«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» icon

«Утверждаю» "Согласовано" «Рассмотрено»



Название«Утверждаю» "Согласовано" «Рассмотрено»
Дата конвертации09.08.2012
Размер189.33 Kb.
ТипПрограмма курса
скачать >>>



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»


«Утверждаю» "Согласовано" «Рассмотрено»

Директор ОУ зам. директора по УВР на заседании МО

Протокол №_____

______________ _______________ _________________


«__»_______200_г. «__»_______200_г «__»_______200_г.


«Информационная подготовка

к выбору профессии»

Элективный курс для учащихся 8 классов.


Составлена

учителем технологии

высшей категории

МОУ «Акбулакская СОШ №1

Акбулакского района

Оренбургской области»

Антипиной В.М.


Акбулак 2009


Введение


Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является информационная работа, предполагающая знакомство восьмиклассников с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.

Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории. Результатами обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.

Программа курса

«Информационная подготовка к выбору профессии»

Пояснительная записка


Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 8 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.


Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;

  • способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;

  • научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.


В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  • понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;

  • типы образовательных учреждений;

  • классификацию профессиональных образовательных программ;

  • понятие «элективный курс»;

  • виды и задачи элективных курсов;

  • понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;

  • возможности приобретения профессии;

  • возможные пути получения профессионального образования;

  • возможности рынка образовательных услуг региона;

  • особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.


На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • определять предмет и задачи курса;

  • различать формы обучения;

  • определять типы образовательных учреждений;

  • находить алгоритм оптимального пути получения профессии;

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения).

Тематическое планирование курса




п/п

Наименование тем

Кол-во

ч.

Экскурсии



Вводное занятие.

1






Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика).

1






Система образования в Российской Федерации.

1






Многообразие мира профессий. (Интернет)




2



Представление о себе и проблема выбора профессии.

1






Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности получения профессии.

1






Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).

2






Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1






Профессиональные пробы по профессиям «человек – человек»

(торговое дело, работа с детьми).




3



Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

2






Социальные проблемы труда («надо»). (Центр занятости Акбулакского района)




1



Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – техника»(РЭС)




3



Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – природа».




3



Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – знаковая система» (выполнение канцелярских работ).




2



Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – художественный образ» (ДДТ)




3



Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

1






Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования (ПУ-51, АФОГУ)




2


Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

3





Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика)

1







Итого:

34

Содержание курса


1. Вводное занятие.

Содержание, специфика знаний по психологическим основам выбора профессий. Составление плана экскурсий (пожелания учащихся).


2. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика

и профконсультирование (первичная диагностика образовательного запроса)

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела.

Учащиеся должны знать:

  • цель и задачи курса.

Учащиеся должны уметь:

  • перечислять основные разделы программы курса;

  • обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации.



    3. Система образования в Российской Федерации

Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.

Учащиеся должны знать:

  • понятие «образовательное учреждение»;

  • понятие «образовательная программа».

Учащиеся должны уметь:

  • перечислять существующие формы обучения;

  • объяснять особенности различных форм обучения;

  • доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;

  • перечислять существующие типы образовательных учреждений;

  • указывать отличительные особенности различных типов образовательных учреждений;

  • приводить примеры образовательных учреждений различных типов;

  • называть существующие виды образовательных программ;

  • называть отличительные особенности различных видов образовательных программ;

  • приводить примеры использования образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов.



4. Многообразие мира профессий

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Учащиеся должны знать:

  • отрасли экономики;

  • классификации профессий по целям труда;

  • классификации профессий по предмету труда;

  • классификации профессий по орудиям труда;

  • классификации профессий по условиям труда;



Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ;

  • ориентироваться в мире профессий.




    5. Представление о себе и проблема выбора профессии

    «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Учащиеся должны знать:

  • факторы профессионального роста;

  • правила выбора профессии;

  • влияние физических возможностей организма на выбор профессии;

  • влияние психических возможностей организма на выбор профессии.


Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень притязаний;

  • разбираться в своих личных качествах;

  • выбрать наиболее привлекательную профессию;

  • сравнивать полученные знания о профессии и свои представления о ней.



6. Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности приобретения профессии

Способы приобретения профессии:

  • профессиональная подготовка;

  • начальное профессиональное образование;

  • среднее профессиональное образование;

  • высшее профессиональное образование;

  • послевузовское профессиональное образование.

Возможные пути получения профессионального образования:

  • школа – пу; школа – пусуз; школа – пусузвуз; школа – пусуз – вуз – аспирантура;

  • школа – суз; школа – сузвуз; школа – сузвуз – аспирантура;

  • школа – вуз; школа – вуз – аспирантура.

Учащиеся должны знать:

  • понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;

  • возможности приобретения профессии;

  • возможные пути получения профессионального образования.

Учащиеся должны уметь:

  • находить оптимальные пути получения профессии.



    7. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

    «Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Учащиеся должны знать:

  • общее понятие о профессии;

  • общее понятие о специальности;

  • общее понятие о должности;


Учащиеся должны уметь:

  • Составлять личный профессиональный план.




    8. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Учащиеся должны знать:

  • диагностические процедуры по определению интересов и склонностей.


Учащиеся должны уметь:

  • определять индивидуальные интересы;

  • определять профессиональные намерения;

  • составлять карту интересов;

  • работать с опросниками.




    9. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.



Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.



Экскурсия на производство.


10. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль при выборе профессии.

Учащиеся должны знать:

  • методики самооценки индивидуальных особенностей.



Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень самооценки.


11.Социальные проблемы труда («надо»)

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии.

Учащиеся должны знать:

  • понятие «квалификация»;

  • понятие «специализация»;

  • современные требования к труду;

  • предметы и средства труда;

  • условия труда.


Учащиеся должны уметь:

  • определять цель труда и его результаты.




    12. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.



Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.



Экскурсия на производство.



13. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.



Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.



Экскурсия на производство.



14. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.



Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.



Экскурсия на производство.


15. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.



Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.



Экскурсия на производство.



    16. Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

    Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).

Учащиеся должны знать:

  • понятия «лицензия», «приложение к лицензии», «свидетельство о государственной аккредитации».



Учащиеся должны уметь:

  • перечислять процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца;

  • объяснять необходимость проведения процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации;

  • объяснять назначение приложения к лицензии;

  • различать права, которые приобретает образовательное учреждение после лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;

  • перечислять основные документы, необходимые образовательному учреждению для осуществления образовательной деятельности и выдачи документов об образовании государственного образца.



17. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования

Общеобразовательные учреждения района, области.

Учреждения профессиональной подготовки.

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Послевузовское образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.



Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.



18. Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

Обобщенный алгоритм продолжения образования. Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий. Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.

Учащиеся должны знать:

  • алгоритм продолжения образования;

  • виды источников информации об образовательных учреждениях;

  • структуру исследовательского проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;

  • анализировать собранную информацию, используя знания, полученные учащимися при изучении курса;

  • определять характерные особенности образовательных учреждений;

  • конструировать версии продолжения образования;

  • составлять собственный вариант продолжения образования по алгоритму, предложенному учителем;

  • представлять свой вариант продолжения образования в виде проекта.

19. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика образовательного запроса)

Диагностика степени сформированности образовательного запроса учащихся. Помощь в определении индивидуальной цели, уровня притязаний и планирование профессиональной карьеры.

Диагностика жизненной ситуации учащегося, соотношение ее с ситуацией в обществе.

Диагностика представлений об альтернативах получения образования, соответствующих потребностям и возможностям.


Список литературы


Для учителя:

  1. Федеральный закон «Об образовании».

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2002. – Декабрь.

  4. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: книга для учителей / авторы-составители: И.С. Батракова, А.В. Мосина, А.П. Тряпицына. – СПб., 1993.

  5. Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. / под.ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2005.

  6. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением/ авт –сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007








Похожие:

«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от «31» 8 2010 г
«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» icon«Средняя общеобразовательная школа №14» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора Директор моу сош №14 объединения учителей по увр соснова Т. Н. Гамзина Н. А
«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» iconУтверждаю: Согласовано Рассмотрено директор моу зам директора на заседании мо «Средняя поувр естественнонаучного общеобразовательная цикла школа №»
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии VI – IX классы. Базовый уровень. Авторы: Н....
«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» iconС. Х. Шагалиева руководителей от 2011г Приказ № от 2011г. Согласовано Заместитель директора по вр предпрофкома М. Г. Амирова Т. И. Сабирова Программа
«Утверждаю» Рассмотрено на мо объединении классных Директор школы С. Х. Шагалиева руководителей от 2011г
«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» iconРабочая программа по иностранному языку (французский язык)
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено» директор моу сош №33 зам директора по увр на заседании мс л. С. Руднева Л. А. Сенцова протокол...
«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» iconСогласовано и рассмотрено: утверждаю: мc школы (Зам по увр паначёва И. Е) Директор
Моу уйско-Чебаркульской сош следует понимать нормативный документ, определяющий содержание образования соответственного уровня и...
«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
«Средняя общеобразовательная школа №95 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №13 с татарским языком обучения»
«Утверждаю» \"Согласовано\" «Рассмотрено» icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №13 с татарским языком обучения»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы