗИЯ на реферат студента 332 группы технологического факультета Иванова Юрия Владимировича по философии и истории образования на тему: “Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского”. Прочитав данный реферат, можно с уверенностью сказать, что ИвановЮ.В. довольно серьезно отнесся к раскрытию данной ему темы. Реферат имеет подробный план, основное внимание в котором уделяетсятеме реферата, а именно педагогическим идеям Н. Г. Чернышевского. Иванов Ю. В. начинает свой реферат с введения и краткойбиографической справки в которой он описывает некоторые важные событияжизни Чернышевского. Следующий пункт плана полностью посвященраскрываемой теме. Этот пункт состоит и нескольких подпунктов каждый изкоторых посвящен отдельному вопросу педагогической теории Чернышевского.Надо сказать, что некоторые вопросы раскрыты Ивановым очень подробно иумело (“Состояние образования в школе”, “О методах обучения ивоспитания”, “Об учителе”), а некоторые немного недоработаны (“Учебникии книги для чтения”, “Дисциплина учащихся” ).По ходу изложения темы Иванов Ю. В. делает ссылки на литературные источникисписок которых приведен в конце реферата.В некоторых местах реферата Иванов обобщает сказанное и делает свои выводы,что свидетельствует о глубоком и тщательном изучении им данной темы. В заключительной части реферата Иванов Ю.В. излагает важность иисторическое значение педагогического наследия Чернышевского и подводититоги.По мнению рецензента реферат написан логично, стройно, не содержит ничеголишнего, тема раскрыта полностью. Реферат заслуживает отличной оценки.РецензентБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКСмирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое издательствоминистерства просвещения РСФСР, 1957.Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. -М.:Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940.Анисов М. И. Источники изучения истории педагогики в России. - М.:Московский государственный заочный педагогический институт, 1991.Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Н., История педагогики исовременность. Ленинград, 1970.Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.-М.: Просвещение, 1982.Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России -М.:Просвещение, 1986.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского iconМ гл у рефе рат п е дагогические идеи Н. Г. Чернышевского
Николай Гаврилович Чернышевский вошел в историю развития человеческой культуры как символ отваги, самоотверженности, преданности...

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского iconВзгляды Чернышевского на философию Гегеля. 2 Переход к материализму Фейербаха. 5
Русский народ и русское освободительное движение дали миру блестящую плеяду революционных демократов, мыслителей- материалистов Белинского,...

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского iconПедагогические идеи Ю. Н. Усова и их значение для аудиовизуального медиаобразования
Таганрогского государственного педагогического института, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского iconН. Г. Чернышевского Кафедра литературы Романы Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и Н. С. Лескова «Некуда»: опыт сопоставительного анализа Курсовая
«Я знаю, что такое нигилизм, но никак не доберусь способа отделить настоящих нигилистов от шальных шавок, окричавших себя нигилистами....

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского iconВопросы к кандидатскому экзамену по специальности 13. 00. 01 общая педагогика и история образования Воспитание как общественное и педагогическое явление
Педагогические идеи эпохи Возрождения и Реформации. Диалектика отношения к человеку и ребенку

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского icon2 Педагогические, инженерно-педагогические работники
Педагогические, инженерно-педагогические работники, профессорско-преподавательский состав

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского iconПедагогические технологии Примерный перечень вопросов к зачету Понятие «педагогическая технология»
...

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского iconОрганизационно-педагогические условия деятельности ноу в образовательном учреждении
Социальный заказ общества на творчески активную личность, проведение интеллектуальных муниципальных мероприятий требовали от школы...

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского iconВопросык зачету по курсу «Педагогические технологии. Психолого-педагогический практикум» для студентов 4 курса стационара (3 курса озо) фф
...

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского iconПояснительная записка. Идеи
Идеи: ответственное отношение к каждому слову: написанному, напечатанному, произнесенному

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы