Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" icon

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- "Доктор Живаго"



НазваниеБилеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- "Доктор Живаго"
Дата конвертации10.08.2012
Размер41.13 Kb.
ТипРеферат
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: 1. Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки).2. Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- "Доктор Живаго".


Билет № 19 1. Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки). 2. Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- «Доктор Живаго». 1. М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий. Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано — сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове» ; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества. Отличие: переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным. «Медведь на воеводстве»: среди действующих лиц - - зверей вдруг появляется образ Магницкого, известного в русской истории реакционера: еще до начала появления Топтыгина в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по-новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки. Сказка «Дикий помещик» — помещик ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита.
С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ — созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. «Премудрый пескарь» — образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распосты-лую жизнь свою бережет». Может ли быть для человека смыслом жизни лозунг — «выжить и щуке в хайло не попасть». Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни. Вообще автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писатель- мыслитель, гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями вкрапливаются детали реальной жизни людей. В языке сказки сочетаются сказочные слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени. 2. Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе — это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал образом, символизирующим раздумья над характером собственной эпохи. «Гамлет» Шекспира — один из шедевров переводческого искусства Пастернака. Одно из важнейших изречений принца датского в пастернаковском переводе звучит так: «Порвалась дней связующая нить. / Как мне отрывки их соединить!» Гамлету Юрий Живаго вкладывает в уста слова Иисуса Христа из молитвы в Гефсиманском саду, в которой он просит Отца своего об избавлении его от чаши страданий. Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое так и называется — «Гефсиманский сад ». В нем звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». Перед нами, в сущности, оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в его стране и во всем мире. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор, установить истину. И в этом же стихотворении присутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искупления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения. Таким образом, открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. Центральным же образом книги (и книги стихотворений Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи, с которой начался Юрий Живаго как поэт. Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в Нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного». Книга стихотворений Юрия Живаго — это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его «образ мира, в слове явленный».




Похожие:

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" iconАнализ сцены (лариса у гроба юрия живаго)из романа б. Пастернака "доктор живаго"
Юрия Живаго, как будто сам Бог толкал их друг к другу, как будто их "вольная, небывалая, ни на что не похожая" любовь была предназначением...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" iconСказки Салтыкова-Щедрина и русские народные сказки
Цель моей работы: раскрыть смысл сказок Салтыкова-Щедрина,рассказать про русские народные сказки и выявить что между ними общего
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" iconБорис Пастернак Стихотворения Юрия Живаго

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" icon«Доктор Живаго» итоговое произведение Бориса Пастернака, книга всей его жизни
Перечитывать «Доктора Живаго» стоит именно тогда, когда кажется, что жить не стоит. Тогда десять строк из этого романа могут сделать...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" iconКурсовая на тему: Поэтика цветовых и звуковых обозначений в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
I. Поэтика произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина в трудах литературоведов
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" iconГражданской войны в романе М. А. Булгакова "Белая гвардия"
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №6 Стихотворения А. С. Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них. Тема Гражданской войны...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Образ Луки в пьесе М. Горького "На дне"

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" iconГ о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок
Цель урока: Ознакомить учащихся с мировосприятием Салтыкова Щедрина; определить глубинную связь между «Сказками» и Ветхим и Новым...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №14: Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви. Чтение наизусть одного из стихотворений Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына "Матренин двор"

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- \"Доктор Живаго\" iconКонстантин Поливанов
«Светлана» Жуковского в «Докторе Живаго» Пастернака и «Поэме без героя» Ахматовой
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы