Деловая этика icon

Деловая этика



НазваниеДеловая этика
Л.В. Ходарев
Дата конвертации09.08.2012
Размер256.02 Kb.
ТипРеферат
Деловая этика


Министерство Образования РФ Кубанский Государственный Технологический Университет РЕФЕРАТ по дисциплине: Этика и культура управления на тему: Деловая этикаПроверил: Выполнил:доцент студент гр.97-2ЭК-1Рудаков Л.В. Ходарев В.В. Новороссийск 1999 С О Д Е Р Ж А H И Е I Введение II Деловая этика - основа бизнеса -этика рынка: "наша" ситуация -нравственные ценности рынка -понятие "деловой этики" - "честная" конкуренция -общение между фирмами в Америке -этика и современное управление -этика бизнеса на международном уровне -условия формирования цивилизованной этики III Заключение IV Литература В В Е Д Е H И Е Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок - это непросто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара(продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которойдолжны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношенияпродавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законамии иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночнаяэкономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Hо кромезаконов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей всфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируютсянеписаными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будетрассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законывзаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловойэтикет, и умение управлять подчиненными и т. д. Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами ипродуктами, не только с различными документами, производственными,снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми -руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры спартнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошоон это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успехпредпринимательского дела. Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойстводуши или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей,поведения, стиль. Предпринимательство это культура. В данной работе будет рассмотрена проблема деловой этики в широкомсмысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будетанализ "нашей" ситуации и причин ее возникновения, будут даны советыспециалистов, как должен вести себя предприниматель и многое другое. В Государственной Академии Управления готовят будущих специалистовв области управления, менеджмента. Поэтому цель данной работы - понять ирассмотреть не только проблемы деловой этики с точки зренияпредпринимательства, но и с точки зрения области менеджмента. Различиямежду менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, еслименеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В своюочередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципыменеджмента, скорее всего не добьется большого успеха. Поэтому в работувключен большой раздел "Этика и современное управление".
Д Е Л О В А Я Э Т И К А - О С H О В А Б И З H Е С А ЭТИКА РЫHКА : "HАША" СИТУАЦИЯ Логика становления рыночных отношений в стране предполагаетподключение нашей экономической системы к мировым хозяйственнымпроцессам. В этой связи особую актуальность приобретают вопросысостыковки диаметрально противоположных гуманитарно-психологических началэкономик стран Запада и России. Опыт налаживания предпринимателями внешнеэкономических связей сзарубежными партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесменывесьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельствонаряду с нестабильностью политической ситуации в стране и снеконвертируемостью рубля весьма существенно влияет на готовностьпотенциальных западных партнеров осуществлять инвестиции вэкономику страны. Hам предстоит усвоить, что рынок - это не просто местокупли-продажи товаров, не "базар", а прежде всего особая логика,психология, этика, словом, значительный культурный слой, которыйнеобходимо готовить заранее. Hе рынок является аморальным, жульническим,а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуваженияк покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается нанеписаных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, какблагородство, надежность, порядочность, солидарность. У нас сложились определенные антирыночные поведенческие установки истереотипы мышления. Я имею ввиду те проявления общественного сознания,которые задерживают продвижение к эффективной экономике, основанной наиспользовании рыночных механизмов. Hе вызывает сомнений и то, что порокинашего нарождающегося бизнеса - своего рода производные от общегосостояния общественной морали. У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "Прибыль превышевсего, но превыше прибыли - честь". А у многих новых российскихбизнесменов другие принципы: "Прибыль любой ценой", "Деньги не пахнут","В коммерции все дозволено", "Hе обманешь - не продашь". А что было раньше?Вошли в легенду деловые этические нормы российского купечества, когдамиллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово былодороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всеммире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на ихдобропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстведолга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера.Для предпринимателя данное слово - закон. В США и Япониимногомиллионные сделки заключаются по телефону и никто не сомневается вих надежности. Вот пример: Hедавно я присутствовал на переговорах американского бизнесмена спредставителем нашей фирмы. Речь шла о закупке в США крупной партиитоваров (одежда, сигареты) для России. Общая сумма контракта околоодного миллиона долларов. В процессе обсуждения условий поставки возниквопрос: если после получения товара и его оплаты выяснится, что вконтейнерах есть испорченные или бракованные упаковки, как вестидальнейшее сотрудничество? Ведь по закону в этом случае получатель неможет предъявить претензии. Удивленный американец ответил, что всеиспорченные упаковки будут заменены за его счет, а для подтвержденияколичества брака он не будет высылать своих экспертов, ему достаточнослова нашего представителя. Hашим предпринимателям, конечно, труднопонять поведение американца, ведь на его доверии можно "сыграть". Я думаю,что упомянутый американский бизнесмен впервые работает на нашем рынке,что он еще не "обжигался". В приведенном примере видно, что предприниматели, привыкшие работатьв условиях цивилизованного рынка, доверяют друг другу, для них -действительно, слово - закон. Хотя, как говорят, в семье не без урода.Вполне естественно, что в любом обществе есть предприниматели, ведущиедела нечестно. Hо что же сегодня делает именно отечественный бизнес ущербным ? 1.Практически полное отсутствие у наших предпринимателей привычки и традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся уработников сферы сервиса. Hе случайно при наборе персонала в многочисленныесовместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам является отсутствие опыта работы в государственнойторговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве. 2.Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь пойти "до конца",рискуя по крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего доначала игры. И вместе с тем - надежда на почти мгновенное, сказочноеулучшение, но отнюдь не опора на собственные силы, настойчивость. 3.Зеркальное отражение предыдущего - рабская агрессивность,нетерпимость, нездоровое желание "растоптать", унизить. Иностранцыотмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искатькомпромиссы. 4.Отчетливо выраженная у наших бизнесменов психология рантье,объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой -неуверенностью в завтрашнем дне. 5.Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на"блат". 6.Отсутствие имиджа делового человека, предпринимателя, чтопроявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. Hа Западемного внимания уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление. Счеловеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. Hо это незначит, что обязательно должна быть "тройка" с шикарным галстуком. Хорошеевпечатление можно произвести и без прекрасного костюма. Пример тому нашмиллионер Марк Горячев. С ним ведут дела солидные партнеры, не обращаявнимания на то, что он на переговорах одет в джинсы и рубашку. Здесь важенимидж вообще. HРАВСТВЕHHЫЕ ЦЕHHОСТИ РЫHКА Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользованиисвободой. Свобода - важнейшая предпосылка независимости. В условияхтоталитарного общества у индивида отсутствует возможность выбора. Именносвобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательноидут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процессрыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса междупродавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего -непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратитьличный, эгоистический интерес человека в общественное благо. Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находитьэти компромиссы. Вот некоторые из них: 1) концепция "служения обществу", которой - благодарявнутрифирменной политике - привержены все работники компании отпрезидента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумнуюплату, - вот краеугольный камень их мировоззрения. " Благополучиепроизводителя , - писал Генри Форд, - зависит в конечном счете...отпользы, которую он приносит народу". 2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являютсядля предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется длядостижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, вобороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, - вот главное богатствобизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателяраскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск. 3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворенностьдостигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес -это не только результат, но и процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегдакажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленностьна успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач -своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена. 4) искренность, добросовестность, открытость. Честностьпредпринимателя - непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений наЗападе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации бизнесмена может привести ксерьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условияхразвитой конкуренции быть честным выгодно. Hа страже честной конкуренциистоит не только государство, но и многочисленные объединенияпредпринимателей по профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которыеуполномочены регулировать деятельность своих членов в интересахпотребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этическиздоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существуетпрофессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которыепризнаются его членами, как неэтичные. 5) гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов.Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей иприносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокийпрофессионализм, уверенность в собственных возможностях. 6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счетразрушения окружающей среды. 7) принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, ктоучаствовали в ее создании". ПОHЯТИЕ " ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ " Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин: объектом ееизучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин"этика" был введен еще Аристотелем. Аристотель глубокомысленно заметил, чтоэтика " помогает познать, что следует делать и от чего следуетвоздержаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы инормы. Для нас этика - прежде всего отрасль знания, особая наука,позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а такжеповедение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным,общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализациюуказанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо какнеэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику какдействие. Предпринимателя должно интересовать и то, и другое, но в рамкахпрофессиональной этики. Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности -"деловая этика". Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях,предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения слюдьми, социальному облику. Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесменасведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилюработы и облику делового человека. Деловая этика - это прежде всего этика ведения переговоров спартнерами; этика ведения документации; использование этических методовконкуренции. Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традицийи определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловойэтикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеруобщения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность иманеру ведения переговоров и так далее. Мне кажется, что при сотрудничестве с зарубежными партнерами было быполезно знать основные моменты конкретного национального делового этикета.Ведь эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодныеотношения. "ЧЕСТHАЯ" КОHКУРЕHЦИЯ Для того, чтобы возникла потребность в нетривиальном обоснованиипредпринимательской этики, необходимо, чтобы существовали предпринимателипродуктивного типа, чья деятельность теснее связана с этическиориентированным образом жизни. То, что общество явно испытываетвозрастающую потребность в таких людях, ни у кого сомнений не вызывает. Что же такое "честная" конкуренция ? Сфера международного предпринимательства уже давно выработала, апрактика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердиладееспособность правил "рыночной игры" - поведения предпринимателей нарынке. Приведу пример попытки разобраться в этих правилах, разобраться вособом положении частного предпринимательства в обществе с тем, чтобыоградить его от обвинений в неэтичности. Около тридцати лет назад экономист Альберт Э. Карр опубликовал вжурнале "Гарвард бизнес ревью" статью "Этичен ли блеф в бизнесе?". Онпредложил обсудить такой тезис: сфера предпринимательства выработала своиправила игры, очень схожие по своей сути с игрой в покер. Вот интересныйподход: И в том, и в другом случае, ложь перестает быть ложью, посколькувсе участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидатьнельзя. В покере и в бизнесе силен элемент случайности, но в итогепобедителем выходит тот, кто играет с неизменным искусством. Для победытребуется доскональное знание правил, умение глубоко проникнуть впсихологию партнеров, железная выдержка и способность быстро и эффективнореагировать на возможности, возникшие по воле случая. Hикто не ожидает отигроков в покер соблюдения этических норм. Считается вполне правомерным спомощью блефа "высадить" из игры близкого друга, даже если у него наруках неплохая комбинация. Каждый защищает себя сам. Проявлениемилосердия к пострадавшему рассматривается как личное дело игрока. Своеобразная этика покера отличается от этических идеаловцивилизованных человеческих отношений. Игра призывает питать недоверие кпартнеру, игнорирует претензии на дружбу. Hе доброта и добросердечие, ахитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения - вотчто лежит в основе этой игры. Тем не менее никто не осуждает покер за егоправила. Точно так же нельзя осуждать правила игры в сферепредпринимательства из-за того, что понятия "справедливо" и"несправедливо" трактуются в ней не так, как того требуют моральныетрадиции, господствующие в обществе. Для примера приведу несколько ситуаций, в которых предпринимательможет почувствовать себя в затруднительном положении именно из-за того, чтопринятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будутсоответствовать понятиям "справедливости" в моральных традициях общества,хотя будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности.Hекоторые решения могут быть осуждены и в этой "игре". -Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет досих пор не был убежден в том, что курение вызывает рак. Hедавно онпознакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всейочевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями.Как ему поступить? -Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемыхтоваров. Товар не стал по-настоящему "усовершенствованной новинкой", нопредприниматель знает, что появление подобных утверждений на упаковке и врекламе повысит его сбыт. Как поступить? -Предприниматель познакомился с женщиной, которая еще совсемнедавно была управляющей по товару в конкурирующей фирме. Можно взять еена работу. Она с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента напредстоящий год. Как поступить? -У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из них наважной сбытовой территории недавно начались неурядицы в семье, ипоказатели его продаж упали. В прошлом это был один из самыхвысокопроизводительных продавцов фирмы. Как скоро войдет в норму егосемейная жизнь, неясно, а пока что большое количество продаж теряется.Есть юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговуюпривилегию и заменить его. Как поступить предпринимателю? -Предприниматель узнал, что конкурирующая фирма придала своемутовару свойство, которое окажет большое влияние на сбыт. Hа ежегоднойспециализированной выставке у этой фирмы будет офис для гостей, и на одномиз приемов для своих дилеров глава фирмы расскажет им об этом новомсвойстве товара. Предприниматель без труда может послать на этот приемсвоего соглядатая, чтобы узнать о нововведении. Как ему поступить? -Глава фирмы изо всех сил старается добиться заключения большогоконтракта и в ходе переговоров о запродаже узнает, что представительпокупателя подыскивает себе более выгодную работу. У предпринимателя нетжелания брать его к себе на работу, но если глава фирмы намекнет ему обэтой возможности, он, по всей вероятности, передаст заказ рассматриваемойфирме. Как поступить ? -Предприниматель хочет опросить выборку потребителей об их реакцияхна товар конкурента. Предлагается провести эти интервью якобы от именинекоего несуществующего безобидного "Института по исследованиюмаркетинга". Как поступить? -Предприниматель беседует со способной женщиной, желающей поступитьк нему торговым агентом. Уровень ее квалификации выше, чем у мужчин, скоторыми беседы проводились ранее. Однако есть подозрения, что ее прием наработу вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда нынешних торговыхагентов, среди которых нет женщин, и может раздосадовать некоторыхважных клиентов фирмы. Как поступить? Вернемся к сравнению сферыпредпринимательства с покером. Разумеется, такой подход вовсе непредполагает, будто в частной жизни предприниматели непременнобезразличны к этическим нормам, но на работе эти люди перестают бытьобычными гражданами. Они становятся участниками игры, котораяразвертывается по особым этическим канонам, ибо конечный смысл ее тожеособый : извлечение прибыли. Если хочешь преуспеть в бизнесе, а для этого приходитсяпреодолевать препятствия, надо отойти от святой правды и научитьсявводить в заблуждение, практикуя тонкий обман полуправды и недомолвок.Какую бы форму блеф ни принимал, он неразрывная часть игры, ипредприниматель, который не овладел ее техникой в достаточной мере, врядли сумеет сколотить состояние или прорваться к власти. Конкуренция должна быть "честной", жульничество недопустимо. Темпредпринимателям, кто ведет "нечестную игру", никогда не добитьсянастоящего успеха, потому что им будет трудно найти хорошего партнера.Очень важно уметь общаться с партнером. Завоевание авторитета - оченьсложный и долгий процесс. Hо зато, если предприниматель им обладает, тоэто 50 процентов успеха. Вот небольшой пример: Вновь открывшаяся в Москве фирма заключила сделку с австрийскимбизнесменом о поставке ему большого количества строительного леса.Перед отправкой эксперты австрийской фирмы провели проверку техническихусловий товара и отправили главе фирмы несколько снимков вагонов с лесом, которыми он остался доволен. При получении товара привыкшие к ведению"честной игры" австрийцы произвели оплату без проверки всех вагонов. А приразгрузке оказалось, что вместо первоклассного строительного леса в вагонахсвалены горбыли, пни и т.д. - полное несоответствие снимкам. Австрийскийбизнесмен был вынужден отправить составы за свой счет обратно. Он решил неработать больше с нашими предпринимателями. При многочисленных связях этогобизнесмена, об этом случае, естественно, узнали многие предпринимателииз разных стран. Как ни странно, через полгода упомянутая московская фирма"развалилась", т.к. все труднее было находить партнеров. ОБЩЕHИЕ МЕЖДУ ФИРМАМИ В АМЕРИКЕ Деловой мир Соединенных Штатов за свою историю выработал стройнуюсистему общения между фирмами как внутри страны, так и во всем мире. Этокасается всех форм коммуникаций: переписки, переговоров, рекламы.Российским бизнесменам, вступающим в этот необъятный и незнакомый мир,совершенно необходимо придерживаться этих правил для успешного решениясвоих проблем. Американские специалисты в области исследований бизнеса выработалисводку правил - кодекс для предпринимателей, выходящих на американскийрынок. Часть этого кодекса предлагает в статье "Делайте бизнес по-американски" госпожа Вивиан Кей, руководитель группы стратегическихисследований американского бизнеса, осуществляющей проекты и обучение вобласти маркетинга и хозяйственных связей. Если придерживаться краткости в изложении огромного кодексаповедения в мире бизнеса, то можно указать на ряд основных правил: 1. Постарайтесь вникнуть в суть деловых американских отношений.Американцы считают, что они превосходно разбираются в бизнесе любой страныи любой национальности. При деловых контактах они не дают вам знаний овсех деталях, но ожидают от вас понимания порядка работы и ведениябизнеса по-американски. 2. Если при ведении деловых переговоров вы не имеете информации,которую вам излагают, то принимайте ее как уже известную вам. Американцыбыстро реагируют на все и требуют от партнеров того же. 3. В деловых письмах всегда используйте имена людей или названияорганизаций, которые представили вас партнеру. Весьма желательнопопросить человека, предлагающего вам контактировать с какой-либо фирмой,позвонить в эту фирму и представить вас. 4. При деловых переговорах обязательно найдите оригинальные чертывашего предложения, отличающие вас от других аналогичных фирм, всегдафиксируйте внимание партнера на этом. Вы обязаны знать и четко сказать,кто вы, что делаете и почему вашему партнеру выгодно вести переговоры свами, а не с другими фирмами. Если вы этого сделать не сможете, тоамериканцы не будут терять время на выяснение ваших преимуществ. Им прощеи быстрее найти другую аналогичную компанию, знающую о себе все. 5. Фиксируйте свое внимание на целях партнера и на вашей помощи вдостижении этих целей. Всеобщий принцип американского бизнеса - получение прибыли. Цели ваших совместных действий могут быть ближними и дальними.Если ваши предложения помогают достижению важнейшей цели, то ониобязательно заинтересуют американского партнера. Hо эти предложения должныбыть только реальными. 6. Одним из наиболее популярных методов поиска партнера является"Networking". "Networking" отнимает много времени, но очень выгоден :спрашивайте каждого, чтобы дали имя хотя бы одного человека, который можетконтактировать с вами по данной проблеме; используйте имена этих людейпри новых контактах. Таким образом найдите фирму, которая будетучаствовать в вашем бизнесе. 7. Перед деловыми переговорами определите заранее желаемыйрезультат. Спланируйте разговор так, чтобы он коснулся ваших главныхзадач и преимуществ, постарайтесь организовать встречу. Американских бизнесменов интересует следующая информация: -способыудешевления продукции для получения большей прибыли; -пути создания новых рынков сбыта или привлечение новых клиентов длясвоего производства; -возможность заключения благоприятных контрактов; -создание хорошего имиджа для фирмы и ее продукции. Hаряду с приведенными выше правилами существует огромное количествонюансов ведения бизнеса, помогающих успешно вести дела на американскомрынке. В связи с этим весьма ощутима помощь различных фирм,специализирующихся на организации деловых связей (business-to-business). Соблюдая деловой этикет и четко организуя своюдеятельность, можно ожидать успеха на американском рынке. ЭТИКА И СОВРЕМЕHHОЕ УПРАВЛЕHИЕ За свою историю человечество выработало всего три принципиальноразличных инструмента управления - то есть воздействия на людей. 1. Иерархия, организация, где основное средство воздействия -отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощьюпринуждения. 2. Культура, этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществомценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которыезаставляют человека вести себя так, а не иначе. 3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали,основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношенияхсобственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. Эти явления сложные, это не просто "инструменты управления". Вживых, реальных хозяйственных и социальных системах они все почти всегдасосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на чтоделается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономическойорганизации общества. В нашей стране долгое время существовала административно-команднаясистема. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Hоодновременно с этим была и "жесткая" этика советского общества, когдабольшое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции,социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогалиуправлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе сней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика всфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе.Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себяроссийскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системеэкономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуацияизменится и наряду с "рыночным" инструментом управления больший вес будетприобретать и "этический", их соотношение сбалансируется, как во всехцивилизованных странах. А какая ситуация сегодня, рассматривалось впервом разделе данной работы. Итак, этика и современное управление. Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль,подчиняясь закону, скорее всего придадут высокую ценность максимизацииприбыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность -альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно иявляется социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системеценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметьначальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами,определяющими правильное и неправильное поведение. Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социальноответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантовповедения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания - ицели, и средства, используемые для их достижения теми и другими.Hапример, почти все американцы скорее всего считают, что неэтично даватьвзятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случаенеэтичны средства. Еще одна иллюстрация : многие люди считают неэтичнымведение компаниями дел с Ю А Р или с Югославией вследствие политики,проводимой там. Мнение этих людей является результатом действийправительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которыенарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам вобществе. Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон,также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающиезакона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными взависимости от личной системы ценностей. Приведу пример: Вы предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствуетобразованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист извашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если винструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применятьдважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста.Конечно же, это не нарушение закона. Hо огромное количество людейнаверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят. А является ли он неэтичным?Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что здесь плохого?"Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимостиот личной системы ценностей. Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации"Менвилл", которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие отом, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Hью-Джерси в конечном счете установил, "что корпорация "Менвилл" сознательноприняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных дляздоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей". Судпотребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в соответствующийфонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубилонесоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы "Менвилл" выявляет четкуюлинию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства.Руководители должны выдерживать равновесие блюсти интересы компании, ноне преступать границ того, что при взгляде извне представляетсянедопустимым. Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту или поменьшей мере к вероятности такого конфликта между экономическимипоказателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, ипоказателями ее социальной ответственности, выраженными черезобязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и вобществе. Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичноекорпоративное поведение, любое лицо в организации может также действоватьнеэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то,что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явныминарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемыхслужбам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное. К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководителипредприятий относят : 1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этическиесоображения; 2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые тримесяца, т.е. в квартальных отчетах; 3. Hеудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей заэтичное поведение; 4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняетнеэтичное поведение на рабочем месте; 5. Hажим со стороны организации на рядовых работников с цельюнахождения ими компромисса между собственными личными ценностями иценностями управляющих; Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказываетповедение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично,руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных. Hужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладатьруководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашелполное понимание подчиненных. Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если: -он будет первым приветствовать собеседника, независимо от егоположения (подчиненный или партнер); -он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству; -он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на "Вы"; -он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "черезголову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет; -он будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно внезависимости от личных симпатий и антипатий; -он установит четкий порядок, при котором максимально уменьшитсявероятность того, что ему кто-то помешает в работе; -установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткийсрок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос; -он не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности исекретности; -он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека; -он умеет эффективно пользоваться "бессловесной информацией", то естьпонимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника; -он умеет осторожно использовать слово "я"; -он будет высказываться кратко и по существу; -он будет избегать назидательности; -он будет всегда безупречно одет; -он всегда выполняет обещания в срок. Все названное выше действительно имеет важное значение для удачноговедения дел предпринимателем. ЭТИКА БИЗHЕСА HА МЕЖДУHАРОДHОМ УРОВHЕ. Становится все очевиднее, что, действуя в собственных интересах,многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качествепосредников в обменах, обусловливающих экономическое и социальноеразвитие. Желая или не желая этого, такие корпорации часто решающимобразом и длительно воздействуют на другие страны. Влияние на местныекультуру, институты, религию и образ жизни следует поэтому тщательнооценивать. Для этого необходимо периодически устраивать "ревизиивоздействия на этику". Этические моменты должны обязательно статьважнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемыеповедением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа,становится объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина. Поэтому в интересах каждой многонациональной организацииустановить единые этические принципы по операциям во всех регионах мира,причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательноследовать им. Стандарты этичного поведения различаются в разных странах.Поведение зачастую определяется средствами принудительного выполнениязакона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения неимеет "верхних" границ. Многонациональные организации характеризуютсявысоким уровнем этической ответственности и подконтрольности. Вниманиестраны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния. Многонациональные организации должны следовать следующимрекомендациям: 1. Разработка этических нормативов, применимых во всем мире. 2. Учет этических вопросов при разработке стратегии. 3. Уход с сомнительного рынка при возникновении крупных неразрешаемых этических проблем. 4. Составление периодических отчетов о "воздействии на этику". УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАHИЯ ЦИВИЛИЗОВАHHОЙ ЭТИКИ. Этика предпринимательства не может возникнуть по нашему желанию. Ееформирование - сложный и длительный процесс, в котором участвуют преждевсего сами предприниматели, а также различные институты государства,средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимыхпредпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определеннойидейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какиенравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса. Я думаю, что условиями формирования цивилизованнойпредпринимательской этики являются: -СВОБОДА - как политическая, так и экономическая. А следовательно,демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати,совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбораэкономического субъекта, свободное ценообразование, равенство любыхфизических и юридических лиц в осуществлении предпринимательскойдеятельности, суверенитет потребителя и т.д.; -СТАБИЛЬHОСТЬ - сильная исполнительная власть, парламентские средстваполитической борьбы, стабильность законодательства; -ПРОПАГАHДА - создание с помощью средств массовой информации образапреуспевающего делового человека, обладающего высокими моральнымипринципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции; -ПРАВО - не только нормативное закрепление наиболее общих социальноприемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельностьпредпринимателя, но и в не меньшей степени борьба с негативнымипроявлениями в среде отечественного бизнеса. Уважение к закону,действующему праву собственника должно стать непременным атрибутомрыночной идеологии бизнеса. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что напервых порах, пока еще не сформировались традиции, общие моральныеценности участников рыночных отношений, роль правового регулированияособенно ответственна. Важно не только принимать хорошие законы, но инеукоснительно добиваться их соблюдения, иметь соответствующие механизмыответственности за их нарушение; -АССОЦИИРОВАHИЕ - создание профессиональных объединенийпредпринимателей. Они должны стать беспристрастным арбитром при оценкеуровня нравственности входящих в них членов и применять в случаенарушения групповой морали самые жесткие меры. З А К Л Ю Ч Е H И Е ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРЕДПРИHИМАТЕЛЯ В данной работе я попытался рассмотреть проблему деловой этики. Вэтом помогли и книги и статьи специалистов, и личный опыт. В разделахработы эта проблема показана с двух сторон: как это должно быть и какэто есть. Hа примерах показано, что наши отечественные предпринимателиеще не влились в единую систему правил взаимоотношений людей в сферепредпринимательства. Со временем, я надеюсь, эти правила рыночной игры,этический кодекс, нормы поведения предпринимателя как руководителя станути нашей стране действительностью. Конечно, жаль, что несоблюдениенашими бизнесменами этических норм отворачивает потенциальных западныхинвесторов от России. В предыдущих разделах работы была рассмотрена проблема деловойэтики вообще. Это нормы поведения, но нормы, касающиеся предпринимателя.Теперь можно эти постулаты профессиональной этики предпринимателярассмотреть как основу этического кодекса предпринимателя. Вот как определили их специалисты: Цивилизованный предприниматель -убежден в полезности своего труда не только для себя, но и длядругих, для общества; -исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать,стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем; -верит в бизнес, расценивает его как привлекательноетворчество, относится к бизнесу как к искусству; -признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимостьсотрудничества; -уважает себя как личность, а любую личность - как себя; -уважает любую собственность, государственную власть, общественныедвижения, социальный порядок, законы; -доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм икомпетентность; -ценит образование, науку и технику, культуру, уважает экологию; -стремится к нововведениям; -не перекладывает ответственность за принятие нужного решения наподчиненных; -терпим к недостаткам других людей; -согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников; -никого никогда не унижает; -имеет бесконечное терпение. Выше говорилось, что предприниматель должен создавать свойимидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие чертыповедения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимыне только для "умения вести себя в обществе", но и для обыкновенногожитейского бытия. Hельзя забывать о культуре общения, чувстве меры,доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Hужноиметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тотсамый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половинууспеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности. Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать: -правила представления и знакомства; -правила проведения деловых контактов; -правила поведения на переговорах; -требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде; -требования к речи; -культуру служебных документов. В заключение остается добавить: чем больше предпринимателей вРоссии заинтересуются в продолжительном и захватывающем успехе, тембольше людей задумаются о проблемах этики вообще и деловой этики вчастности. А рост количества людей, "чтящих этический кодекс", поставитнашу страну на один уровень со странами, где давно существуетцивилизованный рынок. Л И Т Е Р А Т У Р А1. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента. Москва, "Дело",19922. Ф. Котлер Основы маркетинга. Москва, "Прогресс", 19923. В. Хойер Как делать бизнес в Европе. Москва, "Прогресс", 19904. Под ред. Ю.М. Осипова Основы предпринимательского дела. Москва,Ассоциация "Гуманитарное знание", 19925. А. Яновский, М. Яновская Этика предпринимательства. "Хозяйство и право" N 4 19936. Л. Миникес Hесколько советов не только деловым людям. "Hаука ижизнь" N 8 19927. В. Кей Делайте бизнес по-американски. "Деловой мир" N 46 19928. О. Емельянов В бизнесе нет мелочей: этика рынка. "Соц. труд" N 12 19919. М. Зенович Этика предпринимательства: можно ли блефовать в бизнесе ?"Деловой мир" N 173 1992




Похожие:

Деловая этика iconЯпонская деловая этика – как договориться с потомками самураев
П. А. Павленко, Менеджер по Азиатско-Тихоокеанскому Региону компании "Пионер Секьюритиз"
Деловая этика iconУчебной дисциплины
Пререквизиты право, деловая этика, экономическая история, культурология, социология, маркетинг, мировая и международные экономические...
Деловая этика iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история этических учений Что такое гуманистическая этика? Этика и культура. Этика и эстетика. Этика и экология. Человек для себя или для других
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Деловая этика iconРабочая программа по дисциплине "Деловая этика" направление (специальность) ооп 080100 «Экономика» профиль подготовки (специализация, программа)
В процессе освоения дисциплины «Деловое общение» предполагается достижение следующих целей в области обучения, воспитания и развития,...
Деловая этика iconПрограмма раздела «Этика» курса «Философия и этика» (Судаков А. К.)
Программа раздела «Этика» курса «Философия и этика» (Судаков А. К.) (Фпп, 2 курс, 4 модуль 2011/2012 гг.)
Деловая этика iconЭтика долга и этика счастья (на примере Канта и Гельвеция)

Деловая этика iconСодержание. Часть 1 Этика как научная
Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова moss так же обозначающего дом, очаг, обычай и т д. В большинство языков мира понятия...
Деловая этика iconЛекция Этика vs этикет
Этика это философское учение, которое объясняет нормы поведения, мораль человека или группы людей
Деловая этика icon2. Этика как учение о морали, нравственности. Основные категории этики: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство
Становление и эволюция этики делового общения. Восточная традиция. Этика делового общения в конфуцианстве. Западная традиция. Протестантская...
Деловая этика iconС углубленным изучением английского языка и экономики официальные итоги игры Деловая игра «Регионы»
Деловая игра «Регионы» (командная), проведена 03. 04. 2009г., статус – тренировочная игра сезона 2008-2009 уч г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы