Концепции переходного периода icon

Концепции переходного периода



НазваниеКонцепции переходного периода
Дата конвертации11.08.2012
Размер91,66 Kb.
ТипРеферат
Концепции переходного периода


Норильский индустриальный институт кафедра гуманитарных наук Реферат по экономической теории на тему: «Концепции переходного периода» выполнил: Клименко Вадим ИС-99-1 проверил: Трифонов Евгений Васильевич Норильск 2000Введение. Всю историю человечества можно разделить на отдельные составные части,которые мы назовем социально-экономические системы. Они, рождаясь,развиваясь и затем, отмирая, переходят из одной в другую. Такие системыограничены во времени и пространстве, имеют только ей присущий наборпризнаков и механизмов взаимодействия между всеми ее субъектами. Какправило, главное отличие одной системы от другой, помимо культурных итехнологических, заключается в способе распределения ресурсов. За последний век Россия дважды пережила смену одной системы другой. Вначале века этот процесс прошел насильственным путем, когда над целымнародом был поставлен эксперимент, который закончился неудачей, а точнеетрагедией, и показал несостоятельность системы с плановой экономикой инасильственным (плановым) распределением ресурсов, которую пытались привитьприверженцы коммунистических идей (или люди, прикрывавшие свою деятельностьэтими идеями - "деформированные социалисты"), поэтому закономерным сталпроцесс, свидетелями которому мы с вами являемся - процесс смены системы. Очевиден тот факт, что плановая экономика не смогла удовлетворитьпотребности общества, ее “эффективность” не позволяла стране не толькосохранить ведущие позиции в мировом сообществе, но и обеспечить нормальные условия жизни для своих граждан, в связи с чем и возникла потребность вреконструкции системы. В начале 90-х годов в России начался резкий переходк рыночной экономике. Старая структура общества и общественных отношенийразрушена, а на ее остатках возводится новая. Настоящее состояние страны мыможем охарактеризовать как переходная экономика. Легко выделить особенныечерты такой системы и увидеть, что все они присутствуют в настоящее время:временный и промежуточный характер,неоднородность,неустойчивость. Поворот в сторону рынка. Россия 90-ых - страна с переходной экономикой. Доказать это не сложно,мы видим, что процесс смены систем идет, и это позволяет нам говорить, чточерез некоторое время он прейдет к своему логическому финалу. В экономике страны еще можно уловить пережитки развитого социализма,хотя уже можно говорить о преобладании рыночных отношений, но еще неразвитых, поэтому мы называем еще нашу экономику смешанной. И на конец, мывидим, что процесс перехода идет крайне неравномерно, скачкообразно инеустойчиво, изменяя курс в зависимости от обстоятельств или политики(политиков). Преобладающая часть населения нашей страны была воспитана с мысльюо том, что за рубежом есть страны, в которых главенствуют рыночныеотношения, и люди там не хотят ничего знать о социализме, и считалось, чтоэто неправильно. Свободный рынок в их сознании был воплощением зла. Сейчасони в подавляющем своем числе пенсионеры или уже близко подошедшие к пенсиилюди, у нас это означает, политически наиболее активные, причем, чащевсего, отстаивающие свои прежние убеждения. Пришел рынок - пришло новое поколение, которое восприняло новуюсистему и учится в ней жить. Из выше сказанного можно сделать вывод, чтосмена социально-экономических отношений повлекла, широкий разрыв междупоколениями. Население разделилось на две части - приспособившиеся и неприспособившиеся. Мышление человека взрослого переделать почти невозможно,а значит пока не приспособившиеся могут влиять на жизнь остальных,экономика России в большей или меньшей степени будет переходной. Надо помнить, что политико-экономическую систему, существующую внастоящее время, определяют как переходную, значит, ее отличительнымичертами являются: кризис социально-экономической системы, неустойчивостьмакроэкономических показателей, разрушение старой системывоспроизводства при отсутствии новой, отставание законодательной базы отбыстро меняющейся реальных экономических отношений. Что еще большеусложняет восприятие человеком новой системы. Сейчас мы имеем "псевдорынок", но у нас есть цель, достижением которойдолжны закончиться реформы в стране. Таблица 1. иллюстрирует предыдущеевысказывание.Таблица 1 Наша цель - рынок.|Имеем на данный момент |Цель преобразований ||В отношениях собственности сила |Отношения собственности ||преобладает над правом |капиталистического типа ||Господство монополий |Конкурентный рынок ||Высокий уровень вывоза капитала |Инвестиции в национальную || |экономику ||Трансформация производственной |Инновационное развитие ||структуры при технической |производства ||деградации | ||Произвол администрации на |Социальное партнерство и ||предприятиях |"экономика участия" ||Высокий уровень коррупции |Правовое государство, с сильной || |социальной политикой ||Разобщенное общество |Гражданское общество | Но путь реформ, по которому пошла Россия, это только один извозможных путей развития и трансформации; на историческом примере другихстран мы можем увидеть, что трансформации, имеющие одну цель и схожуюбазовую модель, могут быть проведены различными методами. Об этом мы ипостараемся рассказать в своей работе.Три типа преобразований плановой экономики. Реформы в Восточной Европе и в России, в сущности, очень похожи:используются одни и те же инструменты (приватизация, либерализация цен итак далее), предпринимаются схожие меры по выходу из кризиса социально-экономической системы. Основные различия в проведении реформ выявляются неиз-за принципиально различных методов реформирования, а из-за той базы, накоторой начались реформы, которая и является трансформируемой.Необходимо отметить, в чем состоят эти различия:структура собственности;уровень либерализации цен в стране;степень либерализации повседневной жизни граждан;количество (качество) рыночных элементов в дореформенной экономике.Направленность экономики страны и ее зависимость от других социалистических стран;проникновение в экономику и ее связь со странами развитого капитализма;Страны Восточной Европы имели гораздо более открытые и свободные экономики,их нельзя конечно назвать рыночными, но элементы рынка присутствовали здесьи были достаточно значимы для экономик этих стран. Это определило то, что вэтом регионе реформы начались гораздо раньше, чем в СССР, а главное, имелиболее приближенные к конечному результату базовые условия. В таблице 2.насколько различны были между социалистическими странами (в качествепримера взята доля государственного сектора в добавленной стоимости)Таблица 2 доля государственного сектора в добавленной стоимости|Страна |Доля (%) ||СССР |96,0 ||Чехословакия |97,0 ||Польша |81,7 ||Венгрия |73,6 ||Китай |65,2 | Цифры, приведенные в таблице, показывают нам, насколько экономикастраны зависела от государственной системы распределения ресурсов. Еслисравнить эти данные с нынешним положение в этих странах, то можнопроследить четкую тенденцию: чем выше была доля государственного сектора вдобавленной, тем тяжелее проходят реформы в данной стране.РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. СТРУКТУРАФИНАНСОВОГО РЫНКА В обеспечении нормального функционирования любой современнойэкономической системы важная роль принадлежит государству. Государство напротяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержанияпорядка, законности, организации национальной обороны, выполнялоопределенные функции в сфере экономики. Государственное регулированиеэкономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европесуществовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров иуслуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условияхлюбое государство осуществляет регулирование национальной экономики, сразличной степенью государственного вмешательства в экономику. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условияхэкономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможенлишь при жесткой централизации государственной власти и проведениинетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было сзападноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими(Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно. Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения-одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная иправильно организованная политика в области финансов- важнейший факторуспешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причиннынешнего кризиса в нашей стране- непродуманная политика государства вобласти финансов. Финансовый рынок- рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочныхкредитов и фондовых ценностей, т.е. акций, облигаций и других ценных бумаг.Основными сегментами финансового рынка являются: рынок денежного капитала(кредитов), рынок ценных бумаг, валютный рынок. Все сегменты финансовогорынка очень тесно взаимосвязаны между собой. Малейшие изменения на одном изних тут же влекут изменения на остальных. Так, например, продажаЦентральным банком государственных облигаций (операция на рынке ценныхбумаг) ведет к сужению денежной базы, что делает деньги более дорогими, и,в свою очередь, вызывает повышение процентных ставок по кредитам, то естьотражается на рынке денежного капитала. Основными участниками финансового рынка выступают: государство,физические лица, предприятия, банки, пенсионные фонды, страховые компании,паевые инвестиционные фонды.Причины инфляции в переходной экономике. Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь приналичии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса ипредложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночнойэкономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведениясубъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действиязаконов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу крыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, илилиберализация цен. Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходиморассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система,означающая централизованное установление государственных фиксированных ценна большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частьюпланового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функциейплановой цены является ее планово-учетная функция. По мере продвиженияпродукта от производителя к потребителю в цене производилсяпоследовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственноприбыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативамизатрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукциирассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Посколькуцены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, какправило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называтьзатратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу инеподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикаторомсоотношения спроса и предложения на продукт, не могли показыватьпроизводителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, чтопереход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровеньцены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю системуцен. Чтобы лучше понять специфики российской инфляции необходимо краткорассмотреть реформу цен в России. Реформа цен являлась одной из задачправительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсемпродуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменениепроизводства и цен под контролем государства. Цены производителей былискорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. Всреднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагалисьналогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций.Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, чтопозволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г.розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%.При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. -на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитиетотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременновозрастал бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовалсяогромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок.Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями.Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу отконцепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первойнеобходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, и оставаясь подконтролем государства, эти цены выросли в 3-5раз. Практически на всеостальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в маерезко(в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценамисопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курсарубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничныхцен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовыецены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный ростцен после их либерализации в России оказался выше, чем в другихвосточноевропейских странах, проводящих реформу(табл.3).Таблица 3. Первоначальный рост цен после либерализации|Страна, год |Рост цен, % ||Россия(1992) |2501 ||Болгария(1991) |457 ||Чехословакия(1991) |54 ||Венгрия(1991) |33 ||Польша(1990) |249 ||Румыния(1991) |252 | Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В обороннойпромышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишилаотрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам. В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы унаселения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Темсамым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.Вывод. Вектор преобразования переходной экономики зависит от исходной точки,в которой начались реформы. Мы можем выделить общие черты для бывшихсоциалистических стран в 80-х годах, мы можем предположить, какими онибудут после завершения реформ - вновь выделив общие черты. Но у каждойстраны экономика, может быть незначительно, но отличалась от других, ноименно это и определяло ход реформ в данной стране, делая процесстрансформации сугубо индивидуальным, не похожим на аналогичные процессы всоседних странах.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Концепции переходного периода iconПрограмма и контрольные задания по учебной дисциплине по выбору «экономика переходного периода» для студентов заочной формы обучения спец
Учебная дисциплина «Экономика переходного периода» является элективным курсом для студентов заочного обучения 5, 4 и 6 лет обучения...
Концепции переходного периода iconЭкономика переходного периода в России

Концепции переходного периода iconПредприятие и предпринимательство в экономике переходного периода

Концепции переходного периода iconПроблемы налогооблажения в странах переходного периода

Концепции переходного периода iconОсобенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы

Концепции переходного периода iconПроблемы управления трудовыми ресурсами в экономике переходного периода: анализ регионального рынка труда

Концепции переходного периода iconПедагогика Джона Локка как педагогика переходного периода

Концепции переходного периода iconРоссийская экономика переходного периода
...
Концепции переходного периода iconКурсовая работа по дисциплине: Экономическая теория на тему: Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве
Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры. 7
Концепции переходного периода iconК вопросу о самоидентификации российской рекламы карлова Л. В., Латышева Е. В
Их целью в отсутствии маркетинга была не разработка рекламного продвижения товара на рынке, а «снятие сливок» у появившихся торговцев...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы