Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине icon

Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине



НазваниеФедеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине
страница1/6
Дата конвертации11.08.2012
Размер1 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ»


для специальности «Юриспруденция» (по ОКСО - 030501)


очная форма обучения, нормативные сроки


Составитель:

старший преподаватель кафедры гражданского права П.М. Ходырев


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры гражданского права

«____»_______________ 2007 г.

Заведующий кафедрой гражданского права доцент, к.ю.н. В.Н. Черняев:

Подпись: _______________________


Согласовано с методической комиссией ИПСУБ УдГУ «___»__________ 2007 г.

Председатель методической комиссии ______________________________________

Подпись: _________________


г. Ижевск, 2007

Перечень материалов, входящих в учебно-методический комплекс



  1. Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки)




  1. Рабочая программа по дисциплине




  1. Планы семинарских и практических занятий




  1. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия




  1. Пакет контрольных заданий для текущей и промежуточной аттестации




  1. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ

I. Требования государственного образовательного стандарта

по специальности «Юриспруденция»


В рамках специальности и направления «юриспруденция» юрист получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


II. Рабочая программа по дисциплине


Курс …………………………………………….…III


Семестр……………………………………………...5

Всего аудиторных часов………………………..…62

Лекции, час………………………………………….32

Практические и семинарские занятия, час………..30

Самостоятельная работа…………………………....52

Контрольные работы ………………………………5

Курсовые работы …………………………………..-

Экзамен (семестр)…………………………………..-

Зачет (семестр)……………………………………...5


Рабочая программа составлена в соответствии со следующим документом:


Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация – юрист» от 27 марта 2000 г.


Составитель рабочей программы:

старший преподаватель кафедры гражданского права П.М. Ходырев


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры гражданского права «___»_______________ 2007 г.

Заведующий кафедрой гражданского права доцент, к.ю.н. В.Н. Черняев:

Подпись: _______________________


Решение методической комиссии Института права, социального управления и безопасности от «_______» ______________ 2007 г.

Председатель методической комиссии ______________________________________

Подпись: _________________


Согласовано с библиотекой УдГУ «_____» _______________ 2007 год

Директор библиотеки УдГУ ____________________________________________

Подпись:______________________


1. Требования государственного образовательного стандарта

по специальности «Юриспруденция»


В рамках специальности и направления «юриспруденция» юрист получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


2. Принципы построения курса «Юридические лица в гражданском праве»


Курс «Юридические лица в гражданском праве» является дисциплиной по выбору. (ОПД.В.02.02). До изучения данного курса студент должен быть аттестован по предметам «Теория государства и права» и «Гражданское право. Часть первая» в объеме, предусмотренном государственными стандартами, поскольку предполагается, что полученные первичные знания о государственно-правовой действительности и гражданско-правовых явлениях будут развиты при изучении правового положения юридических лиц.

  Программа общепрофессиональной дисциплины «Гражданское право. Часть первая» предусматривает относительно небольшой блок вопросов, посвященных юридическим лицам. Так, например, в рамках гражданского права не рассматриваются особенности всех организационно-правовых форм юридических лиц. Связано это с ограниченным объемом часов, предусматриваемых учебным планом для изучения гражданского права. В то же время хорошие знания корпоративного законодательства становятся для современного юриста-хозяйственника обязательным условием успешной профессиональной деятельности, способом эффективной защиты корпоративных интересов.

Курс «Юридически лица в гражданском праве» предназначен обеспечить углубленное изучение правового регулирования корпоративных отношений, теоретических и практических аспектов создания и деятельности юридических лиц.

Образовательный стандарт требует, чтобы дисциплина по выбору студентов содержательно дополняла дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Цель дисциплины «Юридические лица в гражданском праве» — расширить полученные студентами знания в области гражданского права углубленным изучением таких субъектов гражданского права, как юридические лица; научить студентов применять полученные теоретические знания на практике.

   В процессе изучения данного курса студенты знакомятся с историческим развитием института юридического лица, с различными теоретическими подходами к понятию сущности юридического лица. Курс также предусматривает изучение различных видов юридических лиц на основе широкого нормативного материала. Кроме того, для освоения практических навыков предполагается самостоятельное составление проектов учредительных документов (учредительного договора и устава) юридического лица с использованием знаний, полученных на лекциях и практических занятиях. Программой предусматривается проведение семинарских занятий (согласно рабочему плану) в форме заслушивания докладов с последующим обсуждением, выполнение тестов и контрольных работ, рассмотрение составленных студентами учредительных документов. В самостоятельную работу также входит изучение теоретического материала и законодательной базы по данному курсу.

  Лекционный материал должен закрепляться на практических занятиях. Именно практические занятия должны привить студентам навыки решения конкретных жизненных проблем гражданско-правового характера. Проведение исключительно теоретических занятий (семинаров) предполагается лишь в некоторых случаях. Однако, теоретические вопросы могут и должны рассматриваться на каждом практическом занятии перед решением казусов и по ходу их решения. В настоящей программе дается основная теоретическая (учебная и научная) литература, в том числе, по соответствующим темам курса, имея в виду, что ознакомление с ней будет спо­собствовать углублению знаний студентов.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета и контрольной работы.


3. Цели курса


После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен:

иметь представление о роли и месте гражданско-правового института юридических лиц в системе гражданского права;

обладать теоретическими знаниями о понятии и сущности юридических лиц как субъектов гражданского права, понятии и месте корпоративных отношений в предмете гражданско-правового регулирования, содержании гражданских, в том числе вещных, прав юридических лиц, порядке их реализации и защиты, гражданско-правовой ответственности юридических лиц;

знать правовое положение юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов вещных прав, формы коммерческих и некоммерческих организаций, особенности создания различных видов юридических лиц и их участия в гражданских правоотношениях;

уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых отношений с участием юридических лиц их учредителей и участников,

обладать навыками анализа нормативных правовых актов, являющихся источниками гражданско-правового института юридических лиц, составления учредительных документов юридических лиц (уставов, учредительных договоров) и иных документов, необходимых для создания юридических лиц.


4. Учебно-тематический план курса «Юридические лица в гражданском праве»


Распределение часов по темам курса и видам занятий







Тема

Количество часов

Лекции

Практические занятия и семинары

Самостоятельная работа

1.

Сущность юридического лица

2

2

4

2.

Происхождение юридических лиц

2

2

4

3.

Правосубъектность юридических лиц

4

4

6

4.

Юридические лица

как субъекты охранительных правоотношений

2

2

6

5.

Органы юридических лиц

4

4

6

6.

Корпоративные акты

4

2

4

7.

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью

4

4

6

8.

Гражданско-правовой механизм возникновения и прекращения правосубъектности юридических лиц

4

4

6

9.

«Поглощение» юридических лиц

2

2

4

10.

Имущественная обособленность юридических лиц

4

4

6




ВСЕГО

32

30

52



5. Содержание курса лекционных занятий


Тема 1. Сущность юридического лица. 2 часа.

1. Виды теорий о сущности юридического лица.

2. Теории фикции.

3. Теории «целевого» имущества.

4. Теории субстрата.

5. Теории юридического лица в советской цивилистике.

6. Сущность юридического лица в современном российском гражданском праве.

Тема 2. Происхождение юридических лиц. 2 часа.

  1. Юридические лица в римском праве.

  2. Возникновение юридических лиц в странах Западной Европы.

  3. Юридические лица в русском дореволюционном гражданском праве.

  4. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству советского и постсоветского периода (1917-1994 гг.).

Тема 3. Правосубъектность юридических лиц. 4 часа.

  1. Общая и специальная правоспособность юридических лиц.

  2. Исключительная правоспособность юридически лиц.

  3. Самоограничение правоспособности юридических лиц.

  4. Последствия совершения юридическим лицом «внеуставной сделки».

  5. Гражданско-правовое значение лицензирования отдельных видов деятельности юридического лица.

  6. Ограничение дееспособности юридических лиц.

Тема 4. Юридические лица как субъекты охранительных правоотношений.

4 часа

  1. Психологическая и поведенческая трактовка вины.

  2. Понятие вины юридического лица.

  3. Компенсация морального вреда, причиненного юридическому лицу.

4. Гражданско-правовая ответственность учреждений и казенных предприятий, а также их учредителей.

Тема 5. Органы юридических лиц. 4 часа.

1. Понятие и виды органов юридических лиц.

2. Образование и прекращение органов юридических лиц.

3. Проблема статуса единоличного исполнительного органа.

4. Последствия выхода органа юридического лица за пределы своих полномочий.

Тема 6. Корпоративные акты. 4 часа.

  1. Понятие и правовая природа корпоративных актов.

  2. Признание корпоративных актов недействительными.

  3. Рассмотрение корпоративных споров.

Тема 7. Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. 4 часа.

  1. Значение института крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

  2. Понятие крупной сделки.

  3. Порядок совершения крупных сделок.

  4. Определение активов при совершении крупной сделки

  5. Понятие «рыночная стоимость имущества» и его значение.

  6. Понятие сделки с заинтересованностью.

  7. Порядок совершения сделок с заинтересованностью.

  8. Последствия совершения сделок с нарушением установленного порядка

Тема 8. Гражданско-правовой механизм возникновения и прекращения правосубъектности юридических лиц. 4 часа.

  1. Гражданско-правовой механизм создания юридического лица путем учреждения.

  2. Гражданско-правовой механизм создания юридического лица путем реорганизации.

  3. Правовая природа действий учредителей, направленных на образование юридического лица.

4. Прекращение правосубъектности юридического лица

5. Недействительность регистрации и действий учредителей, направленных на образование юридического лица.

Тема 9. «Поглощение» юридических лиц. 2 часа.

1. Понятие и виды «поглощения» юридических лиц.

2. Правовые формы «недружественного поглощения» юридических лиц.

3. Правовые способы противодействия «недружественному поглощению» юридических лиц.

Тема 10. Имущественная обособленность юридических лиц. 4 часа.

1. Понятие и правовые формы имущественного обособления.

2. Понятие и юридическое значение уставного капитала.

3. Понятие и юридическое значение чистых активов.

4. Правовая природа права учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом, полученным в результате осуществления приносящей доходы деятельности.

6. Программа практических и семинарских занятий


Основная задача практических занятий — научить студентов пони­мать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах (казусах), большинство кото­рых имеют в своей основе рассмотренные судебные и судебно-арбит­ражные дела. Их решение в учебной аудитории позволяет добиться максимального приближения студентов к практической деятельности юриста-цивилиста. Казусы приводятся в настоящей рабочей программе в плане практических и семинарских занятий.

Кроме того, в настоящей программе к каждой теме сформулированы контрольные вопросы, которые должны быть рассмотрены перед началом практического занятия. Теоретические вопросы могут также обсуждаться в процессе решения казусов. Количество времени, выделяемого на рассмотрение теоретических вопросов, определяется преподавателем.

Решение задач студентами обязательно должно быть изложено в письменной форме в специальной тетради для практических занятий по гражданскому праву. Тетради проверяются преподавателем. Студент должен полно и грамотно указывал в тетрадях и при ответах все необходимые данные о нормативном акте и конкретной норме, примененной при решении казуса (наименование нормативного акта, номер статьи, части, пункта и т. д., содержание нормы, источник опуб­ликования). Если соответствующим нормативным актом студент на за­нятиях не располагает, он обязан все эти данные выписать в тетрадь при решении задачи и использовать их на занятии. Отсутствие письменного решения казусов рассматривается как невыполнение домаш­него задания. При решении задач на практических занятиях студент должен рассказать содержание казуса своими словами, а не читать казус.

При решении задач студенты, руководствуясь правовыми актами и практикой их применения, должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, самостоятельно сформулировать выводы об обоснованности требований или возражений участников казуса; а если дело уже решено судом — то и об обоснован­ности изложенного в задаче решения. Ответы на поставленные к задаче вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

Помимо задач, по некоторым темам предусмотрены задания. В отличие от задач, которые, как правило, направлены на решение конкретных спо­ров, задания представляют собой поручения студентам подготовить различные документы. Выполнение указан­ных заданий должно способствовать развитию практических навыков, умения применять свои познания в области теории гражданского права на практике. Задания должны выполняться порядке самостоятельной работы в домашних условиях. Конкретные требования к выполнению заданий указаны в настоящей программе в разделе, посвященной самостоятельной работе студентов. Задания не должны выполняться всеми без исключения студентами. Преподаватель, ведущий практические и семинарские занятия, определяет конкретных студентов, которые будут выполнять задания.

Настоящей программой предполагается проведение нескольких занятий, посвященных исключительно обсуждению теоретических вопросов. Такие занятия именуются семинарами (теоретическими семинарами). Конкретный тип семинара и порядок его проведения определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия, и об этом заблаговременно информируются студенты.

Необходимый для подготовки к занятию нормативный материал приведен в перечнях нормативных актов по каждой теме. При пользовании этими перечнями сле­дует иметь в виду, что они носят лишь примерный характер и не исключают выявления студентами иных, в частности новейших, нормативных актов. Для этого студенты должны обращаться к официальным изданиям, таким как «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» и др. При изучении рекомендованных нормативных актов необходимо учиты­вать, что со времени их принятия во многие из них внесены изменения и допол­нения. Поэтому необходимо пользоваться актуальными текстами правовых актов, содержащимися в справочных правовых системах «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др. В связи с этим, в списках нормативных актах не указываются источники их первоначального опубликования.

К каждой теме указана основная и дополнительная литература. При подготовке к занятиям студенты должны изучить конспекты лекций, основную рекомендованную литературу, относящиеся к данной теме нормативные правовые акты и материалы судебной практики. Лишь после этого можно приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы и к решению казусов. Указание к каждой теме списка дополнительной литературы не означает, что студент при подготовке к занятиям должен ознакомиться с каждым из указанных в данном списке источников. Дополнительную литературу следует использовать в ходе подготовки рефератов и, по желанию студентов, при решении казусов.

Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин) и получившие на практических и семинарских занятиях неудовлетворительную оценку, обязаны не позже чем в двухнедельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии, аттестовываются неудовлетворительно и соответственно не получают зачета.


7. Самостоятельная работа студента


Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов явля­ется обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изу­чения дисциплины, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изу­чению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов являются:

во-первых, продолжение изучения института юридических лиц в домаш­них условиях по программе, предложенной преподавателем;

во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе и судебной практике.

Изучение и изложение информации, полученной в результате изу­чения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются:

1. Решение казусов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям) и к зачету.

2. Подготовка рефератов по отдельным темам программы. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной и арбитражной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. Темы рефератов указаны в планах семинарских и практических занятий. Требования к оформлению рефератов, содержаться в VI разделе учебно-методического комплекса.

3. Выполнение в домашних условиях указанных в теме заданий в виде составления проектов гражданско-правовых документов.

Самостоятельная работа студентов должно быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать.

Самостоятельную работу, указанную в пунктах 2 и 3, не должны выполнять все без исключения студенты. Преподаватель, ведущий практические и семинарские занятия, определяет конкретных студентов, которые будут выполнять задания (домашнюю контрольную работу, рефераты и др.). Следует учитывать, что стандарты устанавливают максимальный объем учебной нагрузки студента в 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. В связи с этим преподаватель должен предоставить студенту время, достаточное для выполнения того или иного дополнительного задания, возможно, с освобождением студента от подготовки к задачам и вопросам, выносимым на семинарские и практические занятия.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студен­тов являются семинарские и практические занятия, а также еженедельные консультации преподавателя.

При подведении итогов самостоятельной работы (в частности, написания рефератов) преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на практических и семинарских занятиях.


8. Учебные и учебно-методические материалы


    1. Основная литература


1. Гражданское право. В 4 т. Том I. Общая часть: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. Третье издание. М., Волтерс Клувер, 2005.

2. Гражданское право. В 4 т. Том II: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. Третье издание. М., Волтерс Клувер, 2005.


8.2. Дополнительная литература


Общая


1. Кашанина Т.В. Корпоративное право: Право хозяйственных товариществ и обществ. М.: Изд. группа "НОРМА-ИНФРА-М", 1999.

2. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: Очерк истории и теории. М., 2003.

3. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., Статут. 2005. Книга размещена в СПС «Консультант Плюс».

4. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный). Издание третье, исправленное, дополненное и переработанное. / Под ред. О.Н. Садикова. М., Инфра-М; Контракт, 2005. Книга размещена в СПС «КонсультантПлюс».

5. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие для вузов. М., ЗАО Юстицинформ, 2006. Книга размещена в СПС «Консультант Плюс».


Дополнительная литература рекомендована также к каждой теме семинарского и практического занятия.


9. Контролирующие материалы


Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета и контрольных работ.

Одним из элементов текущего контроля успеваемости студентов очной формы обучения является внутрисеместровая аттестация. Сроки проведения внутрисеместровой аттестации определяются утвержденным графиком учебного процесса. Вторая внутрисеместровая аттестация проводится за 2 недели до начала сессии в целях подведения итогов текущей успеваемости и решения вопроса о допуске студентов к сдаче зачета. В период аттестационной недели на практических занятиях преподаватель проводит контрольные работы. В качестве контрольных заданий предлагаются теоретические вопросы тех разделов программы, которые были изучены в период, предшествующий аттестационной неделе, а также тестовые задания, включенные в «Пакет контрольных заданий для текущей и промежуточной аттестации» (раздел V учебно-методического комплекса по дисциплине).

Студентам, успешно обучающимся в течение семестра, зачет выставляется без специального контроля их знаний в период сессии.

Зачет проводится, как правило, в устной форме. Оценка ответов студентов на зачете осуществляется в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Удмуртском государственном университете. Кроме ответа на один теоретический вопрос, на зачете студенту предлагаются решить один казус, из числа тех, которые включены в планы практических занятий. При решении казуса студент может пользоваться нормативными актами.


Вопросы для зачета по дисциплине

«Юридические лица в гражданском праве»


  1. Теории фикции и их значение для объяснения сущности юридического лица.

  2. Теории «целевого» имущества и их значение для объяснения сущности юридического лица.

  3. Теории субстрата и их значение для объяснения сущности юридического лица.

  4. Агностические теории сущности юридического лица.

  5. Теории юридического лица в советской цивилистике.

  6. Сущность юридического лица в современном российском гражданском праве.

  7. Юридические лица в римском праве.

  8. Юридические лиц по гражданскому законодательству советского и постсоветского периода (до 1995 г.).

  9. Общая и специальная правоспособность юридических лиц.

  10. Исключительная правоспособность юридических лиц.

  11. Ограничение правоспособности юридических лиц: понятие, виды, последствия.

  12. Отражение цели и предмета деятельности организации в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации юридического лица.

  13. Понятие «внеуставных сделок» и последствия их совершения (ст. 168 и ст. 173 ГК РФ).

  14. Лицензирование отдельных видов деятельности и его гражданско-правовое значение.

  15. Ограничение дееспособности юридического лица.

  16. Психологическая и поведенческая трактовка вины в гражданском праве.

  17. Подходы к определению понятия вины юридического лица.

  18. Компенсация нематериального вреда, причиненного юридическому лицу: законодательство и доктрина (позиции К.И. Скловского и Н.В. Козловой).

  19. Компенсация нематериального вреда, причиненного юридическому лицу: судебная практика.

  20. Субсидиарная ответственность учредителей по долгам юридических лиц (понятие, виды юридических лиц, порядок привлечения к ответственности).

  21. Солидарная ответственность юридического лица и его учредителей.

  22. Условия договорной ответственности бюджетных учреждений.

  23. Имущество, на которое может быть обращено взыскание в случае привлечения учреждений к ответственности (законодательство, доктрина, арбитражная практика).

  24. Порядок привлечения публично-правовых образований к субсидиарной ответственности по долгам бюджетных учреждений: законодательство и арбитражная практика.

  25. Правовая природа органа юридического лица в законодательстве, доктрине и судебной практике.

  26. Соотношение понятий «орган юридического лица», «ликвидационная комиссия» и «арбитражный управляющий».

  27. Правовая природа отношений между юридическим лицом и управляющим (управляющей организацией).

  28. Образование органов юридического лица.

  29. Прекращение органов юридического лица.

  30. Последствия совершения органом юридического лица сделки за пределами полномочий.

  31. Соотношение совершения органом юридического лица сделки за пределами полномочий (ст. 174 ГК РФ) и совершения сделки неуполномоченным лицом (ст. 183 ГК РФ).

  32. Понятие и правовая природа корпоративных актов.

  33. Недействительность корпоративных актов: понятие, виды, правовые последствия (законодательство, доктрина, арбитражная практика).

  34. Истцы и ответчики по делам о признании корпоративных актов недействительными.

  35. Порядок признания недействительными корпоративных актов обществ с ограниченной ответственностью.

  36. Порядок признания недействительными корпоративных актов акционерных обществ.

  37. Конфликт интересов в законодательстве, доктрине и кодексах корпоративного поведения: понятие, причины, механизмы разрешения.

  38. Значение института крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Критика данных институтов в работах М.В. Телюкиной и А.В. Габова.

  39. Крупные сделки акционерных обществ: понятие, признаки, порядок одобрения, последствия нарушения правил совершения.

  40. Сделки с заинтересованностью акционерных обществ: понятие, признаки, порядок одобрения, последствия нарушения правил совершения.

  41. Понятие аффилированных лиц и группы лиц.

  42. Понятие выгодоприобретателя в институтах крупных сделок и сделок с заинтересованностью (законодательство и арбитражная практика).

  43. Крупные сделки обществ с ограниченной ответственностью: понятие, признаки, порядок одобрения, последствия нарушения правил совершения.

  44. Сделки с заинтересованностью обществ с ограниченной ответственностью: понятие, признаки, порядок одобрения, последствия нарушения правил совершения.

  45. Изъятия из правил о необходимости одобрения крупных сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

  46. Изъятия из правил о необходимости одобрения сделок с заинтересованностью акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

  47. Крупные сделки сельскохозяйственных кооперативов и сделки сельскохозяйственных кооперативов, в которых присутствует конфликт интересов.

  48. Крупные сделки унитарных предприятий: понятие, признаки, порядок одобрения, последствия нарушения правил совершения.

  49. Сделки с заинтересованностью унитарных предприятий: понятие, признаки, порядок одобрения, последствия нарушения правил совершения.

  50. Понятие заинтересованных лиц и конфликта интересов в законодательстве о некоммерческих организациях.

  51. Порядок совершения некоммерческими организациями сделок, в которых имеется заинтересованность.

  52. Гражданско-правовой механизм создания юридического лица путем учреждения.

  53. Значение акта государственной регистрации в механизме создания коммерческих и некоммерческих организаций.

  54. Гражданско-правовой механизм слияния и присоединения юридических лиц.

  55. Гражданско-правовой механизм создания юридического лица путем разделения и выделения.

  56. Гражданско-правовой механизм создания юридического лица путем преобразования. Смешанная реорганизация (понятие, арбитражная практика, порядок проведения).

  57. Решение учредителей о создании юридического лица: значение, особенности, содержание, правовая природа.

  58. Договор учредителей о создании юридического лица: понятие, значение, особенности, правовая природа, содержание.

  59. Учредительный договор: понятие, значение, особенности, правовая природа, содержание.

  60. Устав юридического лица: понятие, значение, особенности, правовая природа, содержание.

  61. Исключение недействующих юридических лиц их реестра (законодательство и арбитражная практика).

  62. Недействительность регистрации юридического лица (законодательство и арбитражная практика).

  63. Недействительность действий учредителей, направленных на образование юридического лица (законодательство и арбитражная практика).

  64. Понятие и виды «поглощения» юридических лиц.

  65. Правовые формы «недружественного поглощения» юридических лиц.

  66. Правовые способы противодействия «недружественному поглощению» юридических лиц.

  67. Понятие и юридические формы обособления имущества юридических лиц.

  68. Понятие и юридическое значение уставного капитала.

  69. Понятие и юридическое значение чистых активов.

  70. Правовая природа права учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом, полученным в результате осуществления приносящей доходы деятельности.



IV. Планы семинарских и практических занятий


  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине iconФедеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия
Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине iconИнститут права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Специальность 030900 – Юриспруденция. Квалификация...
Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине iconФедеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра экологического, агарного
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия
Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине iconФедеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра экологического, агарного
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия
Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине iconФгбоу впо «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности Учебно-методический комплекс по дисциплине
Согласовано с методической комиссией факультета (института) 2011г
Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине iconИнститут права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские (практические) занятия
Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине iconИнститут права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих практические и лабораторные работы
Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине iconМинобрнауки россии фгбоу впо «удмуртский государственный университет» департамент профессионального образования институт права, социального управления и безопасности Кафедра информационной безопасности в управлении

Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» Институт права социального управления и безопасности Кафедра теории и истории государства и права
Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ооп
Федеральное агентство по образованию удмуртский государственный университет институт права, социального управления и безопасности кафедра гражданского права учебно-методический комплекс по дисциплине iconПрава, социального управления и безопасности кафедра трудового права и основ правоведения учебно-методический комплекс по дисциплине
Рассмотрено и переутверждено на заседании кафедры трудового права и основ правоведения от 2011 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы