План работы I. Введение. II. Основная часть icon

План работы I. Введение. II. Основная часть



НазваниеПлан работы I. Введение. II. Основная часть
Дата конвертации08.08.2012
Размер141.13 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


ПЛАН РАБОТЫ


I. Введение.


II. Основная часть.



  1. Термин «ментальность», его происхождение и трактовка.

2. Субъект ментальности.

3. Механизм передачи ментальности.

4. Менталитет как метод познания.

5. Индивидуальная ментальность.

6. Элементы внутреннего мира и их взаимодействие с ментальностью.

7. Ментальность и идеология.

8. Ментальность и нормы.

III. Заключение


Введение


Слова «ментальность», «менталитет» сегодня очень часто используются не только в научной, специализированной литературе, но и в повседневной бытовой речи. Они стали популярными, даже модными. В разных источниках мы встречаем ментальность постсоветскую, украинскую, европейскую, христианскую, национальную, корпоративную и так далее, с множеством вариантов и нюансов. Стремясь к уточнению понятия, многие авторы используют весьма неоднозначные или даже метафорические описания. Но от частого употребления этих слов смысл понятия «ментальность» становится все менее конкретным, а контекст их употребления позволяет толковать их слишком широко.

Когда хотят объяснить что-то необъяснимое, как бы витающее в воздухе, но объективно существующее, говорят: «Это наш менталитет», но и когда не желают чего-то объяснять ссылаются на него же. При этом пользуясь словом «менталитет» не как научным и философским термином, а для фиксации определенных аспектов реальности. Под менталитетом подразумевают специфический внутренний опыт, возникающий вследствие общей бессознательной ориентации индивида в собственной культуре. Поскольку, определений ментальности дано множество, рассмотрим происхождение самого термина и его основную трактовку.


1. Термин «ментальность», его происхождение и трактовка.


Термин «ментальность» в его современной трактовке понятия появился намного позднее, чем исследования явления, которое им обозначается. Долгое время само слово “ментальность” с успехом заменялось синонимами и словосочетаниями, такими как национальный характер, этническая психика, дух народа. Об особенностях мировосприятия разных народов писали Геродот, Тацит, Плиний, Ксенофонт, многие другие античные и средневековые мыслители.


Впервые понятие «ментальность» было введено историками французской школы М.. Блоком и Л. Февром, основателями журнала "Анналы экономической и социальной истории" (Париж, 1929 год). Они определяли «ментальность» как способ видения мира и уровень сознавания, на котором мысль не отчленена от эмоций и автоматизмов сознания. Их взгляды были широко распространены уже перед второй мировой войной, но период наивысшего расцвета направления пришелся на 60-е годы.
Но и до 1929 года понятие "менталитет" употреблялось. В начале века в обыденной речи этим термином обозначались предпочтительно коллективные системы мироощущения и поведения, "формы духа".

Российский ученый А.Я. Гуревич определяет ментальность как обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи. А Философский энциклопедический словарь сообщает следующее: «Ментальность (от позднелатинского mentalis - умственный), Образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы людей». [7]


По мнению ряда исследователей, ментальность - то же, что и традиционное сознание, то есть - система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.

Все эти определения сходны в одном – ментальность - групповой феномен, являющийся результатом неосознаваемого процесса унификации способов мировосприятия, мироощущения, миропонимания и выражающийся в идентичном поведении. Ментальность - это скрытая, глубинная, безотчетная, неотрефлектированная часть общественного сознания.


2. Субъект ментальности.

Субъектом ментальности является не индивид, а социум. Это сфера коллективного бессознательного. Она в той или иной мере присуща всем его членам.

Ментальность - это свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.

А этническая картина мира создается представлениями человека о мире, сформировавшимися на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. Ментальность выступает в качестве совокупности бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Этот характер специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.

Тесную связь ментальности с этническим сознанием очень точно охарактеризовал С. Грабовский: термином ментальность «охватываются слои сознательного и бессознательного, слои так называемых духовных традиций, то, что есть общего у данной целостности людей, которые живут на конкретной территории, общаются с помощью конкретных языков, и каким-то образом себя называют именем – этническим, национальным, субэтническим». [5]

3. Механизм передачи ментальности.

Механизм сохранения и передачи ментальности, а также усвоение ее каждым новым членом общества похожи на механизм жизни живых естественных языков. Через среду (языковую или, соответственно, ментальную) и от старших поколений - младшим. Ментальность так же необходимо рассматривать как часть культуры, так как она отражает пройденный определенным обществом исторический путь. Понимание особенностей, специфики ментальности может дать ключ к пониманию многих явлений в различных их проявлениях.

«Культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода «матрицу», в рамках которой формируется ментальность. Эпоха, в которую живет индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, дает ему определенные формы психических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в «коллективном сознании» ». [4]


4. Менталитет как метод познания.


С течением времени и развитием общества из чисто исторического термина ментальность становится понятием социально-философским, социологическим, психологическим.

На современном этапе исследователи переходят к комплексным трактовкам понятия менталитет. Этот подход объединяет историко-психологическую и социо-культурную трактовки данного термина. Эта точка зрения исходит из положения о человеке, как части культуры. Культуры, представляющей собой совокупность практикуемых данным обществом основных способов производства и взаимодействия с природой, деятельности социальных институтов и других регуляторов современной жизни. К этой же плоскости относятся верования, иерархия ценностей, мораль, особенности межличностного поведения и самовыражения, тот или иной язык, способы передачи опыта через поколения.

Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания. Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин «менталитет», а термин «ментальность». Отличие этих терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам. Следует отметить, что употребление этих двух терминов еще не устоялось. Есть исследователи, которые применяют их как равнозначные.

А. Я. Гуревич следующим образом разъясняет проблему соотношения общей и особенных ментальностей., «ментальность одновременно обща для всего общества (язык и религия обычно служат главными цементирующими ментальность силами) и дифференцируется в зависимости от его социально-классовой и сословной структуры, от уровня образования и принадлежности к группам, имеющим доступ к книге и образованию или лишенным доступа и живущим в ситуации господства устной культуры, от половозрастных и религиозных различий. Поэтому историки говорят не о «ментальности» (в единственном числе), а о «ментальностях» (во множественном числе)». [3].


5. Индивидуальная ментальность.


Можно выделить следующие основные типы ментальности:

  • Индивидуальная ментальность.

  • Групповая ментальность.

  • Национальная ментальность.

  • Цивилизационная ментальность.

Естественно, что они тесно переплетены между собой, проявляясь в каждой конкретной личности в той или иной степени.

Индивидуальная ментальность, ментальность конкретного человека отражается в его личных ценностных ориентирах и стереотипах, в оценке окружающего мира и своего места в этом мире, в реакции на общественное мнение и законы морали.

И хотя индивидуальную ментальность нельзя полностью отождествлять с внутренним миром человека, все же эти понятия довольно близки.

Под внутренним миром человека понимается его «сознательная психическая и общественная жизнь, взятая в совокупности и целостности...» [5]

Внутренний мир отдельного человека является предметом исследования ряда наук – от физиологии высшей нервной деятельности до философских, исторических и социологических наук. Каждая из наук дает собственное толкование предмету изучения.

Внутренний мир – это своеобразный итог, результат духовной деятельности человека, а менталитет – постоянно действующее активное начало в его деятельности. «Это своеобразный фермент, не только стимулирующий эту деятельность, но и нередко определяющий поведение человека и его отношение к окружающему миру». [5]

Рассматривая степень влияния ментальности на духовную сферу и внутренний мир человека можно представить с одной стороны максимальную зависимость внутреннего мира человека от ментальности любого типа (этнической, групповой и т.п.). А с другой стороны представим полную независимость элементов духовной сферы от специфики этнического менталитета.

Таким образом, мы получим с одной стороны абстрактный тезис о том, что мышление человека едино, одинаково у всех представителей некоторого объединения, которое развивается по определенным закономерностям, а отклонения от эталона, от нормы носят случайный характер. Этот тезис позволяет представить эволюцию человеческой мысли в усредненном виде, отказывая отдельной личности в свободе творческого мышления.

С другой стороны будет располагаться тезис о свободе развития личности и полной независимости человеческого мышления от ментальных начал. В этом случае абсолютизируются уникальные свойства каждой личности, а воздействие среды при этом игнорируется. Здесь любой человек представляет собой изолированное и самодостаточное целое, имеющее право на личное творчество. Но, как часто это бывает с крайностями, в чистом виде они не существуют. На практике диапазон реально существующих духовных образований находится чаще в области «золотой середины».


6. Элементы внутреннего мира и их взаимодействие с ментальностью.

Наука, искусство, религия и философия относятся к числу элементов духовной сферы, имеющих ярко выраженную мировоззренческую функцию. Но ментальность оказывает на различные элементы внутреннего мира не одинаковое воздействие. Такой элемент духовной сферы, как наука, например, цель которой заключается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности, наименее подвержена влиянию со стороны этнической ментальности, но она ограничена объективно существующими законами и закономерностями. Это обусловлено тем, что наука служит адекватным отражением мира, дает знания объективного характера. Эти знания не преломлены (в отличие от искусства или философии) в зеркале субъективности. Наука не создает законы, а лишь открывает их, а потому ее результаты не зависят от ментальности ученых. Не может быть, например, корейской математики, корпоративной химии или коммунистической физики, отличающихся по своим законам и выводам друг от друга.

Искусство же, отображая действительность (в любых ее проявлениях), вступает с ней в определенный конфликт, противостоит ей своим идеалом. Искусство всегда разрешает это противоречие в пользу идеала, но разрешает именно духовно в форме осознания необходимости, способствуя ее пониманию определенной формой переживания. Уже сам факт существования идеала делает само искусство не безотносительным к менталитету определенной группы. Наиболее яркими проявлениями такого идеала являются, представления о человеческой красоте, т.к. именно они наиболее четко отражают ментальность определенной группы (этноса, класса общества, религиозных общностей). Достаточно вспомнить, как менялись каноны красоты с течением времени, насколько они разны в разных социальных слоях общества, в географически разных местах планеты, странах с различными вероисповеданиями.


7. Ментальность и идеология.

Традиционно под идеологией принято понимать совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу, и служащих закреплению или изменению, развитию существующих отношений. Основой идеологического отражения действительности являются определенные общественные интересы. Идеология выступает в формах политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов.

Ментальность, в какой то мере противопоставлена идеологии так, как безотчетная неосознанная часть общественного сознания противопоставляется осознанной и теоретически обработанной. Но эти два понятия не являются четко разграниченными. Ментальность и идеология – два полюса общественного сознания, между которыми находится множество переходных форм.

Идеология требует специального развития, культивирования, фиксации (т.к. основывается на теоретическом, научном мышлении) и сосредоточена в силу этого в цельном виде в умах немногих. Ментальность же присуща всем членам общества. И, несмотря на то, что существуют способы манипуляции, управления ею, ментальность в большой степени стихийна. Содержанием полюса идеологии являются теории, научные, религиозные, философские системы и учения, сознательное мировоззрение. Содержание же ментальности - ценностные ориентиры, мыслительные, поведенческие, эмоциональные стереотипы, картины мира и восприятие себя в мире, всевозможные автоматизмы сознания, распространенные общественные представления, иначе говоря, расхожие мнения.

Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в “скрытый” слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века. Социальная дифференциация ментальности отражает существующее в обществе разделение на общественные группы с присущими им материальными интересами, образом жизни


8. Ментальность и нормы.

Мораль, право, политика тоже имеют непосредственную связь с внутренним миром и ментальностью человека, но они направлены больше на регулирование общественных отношений, чем на создание образа мира, мировосприятия. Поэтому взаимодействие их с ментальностью носит как бы характер «обратной связи» - не ментальность определяет состояние элементов духовной сферы, а скорее, наоборот, политика, право и мораль обуславливают содержание ментальности. Среди этих элементов мораль наиболее подвержена влиянию менталитета, поскольку в ней закрепляется конкретный опыт межличностных отношений.

Человек ведет себя в обществе, исходя из его представлений о нормах поведения. Что можно, а что нельзя, что является легитимным, разрешенным, социально-одобряемым поступком, а что – отклонением от нормы – определяется моральными, правовыми, политическими нормами, но и они также обусловлены закрепленным в ментальности историческим опытом. В оценке всех поступков и событий, мы руководствуемся не только собственным умом и собственным опытом, но и умом и опытом сотен предшествующих поколений. Этот опыт сконцентрирован в специализированной и художественной литературе, средствах информации, в обычаях и привычках, в правилах вежливости. Каждый человек является носителем такого опыта.

Моральные, правовые, политические нормы органично вытекают из соответствующих ментальных представлений. Функция нормы в том и заключается, чтобы исключить влияние случайных, произвольных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, обеспечить понятность, надежность, предсказуемость, стандартность поведения. Ментальная норма выступает определяющим звеном в цепочке "ситуация – реакция". В обычном сознательном состоянии поведение человека, несмотря на присущий ему автоматизм и стереотипность, не состоит только из естественных, инстинктивных реакций на внешние стимулы, не являются простым ответом на ситуацию. Между самой ситуацией и порождаемым ею поведенческим импульсом находится норма, которая, не создана ситуацией, а связана с наиболее общими ментальными представлениями. А поскольку эти представления зависят от принадлежности их носителя, то и сами моральные, правовые и политические нормы обусловлены ментальностью.


Заключение

Из всего вышеизложенного можно заключить, что понятие «менталитет» очень широко и затрагивает многие аспекты жизни человека и развития общества. В него включены элементы и обыденного и теоретического сознания. В определении и изучении менталитета не существует устоявшейся методологии. Попытки четко ограничить это понятие практически невозможны, т.к. множество аспектов, переходящих друг в друга, создают многообразие определений (от общественного сознания до простейших психических реакций). Но в связи с этим, менталитет необходимо рассматривать как способ и метод изучения общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания.

Для постижения менталитета определенного типа необходим анализ как можно более широкого культурного контекста: текстов и предметов «материальной культуры», системы социальных связей и взаимоотношений, быта и истории повседневности. И напротив, понимание идеологии социума поможет правильно оценивать все происходящие в нем процессы, адекватно воспринимать поведение его членов и глубже понимать выработанные им культурные феномены, что имеет неоценимое значение на нынешнем этапе развития общества и цивилизации.


ЛИТЕРАТУРА



  1. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. – Запорожье: РА “Тандем-У”, 1998.

  2. Додонов Р.А. Теория ментальности: учение о детерминантах мыслительных автоматизмов. – Запорожье: РА "Тандем-У", 1999.

  3. Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра / Послесловие к книге Л. Февра “Бои за историю”. – Л: Наука, 1991.- С. 536.

  4. Лурье С.В. Изучение этнической картины мира как интердисциплинарная проблема. //Общественные науки и современность. 2000, №5.

  5. Поняття ментальностi в суспiльних науках // Генеза. 1995, N 1(3).- С. 12.

  6. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? // Отечественные записки. - 1995. № 3

  7. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 2002.-576 с.-(Библиотека словарей "ИНФРА-М")









Похожие:

План работы I. Введение. II. Основная часть iconРеферат по астрономии. Тема: Строение и эволюция вселенной. План: Введение. Основная часть
Теории, на основании которых созданы современные представления об эволюции вселенной
План работы I. Введение. II. Основная часть iconПлан I. Введение 3 II. Основная часть 4 Понятие и основание залога Виды залога и сфера его применения Предмет залога и стороны залогового правоотношения Оформление залога Прекращение залога III. Заключение 19 Список использованной литературы 20 I введение
Сейчас в условиях низкого уровня договорной дисциплины, ненадежности и часто просто недобросовестности контрагентов все большее развитие...
План работы I. Введение. II. Основная часть iconСпецифика взаимодействия общества и праваплан введение Основная часть Заключение Список источников Введение
Цивилизация выработала множество различных правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности
План работы I. Введение. II. Основная часть iconТеоретическая часть
Теоретический вопрос должен быть полностью раскрыт. Реферат должен содержать разделы: введение, основная часть, заключение. Информация...
План работы I. Введение. II. Основная часть iconСодержани е введение 2 Основная часть 4 Заключение 14 Список источников 16 Введение
Современный уголовный процесс строится не только согласно норм уголовного и уголовно-процессуального права, но и с поставленными...
План работы I. Введение. II. Основная часть iconЭкстрадиция: правовые основания, условия и порядок выдачи содержани е введение 2 Основная часть 3 Заключение 14 Список использованной литературы 15 Введение
В настоящее время экстрадиция – важный институт в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами
План работы I. Введение. II. Основная часть iconI введение 3-4 II основная часть 5-6
Хх века. Оно питалось многими источниками прошлого, включая работы его великих испанских предшественников. Одновременно Пикассо извлек...
План работы I. Введение. II. Основная часть iconСодержание: I. Введение II. Основная часть III. Заключение Литература Введение
«массовой беллетристикой». Главенствующим, наиболее плодотворным началом в американской прозе после второй мировой войны был реализм...
План работы I. Введение. II. Основная часть iconРеферат 2 Введение 3 I. Основная часть 5
Дипломная работа содержит 51 страницу, 14 таблиц, 4 рисунка, 12 первоисточников, 5 приложений
План работы I. Введение. II. Основная часть iconВведение Основная часть
Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы