Социальные институты и их типы icon

Социальные институты и их типы



НазваниеСоциальные институты и их типы
Дата конвертации11.08.2012
Размер146,9 Kb.
ТипРеферат
Социальные институты и их типы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики Новгородский филиал Реферат Тема: «Социальные институты и их типы» по курсу: ______________________________ Студент:2-го курса, з. о. специальности 2305 Проверил: _____________________________ Великий Новгород 2001 Содержание1 Введение 32 Социальные институты 4 2.1. Определение понятия социального института. 4 2.2. Типология социальных институтов 7 2.3. Функции и дисфункции социальных институтов 9 2.4. Институт как нормативная система 12 2.5. Динамика социальных институтов 14Заключение 16Список литературы 17 1 Введение Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого исчитают отцом – основателем новой научной дисциплины. По егопредставлениям, социология должна была объединить все знания об обществекак едином организме и дать им подлинно научную основу. Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышениеминтереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданскогообщества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной иэкономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и правчеловека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интересчеловека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальныхпроцессов и явлений с целью рационального, эффективного использованияприобретенных прав и свобод. Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставилив прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей отумения и использования знаний о конкретных социальных механизмах,настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже иконкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей сцелью рационального использования свободы, самоорганизации человекастановится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, исоциальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность исоциальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это навысоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественнуюжизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность. Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недрсоциальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременносоциология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживаетфилософия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочьлюдям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество,несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основеполученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология. 2 Социальные институты 2.1. Определение понятия социального института. Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтовобщества. В социологии имеется множество определений социального института.Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтахамериканский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя егокнига «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положенияне устарели до сих пор. Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводитсязначительное место. Социальный институт определяется как единый компонентсоциальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множествоиндивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения вотдельных сферах общественной жизни[1]. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильнуюсовокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов,которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,образование, экономика, управление. Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманиюсоциальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальныйинститут представляет собой:ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;совокупность обычаев, традиций и правил поведения;формальную и неформальную организацию;совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферуобщественных отношений;обособленный комплекс социальных действий. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов,регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья,производство, государство, образование, религия), социологи углубилипредставление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатываетинструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворенияважнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальнымиинститутами. Типичные для данного общества институты отражают культурныйоблик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга.Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды ицеремонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правилаповедения. В одних странах институт брака допускает, например,многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно ихинституту брака. Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппукультурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру,когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой«четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт.Коммуникационные институты являются теми органами, через которые обществопосредством социальных структур производит и распространяет информацию,выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленномопыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи,школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино.Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фондыбиблиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональнойсистемы культуры. Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемыбольшому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегаютк помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохраненияи т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, какгосударство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д. Институты одновременно выступают и инструментами социальногоконтроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людейподчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтомуинститут понимается как совокупность норм и образцов поведения. Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологипридерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функциональновзаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точекзрения, все они по существу верны , поскольку представляют разное видениеодного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не обэлементах, входящих в структуру института, а об институциональныхпризнаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность иуважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест,иконы и др.);унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания длягосударства, магазины и фабрики для производства, учебные классы ибиблиотеки для образования, храмы для религии);устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свободаторговли в экономике, академические свободы в образовании, православие иликатолицизм в религии). 2.2. Типология социальных институтов Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные.Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкиеобразования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, ихклассифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаютсявременем своего взаимодействия и продолжительностью существования(постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемыхсанкций за нарушение правил, условиями существования, наличием илиотсутствием формальных правил и процедур. Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональныхподходов, подразумевая главные институты: 1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность; 2. политический - институт власти; 3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей; 4. военный – институт, организующий законное наследие; 5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов. Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главныхинститутов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение -удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества вцелом. Пять основных потребностей и институтов: 1. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); 2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); 3. потребность в средствах существования (экономические институты, производство); 4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру); 5. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии). Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяютпроизводству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первоеорудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место иполагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех порсемья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей:полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная,неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько иобразование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах(фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотянекоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим. Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные,которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждогоглавного института существуют свои системы наработанных практик, методов,процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без такихмеханизмов , как конвертация валюты, защита частной собственности,профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг,рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институтыматеринства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследованиясоциального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свиданиеявляется элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основногоинститута неосновной институт выполняет специализированную задачу,обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальнуюпотребность. 2.3. Функции и дисфункции социальных институтов Функцию социального института можно определить как совокупностьрешаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Первой и важнейшей функцией социальных институтов являетсяудовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, безчего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать,если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретатьсредства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания ипередавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемаяпрактически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм иосвоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной. Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е.такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам,например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добываниесредств существования (производство), наведение и поддержание порядка вобществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука иобразование), отправление ритуалов (религия). Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действиеназывают дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовитьвсесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своейзадачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимыхспециалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизньдилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию. Деятельность социального института считается функциональной, если онаспособствует сохранению стабильности и интересам общества. Она можетрасцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, ана разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтовможет вести к социальной дезорганизации общества. К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшимобразованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровеньподготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете.В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советскойсистемой образования. Американцы срочно разработали систему практическихмероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шлигоды. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Нов целом советская, а затем российская система образования в период с 70-хпо 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв междутеоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодыхспециалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний нехватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний былоизлишне много. В конце 80-х годов, с началом перестройки российское обществоповернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистскоеобществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями вобласти рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологиии философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысячнеобходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло засобой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавитьущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старыхтрадициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляетстрану не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильнойвнешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообщене поддается исчислению. Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными,всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, незаявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Ониформируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов иролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатахдеятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическоегосударство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент,правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать вобществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону.Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровеньпреступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентныхфункций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотелидобиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, чтоиз этого получилось. 2.4. Институт как нормативная система Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность,которую называют институциональной структурой общества. Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненныхэлементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг сдругом и выполняют определенные функции позволяющие менять элементы взависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся ивносить другие изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжениистолетий и тысячелетий. Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Великиецивилизации прошлого и настоящего, будь то древнегреческая,древнеегипетская, византийская, китайская, французская или русская,сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени, именноблагодаря прочности своей нормативной системы. Благодаря ей сохранилосьдуховное единство нации, этическое самосознание и способность народа кпостоянному творческому поиску. В начале 20 века Т. Веблен определил социальный институт каксовокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощеныобраз мысли и образ жизни людей и которые передаются из поколения впоколение. Многие современные социологи трактуют социальный институт каксложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняютопределенные функции. Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся напротяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневнойжизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редкозамечают. Некоторые обычаи, например, встречи выпускников какого-нибудьучебного заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча Новогогода, повторяются, время от времени; с другими обычаями приходитсясталкиваться на дню по несколько раз, например, приветствие при встрече,пожелание здоровья, выражение благодарности, извинения и т.д. Редкоповторяющиеся обычаи называют обычаями и традициями, а повседневные –привычками. Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и можетпродолжаться всю жизнь. Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравывоспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкойправильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуютсяаморальным, безнравственным и осуждается обществом. Условности – этот термин употребляется в двух значениях. Будучиразновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далекомпрошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями ине и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаеви нравов. Их сфера – область вежливого обхождения. Условности касаютсяманеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений. Этикет – кодекс вежливого поведения. который часто путают с манерами.Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можнохорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Существуютхорошие и дурные манеры, но дурного этикета – нет. Традиции – можно уподобить тенденциозно изложенной истории. Писаныетрадиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды,предания, сказания и прочие. Когда говорят о каких-то национальныхтрадициях, например, о традиции гостеприимства или о традициидемократичного общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений,представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность 2.5. Динамика социальных институтов Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанныхпроцесса: 1) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения; 2) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций; 3) эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций. В жизненном цикле института как социальной организации выделяютнесколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга. 1. – зарождение организации. 2. период эффективности, когда институт достигает полной зрелости. 3. период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью). 4. период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый. Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, впонятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействиеинститутов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные -сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешносправляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населениярастут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступаетсредств на развитие других институтов: образования, науки, культуры,социальной помощи и др. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными иодновременно самыми бедными институтами общества, то представители другихинститутов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики,фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров,промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи,проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентациюшкольников и студентов. В итоге институт образования становится аренойсостязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и тойже сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуреподчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиториюкак минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения.Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальнойорганизации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органыуправления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, ачтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию,сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, междуними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимнойконкуренции. Заключение Социальный институт предстает перед нами гигантской социальнойсистемой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющийфундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой иморальным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений,выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций,социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.)которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особыепроцедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмысоциального контроля и т.п. Социальный институт – это приспособительноеустройство общества, созданное для удовлетворения его важнейшихпотребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновенияновых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихсяинститутов. Это означает, что система социальных институтов, существующих вобществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении. Список литературы1. Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 1996.2. Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М., 1999.3. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2000.-----------------------[1] Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В. ОсиповаМ., 1995 С.227




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Социальные институты и их типы iconВведение Социальные институты: сущность, структура и функции
Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения,...
Социальные институты и их типы iconПрограмма дисциплины "Социология" для направления
«Социальные взаимодействия»; «Социализация»; «Социальная структура и социальная стратификация»; «Социальные группы и организации»;...
Социальные институты и их типы iconВопросы к экзамену по социологии специфика социологии как науки, ее объект и предмет
Социальные институты как элементы социальной структуры, основные и неосновные социальные институты
Социальные институты и их типы iconРабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения
Акулич Е. М. Социальные институты и процессы. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности 22. 00. 04 – «Социальная...
Социальные институты и их типы iconСоциальные организации и самоорганизации. Социальные институты

Социальные институты и их типы iconТема социальные институты основные и не основные социальные институты

Социальные институты и их типы iconЛекция Социальные институты. Контроль и девиация
Институты возникают как результаты действий людей, оформляются нормативно и культурными образцами (институализация) и далее выступают...
Социальные институты и их типы iconПрограмма кандидатского экзамена по истории и философии науки Специальность 220004. 78 «Социальная структура, социальные институты и процессы» (уп 220004 78-11-1-3580. plax)
Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки для специальности 22. 00. 04 «Социальная структура, социальные институты...
Социальные институты и их типы iconСоциальные институты и организации

Социальные институты и их типы iconРабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения
Селиванов В. Е. Методы исследований в социологических науках. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности 22....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы