Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) icon

Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3)



НазваниеМетодика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3)
Дата конвертации11.08.2012
Размер314.1 Kb.
ТипРеферат
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3)


Московский Педагогический Государственный Университет. Курсовая работа.Методика формирования ответственногоотношения учащихся к своему здоровью(начальные классы 1-3).Курсовая работастудентки группы 301валеологического факультета Халия Кристины Константиновны.Москва 2001г. План.Введение. Глава I. Теоретические основы формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью. §1. Понятие здоровья, здорового образа жизни и отношение учащихся 1-3 классов к своему здоровью в процессе обучения. §2. Забота о здоровье детей педагогов, медицинских работников и родителей. §3. Педагоги о специфических особенностях формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью.Глава II. Возможные методики формирования отношения детей младшего школьного возраста к своему здоровью. §1. Благоприятные возможности для внедрения в практику всей системы обучения и воспитания здорового школьника начальной школы. §2. Развитие интереса и наблюдательности у учащихся 1-3 классов на уроках здоровья с помощью определенных методов и приемов. Заключение.Библиография.Приложение. Введение. “Учитель многое может, и, если все, что он может сделать дляукрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими,какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высокооценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоническогоразвития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья внастоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания,болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полногосоциального, физического и психического благополучия. В “Основныхнаправлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” указано,что российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение рослофизически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защитеРодины. В реформе также нашли отражение итоги научных исследований вобласти гигиены детей и подростков. Так, увеличение продолжительности учебыв начальной школе на один год – важная мера по предупреждению перегрузкиучащихся и улучшению адаптации к школьной жизни. Уменьшение наполняемостиклассов поможет учителю более внимательно, индивидуально подходить ккаждому ученику, создавать благоприятный психологический климат в классе,раньше обращать внимание на заболевания или отклонения в состоянии здоровьядетей. Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной изважнейших задач всего народа. Строительство новых школьных зданий,организация оздоровительных лагерей, совершенствование системы медицинскогообслуживания, регулярные медицинские осмотры учащихся, проведениеобязательных прививок, развитие физической культуры и многое другое привелок значительному улучшению состояния здоровья школьников, их физическогоразвития.
Но несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья иуровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут.Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевшихшкольников к врачам позволяют определить наиболее распростроненные средидетей болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких,инфекционные заболевания, кариес зубов, трамвы, аллергические заболевания,нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другиенарушения состояния здоровья. Состояние здоровья учащихся младших классов во многом зависит отних самих, а следовательно от учителя и родителей. Педагог, а такжеродители должны внушать детям не только, что это нужно, надо заниматьсясвоим здоровьем, но и раскрывать цель, называть причину “зачем это нужноделать?”, “для чего?” В “Основных направлениях реформы общеобразовательнойи профессиональной школы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьниковладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свойорганизм и умел поддерживать его в порядке”. Только тогда ребенок будетответственно подходить к своему здоровью. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленноефизическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятиябегом, туристические походы, обучение плаванию), закаливание, рациональноеобщественное питание школьников. В нашей стране расходуются огромныесредства на строительство новых школьных зданий, стадионов, детскихлечебных и профилактических учреждений, невиданными темпами идет жилищноестроительство, разбиваются новые сады и парки. Все это в целом создаетблагоприятные условия для воспитания здорового подрастающего поколения. Но,к сожалению, не всегда эти благоприятные условия в достаточной степенииспользуются. Например, в классе из 8 ламп горят 6-5, а то и 4, оконные стекла неотличаются чистотой. Или другой пример, в школу доставлена новая учебнаямебель, но не приложены усилия распределить ее соответствующим образом поклассным комнатам, чтобы учащиеся могли быть рассажены с учетом их роста иразмеров столов и стульев. Или пример из семейного воспитания. Семья живетрядом с прекрасным парком, а школьник проводит свободное время утелевизора. Примеры того, как не используются имеющиеся возможности дляоздоровления учащихся, можно продолжать и продолжать. Это объясняется тем,что у многих родителей, а порой и у некоторых педагогов, не сформированогигиеническое мышление, не хватает необходимых гигиенических знаний и какследствие этого – учащиеся начальных классов также не получают сведений погигиене, им не привиты необходимые гигиенические навыки. Из всего сказанного очевидно, что проблема общегосударственная,комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решениекоторых посильно учителю и в решении которых сам учитель заинтересован. Вэтой связи уместно привести слова замечательного педагогаВ.А.Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всехнеуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояниездоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершеннонезаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери,отца, врача и учителя.” Учителя начальной школы – именно им доверены детитого возраста, когда формируется гармонически развитая личность. Упущенноев дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное вначальной школе исправить труднее. Роль учителя здесь особенно велика. Объектом исследования являются психологические процессы. Предметисследования – формирование ответственного отношения учащегося к своемуздоровью. Проблему исследования мы определили следующим образом - каковыэффективные пути, методы формирования ответственного отношения детей ксвоему здоровью. Важно подчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно частовозникают ситуации, в которых еще более четко выражена необходимость взнании в области гигиены и медицины. Основное направление, в которомнеобходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобынайти и разработать такие средства, которые были бы доступны детям младшеговозраста. Разработка проблемы формирования положительного отношения к здоровьюосуществлялось и осуществляется под руководством таких педагогов и ученыхкак Н.Б.Коростелев, А.Г.Хрипкова, М.В.Атропова, Р.Г.Сапожников,С.Е.Далецкий и многими другими. Цель работы – рассмотреть и выявить всевозможные пути формированияответственного отношения учащихся начальных классов к своему здоровью. Задачи исследования:1) изучить научную педагогическую литературу по избранной проблеме;2) выявить пути и средства формирования ответственного отношения детей младшего школьного возраста к своему здоровью в процессе обучения.3) обобщить опыт учителей по этой проблеме и обобщить собственные наблюдения Методы научного исследования:1) изучение и анализ научной литературы;2) эксперимент;3) наблюдение;4) беседа;5) анкетирование;6) тестирование. Гипотеза исследования – уровень сформированности у воспитанниковответственного отношения к здоровью, к здоровому образу жизни будетнаиболее высоким, если его формирование в процессе всего обучения вначальной школе будет проходить систематически и последовательно.Глава I. Теоретические основы формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью. §1. Понятие здоровья, здорового образа жизни и отношение учащихся 1-3 классов к своему здоровью в процессе обучения. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всегообщества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаемим доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залогполноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , аесли придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумносохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую иактивную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том ,что у большинствалюдей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших,обоснованных наукой норм здорового образа жизни . Одни становятся жертвамималоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение ,другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитиеможирения , склероза сосудов ,а у некоторых - сахарного диабета , третьи неумеют отдыхать , отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечнобеспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит кмногочисленным заболеваниям внутренних органов . Некоторые люди ,поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю , активно укорачиваютсвою жизнь. Режим труда и отдыха. Труд - истинный стержень и основа режимаздоровой жизни человека . Существует неправильное мнение о вредном действиитруда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов,преждевременное старение. Труд как физический , так и умственный не тольконе вреден , но , напротив , систематический , посильный ,и хорошоорганизованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервнуюсистему , сердце и сосуды , костно-мышечный аппарат - на весь организмчеловека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело .Долго живет тот , кто много и хорошо работает в течение всей жизни.напротив , безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обменавеществ , ожирению и преждевременному одряхлению . В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человекавиновен не сам труд , а неправильный режим труда. Нужно правильно и умелораспределять силы во время выполнения работы как физической , так иумственной . Равномерная , ритмичная работа продуктивнее и полезнее дляздоровья работающих , чем смена периодов простоя периодами напряженной ,спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко , безнапряжения, не вызывает усталости и утомления . Важен правильный выборпрофессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностямичеловека. Для ребенка важна удобная рабочая форма , он должен быть хорошопроинструктирован по вопросам техники безопасности . непосредственно доработы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее ,наиболеерационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего местадолжно быть достаточным и равномерным . Предпочтительнее локальный источниксвета , например, настольная лампа . Выполнение работы лучше начинать ссамого сложного . Это тренирует и укрепляет волю . Не позволяет откладыватьтрудные дела с утра на вечер , с вечера на утро ,с сегодня на завтра ивообще в долгий ящик. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда являетсячередование работы и отдыха . Отдых после работы вовсе не означаетсостояния полного покоя . Лишь при очень большом утомлении может идти речьо пассивном отдыхе . Желательно , чтобы характер отдыха был противоположенхарактеру работы человека ( "контрастный" принцип построения отдыха ).Людям физического труда необходим отдых ,не связанный с дополнительнымифизическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часыдосуга определенная физическая работа. Такое чередование физических иумственных нагрузок полезно для здоровья . Человек , много временипроводящий в помещении , должен хотя бы часть времени отдыха проводить насвежем воздухе .Городским жителям желательно отдыхать вне помещений -напрогулках по городу и за городом , в парках , на стадионах , в турпоходахна экскурсиях , за работой на садовых участках и т. п. Режим сна. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы ивсего организма большое значение имеет полноценный сон .Великий русскийфизиолог И. П. Павлов указывал , что сон- это своего рода торможение ,которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким . Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным , разбитым , а иногда с головной болью. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности , повышенной утомляемости , раздражительности. Чтобы создать условия для нормального , крепкого и спокойного снанеобходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу .Ужинать надо не позднее чем за 2-2,5ч. До сна .Это важно для полноценногопереваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении , неплохоприучить себя спать при открытой форточке , а в теплое время года соткрытым окном . В помещении нужно выключить свет и установить тишину .Ночное белье должно быть свободным , не затрудняющим кровообращение .нельзя спать в верхней одежде . не рекомендуется закрываться одеялом сголовой , спать вниз лицом : это препятствует нормальному дыханию .Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстромузасыпанию.Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызываетотрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствиечего , как правило, со временем развивается бессонница, те или иныерасстройства в деятельности нервной системы Физическая нагрузка. Для умственного труда систематическое занятиефизкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, чтодаже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет,,сидячий,, образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольшихфизических нагрузках учащается дыхание , появляется сердцебиение. Напротив,тренированный человек легко справляется со значительными физическиминагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателякровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всеймускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в тоже время укрепляет сердечную мышцу. У детей с неразвитой мускулатурой мышцасердца слабая , что выявляется при любой физической работе. Физкультура испорт весьма полезны, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц ,а не всей мускулатуры в целом. Физическаятренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу,сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительнооблегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервнуюсистему. Ежедневная утренняя гимнастика- обязательный минимум физическойтренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание поутрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещенииили на свежем воздухе. Для людей , ведущих ,,сидячий,, образ жизни,особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезноотправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы.Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшаетсамочувствие, повышает работоспособность.Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемымнервной системой , она осуществляется при участии практически всегомышечного аппарата нашего тела . Ее как нагрузку можно точно дозировать ипостепенно , планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии другихфизических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбойдля молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана сразвитием гиподинамии.Таким образом , ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни . Приработе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время ,перед сном . Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировкиполезна всем. Она снимает напряжение трудового дня , успокаиваетвозбужденные нервные центры , регулирует дыхание .Прогулки лучше выполнятьпо принципу кроссовой ходьбы : 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом ,затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.§2. Забота о здоровье детей педагогов, медицинских работников и родителей. В воспитании здорового школьника важен тесный контакт и содружествоучителей с медицинскими работниками, особенно в проведении профилактическихмероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещенииродителей. При составлении плана работы школы, секции (объединения)начальных классов учителям или воспитателями учитывается работа врача имедицинской сестры, их выступление перед родительской или детскойаудиторией. В системе оздоровительных мероприятий значительное местозанимает диспансеризация. Осмотр детей осуществляется врачами основныхспециальностей. Полученные результаты должны быть известны педагогам иродителям. В этом случае диспансеризация дает оздоровительный эффект, легчевылечить обнаруженные заболевания, легче выполнять специальный режим,необходимый школьникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Нужноотметить, что с каждым годом лучше выявляются начальные стадии заболевания,отклонения в состоянии здоровья, на которые раньше не умели обращатьвнимание. При обследовании выявляются дети, нуждающиеся в лечебных иоздоровительных мероприятиях. Но при этом решается и другая важная задача:определение способности каждого школьника полноценно выполнять социальныефункции. Эта способность (к выполнению школьной программы, участию вобщественной жизни, общественно полезном труде, физической культуре и т.п.)определяется уровнем достигнутого учащимися развития, психического ифизического, нормальной деятельностью органов и систем органов,приспособляемостью к условиям занятий, к окружающей среде. При этом грубоеделение детей на здоровых и больных неправомерно, так как важно обратитьвнимание даже на небольшие отклонения в состоянии здоровья ребенка,предболезненные состояния, чтобы принять своевременные меры, предупредитьразвитие болезни. Учитель может оказать большую помощь в полученииматериалов для оценки здоровья учащихся. Одним из наиболее удачных способовпрактической реализации результатов диспансеризации являются специальныевкладыши в классные журналы – “листовки здоровья”, где содержатсярекомендации врача по рассаживанию учащихся в классе, индивидуальномурежиму для отдельных школьников, ограничения в занятиях физическойкультурой. Тесный контакт врачей, медицинских сестер с учителями позволяетрешать две взаимосвязанные проблемы: проблему воспитания здоровогошкольника и проблему успеваемости. Однако еще не во всех школах налажентакой тесный контакт. Дети во всем должны чувствовать содружество педагогови медиков. Учитель должен быть лично знаком с доктором, медицинскойсестрой, обслуживающими учащихся его класса. Если в классе есть дети ссерьезными нарушениями здоровья, хроническими заболеваниями, желательновыяснить некоторые особенности воспитания этих детей, вместе продуматьиндивидуальный режим для них. В “Основных направлениях реформы общеобразовательной ипрофессиональной школы” сказано, что “повышение эффективности воспитания вбольшей степени зависит от согласованности усилий и единства требований кучащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов”. Наша задачасостоит в том, чтобы убедить родителей в необходимости затратить энергию ивремя на то, чтобы у ребенка рабочее место соответствовало рекомендуемымнормам, ежедневно потратить 5-6 минут на целенаправленное закаливание иличную гигиену ребенка, 10-15 минут на его физическое совершенствование, 2-3 минуты на формирование правильной посадки… Ведь даже если провестинебольшой подсчет времени, то небрежное отношение к здоровью ребенкаобернется куда большей затратой времени – хождение к врачам, лечение, апотом “догнать” пропущенные занятия. Во время обучения в школе основнымсредством гигиенической подготовки родителей служат родительские собрания.Во многих школах родителей младших школьников сначала собирают вместе дляобщей беседы, а затем родители расходятся по классам. В некоторых школахможно наблюдать хорошо организованные родительские лектории, для чтениялекций приглашаются высокой квалификации специалисты: ревматологи,нефрологи и др. Специалист, например, подробно рассказывает о ревматизме,дает очень дельные советы. Но это важно лишь для небольшой группыродителей, вот для них и нужно проводить такую углубленную беседу.Индивидуальная беседа при посещении родителями школы или при знакомствеучителя с домашними условиями ребенка имеет неоценимое значение. Учительможет дать конкретные советы по устройству рабочего места школьника,организации закаливания, физического воспитания. При такой беседе учитель иродители могут легче найти решение того или иного трудного вопроса порежиму дня, созданию гигиенических условий в семье и т.п. Весьмаэффективной формой достижения единства требований школы и семьи ввоспитании здорового ребенка является информация родителей о прошедшемуроке или беседе, посвященной вопросам гигиенического воспитания, и отребованиях учителя.§3. Педагоги о специфических особенностях формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью. Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянноизменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организмтаких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей,возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальномуфизическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности. У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенныезнания и стойкие навыки по гигиене питания. Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу,содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентовшесть: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Ростдетского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, чтопроисходит главным образом за счет белка. Белки – структурные элементы,служащие основой многих тканей, поэтому раньше их называли “кирпичиками”тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается. Именно “…с белками, - как пишет профессор А.А.Покровский,- связаноосуществление основных проявлений жизни: обмен веществ, сократимости,раздражимости, способности к росту, размножению и даже высшей формедвижения материи – мышлению”. Ребенок должен получать в сутки от общего количества белка 60% белкаживотного происхождения. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабаясопротивляемость болезням, особенно инфекционным, - результат резкойбелковой недостаточности. Жиры и углеводы – основные источники энергии, а суточная потребностьорганизма в них, выраженная в килокалориях в день, для детей 7-10 летнеговозраста – 2300ккалл/в день. Углеводы – не только источники энергии длямышечной деятельности организма, они выполняют и другие функции, например,входят в состав нуклеиновых кислот, мембран клеток, служат резервомпитательных веществ в организме. Углеводы поступают в организм ребенка спродуктами растительного происхождения (картофель, мука, крупа, овощи,фрукты, ягоды). В рационе школьника основным углеводом является крахмал. Минеральные соли являются четвертым необходимым ингредиентом. Какправило, человек получает с пищей все необходимые минеральные вещества, заисключением хлористого натрия, или поваренной соли, без которой многиеблюда кажутся невкусными, а подчас несъедобны. Витамины – обязательная составная часть пищевого рациона. Учащиесяначальных классов, как правило, знают о важности витаминов дляжизнедеятельности организмов. Вода не менее важна для организмов, чем белкии витамины. Человек в течение нескольких недель может прожить без пищи, абез воды гибель наступает через 3-4 суток. Для ребенка одинаково вредно какнедостаточное, так и избыточное потребление воды. Специалисты обычнорекомендуют такое распределение общего объема пищи в течение суток причетырехразовом питании: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15% и ужин –25%. Культура поведения за столом всегда была заботой наших предков.Несколько фраз из книги “Юности честное зерцало, или показания к житейскомуобхождению”: “Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы вездебрызгало. Не проглотив куска, не говори…” Впрочем, гигиеническое значениеимеют и многие правила. Например, чем брать сахар? Специальными щипцами,руками или своей ложкой? Понятно, что пальцами удобнее взять один кусочексахара, чем стараться подхватить его своей ложкой, которая уже побывала ворту. Это не только не гигиенично, но может представлять некоторуюопасность, если у человека, например, больное горло. Культурногигиенические навыки, связанные с приемом пищи, направленные напредупреждение желудочно-кишечных заболеваний, лучшее усвоение пищи,повышение аппетита. Учитывая, что еще не в каждой семье уделяетсядостаточное внимание культуре внимания, учителю необходимо обращатьвнимание на формирования культурно-гигиенических навыков в стенах школы стем, чтобы они применялись дома. Даже короткое время, ежедневнозатрачиваемое на второй завтрак, можно использовать для привитиянеобходимых культурно-гигиенических навыков, то есть ответственногоотношения к своему здоровью. Прежде всего надо объяснить детям, что недопустимо входить в школьныйбуфет с грязными руками. Учитель, дежурные должны следить за позой детей вовремя еды, следует отучать детей от чавканья во время еды, это неприятнодля окружающих, есть нужно с закрытым ртом. В 3-4 классах можно вменить вобязанность санитарам контролировать чистоту салфеток и хранение завтраков.Если в 1-3 классах воспитательную работу рекомендуется проводить во времязавтрака на большой перемене, то в 4 классе предусматривается проведениеуроков, в которые включаются темы “Наша пища”, “Гигиена питания”. Припроведении этих уроков особенно важно обратить внимание на вопросы, имеющиепрактическое значение. Мы восхищаемся людьми, которые могут держаться прямо. Не случайнысравнения: “Какая стройная девочка, ну, прямо, березка”. На формированиеосанки оказывают влияния привычки повседневной жизни: манера стоять,ходить, сидеть и т.д.Глава II. Возможные методики формирования отношениядетей младшего школьного возраста к своему здоровью. §1. Благоприятные возможности для внедрения в практику всейсистемы обучения и воспитания здорового школьника начальной школы. Ныне действующая программа начальной школы дает благоприятныевозможности для внедрения в практику всей системы валеологического обученияи воспитания учащихся начальных классов. Русский язык. На уроках предусматривается знакомство с правиламигигиены чтения и письма, формирование и закрепление гигиенических навыковчтения и письма: правильной посадки, положения книги, тетради и т.д. Впрограмме говорится: “Нормализации нагрузки, предупреждению утомляемостиспособствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей(слушание учителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа сучебником, тетрадью, доской, игры и др.), рациональное чередование устных иписьменных упражнений, своевременное проведение физкультминуток”. В программе имеется ряд положений, имеющих значение для воспитаниявнимательного, доброжелательного отношения к товарищам, одноклассникам,развития речевой этики, культуры общения. Все это важно для созданияблагоприятного психологического климата в классе. Математика. В программе даются важные валеологические рекомендации:“Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом, как науроках, так и в домашних заданиях. Следует на каждом уроке заботиться орациональной смене видов деятельности детей, проводить 1-2 физкультминутки,способствующие разрядке и снимающие утомление детей. Особое значение в этомотношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей науроках математики, в особенности в 1-2 классах…” Природоведение дает наиболее систематизированные валеологическиезнания для привития некоторых навыков личной и общественной гигиены. Уже впервом классе в теме “Наш дом” дается значительный материал по валеологии:распорядок дня, режим питания, проветривание помещения, умение правильномыть руки, правильно пользоваться носовым платком, правильно сидеть вовремя занятия и др. В теме “Наш город” – вопросы предупреждения несчастныхслучаев на улице. Во втором классе в теме “Наш дом” разбираются отдельныережимные моменты: труд, отдых, сон; продолжается проработка материала попредупреждению уличного (дорожного) травматизма. Программа указывает, чтоучащиеся должны к концу второго класса “уметь выполнять правила личнойгигиены (правильно чистить зубы, мыть руки, овощи, фрукты); правильносидеть при письме и чтение; знать и выполнять свой режим дня, режимпитания; правила и значения проветривания помещений, значение сменнойобуви; должны знать и выполнять правила поведения на улице. В третьемклассе валеологические знания и навыки даются применительно к разнымсезонам. Особенно важно предупреждение простудных заболеваний весной иосенью. К концу третьего класса учащиеся должны уметь измерять температурувоздуха с помощью термометра (важное умение для контроля за температуройвоздуха в помещении, на улице, для выбора одежды по погоде); правильностроить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены; беречьсяот простудных заболеваний, закаляться. В четвертом классе преподавание гигиенических правил проходит уже наболее высокой ступени – на базе элементарных анатомо-физиологическихсведений. Тема “Организм человека и охрана его здоровья” помогает учащимсяпредставить организм как единое целое, и это обстоятельство позволяетглубже и осознаннее усваивать вопросы личной и общественной гигиены,которым и должно быть уделено основное внимание. Трудовое обучение. Все разделы этого предмета начинаются с изученияправил безопасности труда и личной гигиены. Отметим, что в первом классе из66 часов, отведенных на трудовое обучение, 6 часов выделено на изучениеправил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Физическая культура. Во всех классах начальной школы учащиесяполучают сведения об оздоровительном значении тех или иных элементовфизического воспитания, отдельных комплексов (утренняя гимнастика, урокифизической культуры, спортивный час, плавание и т. д.). Здесь же даетсяматериал по личной гигиене, закаливанию, режиму дня, а в четвертом классеучащиеся получают понятия о двигательном режиме. Собранные в программевоедино, вопросы по охране здоровья и гигиене представляют собой стройнуюсистему валеологического обучения и воспитания учащихся начальной школы.Задача учителя состоит в том, чтобы всю эту систему знаний, умений, навыковдать детям и только тогда можно ожидать значительного оздоровительногоэффекта. . Роль школьной мебели. Мебель школ и других детскихучреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическимособенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легкодоступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, ихконструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессеобучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным.Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной. Обоснование правильной позы. Учебный процесс связан с большимиумственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской,стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическимположением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних инижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС ( сответствующиесегменты спинного мозга ) и переферические рецепторы в мышцах ; управлениепозой осуществляется через мышечный аппарат , благодаря тремору -незначительное дражание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны сточки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. Прибольших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы,учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения,возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза,происходит сдавливание позвоночных дисков. Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастомшкольников: в начальных классах между налоном головы и горизонтальнойплоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны санатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенноеустройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняеттрудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на болеевертикальное положение тела. Конструкция мебели. Парты. В последние десятилетия выпускаютсяраздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы ( более легкаяперестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особеннодля одноместных парт ) и минусы ( возможность неправильной посадки ).Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья- величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 -3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола исиденьем называется дифференцией ( длина локтя плюс 2 - 2,5 см ) -характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости;расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего краястола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола истула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стулаи проекции заднего края стола совпадают ) , положительной (проекция лежитвне плоскости стула ) и отрицательной ( проекция находится на плоскостисиденья ); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильнойпосадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальнаядистанция - 3 - 5 см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и недавать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%. Классная доска. Различают два основных типа классных досок -настенные и передвижные.Основные гигиенические требования, предъявляемые кдоске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок -зеленый, темно-коричневый, матово-черный ( коэффициент отражения не менее80% ). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании сярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использоватьдоски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досокслужат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски свосможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь,покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками иликрасками ). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепитсялоток, используемой также для хранения мела. Во-первых, в 4-х классах доскуследует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см.,а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают такимобразом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживалиосновную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными втеплой воде. Мебель столовых. В них используют обеденные столы облегченнойконструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столовделают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники. Мебель компьютерных классов. Используются специально переоборудованныепарты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы длякомпьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специальносконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки атакже валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это снаклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.§2. Развитие интереса и наблюдательности у учащихся 1-3 классов на уроках здоровья с помощью определенных методов и приемов. Правильная осанка. От учителя в значительной степени зависит, какаяосанка будет у ребенка. На уроках физической культуры в 1-2 классах вдоступной форме нужно рассказать о том, какое значение для здоровья ихорошей работоспособности имеет правильная осанка. В мотивациинеобходимости самоконтроля за своей осанкой нужно использовать разныеприемы: эстетические – на стройного, прямо держащегося человека приятносмотреть, это красиво; стремление преодолеть собственные физическиенедостатки – очень высокий человек, ели держится прямо, со стороны выглядитгораздо приятнее, чем ссутулившийся, согнувшийся; человек маленького роста,ели он держится прямо, - выглядит выше. Медицинские – при прямой осанкелучше работают все органы, весь организм человека. Выбора профессии,достижения жизненной цели – неправильная осанка затрудняет выбор профессииактрисы, офицера, мешает достижениям в некоторых видах спорта. Все этимотивы легко воспринимаемы в начальной школе. Ребенок должен иметь ясноепредставление о том, что такое правильная осанка и как ее воспитать. Длясамоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой взеркало. Мытье рук – простая, но подчас основная мера предупреждения кишечныхинфекций и в первую очередь дизентерии. Но, оказывается, научить, как мытьруки, еще недостаточно, нужно объяснить, когда и почему это следует делать,воспитать потребность в выполнении этой процедуры. Как же убедить ребенкамыть руки? Может быть так: “Если будешь есть грязными руками, тозаболеешь”, или еще категоричнее: “Поешь грязными руками – заболеешь”, илиболее обоснованно: “На грязных руках микробы, которые проникают в организмчеловека, и он заболевает”. Для учеников 1-2 классов такое объяснениенеприемлемо. Из своего опыта ребенок уже знает, что он ел немытыми руками ине заболел. Значит, взрослые говорят неправду? У учащихся 1 классапредупреждение: “На грязных руках микробы, которые проникают в организмчеловека, и он заболевает” – вызывает крайне нежелательную реакцию: детиуклоняются от игры в песок, в мяч, не хотят брать с земли игрушки, боясьзапачкать руки. Наблюдения показали, что для выработки внутреннейпотребности мыть руки гораздо сильнее и точнее действует “эстетическаямотивация”: грязные руки некрасивы, неприятны, противны. Но вместе с темподчеркивается, что нет ничего страшного, если при работе, игре рукизапачкаются. И самое важное воспитать у ребенка привычку мыть руки какнорму поведения. Нельзя садиться за стол с немытыми руками, руки нужно мытьпосле игры, после туалета, после занятия с животными, после гуляния. А вотв 3-4 классеах дети уже довольно легко воспринимают такие понятия, каквероятность попадания микробов, яиц гельминтов (глистов) в организмчеловека и возможность заболевания. Закаливание. Особое внимание следует обратить на детей, пропускающихзанятия из-за простуды, часто приходящих в школу с кашлем, насморком.Посоветовать родителям показать их ребенка врачу для принятия мер пооздоровлению. Практика показывает, что закаленными могут стать всешкольники. И тогда резко сократятся пропуски занятий, повыситсяуспеваемость. Закаливание имеет не только оздоровительное, но и большоевоспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно определенныеусилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видитконкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, атеперь 19 градусов – теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниямиводного термометра. Достижение результата (закаленности) может служитьстимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, внеклассныхзанятиях и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В3 классе на уроке природоведения вполне уместно и полезно обсудить сдетьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. Вубеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочьинтересные примеры из жизни выдающихся людей. Чистка зубов. Примерно один раз в месяц полезно напомнить детям онеобходимости чистить зубы. Практика показывает, что в последнее время всвязи с выпуском специальных детских паст дети стали охотнее чистить зубы,чем раньше зубным порошком. Гораздо сложнее прививаются другие навыки.Очень трудно отучить детей грызть орехи, конфеты, сахар. Чтобы убедитьребенка не делать этого, хорошо показать фотографии и рисунки, на которыхизображены поврежденные зубы. Нужно подчеркнуть, что неокрепшие зубыребенка легко травмируются при раскусывании леденцов, орехов и т.п. Ксожалению, в нашу жизнь еще плохо вошло правило полоскания рта после еды.Подчас для этого просто нет возможности. Там, где такая возможность есть,взрослые должны показывать пример детям. Для лучшего усвоения правильныхприемов чистки зубов рекомендуется воспользоваться демонстрацией (щетка,расческа и вата); всем детям принести на урок свои зубные щетки, чтобылегче освоить правила ее движения по зубам. Обратить внимание на то, чточистить зубы нужно не менее 2-3 минуты, тогда будет и достаточный массаждесен. Целесообразно продемонстрировать таблицу стадии разрушения зубов(см. Приложение). Это поможет убедить детей важности регулярного посещениястоматолога. В заключение заметим, что некоторые родители имеют невернуюточку зрения, что лечить молочные зубы необязательно. Молочные зубы оченьважны не только для выполнения основной своей функции, т.е. пережевыванияпищи, четкого произношения слов, но и как основа для правильного прикуса. Охрана зрения. Рекомендуется проводить с учащимися целенаправленнуювоспитательную работу по охране зрения. Во 2-3 классах хорошо провестикраткую беседу с учащимися на тему “Как надо заботиться о сохранениихорошего зрения” примерно такого содержания:1. При помощи глаз мы узнаем о цвете, форме, размерах предмета. Глаза помогают нам познавать окружающий нас мир, учиться выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее стать летчиком, моряком, достичь успехов в спорте, на сцене. Зрение нужно беречь.2. Зрение портиться во время работы при плохом освещении, при малом расстоянии до книги (тетради), чтении лежа, длительном просмотре телевизионных передач, при работе с компьютером.3. Для того чтобы сберечь зрение, нужно заниматься при достаточном освещении, свет должен падать слева, должны соблюдаться: необходимое расстояние от глаз до книги и правильная посадка во время занятий, выполняться простейшая гимнастика для глаз. Дети показывают приемы самоконтроля за посадкой, гимнастику и отдых дляглаз. Ели ученик заметил, что у него ухудшается зрение, нужно сказать обэтом родителям, учителю, обратиться к врачу. Все назначения врача должныточно выполняться, чтобы зрение не ухудшалось. Ни в коем случае нельзясмеяться над людьми, которые носят очки. Говоря об уходе за глазами,учитель отмечает, что при утреннем умывании следует промывать и глаза,нельзя тереть и трогать глаза руками. При изучении вопроса “Гигиена органовчувств” полезно еще раз проверить все упомянутые выше умения детей погигиене зрения. Заслуживает одобрения следующий прием, который используютмногие педагоги; стол учителя ставят у доски, на столе лампа. Один изучеников показывает все упомянутые приемы самоконтроля, а класс проверяет идает им оценку, затем эти приемы дети проделывают сами, сидя за партами. Дурные привычки. Гораздо более серьезного внимания требуют дурные ивредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит вмладшем школьном возрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почемуже начинают курить младшие школьники? Ученые, исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первомместе (около 30% всех школьников, начавших курение) нужно поставить влияниетоварищей, одногодок старших ребят. Курение взрослых в присутствии детейсоздает у них представление о курении, как о норме поведения. Младшиешкольники скорее приобщаются к вредной привычке. Вторая причина курения –любопытство, интерес. На третьем месте стоит желание подражать взрослым:уважаемому учителю, мастеру, родителям известным киноактерам и др. Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобыдети не начинали курить. Разъяснение вреда курения должно идти со строгимучетом возрастных особенностей. На детей действуют увещевания, чтопродолжительность жизни курящего сокращается, что возможен рак. Позициядолжна бать совершенно четкой: на детский растущий организм табак действуетсильнее, он гораздо опаснее для ребенка, чем для взрослого. Говоря обособом вреде табака для растущего организма, нужно подчеркнуть, что курениемешает хорошей учебе – слабеет память, нередко вместе нарушается зрение.Детям обязательно нужно разъяснить, что от курения очень трудно отучиться.Важно создать “противотабачный климат” в школе, интернате и т.д. Этому, какуже было сказано, значительно помогает спорт, занятость детей разнымиинтересными делами. Другая чрезвычайно вредная для здоровья человека привычка –употребление алкоголя. Это привычка также имеет сложные социально-экономические, биолого-социальные и педагогические аспекты. Своеобразная“положительная” установка на алкоголь может возникать у детей даже из техсемей, где бытовое пьянство сопровождается скандалами. Наблюдая подобныеявления, у детей формируется представление на такие явления, как на “норму”поведения. Отрицательное отношение к алкоголю формируется у детей из семей,в которых он не употребляется, и в семьях, где алкоголь приносит несчастья,является бедой. В противоалкогольном воспитании ведущая роль принадлежитсемье, поэтому школа должна дать родителям четкие установки:- ни в какие дни, ни в каком виде, ни в самых малых дозах не давать детям алкогольные напитки; - в семьях должна быть четкая установка: алкоголь – враг здоровья, алкоголь – враг учебы, алкоголь – враг спорта; - алкоголь (во всех видах) крайне вреден для детского растущего организма. Считаем важным в беседах с детьми, даже при объяснении им, скажем,результатов опытов, ни в коем случае не ограничиваться только медицинскойстороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Заключение. Что же конкретно может сделать учитель начальных классов длявоспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильноорганизовать сам педагогический процесс: это своевременная сменастатического напряжения при письме и чтении – физкультпауза, активный отдыхна переменах, отдых для глаз, смена различных видов учебной деятельностишкольников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обученияс учетом требований гигиены – все это способствует положительным эмоциямучащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в своюочередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельностьребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждаетневротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптациик школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическиммастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины,гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей,бережно относится к ранимой психики ребенка. Зная психологическиеособенности детей, условия их быта, владея педагогическим мастерством иимея необходимые валеологические знания, учитель может и должен бытьосновным “воспитателем здоровья” ребенка. Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспеченииотвечающегося гигиеническим требованиям естественного и искусственногоосвещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды. В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь сними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания(вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель,ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинскогоработника, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка. В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинскимработникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий(прививок, например), в контроле за лечением детей, страдающих хроническимизаболеваниями и др.Библиография.1. Антропова М.В. Режим дня школьника в связи с обучением по новым программам. – Вестник АМН СССР, 1972, №4.2. Белостоцкая Е.М. Гигиена зрения. М., 1980.3. Гринене Э., Линдишене Д., Бурнейкене. Особенности динамики некоторых вегетативных функций младших школьников в процессе учебного года. – Физиология человека, т.4, 1978, №4.4. Давидавичене А.Г. и др. Некоторые аспекты изучения успеваемости и состояния здоровья школьников. – В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М., 1977.5. Ефимова С.П., Коринская Е.П. Изменение некоторых показателей состояния здоровья в процессе адаптации у учащихся 1-3 классов: Тезисы докладов 2 сессии Научного совета. Проблемы школьной гигиены и физического воспитания. Запорожье, 1978.6. Калюжная Р.А. Двигательный режим и здоровье школьника. М., 1977.7. Лебедева Н.Т. Сезонная динамика суточной двигательной активности как основа для гигиенического нормирования физического воспитания и нагрузок школьника. – В кн.: Гигиена детей и подростков, вып. 4. М., 1977.8. Манке Г.Г. Организация учебно-воспитательной работы в школе полного дня. – В сб.: Проблемы дидактики обучения в начальной школе. М., 1977.9. Попова Н.М. и др. Влияние учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма младших школьников. – В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. М., 1974. Физиолого-гигиенические основы организации продленного дня в младших классах: Методические рекомендации для учителей и воспитательных школ и групп с продленным днем. Уфа, 1975.10. Савельев О.Н. Влияние особенностей режима дня на выносливость при статической мышечной работе. – В кн.: Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1978.11. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. М., 1974.12. Семенова И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. – 2-е изд. – М., 1991.13. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Забота о здоровье детей. – Из опыта работы школы продленного дня №710 Москвы, 1980.14. Эрисман Ф.Ф. Избранные произведения, т.1 М., Медгиз, 1989.15. Янда Ф. Изучение гигиены педагогического процесса в Чехословакии. “Гигиена и санитария”, 1977, №3.16. Яппо Т.А. Гигиенические принципы организации внеучебной деятельности учащихся. Канд. дисс. М., 1969.




Похожие:

Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) iconТема: «Курить – здоровью вредить!» Цели мероприятия: Воспитательная
Воспитательная: продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью, ознакомить школьников с влиянием вредных привычек...
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) iconВоспитание ответственного отношения школьников к своему здоровью и здоровью окружающих
Формирование «банка данных» о приоритете здоровья и механизмах воздействия факторов риска здоровья на организм человека
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) iconЖарова Т. Ю. учитель начальных классов
Средства развития ответственного отношения к своему здоровью у младших школьников
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) iconЭкологический месячник «Мы пассажиры одного корабля с названием Земля»
Цель проекта: создание условий для формирования гражданского, ответственного отношения студентов к своему колледжу, городу, стране,...
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) iconПрограмма рассчитана на учащихся начальной школы
Работа по формированию ценностного отношения к своему здоровью должна начинаться уже в младших классах
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) iconКлассный час «Пирамида здорового питания»
Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) iconПроект «Сохранение и укрепление здоровья учащихся» Цель
Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся. Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового...
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) iconПроект «Сохранение и укрепление здоровья учащихся» Цель
Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся. Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового...
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) icon«Завтра была жизнь»
Цель: формирование у детей и подростков навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, отрицательного...
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3) iconТема: Экзаменационный стресс
Цель: формирование ответственного отношения к собственному здоровью при возникновении стрессовых ситуаций
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы