Основы экологического права icon

Основы экологического права



НазваниеОсновы экологического права
Дата конвертации11.08.2012
Размер161.16 Kb.
ТипРеферат
Основы экологического права


Введение. Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальныхпроблем современности. Научно-технический прогресс и усилениеантропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострениюэкологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняетсяприродная среда, утрачивается естественная связь между человеком иприродой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое инравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическаяборьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира снаихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достиглоневиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимаяво внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетамспециалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национальногодохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнениеокружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Среднийвозраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятыйребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствиенарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеетразличные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООНнарод РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории странызанимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологическихситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом,отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемойнаселением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Списокподобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что намвсем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, чтовремя нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. Завсе нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлениемответственности. В противном случае человек расплачивается не только своимздоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействиена природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основысуществования человека, современная форма каннибализма [7, с. 4]1. Природный объект – как объект природопользования. Не всякий объект собственности может быть природным объектомсобственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешнимпризнаком природного объекта. Внутренним признаком природного объекта является совокупность егосвойств, которую можно условно разделить на три элемента: 1. Свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя. 2. Состояние природных объектов – изменения, вызванные в нем в результате природной и хозяйственно деятельности, засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и т.п. 3. Природные процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п. Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей сдругими природными объектами и с экологической системой в целом. Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и другихформ собственности на природные объекты являются: - отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.); - только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия); - при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права). Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют егополезные для человеческого общества качества, т.е. когда они служат длявыполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую ценность объектов природы. Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для эксплуатациичеловеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в горах. Природные объекты должны находиться в пределах государственных граници континентального шельфа России[1]. Таким образом, можно сказать, что природа – интегрированный идифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологическихсистем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземноепространство. Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных формсобственности на природные ресурсы являются народы Росси, проживающие насоответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используютсяи охраняются как основа их жизни и деятельности. Однако, следует особо заметить, что в законе народам не предоставленостатуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжениюприродными ресурсами осуществляется соответствующими органамигосударственной и муниципальной власти, а также иными юридическими ифизическими лицами. Общий анализ российского законодательства показывает, что в РоссийскойФедерации введена множественность субъектов права государственной и инойсобственности на землю и иные природные ресурсы.2. Общее право природопользования Право пользования землей и иными природными объектами выражается вхозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств ииспользовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется ссоблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которыхвведена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», и которыеконкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ обиспользовании и охране природных объектов; о животном мире; об охранеатмосферного воздуха. Здесь важно отметить, что право пользования землей и иными природнымиобъектами имеет две основные стороны: - установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением; - взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей. Известный американский публицист Barry Commoner сформулировалследующие принципы общения человека с природой: 1) Все связано со всем, 2)Все должно куда-то деваться, 3) Природа знает лучше, 4) Ничто не даетсядаром. Законами РФ предусмотрена также и защита окружающей природной среды отвредного биологического воздействия. В частности, сюда можно отнести ст. 52ЗоООС, ст. 248 УК РФ, ст. 102 Земельного Кодекса. В Воздушном и Водномкодексах указанные нормы отсутствуют, замененные общими положениями. Отсюдаследует то, что биологическое загрязнение относится к числу ещемалоизученных видов загрязнений. Поэтому это понятие не имеет единоготолкования - в основном под ним понимается деятельность человека,выражающаяся в превышении численности (биомассы) животных организмов сверхдопустимой в естественных условиях предельной нормы, а также в привнесениив окружающую природную среду новых, не свойственных ей ранее животныхорганизмов. Последствия этого могут проявляться в резком возрастании численностивредных для человека сорных растений, насекомых, животных. Дополнительнуюопасность представляют вспышки инфекционных заболеваний, переносимыхнекоторыми вышеуказанными биологическими объектами. В данном случае, мыбудем иметь дело с эпидемиологической эпизоотией, эпифитотией, или дажепандемией. Так же вредное биологическое воздействие на окружающую природнуюсреду может иметь и иные последствия, например - при повышении популяциинекоторых животных полностью истощаются их привычные кормовые ресурсы, чтов конечном итоге ведет к опустыниванию земель (эпизоотия или а случае срастениями - эпифитотия). Закон РСФСР «Об охране и использованииокружающего животного мира» запрещает самовольное переселение,акклиматизацию, сокращение животных и растений. Для завоза растений иживотных из зарубежных стран необходимо разрешение карантинной службы.Лесными культурами занимаются лесхозы, культурными растениями - управлениязеленого хозяйства городов, органы ветеринарного надзора решают вопросыакклиматизации и переселения домашних и сельскохозяйственных животных,органы охоты и охотничьего хозяйства ведают дикими животными инспекциигосрыбнадзора - рыбой и иными водными животными. Развитие биотехнологии и генной инженерии создает новую экологическуюопасность - возможность попадания из цеха завода в природную средуагрессивных микроорганизмов с непредсказуемыми свойствами. Аналогичнуюопасность представляют также и медицинские и ветеринарные лаборатории,работающие с возбудителями болезней. Контроль за соблюдением предельно допустимых норм биологическогозагрязнения ведет санитарно-эпидемиологическая служба. Она имеет правовыносить обязательные предписания о приостановлении или закрытиипредприятий, лабораторий и иных объектов, если они нарушают установленныенормативы и правила охраны окружающей природной среды от вредногобиологического воздействия. (см. ст. 38 з-на «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).3. Экологическая ответственность. Юридическая ответственность за экологические правонарушения ипреступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологическойбезопасности населения, охраны природной среды и рациональногоиспользования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими,политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерамипо возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными [7,с.4]. 3.1. Понятие и виды экологической ответственности. В комплексном виде законодательное закрепление ответственности поэкологическому праву произведено в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря1991 г. "Об охране окружающей природной среды" [4, с.24]. Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностныелица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную,гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия,учреждения, организации - административную и гражданско-правовую всоответствии с названным законом и иными законодательными актами РоссийскойФедерации и ее субъектов. К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственностиправонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительное ипоресурсное законодательство: - Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. - Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.2 - Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. - Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. - Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. - Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. - Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. и др. Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КАП)субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливатьадминистративную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства;правил осуществления других видов пользования животным миром; решений повопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантинуживотных; ветеринарных правил. В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие нормуголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится кведению Федерации. Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесноезаконодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природнойсреды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Эти обстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросовюридической ответственности за экологические правонарушения. Задачами юридической ответственности за экологические правонарушенияявляются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказаниеправонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частноепредупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общеепредупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону исложившемуся экологическому правопорядку. Ответственность за экологические правонарушения основана на принципахзаконности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (заисключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источникомповышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовойответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного еевозложения, экономии мер государственного принуждения. Как указывалось, деяние – объективное основание юридическойответственности, формальным основанием выступает правовая норма,закрепляющая признаки данного правонарушения, а вина служит субъективнымоснованием. Однако выделение нормы, вины и деяния в качестве оснований в известноймере условно, т.к. даже в совокупности их недостаточно для реальногопривлечения правонарушителя к ответственности. Поэтому единственным идостаточным юридическим основанием ответственности является наличие вдеянии правонарушителя предусмотренного нормами права составаэкологического правонарушения. В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправноедеяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вредокружающей природной среды и здоровью человека. Данное определение содержит основные отличительные признакиэкологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. В нем указаны невсе признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправное деяние,нарушающее законодательство); перечислены не все социальные ценности,составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняетсявред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объектправонарушения. Последствия же не входят в элементный состав экологическогоотношения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические ииные правонарушения (хозяйственные, против собственности, против здоровья,должностные и т.д.). Более удачным представляется определение экологического правонарушениякак общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством подугрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного напричинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологическогоправонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента:объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект. Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий,учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнениепланов и мероприятий по охране природы и рациональному использованиюприродных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природнойсреды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и занарушение иных требований природоохранительного законодательства приисполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР "Обохране окружающей природной среды"). Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяетсятрудовым законодательством, законодательством о государственной службе,иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовымисоглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии,организации, учреждении. При этом условия договоров о труде, ухудшающиеположение работников по сравнению с действующим законодательством, включаяусловия ответственности, являются недействительными. Отличительнымпризнаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнениетребований экологического законодательства одновременно являетсяневыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемойдолжностью или договором (контрактом). Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицодисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора,увольнения от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР). Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актамидля отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены идругие дисциплинарные взыскания. Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться:полное или частичное лишение премии либо иных средств поощрения; перевод нанижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина илизвания; объявление о неполном служебном соответствии. Администрация имеет право вместо дисциплинарного взыскания передатьвопрос на рассмотрение общего собрания трудового коллектива илиобщественной организации. Общие положения о возможности применения к нарушителю экологическогозаконодательства материальной ответственности содержатся в ст.83 ЗаконаРСФСР "Об охране окружающей природной среды". Порядок ее применениярегулируется трудовым законодательством. Материальная ответственностьзаключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместитьрасходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятиеили иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовыхотношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреданесет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не болеесвоего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновный полностьювозмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния;умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовыхобязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвомсостоянии; когда в соответствии с законодательством или договором наработника возложена полная материальная ответственность. При определении размера ущерба учитывается только прямойдействительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб,который может быть отнесен к категории нормального производственного риска(ст. 118 КЗОТ). Административная ответственность за экологические правонарушенияприменяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства,должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (впроекте нового КАП РФ -мировым судьей или судом). С учетом неблагополучной экологической обстановки в стране,распространенности экологических правонарушений в проект нового КАП РФвключены в качестве органов, наделенных правом рассматриватьадминистративные дела, контрольные органы по охране окружающей природнойсреды, органы геологического контроля, органы Министерства сельскогохозяйства и продовольствия, Комитета по земельным ресурсам иземлеустройству (Роскомзем рф), органы, осуществляющие охранугосударственных природных заповедников и национальных природных парков. Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц.Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природноресурсовомзаконодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, гдеони группируются в главе "Административные правонарушения в области охраныокружающей природной среды, памятников истории и культуры". За совершение экологических административных правонарушений могутприменяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершенияправонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управлениятранспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудиемсовершения правонарушения. Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены ииные, кроме указанных в ст.24 КАП РСФСР виды административных взыскании. 3.2. Экологические преступления. Введение специальной главы об ответственности за экологическиепреступления является одной из новелл нового УК РФ. В прежнем УК было болеедесятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, восновном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в рассматриваемойглаве семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятыхпод охрану государства (ст.243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах,создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды(ст.237 УК). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но ониустанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинениемвреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкоеопределение в законе круга экологических преступлений, позволяющеевыстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств,прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменилсяподход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений ипреступлений. Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном былоориентировано на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Онорассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природныхбогатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономическихинтересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь вблагоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защитыздоровья человека, экологического благополучия населения при решениихозяйственных, военных, научных и иных проблем. В новом УК содержание главы "Экологические преступления", как идругих, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей,принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество,государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы ссовременными формами и видами экологической преступности. УК ориентированна признание окружающей природной среды биологической основой жизни,здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступленияесть по сути преступления против человека и всего живого на земле путемвоздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления обобщественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор ониотносились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств наборьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы спреступностью они не значились. В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологическихпреступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности взависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личностивиновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкцияуголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда,причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека. Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность занезаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм обответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинениивреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и тепрактически не применялись. Например, в последние годы за рыбноебраконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших экологическиепреступления за год, за незаконную охоту - 24,1%, за незаконную порубкулеса - 25,8%, а по делам о загрязнении водного и воздушного бассейнов онисоставляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления,была еще меньше. В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вредаприродной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14) [7, с.29]. Заключение До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия. Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды. Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества. Литература.1. Конституция РФ. М.: 1993.2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1, Ч. 2. М.: Новая Волна. 1997.3. Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991г. // Ведомости Суда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. П. 22 ст. 786.4. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10.5. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. № 2060-1.6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996.7. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997.8. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 1997.9. Черноморец А.Е. Право собственности в сельском хозяйстве РФ. М. 1993.10. Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник для ВУЗов. М. 1998.-----------------------[1] См. Федеральный закон РФ «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Основы экологического права iconПрограмма по предмету «Экологическое право» предназначена для подготовки студентов по специальности «Правоведение»
В общей части даются определение термину «Экология», понятие предмета метода, механизма действия экологического права. Изучаются...
Основы экологического права iconУчебная программа дисциплины «основы экологического воспитания»
Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных...
Основы экологического права iconПроблемы построения современной функциональной организации государственного экологического контроля
Заславская Н. М., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета мгу им. М. В. Ломоносова
Основы экологического права iconПравовой статус должностных лиц органов государственного экологического контроля
Заславская Н. М., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета мгу им. М. В. Ломоносова, кандидат...
Основы экологического права iconКафедра экологического, трудового права и гражданского процесса
Наименование – кафедра экологического, трудового права и гражданского процесса, электронный адрес кафедры – civil process@ksu ru
Основы экологического права iconПеречень вопросов по специализации
Источники экологического права: понятие, система, соотношение с источниками других отраслей права
Основы экологического права iconУтверждены основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года
Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030...
Основы экологического права iconИстория экологического права

Основы экологического права iconИсточники экологического права

Основы экологического права iconИсточники Экологического права

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы