Моу гимназия имени Андрея Платонова icon

Моу гимназия имени Андрея Платонова



НазваниеМоу гимназия имени Андрея Платонова
Дата конвертации11.08.2012
Размер104.82 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>




МОУ гимназия имени Андрея Платонова




Программа модульного курса

для 6-ых классов с углубленным изучением истории




«История в жизнеописаниях великих людей»

(периоды: история средних веков,

история России с древнейших времен до конца XVI века)


Автор: учитель истории и обществознания

ВКК Поплавская Вера Ивановна


Воронеж


Программа модульного курса, для дополнительной подготовки

6-ых классов с углубленным изучением истории.


«История в жизнеописаниях великих людей»

(периоды: история средних веков,

история России с древнейших времен до конца XVI века)

Пояснительная записка



В школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало времени уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с их именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям или всего лишь упоминает о них.

Данная программа позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях, которые наиболее полно и объективно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху и социальный слой, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории всей страны.

Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю): 34 часа для периода истории средних веков, 34 часа для периода истории России с древнейших времен до конца XVI века.


Цели курса:

- способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;

- научить учащихся понимать не только российские, но и традиции других народов;

- продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;

- продолжить формирование понятийного аппарата;

- развивать интерес к истории, как к предмету гуманитарного цикла;

- научить самостоятельно работать с привлечением дополнительных материалов;

- заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся;

- научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций, учитывая множество подходов разных ученых.


ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ.


  1. Какие цели перед собой ставил.

  2. Какими способами он действовал, чтобы добиться цели.

  3. Какими были последствия его действий.


  4. Ваше личное отношение к этому человеку.



Часть 1.

История средних веков в жизнеописании великих людей.

(34 часа)


Раздел 1.

Раннее средневековье.

(12 часов)


Тема 1. Франки и их король Хлодвиг.

Король из рода Меровингов. Легенды и правда о правителе франков. Как создавалось государство франков. «Салическая правда» - свод законов франкского государства. Церковь и Хлодвиг.


Тема 2. Великий император франкского королевства Карл.

(2 часа)

Карл Великий внук Карла Мартелла. Семья и воспитание. Карл и его завоевательные походы. Император и его империя. «Каролингское возрождение». Распад империи. Верденский раздел.


Тема 3. Легендарный король Артур.

(2 часа)

Легенды о короле Артуре и рыцарях «круглого стола». Бриты при короле Артуре. Артур и его правление. Значение рыцарства. Кодекс чести рыцарей.


Тема 4. Император Византии Юстиниан.

(2 часа)

Политики и дипломат Юстиниан. «Золотой век» Византийской империи при Юстиниане. Кодекс Юстиниана. Культура Византии при Юстиниане. Византия и Русь.


Тема 5. Кирилл и Мефодий.

(2 часа)

Кто они - создатели славянского алфавита. Что нам известно о жизни Кирилла и Мефодия. Как создавался алфавит. Кириллица и глаголица. Значение алфавита.


Тема 6. Пророк Мухаммед.

(2 часа)

Жизненный путь Мухаммеда. Как Мухаммед стал пророком. Зарождение ислама. Основные положения ислама. Отличительные черты ислама. Шииты и сунниты.


Раздел 2.

Расцвет средневековья.

(12 часов)


Тема 1. Великие завоеватели-крестоносцы.

(4 часа)

Фридрих Барбаросса I. Ричард Львиное сердце. Крестовые походы и их участники. Государство крестоносцев на Востоке. Рыцарские ордена. Фридрих Барбаросса и его империя. Легенды о Великом императоре. «Натиск на Восток». Ричард Львиное сердце – несравненный рыцарь. Англия при Ричарде Львиное сердце.


Тема 2. Людовик IX Святой.

(2 часа)

Собирание земель французскими королями. Идеальный государь для французов. Реформы Людовика IX. Франция при Людовика IX. «40 дней короля».


Тема 3. Филипп IV Красивый.

(2 часа)

Жизнь и деятельность Филиппа Красивого. Кроль и церковь. Конфликт с папой Римским. «Авиньонское пленение пап». Король и монашеский орден тамплиеров. Генеральные штаты. Франция - сословная монархия.


Тема 4. Вильгельм Завоеватель.

(2 часа)

Образ жизни норманнов. Легенда и правда о норманнах и их правителе Вильгельме Завоевателе. Поход Вильгельма в Англию. «Книга страшного суда». Путь «из варяг в греки».


Тема 5. Иоанн Безземельный.

(2 часа)

Англия при Иоанне Безземельном. Конфликт Иона и Иннокентия III.. Мятеж баронов и подписание «Великой хартии вольностей». Возникновение английского парламента при сыне Иоанна Генрихе III. Англия Сословная монархия.


Раздел 3.

Позднее средневековье.

(10 часов)

Тема 1. Защитники бедных.

(2 часа)

Гильом Каль – предводитель восставших «жаков». Жизнь крестьян во Франции. Гильом Каль предводитель восставших. Восстание и причины его поражения. Значение жакерии. Уот Тайлер. Жизнь английских крестьян. Уот Тайлер предводитель восставших. Восстание и причины его поражения, «рабочее законодательство». Значение восстания.


Тема 2. Жанна д, Арк.

(2 часа)

Детство Орлеанской девы. Видения и пророчества. Жанна во французской армии. Велики победы Жанны. Пленение Жанны и обвинение ее в ереси. Гибель Жанны.


Тема 3. Людовик XI.

(2 часа)

«Великий паук». Собирание земель. Объединение Франции. Усиление власти короля. Франция при Людовике XI.


Тема 4. Ян Гус.

(2 часа)

Чехия в позднее средневековье. Проповедник Ян Гус. Понимание жизни Яном Гусом. Гибель Яна Гуса. Гуситские войны. Ян Жижка.


Тема 5. Чингисхан.

2 (часа)

Объединение монголов. Путь к власти Чингисхана. Завоевания Чингисхана. Создание монгольской державы.


Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям.


  1. Басовская Н.И. Столетняя война 1337-1453.г.г. М., 1985

  2. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерь в Средние века. М., 1991

  3. Будромеев В.П. Всемирная история в лицах: ранее Средневековье. М., 1998

  4. Будромеев В.П. Всемирная история в лицах: позднее Средневековье. М., 1999

  5. Васильев А. История Византийской империи. М., 1998

  6. Гуревич А.Я. Походы викингов. М., 1966

  7. Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I львиное сердце. М., 1981

  8. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980

  9. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. искусство средневекового Востока, М., 1989

  10. Карсавин Л.П. Монашества в средние века. М., 1992

  11. Книга для чтение по истории средних веков, 1999 (или любое издание)

  12. Культура Византии. М.,1991

  13. Макдональд Ф. Средние века. История в иллюстрациях. М., 1994

  14. Лебек С. Происхождение франков. М., 1993

  15. Левандовский А.П. Карл Великий. Через империю к Европе. М., 1995

  16. Мельникова Е.А. Меч и лира. Англосаксонвское общество в истории и эпосе. М., 1997

  17. Перну Р., Клэн М. Жанна д, Арк. М., 1992

  18. Рассказы по истории средних веков. М., 1996

  19. Райцес В.И. Жанна д, Арк: факты, легенды, гипотезы. Л,, 1982

  20. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988

  21. Энциклопедический словарь юного историка, 1999

  22. Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «Всемирная история», «Искусство», «Религии мира»).

Также можно использовать книги из списка литературы учебника «История средних веков» под редакцией Ведюшкина В.А.


Часть 2.

История России в жизнеописании великих людей

(с древнейших времен до конца XVI веков)

(34 часа)


Раздел 1.

Русь древняя.

(8 часов)


Тема 1. Легендарные правители Руси.

(2 часа)


Сказание о первых князьях: Кие, Щике, Хориве. Сказание о призвании варягов. «Норманнская теория». Легендарный Рюрик. Кем были Асколдь и Дир.


Тема 2. Первые русские князья.

(2 часа)

Олег: правление и внешнеполитическая деятельность. Правление Игоря. Восстание древлян. Легендарная Ольга. Крещение Ольги. Сын Ольги князь Святослав.

Тема 3. Креститель Руси Владимир I.

(2 часа)


Детство и юность. Влияние образование и воспитания. Отношение с бабкой и отцом. Новгородский князь. Братоубийство. Как крестили Русь. Значение принятия христианства


Тема 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

(2 часа)

Детство и юность Ярослава. Новгородское правление. Мудрый и грозный. Реформы Ярослава. Внешняя политика. Развитие культуры при Ярославе.


Раздел 2..

Политическая раздробленность Руси.

(6 часов)


Тема 1 Владимир Мономах.

(2 часа)

Внук Византийского императора. Писатель и воин. «Поучение детям». Призвание на Киевский престол. Время спокойной жизни.


Тема 2. Князья отдельных княжеств времен раздробленности

(2 часа)

Андрей Боголюбский. Политик и защитник земель. Создание Боголюбова. Заговор против Андрея Боголюбского и его гибель.

Юрий Долгорукий. Захватнические походы. Строительство и основание Москвы.

Всеволод Большое гнездо. Великий Владимирский князь. Объединение земель.


Тема 3. Александр Невский.

(2 часа)

Детство и юность. Новгородский князь. Невская битва. Ледовое побоище. Тайна гибели Александра Невского.


Раздел 3.

Русь Московская.

(20 часов)


Тема 1. Сергий Радонежский.

(2 часа)

Детство и юность. Видение и решение служить богу. Основание монастыря и борьба за объединение Руси. Роль церкви в подготовке Куликовской битвы и борьбе с иноземными захватчиками.


Тема 2. Дмитрий Донской.

(2 часа)


Детство Дмитрия. Борьба за власть. Подготовка к сражению. Борьба за объединение русских земель. Куликовская битва: интересные факты и легенды. Жизнь Дмитрия после сражения.


Тема 3. Иван Калита.

(2 часа)

Детство и юность. Домостроительство московских князей. Умеренность и аккуратность. Дипломат и военный. Борьба с Тверью. «Кожаный мешок».


Тема 4. Иван III.

(2 часа)

Иван Великий. Собирание земель вокруг Москвы. Присоединение территорий. Окончание владычества Орды. Первый самодержец. Русская символика. Внутренняя политика.


Тема 5. Иван Грозный

(2 часа)


Детство среди бояр. Осознание власти. Первый русский царь. Политика раннего периода. Реформы и их крах. Ливонская война. Учреждение опричнины. Противоречивость и значение правление Ивана Грозного.


Тема 6. Адашев Алексей Федорович.

(2 часа)


Придворный спальник. Деятельность Адашева в Избранной Раде. Хранитель печати. Почетная ссылка. Опала и загадочная смерть Адашева.


Тема 7. Курбский Андрей Михайлович.

(2 часа)

Личный друг царя. Талантливый военачальник. Обвинение в предательстве и побег. Публицистика. Переписка с царем.


Тема 8. Ермак.

(2 часа)


Сибирское ханство во времена Ивана Грозного. Детство Ермака. Поход Ермака в Сибирь. Кучум и Ермак. Тайна гибели Ермака.


Тема 9. Иван Федоров.

(2 часа)


Что нам известно об Иване Федорове. Начало книгопечатанья в Европе. Начало книгопечатанья на Руси. Первые книги. Печатня. Иван Федоров на Украине.


Тема 10. Иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек.

(2 часа)


Андрей Рублев. Иконопись на Руси. Жизненный путь Рублева. Икописная школа Андрея Рублева. Самые известные произведения влияние творчества Рублева на развитие живописи на Руси.

Феофан Грек. Влияние культуры Византии на русскую культуру. Сюжеты Феофана Грека. Самые известные произведения Феофана Грека. Значение творчества для развития русской живописи.


Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям.

  1. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1981

  2. Гумилев Л.Н. от Руси до России. М., 1992

  3. История Отечества в лицах. М., 1993

  4. История России в лицах V-XX века. М., 1995

  5. Каргалов В.В. Полководцы X-XVI в.в. М., 1988

  6. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988

  7. Кирпичников А.Н Русь и варяги. М., 1986

  8. Ключевский В.С. Курс русской истории, М., 1987

  9. Ключевский В.С. Сочинения. М., 1987

  10. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях великий людей М., 1990

  11. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство. М., 1988

  12. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М., 1997

  13. Повесть временных лет (документ в любом издании)

  14. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989

  15. Руднев В.А. Слово о князе Владимире. М., 1966

  16. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980

  17. Соловьев С.М. История Росси с древнейших времен. М.,1988

  18. Татищев В.Н. История Российская. М.. 1970

  19. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. М. 1982

  20. Энциклопедический словарь юного историка, 1999

  21. Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «История России», «Искусство», «Религии мира»).





Похожие:

Моу гимназия имени Андрея Платонова iconМоу гимназия имени Андрея Платонова
А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная...
Моу гимназия имени Андрея Платонова iconЧгпу, г. Челябинск мифопоэтика ранних рассказов Андрея платонова
Исследование ранней прозы А. Платонова и в частности рассказов, традиционно относимых к научно-фантастическим, предполагает ответ...
Моу гимназия имени Андрея Платонова iconПоложение о порядке распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам, административно – управленческому, обслуживающему персоналу моу «Гимназия №52»
Моу «Гимназия №52» моу «Гимназия №6»
Моу гимназия имени Андрея Платонова iconТворчество Андрея Платонова в восприятии современных подростков. Дорогова Е. В., учитель литературы мбоу гимназии №48. г. Челябинска
«боли, отчаяния…» Некоторые критики ссылаются и на мнение И. Бродского: «Проза Платонова на другие языки непереводима. К счастью...
Моу гимназия имени Андрея Платонова iconТворчество Андрея Платонова в восприятии современных подростков. Дорогова Е. В., учитель литературы мбоу гимназии №48. г. Челябинска
«боли, отчаяния…» Некоторые критики ссылаются и на мнение И. Бродского: «Проза Платонова на другие языки непереводима. К счастью...
Моу гимназия имени Андрея Платонова iconПриказ №36 о введении в действие Положения «Об управляющем совете моу «Гимназия №3» г. Перми На основании решения Управляющего совета моу «Гимназия №3» г. Перми, зафиксированного в Протоколе №1 от 13 января 2006 года
Ввести в действие Положение «Об управляющем совете моу «Гимназия №3» г. Перми с 24 февраля 2006 года
Моу гимназия имени Андрея Платонова iconТема: «Сценарий праздничного вечера, посвященного 40-летию моу «Гимназия №1 г. Никольское»
Учреждение: моу «Гимназия №1 г. Никольское» Тосненский район, Ленинградская область
Моу гимназия имени Андрея Платонова iconТема: «Сценарий праздничного вечера, посвященного 40-летию моу «Гимназия №1 г. Никольское»
Учреждение: моу «Гимназия №1 г. Никольское» Тосненский район, Ленинградская область
Моу гимназия имени Андрея Платонова iconПубличный отчет моу сош «Гимназия №6»
Целевые ориентиры моу сош «Гимназия №6», материально-техническое, кадровое оснащение
Моу гимназия имени Андрея Платонова iconПротокол от 21 ноября 2005 г №4 Положение г. Железногорск о Совете моу «Гимназия №1»
Общее руководство моу «Гимназия №1» осуществляет выборной представительный орган Совет гимназии. Выбор Совета, его представителя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы