Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте icon

Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте



НазваниеОсобенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте
Дата конвертации10.08.2012
Размер197,49 Kb.
ТипРеферат
Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте


СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Заочное отделение Специальность: “Социальная работа” КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «Возрастная психология» на тему: Особенности психического развития ребёнка в младенческом возрасте. Выполнил: студент 7210 группы. Порфирьев Р.В. Преподаватель: Ильчукова Н.В. Дата отправки работы в университет: 16.09.2003 Дата регистрации работы: 16.09.2003 Сыктывкар 2003 План: Введение 3 §1. Новорожденность: врождённые особенности и тенденции развития 4 §2.Роль общения со взрослым в развитии ребёнка 9Заключение 15Литература 17 3 Введение Человек по своей сущности может рассматриваться через три ипостаси: 1)как биосистема; 2) как социальное существо; 3) как личность. В онтогенезекаждый возрастной период характеризуется особым сочетанием названныхсущественных составляющих. В нормальных условиях появление нового человека является результатомпсихологической готовности матери к его рождению. Новорождённый изначальнобеспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиямсуществования, которые резко отличаются от существования в чреве матери.Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новымусловиям среды. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись насвет, он должен приспособится к условиям существования, которые резкоотличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого, преждевсего, зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к новымусловиям жизни. Для организма многих новорождённых сам процесс рождения –тяжёлое физическое испытание, которое истощает организм младенца и создаётситуацию стресса. Младенчество – период, когда от малоподвижного образажизни и снотворного состояния ребёнок быстро развивается в подвижное,весёлое дитя. Он быстро устанавливает контакт с взрослым человеком,открывает зрительно свои руки, учится хватать предмет, а затем иманипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшемпространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится спредметом таким младенческим способом. Малыш прислушивается и ищет источникзвука, беспрестанно манипулирует всем, что попадает ему под руку. Онвступает в отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Маленькийребёнок также испытывает тревогу при виде незнакомого человека. Фактическиот существа асоциального младенец быстро становится ребёнком, способнымреагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом –человеческими способами. При этом он начинает различать отдельные, частоповторяющиеся ситуации и проявлять себя определённым образом, ребёнокначинает различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей. Младенчество – период, когда ребёнок развивается в физическом,психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткоевремя колоссальный путь от беспомощного новорождённого с малым наборомврождённых реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать,действовать, решать наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи,привлекать внимание, радоваться появлению близких.1 ________________________ 1Валлон А. Психологическое развитие ребёнка. М., Просвещение, 1997, с.24 4 §1. Новорождённость: врождённые особенности и тенденции развития. Человеческое дитя рождается совсем беспомощным. Долгое времяноворожденный лежит не двигаясь, почти непрерывно спит, а в короткиепромежутки бодрствования слабо двигает ручками и ножками. Человеческое дитя от рождения «вооружено» гораздо слабее, чем детёнышимногих животных. И это не случайно: главные действия и поведенческиереакции, необходимые каждому виду животных, «записаны» в их мозге ипоявляются сами собой сразу или по мере созревания организма (изменяясь подвлиянием окружающих условий). Мозг новорождённого содержит ограниченноечисло «записей» готовых действий. Зато большая часть детского мозгасвободна и предназначена для усвоения того, чему ребёнок учится у взрослых. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребёнка. Рождениеявляется для организма ребёнка большим потрясением. От вегетативного,растительного существования в относительно постоянной среде (организмматери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды сбесконечным количеством часто меняющихся раздражителей, в тот мир, где емупредстоит стать полноценной личностью. Жизнь ребёнка в новых условиях обеспечивают врождённые механизмы. Онрождается с определённой готовностью нервной системы приспосабливатьорганизм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы,обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). В первые дни можно отметить также следующее. Сильное раздражение кожи(укол) вызывает защитное одергивание, мелькание какого-либо предмета –зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка. Этиреакции – защитные рефлексы. Кроме защитных, у новорождённых можно обнаружить реакции, направленныена контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениямиустановлено, что в период от первого до третьего дня сильный источник светавызывает поворот головки: в детской комнате родильного дома в солнечныйдень головки новорождённых, как подсолнухи, всегда направлены в сторонусвета. Доказано также, что уже в первые дни новорождённым свойственноследить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются иориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ и щекам вызываету голодного ребёнка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторонураздражителя, открывает рот. Кроме перечисленных обнаруживается ещё несколько реакций: сосательныйрефлекс – ребёнок сразу же начинает сосать вложенный ему в рот 5предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение ладони вызывает реакциюсхватывания; рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвамног и некоторые другие рефлексы. Таким образом, ребёнок вооружён определённым количеством безусловныхрефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. Запоследние годы учёными доказано, что некоторые рефлекторные реакциипроявляются ещё до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плодаобразуется сосательный рефлекс. Большинство врождённых реакций необходимы ребёнку для жизни. Они помогаютему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексамдля новорождённого становится возможным новый тип дыхания и питания. Еслидо рождения плод развивается за счёт организма матери (через плаценту), топосле рождения организм ребенка переходит к лёгочному дыханию и такназываемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Этоприспосабливание происходит рефлекторно. После того как лёгкие наполняютсявоздухом, целая система мышц включается в ритмичные дыхательные движения.Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощьюсосательного рефлекса. Врождённые действия, включённые в сосательныйрефлекс, на первых порах ещё плохо согласованы между собой: ребёнок присосании захлёбывается, задыхается, у него быстро иссякают силы. Вся егоактивность направлена на сосание ради насыщения. Очень большое значениеимеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организмребёнка лучше приспосабливается к температурным перепадам. Новорожденность – единственный путь в жизни человека, когда можнонаблюдать в чистом виде проявление врождённых, инстинктивных, формповедения, направленных на удовлетворение органических потребностей (вкислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако,составить основу психического развития – они только обеспечивают выживаниеребёнка.2 У ребёнка в отличие от детёнышей животных имеющиеся безусловные рефлексыне обеспечивают проявления человеческих форм поведения, в то время каксложный набор безусловных человеческих рефлексов детёнышей животныхпозволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими,материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормальногосуществования. ____________________________ 2 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. –М., 1979 С. 85 6 Как показали исследования, в сравнительно небольшом наборе врождённыхреакции на внешние раздражители есть много рефлексов, на основе которыхничего не развивается. Это - атавистические рефлексы, наследство,полученное ребёнком от животных предков. Такими являются цеплятельныйрефлекс и рефлекс ползания. Движения, связанные с этими рефлексами, современем угасают. Цеплятельный рефлекс заключается в том, что ручкасжимается в кулак в ответ на раздражение ладони. Цеплятельный рефлексугасает раньше, чем начинает складываться хватание. Рефлекс ползания приупоре на подошвы также не является исходным для самостоятельного движенияребёнка в пространстве. Как показали наблюдения, подлинное ползаниеначинается не с отталкивания ножками, а с движений рук: ребёнок тянется кпривлекшему его внимание предмету, переступает ручками и продвигаетсявперёд. Хватание и ползание начинают формироваться не в период новорожденности, азначительно позже – при взаимодействии ребёнка со взрослым, которыйпонуждает и тренирует эти действия. Таким образом, ребёнок гораздо меньше «вооружён» врождёнными формамиповедения, чем детёныш животного. У ребёнка все человеческие формыповедения ещё должны сложиться. Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов. Здесьследует отметить, что отсутствие значительного количества врождённых формсоставляет не слабость, а силу ребёнка. Основная особенность новорожденного - безграничные возможности усвоениянового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Еслиорганические потребности в достаточной мере удовлетворяются, то вскоре онитеряют своё ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитанияформируются новые потребности (в получении впечатлений, в движении, вобщении со взрослыми); на их основе осуществляется психическое развитие. Потребность в получении впечатлений связана в своих истоках сориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовностиорганов чувств ребёнка получать эти впечатления. Хотя зрительный и слуховойаппараты новорождённого вступают в строй с первого дня, их работа крайненесовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящейся вблизи,слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель ипервых месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребёнокначинает следить глазами за движущимися предметами, а потом останавливаетвзор на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, вчастности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражителивозникает ещё пока кратковременная задержка импульсных движений ручек, 7ножек и головы: прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховомсосредоточении. 0, 1, 3.* Ира находилась в состоянии эмоционально-отрицательноговозбуждения, но зрительное сосредоточение на игрушке вызывало еготорможение, которое продолжалось в течение всего времени (1 мин 44 сек),пока Ира следила за медленно передвигаемой из стороны в сторону игрушкой. 0, 1, 24. Плачущего Васю пытались успокоить, показывая шарик. Вася следилза шариком в течение 1 мин 15 сек, но кричать не переставал. Когда жепоказали волчок, то через 10 сек крик прекратился, и в течение 6 мин 35сек, пока имело место реакция отслеживания крик не возобновлялся. Важная особенность новорождённого состоит в том, что развитие зрения ислуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Этаособенность отличает ребёнка от детёнышей животных, у которых в первуюочередь совершенствуются движения. Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствованиереакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервнойсистемы ребёнка и в первую очередь его головного мозга. Вес мозгановорожденного составляет ј часть веса мозга взрослого человека. Количествонервных клеток в нём такое же, как у взрослого человека, но эти клеткинедостаточно развиты. Тем не менее, уже в период новорожденности (и даже удетей, родившихся недоношенными) оказывается вполне возможным образованиеусловных рефлексов. Этот факт служит доказательством того, что вустановление контакта ребёнка с внешним миром включаются высшие отделыголовного мозга – кора больших полушарий. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормальногоразвития нервной системы и органов чувств ребёнка, и, что ещё важнее,организатором таких впечатлений становится взрослый. Взрослый подносит клицу ребёнка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребёнком, темсамым активируя его ориентировочные реакции. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления. Новорожденный начинаетсвою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторныйхарактер. Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождаетпервые дыхательные рефлексы. Некоторые учёные считают, что крик - этопроявление и первой отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувствостеснения. В данном случае действительно невозможно отличить мышечнуюреакцию и эмоциональное отношение – у новорожденногоещё нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в________________________________* Обозначение возраста ребёнка: первое число показывает год, второе –месяц, третье - день 8первые дни жизни ребёнок криком отвечает на неприятные ощущения,связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служатголод, мокрые пелёнки и т.д. При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорождённого переходит вменее бурное выражение отрицательной эмоции – плач. Плач становится выражением всякого рода страдания, будь то физическаяболь или душевное горе. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик.Первые достаточно определённые проявления положительной эмоции в видеулыбки наблюдалось в конце первого – начале второго месяца жизни. Улыбкавозникает либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ наобращённые к ребёнку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можносделать вывод, что для проявления положительных эмоции недостаточно одноготолько удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимаетотрицательные эмоции и создаёт условия, при которых ребёнок можетиспытывать радостное переживание. Но само такое переживание вызванополучением впечатлений, связанных со взрослым. 0, 2, 14. У Иры непосредственно после кормления эмоционально -положительные реакции отсутствуют. При зрительно-слуховом сосредоточении налице взрослого и звуках его голоса возникло торможение общих движений,через 10сек сменившееся выразительной улыбкой, длившейся примерно 35 сек. Постепенно у ребёнка вырабатывается особая эмоционально-двигательнаяреакция, обращённая ко взрослому, которая называется комплексом оживления.Комплекс оживления состоит в том, что ребёнок сосредотачивает взгляд налице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживлённо двигаетручками и ножками, издаёт тихие звуки. Это выражение появившейсяпотребности ребёнка в общении со взрослым – первой социальной потребностиребёнка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодомноворождённости и младенчеством. 9 §2. Роль общения со взрослым в развитии ребёнка. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяеторганические потребности ребёнка – кормит, купает, переворачивает его содной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность впостоянных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут наруки. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребёнок имеетвозможность видеть большее количество предметов, дотягиваться до них, азатем схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые иосязательные впечатления. Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное отношение ребёнкако взрослому, явное удовольствие от общения с ним. Такое отношение начинаетнарастать на протяжении всего периода младенчества. Эмоциональное общениесо взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребёнка. Если малышкапризничает или не хочет играть, то взрослый одним своим появлениемподнимает ему настроение. Он может вновь начать развлекаться с темиигрушками, которые перестали было его интересовать. К четырём – пятимесяцам общение приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличатьсвоих от чужих, знакомому взрослому он радуется, а незнакомый может вызватьу него испуг. Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное значение дляразвития ребёнка, может, однако, приводить к отрицательным проявлениям.Если взрослый пытается постоянно находиться с ребёнком, то ребёнокпривыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет,если его хотя бы на минуту оставили одного. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение радиобщения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общениюпо поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельностьвзрослого и ребёнка. Взрослый как бы вводит ребёнка в предметный мир,привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможныеспособы овладения ими, часто непосредственно помогает ребёнку выполнитьдействия, направляя его движения. Совместная деятельность взрослого и ребёнка состоит в том, что взрослыйруководит действиями младенца, а также в том, что младенец, будучи не всостоянии сам выполнить какое – либо действие прибегает к помощи исодействию взрослого. 0, 8, 0. Кристина наблюдает, как мать плавно раскачивает мягкую игрушкунад её лицом, когда это зрелище прекращается девочка кладёт руку на игрушкуи подталкивает, чтобы заставить мать повторить действие. 10 Большое значение в совместной деятельности ребёнка и взрослого имеетразвивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиямвзрослого. Она открывает широкие возможности обучения. В семь – девятьмесяцев ребёнок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Чащевсего он воспроизводит показанное ему действие не сразу, а спустя некотороевремя, иногда даже несколько часов. 0, 9, 20. Во время «занятия» по установлению на полочке шахматной фигурыСерёжа долго не понимал, что я от него хочу: он только улыбался и возвращалфигурку. Зато на следующий день, когда мы попытались повторить занятие,малыш поставил фигуру правильно и устойчиво. Действия, которым ребёнок учится под руководством взрослого, создаютоснову для психического развития. Таким образом, уже в младенческомвозрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития,которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются уребёнка под решающим влиянием условии жизни, воспитания и обучения. Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребёнка кдействительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношенийс другим человеком. Иначе говоря, отношение ребёнка к действительностиявляется с самого начала социальным, общественным отношением. Младенец очень рано интегрируется в ситуацию общения со взрослыми. Вобщении всегда проявляется направленность одного человека на другого,происходит взаимодействие участников коммуникации, когда действие одногопредполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано.Исследование поведения детей с первых недель жизни показало, что первоевремя потребность общения младенца со взрослым отсутствует. Позднее онавозникает не сама по себе, а под воздействием определённых условий. Такихдва. Первое условие – объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих.3Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребёнок может выжить втот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить своиорганические потребности. Подобная заинтересованность ребёнка во взросломвовсе не является потребностью в общении. Как известно, в первые же днипосле рождения ребёнок старается использовать взрослого для устранениядискомфорта и получения того, что ему необходимо с помощью разнообразныхкриков, гримас, аморфных движений. Младенец в этот период не адресует своисигналы конкретному лицу, пока ещё нет общения. ______________________________________ 3 Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968С.29 11 Втрое условие – поведение взрослого, обращённого к ребёнку. Взрослый спервых дней появления ребёнка на свет обращается с ним так, как будто тотможет включаться в общение. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанноищет любого знака, по которому можно было бы судить, что ребёнок включилсяв общение. Эмоциональные контакты с детьми в возрасте двух, трёх, четырёх месяцевпоказывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговорвзрослого человека, который никогда никого не кормил и не пеленал, нотеперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит. Младенец не сводил глаз слица взрослого, губил, перебирал ножками и не уставал радоваться. Первоначально ребёнка втягивает в общение мама, позднее у него появляетсяпотребность контакта и отрабатывается средства для включения в общениедругих людей. Взрослый не только удовлетворяет потребности ребёнка, но и учит егодействовать с предметами. Он определённым образом оценивает поведениеребёнка, поощряет улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если малышпоступает не так, как следует. Благодаря этому ребёнок усваиваетположительные привычки, учится правильно себя вести. Нарастающая потребность общения со взрослым вступает в противоречия свозможностями общения. Это противоречие находит своё разрешение в пониманиичеловеческой речи, а затеи и овладевании ею. Формирование предпосылок усвоения речи. Потребность общения создаётоснову для возникновения подражания звукам человеческой речи. Ребёнок раноначинает затихать, прислушиваться, если взрослый с ним разговаривает. Послетрёх месяцев, когда ребёнок в хорошем расположении духа, он издаёт звуки,гулит. Частое гуление становится интереснее, если взрослый наклоняется надкроваткой. Издавая звуки, младенец сам прислушивается к ним. Случается, чтоон подражает себе: подолгу воспроизводит звуки, которые первоначальнопроизнёс случайно. Несколько позже, в возрасте около четырёх месяцев,ребёнок может довольно выразительно подражать ритму произносимых звуков.Например, когда его укачивают и при этом напевают: «А-а-а! А-а-а!»,младенец воспроизводит необязательно сам звук, но ритм (звук может бытьразличным: «Ы-ы-ы!» или «О-о-о!»). Интересно отметить, что взрослый, всякий раз, подходя к младенцу,начинает говорить ласковые слова и милые безделицы. Не мысля жизни безречевого общения, люди стараются вызвать ответную реакцию у ребёнка. Надосказать, что ребёнок чрезвычайно благодатный материал для этого. Очень раномалыш начинает реагировать на эмоциональный тон речи. Эмоциональноесостояние поднимает общую активность. Во втором полугодии первого годажизни нормально развивающейся здоровый ребёнок много и с удовольствиемлепечет: 12подолгу произносит различные слоги, пытается подражать слогам,произнесённым взрослым. Через лепет малыш выражает готовность к общению, он учится произноситьновые речевые звуки. Произнесение этих звуков приятно ребёнку, поэтому еголепет продолжается иногда всё время бодрствования. Значение лепета дляразвития речи ребёнка трудно переоценить. Лепету сопутствует постепенноесовершенствование губ, языка и дыхания. С такой подготовкой ребёнок можетусвоить звуки любого языка. Если в первые месяцы жизни ребёнка взрослые используют речь, чтобыпередать своё эмоциональное отношение к ребёнку, то примерно с серединымладенческого возраста они стараются создавать специальные условия дляразвития понимания речи. Понимание ребёнком речи первоначально возникает наоснове зрительного восприятия. Процесс обучения детей пониманию речистроится следующим образом. Взрослый спрашивает ребёнка: «Где кто-то?»Вопрос вызывает у младенца ориентировочную реакцию на поведение взрослого.Обычно названный предмет тут же показывают. В результате многократногоповторения возникает связь произносимого взрослым слова с предметом, накоторый указывают. Формирование этой связи начинается с общей реакции наместо, где обычно находится предмет, и на интонацию вопроса. В младенческомвозрасте интонация вопроса, обращённого к ребёнку, определяет пониманиеречи. 0, 5, 9 – 0, 5, 15. Кирюша и Андрюша верно реагируют на слова «Иди комне» (конечно, они всегда произносятся с одной и той же интонацией). Сразутянут ручки. Однажды Кирюше нарочно сказали сердитым голосом: «Иди ко мне».Ребёнок начал кривить рот, готовый вот-вот расплакаться. Тут же сменилиинтонацию. Приветливо сказанные слова «Иди ко мне» вызвали обычную реакцию:ребёнок тут же заулыбался и протянул ручки. 0, 10, 0 – 0, 11, 0. Близнецы хорошо узнают по требованию многие предметыдомашнего обихода и одежду. Показываю детям книжку с яркими картинками. После того, как назову один-два раза предметы на картинках, дети легко их узнают. На страниценарисовано четыре картинки: кошка, дом, курица, девочка. Спрашиваю: «Гдекиса?» – показывают. «Где курочка?» – тоже безошибочно показывают. Но вот другая картинка: волк и козлик. Нарочно грубым тоном говорю: «Этоволк». Спокойным голосом: «Это козлик». Спрашиваю тем же тоном: «Где волк?»– показывают верно. «Где козлик?» – тоже верно. Теперь меняю интонацию.Вопрос о волке задаю тем тоном, каким прежде говорил о козлике. Детипоказывают на козлика. Теперь тем же тоном о козлике. Показывают накозлика. Грубым голосом спрашиваю о козлике. Показывают на волка. К концу первого года у ребёнка возникает связь между названием предмета исамим предметом. Связь выражается в поиске предмета и нахождении его. Это иесть начальная форма понимания речи. 13 0, 10, 0. Игрушки разбросаны на полу. Предлагаю показать кису, ягодку,мальчика и т.д. Прошу: «Кирюша, покажи кису» - показывает. «Ягодку» – показывает. «Ещёягодку» – показывает. (Этих игрушек две.) «Покажи Айболита» – показывает.«Покажи другого» – ищет глазами, но не находит (Айболиты расположены нарасстоянии 30 сантиметров один от другого. Один лежит к Кирюше ближеногами, другой ближе головой. Мальчик узнал и показал Айболита, которыйлежит ближе ногами.) Прошу Кирюшу: «Покажи ещё Айболита» – показывает первого. «Покажидругого» – ищет глазами и снова показывает первого. «Это один, а гдедругой?» - ищет глазами, взгляд падает на второго, но малыш не узнаёт его.Я решил оставить его в покое. Ребёнок пополз, сел и вдруг обрадовался, сталулыбаться и показывать на второго Айболита. Теперь кукла оказаласьповёрнутой к нему ногами, мальчик вспомнил просьбу показать второгоАйболита. Снова спрашиваю: «Где второй Айболит?» – Кирилл ищет, находитпервого, который уже теперь повёрнут к нему головой, и показывает пальцем.Показывает на первого, потом на второго, потом снова на первого. На лицеудовольствие. Важно, что ребёнок ищет названный объект не ради того, чтобы увидеть его,он ищет объект, чтобы продолжить общение. Взрослый спрашивает: «Где кто-то?» – ребёнок ищет его для того, чтобы своим поведением ответить: «Вотон!» Эмоциональное общение с пониманием речи взрослого обычно доставляетмалышу массу радости. Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит от развития ивозможностей ребёнка: вначале он только смотрит на предмет, несколькопозднее – стремится к нему и, наконец, подаёт требуемый предмет взросломуили указывает на предмет издали. К концу первого года жизни в ответ на слово взрослого у ребёнка можетвозникнуть и речевая реакция. При этом чаще всего на вопрос: «Где папа?» –малыш поворачивает голову к отцу и радостно сообщает: «Па-па»; «Где дети?»– малыш оживляется, смотрит на детей и вторит: «Де-ти»; «Где часы» –ребёнок весело прыгает, находит часы глазами и повторяет: «Тси» или «Ти-си». Обычно к концу года младенцы могут произносить от 4 до 15 слов. Более«немыми» чаще оказываются мальчики. Пассивный запас слов гораздо богаче. Это названия большинства игрушек,посуды, одежды; это приказы типа: «Дай!», «Закрой!», «Нельзя!», «Идисюда!», «На!», «Найди!»; это слова, определённым образом классифицирующиелюдей: «мама», «папа», «дети», «тётя», «дядя». С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребёноксам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий всё новых иновых предметов. Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретаетактивный характер, становится одним из важнейших средств расширениявозможностей общения ребёнка со взрослым.14 Лицо младенца. В строении лица новорождённого, помимо общечеловеческих,выражены родовые (прежде всего родительские) и индивидуальные отличия.Строение лица имеет свою возрастную специфику: мозговая часть черепадоминирует над лицевой. По объёму лицевой отдел у новорождённого составляет1/8 от всей поверхности головы; сама голова 1/4от всей длинны тела (увзрослого голова занимает 1/8 от всей длинны тела.) Высота лицевой части увеличивается с каждым месяцем, хотя до концамладенчества подбородок ещё не определяется. Постепенно на протяжении младенчества меняется подвижность лица. Прирождении лицо младенца представляет собой своеобразный экран, на которомпроецируются реакции его организма. Первые три месяца доминирует мимиканеудовольствия, плача и сытого благополучия. На третьем месяце появляетсяулыбка. Постепенно мимика обогащается и её элементы закрепляются.Экспрессия лица устанавливается у ребенка весьма своеобразно – мимикасильная, но ограничена оттенками.4 По мере развития ребёнка выразительностьего лица становится более разнообразной, а улыбка более определённой.Появляются не только фиксированные выражения в виде улыбки и смеха, но иупреждающие выразительные мины: настороженность, готовность к испугу, ккапризу, к шалости и много других, которые соединяются с экспрессиейтелесных реакции. Особое выражение приобретает лицо младенца, когда ребёнок пристальнонаблюдает за действиями взрослого и вдруг его взгляд пронизывающе проникаетв глаза смотрящего на него человека. Возникает впечатление неожиданномудрого, глубокого проникновения, превосходящего духовные возможностисамого младенца.5 _________________________________ 4 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959 С.41215 Заключение. Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психикиродителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий ещедо рождения ребенка. Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции, старатьсяизбегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям; должна не забыватьо том, что музыка, пение, поэзия, искусство, общение с природойуспокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которыеблаготворно сказываются на ребенке. Отцу нужно относиться с нежностью ивниманием к своей жене, потому что ее тревоги, переживания и обидыобязательно отразятся на физическом и психическом здоровье их ребенка. После рождения ребенка мать все время должна быть рядом с ним, должна всевремя любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним; она всегдадолжна быть готова накормить, напоить, обогреть малыша, приласкать его.Мать при этом должна быть уверена в том, что делает очень важное дело. Поскольку основной тип деятельности ребенка в младенческом возрасте -эмоциональное общение, первая потребность, которая формируется у ребенка -это потребность в другом человеке. 16 На развитие этой потребности надо обратить особое внимание - с ребенкомнадо говорить, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще невсе понимает из того, что говорит ему взрослый. Это сформирует у ребенка чувство доверия к миру, будет способствоватьпоощрению его исследовательской деятельности, что послужит основой для егогармоничного развития.17 Литература: Валлон А. Психологическое развитие ребёнка. М., Просвещение, 1997, с.24 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.,1979 С. 85 Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968С.29 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959 С.412 Петровский А.В. психология развивающейся личности/ Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987. С. 310.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте iconДокументи
1. /Возрастная психология/1. Предмет. Задачи. Структура возрастной психологии..doc
Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте iconКаждый родитель постоянно беспокоится о пользе и качестве продуктов, которые предназначены для малыша
Формирование организма в младенческом возрасте, иммунитет, интеллектуальное, физическое и даже психическое развитие, напрямую зависит...
Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного...
Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте iconПсихологическое обеспечение гармоничного развития ребенка
Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери для благоприятного протекания этого периода
Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте iconОсобенности иммунной системы у подростков
С учетом соматического, психологического и социального созревания можно считать подростками лиц в возрасте 10-20 лет, как это принято...
Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология» для специальности «Дошкольное образование» 4
Проблема периодизации возрастного развития ребенка. Движущие силы, условия и факторы психологического развития человека. Роль и значение...
Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте iconЛекция: «Моделирование психологического сопровождения личностного развития одаренного ребенка». План
...
Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте iconВыход из декретного отпуска. Эффектно и уверенно!
Согласно кзоТ, статья 184, запрещается отказывать женщинам в принятии на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным...
Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте iconПлановый консилиум по результатам диагностики уч-ся кл. «Особый ребёнок» Цель
Цель: выявить особенности и уровень актуального развития ребенка, с целью определения путей развивающей и коррекционной работы, адекватных...
Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте iconВозрастные и гендерные особенности агрессивности в подростковом возрасте содержание
Психологические проблемы подросткового возраста как пубертантного периода развития. 17
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы