Юнг. Аналитическая психология icon

Юнг. Аналитическая психология



НазваниеЮнг. Аналитическая психология
Дата конвертации09.08.2012
Размер137.79 Kb.
ТипРеферат
Юнг. Аналитическая психология


Введение. Выше означенная тема заинтересовала меня потому, что мои знания всфере психоанализа были достаточно скудны. Но сейчас, после написания этойработы, они, то есть знания, достаточно расширились и углубились. Я не хочусказать, что я стал выдающимся психоаналитиком, но я могу ответить на рядвопросов, освещённых в моей работе.Психоанализ. Аналитическая Психология. Аналитическая психология – одна из школ глубинной психологии,базирующаяся на понятиях и открытиях в области человеческой психики,сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961). Юнгпредложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природучеловеческой психики. Его труды – 20 томов неполного собрания сочинений,выпущенного на немецком и английском языках, включают глубоко разработаннуютеорию структуры и динамики психического, - сознательного ибессознательного, - обстоятельную теорию психологических типов и детальноеописание универсальных психических образов, берущих своё начало в глубинныхпластах бессознательной психики. Психоанализ – общая теория и метод лечения нервных и психическихзаболеваний. Психоанализ возник в начале века как одно из направлениймедицинской психологии сначала усилиями З. Фрейда, а затем и егопоследователей, постепенно превратился в учение, претендующее наоригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем.Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей вЗападной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ является философскимучением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, кфакторам идеологического порядка. Юнг начал работать над «Психологическими типами» после своегоокончательного разрыва с Фрейдом, когда он вышел из Психоаналитическойассоциации и оставил кафедру в Цюрихском университете. Этот критическийпериод (с 1913 по 1918 годы) болезненного одиночества, который сам Юнгпозже определил как «время внутренней неуверенности», «кризис серединыжизни», оказался интенсивно насыщен образами собственного бессознательного,о чем он впоследствии и написал в автобиографической книге «Воспоминания.Сновидения. Размышления». Там, среди прочего, есть и такое свидетельство. «Эта работа возникла первоначально из моей потребности определить тепути, по которым мои взгляды отличались от взглядов Фрейда и Адлера.Пытаясь ответить на этот вопрос, я натолкнулся на проблему типов, посколькуименно психологический тип с самого начала определяет и ограничиваетличностное суждение. Поэтому моя книга стала попыткой занятьсявзаимоотношениями и связями индивида с внешней средой, другими людьми ивещами. В ней обсуждаются различные аспекты сознания, многочисленныеустановки, сознательного разума к окружающему его миру, и, таким образом,конституируется психология сознания, из которой просматривается то, чтоможно назвать клиническим углом зрения». Подобно тому, как не ощущают сердца, пока оно бьет нормально, такпервобытный человек не воспринимает психики, как чего-то, хотя и связанногос его природой, но всё же особенного, - пока эта психика функционирует беззадержек и конфликтов. Собственно говоря, без осознанной душевнойрасколотости и не могла бы никогда возникнуть никакая, пусть даже оченьдалёкая от строгой научности, эмпирическая психология. Она есть плод,здоровый конечно, осознания этой расколотости, которое породило рефлексию ивызвало к деятельности особое начало, воспринимающее внутренний мир, вотличие от элементов восприятия, то есть психологического объекта. Такначалось объективирование психики (на помощь которой до того приходиламагия, мифология и религия), то есть становление её предметом сознательноговосприятия; и чем дальше шло это объективирование, тем более и более этивосприятия преобразовывались в познания, потому что тем более и болеевоспринимающий субъект освобождался в своей деятельности от определяемостидушевными элементами. Дальнейшее развитие психологии, как специальнойнауки, а тем более возникновение психоаналитической теории и практики естьрезультат таких коллективных и индивидуальных потрясений современногокультурного человечества, которые уже не могли найти истолкование иумиротворяющий исход в мифологии, религии и метафизике, как то было вдревности и в средневековье или сейчас ещё у первобытных народов. Психикадолжна была вскрыта и обнажена как внутренняя природа, чтобы еетеоретическая автономность, могла быть осознана в той же мере, в какой этоуже давно имело место в физике. Не одна ветвь психологии не оказалась в такой мере на высотеупомянутых задач практики и теории, как психоанализ. Понятно, что идеипсихоанализа волнуют сегодня не только медицинскую и философскую, но иобщую литературу и беллетристику. Среди теоретиков и практиков психоанализа Карл Густав Юнг занимаетсовершенно особое положение. Недаром он, чтобы и терминологическиотмежеваться, называет своё учение аналитической психологией. Во врачебнойпрактике он, разумеется, действует вполне согласно своей теории, неотметая, однако, при этом плодотворных приёмов, выработанных психоанализомвенской школы в лице её основателе Зигмунда Фрейда. Не отвергает Юнг иценных результатов, к которым пришёл первый из отступников – Альфред Адлер,вызвавший раскол в венской школе. Вполне обоснованное «отступничество»Юнга, высоко чтящего и по сию пору своего, как он выражается, «мейстераФрейда», было неизбежным шагом не столько для него самого, сколько длявсего психоаналитического течения. Ведь это последнее принадлежит к темявлениям культуры и цивилизации, которые носят преимущественноколлективистический характер и, раскрываясь в своём поступательном движениидиалектически, обязывают своих представителей, поскольку для последних самодело важнее личных соображений, зорко всматриваться в целеустремлённостьэтого движения, в особенности же тогда, когда налицо тяготение (как этоимеет место в венской школе) к тому, чтобы закрыть систему. Это тяготениеотводит взор от само собой намечающихся ближайших шагов – выполнение их,однако, и сделало бы невозможным и излишним закрытие системы. Стагнация фрейдианства не подлежит сомнению, сколько бы сторонники егони пытались отрицать её. Но констатировать это вовсе не означает бытьпротивником Фрейда, умалять великие заслуги его не только как создателяпсихоаналитической терапевтики, но и как первостепенного теоретикапсихоанализа, собрание сочинений из одиннадцати томов классических трудовкоторого сохранит основополагающее значение. Замечательно, что отступившаяот фрейдианства доктрина Адлера, с быстротой и блеском докатившись дозаключительных своих выводов, впала в такую же стагнацию. Иной участинельзя было ожидать для этой венской подшколы: она есть такого родаоппозиция, право на существование, которой основывается исключительно назаконе компенсирующего контраста (взаимовосполнение противоположностей),поэтому она есть и останется спутником планеты, некогда оторвавшимся от неёи разделяющим её судьбу, именно постольку, поскольку психотпологизм Адлераесть противоположность таковому Фрейда. Адлер, сводящий всё к комплексувласти, - антитезис, психологически восполняющий тезис Фрейда, сводящеговсё к эротическому комплексу, - лишь по недоразумению полагает себеадлерианство логически контрадикторным фрейдианству. Решительно критическиймомент для венского психоанализа наступил именно тогда, когда фрейдианство,выделив из себя адлерианство, не поняло смысла этого отступничества и несумело вобрать его в себя обратно, дав предварительно ему добежать до своихпоследовательных выводов. Здесь пересёкся рост венского психоанализа. Ифрейдианству, и адлерианству оставалось лишь расширяться в подробностях,распространительно применяя свои достижения. Именно здесь и вступает темаЮнга. О ней нельзя сказать, что она есть синтезис в том смысле, в какомтема Адлера есть антитезис – только. Будь это так, не было бы цюрихскойшколы, а лишь цюрихское отделение венской школы, считаемое, разумеется,последней за ересь. Учение Юнга ни есть синтезис. Он только попутно не могне совершить само собой диалектически наметившегося синтезиса – как разсозданием психотипологии – и Юнг поступил именно таким образом, в силутого, что нес с собой свою тему, в корне иную, нежели фрейдистская. Чтоэто так и не иначе, нельзя здесь доказать, а только слегка наметить, ибонесомненные определения требуют не строчек, а страниц. Юнг вызывает гораздо сильнейшее противление, нежели Фрейд. Гораздолегче и удобнее принять острую психосексуальную теорию Фрейда, отведя ейстрого очерченное и подобающее ей место. Пансексуальзм же, какмиропонимание, есть притязание чересчур наивное. Иначе обстоит дело саналитической психологией Юнга. Отклонить притязания последней не так-толегко. В противоположность психосексуализму она вторгается в область всейпсихической жизни не как тесно сомкнутая колонна, а как широко развернутаяармия, разделенная на много отрядов, с различных сторон охватывающихпсихическую область, но, конечно, подчиненных единому намерению(саморегулированию психики как энергетического феномена). Так или иначе, но как-то вдруг все заговорило о Юнге. Его имя, дотолеизвестное наряду с именами других выдающихся психоаналитиков, стало всюдупроизноситься как имя исследователя и мыслителя, имеющего сказать нечтокрайне важное для современности. Вследствие этого публичные лекции Юнгвынужден нередко повторять, чтобы дать возможность всем желающим прослушатьих. Знаменитый профессор синологии Рихард Вильгельм после изучения трудовЮнга и после бесед с ним, констатировал факт наличия в Юнге всей тойподлинной китайской премудрости. Обрести которую немыслимо из старых илимодных книг о культуре и религии Дальнего Востока. Окунуться в которую он,Вильгельм, имел счастье благодаря многолетнему пребыванию в Китае ислучайному знакомству с последними наиболее выдающимися представителямидревних учений конфуцианства и игинга. Известный немецкий романист Оскар Шмиц решается поведать о том, «что,собственно говоря, делает Юнг?» По его мнению, «слово психоанализ покрываетсобой лишь несущественное из того, чего добивается Юнг», - «он поступаетприбегающими к нему так же, как поступали познаватели в прежние времена,например Пифагор или Сократ». «Но, - прибавляет Шмиц, - такой образдействий несёт с собой великое освобождение из больничной атмосферы,созданной прежними психоанализом». А в своей книге «Психоанализ и йога»Шмиц утверждает, что «система Юнга впервые даёт возможность психоанализустать на служение высшему развитию человечества». Юнг – больше, чемпсихоаналитик, потому что он в глазах «только – психоаналитиков» и являетсяне вполне психоаналитиком. Юнг принадлежит к тем странным, сложным натурам, призвание которых неукладывается в рамки определённой специальности, являющейся, поэтому лишьодним из проводников их заданий. Тесно связана деятельность швейцарцаПарацельса и Юнга. Их связывает, по-видимому, схожая борьба за новыепознания: Парацельс - стремился высвободить вещество от вселившихся в негодухов. Стремление же Юнга заключается в том, чтобы вобрать в психологию впсихологию бессознательного (как он её понимает) этих духов, избавиться откоторых Парацельсу всё-таки не удалось. Освободиться от «духов» нельзяпутем отвлечения внешней природы от них: они, как сама природа, входят вокно, когда их прогнали в дверь. Лишь «пристроенные», так сказать, вЮнговой психологии бессознательного, они теряют свою власть над человеком. Идеи Юнга слишком значительны и самобытны, чтобы не найти своеготеоретического выражения и применения во всяком случае, то есть даже еслибы Юнг шел в своем развитии совсем иным путём, нежели через медицину ипсихоанализ. Следует признать, что в настоящее время нет вообще ни одногопсихолога, который мог бы сравниться с ним как в практическойпроницательности, так и в теоретической глубине, смелости ибеспредрассудочности. Его учение являет собой полнейший переворот впсихологии, к которому фрейдианство дало лишь односторонний толчок. Нельзяне согласиться с одним французским критиком в том, что «среди многих никтоне трудился с большим успехом, нежели Юнг, над тем, чтобы вывестипсихологию из грамматической темницы, в которой она была заточена». Первый большой и основополагающий труд Карла Густава Юнга «Либидо, егометаморфозы и символы» уделяет большее внимание бессознательной половиненашей психики и, несмотря ни на какие наивного читателя смущающиеотступления, с логическим упорством клонит психологическое рассмотрение впоследнем счёте к энергетической структуре, то есть по существуориентируется естественнонаучно и даже физикально. Второй большой и стольже основополагающий труд: «Психологические типы» переносит внимание насознание, на процесс индивидуации, путь, к пониманию которого идёт неиначе, как через типологию. Здесь психология, как центральная наука,начинает уже ориентироваться в значительной мере исторически научно, нестановясь, разумеется, вполне и только наукой о культуре, продолжаясохранять свою связь с природоведением. Все направления психологическойнауки, пользующиеся правами академического гражданства, обязаны отнынесчитаться с оглашенным психоанализом, и при том не только отчасти,благодаря его некоторым верным наблюдениям и мыслям, но в целом, то естьони обязаны либо поставить вопрос о полном доверии психоанализу, либо датьобоснованный отрицательный ответ, не ограничиваясь ироническими отпискамисвысока. Типология Юнга связана с преобразованием психоаналитической техники,над которым он долго работал в своей практике. Конструктивный метод Юнга неотменяет, как это сделал Адлер своим односторонне финальным методом, адополняет этот прежний строго фрейдианский метод. Символический продуктбессознательного должен действовать освободительно; поэтому онрассматривается и «проспективно», то есть оценивается под углом зренияреально возможного будущего образа действия и жизни анализируемогопациента. Общее состояние сознания принимается при это особенно во вниманиепри помощи анализа соотношения образа мыслей пациента в данный момент содновременными продуктами его бессознательного. Юнг прежде всехпсихоаналитиков начал основывать свои наблюдения и описания напсихологических данных индивидуального сознания. Его практика имеет важноесистематическое значение для психологической науки, взятой в её целом.Психологов старой школы отвращает от психоаналитиков венской школы тообстоятельство, что последние как бы пренебрегают сознанием и занимаютсябессознательным, существование которого академизм склонен не признаватьвовсе. Поскольку современные психологи и психиатры без различия направленияокажутся не в состоянии подорвать основы Юнговой психотипологии иопрокинуть всё здание её. Поэтому они обязаны признать, что последняяпризвана водворить согласие между академическими учениями о психике ипсихоанализом, в особенности в том расширенном и углубленном егопостроении, которое дала ему аналитическая психология Юнга. Отрицать культурносозидающее значение «Психологических типов», какподлинной психологии индивидуации – немыслимо. С другой стороны, огорчатьсяили радоваться тому, что в этой книге всё взято с точки зренияпсихологической, взято намеренно и беспощадно, было бы наивнымнедоразумением. Именно смешением субъективности психического отношения ктой или другой сущности с объективностью самой сущности. Впрочем, как разрелятивизм (точнее, реляционизм) «Психологические типы», оправдываниемименно юнговского психологизма, нашедшего недавно в одной из лучших егопубличных лекций: «Душевная проблематика современного человека» следующуюзаостренную формулировку: «Мой голос есть только один из голосов – мой опыттолько капля в море – мои знания так велики, как размеры микроскопическогополезрения – мое духовное око – зеркальце, отображающее один из мельчайшихуголков этого мира – наконец, моя идея есть субъективная исповедь». Проблема «Психологизма» вообще, правильный реляционизм иантифилософский догматизм в психологии, с одной стороны, казуистика этихпроблем в аналитической психологии Юнга, с другой стороны, - это не такиевопросы, на которые может быть дан краткий ответ. Юнг не занимался методологическими вопросами науки - как почти всеимперические исследователи, Юнг проходит мимо или касается попутно, апотому иногда недостаточно осторожно, тех философски принципиальныхвопросов, которые встают на пограничных линиях между отдельными областямижизни и таковыми же познаниями. Надо прочитать всё написанное Юнгом, чтобымочь вычертить среднюю линию уклонов его мысли в сторону к правильномупсихологизму и от него. Прежде всего, стоит уяснить, что психоанализ является научным методом,требующим известных технических приёмов; благодаря его техническимрезультатам развилась новая отрасль науки, которую Юнг назвал«аналитической психологией». В начале своей статьи Юнг упоминает о двух предубеждениях противпсихоанализа. Первое из них считает психоанализ чем-то вроде анамнеза(анамнез – это совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни,перенесённых заболеваниях, собираемых с целью их использования длядиагноза, прогноза, лечения, профилактики). Психоаналитик, обращая вниманиена данные анамнеза, прекрасно знает, что это лишь внешняя история больного,которую нельзя смешивать с самим анализом. Второе предубеждение, большейчастью, основанное на поверхностном знакомстве с психоаналитическойлитературой, считает психоанализ способом внушения, посредством которогобольному навязывается «известная вера или учение о жизни», благодаря чемуон излечивается. Но на самом деле психоаналитик не пытается навязатьбольному того, что он не может признать свободно. Наперекор всем прежним методам лечения психоанализ стремитсяпреодолеть расстройство психики посредством не сознания, абессознательного, что требует сознательного содействия больного, ибо, пословам Юнга, до бессознательного можно дойти лишь путём сознания. Другаянаиболее сложная проблема – это то, что психоаналитик не может предположитькакого-то раз и навсегда установленного решения различных своими корнямипроблем, то ему приходится искать его в индивидуальности самого лица. Делов том, что ни сознательный расспрос, ни рассудочные ответы тут не помогут,ибо причины скрыты от сознания больного. Существует несколько путейдобраться до бессознательных глубин психики человека. Первое средство – дать больному говорить обо всем, что емунепосредственно приходит в голову. Аналитик же должен тщательно следить завсем высказываемым и всё это отмечать, отнюдь не пытаясь навязать больномусвое собственное мнение. Но, разумеется, невозможно в каждом конкретномслучае достигнуть успешных результатов применением этого бесхитростногоспособа, хотя бы уже потому, что лишь в редчайших случаях нужныепсихические данные лежат столь не глубоко, не говоря уже о том, чтонекоторые больные не хотят рассказывать о своих мгновенных переживанияхврачу из-за того, что они могут быть болезненными для него. Иногда можеттак случиться, что больному представляется, будто никаких особыхпереживаний и не было, что принуждает его говорить о более или менеебезразличных для него предметов. Поэтому врачу приходится прибегнуть к другим методам. Одним из такихметодов является ассоциативный опыт. Второй же способ проникнуть в психикубольного – анализ сновидений, являющийся классическим орудием психоанализа.При этом сновидениям приписывают их бессознательное содержание. Отысканиебессознательных его источников технически является процедурой, издавнаприменявшейся инстинктивно: старание просто направлено на то, чтобыприпомнить, откуда заимствован тот или иной эпизод сновидения. На этомвесьма нехитром принципе и основано психоаналитическое толкованиесновидений. Но невольно задаешься вопросом: что же делать, если больнойничего не видит во сне? Юнг уверяет, что подобного примера он не встречал:«всех больных, - говорит он, - даже утверждающих, что они никогда ничего восне не видят, анализ приводит к сновидениям». Дело в том, что если больнойс самого начала анализа не имеет сновидений или же они внезапнопрекращаются, он, несомненно, утаивает материалы, подлежащие сознательнойразработке. Отсутствие же у больного сновидений указывает на еще неиспользованные им сознательные материалы. Сновидениями вначале следует пользоваться лишь как источникамиматериалов для анализа. В начале анализа излишнем и неосторожным являетсяокончательная их разработка.Некоторые психологи, по мнению Юнга, придерживаются одностороннего половоготолкования сновидений, при этом действительное значение сновиденияускользает. Если в начале аналитического лечения обнаруживается,несомненно, половой смысл какого-либо сновидения, смысл этот нужно признатьреальным, т.е. указывающим на необходимость подвергнуть половой вопростщательному рассмотрению. Если же в позднейший период анализа какое-либосновидение содержит половую фантазию, которую можно считать разрешенной, тоей не нужно приписывать, безусловно, полового значения, ее следует считатьсимволической. В этом случае половая фантазия имеет значение символа, а неконкретности.Заключение. Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Онадалеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психическойорганизацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность неподчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можнопримириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности длячеловека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное засамоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабомсобственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепейему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновиденийдает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогаетодному бесстрашному принятию судьбы.




Похожие:

Юнг. Аналитическая психология iconКарл Густав Юнг: аналитическая теория личности

Юнг. Аналитическая психология icon«Психология»
Предпосылки психологического консультирования в аналитической психологии и психотерапии (К. Юнг)
Юнг. Аналитическая психология iconКарл Густав Юнг Почему мы обижаемся?!
Он смог их преобразовать и дополнить. Бесспорно то, что аналитическая концепция К. Юнга не потеряла своего интереса и актуальности...
Юнг. Аналитическая психология iconАналитическая психология Юнга

Юнг. Аналитическая психология iconПрограмма дисциплины «История, теория и практика психологического консультирования» для направления 030300. 62 «Психология»
Предпосылки психологического консультирования в аналитической психологии и психотерапии (К. Юнг)
Юнг. Аналитическая психология iconКонтрольная работа по «деловому общению» тема: «индивидуальная психология а. Адлера»
Среди ближайших учеников З. Фрейда наиболее известны А. Адлер и К. Г. Юнг. В данной работе остановимся на «индивидуальной психологии»...
Юнг. Аналитическая психология iconЛинейная алгебра и аналитическая геометрия Лектор Ефремова О. Н
Iv. Аналитическая геометрия Аналитическая геометрия раздел геометрии, в котором простейшие линии и поверхности (прямые, плоскости,...
Юнг. Аналитическая психология iconПрограмма «Аналитическая химия»
Короткова, доцент каф. Фах, к Х. н., руководитель г/б тем по направлению аналитическая химия, руководитель аспирантской подготовки...
Юнг. Аналитическая психология icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами образовательной программы: возрастная психология и психология развития, педагогическая...
Юнг. Аналитическая психология iconIii. Аналитическая геометрия
Iii. Аналитическая геометрия Аналитическая геометрия раздел геометрии, в котором простейшие линии и поверхности (прямые, плоскости,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы