Философские учения в Древнем Китае icon

Философские учения в Древнем Китае



НазваниеФилософские учения в Древнем Китае
Дата конвертации09.08.2012
Размер212,74 Kb.
ТипРеферат
Философские учения в Древнем Китае


Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далекомпрошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческогостроя, начинается история развития китайской философии. Философские идеи вКитае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию иявляются огромной кладовой идей в истории познания. Уже в первобытном обществе появляются первые ростки философии. Люди впервобытном обществе, исходя из собственного трудового опыта, стремилисьпонять мир природы, что послужило основой для зарождения материалистическихвзглядов. Одновременно из-за крайне низкого уровня развитияпроизводительных сил, ограниченности знаний об окружающем мире и бессилияперед могучими силами природы появились примитивные религиозные взгляды.Орудия труда, оружие и предметы повседневного обихода, находимые в могилах,относящихся по времени к первобытнообщинному строю, свидетельствуют о том,что у людей первобытного общества уже появилось представление о бессмертиидуши и они считали что, после смерти душа продолжает существовать, должназаниматься трудом, жить и охранять себя. Кроме того, в условияхпервобытнообщинного строя зародилось представление о необходимостипоклонения духам предков. Представление о существовании души у человека было распространено ина животных, растения и весь мир природы; считалось, что все в природеимеет свою душу, что все природные тела и явления: небо, земля, солнце,луна, гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и т. д., находясь враспоряжении каких-то духов, проявляют свою силу, в результате чеговозникли тотеизм и поклонение многим богам. Однако в условиях первобытнообщинного строя могли появиться лишьростки философских идей. Философия, как теория познания окружающего мира,как сравнительно целостное мировоззрение, зафиксированное в письменнойформе, возникла только в рабовладельческом обществе. Приблизительно в XXI в. до н. э. в Китае возникла династия Ся, прикоторой начался переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.В настоящее время об истории династии Ся мы знаем очень мало, но,основываясь на сравнительно надежных письменных памятниках и материалах,относящихся к этому периоду и добытых в результате раскопок, можноговорить, что при династии Ся в жизни общества произошли резкие изменения. Это выразилось, во-первых, в появлении классов и образованиигосударства. “Юй собрал владетельных князей (чжухоу) у горы Тушань, кудаявились правители десятков тысяч владений, принеся с собой яшму и полотно.В прошлом, когда Юй собирал всех духов на горе Куайцзи, Фанфын явился позжедругих, за что Юй убил его и выставил труп для всеобщего обозрения.”Похоже, что Юй был общим вождем, возглавлявшем различные родо-племенные объединения, главы которых, являясь на собрания и жертвоприношения,обязаны были подносить яшму и полотно, а явившийся позже других Фанфын былдаже убит;это подтверждает создание династии Ся, при которой господствовалрабовладельческий строй. Юй передал власть своему сыну Ци, что явилосьначалом системы наследственной преемственности власти. Археологические находки после освобождения Китая, памятники культурытипа Эрлитоу в западной части провинции Хэнань свидетельствуют о том, что впериод властвования династии Ся и близкого к нему времени в могильныхзахоронениях умерших хозяев имели место и случаи захоронения вместе сними их рабов, что убедительно доказывает наличие классовых отношений. В “Го юй” приводится ссылка на “Книгу дома Ся”:” Если естьгуаньдани и хэцзюни, в кладовых всегда будут богатства “. Гуаньдань ихэцзюнь- наиболее ранние меры веса, которые рабовладельцы использовали дляэксплуатации населения. Отсюда очевидно, что в описываемое время ужесуществовали классы, эксплуатация и государство. Во-вторых , произошло стремительное развитие материальной идуховной культуры. По преданиям, древние роды “делали оружие из камня”, апри императоре Хуан-ди “ делали оружие из яшмы”, в то время как при Юйе -основателе династии Ся - “ оружие делали из бронзы”. Итак, врассматриваемый период уже имелись изделия из бронзы. В период династии Сяначинает появляться письменность. Как “Го юй”, так и “Цзо-чжуань”приводят ссылки из “Книги дома Ся (Ся-Шу)”, а это свидетельствует о том,что в это время уже имелись книги. Среди памятников культуры из Эрлитоуобнаружено небольшое количество мелких изделий из бронзы , а накерамической посуде начертаны многочисленные письменные знаки, что, в общем, совпадает с сохранившимися записями в письменных памятниках.Использование металла и появление письменности является прогрессом,имеющим чрезвычайно важное историческое значение. В соответствии с происшедшими переменами при династии Сяпоявляются и философские идеи. Насколько позволяют судить имеющиеся внастоящее время материалы, они в общих чертах развивались в двухнаправлениях. Во-первых, наблюдалось развитие религиозных представлений.В письменных памятниках отмечается: “Юй сделал посуду дляжертвоприношений”, причем дошел при этом до “чрезвычайной роскоши”(ХаньФэйцзы, гл. 3). Конфуций также говорил о Юйе так: ”Он с пренебрежениемотносился к напиткам и пище, направлял величайшую почтительность к душамумерших и духам; не заботился о своей одежде, но всячески стремился придатькрасоту траурной одежде и головному убору”(Лунь Юй, гл. 19). Конфуцийвосхвалял Юйю за то, что во время жертвоприношений он, сам плохо питавшийся и носивший простую , грубую одежду, устраивал обильные жертвоприношения,а употреблявшиеся при жертвоприношенияходежду и головной убор стремился сделать как можно красивее. Отсюда видно,что при династии Ся религиозные представления стали важным средством дляустановления господства, что , как это совершенно очевидно, резкоотличается от религиозных представлений первобытнообщинного общества. Во-вторых, появились представления, направленные на смягчениеклассовых противоречий. В “Книге дома Ся” говорится: “Кого поддерживатьнароду, кроме добродетельного правителя (имеется в виду правитель домаСя)? С кем, кроме народа, правитель будет защищать государство?”. Смыслцитаты в том, что если народ выступит против правителя династии Ся , ктобудет тогда руководить им, а если правитель Ся будет вредить народу, неокажется никого , кто бы защищал государство. Как явствует из приведенныхисточников, прилагались все усилия для доказательства того, что отношениямежду правителем и управляемыми им людьми тесно взаимосвязаны, и этоподчеркивалось , очевидно для того, чтобы скрыть противостояние иклассовые противоречия. Рабовладельческий строй в Китае почти за девятьсот лет своегосуществования, вплоть до появления династий Шан (приблизительно 16-12 в. в.до н.э.) и Западной Чжоу (приблизительно 11-8 гг. до н.э.), достиг большогоразвития. В период династии Ся в общественном производстве, помимоскотоводства, важное место начинает занимать земледелие. При династии Шанпроизошло дальнейшее разделение земледелия, ремесла и скотоводства, чтоспособствовало развитию товарообмена и применению огромного количестварабского труда, а это привело к быстрому развитию общественногопроизводства и культуры. Дальнейшее развитие получило производство бронзы,в большом количестве стали отливаться не только ритуальные сосуды, оружиеи предметы обихода для рабовладельцев, но и начали появляться в небольшомколичестве бронзовые орудия труда, а вслед за этим появились изделия изжелеза и в сельскохозяйственном производстве начал применяться рабочийскот. При Западной Чжоу произошло еще большее развитиепроизводительных сил. Увеличилось производство бронзы, более широко сталиприменяться изделия из железа, возросло количество ремесел, улучшилось посравнению с прошлым техника производства, более совершенной сталаколодезная система в земледелии, получила более широкое развитие системаорошения, увеличилось количество сельскохозяйственных культур, повысиласьтехника обработки почвы, возросли масштабы применяемого коллективноготруда в сельском хозяйстве. Вслед за развитием производства был достигнутпрогресс в области науки и техники, немало ценных результатов былодостигнуто в астрономии, искусстве составления календаря, математике,метеорологии, разработке 24 сельскохозяйственных сезонов года, географии,науке о Земле, механике, физике, химии, медицине и многих других областяхнауки. Политическая система при династиях Шан и Чжоу с каждым днемстановилась все более совершенной. В соответствии с развитием родовогорабовладельческого строя образовались крупные и мелкие клики аристократов-рабовладельцев, во главе которых при династии Шан стоял правящий род Цзы, апри династии Чжоу - правящий род Цзи. Шанские и чжоуские ваны являлисьверховными правителями. Как говорится в “Ши-цзине”: “Под всем небом нетземли, которая не принадлежала бы вану; до самого края земли нет никого,кто не был бы слугой вана”. Это показывает, что основой рабовладельческого строя при династиях Шан и Чжоу являлась государственная собственность наземлю и рабов, т.е. собственность правителя. Правитель государства всвою очередь распределял земли, лежавшие за пределами его владения, и рабовв собственность или пользование аристократов-землевладельцев, являвшихсялибо его сыновьями, либо внуками и другими родственниками, осуществляя наделе систему пожалованных владений, предусматривавшую “вручение народа ивручение земли”.Правители пожалованных владений делили полученную ими землю намногочисленные участки, организовывали рабов и насильно принуждали ихзаниматься коллективным трудом, в чем, в частности, и состояла сутьсистемы колодезных полей. В соответствии с требованием кровных родовых отношенийрабовладельцы-аристократы разработали родовую систему, согласно которойподчеркивались различия между родом правителя и родами его сыновей, междуродами сыновей от старшей жены и наложниц, между родами, относящимися кпрямой и женской линиям, поддерживалась система рангов, определявшаязависимость людей от друг друга, а также была разработана системапотомственного наследования занимаемых постов и получаемого жалованья,предоставлявшая привилегии рабовладельцам-аристократам разных рангов.Такая запутанная и многоступенчатая система служила основой государства прирабовладельческом строе и поддержания порядка в обществе. Рабовладельческий строй при династиях Шан и Чжоу представлялсистему бесчеловечной , жестокой эксплуатации и угнетения. Не только земляи средства производства находились в собственности рабовладельца, но и рабырассматривались как его частная собственность, которых он мог использоватьна работах, продавать , дарить, убивать, хоронить вместе с умершимихозяевами в могилах или использовать как скот при жертвоприношениях. Вответ на такое бесчеловечное отношение рабы уклонялись от работ,приводили в негодность средства производства, убегали, поднимали восстанияи т.д., выражая таким образом свой протест. Жестокая классовая борьба междурабами и рабовладельцами в период династий Шан и Чжоу способствоваларазвитию философии. Условия общественной жизни при династиях Шан и Чжоу придалифилософии две резко выраженные особенности. В первую очередь в сфере идеологии главное место занималорелигиозное мировоззрение. При династии Шан высшим божеством, создавшимвсё и распоряжавшимся всем, считался Шанди (Верховный император), а придинастии Чжоу возникло представление о “воле Неба”. Эти религиозныепредставления были использованы классом рабовладельцев как духовное оружиедля установления своего господства и закабаления народа. Философияразрабатывалась и развивалась в форме религии, религиозные идеалистическиевзгляды занимали господствующие позиции , а материалистическая философияеще не выделилась из сферы религии. Хотя в то время уже существовалитеория о светлом и темном началах, учение о восьми триграммах и учение опяти стихиях, содержащих положения примитивного материализма и спонтанновозникшей диалектики, и хотя предпринимались попытки объяснить изменения в предметах на основании противостояния светлого и темного начал, объяснитьпоявление всего сущего на основе многочисленных предметов из мираприроды, все же эти идеи были скованы религиозными представлениями.Только после того, как в конце Западной Чжоу получили развитиеатеистические представления, эти идеи постепенно обрели жизнь и силу. Философия при династиях Шан и Чжоу была тесно связана сполитико-моральными представлениями. С возникновением рабовладельческогостроя отношения между людьми превратились в отношенияпротивоборствующих классов. Для того чтобы эффективно поддерживать своегосподство, класс рабовладельцев нуждался не только в политической силе,но ему было необходимо выработать и моральные категории, в которыхотражались и выражались бы права и обязанности людей, добрые и дурныепоступки. Как указывается в главе “Поднебесная” в сочинении “Чжуа-цзы”,философия в этот период “считала Небо главным, добродетель - основой”, что соответствует реальной исторической обстановке. Этот выводсвидетельствует о том, что в то время философия, религия и мораль былитесно связаны друг с другом. Иньский правитель Пань-гэн, предостерегая народ, говорил:”(Для меня) нет далеких и близких, тот, кто совершит преступление, будет наказансмертью, тот, кто проявит добродетель, будет прославлен за сделанноедобро”(Шан-шу, гл. 9), т.е. независимо от степени родства совершившийпреступление и творящий зло будет приговорен к смертной казни, асовершающий добрые дела будет награжден. Еще более ценили “добродетель”чжоусцы, выдвинувшие положение: ”Проявлять добродетель и остерегатьсянаказаний”(Шан-шу, гл. 14). Подобные представления о вознаграждении задобрые и наказании за дурные поступки показывают, что в эпоху Шан иособенно при династии Чжоу уже сложилась начальная политико-моральнаяфилософия. По своему содержанию морально-этические нормы классарабовладельцев быстро усложнялись. В соответствии с потребностямиродового рабовладельческого строя, его иерархической системы, системыпожалований и системы потомственного наследования понятия “ правилаповедения” превратилось в наиболее важную норму оценки поведения,призванную защитить положение стоящих на иерархической лестнице всоответствии с рангами. “Династия Инь следовала правилам поведениядинастии Ся; династия Чжоу следовала правилам династии Инь”(Лунь юй, гл.2). Так, отбрасывая одно и добавляя другое, правила поведенияпередавались от династии к династии и в своем развитии превратились всложнейшую систему. Помимо “правил поведения”, важное место занимали“сыновья почтительность” - продукт родовых кровных связей . Встречающиесяв “Ши-цзине” слова “пусть помощники правителя обладают сыновним долгом идобродетелями” выражают требование проявлять родственные чувства к тем, ккому их следует проявлять, и уважать тех, к кому следует проявлятьуважение, что предусматривается родо-иерархической системой. Указанная особенность была присуща не только философии впериод династий Шан и Чжоу. Почти вся древнекитайская философия былатесно связана с политико-моральными взглядами, и эта связь неотделима отродо-иерархической системы и системы потомственного наследования, втечение длительного периода сохранившихся как при рабовладельческомстрое, так и в феодальном обществе. Особенно ярко это проявилось в учениишколы служилых, более двух тысяч лет занимавшем господствующее положение вобществе, главное направление которого было тесно связано с философией,носившей политико-моральный характер. Исходя из сказанного, можноутверждать, что рассматриваемая особенность философии при династиях Шан иЧжоу, в разных формах и в разном содержании, проявлялась в любом периодеразвития древней философии в Китае. II Философско-религиозная борьба в Древнем Китае. Период Чуньцю (770-476 гг. до н.э.) - Чжаньго (475-221 гг. дон.э.) являются периодом крупных изменений когда в китайском обществепроисходил переход от рабовладельческого к феодальному строю. Резкая сменаобщественных формаций привела к возникновению на идеологическом фронтетечения, выступавшего за свободу идей , создание новой обстановки“соперничества всех школ”, представлявшихся множеством новых философов, врезультате чего развитие древнекитайской философии вступило в новыйважный исторический этап. Наблюдавшееся в этот период на идеологическиом фронте“соперничество всех школ” началось приблизительно в конце периода Чуньцо,достигло наивысшего расцвета к середине периода Чжаньго и закончилось вконце этого периода. Если говорить обо “всех школах”, т.е. о существовашихфилософских направлениях , то их можно свести к десяти направлениям, средикоторых главными были шесть: “школа служилых людей”(жуцзя в переводнойшколе называемая школой конфуцанцев), “школа моистов”- моцзя, “школадасистов” -даоцзя, “школа законников”(легистов)-фацзя, “школа номиналистов”-минцзя (часто называемая школой софистов) и “школа сторонников учения обинь и ян”(натурфилософы) -иньянцзя. Каждое из перечисленных направлений прошло историческийпуть возникновения, развития, изменения и расслоения. После создания КонЦю (Конфуцием) “школы служилых людей” конфуцианство разделилось навосемь течений, из которых наиболее известными являются конфуцианствопредставленное Цзы-сы, конфуцианство, прелставленное Мэном (Мэн Кэ), иконфуцианство, представленное Сунем (Сунь Цином). Моизм , созданный Мо Дипосле его смерти распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу иДэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. Даосизм,возникновение которого связывают с именем Лао Даня, в дальнейшемразделился, причем течение, связанное с изменениями влево, представленошколой Суна(Сунь Цзяня) и Иня (Инь Вэня), а с изменениями вправо школойЧжуан Чжоу. Легизм также делится на ранний и поздний. Номиналисты всоответствии с особенностями их идей разделились на две школы- “школусоединения тождества и различия” и “школу разделения сущности и явления”.Идеи натурфилософов, возникшие весьма рано, первоначально в основном былисвязаны с астрономией, составлением календаря, искусством гадания позвездам, но в середине периода Чжаньго получила широкое распространениетеория Цзоу Яня “постоянной смены пяти стихий”. Помимо перечисленных шести школ, существовали и многие другие,представленные военными философами, философами-аграриями, философами-эклектиками и т.д. В силу того, что каждая школа представляла разныеклассы и прослойки, а в политических убеждениях и научных взглядахсуществовали расхождения и антагонизм, это неизбежно привело квозникновению запутанной и сложной обстановки, что явилось следствиемогромных перемен в обществе, нашедших свое отражение на идеологическомфронте. Соперничество всех школ имело под собой глубокиеобщественные корни. Начиная с периода Чуньцю стали применяться железныесельскохозяйственные орудия и быки в качестве тягловой силы на полевыхработах, что способствовало развитию производительных сил и ихширокому распространению. Происходило массовое бегство рабов, вспыхивали многочисленные восстания. Развивались товарное хозяйство и ремесло. Всвязи с происходившими процессами стала возникать и развиватьсяфеодальная частная собственность на землю, которая в конце концовсокрушила земельную собственность рабовладельцев, в основе которойлежала “колодезная система”. Начиная с 594 г. до н.э. до реформШан Яна в царстве Цинь в середине периода Чжаньго в каждом царстве вразное время и в разной степени завершилось изменение существовавшейформы земельной собственности и установление феодальной земельнойсобственности. Впервые появились частные ремесла и торговля. Вследза изменениями в экономической системе произошли серьезные изменения вклассовой структуре. Большая часть рабов превратилась в класс крестьян.Одна часть рабовладельцев разорилась, другая превратилась вземлевладельцев. Появилось значительное количество частных ремесленникови торговцев. Часть крестьян - землевладельцев, ремесленников иторговцев разбогатела и превратилась в землевладельцев. Таким образом,одновременно с постепенной ликвидацией класса рабовладельцев икласса рабов появилось два новых антагонистических класса - классземлевладельцев и класс крестьян. Поскольку вновь возникший классземлевладельцев был представлен различными группами населения , онделился на разные прослойки. В ходе происходившей борьбы этипрослойки одержали победу над аристократами-рабовладельцами иустановили господство класса землевладельцев, но остаткирабовладельческого строя несомненно продолжали существовать. В ходе изменений, происходивших в классовой структуре,распалась система, при которой обучение производилось в присутственномместе, вместо чего появилось большое количество странствующих ученых,распространявших образование. Это была новая интеллигентская прослойка сширокими общественными связами, оказывавшая большое влияние на развитиеобщества. В середине периода Чжаньго в царстве Ци существовал “дворецнауки в Цзися” в котором было собрано несколько сот ученых. Именно этилюди, овладевшие специальными знаниями в области культуры и примыкавшие кразличным классам и прослойкам, являлись выразителями идей различныхклассов и прослоек в этот период. Изменение общественной формации и развитие науки выдвинулимножество новых социальных проблем и философских задач. Например,управление на основе правил поведения или на основе закона, управлениена основе добродетели или на основе силы и страха, древность исовременность. Небо и человек, название и сущность, характерприроды человека, положительные и отрицательные стороны учения о даои дэ, происхождение мира и т.д. На все перечисленные вопросыинтеллигенция, представлявшая различные классы и прослойки, высказываларазличные взгляды, предполагала различные философские системы,отличавшиеся разными формами, содержанием и особенностями, вследствиечего и произошло разделение на различные философские школы. Условия , возникшие в обществе, в котором старое заменялосьновым, в свою очередь создали для представителей всех школ своеобразнуюисторическую арену, на которой они могли свободно соперничать вовзглядах. Вслед за крахом господства в Поднебесной рабовладельцев-аристократов, объединенных под единой властью чжоуских Сынов Неба,идеология господствующего класса постепенно урачивала свое влияние исилу. Однако общество еще долго продолжало находиться в состояниифеодальной раздробленности, централизованная феодальная власть еще невозникла, новая идеология господствующего класса еще была не в силах занять господствующее положение , поэтому в области идеологической на какое-то время образовался вакуум. Именно в этих условиях все школы могли свободно соперничатьи в течение длительного периода сосуществовать, что привело к необычайномуповышению активности научных идей. Соперничество всех школ освободилолюдей от пут, прогнивших форм сознания рабовладельцев-аристократов исоздало идеологческие предпосылки для рождения феодального общества исоздания единой власти класса землевладельцев. Однако только после того,как династия Цинь объединила шесть царств и создала централизованнуюфеодальную влать, циньский император Ши-хуан в соответствии с требованиямифеодального абсолютизма в политическом отношении осуществил этот же принцип и в области идеологии, в связи с чем сжег книги и закопал живыми в землюконфуцианцев, признал господство школы легистов, что положило конецсоперничеству всех школ.. Происходившее в период Чуньцю - Чжаньго разграничениефилософских школ на фронте идеологической борьбы лишь отразило различныеточки зрения на социальные проблемы и философские вопросы, обобщилоразличные формы и особенности каждой школы, но не привело к разделениюфилософии на материализм и идеализм. Фактически в одной и той же школеможно было наблюдать присутствие материализма и противоборствующего с нимидеализма. Например, Мэн Кэ и Сюнь Цин были последователямиконфуцианства, но первый из них был идеалистом. а второй - материалистом.Аналогичное положение и в даосизме. В связи с этим необходимо проводитьконкретный анализ идеологии каждого философа в отдельности и в оценке еговзклядов исходить из того, как он решает основной вопрос философии. Философская борьба на идеологическом фронте в период Чуньцю -Чжаньго явилась продолжением и развитием в новых условиях философскойборьбы, начавшейся при династиях Инь и Чжоу, но она имела ряд особенностейпо сравнению с философской борьбой, происходившей в прошлом. Главная особенность философской борьбы в период Чуньцю -Чжаньго состояла в том, что философия, начав освобождать ся от превращенияидеалистической в идеологическую сферу жизни, приобрела форму сравнительнонезависимой идеологии. Другими словами, после периода Чуньцю материализм иидеализм начали, исходя из присущих самой философии особенностей, создаватьразличные идеологические системы и развернули сложную, запутанную борьбу вразличных областях философии. Начиная с династий Инь и Чжоу, это явилосьважным шагом вперед в развитити древнекитайской философии, означавшим, чтоона уже созрела. Отмеченная особенность проявилась не только в том, что уфилософии появилось собственное поле деятельности, включая взгляд наприроду, теорию познания, взгляд на историю, взгляд на развитие, теорию оприроде человека и т.д., но и в том, что она выдвинула и развила целый рядфилософских категорий и философских тем, например: небо(тянь), человек(жэнь), путь (дао), закон природы (ли), бытие (ю), небытие (у),жизненные силы (ци), темное начало (инь), светлое начало (ян), пятьстихий (усин), добро(шань), зло(э), польза (ли) и т.д. В дальнейшемпочти все эти вопросы стали предметом длительных споров в истории китайскойфилософии. Однако в рассматриваемый период центральным вопросом философскойборьбы являлся вопрос отношений между Небом и человеком. Какова сущность Неба? Духовна она или материальна? Составлляютли Небо и человек единство или же Небо и человек разделены? Именно этоявляется основным вопросом философии, связанным с истолкованиемпроисхождения мира. В решении этого вопроса до периода Чуньцю какматериализм, так и идеализм еще не представляли взаимно противостоящих,независимых философских систем. Хотя в конце Западной Чжоу материализм иатеизм проявлялись в форме ропота на Небо и брани по адресу Неба, однакорелигиозные представления о Небе не были решительно опровергнутыфилософией. Положение изменилось по окончании периода Чуньцю. Вслед заразложением рабовладельческого строя власть чжоуского Сына Неба сталасуществовать лишь номинально, постепенно исчезло и представление обабсолютном авторитете Верховного владыки, власть которого осуществляетправитель на земле. Одновременно в связи с развитием производительных сил иборьбой рабов и простого народа роль и место человека в обществе сталипривлекать к себе пристальное внимание. Развитие науки и познание объективных законов природы такжеподнялись на более высокую ступень. Например, в области астрономиина основе длительных, систематических наблюдений за небесными телами появились одними из первых в мире записи о солнечных и лунныхзатмениях, кометах, темных пятнах на Солнце и т.д. Неподвижныезвезды разбили на 28 созвездий, было установлено, что периодобращения Юпитера равен 12 годам. Около 350 г. до н.э. была составленапервая в мире звездная карта. В области исчисления времени в периодЧуньцю был создан календарь, построенный по принципу “девятнадцатьсолнечных лет и семь добавочных месяцев”( имееется в виду лунно-солнечный календарь, в котором смена фаз Луны согласовывалась сначалом астрономического года). В этом календаре важную роль играетпериод в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам ( так называемыйМегонов цикл), вслед за этим год разделили на 24 сезона, апродолжительность года была определена в 365,25 дня, что точносоответствует истинному положению вещей. Были приобретены такжеопределенные знания в способах выращивания сельскохозяйственных культур,например в связях сельскохозяйственного производства с орошением,глубокой вспашкой, почвой и сезонами года. Большое развитие получиламедицина, появились знаменитые врачи, такие, как Хэ, Суй, Бянь Цяо и др.Поздние моисты вели научные разработки многих проблем, связанных соптикой , динамикой и геометрией. Таким образом, для зарождения и независимого развитияпримитивного материализма была создана социальная и научная база.Некотроые прогрессивные политики и мыслители, учитывая случаи ропотана Небо и брани по адресу Неба, имевших место в конце Западной Чжоу,выдвинули идею о том, что “небо и человек разделены”. Слова Цзы-чаня“Пути Неба далеки, а пути человека близки, они не соприкасаются другс другом”(Цзо-чжуань, гл.48) со всей определенностью говорят оботделении Неба от человека, и, как считал Цзы-чань, между ними нетвзаимной связи, поэтому Небо не может ниспослать на человека удачу или несчастье, беду или счастье. Еще более решительно рассеиваетмистический туман вокруг понятия “сроки, определенные Небом” Фань Ли,считавший Небо - это природное небо, подчинающееся природным законам.Он говорил:”Мудрый действует, сообразуясь со временем”(Го юй, гл.21),т.е. мудрый должен действовать в соответствии с объективными законамии стремиться к тому, чтобы “дела людей обязательно проверялись по небуи земле, так как только в этом случае возможно добиться успеха”(Гоюй, гл.21). Приведенные слова показывают, что отношения между Небом ичеловеком рассматриваются с позиции, представляющей соединениепримитивного материализма и примитивной диалектики. Вслед за крушением религиозных представлений о Верховномвладыке как господствующей силе появилась рафинированнаяидеалистическая философия. Основоположник даосизма Лао Днаь выдвинулинтеллектуальное, нигилистическое понятие дао, рассматривая его какисточник возникновения неба, земли и всего сущего, и создал объективнуюидеалистическую философскую систему, высшей категорией которойявлялось дао. Затем Чжуан Чжоу придал объективному дао Лао Данясубъективный дух, превратив его в абсолютную “тождественность”, и создал широкую систему субъективно- идеалистической философии, в основекоторой лежит релятивистская теория познания. Мэн Кэ развил идеалистические идеи Кун Цю, наделил Небоморальными принципами и, считая, что природа таких понятий, какчеловеколюбие, долг, правила поведения, знание, зависит от “воли Неба”, предложил свойственный субъективному идеализму путь познания, выразивего в следующих словах:”Тот, кто до конца использует свое сердце, тотпознает свою природу; кто познает свою природу, тот познаетНебо”(Мэн-цзы, гл.13). Ляо Дань и Чжуан Чжоу выступали за пассивное недеяние исчитали необходимым “знать, что нельзя ничего поделать, и спокойномириться с такой судьбой”. Кун Цю и Мэн Кэ признавали необходимым“прислушиваться к воле Неба и выполнять дела людей”. Таким образом, онидавали идеалистическое и метафизическое объяснения отношениям междуНебом и человеком. Появление идеалистической философии побуждало материализмдать новый ответ на вопрос об отношениях между Небом и человеком. Напримерфилософская школа Суня и Иня критически подправляла учение Лао Даня о“дао”, заменив его понятием ци (жизненная сила) и выдвинуламатериалистический взгляд на природу, согласно которому материальное циили цзинци (чистая жизненная сила), является источником всего сущего,и этим подвела базу под монистическую теорию о материальности ци вдревней китайской философии. Сюнь Куан и Хань Фэй-цзы продолжили и развили существовавшиев прошлом материалистические идеи, подвергли общей критикеидеалистическую философию Цзы-сы, Мэн-цзы, Лао-цзы и Чжуан-цзы и стеоретических высот выдвинули блестящие идеи, показав “ясное пониманиеразделения Неба и человека”, и выдвинули положение , что человекобязательно победит Небо. Этим они подвели итог борьбы материализмас идеализмом по вопросу отношения между Небом и человеком, поднялина новую высоту примитивный материалистический взгляд на природу,существовавший еще с периода Чуньцю, и придали законченностьпримитивной материалистической философии периода Чуньцю - Чжаньго. Одновременно в связи с коренными социальными изменениями: старое сменялось новым, высшие и низшие менялись местами,отчетливо выявились различные противоречия, развитие естественных наук вело к повышению активности мышления, в связи с чем появилисьпримитивные диалектические идеи, назначение которых было обобщить ив абстрактной философской форме отразить объективные противоречия иизменения в явлениях. Это говорит о том, что примитивнаядиалектика периода Чуньцю - Чжаньго отличалась от диалектических идей, высказанных в “Чжоуской Книге Перемен”, и что она вышла из сферырелигии. В примитивных диалектических идеях периода Чуньцю - Чжаньгоособенно много места уделялось разъяснению общего характерапротиворечий в явлениях. Появилсиь понятия “гармония (хэ)”,“взаимопомощь (сяньцзи) “, взаимозаконченность (сянчен), а также“противостояние (фань)”, “превращение (чжуаньхуа)” и т.д., выражавшиепредставления о зависимости одного противоречия от другого и ихвзаимном превращении. Идеи примитивной диалектики в период Чуньцю -Чжаньго присутствуют как в философии идеалистов ( например Лао Даня),так и в философии материалистов (Сюнь-цзы, Хань Фэй -цзы, позднихмоистов). Идеалисты, ограниченные самим характером своей философии и классовым происхождением, держались пассивно и в процессе развитияшли к своей противоположности, превращаясь в релятивистов исофистов. Материалисты же, проявлявшие активность , использовалисьпрогрессивными силами и вновь возникшем классом землевладельцев кактеоретические оружие в борьбе за перестройку общества, противконсерватизма, возврата к старому и метафизике “Соперничество всех школ” на идеологическом фронте впериод Чуньцю - Чжаньго и особенности происходившей философскойборьбы показывают, что развитие древней китайской философиивступило в новый важный исторический этап. Содержание и формыфилософской борьбы в этот период оказали глубокое влияние на всюфилософскую борьбу, имевшую место в периоды после династий Цинь иХань. Отсюда следует необходимость изучения философских идей периодаЧуньцю - Чжаньго как основы для изучения китайской философии.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Философские учения в Древнем Китае iconРезультаты IX научно-практической конференции по античной истории
Основные философско-политические учения в Древнем Китае и их влияние на китайское общество
Философские учения в Древнем Китае iconТемы для докладов по дисциплине философия
Становление философского знания в Древнем Китае. Диалектика учения о силах «ян» и «инь» и ее отражение в искусстве
Философские учения в Древнем Китае iconРеферат Образ философа у Платона
В школе мы изучаем историю философии, проходим философские учения различных мудрецов, в повседневной жизни часто используем знаменитые...
Философские учения в Древнем Китае iconI. Введение Конфуцианство философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун Цю (Конфуций)
Конфуцианство — философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун — Цю (Конфуций)
Философские учения в Древнем Китае iconПолитические и правовые учения в Древнем Риме

Философские учения в Древнем Китае iconПолитические и правовые учения в древнем мире

Философские учения в Древнем Китае icon1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае. Экономическая Наука России на рубеже XX-XXI вв

Философские учения в Древнем Китае iconРеферат по курсу «Культурология» на тему «Конфуцианство»
Конфуцианство философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун Цю ( Конфуций )
Философские учения в Древнем Китае iconФилософские учения в Древней Индии и современная индийская философия

Философские учения в Древнем Китае iconОсновные философские идеи П. Я. Чаадаева
Идея всеединства философского учения Вл. Соловьёва Дёмкина А., студентка 112 группы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы