Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд icon

Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд



НазваниеЭтика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд
Дата конвертации10.08.2012
Размер109,21 Kb.
ТипРеферат
Этика поведения - Обычаи и традиции моей социальной среды - Свадебный обряд


Российская Международная Академия Туризма Сергиево-Посадский филиал Реферат по дисциплине: "Этика поведения". На тему: "Обычаи и традиции моей социальной среды". "Свадебный обряд" Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала, И крылья эту свободу вдоль несли Широкой этой свадьбе было место мало И неба было мало, и земли! Руководитель - Парус Елена СеменовнаРаботу выполнила студентка I курса Yyyyyyyyyy Yuyyy. г. Сергиев Посад 1998 г. План: 1. Введение 2. Сговорки 3. Рукобитье 4. Девишник 5. День брака 6. Первый день 7. Второй день. Княжий стол. 8. Третий день 9. Отводилы 10. Русский человек без родни не живет 11. Свадебные суеверия 12. Список используемой литературы Свадебный обряд Свадьбу и видно, и слышно издалека. Трудно найти более красочный ивеселый обряд, в котором было бы столько радости и ликования. Это неслучайно, потому что празднуется торжество любви, начало новой семьи. Даже в наши дни, когда все сводится чаще всего лишь к посещениюзагса, нескольких памятных мест и застолью, этот праздник привлекаетвсеобщее внимание самой своей нарядностью. А уж если в нем есть элементыстаринного народного свадебного обряда, тогда это и вовсе становитсядейством. Сейчас из предсвадебных, собственно свадебных и послесвадебныхобрядов наиболее известны только свадебные. Но интерес к традициям велик –и вот уже мы слышим старинные величальные песни, прибаутки. А как жепроходило это искрометное действо раньше, с соблюдением всех правил – отсговорок и рукобитья до княжего стола и отводин? Невесте полагалосьплакать сразу же, как только в доме появляются сваты. Этим онадемонстрировала свою любовь к отчему дому, к родителям. За несколько днейдо брака родители жениха едут к родителям невесты на рукобитье. И снова онапричитает о том, как плохо ей будет на чужой стороне. Перед самой свадьбой – девишник. Приезжает жених с подарками; все,кроме невесты, веселятся, не обращая особого внимания на ее плач. Деньбрака – самый торжественный. Продолжающую причитать невесту готовят квенцу, жениха тоже одевают в лучшее и при этом охраняют. В невестин домсходятся гости, приезжает говорливый дружка с женихом, "выкупает" место застолом. После долгих переговоров, сдобренных шутками-прибаутками, едут вцерковь: жених отдельно, невеста отдельно. После венчания невеста перестает плакать: дело сделано. Новобрачныхвезут к жениху в дом, где их уже поджидают родители жениха: отец с иконой имать – с иконой и хлебом-солью. На второй день – "княжный стол" в доме жениха. Третий день – семейный, а также встреча невесты с соседями. И, наконец, отводины тесть зовет к себе зятя с родственниками,молодая прощается с родителями; отводные (свадебные чины) отводятновобрачных в их дом. На этом свадебный обряд считается завершенным. Сговорки Когда сваха порешит дело, т. е. Уговорится с родными невесты, накаких условиях отдают невесту, с каким приданым и выводом, – уговариваютсятакже, в какое время приходить в дом невесты для "сговорок". Надо заметить,что сговорки, или пропивание, или слово, дают всегда в доме невесты. Когдапридут сватающиеся в дом невесты, то в это время народу – соседей –приходит очень много. Сговорки (или пропивание) бывают очень недолго: разопьют чай и вино,закусят, возьмут у невесты платок и кольцо, а затем сватовья и уходят.Народ же и подруги-девушки остаются. Невесту приводят и сажают в переднийугол, за стол, где она должна плакать и причитать. Во все время, когда "сговоренка" просватана, до венца родные незаставляют ее делать никакого дела. После сговорок каждый день невестасадится за стол и плачет, причитая. Подруги почти во все время у"сговоренки" шьют приданое – белье и платья. Рукобитье В назначенное время, дня за три-четыре до брака, бывает рукобитье.Сват или сватья с отцом и матерью жениха, в сопровождении родственников,едут или идут к отцу и матери невесты в дом для пированья – на рукобитье. Пришедшие по приглашению хозяина садятся за стол, покрытый скатертью.На нем стоят на тарелке пирогсгибень и соль. Сватья берет правые руки сватов (отца жениха и отца невесты) исоединяет их рука в руку, взяв со стола пирог, обводит им вокруг руксватов, три раза говоря: "Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки инавеки". Над руками пирог разламывает, а потом одну половину отдает отцужениха, а другую – отцу невесты. После преломления пирога сватовья иногда меряют, чья половина больше– правая или левая (правая – жениха, а левая – невесты). Есть примета: еслиполовина больше, то у того больше силы, счастья, здоровья, долголетия ибогатства. Переломленный пирог должен храниться у жениха и невесты до днябрака, а после венчания новобрачные должны съесть его прежде всего; но естьнадо жениху – невестину половину, а невесте – женихову. После преломления пирога сваты садятся за стол, начинается угощенье.Во время преломления пирога невесту приводят под платком и сажают на лавку,а подруги стоят около нее или сидят. После рукобитья жених посещает невесту каждодневно. Невеста встречаетжениха, угощает чаем, сидит за столом, а жених приносит подарки и закуски,гостинцы: орехи, пряники и конфеты. Все такие посещения женихом невестыназываются "побывашки", "поцелуи" и "проведки". Так продолжаются посещенияжениха до девишника, в котором торжество превосходит все посещения, потомучто это – последний день девичья житья-бытья. Девишник Девишник бывает в последний день или вечер перед свадьбою. К невестена девишник сходятся подруги, даже приезжают родные и знакомые из другихселений. Ранее жениха и прочих гостей приезжает от жениха сваха с сундукомили коробом, в котором находятся разные подарки невесте, а также гостинцыдля подруг, детей и прочих зрителей, которые пришли посмотреть на девишник.Невеста встречает жениха, одетая в лучшее платье. Девушки поют песни. По окончании девишника жених уезжает со своими гостями, а народрасходится. День брака Утром рано к невесте приходят девицы-подруги, чтобы собрать ее квенцу. В доме приготовляются к брачному пированью, потому что от венца всепоезжане с новобрачными приезжают для пирования в дом невесты, а отпировав,уезжают ночевать первую ночь к жениху (на другой день у жениха бываеткняжий стол). Если же от венца привозят новобрачных в дом жениха, то уневесты стола не бывает и свадьба ограничивается одним княжим столом. Подруги невесты, собравши невесту к венцу, усаживают ее на лавку, накоторой постилается шуба кверху волосом: сидеть на волосе шубы – житьбогато, а также – чтоб не могли злые люди испортить молодых. Невеста, девушки и родные, сидя за столом, ожидают приезда дружки,жениха и прочих поезжан – "новой родни", которые должны приехать, взятьневесту и увезти к венцу. Собирая невесту к венцу, предохраняют ее от лихих людей, от "порчи",болезни и проч. Следующими способами: в платье втыкают безголовые булавки,безухие иглы, осыпают хмелем. Жениха, едущего к венцу, также охраняют, даже кладут ему в карманножик (а невесте – ножницы). Платье как у жениха, так и у невесты должнобыть новое и лучшее. Невестин отец должен выйти на улицу, встретить дружку с "поездом",приехавшим за его дочерью, и пригласить в дом; при этом бывает и жених.Если он берет невесту в другую деревню, соседи загораживают дорогу, идружка обязан дать им вина, пива и закуски-пирогов. Хозяин (отец невесты) выходит, растворяя двери, кланяется ипропускает гостей в избу. Отец и мать, крестный отец и крестная матьподходят и благословляют жениха и невесту, которые целуют икону, родителейи кланяются. Дружка первый едет к церкви. За дружкой – жених с братом Потомневеста со свахой, а за ними родные поезжане по старшинству и родству. Первый день После венчания новобрачных везут в дом жениха, отец и мать котороговстречают их с хлебом-солью и с образами, благословляя отец иконою, а мать– хлебом-солью и иконою, затем новобрачных благословляют крестный икрестная жениха, а потом их вводят в особую избу или горницу, где наскорокормят, а родных усаживают за столы. Начинается столованье: пьют, едят, чтоназывается, до увалу, одни новобрачные не должны ни пить, ни есть, а сидятплотно за столом, рука с рукой, нога с ногой, чтобы кошка не пробежала. Поокончании стола гости бьют тарелки и рюмки, а затем молодых отводят спать вособую горницу или холодную избу, у порога которой бьют горшки. Новобрачныхв спальню провожает сваха, делая разные наставления и приговорки вроде: "Напервую ночку – паренька и дочку". Когда новобрачные остаются одни, молодаядолжна разуть мужа, у которого в сапог положены деньги. Эти деньгиновобрачная берет себе, благодарит мужа, а затем он укладывается напостель, а молодая, раздевшись, вскакивает через мужа к стене на постель иложится. Новобрачных укладывают в холодную спальню для того, чтобы дети уних были здоровыми и не боялись холода, а молодая скачет через мужа набрачную постель для того, чтобы детей родить легко и благополучно, а деньгимуж кладет в сапог, чтобы они водились у жены всю жизнь. Второй день. Княжий стол Княжий стол приготовляется в доме новобрачного на второй день послесвадьбы. Утром подгулявшие еще с вечера родные идут "поднимать молодых", нов спальню будить молодых входит одна только сваха. Родные стоят у дверей,бьют горшки и тарелки. При выходе новобрачных их поздравляют. Новобрачныевходят после умывания и наряжения, и их сажают за стол княжий, а зановобрачными усаживаются и прочие родные, а затем начинается угощение –завтрак. По окончании завтрака новобрачных снаряжают в путь к тестю и теще ипрочим родным новобрачной, звать на княжий стол. Новобрачные уезжают одни.У тестя их угощают чаем и закусками. Новобрачные, пригласив тестя и тещу сновой родней на княжий стол, возвращаются домой, а за ними тотчас жеприезжают и званые гости. Все гости усаживаются за столы, и начинаетсякняжий стол. Отец и мать новобрачного не сидят за столом, а ходят у столов нкланяются, угощая гостей, а прочие родные новобрачного подают за столыкушанья и напитки. За княжим столом новобрачные тоже ничего не пьют и неедят, а только если им подносят вино и пиво, "пригубливают", т. Е.Обмачивают губы. Новобрачных, как перед первым столом после брака, так икняжим, чтоб не возбудить в них аппетита, кормят отдельно, что иназывается "покормить молодых на особинку". Подгулявшие гости за княжимстолом часто обращаются к новобрачным и говорят: "Горько, очень горько!",Просят: "Нельзя ли подсластить?" Новобрачные должны встать, поклониться,поцеловаться "крест накрест", сказать: "Покушайте, теперь сладко!" Гостидопивают из стакана или рюмки и говорят: "Вот теперь очень сладко", – апотом подходят к новобрачным и целуют их. Таким образом, за княжим столомтолько и слышится "горько", а потому поцелуям нет конца. Гости-супруги, недовольствуясь "подслащиванием" новобрачных, обращаются за словом "горько"муж к жене, жена к мужу и тоже "подслащивают" – целуются. На княжий стол посмотреть приходит очень много постороннего народа. Унебогатых хозяев, когда бывает один стол после брака, а княжего стола небывает, – все церемонии и обычаи происходят за первым столом после брака,как за княжим. Третий день Из новой родни на третий день остаются очень немногие. Третий деньимеет вид праздника семейного. Утром молодую заставляют стряпать и выпекатьблины, которые она и подает от печки на стол. После обеда, ввечеру, кновобрачным собираются посидеть девицы, молодые женщины и парни. Молодыелюди поют песни, заводят разные игры и пляшут. На этом вечернем собранииновобрачная знакомится с соседями и потчует их: блинами, пирогами,пряниками и орехами. Отводины Так называемые отводины бывают обычно через неделю после свадьбы.Отводины делает отец новобрачной и все прочие ее родные, бывшие насвадебном пиру. В назначенный для отводин день тесть едет звать к себе зятяи дочь, а также и всех родных зятя. Когда приедут молодые к отцу и отпируютсват у свата, зять у тестя, тогда приглашают к себе по старшинству и прочиеродные новобрачной. На отводинах, таким образом, молодые ходят из дому вдом родных, у каждого угощаются закусками и чаем. С окончанием отводинсвадьбу считают оконченной. Русский человек без родни не живет Мало где можно увидеть столько степеней родства, как в большой,разветвленной русской семье. Не зря говорят: много родни – мало беды. Далеко не все знают, что, кроме ближайших родственников – родителей,бабушек и дедушек, братьев и сестер, – есть у них еще шурины и золовки,девери и свояченицы. Приятно, когда в каком-нибудь городке или в далекойдеревне обнаружится вдруг хоть и десятая вода на киселе, а все же родня,родная кровь. Сколько присказок и анекдотов бродит о зятьях и тещах – на целый томхватит! Да и загадок, связанных с родней, немало. Например, шуриновплемянник – какая зятю родня? Поразмыслив, ответите: сын. А вот еще одна:шли муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем; сколько их всего?Оказывается, трое: муж с женой да брат жены. Потому что этот брат – он жешурин. А муж шурину доводится зятем. Постараемся разобраться в степенях родства. Часто говорят: они единокровные, единоутробные. А ведь это далеко неодно и то же. Единокровными называют детей, которые родились от одногоотца, при этом – не от одной матери; то есть родство по крови.Единоутробный дети – наоборот, дети от одной матери и от разных отцов.Родство по утробе. С тестем, тещей, свекром и свекровью путаницы, как правило, небывает. Тесть – это отец жены. О нем говорят: "Тестевы обычаи уважай." Хотя,с другой стороны, коли зять недоволен, так может и ответить: "Что мнетесть, когда нечего есть!" Но коли уж выдал дочку замуж, то приходится изятя принимать таким, каков есть. Отсюда – "Тесть, как ни вертись, а зазятька поплатись!" Теща – мать жены. Она за родную дочь переживает, поэтому стараетсявсячески ублажить зятя. Свекор – это отец мужа. Соответственно, жена его сына – ему сноха,она же – невестка. О нем говорят, что "свекор – гроза", но этим, какправило, и ограничиваются. Все прочие характеристики относятся к свекрови. Свекровь – мать мужа. В старину был свадебный обычай: утром послебрачной ночи свекровь ударяла сноху три раза плеткой, приговаривая: "Это –свекрова гроза, это – свекровина гроза, это – мужнина гроза". 3ять – муж дочери. Но точно так же называется и муж сестры, или, какпишет В. И. Даль, – "золовкин муж". Родители жены – мужу (зятю) тесть итеща. Брат жены – мужу ее (своему зятю) шурин. А сестра жены – свояченица.Посему один и тот же человек приходится зятем – тестю, теще, шурину исвояченице. Сноха, она же невестка, – жена сына по отношению к родителям сына.Сноха – от слова сын: "сынова" – "сыноха". Невесткой также называют женубрата. Жены двух братьев – между собою тоже невестки. Таким образом,невесткой женщина может быть по отношению к свекру, свекрови, деверю изоловке. Тетка (тетя, тетушка) – сестра отца или матери. Дядя – брат отца или матери. В зависимости от этого о нем, как и отетке, говорят с уточнением: "дядя по отцу", "дядя по матери". Нередкомладшие называют дядей старшего, независимо от родства. Мачеха – не родная мать детям, вторая жена отца. Дети мужа от первогобрака – мачехе пасынки и падчерицы. Отчим – не родной отец, отец по матери, второй муж матери. Отчимудети его жены от первого брака – пасынки и падчерицы. Шурин, он же шуряк, шуряга – родной брат жены. Деверь – брат мужа. Деверь и золовка – для жены то же, что и шурин исвояченица для мужа. Золовка – сестра мужа. В некоторых местах так называют и жену брата.Золовка обычно указывает молодой, командует ею. Отсюда и само слово золовка– от "зловка". Свояченица – сестра жены, а муж ее – свояк. Свояками называют и двухмужчин, женатых на родных сестрах. Родство это считалось не очень надежным, поэтому говорили: "Два брата – на медведя, два свояка – на кисель". Ятровь (она же ятровица) – жена деверя. Но так зовут и жену шурина.Жена брата по отношению к деверю и золовке – тоже ятровь. И жены братьевмежду собою – тоже ягпрови. Кум, Кума – крестные отец и мать. Они в духовном родстве не толькомежду собою, но и относительно родителей и родичей своего крестника. Тоесть кумовство – это не кровное, а духовное родство. Есть и другие степени родства в русском народе, более отдаленные, окоторых говорят, что это "седьмая (или десятая) вода на киселе". Порою в большой семье сами с трудом разбираются, кто кому кемдоводится, и тут приходят на выручку производные от слова свои:свойственники, свойки, свойники. Свадебные суеверия Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорит: "Венчаетсяраб божий такой-то", – то последний должен креститься и говорить тихонько:"Я, раб божий (имярек), венчаюсь, а болезни мои не венчаются". Народ верит,что если у брачующихся есть какие-то болезни да с ними венчают, тогда ихникода не вылечить. Во время венчания, когда под ноги подстилается полотно или платок, –то кто на него вперед ступит ногой, тот из новобрачных и будет "большим" всемейной жизни. Во время венчания замечают: у кого из брачующихся венчальная свечаскорее сгорит, тому прежде и умереть. Во время венчания ни жениху, ни невесте не следует смотреть друг надруга, а если же будут, а в особенности посмотрят в глаза, то не возлюбятдруг друга или кто-нибудь изменит в супружеской жизни. Когда от венца молодую вводят в дом к свекру, то он и свекровьвстречают новобрачных у калитки; первый из них дает молодой в руки скляницус вином или с пивом, а последняя кладет потихоньку в пазуху новобрачнойпирог и под ноги кидает хмель. Пирог новобрачные должны съесть пополамперед свадебным столом, на "особинке". Это делается для того, чтобы онижили всю жизнь сыто, в любви и согласии, а хмель рассыпается под ноги,чтобы жили век весело. Как за первым столом, так и за княжим, новобрачные должны свои ногипереплести или поставить нога на ногу – для того чтобы между ними непробежала кошка, а то молодые будут жить несогласно, как кошка с собакою. Список используемой литературы: - "Берегиня" №1. Книга для семейного чтения. (Вып. 1. - М.: Либерия, 1998 г. - стр. 188) - "Современные праздники и обрядов народов СССР". (М., "Наука", 1985 г.)




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд iconТрадиции и обычаи казахского народа
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности
Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд iconСвадебный обряд пинежья (курсовая работа) Выполнила студентка музыкально художественного факультета 205-фр
Еще в прошлом веке в крестьянской среде бытовало такое воззрение: если был соблюден православный церковный обряд, но не было традиционного...
Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд iconДокументи
1. /Чухно Обычаи и традиции народов мира/1. Аннотация. Обычаи и традиции народов мира..docx
Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд iconДокументи
1. /Чухно Обычаи и традиции народов мира/1. Аннотация. Обычаи и традиции народов мира..docx
Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд iconПримерная тематика рефератов. Мифологические представления древних славян
Русский свадебный обряд и специфические особенности сибирского свадебного обряда
Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд iconТрaпaидзе Констaнтин Зaурович преступные традиции и обычаи несовершеннолетних в местах социальной изоляции
Работа выполнена на кафедре уголовного права и криминологии ноу впо «Межрегиональный институт экономики и права»
Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд iconПразднично-обрядовая культура. Тематика письменных контрольных работ для заочного отделения
...
Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд iconОбычаи и традиции Шотландии

Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд iconЛекция Этика vs этикет
Этика это философское учение, которое объясняет нормы поведения, мораль человека или группы людей
Этика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд iconТрадиции и обычаи русского народа

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы