|
Марьясова В.Н. г. Пятигорск Самосовершенствование учителя в профессиональной деятельности через обращение к эмоциональной сфере Для успешного выполнения своей профессиональной деятельности педагог должен обладать очень обширными способностями и умениями. Специальные исследования насчитали в педагогической деятельности свыше тысячи различных составляющих педагогической деятельности, что требует от учителя разнообразных способностей. Становление учителя как субъекта педагогического труда осуществляется как в направлении развития его психических качеств с приближением к требованиям профессии, так и усложнение его субъективного мира – мотивации, самосознания, личностной позиции и т. д. Поэтому при оценке компетентности важно учитывать как степень приближения учителя к требованиям профессии (к стандартам), так и уникальность, неповторимость данного учителя как профессионала. Предметом педагогического поиска является определение совокупности профессионально значимых и личностных качествах учителя, выстраивание профессиограммы, изучение показателей готовности к профессиональной деятельности и т.п. Анализ специальной литературы по проблеме позволил определить нам перечень требований к современному учителю. Не претендуя на какую-либо иерархию таковых, отметим среди них следующие:
Рассмотрим более подробно каждый из компонентов. А.К. Маркова в своей работе говорит о том, что показатели компетентности учителя не равноценны: среди них более важным является обучаемость (способность к самообучению), воспитуемость (способность к самообразованию) и лишь их предпосылкой, основанием являются обученность и воспитанность школьников. При становлении профессиональной компетентности важно формировать основные, приоритетные характеристики учителя. Учитель должен четко представлять цель и задачи своей деятельности, ясно видеть пути профессионального становления. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего общественно-целостное отношение к профессии. Мы согласны с В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, А.И. Мишенко, Е.Н. Шияновым в их взгляде на самовоспитание педагога. Профессиональное самовоспитание предполагает адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель – значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания. Процесс профессионального самовоспитания индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Профессиональное самопознание предполагает выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи и внимания) как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Средства самовоздействия бесконечно разнообразны. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своими психическими состояниями, т. е. средства саморегуляции. [2] Процессы самопрограммирования и самовоздействия невозможны, по нашему мнению, без внесения в них личностно-значимых компонентов. Они становятся продуктивными только через эмоционально-ценностное восприятие содержания самообразования. Для становления обозначенных выше качеств и свойств необходимо обращение к эмоциональной сфере. Как пишет В.П. Зинченко в своих трудах, затрагивая вопросы превращения знания в «живое»: «Усвоение, когда мысль приобретает для личности определенный смысл, возможно тогда, когда знание не только понимается, но осознается личностью в связи с определенными ее потребностями, интересами, стремлениями, чувствами. Знания открываются тогда, как бы, не только разуму, но и сердцу…». Роль эмоций в процессе мышления, а значит и познания, образования велика. Многими авторами (К. Изард, Р. Пурлик, Р. Бак, С. Шехтер, Жд. Сингер) исследовалось влияние эмоциональных состояний человека на процесс развития мышления. Оказалось, что никакое движение мыслительного процесса невозможно без эмоций. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Роль эмоций состоит в том, что они оказывают регулирующее влияние на процессы восприятия, мышления, памяти, воображения. Такое же действие они оказывают на личностные проявления: интересы, потребности, мотивы. Известно, что эмоции меняют характеристики познавательных процессов: тонус, темп деятельности, настроенность, объем запоминания. Познавательные процессы почти всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Развитие мышления обуславливает, прежде всего, интеллектуальные эмоции и чувства. В психологии предпринимаются попытки развести понятия интеллектуальных эмоций и чувств. Эмоции – это процессы, имеющие ситуативный, индикаторный характер, а чувства характеризуются большой устойчивостью эмоциональных переживаний. Так к интеллектуальным эмоциям относят: удивление, догадку, сомнение, уверенность, радость, восторг, удовлетворение, разочарование, тревожность.… К интеллектуальным чувствам относят: чувство согласия, противоречия, легкости, трудности, истинности, ложности, успеха, неуспеха, контраста и др. [4] В процессе становления педагога как профессионала большое значение имеет уровень его притязаний. В характере этих притязаний, в эмоциональном отношении к своим притязаниям, их роли для возникновения у него переживаний различного рода учитель раскрывается как личность с новой стороны, это имеет большое значение для его педагогической деятельности. К. Изард в своей теории дифференцированных эмоций выдвигает положение о том, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека. Аналогичных взглядов на мотивирующую функцию эмоций придерживается Дж. Сингер. Р.Бак указывает, что «мотивация и эмоция – это две стороны одного и того же процесса первичных мотивационно-эмоциональных систем». [5] Один из аспектов связи эмоций с познанием подчеркивается в так называемых теориях «Я»: чем больше познание связанно с сердцевиной «Я», тем в большей степени задействованы эмоции. Когда образ «Я» подвергается агрессии со стороны других людей, человек испытывает страх; когда он ими поддерживается – интерес и радость. В этом подходе эмоции практически отождествляются с ядром личности.[5] В качестве важной задачи нам видится акцентирование учителей на собственных эмоциях в связи с процессом становления профессиональных качеств. Необходимо уметь оптимизировать свои эмоциональные состояния. Сегодня речь должна идти о формировании основ эмоциональной культуры в учении, самообразовании, становлении, т. е. развитии умений оценивать свои эмоции и чувства в связи с познавательным процессом, различать весь диапазон эмоциональных состояний и управлять ими, уметь восполнять эмоциональную недостаточность. Список используемой литературы
|
![]() | Самосовершенствование учителя в профессиональной деятельности через обращение к эмоциональной сфере Пешного выполнения своей профессиональной деятельности педагог должен обладать очень обширными способностями и умениями. Специальные... | ![]() | Я уверена в том, что отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда Развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности... |
![]() | Влияние профессиональной направленности на стиль межличностных отношений учителя ... | ![]() | Оценка портфолио Для оценки портфолио преподавателя и учителя (как субъектов профессиональной деятельности в сфере образования) я буду пользоваться... |
![]() | Ы портфолио «Портрет» «Визитная карточка» Портфолио учителя форма целенаправленной систематической и непрерывной накопительной оценки и самооценки профессиональной и педагогической... | ![]() | Программа профессиональной переподготовки иоц п/п-1 «Менеджмент инновационной деятельности» Цель обучения: Овладение теоретическими и практическими навыками для ведения профессиональной деятельности в сфере «Менеджмент инновационной... |
![]() | «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (третий уровень высшего профессионального образования) Нормативная трудоемкость образовательной профессиональной программы подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации... | ![]() | «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (третий уровень высшего профессионального образования) Нормативная трудоемкость образовательной профессиональной программы подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации... |
![]() | Формирование и развитие личности педагога через «Я-концепцию» учителя Современный учитель погружен в ситуацию, вынуждающую его функционировать и приспосабливаться, как в жизни в целом, так и в профессиональной... | ![]() | Самоанализ деятельности учителя биологии моу «речицкая средняя школа» Исходя из этого, целью своей профессиональной деятельности считаю: формирование компетентной, мобильной личности средствами своего... |