Литература древнего Рима icon

Литература древнего Рима



НазваниеЛитература древнего Рима
Дата конвертации11.08.2012
Размер150.91 Kb.
ТипЛитература
Литература древнего Рима


СОДЕРЖАНИЕ1.Введение2.Рим3.Первые драматурги4.Античная литература Рима5.Поэзия6.Заключение7.Используемая литератураВВЕДЕНИЕ Любопытно взглянуть на нашу Землю за тысячелетия до нас По масштабампередвижения она огромна. Ее не обойти, не облететь, не окинуть взглядом.Человечество еще немногочисленно. Бескрайние просторы - цветущие,благодатные - лишины постоянных человеческих жилищ. "Природы вольные сыны" редкими группами кочуют по ним, собирая дляпропитания коренья, травы, охотясь за редким зверьем. Воссоздать картину жизни человечества древнейшего периода, конечно,довольно трудно. "Письменности не существовало, и мы не знаем не толькотого, как народы называли себя, но даже языков, на которых они говорили",-пишет специалист по археологии Дж.Мелларт. Огромную роль в прогрессечеловечества на том этапе сыграл переход от простого пользования дарамиприроды к искусственно созданным уже человеком продуктам. Это былэпохальный переворот. Люди начали освобождаться от рабской зависимости отприроды и это сразу сказалось на всем строе их жизни. Американский биологЭдуард Дивей подсчитал, что население Земли за одно тысячелетие увеличилосьв 16 раз и достигла примерно 80 млн.человек. Люди стали заниматьсяземледелием, приручением животных. "Эти достижения в свете современныхнаучных данных должны рассматриваться как фундамент человеческойцивилизации",- заключает Джеймс Мелларт.Таково было положение человечествадо возникновения первых письменных цивилизаций (около 3500 г. до н.э.). Великими вехами в духовной истории людей стали эпохи возникновенияпервой формы общения между ними - речи, а потом и письменности. Это был,конечно, длительный процесс. Многие из языков древности умерли. Претерпелаизменение и письменность народов. Некоторые ее виды давно уже забыты итребуют расшифровки. Общий процесс развития человечества значительно замедлялся из-заотсутствия прочных и регулярных связей между Востоком и Западом. Европа, кпримеру, только в XI-XIIвв. стала производить бумагу, а между тем Китайделал бумагу уже в начале нашей эры. Наука Востока и Запада развивалась самостоятельно, в отрыве друг отдруга, часто, естественно, повторяя друг друга. Иногда ученые Востокаопережали своих коллег на Западе или открывали в явлениях, уже известныхЗападу, новые стороны. Параллельно, часто повторяя друг друга , не ведая отом, развивались и философские воззрения народов Востока и Запада. О душе древнего человека, его страхах, мечтах, о его философии,мыможем судить по поздним источникам, сохранившим переходившие из уст в уста,из поколения в поколение стародавние предания. В дошедших до нас письменах запечатлелись дела и мысли наших предков.Что они любили? О чем мечтали? К чему стремились? Ответ на эти и другиевопросы дают поэтические сказания древних народов. Литература - странаживых картин и чувств. Она переносит нас в самые отдаленные времена и всамые отдаленные земли. В сущности, через литературу мы общаемся со всемипоколениями, жившими до нас.
История литературы превращается как бы вогромную панораму жизни человечества. Историк расскажет нам, как люди жили,поэт покажет нам их жизнь, пользуясь выразительными средствами поэзии,заставит нас ее пережить, перечувствовать, перестрадать. Объектом литературы как в древности, так и в наши дни была иостается, говоря словами Пушкина, "судьба человеческая, судьба народная". Очеловеке и народе писатель рассказывает языком поэтических образов,поэтических картин, т.е. обогащая реальную жизнь дарами своего сердца,своего воображения, своих чувств. Читая древние поэтические сказания, мы познаем мир нравственных иэстетических ценностей далеких эпох.Огромное духовное богатство сохранили нам книги. Читая их, мы приобщаемся ктысячелетнему интеллектуальному опыту человечества.РИМ Весь мир находился в руках победителей- римлян. Они владели и морями, и сушей, и небом, усеянным звездами, но им всего было мало! Их тяжело нагруженные корабли бороздили моря. Если им встречался укромный залив и неизвестная ранее область, где по слухам, были золотые рудники, местные жители объявлялись врагами Рима, и судьба готовила им опустошительную войну, чтобы римляне могли завладеть новыми сокровищами.Гай Петроний Это писал римлянин, приятель Нерона , одного из самых жестоких иничтожных личностей на римском императорском престоле (54-68 гг.н.э.),придворный писатель, автор знаменитого романа "Сатирикон", богатый изнатный человек, достаточно равнодушный, чтобы не возмущаться этим, нетщеславиться. История Древнего Рима богата грандиозными событиями, восходящимиподчас до уровня всемирно-исторической трагедии. Его нельзя оценитьоднозначно: он и велик , монументален, грандиозен, и страшен некоторымичертами своего исторического бытия. Он дал беспримерные образцы силычеловеческого гения и вместе с тем - жестокости, слабодушия, коварства. Из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век Римрасширял свою территорию путем завоевания чужих земель, покорения племен инародов, пока из маленького городка-полиса не превратился в огромнуюмировую державу от западных берегов Средиземного моря до Кавказа. Вся его писанная и неписанная история, признанная и утвержденнаягосударством, все легенды, религия должны были подкреплять примерами изпрошлого идею военного могущества римлян, якобы изначальнопредопределенного, вечного, незыблемого. Родоночальником государства официально был признан Эней, выходец извоспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры (Афродиты).Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать всознании народа идею божественного предустановления самого Римскогогосударства. От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея,рождаются братья Ромул и Рем. У колыбели Римского государства был, следовательно сам бог, и непросто бог, а бог войны. Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сивильи,завладевший ее престолом, узнав о рождении близнецов, которые могутугрожать ему в будущем, приказывает выбрасить их в Тибр. На помощь приходитсама река - ее волны нежно подхватывают детей и выносят на берег, где ихнаходит и воспитывает... волчица. Зверь, бесстрашная кровожадная хищница, питает своим молокомоснователей Рима. Символом Рима, его Государственным гербом сталоизображение волчицы с двумя младенцами. Молоко волчицы! Идеологическое жало легенды направлено прямо в сердцеримского воина - смелого, сильного и жестокого. Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию,это произошло в 753 году до н.э. и до 509 года он управлялся царями. Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса(государства). В честь него и был назван город (по латыни Рома). Последнимцарем стал Тарквиний Гордый. Он был изгнан из города за оскорблениенравственных и религиозных чувств народа. Возглавил эту акцию Юний брут-старший, оставивший свое имя векам как один из первых борцов противтирании. Римляне отказались от монархического правления и установилиреспублику. Она просуществовала около 500 лет, до 31 года до н.э.ПЕРВЫЕ ДРАМАТУРГИ Побежденная Греция победила сурового победителя и внесла искусство в грубый лациум. Гораций Эти строки Римского поэта стали крылатыми. Римляне восторгалиськультурой Греции, и этому восторгу не было предела. Когда поэт Лукрецийзадумал изложить стихами философию Эпикура, он прежде всего выразил своебезграничное восхищение греческим мыслителем. Он назвал его славой и честьюГреции, своим отцом, наставником, обращаясь к нему с поистине сыновнейлюбовью. Римляне нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости откультуры Греции, и это при их надменности и кичливой гордости званиемримлянина. Однако были и в Древнем Риме противники иностранных влияний.Суровый консерватор Катон (234-149 гг. до н.э.) резко осуждал своихсоотечественников за преклонение перед греческой культурой, но сам уже встарости взялся за изучение греческого языка и не мог без одобрения неотзываться о греческих историках Фукидиде и Ксенофонте. Даже богов римляне стали "переманивать" к себе с греческого пантеона.У Лукиана есть по этому поводу насмешливая сценка "Собрание богов". НаОлимпе греческие боги решили произвести чистку. Для этого избрали комиссиюдля отбора истинных богов, отделив их от пришельцев, "ввиду того, чтомногие чужеземцы, не только эллины, но и варвары, отнюдь недостойные делитьс нами права гражданства, неизвестно каким способом попали в наши списки,приняли вид богов и так заполнили небо, что пир наш стал теперь похожим насборище беспорядочной толпы, разноязычной и сбродной..." Двенадцать богов Олимпа перекочевали в Римский пантеон и заняли в немвсе почтенные места,правда под другими именами, кроме Апллона, которыйсохранил свое греческое имя. Из своих они оставили Януса, двуликого бога дверей (привратника),хранителей дома семьи Пенатов (они жили в доме, а вне дома - Лары).Сохранили они также культ предков, которых представляли божки Маны. БогиняВеста тоже охраняла и защищала домашний очаг римлян и очень почиталась ими.Почиталась и легендарная греческая пророчица Сивилла Кумская. Сивиллиныкниги, содержащие греческие оракулы, хранились в храмах, их читалиспециальные толкователи. Знакомство рядовых римлян с греческой литературой началось с 240 г.до н.э., когда появилась "Латинская Одиссея", вольный перевод поэмы Гомера,сделанный пленным греком Ливием Андроником. В течение 2-х столетий книгабыла своеобразным учебником в школьных занятиях юных римлян. Переняли римляне у греков и театральные представления, правда внеся вих устройства некоторые изменения, у них имелись и некоторые собственныетрадиции, заимствованные у этрусков. В 55 г. до н.э. Помпей построил первый каменный театр на 40 тысячмест. Впервые появился занавес, сцена раздвинулась вглубь, а орхестра сталаслужить партером для самых именитых гостей. Актеры набирались из рабов,вольноотпущенников (мужчин и женщин). Профессия актера у римлян, в отличиеот греков, считалась позорной. От древних римских авторов остались лишь имена да краткие фрагменты,кроме двух главнейших. Это драматурги - Плавт (254-184) и Теренций (195-159).АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА РИМАТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ(ок254-184 гг. до н.э.) О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немногое. Онродился в г. Сарсине, в Умбрии, умер в Риме. Есть скудные и не оченьдостоверные сведения о его занятиях торговлей, о работе на мельнице и отеатральной деятельности. По счастливой случайности из 21 одной комедииПлавта сохранилось 20 комедий полностью и одна в отрывках. Особенноизвестны "Хвастливый воин", "Менехмы", Горшечная комедия", Псевдол","Привидение", Выкхиды", "Пленники", Амфитрион".Вот содержание комедии "Привидение": Подружку выкупил на волю юноша, Растратив все в отсутствие отца добро. И вот старик вернулся. Транион сумел Вкруг пальца обвести его: мол, выехал Из дома сын, испуган привидением. Да тут явился ростовщик, потребовал Ему проценты заплатить. Раб дальше врет: На те, мол, деньги дом соседний сын купил. Изобличен был раб. Но собутыльник их Ему и юноше прощенье вымолил.ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР(ок.195-159 гг.до н.э.) Публий Теренций Афр родился в Карфагене, был рабом римского сенатора,который отпустил его на волю. За свою короткую жизнь поэт написал 6комедий, все они сохранились до нашего времени. Комедии Теренция во многом отличаются от комедий его предшественника.Они значительно серьезнее, точнее передают проблематику греческой комедии,ее мягкое, гуманистическое звучание; в них нет плавтовского озорства,динамики действия, безудержной буффонады. Я - человек! Не чуждо человеческое мне ничто. Дозволь вопрос, дозволь и увещание. Коли ты прав, так буду поступать и я, Не прав - я отклонить тебя попробую. (отрывок из комедии "Самоистезатель")ЛУКРЕЦИЙ Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада. О благая Венера! Под небом скользящих созвездий жизнью ты наполняешь и все судоносное море, и плодородные земли; тобою все сущие твари жить начинают и свет, родившиеся, солнечный видят.Лукреций "О природе вещей" Благая Венера! Богиня любви. Самая прекрасная из всех прекрасныхгреческих богинь Олимпа. Греки ее называли Афродитой. Римляне переименовалив Венеру, отождествив свою богиню садов с греческой богиней любви.Услужливая фантазия породилу легенду о сыне Венеры Энее, основателеРимского государства. Венера стала национальной святыней Рима.Военначальники называли ее Felix ("приносящей счастье"). Юлий Цезарь считалее своей прародительницей , якобы род его шел от Энея. Ей воздвигали храмы,скульпторы изображали ее в мраморе. Лукреций ставил ее больше как философ, ибо поэма его при всемэстетическом богатстве ее красок есть поэма философская по преимуществу. "О благая Венера!" В этом возгласе вылился весь восторг Лукрецияперед жизнью. Венера для него олицетворение самой жизни, ибо все начинаетсяс прекрасной любви. Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближением Тучи уходят с небес, Земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские, И умиренная гладь сияет разлившимся светом... Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы И ничего без тебя на божественный свет не родится, Радости нет без тебя никакой и прелести в мире. Венера в поэме Лукреция - поэтический образ. Ни в каких богов он неверил и задачей своей поставил избавить людей от этой веры. Правда , он неполностью отверг существование богов и вслед за Эпикуром удалил их нажительство куда-то в "интермундии" (между мирами), где они, нисколько недумая о людях и не вмешиваясь в их дела, блаженствуют в вечных безмятежныхрадостях, не зная ни бед, ни грозных возмущений природы. Может быть, это была уступка современникам, что бы не отпугивать ихсвоим безбожием? С первых же страниц его поэмы "О природе вещей" мы попадаем ватмосферу полнейшей иррелигиозности. Более того, подчас мы видим в поэте непросто скептика, но ярого, воинственного атеиста. Оказывается, как онразъясняет читателю, жизнь людей "долго безобразно влачилась под религиейтягостным гнетом". Вера в богов приносила людям величайший вред, вселяя вних страх перед неким существом, которое с неба взирало на них "ликомужасным". и жалкие смертные опускали глаза долу, робея и трепеща. Но вотодин эллин (Эпикур) осмелился не опустить глаз, и сколько бы его ни пугаламолва о богах, он отважно обратился к природе, в ней одной ища разъяснениязагадкам мира. Лукреций изложил в своей поэме философию материолизма, точнее тувысшую ступень его, на какую поднялся античный мир. Он заявил, чтовселенная бесконечна /"Дна никакого нет у вселенной нигде", "нет ни концани предела пространству"/, что состояние материи - вечное движение /"Миробновляется вечно. Все это вошло как несомненная истина в современное учение оматериализме. Лукреций затронул проблему познания и пришел к выводу, что первымипосредниками между нами и окружающим миром являются органы чувств, которымиснабжено наше тело /"Осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может"/.Далее Лукреций размышляет и о вопросах бытия человека и общества. Все людии отдельный человек должны жить для радостей земных. Счастье - вот цель ихсуществования. Этого требует сама жизнь, сама природа. Поэт обращает свой взор и на жизнь общественную, его интересуетпроблема прогресса. Что движет им? Что заставляет людей постоянносовершенствовать свой быт? Оказывается - потребности, нужда: Судостроение, полей обработка, дороги и стены, Платье, оружье, права, а также и все остальные Жизни удобства и все, что способно доставить усладу: Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй - Все это людям нужда указала, и разум пытливый Этому их научил в движенье вперед постепенном. Лукреций жил недолго, умер, вероятно, в возрасте 44 лет, если веритьочень скупым и достаточно сомнительным сведениям, дошедшим до нас об этойзамечательной личности (99 - 55 гг.до н.э.). Сохранился единственный отзыво поэме, принадлежавший современнику автора. В 53 году до н.э. Цицерон вписьме к брату писал: " ...в ней много проблесков природного дарования, атакже искусства".ПОЭЗИЯ Лирика! Для суровых римлян с их гражданскими чувствами, преданностьюинтересам государства, мужественным воинам, не привыкшим к каким либоличным излияниям,- это было в диковинку. Цицерон так и назвал лириков -"поэтами новыми". Само появление их свидетельствовало об упадке республиканскихтрадиций. В их подчеркнутой устремленности к интимному миру человека, всущности, выражалась их политическая позиция. Они смеялись над важностью исерьезностью эпических повествований, издевались над литературнымиконсерваторами, демонстративно занимаясь поэтическими пустячками, явноотдавая предпочтение формальной стороне стиха. Надо сказать, что в даннойобласти они достаточно преуспели и внесли в римское стихосложение рядновшеств: Друг Лициний! Вчера, в часы досуга, Мы табличками долго забавлялись. Превосходно и весело играли, Мы писали стихи поочередно, Подбирали размеры и меняли.Рассказывает Катулл о своих литературных забавах. Поэзия , как игра, каклегкое развлечение. И они занимались ею, молодые, "новые поэты".ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ Лирический поэт Катулл Родился на севере Италии, в городе Вероне. Кконцу 60-х годов до н.э. поэт переселяется в Рим, где знакомится со многимипредставителями знати и ведет беспорядочный образ жизни "литературнойбогемы". Гай Валерий Катулл принадлежит к числу римских поэтов-лириков,получивших с легкой руки Цицерона название "неотериков" - новых поэтов, ибыл наиболее талантливым из них. Стихи Катулла обладают удивительнойлирической силой, глубокой искренностью и выразительной простотой.Значительная часть его лирика рождена под воздействием большой любви кКлодии (сестре известного политического деятеля той эпохи). Эти стихипоставили Катулла в ряд величайших лириков мировой поэзии. Милый птенчик, любовь моей подружки! На колени приняв, с тобой играет И балует она и милый пальчик Подставляет для яростных укусов. Когда так моя прелесть, жизнь, отрада Забавляется, бог весть как смеется, Чтоб найти утешеньце в заботах, Чтобы страсть (знаю - страсть!) не так пылала, Тут и я поиграть с тобой хотел бы, Чтоб печаль отлегла и стихло сердце. (перевод Пиотровского)ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН( 70 - 19 гг. до н.э.) Вергилий, выдающийся поэт Древнего Рима, родился в Андах. Он изучалриторику и философию, учился у известного философа эпикурейской школыСирона. Его литературная деятельность начинается в 40 годы до н.э. В этоВремя он подражает неотерикам, в частности, Катуллу. В конце 40-х годовВергилий выпускает сборник, состоящий из 10 эклог -"Буколики", опираясь натрадицию буколической (пастушеской) поэзии, сформировавшейся в литературеэллинизма. В течение 30-х годов он создает большую дидактическую поэму,посвященную сельскому труду - "Георгики". Он прославляет в ней сельскийтру, деревню как опору государства, стремится возбудить интерес к сельскомутруду, что отвечало насущным потребностям политики Августа, стремившегосявозродить сельское хозяйство, разоренное гражданской войной. В "Георгиках"Вергилий выступает как убежденный и активный глашатай идей принципата. Сразу же после окончания "Георгик" Вергилий принимается за работу над"Энеидой", героической поэмой, ставшей главным трудом его жизни. Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои - Роком ведомый беглец - к берегам приплыл Лавинийским. Долго его по морям и далеким землям бросала Воля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны. Долго и войны он вел, - до того, как, город построив, В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян, Города Альбы отцы и стены высокого Рима. Муза, поведай о том, по какой оскорбилась причине Так Царица богов, что муж, благочестием славный, Столько по воле ее претерпел превратностей горьких, Столько трудов. Неужель небожителей гнев так упорен? (Началопоэмы "Энеида")КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК(65 - 8 гг.до н.э.) Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на югк Италии в семьевольноотпущенника. Отец отвез его в Рим, где Гораций учился вместе ссыновьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется вАфины, где и продолжил свое образование. Произведения Горацио дошли до нас полностью. Первые его стихиотносящиеся к 30-м годам I века до н.э., были собраны в две книги "Сатир" иназваны самим поэтом "Беседами". Они посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографическогохарактера. Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги "Од"(или "Песен"). В них с наибольшей полнотой раскрылась идейнаянаправленность поэзии Горация - утверждение политических и религиозно-этических идей принципата, прославление Августа, морально-философскиевоззрения поэта. Богато и разнообразно представлена в них и любовно-лирическая тема. В "Одах" достигло совершенства художественное мастерствопоэта - яркая образность и свежесть языка, филигранная отделка стиха,разнообразие ритма, блестящая, виртуозная композиция стиха. Славный внук, Меценат, праотцов царственных, О отрада моя, честь и прибежище! Есть такие, кому высшее счастие - Пыль арены взметать в беге увертливом. Раскаленных колес: пальма победная Их возносит к богам, мира властителям. Есть другие, кому любо избранником Быть квиритов толпы, пылкой и ветренной. (отрывок из "Оды".Книга первая)ОВИДИЙ(43г. до н.э. - 18г. н.э.) Овидий родился в г.Сульмоне в старинной всаднической семье. Отецотправил его в Рим, где будущий поэт получил великолепное риторическоеобразование, которое наложило отпечаток на все его творчество.Государственная карьера не увлекла Овидия. Он вскоре бросает служебную деятельность ипосвящает себя полностью поэзии. Первыми произведениями Овидия были сборники любовных элегий("Аmores") и стихотворных посланий мифических героинь своим возлюбленным имужьям ("Героиды"). Овидий продолжает жанр любовных элегий, развитый ипредставленный Тибуллом и Проперцием.Оставаясь в рамках жанра, Овидийвносит в элегию новую, неведомую до сих пор тональность - иронию, придаетей риторическую окраску и блеск остроумия. Элегии Овидия не свойственныглубина и искренность чувств, тревога и неудовлетворенностьдействительностью, столь характерные для старших элегиков. Важным стихом я хотел войну и горячие битвы Изобразить, применив с темой согласный размер: С первым стихом был равен второй. Купидон рассмеялся И, говорят, у стиха тайно похитил стопу. "Кто же такие права тебе дал над стихами, злой мальчик?"ФЕДР(конец I в.до н.э. - ок.70 г.н.э.) Жанр басни, народный по содержанию и по форме, в римской литературенаходит свое выражение в творчестве Федра, бывшего греческого раба изМакедонии, отпущенного на волю Августом. Федр умер в глубокой старости. Изего произведений мы узнаем, что он жил в бедности и подвергалсяпреследованиям за свои басни, в частности со стороны Сеяна, временщикаНерона. Материалом для Федра служили басни легендарного греческогобаснописца Эзопа и окружающая поэта римская действительность. Басни Федравыражали протест демократических кругов римского общества против насилия игнета знати и богачей, осуждали пороки и несправедливость власть имущих. Лиса и аист Не делай зла: иначе, учит басенка, Тебе твои же плутни будут карою. Лиса к обеду пригласила аиста (Гласит молва) и на тарелку плоскую Похлебки жидкой налила, которую Не склюнуть было аисту голодному. Ответный пир готовя, аист кашею Кувшин наполнил и , клюв туда просунувши, Наелся сам, замучив гостью голодом. И так сказала птица перелетная Лисе, края кувшина тщетно лижущей: "Кто дал пример - терпи от тех, кто брал пример.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, мы охватили взглядом целую эпоху духовной жизни человечества,формирование и расцвет древних цивилизаций. Это было царство мифа,созданное воображением человека. Воображение - великий дар природы,драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало "Илиаду" и"Рамаяну", "Эпос о Гильгамеше" и "Энеиду". Воображение создает свой"идеальный мир", исходя из жизни, наблюдая закономерность, компонуя,видоизменяя реальные лики мира и запечатлевая их в искусстве. Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшиевоображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, ониволнуют нас как вечная и неугосимая мечта о прекрассном. Литературадревнего мира - наше общее богатство - сокровищница созданий человеческогогения. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА1.С.Д.Артамонов "Литература древнего мира", Москва,"Просвещение",19882.Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова "Античная литература. Рим." Москва,"Высшаяшкола",1981




Похожие:

Литература древнего Рима iconИстория Древнего Рима Начало Рима

Литература древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Литература древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Литература древнего Рима iconАмпир, или "стиль империи"
Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития...
Литература древнего Рима iconСамостоятельная работа по теме : «История государства Древнего Рима» Студента 1 курса 102 б группы
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный...
Литература древнего Рима iconКультура Древнего Рима

Литература древнего Рима iconАрхитектура Древнего Рима

Литература древнего Рима iconИскусство древнего Рима

Литература древнего Рима iconГосударство и право Древнего Рима

Литература древнего Рима iconГосударственный строй древнего Рима

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы