Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» icon

Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»



НазваниеКонспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А.А.Чацкого
Дата конвертации09.08.2012
Размер58.72 Kb.
ТипКонспект
скачать >>>

Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ УИОП №52 г.Кирова Совокина С.К.


Конспект урока литературы в 9 классе

Тема: «Образ А.А.Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»»

Этапы урока

Содержание

Организационный

Момент

Проверка д.з.


Подготовка к основному этапу


Усвоение новых знаний и сп. Действия


ОДЦ

ТИП

ТДЦ

Прежде чем мы определим тему нашего урока, я предлагаю вспомнить выводы, сделанные нами на предыдущем уроке.

1. Каким представлено московское дворянство 10-20х годов XIX века в комедии Грибоедова «Горе от ума»?

2. Сформулируйте жизненные принципы этих людей.

/личная выгода, карьера, почести, богатство; служение лицам, а не делу; ценность человека по его положению, состоянию/

таким образом, карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность – вот черты чиновничьего мира.

II. Удивительно, что уже давно исчезли с лица русской земли молчалины и скалозубы, фамусовы и репетиловы, горичи и тугоуховские, но до сих пор живет и процветает трусость и низкопоклонство, карьеризм и пустозвонство, бессмысленное существование, глупость и невежество. Невольно вспоминаешь: «Дома новы, да предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары!»

1. Как вы считаете, есть ли противоядие, сила, способная противостоять этому злу?

/сила в просвещении, прогрессе, которые несут обществу передовые, прогрессивные люди/

2. Какого человека, по вашему мнению, называют передовым, прогрессивным?

/с передовыми взглядами, с активной жизненной позицией, с высокими нравственными убеждениями, идеалами…/

Взгляды, жизненная позиция, идеалы – вот составляющие жизни передового, общественного деятеля /карточки: взгляды, позиция, идеалы/

Так ли это? Какой он, передовой человек? Чем живет, чем дышит?

В чем смысл активности человека, жизненных его усилий? – вот вопросы, ответы на которые я предлагаю найти, обратившись к образу главного героя комедии «Горе от ума».

/ в поисках ответов нам поможет ОСК, соавторами которой предлагаю стать каждому из вас/

III. В мертвую тишину дома Фамусова Чацкий врывается, как вихрь: «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног!» - восклицает герой, с жаром целуя руку Софьи.

Но еще до появления Чацкого мы узнаем некоторые факты из его жизни. Какие?

/сын покойного друга Фамусова, воспитывался в доме Фамусова, служил, имел связи с министрами, уехал путешествовать/

Конечно, особенности драматического произведения не дают возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился Чацкий, как рос и развивался, но меткие, выразительные, точные реплики персонажей и героя во всей полноте раскрывают его личность, характер.

1. Используя цитаты из текста, определите одну из граней личности героя. Сформулируйте ответ и напишите на обратной стороне листа. (1мин.)

Какие грани личности вы выделили? /образованность, патриотизм, остроумие, независимость, чувство собственного достоинства, духовное богатство, высокая культура и глубина мышления, умный, красноречивый, деятельный, критическое отношение к действительности, активный/ Все верно, но читая произведение, мы находим и другие противоположные мнения о герое. Какие? / «карбонарий», «опасный человек», «вольнодумец», «сумасшедший»/

2. Используя выделенные нами особенности личности, дайте краткую характеристику герою.

3. Можно ли, по вашему мнению, согласиться с принятым в литературе мнением, что Чацкий – передовой человек своего времени.

Да, Чацкий - передовой человек своего времени, но почему Фамусов и его гости не принимают его?

«Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам»,- гневно произносит Фамусов.


Что так пугает московское дворянство? /его взгляды, жизненная позиция, идеалы/

Выясним, против чего выступает Чацкий, а главное – что утверждает, выполнив задание на карточках.

Но прежде чем вы приступите к работе, хотелось бы уточнить, чем обусловлено появление таких героев? /эпохой, взглядами автора/ Поэтому, выполняя задание, найдите высказывания, поступки Чацкого, цитаты, тождественные требованиям устава декабристского «Союза Благоденствия» и записям из личных дневников декабристов Тургенева и Якушкина. Сделайте вывод. (5мин.)

Против чего выступает? /против крепостного права;

против бесчеловечной эксплуатации;

против преклонения перед иностранным;

против преклонения перед авторитетами;

против лицемерия, пустоты жизненных интересов/

Что утверждает? / за преобразование жизни;

за развитие национальной культуры;

за просвещение, науку, культуру;

за свободную личность/

Идеал? / свободная личность, чуждая рабской прин-сти/

Обобщая все сказанное и возвращаясь к главному вопросу, выделите главное, используя слова, и запишите ответ на вопрос: В чем смысл активности героя, его жизненных усилий? /обсуждение мнений/

IV. Читая комедию, мы становимся свидетелями трагедии героя, осложненной личной драмой. Он возмущен, подавлен, разочарован, оскорблен.

Душа здесь у меня каким-то горем сжата,

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет! Я не доволен я Москвой!

Еще долго Чацкий в сенях фамусовского дома будет прощаться с прошлым, слушать вздор Репетилова, отрезвит себя позором Софьи и определит путь – «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок». Что это: признание поражения или победа? Но это уже тема следующего урока.

V. В заключении хотелось бы узнать вашу позицию. Выберите понравившееся высказывание и обоснуйте свой ответ.


Урок литературы «Образ А.А.Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (вступление к уроку)

- восприятие и первичное осознание учащимися нового материала

- изучение и первичное закрепление новых знаний

- включает три аспекта:

Образовательный аспект предполагает создание условий для

  • Закрепления знаний об особенностях жизни, воззрениях, принципах московского дворянства;

  • Понимания активной жизненной позиции главного героя;

  • Осознания идейного содержания и общечеловеческого смысла комедии на примере характеристики главного героя;

  • Применения знаний в измененной ситуации

Развивающий аспект предполагает создание условий для развития ОУУН логического мышления, навыков самостоятельной работы, а также развития и совершенствования речевых умений и навыков:

  • Развития умения использовать лексику со значением нравственных исканий;

  • Умения точно и кратко высказываться о личности героя, используя как простые, так и сложные синтаксические конструкции;

  • Умения сроить высказывания и соотносить их с жизнью;

  • Умения владеть лексическими формулами со значением противоречий личности;

  • Отработка навыка аналитического цитирования (введение цитат в высказывания, с помощью слов, указывающих на ее источник)



Воспитательный аспект предусматривает формирование дальнейшей жизненной активности, ценностных ориентиров.











Похожие:

Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconА. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга «горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии
Рибоедова, расширить знания о комедии, научиться анализировать список действующих лиц, прокомментировать первое действие комедии...
Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №2: Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconВзгляды Чацкого и Молчалина. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является одной из наиболее значимых в литературе 19 века. В произведении раскрыто...
Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconИдеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума

Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconОбраз Софии
Горе от ума одно из самых выдающихся произведений русской литературы 19 века. Одни ценят в комедии картину московских нравов той
Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconГерои-дворяне в произведениях А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Но при упоминании этих имен в первую очередь в памяти возникают такие произведения как "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Герой нашего...
Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconМинистерство образования Саратовской области Государственное общеобразовательное учреждение «Саратовская кадетская школа – интернат №2»
Цели: проверить 1 знания биографического и историко – культурного аспектов комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», 2 усвоение знаний...
Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconВек нынешний и век минувший в комедии Грибоедова Горе от ума

Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconИсследовательская работа А. С. Грибоедов «Горе от ума» отражение перелома рубежа двух эпох
I. Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconКомедия "Горе от ума" Грибоедова, несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи
Этот герой объединяет две сюжетные линии комедии. Одна содержит конфликтное столкновение "века минувшего" и "века нынешнего" и предлагает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы