МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ КАФЕДРА МИРОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Программа по курсу
«МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
для студентов факультета политологии МГИМО(У) МИД РОССИИ
Москва 2008
Программу курса разработала: Боришполец Ксения Петровна, к.п.н., профессор кафедры мировых политических процессов, директор Центра постсоветских исследований НКСМИ МГИМО.
Раздел 1. Организационно-методический 1.1.Место курса в образовательной программе. Программа дисциплины "Методы и методики политических исследований» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлениям подготовки Политология и Международные отношения. Курс «Методы и методики политических исследований» является одной из дисциплин федерального компонента, по которой ведется подготовка специалистов на факультете Политологии МГИМО(У) МИД России. Учебный курс органично дополняет подготовку студентов по другим обязательным и специальным дисциплинам направления «международные отношения» и «политология» рядом профессиональных компетенций: умением оперативно ориентироваться в информации, относящейся к внутриполитической и внешнеполитической проблематике, составлять краткие справочно-аналитические материалы в прикладном формате, формулировать цели и задачи прикладных исследований по различной профильной для экспертов- международников тематике. Спецификой курса является его ориентация на развитие практических навыков выполнения прикладных научных проектов в сфере внутриполитической и внешнеполитической проблематики. В соответствии с современными приоритетами учебного процесса особое внимание уделено вопросам ознакомления студентов с основными приемами аналитической работы с первичной информацией и формулированию адекватных прогнозных предположений. Данное обстоятельство особенно значимо в контексте мирового опыта подготовки специалистов-политологов. Освоение учебного материала расширяет спектр возможных направлений для трудоустройства выпускников МГИМО в органах государственной власти России и стран СНГ, крупных корпорациях, в международных организациях. Целями учебного курса являются: -изучение студентами основного спектра научного инструментария, применяемого в современных исследованиях, оценках и прогнозировании политических, в том числе внешнеполитических процессов. - освоение студентами ключевых понятий, связанных с методическим обеспечением политологических исследований, базовых приемов обработки различных типов информации и правил подготовки соответствующих аналитических заключений. -приобретение студентами навыков практического применения методик контентанализа, ивентанализа, когнитивного картирования и экспертных оценок. - приобщение студентов к опыту коллективной работы над исследовательским проектом. - подготовка студентов к ведению самостоятельных прикладных проектов и оформлению их результатов.
Основными задачами курса «Методы и методики политических исследований» являются: -углубление знаний студентов, полученных в результате освоения теоретических курсов дисциплин политологического цикла, -формирование навыков самостоятельной аналитической работы в сфере политической практики, -совершенствование прикладных компетенций профессиональных экспертов-международников
Образовательные результаты курса:
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ | Знание и понимание: А. Знание и понимание: а. Важнейшие концепции и тенденции в области научного изучения политической проблематики в ее внутристрановом и международном измерении; b.Характеристики современного этапа эволюции методического обеспечения исследований политической проблематики в ее внутристрановом и международном измерении; c. Правила проведения прикладных исследований политической проблематики в ее внутристрановом и международном измерении; d. Нормы профессиональной этики эксперта-аналитика; е. Методики прикладного анализа профильной информации; f. Правила подготовки аналитических заключений прикладных проектов.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Методы управления / преподавания Лекции с опорой на самостоятельно прочитанную литературу по проблеме;
Семинары по материалам прочитанной литературы и заданий, выполненных студентами;
. * Выполнение различных ролей во время семинара (докладчика, дискутанта); Индивидуальные и групповые консультации.
Оценивание
Письменные задания (аналитические справки (рефераты), проекты) *Доклад-презентация, выступление на семинаре; *Работа в составе группы по проекту; *Работа в семинаре в качестве дискутанта и участника семинара
|
| Форма проверки знаний Две контрольные работы, презентация коллективного проекта. Итоговый экзамен.
|
КОМПЕТЕНЦИИ | Студенты, успешно окончившие программу обучения, приобретут: B.Аналитические компетенции 1. Формулирование целей, задач и программы прикладных исследвоаний в области политической проблематики в страновом и международном измерении; 2.Способность к использованию междисциплинарного научного инструментария и информационных технологий в целях прикладного анализа профильной проблематики; 3.Способность к критическому осмыслению информационных материалов по профильной проблематике; 4.Способность к формулированию самостоятельных аналитичеких заключений, ориентированных на потребности внешнеполитической практики; 5.Способность к оформлению итоговых материалов прикладных проектов для публичной презентации
С. Системные компетенции
Студенты, успешно окончившие программу обучения, смогут развить:
Способность к принятию решений с учетом связанных с ними рисков; Умение применять академические знания и умения к анализу конкретных ситуации; Способность сравнивать модели практического поведения международных и национальных акторов; Способность к работе во внешнеполитических ведомствах, корпоративном бизнесе, международных организациях; 5. Приверженность профессиональной этике отечественных специалистов-международников
D.Коммуникационные компетенции
В ходе обучения по данной программе студенты получат возможность развить следующие умения:
Обеспечивать привлекательность и живость дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени. Выступать публично на профильные профессиональные темы. Получать, понимать и анализировать информацию профессионального характера.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Методы учения / преподавания Лекции и семинары, сочетание аудиторной и самостоятельной работы с информацией; Изучение обязательной и знакомство с дополнительной литературой; Разработка и проведение студентами собственных исследований, а также анализ, представление и обсуждение их результатов; Индивидуальные и групповые консультации; Подготовка к итоговому контролю знаний
Оценивание Письменные задания (аналитические справки(рефераты), проекты); Доклад (презентация, выступление) на семинаре, Отзывы по письменным заданиям;
Методы учения / преподавания
Семинары по прочитанной литературе, а также докладам, рефератам и др. материалам, подготовленным студентами; Проведение локальных ситуационных анализов; Тренинги; Разработка микроисследований; Индивидуальные и групповые консультации; Работа над проектами, проведение исследований, подготовка аналитических материалов и отчетов, презентации и дискуссии.
Оценивание Письменные задания (аналитические справки (рефераты), стандартизированные разделы проектов, диссертация и т.п.) Отзывы преподавателей о презентации проектов, их анализе и обсуждении в группах. Методы учения / преподавания
Тренинги на основе личного опыта студентов; Индивидуальные и групповые консультации; Разработка и реализация проектов; Учебная практика; Подготовка аналитических материалов; Работа в малых группах, групповые обсуждения; Занятия по решению проблем и принятию решений, ситуационный анализ.
Оценивание
Письменные задания (аналитические справки (рефераты) проекты, Отзывы лектора и тьюторов о заданиях и презентациях; Отчеты тьюторов об участии студентов в групповой работе и дискуссиях, об учебном поведении в целом.
|
|
| 1.5. Критерии оценки знаний и компетенций.
Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента: Вид работы
| Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы | Доля вида работы в итоговой оценке | Контрольная № 1 | Знания: -важнейших направлений применения методов научного анализа политических ситуаций и процессов; - характеристик современного этапа развития прикладных политических исследований в страновом и международном измерении; Компетенции: - умение применять академические знания при постановке прикладных исследовательских задач внутриполитического и международного профиля; -способность сравнивать модели политического поведения международных и национальных акторов;
| 10% | Контрольная № 2 | Знания: - основного содержания методик сбора и обработки информации для проведения прикладных исследований тенденций; -правил применения техники контентанализа, ивентанализа и когнитивного картирования в рамках прикладных проектов -правил интерпретации количественных данных, полученных при обработке информации; Компетенции -способность к формулированию самостоятельных аналитических заключений, ориентированных на потребности нешнеполитической практики; - способность к оформлению итоговых материалов прикладных проектов для публичной презентации -приверженность профессиональной этике отечественных специалистов-международников.
| 10% | Контрольная работа №3(Презентация коллективного проекта) | Знания: -методов построения исследовательской программы прикладного проекта по политической проблематике в страновом и международном измерении; - правил подготовки прикладных проектов международного профиля. Компетенции -способность к самостоятельному междисциплинарному анализу политической действительности; -способность к направленному применению информационных технологий; - способность к проведению публичной презентации прикладных проектов; - способность к отстаиванию решений с учетом связанных с ними рисков; -способность получать, понимать и анализировать информацию профессионального характера в ходе полемических обсуждений; - приобретение опыта «командной» исследовательской работы в интересах внешнеполитической практики
| 15% | Работа на семинаре | Знание: лекционного материала и материала, рекомендованного для самостоятельной подготовки. Компетенции: способность к критическому осмыслению информационных материалов по профильной проблематике; - умение применять академические знания к анализу конкретных ситуации; -способность сравнивать модели практического поведения международных и национальных акторов; - умение обеспечивать привлекательность и живость дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени. - умение выступать публично на профильные профессиональные темы.
| 25% | Ответ на экзамене | Знания и компетенции приобретенные в процессе обучения | 40% | Итог | Успешное освоение материала курса, сдача промежуточных и итоговых испытаний | 100% |
|