История экономических учений (краткие ответы на вопросы) icon

История экономических учений (краткие ответы на вопросы)



НазваниеИстория экономических учений (краткие ответы на вопросы)
Дата конвертации10.08.2012
Размер56.89 Kb.
ТипРеферат
История экономических учений (краткие ответы на вопросы)


Краткие ответы на вопросы к зачету по дисциплине История ЭкономическихУчений. Выполнила: студентка ФНО Широкова Татьяна. 1 Предмет истории эк. учений. 1) Эк. теория – изучает поведение людей при реализации эк. Отношений (это поведение неоднозначно, оно развивается вместе с развитием эк-ки по ее законам) 2) История эк. Учений – изучает развитие эк. Теории, ее эволюцию. 3) Как наука ИЭУ сформировалась 300 лет назад – в период развитого капитализма, когда возникла необходимость определить наиболее эффективные формы и методы эк. Деятельности. Но до 18 века эк. Теория существовала фрагментально. 4) 1 в. до н.э. – Древняя Греция, Аристотель, Ксенофонт – первые исследования в этой области. Наука получила название Политической экономии. 17-18вв – Россия, «Домострой». 5) Эк. Теория существовала фрагментально в Древности и Средневековье, т.к. тогда не было крупномасштабного производства, а следовательно и специальных рынков. Позднее появляются мануфактуры, происходит внедрение в производство машин. Затем происходит ряд географических открытий, связанных с поиском новых рынков сырья и потребителей. Следствием такого развития становится поиск новых более эффективных форм и методов эк. деятельности, что дает новое развитие эк. теории, которая начинает рассматриваться уже не фрагментально, но как целостная самостоятельная наука. 2 Ранний и поздний меркантелизм. Мерканто (итал.) – рынок Создателями этой теории были англичане, т.к. Англия это перваякапиталистическая страна, и наиболее развитая в 16-20вв. 1) Ранний меркантелизм. Эта теория возникает, когда в крупных масштабах начинает проявляться международная торговля (сырьем, гот. продукцией, рабами). И те, кто более активно торгует, получают больше прибылью. И тогда основатели этой теории делают вывод, что источник богатства – торговля, а инструмент – деньги. 2) Поздний меркантелизм. Разработка программ – рекомендаций правительству о политике протекционизма, которая заключалась в том, что государство должно поддерживать национальных производителей в условиях международной торговли (и торговли вообще). 3) Но в к. 18в стала очевидна ошибочность данной теории, которая заключалась в том, что деньги играют лишь промежуточную роль. 3 Зарождение классической политэкономии. 4 Экономические взгляды физиократов. К. 18в – Франция – Француа Кене (врач, естествоиспытатель) Кене разработал таблицу кругооборота капитала. Он и др. физиократыделили общество на классы: 1) Производители. 2) Бесплодный класс. 3) Класс земельных собственников. Между ними необходимо установить правильные пропорции доя более эффективного функционирования эк-ки. Физиократы были более близки к идее источника богатства, т.к. в отличие от меркантилистов, считали им труд в области с/х, тогда как источником на самом деле является труд вообще. 5 Общая хар-ка классической школы: теория Смита и Рикардо. К.18 – н.19вв – А. Смит и Д Рикардо – первая целостная эк. Теория.
«Исследования о природе и причинах богатства народов» 1) Эк. отношения в своем развитии связаны с общественным разделениемтруда. 2) Они первые исследовали рыночный механизм: СП-ПР-Цена, где Сп – платежеспособная потребность людей ПР – возможность производителя поставить товар по определеннойцене. Цена – денежное выражение стоимости труда. 3) Открыли «Правило невидимой руки»: производитель, вынося товар нарынок, стремится удовлетворить свои потребности путем удовлетворенияпотребностей покупателя, т.е. сводит индивидуальный интерес кобщественному. Реализуя свои интересы, производители конкурируют междусобой, постоянно совершенствуясь, следовательно дают толчки для НТП. Т.о.конкуренция – это довольно положительное явление эк-ки, однако у него естьминусы: - дифференциация производителей - монополия 4) Они идеализировали капитализм, но уже в 20х гг 19в возник первый кризис, и оказалось, что капитализм неидеален. 5) ТТС – первичным звеном эк-ки является товар, а его производство связано с трудом, а труд – источник богатства, т.е. товар – это предмет труда, предназначенный для обмена или продажи. Свойства: - потребительская стоимость (качество) - меновая стоимость (способность обмениваться на др. товары) Свойства труда: - конкретный - абстрактный 6) Рикардо исследовал ценообразование на с/х продукцию, и пришел копределениям РЕНТА и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РЕНТА. 6 Историческая школа Германии. 1) С.19в – новая стадия капитализма с основным машинным производством(для чего необходимы были некоторые условия, в том числе и наличие большихтерриторий). Поэтому в ряде стран Европы происходит процесс объединения. 2) 40-50е гг 19в – объединение Германии – Германская историческаяшкола. 3) Эк. Законы существуют в реальности, но они конкретны и особенны для каждой страны. 4) Классификация общества: - дикость - пастушество - земледельческо-мануфактурное - пастушеско-земледельческое - земледельческо-мануфактурно-коммерческое 7 Эк. учение марксизма.1) С.19в – кризисы, разрозненность общества. Появление нового класса –пролетариата, который вынужден продавать свой труд. В результате возникаютдва течения в защиту этого класса:А) Реформаторы Лосаль, ПрудонБ) Революционеры Маркс и Энгельс2) Считали несправедливым и ошибочным обогащение одних людей(собственников) за счет других (пролетариат). Идея равенства исправедливости.«Капитал» 8 Общая хар-ка маржинализма. 1) 60-70е гг 19в – в Европе кризис в эк-ке, пол-ке, науке. Стала ясна ошибочность ТТС, т.к. один и тот же товар имеет разную стоимость в зависимости от различных факторов и условий. Появляется новое направление – Маржинализм, который исследует теперь уже качественную сторону товара. Равновесная цена – определяется разными факторами рынка и неодинакова, определяется полезностью последующей единицы товара. 2) Теория предельной полезности – при всех постоянных условияхувеличение рабочей силы приведет к меньшему кол-ву товара, произведенногоодним рабочим. 9 Эк. концепция неоклассической школы.Представитель: Маршалл. Теория этой школы основывается на классической имаржиналистской школах. 10 Теория Джона Кейнса. 1) 20в. – английский экономист Джон Кейнс – основатель нового раздела – макроэкономики. 2) Регулирование эк-ки с помощью государства. 3) Кризис – инфляция, которая бывает в краткосрочном периоде в долгосрочном. При чем в первом она не страшна, если принять экстренные меры – увеличить кол-во рабочих мест (это временно вызовет усиление инфляции), что приведет к увеличению денег у народа, а следовательно, и к увеличению спроса на товар (теория мультипликатора: цепная реакция одной отрасли на другую, одного слоя населения на другой, что в итоге приведет к росту эк-ки). Но есть такой фактор, как склонность к накопительству – реально спрос увеличится на меньше, чем мог бы. 11 Теория неоклассического синтеза.Заключается, главным образом в синтезе двух школ классической (основана насвободе рыночных отношений) и Кейнсианской (гос.регулирование).Т.е. когда достигнута полная занятость, начинает действовать механизмрыночного саморегулирования. 12 Теория монетаризма. 1) 70е гг 20в. – продолжатели теории Кейнса, только в условиях НТР. 2) Кризисы становятся уже отраслевыми, а не общеэкономическими. Выход: уменьшение ден. массы, находящейся в стране на данный момент через центральный банк. 3) Вмешательство гос-ва должно быть минимальным/ограниченным. 13 Эк. мысль в России времен Петра 1 (17-18вв). 1) Эк. мысль в России развивалась медленнее, чем в Европе (татаро- монгольское нашествие и поздняя отмена крепостного права). 2) Впервые эк. Теория появилась при Иване Грозном – переписка с Курбским, в которой последний описывал/предлагал пути увеличения объема денежных средств, привлеченных в гос-во. 3) Дальнейшее развитие эк. Теория получила при Петре 1 – его экономический советник Посашков считал, что для более эффективного функционирования экономики необходимо хотя бы часть гос. Собственности предать в руки богатых купцов. Также он разработал наиболее эффективную для того времени систему налоговых сборов. 4) Декабристы (большая часть – воевавшие в 1812-1814гг) – принимали еще бескризисную Европу как идеал для России. Пестель, Тургенев. Они хотели хотя бы небольшую часть земель передать уже освобожденным от крепостного права крестьянам, но при этом оставить в стране монархию. 14 Эк. мысль в России в 20в.1) 19-20вв – развитие получают идеи марксизма. Плеханов (эволюция) и Ленин (революция). А) Одна работа Ленина была связана с развитием капитализма в России. Б) Вторая – с империализмом как высшей стадией капитализма. Свойства: монополия, сокращение конкуренции, передел в эк. Сферах влияния между странами. После череды военных событий наступает мировой кризис, из которого выходят страны с усиленным гос. Регулированием. Становится очевидна ошибочность теории Ленина – социализм неизбежен, империализм не последняя стадия капитализма.2) 20е гг 20в: - Кондратьев – цикличность экономики - Чаянов – необходимость хоз. Объединений. - Гастев – НОТ.3) Сталин: максимальное удовлетворение народа. Ошибка: нельзя максимально удовлетворить людей, т.к. это невозможно.4) 90е гг 20в. – переход от АКМ к рыночной экономике: - процесс разгосударствления - создание сети коммуникаций, в частности банковских - установление правил игры




Похожие:

История экономических учений (краткие ответы на вопросы) iconУчебники: Сурин А. И. История экономики и экономических учений
Ядгаров Я. С. История экономических учений А. В. Холопов История экономических учений и др
История экономических учений (краткие ответы на вопросы) iconКаталог статей из журнала «Вопросы экономики» по проблемам экономической теории, истории экономики и истории экономических учений
Материалы журнала «Вопросы экономики» за предшествующие годы, расписанные на карточках по темам программ курсов «Экономическая теория»,...
История экономических учений (краткие ответы на вопросы) iconСодержание: Введение 3 Предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12 Заключение 17 Список использованной литературы 18 Введение
История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика»
История экономических учений (краткие ответы на вопросы) iconИстория экономических учений учебно-методические материалы
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государствен­ным образовательным...
История экономических учений (краткие ответы на вопросы) iconИстория экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...
История экономических учений (краткие ответы на вопросы) iconПрограмма дисциплины История экономических учений
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
История экономических учений (краткие ответы на вопросы) iconПрограмма дисциплины История экономических учений
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
История экономических учений (краткие ответы на вопросы) iconКурс лекций по истории экономических учений
История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории экономической мысли
История экономических учений (краткие ответы на вопросы) iconДокументи
1. /ответы на вопросы к госнику/History of the English Language/Question3. History.doc
История экономических учений (краткие ответы на вопросы) iconКарагандинский экономический университет казпотребсоюза учебно-методический комплекс история экономических учений караганда – 2007-2008 Авторский коллектив
Целью курса «История экономических учений» является формирование научного мировоззрения у студентов, будущих специалистов экономической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы