Министерство образования РФ icon

Министерство образования РФ



НазваниеМинистерство образования РФ
Дата конвертации11.08.2012
Размер125.28 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>







Министерство образования РФ

Гуманитарная гимназия имени А.Платонова

Программа модульного курса,

для дополнительной подготовки

8-ых классов с углубленным изучением истории.


«История в жизнеописаниях великих людей»

(периоды: Новая история 1800-1913 г.г., история России конец XIX век)


Автор: учитель истории ВКК

Поплавская Вера Ивановна


Воронеж


Программа модульного курса, для дополнительной подготовки

8-ых классов с углубленным изучением истории.


«История в жизнеописаниях великих людей»

(периоды: Новая история 1800-1913 г.г., история России XIX век)


Пояснительная записка


В школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало времени уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с их именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям или всего лишь упоминает о них.

Данная программа позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях, которые наиболее полно и объективно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху и социальный слой, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории всей страны.

Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа для периода Новой истории 1800-1913 г.г., 34 часа для периода истории России конца XIX века.


Цели курса:

- способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;

- научить учащихся понимать не только российские, но и иные традиции;

- продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;

- продолжить формирование понятийного аппарата;

- развивать интерес к истории, как к предмету гуманитарного цикла;

- научить самостоятельно работать, с привлечением дополнительного материала;

- заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся;

- научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций, учитывая множество подходов разных ученых.


Часть 1.

Новая история в жизнеописании великих людей (1800-1913 г.г.).

(34 часа)


Раздел 1.

Становление индустриального общества.

(16 часов)


Тема 1.
Индустриальная революция: достижения и потери.


(8 часов)


Быстрее, выше, богаче… Новое в науке, технике и транспорте. Талантливый самоучка Дж. Стефенсон. Изобретатель и предприниматель Г. Форд. Т. Эдисон – самый великий изобретатель на все времена.

Человек улетает в небо! Братья Монгольфье покоряют небеса. Другие воздухоплаватели и их вклад в покорение неба.

Война становится искусством. Изобретения в области оружия: С. Кольт, К. Мэксим, Крупп.

Первые миллионеры в эпоху монополистического капитализма. Путь наверх. Дж. Рокфеллер, С. Родс.


Тема 2. Человек в изменившимся мире.

(2 часа)


Как меняется жизнь людей в индустриальном обществе. Все на службе человека. Изобретения и открытия в повседневной жизни человека.

Фотография, которая дала возможность запечатлеть себя на века. Л. Дагерр. Изобретение пишущей машинки Л. Шоулс, Ремингтон. Другие изобретения на службе человека.


Тема 3. Художественные и идейные искания человека

в индустриальном обществе.

(6 часов)

Литературный бунтарь В. Гюго. Романтик Дж. Байрон. Исследователь человеческих душ О. Бальзак.

Художники в поисках новой картины мира. Мятежный Ф. Гойя. Импрессионизм Э. Моне. Живописец счастья О. Ренуар. Импрессионист П. Сезанн. Неистовый Ван Гог.

Общественные взгляды периода индустриального общества. Социализм А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оузна. Идеи революционных преобразований К. Маркса и Ф. Энгельса. Ревизионизм Э. Бернштейна. Анархизм Ж.Прудона.


Раздел 2.

Строительство новой Европы.

(10 часов)


Тема 1. Франция: консульство и образование наполеоновской империи.

(2 часа)

Наполеон Бонапарт. Детство и юность. Образование. Участие в революции, начало взлета карьеры. Консульство. Переворот. Завоевательные войны. Крушение империи. Триумфальное возвращение. Окончательное падение Наполеона и загадка смерти. Маршалы Наполеона.


Тема 2. Англия: путь к расцвету и процветанию.

(2 часа)


Чартизм. Зачем Англии избирательная реформа. Активисты чартистского движения: У. Ловетт и Ф. О. Коннор.

Викторианская эпоха в жизни Великобритании. Кто она - королева Виктория. Детство и подготовка к царствованию. Образование и окружение. Символ величия Англии. Сегодняшняя династия английских королей.


Тема 3. Германия: путь к единству.

(2 часа)

Короли Германии и объединение страны. Вильгельм I. Старик на троне. Железный канцлер Отто Бисмарк. Великий реформатор и великий организатор.


Тема 4. Единая и неделимая Италия.

(2 часа)

Нужна ли Европе единая и неделимая Италия? Борьба за объединение. Движение карбонариев и революция. Герои Италии: Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди. К. Кавур глава правительства Пьемонта.


Тема 5. Парижская коммуна.

(2 часа)

Восстание в Париже. Рождение коммуны. Реформы и ошибки. Коммуна сопротивляется. Майская неделя. Бунт или подвиг? Герои коммуны: Луиза Мишель, Эжен Варлен, Гаврош и другие. Русские на баррикадах Парижской коммуны.


Раздел 3.

Успехи и проблемы индустриального общества.

(6 часов)


Тема 1. Эпоха реформ.

(4 часа)


Англия после викторианской эпохи. Реформы консерваторов и либералов. Б. Дизраэли и У. Гладстон. Реформы Д. Ллойд Джорджа. Попытка установить классовый мир.

Третья республика во Франции. Эпоха демократических реформ. Движения и организации. Ж. Гед, П. Лафарг, Ж. Жорес. Тигр, низвергатель министров Ж. Клемансо. Дело Дрефуса.


Тема 2. Две Америки.

(2 часа)

Новый век в развитии США. Гражданская война. Отмена рабства. А. Линкольн создатель американского народа. Путь в лидеры и значение деятельности. Президентство и трагическая гибель.

Справедливый президент Т. Рузвельт. Реформы Т. Рузвельта и значение его деятельности.

Латинская Америка: время освободителей. Симон Боливар - герой Латинской Америки. Попытка объединить Латинскую Америку.


Раздел 4.

Традиционные общества в период индустриального развития.

(2 часа)


Тема 1. Япония и Китай: два разных пути в развитии.

(2 часа)

Традиционные государства перед выбором: модернизация общества или потеря независимости.

Япония император Мэйдзи. Путь от традиционного общества к модернизации всех сторон жизни. Сложности реформ, приобретения и потери. Мир увидел новое государство.

Поднебесная империя. Императрица Цыси – «матерь всей страны». Конец императорской династии. Новые принципы жизни. Сунь Ятсен и его три принципа. Врач, реформатор и революционер.


Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям.


  1. Абрамова С.Ю. Четыре столетия работорговли. М., 1978

  2. Альперович М.С., Слезкин И.Ю. история латинской Америки. М., 1991

  3. Аникин А.А. Юность науки. М., 1979

  4. Баумерт В. Полет сокола: юность Ф.Энгельса. М., 1985

  5. Бисмарк О. мысли и воспоминания. М., 1940-1946

  6. Вазари Д. Жизнеописания знаменитых живописцев. СПб,, 1999

  7. Виноградов К.Б. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970

  8. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX в.в. М., 1984

  9. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917.

  10. Воспоминания о К.Марксе и Ф.Энгельсе в 2-х частях. М., 1983

  11. Елистратова А.А. Байрон. М., 1970

  12. Ермашов И. Сунь Ятсен. М., 1964

  13. Книга для чтение по истории нового времени, 1999 (или любое издание)

  14. Историческая хрестоматия по Новой истории., СПб, 1991

  15. История Европы. М., 1993

  16. Кедров Б.М. О великом перевороте в науке. М., 1986

  17. Монархи Европы: Судьбы династии. М., 1996

  18. Мурани-Ковач э. Барабанщик Гарибальди. М., 1972

  19. Никифоров В.Н. первые китайские революции. М., 1980

  20. Панаевская А.В., Данченко В.Т. Оноре де Бальзак. М., 1965

  21. Петров Д.Б. Авраам Линкольн – великий гражданин Америки. М., 1980

  22. Ришелье. Оливер Кромвель. Наполеон. Князь Бисмарк. М., 1994

  23. Селиглен Б. Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в американской истории. М., 1976

  24. Семашев В.И. Из жизни императрицы Цыси. М., 1976

  25. Согрин В.В. основатели США. Исторические портреты. М., 1983

  26. Сэндберг К. Линкольн. М., 1961

  27. Тарле Е.В. Наполеон. Нашествие Наполеона на Россию. М., 1974

  28. Чегодаев А.Д. импрессионизм. М., 1971

  29. Энциклопедический словарь юного историка, 1999

  30. Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «Всемирная история», «Искусство»).



Часть 2.

История России в жизнеописании великих людей

(XIX века)

(34 часа)


Раздел 1. Россия в первой четверти XIX века.

(8 часов)


Тема 1. Россия перед Отечественной войной 1812 г.

(4 часа)

Павел I. Долгий путь к власти. Детство и воспитание. Трудный характер. Любовь ко всему прусскому. Странности и капризы. Тайны и секреты правления. Кому нужна была смерть Павла I. Последствия цареубийства.

Александр I. Воспитание и обучение. Цареубийство. Либерал на троне. «Негласный комитет». Окружение царя. Две политики. От либерализма к консерватизму. Два лица одного человека. Загадка смерти.

Сперанский М.М. Происхождение и обучение. Начало восхождения. Реформы замыслы и результаты. Конец карьеры, но не конец реформам.

Аракчеев А.А. «Преданный без лести». Начало карьеры при отце продолжение карьеры при сыне. Земледелец и крепостник. Учредитель Заемного банка. Аракчеев и Александр I. Аграрный проект. Военные поселения.


Тема 2. Отечественная война 1812 г.

(4 часа)

Внешняя политика и дипломатия перед войной. П.Б. Куракин. Генералы Отечественной войны 1812 г.: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли. П.И Багратион др. Герои войны 1812 г. Н.Н. Раевский, Ф.П. Уваров и др. Партизанское движение, роль народа в партизанском движении. В. Кожина, Д. Давыдов и др. Неизвестные страницы войны. Война в литературе и художественных произведениях.

I


Раздел 2.

Россия в второй четверти XIX века.

(16 часов)


Тема 1. Движение декабристов.

(6 часов)


Династический кризис. Николай I. Неожиданное воцарение. Детство и воспитание. Готовность править. Восстание. Судья и император. Жизнь после восстания. Семья и дети.

Тайны движения декабристов. Начало революционного пути и первые общества. Восстание. Рылеев К.Ф. – поэт, декабрист. Руководитель восстания. Рылеев К. в воронежском крае. Следствие и суд. Казненные декабристы. П.Пестель, и др. Жизнь декабристов в ссылке. Жены и дети декабристов. Е.Трубецкая др. Восстание декабристов в литературе и искусстве.


Тема 2. Время реакции: правление Николая I.

(6 часов)

Внутренняя политика. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Детство и юность реформатора. Служба в армии и карьера на гражданской службе. Проект отмены крепостного права. Министр финансов.

Общественное движение. Консерватор Уваров С.С. «Теория официальной народности» - подпорка самодержавия. Последствия теории для населения России. Либеральное движение. А.И. Герцен и Н.П. Огарев: общинный социализм. Западники и славянофилы: какой путь у России. Общество перашевцев. Призыв к революции.

Внешняя политика. Кавказская война. А.П. Ермолов – дворянин, офицер, переплетчик. Ссылка. Отношения А.П. Ермолов и Аракчеев А.А. Герой войны 1812 г. Главнокомандующий в Грузии. Кавказская война.

Крымская война. 1853-1856 г.г Кому была нужна Крымская война. Герои Крымской войны. Нахимов П.С. Любимец офицеров, матросов и жителей города. Адмирал и герой войны. Тотлебен Э.И. Русский военный инженер. Реформатор инженерных войск России. Руководитель инженерных сооружений Севастополя. Простые герои Севастополя: матрос Кошка М.П., Дарья Севастопольская и др. Крушение надежд.

Тема 3. Культура и быт первой половины XIX в.

(4 часа)

«Золотой век» русской культуры. Наука и образование первой половины XIX в. Путешественники и исследователи. Писатели и поэты. Архитекторы и скульпторы. Художники. Изменения в повседневной жизни людей.


Раздел 3.

Россия во второй половине XIX в.

(10 часов)


Тема 1. Отмена крепостного права.

(2 часа)

Александр II. Детство и воспитание. Воспитанник поэта и сын царя-судьи. Подготовка реформы. Царь-реформатор. Семья и любовь. Покушения на царя. Убийство. Последствия реформаторской деятельности.

Я.И. Ростовцев. Подготовка реформы. Разработка основных положений. Работа комиссии. Сбор наказов. Отмена крепостного права. Реакция крестьянского сословия. Другие участники событий.

Лорис-Меликов М.Т. Политические взгляды. Конституция Лорис-Меликова М.Т.


Тема 2. Общественное движение второй половины XIX в.

(2 часа)

Народничество. Руководители трех направлений народничества: Бакунин М.А., Лавров П.Л., Ткачев П.Н. Терроризм народников. Хождение в народ. Крах народничества.

Зарождение марксизма в России. Плеханов Г.П. Пропаганда марксизма. Создание группы «Освобождения труда». Подготовка пролетарской революции.


Тема 3. Россия в период контрреформ.

(2 часа)

Александр III. Воспитание и обучение. Отец и сын. Правление после убийства отца. Контрреформы или возрождение страны? Окружение императора. Победоносцев К.П. – учитель и ближайший советник императора.

Внешняя политика. Обострение «восточного вопроса». А.М. Горчаков - дипломат от рождения. М.Г. Черняев – генерал самолично взявший Ташкент. М.С. Скобелев – «белый генерал», национальный герой Болгарии.


Тема 3. Культура и быт второй половины XIX в.

(4 часа)

«Золотой век» русской культуры. Наука и образование второй половины XIX в. Путешественники и исследователи. Писатели и поэты. Архитекторы и скульпторы. Художники. Изменения в повседневной жизни людей.


Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям.

  1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ России. М., 1991

  2. Акиньшин А., Ласунский А. записки старого пешехода. Воронеж. 2002

  3. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII- первой половине XIX в. М., 1994

  4. Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998

  5. Боханов А.Н. Император Николай II. М., 1997

  6. Бушко И.П., Рашина Т.А. Российская империя XIX в. Экономика. Политика. Война. М., 1984

  7. Гессен А.И. Во глубине сибирских руд. М., 1989

  8. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861 г.г. М., 1984

  9. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1958

  10. История Отечества в лицах. М., 1993

  11. История России в лицах V-XX века. М., 1995

  12. Ключевский В.С. Курс русской истории, М., 1987

  13. Ключевский В.С. Сочинения. М., 1987

  14. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях великий людей М., 1990

  15. Леонтович В.В. история либерализации в России: 1762-1917 г.г М., 1995

  16. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. В России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991

  17. Ляшенко Л.М. Революционные народники. М., 1989

  18. Мережковкий Д.С. Павел I: пьеса. Александр I6 роман. М., 1991

  19. Нечкина М.В. Декабристы. М., 1979

  20. Очерки русской культуры XIX в: общественно-культурная среда. М., 1998

  21. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М., 1997

  22. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990

  23. Российские императоры. М., 1997

  24. Рысков К.В. 100 великих россиян. М., 2002

  25. Соловьев С.М. История Росси с древнейших времен. М.,1988

  26. Струве П.Б., граф С.Ю. Витте. Опыт характеритстики. М., 1915\

  27. Томсинов В.А. Временщик (А.А. Аракчеев)М., 1996

  28. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992

  29. Цымбав Н.И. славянофильство. М., 1994

  30. Энциклопедический словарь юного историка, 1999

  31. Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «История России», «Искусство», «Религии мира»).




Похожие:

Министерство образования РФ iconМинистерство образования и науки российской федерации казанский (Приволжский) федеральный университет Институт педагогики и психологии министерство образования
Управление образования исполнительного комитета зеленодольского муниципального района республики татарстан
Министерство образования РФ iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство образования и науки республики татарстан казанский (Приволжский) федеральный университет Институт
Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства...
Министерство образования РФ iconМинистерство образования и науки российской федерации казанский (Приволжский) федеральный университет Институт педагогики и психологии министерство образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «гимназия №3 зеленодольского муниципального района»
Министерство образования РФ iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство образования и науки республики татарстан министерство труда и занятости республики татарстан

Министерство образования РФ iconМинистерство образования российской федерации письмо от 25 декабря 2002 г. N 31-52-122/31-15 о лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования
Связи с вопросами, поступающими в Министерство образования Российской Федерации, о лицензировании платных дополнительных образовательных...
Министерство образования РФ iconМинистерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки Российской Федерации Российской Федерации
...
Министерство образования РФ iconМинистерство образования российской федерации министерство иностранных дел
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №686
Министерство образования РФ iconМинистерство образования российской федерации министерство иностранных дел
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №686
Министерство образования РФ iconМинистерство образования российской федерации министерство иностранных дел
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №686
Министерство образования РФ iconМинистерство Министерство экономического развития и торговли образования и науки

Министерство образования РФ iconМинистерство Министерство Экономического образования
Требования к студентам: Приступая к изучению политической истории, студент должен
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы