Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо icon

Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо



НазваниеДуховно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо
Дата конвертации09.08.2012
Размер75,21 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо

Местникова Мария Владимировна-

учитель начальных классов,

МОБУ Якутская городская

национальная гимназия


В ФГОС идея духовно-нравственного развития и воспитания выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада жизни детей в нашей гимназии. Процесс духовно-нравственного развития и воспитания представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей.

Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы и принимаемы.

Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад жизни ребенка в гимназии, всю многоплановую деятельность ребенка как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между гимназией и семьей, гимназией и обществом, гимназией и жизнью.

Национальная культура – это, прежде всего, культура рода, семьи в которой вырос ребенок. С молоком матери он впитал в себя мировоззрение и мировидение той этнической и социокультурной среды, в которой он родился. Между тем семья, как показывает анализ ответов родителей, в обозримом будущем не сможет обеспечить в массовом порядке приобщение детей к истокам национальной культуры. Задачу эту призваны будут решать, в первую очередь, педагоги.

В этом смысле большие возможности таит в себе материал якутского героического эпоса олонхо. Олонхо - традиционно устный жанр якутского фольклора. Песни, рассказывающие о подвигах богатырей (боотуров), из поколения в поколение на протяжении долгого времени передавались якутскими сказителями-олонхосутами. В красочных мифологических образах олонхо запечатлены образ жизни, традиции, нравственные принципы, особенности мировосприятия, а также древнейшая история якутов — скотоводческого народа южного происхождения, что объясняет, почему оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с эпическими сказаниями других тюркских народов, в настоящее время живущих далеко от якутов.

Создание ситуации, соответствующей художественной и коммуникативной природе олонхо, раскрывает секреты художественного слова, благодаря которым достигается образность. В образах и сюжетах олонхо дети, рисуя, черпают свои неповторимые индивидуальные особенности. В младшем школьном возрасте происходит активизация волевых процессов, усиление и углубление познавательных процессов. У детей повышается общая выносливость, повышается интерес к содержательному общению со взрослыми. В этом возрасте растет самостоятельность ребенка и формируется процесс осознания своего поведения.

Олонхо таит в себе неисчерпаемые педагогические аспекты: оно должно служить средством гуманистического, эстетического, нравственного воспитания и образования всесторонне развитой личности, почитающей свою национальную культуру, богатый язык, высоко ставившей честь и достоинство родного народа и мировой культуры.

Основным направлением духовно-нравственного развития посредством олонхо является создание сферы общения, в которой происходит эмоциональное сближение людей, формируются общие интересы и взгляды, развивается поле взаимодействия с разными людьми. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми на основе материалов олонхо вполне возможно, благодаря позитивному влиянию художественных образов его персонажей на формирование нравственных представлений о мужестве, духовной силе и красоте простого народа. Развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (алгыс) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе.


Ценностные установки

Любовь к своему народу, Земле олонхо, образцы общения и поведения, нравственные качества личности; чувство гордости за свой народ, культура народа саха, осознание себя субъектом республики.

Задачи

-формирование первоначального представления об олонхо, представления о культуре своего народа

-развитие у детей родной речи, фантазии, воображения, памяти;

-развитие гуманистических, эстетических, нравственных качеств личности;

-воспитание личности, знающей свою национальную культуру, богатый язык, высоко ставящую честь и достоинство родного народа и мировой культуры.

-создание сферы общения, в которой происходит эмоциональное сближение людей, формируются общие интересы и взгляды, развивается поле взаимодействия с разными людьми.

-формирование нравственных представлений о мужестве, духовной силе и красоте своего народа.

-формирование ценностное отношения к родному языку как государственному, языку межнационального общения;

Виды и формы занятий

-Постановка спектаклей по сюжетам олонхо «Эрчимэн Бэргэн», «Батастаан Батыр» и др.

-Конкурс дидактических игр по сюжетам олонхо «Айыы Дьура5астай», «Кун Эрили», «Дьырыбына Дьырылыатта», «Ньургун Боотур Стремительный», «Путь богатыря» и т.д.

- Беседы «Мир олонхо», «Саха норуотун фольклора», «Айыы үѳрэ5э».

- Конкурс рисунков «Олонхо дойдута».

-Знакомство с творчеством якутского художника Тимофея Андреевича Степанова;

-Проектная работа с родителями «Олонхо тыла – ѳhѳ».

-Посещение выставок, театров.

Планируемые результаты:


-учащиеся имеют представления об этнических особенностях своего народа, его своеобразной духовной и материальной культуре и осознают себя субъектом республики.

-учащиеся имеют положительную мотивацию к изучению родного языка, обогащению словарного запаса;

-учащиеся обладают первоначальным и навыками творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

-у учащихся есть личный опыт участия в постановке спектаклей по сюжетам олонхо.

-у учащихся сформировано ценностное отношение к олонхо, своему народу, культурно-историческому наследию, родному языку, народным традициям, старшему поколению.

-учащиеся имеют первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры.

-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции.


Олонхо развивает у детей фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:

- развитие речи;

- изобразительная деятельность;

- музыкальное воспитание;

- игровая деятельность;

- нравственное воспитание;

- трудовая деятельность;

- работа с родителями.

Все виды деятельности должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Заслуживает внимания положение о том, что воспитание детей в духе идей Олонхо начинается с ранних лет, уже с дошкольного возраста. В процессе развития нравственных представлений школьников на материале олонхо распределяются отрывки из олонхо, описывающие природу, место проживания главных героев, образы человека - айыы, «Аал-Луук мас» - священное дерево, живую природу, образы трех миров, адьарай и т.д. С учетом этого строятся занятия с детьми.

Олонхо на начальной ступени можно и нужно показывать как спектакль. Распределяются роли, разучиваются реплики, отрывки из олонхо, танцы. Готовятся декорации, костюмы, атрибуты. Олонхо считают театром одного человека, где исполнитель всех ролей олонхосут. Олонхо как синтез словесного и песенного искусства имеет широкий спектр воздействия на различные органы чувств и духовную сферу школьника. Каждый ребенок при этом раскрывает свой талант, играя образы героев, вживаясь в них. При этом дети обучаются ориентироваться в позициях, взглядах другого человека в общении – понимании его чувств и настроения. Так формируются нравственные установки во взаимоотношениях детей. В ходе работы проводятся беседы, которые способствуют формированию первоначальных представлений о жанре, сюжетах, идее героического эпоса.

Так не только закрепляют исконные формы социально-культурного опыта, но и сохраняются и развиваются общечеловеческие ценности. При этом предполагается реализовать следующие этнопедагогические принципы народа саха:

  1. Рекомендательный стиль организации активности ребенка.

  2. Обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов.

  3. Создание развивающей предметной среды.

  4. Признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов общения.

  5. Внимание к просьбам ребенка о помощи или оказанию помощи кому-то другому.

  6. Признание права ребенка на уединение, на индиви­дуальные занятия.

Таким образом, учитывая этнопедагогические принципы, используя материалы олонхо, обсуждая предстоящие дела, обучаем каждого ребенка сатабыл взаимодействия, высказывания своего мнения при разнообразии взглядов. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослыми, и другими детьми. А реакция на любое предложение – доброжелатель­ной, заинтересованной.

Формирование и развитие нравственных представлений младших школьников рассматривается как процесс обогащения самосознания ребенка знаниями и представлениями о культуре своего народа, традициях своих предков, своей семьи. Исходя из этого, на материале олонхо в процессе общения ребенком усваиваются заданные обществом образцы общения и поведения, которые в результате позитивного общения с близкими взрослыми становятся регуляторами поведения самого ребенка. В этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.

С этой точки зрения представленная нами программа развития духовно-нравственных представлений младших школьников связана с усвоением навыков этнического общения и основывается на положении о компонентах структуры самосознания и включает в себя:

  • когнитивный компонент (этническое сознание) - знания и представления о культуре своего народа и осознание себя субъектом полиэтнического общества;

  • эмоциональный компонент (этнические чувства) - чувства, которые возникают в процессе межнационального общения.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо iconДуховно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо
В фгос идея духовно-нравственного развития и воспитания выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции...
Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо iconСмыслова Татьяна Павловна Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством информационно-коммуникативных технологий на урок
Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством информационно-коммуникативных технологий на уроках православной культуры
Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо iconТема самообразования
«Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством информационно-коммуникативных технологий»
Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо iconДуховно-нравственное воспитание посредством сказкотерапии
Это понятие включает в себя также и духовно-нравственный потенциал человека, развитие которого позволяет ему гармонично сосуществовать...
Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо iconКузнецова Ю. Г. Моу «Лицей №12», учитель информатики
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося на уроках информатики посредством сети Интернет
Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо iconРевенко И. Н. Учитель русского языка
Цель: духовно-нравственное, эстетическое и художественное воспитание школьников; воспитание патриотизма, уважения к подвигу россий...
Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо iconКраткое содержание проекта
«Развитие кадетского движения направленное на духовно-нравственное воспитание обучающихся»
Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо iconПрограмма «Духовно-нравственное воспитание школьников»
Моу «Новомелькенская средняя общеобразовательная школа» Мензелинского муниципального района
Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо icon«Духовно – нравственное воспитание, как основа гармоничного развития школьников на современном этапе»
Духовно- нравственному воспитанию способствуют уроки Культуры православия. Основы православной культуры, как учебный предмет вызывает...
Духовно – нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо iconЭквтимишвили Лали Теймуразовна
Духовно — нравственное воспитание школьников средних классов через проектную деятельность на примере внеклассного мероприятия по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы