Правовое положение иностранных граждан в России icon

Правовое положение иностранных граждан в России



НазваниеПравовое положение иностранных граждан в России
Дата конвертации10.08.2012
Размер221.53 Kb.
ТипРеферат
Правовое положение иностранных граждан в России


| ||МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ||ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ||ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ ||УНИВЕРСИТЕТ || ||Факультет менеджмента ||Кафедра ОП и ВЭД || || || || || || || || ||Реферат || ||по дисциплине: «Международное право» ||на тему : ||«Правовое положение иностранных граждан в России» || || || || || || || ||Выполнил: студент ||группы ВЭД-95-1 ||Иванов Олег ||Проверил: ||Денисова Н. В. || || || || ||Тюмень 1999 | Введение Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц безгражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норммеждународного права, международных договоров, права страны гражданства(страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узкимявляется понимание правового положения (правового статуса) иностранногогражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемыхэтим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. Вмеждународном частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающихв таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения,осложненные иностранным элементом. К имущественным отношениям, основанным на административном или иномвластном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другимфинансовым и административным отношениям, гражданское законодательство неприменяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГКРФ). Вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства,возникающие в сфере соответствующих отраслей публичного права, находятсябольшей частью за рамками рассматриваемой темы и затрагиваются в настоящейработе в основном в силу их тесной связи с отношениями, составляющимипредмет международного частного права. Исключение образует процессуальноеправо: вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства вмеждународном гражданском процессе относятся к области науки международногочастного права. Иностранцы в России В Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностраннымгражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранногогосударства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом безгражданства —лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и неимеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойноегражданство) в соответствии с федеральным законом или международнымдоговором. Наличие у гражданина Российской федерации гражданстваиностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает отобязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное непредусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
ГражданинРоссийской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданствоиностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в Россиикак российский гражданин. Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласнонормам международного права (п. 1 ст. 17); закрепляет принцип национальногорежима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданств пользуются вРоссийской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскимгражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом илимеждународным договором (п. 3 ст. 62); конкретизирует реализациюприведенных предписаний (ст. 18). Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности от 13 октября 1995 г. так подходит к разграничению различныхкатегорий иностранных участников внешнеторговой деятельности, являющихсяфизическими лицами: это –«иностранные граждане, гражданскаяправоспособность и дееспособность которых определяется по правуиностранного государства, гражданами которого они являются, и лица безгражданства, гражданская дееспособность которых определяется по правуиностранного государства, в котором эти лица имеют постоянноеместожительства» (ст. 2). От понятий «правовое положение», «правовой статус» следует отличатьпонятие «правовой режим». Оно обозначает начала, принципы, на которыхстроится правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства в странепребывания. Такими началами в международном частном праве являются преждевсего равенство, не дискриминация. Режим иностранцев (правовое положениеиностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностейиностранцев на территории данного государства. Существуют три вида режимаиностранцев:1. Национальный режим - означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания;2. Режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом плане;3. Специальный режим - предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства, упрощенный порядок перехода государственной границы жителям приграничных районов. Наиболее важные аспекты влияния международного права на режиминостранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: V политических прав иностранцев; V военной службы иностранцев V регулирования въезда и выезда иностранцев; V установления пределов уголовной юрисдикции государств в отношении иностранцев; V дипломатической защиты. Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства в странепребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица,совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей.Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носятподвижный характер, изменяются с течением времени под влиянием многихобстоятельств. Необходимым условием международного гражданского обмена являетсяравенство его участников. Последовательное соблюдение этого принципа,исключение из практики частноправовых отношений дискриминации их участников— проблемы, решение которых предполагает обращение к средствамеждународного частного права. Практика международного общения выдвигает на первый план задачусовершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев илиц без гражданства. Применительно к российскому законодательству речь идетпрежде всего о национальном режиме как основном для этой категории лиц. Национальный режим означает приравнивание иностранных граждан и лиц безгражданства в правах и обязанностях к гражданам страны пребывания.Российское законодательство подняло регулирование вопроса о предоставлениинационального режима на уровень конституционной нормы с широкой сферойприменения. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются вРоссийской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами и несутобязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленныхфедеральным законом или международным договором РФ. Объем правомочий иностранных граждан фиксируется законодательствомразличными способами. Зачастую решения о правомочиях иностранных гражданпрямо указываются в законе. Но возможно и иное, наделение иностранцевправомочиями или, напротив, непредоставление им правомочий производятся безпрямого упоминания об иностранцах, посредством формул, относящихся к любымгражданам или только к российским гражданам. В первом случае под гражданамипонимаются также иностранные граждане, во втором случае на иностранныхграждан решение не распространяется. Из конституционного правила следует, что любое отклонение отнационального режима - будь то умаление прав иностранцев (лиц безгражданства) или их расширение по сравнению с правами российских граждан —возможно лишь на основе федерального закона или международного договора РФ. Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан,опирающиеся на нормы международного права, вытекают из самой природыгражданства как устойчивой правовой связи человека с государством,выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей иответственности. Из ст. 25 Международного пакта о гражданских иполитических правах следует, что лишь гражданин вправе принимать участие введении государственных дел, как непосредственно, так и через посредствосвободно выбранных представителей, допускаться в своей стране кгосударственной службе. Конституцией РФ право участвовать в управлении делами государства (ч. 1ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти иорганы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст.32) закреплено за гражданами Российской Федерации. Граждане РоссийскойФедерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать вотправлении правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина РоссийскойФедерации возлагается обязанность военной службы; защита Отечества являетсяего долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59). Соответственно только граждане Российской Федерации могут бытьгосударственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, поступитьна службу в милицию, в органы налоговой полиции. С принадлежностью кгражданству Российской Федерации связана работа судьей, прокурором,следователем, государственным нотариусом. Не являются государственнымислужащими адвокаты и частные нотариусы, но и они, занимаясь деятельностью,непосредственным образом связанной с отправлением государственных функций,должны быть российскими гражданами. Законодательство Российской Федерации ограничивает для иностранныхграждан возможность входить в экипаж морского судна и летный экипажгражданского воздушного судна РФ. Наиболее полно права и обязанности иностранных граждан изложены вЗаконе СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР». Различаяпостоянно проживающих и временно пребывающих иностранных граждан, Законставит в зависимость от этого обстоятельства предоставление им ряда прав(например, пользование медицинской помощью наравне с гражданами России,право на получение пособий, пенсий и на другие формы социальногообеспечения на общих основаниях с гражданами России, право на основаниях ив порядке, установленных для граждан России, получить в пользование жилоепомещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов). В области частного и прежде всего гражданского права национальный режимприменяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Правила,установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям сучастием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иноенепредусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах,определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основаниявозникновения и порядок осуществления права собственности и других вещныхправ, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другиеимущественные- и связанные с ними личные неимущественные отношения,основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельностиих участников. Иностранные граждане могут иметь имущество на правесобственности; наследовать и завещать имущество; заниматьсяпредпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностьюне исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лицасамостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;избирать место жительства; иметь иные имущественные и личныенеимущественные права. «Если иное не предусмотрено федеральным законом» —говорится в ст. 2 ГК РФ о применении правил гражданского законодательства котношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства ииностранных юридических лиц. Следуя конституционной норме, ст. 2 ГКисключает, таким образом, возможность ограничения национального режима наосновании федеральных подзаконных актов (актов Президента РФ, ПравительстваРФ, федеральных органов исполнительной власти), а также актов субъектовфедерации. В соответствии со ст. 7 ГК РФ «иное» может быть предусмотрено такжемеждународным договором РФ. Однако действие принципа национального режимане может быть ограничено положениями международного договора РФ, решение осогласии на обязательность которого для Российской Федерации выражено вформе подзаконного акта. Нет необходимости доказывать остроту вопросов, связанных с правомсобственности на землю. До настоящего времени не принят новый Земельныйкодекс РФ, не введена в действие глава 17 ГК РФ «Право собственности идругие вещные права на землю». Право юридических и физических лиц, включаяиностранцев и лиц без гражданства, быть покупателями земельных участковпредусматривалось в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Порядокпродажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальныхпредприятий, расширении и дополнительному строительстве этих предприятий, атакже предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательскойдеятельности», утратившем в этой части силу. Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»право на страховую защиту предоставляется иностранным гражданам наравне сроссийскими гражданами. Иностранные граждане могут быть участниками хозяйственных обществ итовариществ. Создание иностранными гражданами хозяйственных обществ итовариществ осуществляется в порядке и на условиях, определяемых ЗакономРСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», а также иными актамироссийского законодательства. Так, в Федеральном законе «Об акционерныхобществах» (п. 6 ст. 9) предусматривается, что создание такого общества сучастием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии сфедеральными законами об иностранных инвестициях. Иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане,имеющие постоянное место жительства за границей, могут быть иностраннымиинвесторами в Российской Федерации при условии, что они зарегистрированыдля ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства илипостоянного места жительства. Правовой режим иностранных инвестиций, атакже деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может бытьменее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав иинвестиционной деятельности российских граждан и юридических лиц заизъятиями, установленными Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях вРСФСР». Иностранцы вправе быть предпринимателями, включая осуществлениепредпринимательской деятельности без образования юридического лица. Дляведения такой деятельности необходима государственная регистрация,требования к которой определяются Положением о порядке государственнойрегистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным УказомПрезидента РФ от 8 июля 1994 г.№ 1482. Членами производственного кооператива могут быть не только российскиеграждане, но и наравне с ними иностранные граждане и лица без гражданства.Однако членами сельскохозяйственного производственного кооператива могутбыть лишь граждане Российской Федерации. К членству же всельскохозяйственном потребительском кооперативе допускаются, иностранныеграждане — сельскохозяйственные товаропроизводители, признающие уставпотребительского кооператива и участвующие в его хозяйственнойдеятельности. Иностранные граждане имеют равные права с гражданами РоссийскойФедерации (кроме случаев, установленных федеральными законами илимеждународными договорами РФ) в сфере отношений, регулируемыхзаконодательством об общественных объединениях. За исключением случаев,установленных федеральными законами и международными договорами РФ,иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территорииРоссийской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах (Федеральныйзакон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).Право иностранцев участвовать в благотворительной деятельности закреплено вФедеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях». В сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидовиностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуютсятеми же правами, что и российские граждане. Предоставление национального режима носит по российскомузаконодательству безусловный характер. Это означает, что суд или инойправоприменительный орган не вправе обусловливать распространение наиностранных граждан начал национального режима наличием взаимности вгосударстве, к которому принадлежит иностранный гражданин, за исключениемтех случаев, когда условие о взаимности предусмотрено в федеральном законеили международном договоре РФ. Требование взаимности сформулировано в рядезаконов, регламентирующих исключительные права на результатыинтеллектуальной деятельности (ст. 36 Патентного закона РФ, ст. 47 ЗаконаРФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях местпроисхождения товаров», ст. 13 Закона РФ «О правовой охране топологийинтегральных микросхем»). В силу международного договора РФ или на основепринципа взаимности иностранные граждане пользуются наравне с российскимигражданами правами, предусмотренными Законом РФ «О селекционных достиженияхи иными законодательными актами РФ в области охраны селекционныхдостижений». Ряд законодательных актов формулирует требования, обусловливающиенаделение иностранцев правами в различных сферах деятельности. Так,граждане других государств, являющиеся субъектами предпринимательскойдеятельности, могут быть пользователями недр, если в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и законодательством субъектовРоссийской Федерации они вправе заниматься соответствующим видомдеятельности при пользовании недрами. Участки континентального шельфа могутбыть предоставлены физическим лицам иностранных государств в пользованиедля поиска минеральных ресурсов, их разведки и разработки и для иных целей,перечисленных в Федеральном законе «О континентальном шельфе РоссийскойФедерации». Преимущественные права при прочих равных условияхпредоставляются пользователям, максимально использующим возможностипромышленности Российской Федерации. Однако в упомянутом законеустановлено, что в интересах обеспечения безопасности и развитияпромышленности и энергетики Российской Федерации могут вводитьсяограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) напоиск, разведку и разработку ресурсов отдельных участков. Иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют архитектурнуюдеятельность наравне с российскими гражданами, если это предусмотреномеждународным договором РФ. При отсутствии такого договора иностранныеграждане и лица без гражданства могут принимать участие в архитектурнойдеятельности на территории Российской Федерации только совместно сархитектором — гражданином или юридическим лицом Российской Федерации,имеющим лицензию. Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан вобразовательных учреждениях Российской федерации, равно как и российскихграждан в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямымдоговорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями,органами управления образованием, иными юридическими лицами, а такжефизическими лицами в соответствии с международными договорами РФ. Органамуправления образованием, образовательным учреждениям предоставлено правоустанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями иорганизациями. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права сроссийскими гражданами в сфере культурной деятельности. Особые условия этойдеятельности могут быть установлены законами Российской Федерации иреспублик в составе Российской Федерации. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан(ст. 18) следующим образом определяют права иностранных граждан, лиц безгражданства и беженцев на охрану здоровья: V иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ; V лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами РФ; V порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации. Отдельным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7февраля 1995 г. № 119, регламентируется порядок допуска к медицинской ифармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получившихмедицинскую фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. Вопросы правового положения иностранных граждан, находящихся натерритории Российской Федерации, затрагиваются в актах законодательства,посвященных средствам массовой информации. Согласно Закону РФ «О средствахмассовой информации» на корреспондентов, аккредитованных в РоссийскойФедерации, независимо от их гражданства, распространяется, профессиональныйстатус журналиста, установленный этим Законом. Правительством РФ могут бытьустановлены ответные ограничения в отношении корреспондентов средствмассовой информации тех государств, в которых имеются специальныеограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистовсредств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации.Зарубежные корреспонденты средств массовой информации, зарегистрированных вРоссийской Федерации, независимо от их гражданства, обладаютпредусмотренными Законом РФ «О средствах массовой информации» правами иобязанностями журналиста, если это не противоречит законодательству страныпребывания. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055утверждены Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранныхсредств массовой информации на территории Российской Федерации. Принцип национального режима распространяется и на областьпроцессуальных отношений с участием иностранных граждан и лиц безгражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют правообращаться в российские суды и пользуются гражданскими процессуальнымиправами наравне с российскими гражданами (ст. 433 ГПК РСФСР). Правило онациональном режиме включено в Арбитражный процессуальный кодекс РФ:иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться варбитражные суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных илиоспариваемых прав и законных интересов, пользуются процессуальными правамии выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами(см. п. 1 и 2 ст. 210 АПК РФ). Особенно важным является разграничение иностранных граждан по степениподчиненности юрисдикции страны пребывания, как имеющее наиболеесущественные юридические последствия. Здесь различают: V иностранцы, полностью подчинённые юрисдикции России (к ним относятся лица, не обладающие иммунитетом и привилегиями – туристы, студенты, рабочие и специалисты, журналисты, лица без гражданства и некоторые другие); V иностранные граждане, освобождённые от юрисдикции России в полном объёме либо частично (при исполнении служебных обязанностей и на основе многосторонних или двусторонних соглашений России с зарубежными странами и т. д.) Следует отметить, что Россия выступает приемником во многихмеждународных соглашениях, заключённых с другими странами бывшим СоветскимСоюзом, поэтому эти договоры и соглашения действуют на территории России ив настоящее время. Договоры о правовой помощи, о поощрении и защите капиталовложений, оторгово-экономическом сотрудничестве чаще, чем какие-либо иныемеждународные договоры РФ, выступают источниками норм о национальном режимев соответствующих сферах отношений. Наиболее значимы для иностранных лиц вопросы налогового статуса.Основной вид налога применительно к физическим лицам – подоходный. Уплатаподоходного налога в РФ иностранными физическими лицами основана напринципе постоянного или преимущественного местожительства – резидентства. Чтобы стать резидентом для целей налогообложения, иностранные гражданедолжны прожить на территории России 183 дня в календарном году. Такимобразом резидентство в России устанавливается ежегодно (Закон РФ от 7декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями). Для резидентов установлена полная налоговая юрисдикция государствапроживания. Они уплачивают налог на доход, полученный как в России, так иза её пределами (Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений вотдельные законы о налогах, сборах и платежах во внебюджетные фонды и ольготах по платежам» от 11 ноября 1994 г., ст. 17 Закона «О подоходномналоге с физических лиц»). Для лиц – нерезидентов принцип резидентства сочетается с принципомтерриториальности, на котором основано взыскание налогов и на имущество.Это выражается в том, что лица – нерезиденты уплачивают налог только надоходы, полученные из источников на территории РФ, или на имущество ,находящееся на территории РФ. Различие между резидентами и нерезидентами проявляется, как видно, втом, что первая категория несёт полную налоговую ответственность, а втораяограниченную. Исчисление налога для иностранных граждан осуществляется в том жепорядке, что и для российских граждан. Кроме совокупного дохода, дляиностранных граждан при определении облагаемого дохода учитываются надбавкиза проживание на территории РФ, суммы, составляющие компенсационные выплатына расходы по обучению детей в учебных заведениях, питание поездки членовсемьи плательщика. Для лиц – нерезидентов, согласно тем же нормам, кромедоходов, получаемых от предприятия, учреждения, организации, вналогооблагаемый доход включается прибыль с гонораров от публикаций, отреализации произведений науки и искусства, научных разработок, технологий,доходов от продажи личного имущества, дивидендов и процентов, выплат полицензиям. Ставка подоходного налога для иностранных лиц исчисляется по методусложной прогрессии – с ростом дохода растёт и размер ставки. Низшую ставкуоставляют 12 %, а высшую 35 %. Иностранные граждане получающие доходытолько из источников на территории РФ, платят налог по фиксированной ставке20 % согласно п. 60 Инструкции ГНС № 35 от 21 июня 1999-5 г. «О порядкеприменения закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц». Льготы иностранным, как и российским гражданам, предоставляются тольков соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» изаконодательными актами субъектов Российской Федерации. В отличие отналогообложения юридических лиц, при налогообложении физических лиц льготыотдельным налогоплательщикам не предоставляются. Закон предусматривает триосновных типа льгот: изъятия, скидки, налоговый кредит. В сфере налогообложения иностранных граждан существуют международныедоговора, точнее их особая разновидность – межправительственные соглашенияоб устранении двойного налогообложения. На сегодняшний день для РФ являютсядействующими более сорока подобного рода соглашений. Установление для граждан одного сотрудничающего государства натерритории другого сотрудничающего государства национального режима вобласти гражданских и семейных правоотношений наиболее характерно длядоговоров о правовой помощи. Национальный режим, предусматриваемыйдоговорами о правовой помощи, заключается, как правило, в предоставлениигражданам одной Стороны по договору на территории другой Стороны вотношении их личных и имущественных прав такой же правовой защиты, какойпользуются собственные граждане этой Стороны; граждане каждой Стороны имеютправо свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции другойСтороны, к компетенции которых относятся соответствующие дела, выступать вних, заявлять ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иныепроцессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане. Иным образом формулируется правило о национальном режиме в ст. 1Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейными уголовным делам 1993 г. Если двусторонние договоры предоставляют правовуюзащиту лишь гражданам государств, заключивших договор, то Конвенцияраспространяет ее и на других лиц, независимо от их гражданства, если онипроживают на территории одной из Договаривающихся Сторон. Согласно ст. 1Конвенции граждан не каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица,проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех другихДоговаривающихся Сторон в отношении своих личных имущественных прав такойже правовой защитой, как и собственные граждане данной ДоговаривающейсяСтороны. В условиях прекращения существования СССР и образованиянезависимых государств, на территориях которых проживают граждане бывшихсоюзных республик, такая формула предоставления национального режимаотвечает целям наиболее полной защиты их прав по месту проживания. Следует особо остановиться на соотношении норм, обеспечивающихреализацию принципа национального режима, и норм о статусе иностранныхфизических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица. Статья 210 АПК РФ являет собой примеру когдастатус такого физического лица — в части, касающейся его участия вгражданском судопроизводстве в качестве предпринимателя, — определяется наоснове национального режима. К числу подобных норм относятся и правилаСоглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлениемхозяйственной деятельности, 1992 г. Для целей этого Соглашения подхозяйствующими субъектами понимаются не только предприятия, их объединения,организации, но и граждане, обладающие статусом предпринимателя всоответствии с законодательством, действующим на территории государств—участников Содружества Независимых Государств, и их объединения.Соглашением установлено, что хозяйствующие субъекты каждого из государств —участников СНГ пользуются на территории другого государства —участникаСодружества правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законныхинтересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства. Вразвитие этого начала хозяйствующие субъекты каждого государства —участника СНГ наделены на территории других государств — участниковСодружества правом беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные(хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенциикоторых относится разрешение дел, указанных в ст. 1 Соглашения, могутвыступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлятьиные процессуальные действия. Вместе с тем гражданская правоспособность и дееспособностьпредпринимателей определяется в Соглашении по законодательству государства— участника Содружества, на территории которого зарегистрированпредприниматель. Соответственно к гражданской правоспособности иностранногофизического лица как предпринимателя (если регистрация имела место зарубежом) будет применяться в Российской Федерации не национальный режим всилу п. 1 ст. 160 Основ гражданского законодательства, а законодательствотой страны, где был зарегистрирован предприниматель. Этому жезаконодательству, а не закону гражданства (п. 2 ст. 160 Основ гражданскогозаконодательства) будет подчиняться и дееспособность такого иностранногофизического лица как предпринимателя. В этом случае речь идет не об общейправо- и дееспособности физического лица, а о специальной право- идееспособности предпринимателя, являющегося физическим лицом. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданствалицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иногогражданства. Эта линия, отвечающая ст. 15 Всеобщей декларации правчеловека, которая провозгласила право каждого на гражданство, закреплена вЗаконе РФ «О гражданстве Российской Федерации». Краткий заголовок ст. 7Закона — «Сокращение без гражданства» — четко формулирует задачу. Принципприравнивания лиц без гражданства в правах и обязанностях к российскимгражданам проводится в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62), Гражданском кодексе РФ(п. 1 ст. 2) и иных Действующих в Российской Федерации законодательныхактах. Лицам без гражданства посвящены Конвенция о статусе апатридов 1954 г. иКонвенция о сокращении без гражданств в 1961 г. В преамбуле к Конвенции 1954 г. ее принятие объясняется желаниемурегулировать и улучшить на основе международного соглашения положениеапатридов с учетом того, что статус многих из них не охватываетсяКонвенцией о статусе беженцев 1951 г. Под термином «апатрид» в Конвенции1954 г. подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона. В общем, апатридам предоставляетсястатус, уравнивающий их с иностранцами. Положениями Конвенции 1954 г.регулируются различные стороны статуса апатридов, включая вопросы брака,вещных и исключительных прав, права на создание ассоциаций, прав в областиобразования, вопросы трудового законодательства, социального обеспечения идр. Конвенция 1961 г. предусматривает меры, позволяющие существенноограничить ситуации, приводящие к безгражданству. Так, каждоеДоговаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу,рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Еслизакон Договаривающегося государства предусматривает утрат гражданствавследствие какого-либо изменения в личном статусе (как-то: брака,прекращения брака, узаконения, признания или усыновления), такая утратагражданства ставится под условие приобретения другого гражданства.Договаривающееся государство не лишает лицо его гражданства если такоелишение делает его апатридом. Рождение на судне или на воздушном кораблесчитается имевшим место в территории того государства, под флагом которогоэто судно плавает или в котором этот воздушный корабль зарегистрирован. Литература1. Алексеева. Л. Б. Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ. Практическое пособие. М.: Права человека, 1996.2. Ануфриева Л. П. Иностранные физические лица: правовое положение в России // Российская юстиция, 1997 № 6, с. 45-47.3. Герасименко Ю. В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно- правового статуса. Омск, 1996.4. Звеков В. П. Международное частное право. М: ИНФРА-М, 1999.5. Комментарий к конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 1996.6. Лазарев Л. В. Иностранные граждане (правовое положение). М.: Российское право, 1992.7. Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе РФ. Тюмень, изд-во Университета, 1998.8. Марышева. Н. И. Иностранец: правовая защита. М.: Известия, 1993.9. Новые федеральные законы и правовой статус иностранных граждан // Юрист, 1997 № 2, с 42-46.10. Романов С. В. О теоретических основах правового регулирования статуса иностранцев в РФ // Московский журнал международного права, 1996 № 2, с. 3-13.11. Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. М.: БЕК, 1996.12. Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в РФ. М.: Российский юридический издательский дом, 1995.




Похожие:

Правовое положение иностранных граждан в России iconПравовое положение иностранных граждан в РФ

Правовое положение иностранных граждан в России iconПравовое положение иностранных граждан в РФ

Правовое положение иностранных граждан в России iconДипломная работа по предмету «Международное право» по теме «Правовое положение иностранных инвестиций в России»
Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в рф" ( предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система...
Правовое положение иностранных граждан в России iconПравовое положение иностранных инвестиций в России

Правовое положение иностранных граждан в России iconПоложение о приеме и отчислении учащихся в дмш №24
Право на получение доп образования имеют дети всех граждан России. Дети граждан иностранных государств, проживающих на территории...
Правовое положение иностранных граждан в России iconВ. В. Новицкий «27» февраля 2007 г. Положение о приеме иностранных граждан и делегаций в сибгму данное положение устанавливает единый порядок приглашения и приема иностранных граждан и делегаций для учебы, участия в семинар
Данное положение устанавливает единый порядок приглашения и приема иностранных граждан и делегаций для учебы, участия в семинарах,...
Правовое положение иностранных граждан в России iconПравовое положение иностранных инвестиций в России
В условиях назревавшего в течение последних лет и разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса в России тема портфельного...
Правовое положение иностранных граждан в России icon5 курс. 2 семестр. Понятие семьи и её значение; 2
Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и их источники
Правовое положение иностранных граждан в России iconПрограмма дисциплины «Правовое регулирование труда иностранных граждан и работников международных организаций» Для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста

Правовое положение иностранных граждан в России iconПрограмма дисциплины «Правовое регулирование труда иностранных граждан и работников международных организаций» Для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы