А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» icon

А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка»



НазваниеА. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка»
Дата конвертации08.08.2012
Размер296,24 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМЬИ К ПОСТУПЛЕНИЮ

РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ.


А.Г. Дураева

Педагог - психолог

(МБ ДОУ «Детский сад № 28 «Снежинка», г. Набережные Челны)

Актуальность проблемы адаптации детей раннего возраста к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова). Е.И. Морозова отмечала: «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка». Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, и в будущем к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к ДОУ, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

Педагогом-психологом нашего ДОУ была разработана и апробирована развивающая адаптационная программа «Растем вместе», предназначенная для работы с детьми раннего возраста и семьями этих детей. Программа имеет две ступени.

Первая ступень – программа «Диада», направленная на работу с семьями детей, которые собираются стать воспитанниками ДОУ, в предадаптационный период. Р. Шпиц, ссылаясь на работы Г. Зиммеля, который еще в 1908 году обратил внимание на то, что источником всех социальных отношений личности являются ранние отношения в группе «мать – дитя». Этой группе Г. Зиммель и дал имя «Диада». Еще ранее З. Фрейд обозначил отношения ребенка с матерью как прототип всех последующих отношений человека с миром [Фрейд, 1989]. Именно поэтому детско-родительская группа получила название «Диада», как единство матери и малыша.

Вторая ступень программы – «Здравствуй, малыш!» - направлена на работу с детьми в адаптационный период.

Процесс обучения новому – это индивидуальный маршрут, который прокладывает каждый ребенок вместе со взрослым и сверстником, путь от актуального уровня развития (того, что он уже знает и умеет) к ближайшему уровню развития (тому, чему ребенку еще предстоит овладеть и научиться) [Выготский, 1982]. Программа содержит традиционные и авторские игры, направленные на различные сферы развития ребенка (коммуникативную, двигательную, интеллектуальную, эмоциональную). Игровой дидактический материал можно использовать с учетом индивидуального темпа развития каждого ребенка.

Ранний возраст – это период психомоторного развития, поэтому в программу включены пальчиковая гимнастика, музыкально-ритмическая часть, игровые массажи, телесно-ориентированные игры. Это также возраст открытий. Для маленького ребенка очень важно видеть результаты своей деятельности. Особый интерес малыши испытывают к рисованию, лепке. Поэтому занятия этими видами продуктивной деятельности также включены в цикл занятий.

Работать с семьей мы начинаем еще до поступления ребенка в детский сад. Родители с детьми приглашаются на комплексные развивающие занятия с психологом ДОУ. Цикл состоит из шести занятий, на которых мамы и малыши играют в пальчиковые игры, осваивают игровые массажи и упражнения для развития мелкой моторики, которые они с успехом используют дома в общении с ребенком, лепят, рисуют пальчиками и ладошками. Родители получают массу полезной информации о значении игры для ребенка, о необходимости развития мелкой моторики и ее связи с речью малыша и т.д. На эти занятия приходят мамы, которые с радостью ожидают момента поступления ребенка в детский сад и мамы тревожные, мнительные, которые имели уже отрицательный опыт с предыдущими детьми или просто их беспокоит возможная негативная реакция малыша на предстоящее событие.

Для меня как для психолога очень важно показать мамам, что в детском саду весело, интересно и их малышам здесь очень понравится, и по утрам они с радостью будут бежать в детский сад. Эта задача успешно решается на подготовительных занятиях цикла «Диада». Занятия проводятся в группе, в которую придут дети. Мамы и малыши знакомятся друг с другом, с педагогами, с группой и ее игровыми уголками. Они начинают дружить семьями, ходить друг к другу в гости, играть вместе в песочнице, а непринужденная игровая атмосфера занятия этому способствует. Таким образом, к моменту поступления ребенка в ДОУ мы имеем сложившийся дружный детский и родительский коллектив, налаженные теплые взаимоотношения с сотрудниками детского сада, которые непосредственно будут работать с детьми. Малышам знакома и по-домашнему становится близка атмосфера группы, уже имеются любимые игрушки и друзья. Мамы и папы могут наблюдать, как ребенок с удовольствием начинает ходить в сад и многие родительские страхи и опасения развеиваются. А для нас нет ничего важнее эмоционального благополучия семьи.

Цикл занятий на первой ступени – программа «Диада»

Занятие 1.

Основные задачи:

1. Знакомство с детьми и родителями;

2. Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия;

3. Обогащение сферы эмоционального общения за счет игр и упражнений в диаде мать- дитя.

Материалы и оборудование:

Воздушные шары, вырезанные из цветного аракала восьми цветов, блоки Дьенеша, обручи (красного, синего, желтого цветов), счетные палочки, альбомы для рисования, гуашь, 5-6 игрушек животных и птиц, коробочки-домики для животных.

Ход занятия

  1. Диагностика эмоционального состояния.

Ребенку предлагается выбрать наиболее понравившийся воздушный шар и наклеить его на первую страницу своего альбома. Диагностируется эмоциональное состояние ребенка, согласно цветовым характеристикам Люшера. Такая диагностика проводится на каждом занятии, с целью отслеживания динамики эмоциональных состояний ребенка в предадаптационный период и прогнозирование проблем адаптационного периода.

2. Приветствие (Муз. диск Е. Железновой «Топ-топ, Хлоп-Хлоп», песенка «Начнем урок»)

Родители с детьми встают в круг, вместе с ведущим поют слова приветствия, машут рукой каждому ребенку, которого приветствуют.

Приветствие

Начнем урок, начнем урок, мы все уже пришли,

Поднимем вверх игрушечки, какие принесли!

А (Ира) где? А (Ира) здесь! Помашем ей рукой!

А (Коля) где? А (Коля) здесь! Ему махнем рукой! (приветствуются все присутствующие дети)

3. Пальчиковая гимнастика

Паучок

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.

(Руки скрещены, пальцы рук бегут по предплечью и плечу)

Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл.

(Кисти свободно опущены, стряхивающие движения и хлопок ладонями по коленям)

Солнце стало пригревать,

(пальцы растопырены, качают руками)

Паучок ползет опять, а за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.

(Руки скрещены, пальцы рук бегут по предплечью и плечу)

Зонтик

Вот это-мой зонтик, я в дождь хожу с ним,

(правая рука над головой)

Пусть дождь барабанит, останусь сухим.

(барабаним пальцами левой руки по «зонтику»)

А вот моя книжка, могу почитать,

(прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты, раскрываем ладони «книжечкой»)

Могу вам картиночки в ней показать.

(руки вытягиваем, ладони открыты)

Вот это-мой мяч, он ловкий, смешной

(сжимаем кулачок, вращаем кистью)

Его я бросаю над головой.

(«мячик прыгает над головой» ударяясь о ладонь другой руки)

А вот мой котенок, я глажу его. Мурлычет он так для меня одного.

(Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем. Правой ладошкой гладим левую- котенка.)

Шарик

(в процессе игры поочередно используются обе руки. Сначала «шарик» правая рука, затем-левая. Кончики пальцев соединить-«шарик».Показывают шарик – вращательные движения кистью. Далее движения в соответствии с текстом. )

Вот он шарик маленький смешной, хочет этот шарик поиграть с тобой.

Он летел, он летел на твою макушку сел.

…и к тебе на носик сел.

… и на твой животик сел.

…и к тебе на ножки сел,

Он попрыгал в ногах, а потом вдруг лопнул – бах!

4. Игровая часть

  • Игры с блоками Дьенеша (сортировка по цвету)

«Строительство цветного города»

Цель:

Развитие целенаправленного цветового восприятия.

Ход игры:

Грузовик привозит целый кузов цветных блоков, из которых дети будут строить домики. На ковре недалеко друг от друга расположены обручи трех цветов (красный, синий, желтый). Это строительная площадка. Задача ребенка – соотнести по цвету блоки и стройплощадку: красные блоки отнести на красную площадку, синие на синюю, желтые на желтую. После выполнения задания детям предлагается построить домики.

  • Развитие мелкой моторики

«Длинная дорожка»

Цель:

Развитие соотносящих, хватательных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

Ход игры:

Для того чтобы жители нашего цветного города могли ходить друг к другу в гости, им надо построить дорогу. Дети выкладывают дорожку из счетных палочек и в конце игры «помогают» игрушкам пройтись по дорожке.

  • Развитие памяти

«Переполох»

Цель: Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Ход игры:

На столике за ширмой стоят белые коробочки белого цвета, разного размера, которые служат домиками для персонажей. Домики отличаются размером и цветом окошек, например: у домика цыплят – окошки желтые, утят – зеленые, петуха и кур – оранжевые, кроликов – коричневые, гусей – синие. Детям предлагается помочь присмотреть за животными и птицами, но для этого надо запомнить, кто где живет. Делается акцент на размере домика и цвете окошек. Персонажи выходят гулять, но их пугает лай собаки и они сбиваются в кучу. Вот какой переполох устроил пес.

Дети должны помочь испуганным подопечным вернуться домой, они вспоминают, в каком домике кто живет и провожают птиц и животных домой.

5. Музыкально-ритмическая часть

Железнова Е. диск «Лимпопо», танец «Обезьянки»

Обезьянки

Вот так висят на ветке обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(потянуть малыша на вытянутых руках)

Вот так едят бананы обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(пальцы кисти собрать в щепоть и раскрывать по одному пальчику – чистить банан)

Вот так ботинки чистят обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(чистят ботинки)

Вот так штаны стирают обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(тереть кулачками друг о дружку)

Вот так пол подметают обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(подметают пол)

Вот так танцуют вместе обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(прыгают в парах)

Где бы сесть?

Мы скакали, мы скакали, мы немножечко устали,

Впереди далекий путь надо отдохнуть.

Где же можно сесть, где же место есть,

Поскорей занять, чтобы не стоять!

(дети садятся за столы на изодеятельность)

6. Самомассаж ладошек

Дети катают карандаш или массажный шарик между ладоней, готовят пальчики к работе.

7. Изобразительная деятельность (Рисование)

Тема: «Красивые бабочки»

Диск Железнова Е. «Лимпопо», комп. «Бабочки летят»

Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, эмоциональное сближение ребенка и родителя в совместной деятельности.

Ход занятия: В детских альбомах готовы силуэты бабочек. Детям предлагается сделать их нарядными, обмакнув пальчик в краску и оставив отпечаток на крыльях бабочки.

8. Музыкальная игра на коленях у мамы

«Сидим с шофером рядом»

Диск Железновой Е. «Гав, гав, мяу», комп. «Сидим с шофером рядом»

Сидим с шофером рядом, бип-бип-бип,

Помочь шоферу надо, бип-бип-бип,

Машинам всем и людям, бип-бип-бип,

Бибикать громко будем, бип-бип-бип.

9. Релаксация с элементами массажа

Мамы укладывают детей на пеленку на ковер и выполняют массажные движения согласно тексту песенки.

Диск Железновой Е. «Мамины уроки», комп. «Массаж»

Массаж

Мы эту ручку разотрем, разотрем, разотрем,

Чтоб выросла побыстрей,

Другую ручку разотрем, разотрем, разотрем,

Чтоб выросла побыстрей.

И ножку тоже разотрем, разотрем, разотрем,

Чтоб выросла побыстрей,

Другую ножку разотрем, разотрем, разотрем,

Чтоб выросла побыстрей.

Теперь животик разотрем, разотрем, разотрем,

Теперь животик разотрем, чтоб вырос побыстрей.

И спинку тоже разотрем, разотрем, разотрем,

Чтоб выросла побыстрей,

И ушки тоже разотрем, разотрем, разотрем,

Чтоб выросли побыстрей,

И шейку тоже разотрем, разотрем, разотрем,

Чтоб выросла побыстрей,

Еще раз спинку разотрем, разотрем, разотрем,

Еще раз спинку разотрем чтоб выросла побыстрей.

10. Прощание (Муз. диск Е. Железновой «Топ-топ, Хлоп-Хлоп», песенка «прошел урок»)

Прошел урок и я, и вы, мы все идем домой,

И на прощанье малышам мы все махнем рукой! Пока, пока!


Занятие 2.

Основные задачи:

1. Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия;

2. Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений в диаде мать-дитя.


Материалы и оборудование:

Воздушные шары, вырезанные из цветного аракала восьми цветов, блоки Дьенеша, рабочие тетради для работы с блоками, счетные палочки, листы картона с изображением домиков (по количеству детей), игрушка птичка, зайчик.

Ход занятия

1. Диагностика эмоционального состояния. См. занятие 1

2. Приветствие см. занятие 1

3. Пальчиковая гимнастика (Паучок, зонтик, шарик) см. занятие 1

4. Игровая часть

  • Игры с блоками Дьенеша (работа в тетрадях)

Цель:

Развитие целенаправленного восприятия цвета и формы.

Ход игры:

Дети вместе с родителями выкладывают на образце рисунок из блоков. Получается объемное изображение, которое очень нравится малышам.

  • Развитие мелкой моторики

«Заборчик»

Цель:

Развитие соотносящих, хватательных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

Ход игры:

«В лесу стоит домик. В нем живет маленький мальчик. Страшно мальчику в лесу. Давайте сделаем забор вокруг дома, и мальчик не будет бояться диких зверей». Показать, как из счетных палочек можно выложить заборчик. Затем предложить детям выложить забор самостоятельно.

  • Развитие речи

«Где спрятался зайка»

Цель: Развитие пространственных представлений и их словесного обозначения.

Ход игры:

Педагог предлагает поиграть с зайкой в необычные загадки. Зайка будет прятаться, а дети должны его найти и отгадать, что зайка делает. Например: зайка спрятался за аквариумом, он хочет посмотреть на рыбок.

5. Музыкально-ритмическая часть

Железнова Е. диск «Лимпопо», танец «Хоровод»

Хоровод

(Дети и родители идут в хороводе выполняют движения в соответствии с текстом)

За руки друзей берем вместе хоровод ведем,

А веселый каблучок, цок по полу, цок, цок,цок.

За руки друзей берем вместе хоровод ведем,

Прыгай, прыгай веселей, прыгай ножки не жалей.

А веселый каблучок, цок по полу, цок, цок,цок.

Прыгай, прыгай веселей, прыгай ножки не жалей.

Гляньте пальчики у нас тоже все пустились в пляс,

А веселый каблучок, цок по полу, цок, цок,цок.

Гляньте пальчики у нас тоже все пустились в пляс,

И опять идет, идет наш веселый хоровод.

А веселый каблучок, цок по полу, цок, цок,цок.

И опять идет, идет наш веселый хоровод.

Где бы сесть?

Мы скакали, мы скакали, мы немножечко устали,

Впереди далекий путь надо отдохнуть.

Где же можно сесть, где же место есть,

Поскорей занять, чтобы не стоять!

(дети садятся за столы на изодеятельность)

6. Самомассаж ладошек

См. занятие 1.

7. Изобразительная деятельность (Лепка)

Тема: «Корм для птичек»

Диск Железнова Е. «Лимпопо», комп. «Птичкам крошки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, эмоциональное сближение ребенка и родителя в совместной деятельности.

Ход занятия: педагог предлагает накормить гостей крошками. Показывает, как катать комочки и побуждает детей самостоятельно приготовить корм для птичек.

8. Музыкальная игра на коленях у мамы

«Едем на лошадке»

Диск Железновой Е. «Гав, гав, мяу», комп. «Едем на лошадке»

Едем, едем на лошадке, но-но-но,

Рады, рады все ребятки, но-но-но,

Рады, рады прокатиться, но-но-но,

Звонко цокают копытца, но-но-но.

9. Релаксация с элементами массажа

См. занятие 1.

10. Прощание

См. занятие 1.


Занятие 3.

Основные задачи:

1. Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия;

2. Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений в диаде мать-дитя.

Материалы и оборудование:

Воздушные шары, вырезанные из цветного аракала восьми цветов, рамки вкладыши Монтессори, коробка форм, набор картинок из предметного окружения ребенка.

Ход занятия


1. Диагностика эмоционального состояния. См. занятие 1

2. Приветствие см. занятие 1

3. Пальчиковая гимнастика (5 поросят, зонтик, шарик) см. занятие 1

5 поросят

(Поставить ладонь левой руки ребром на стол, как закрытую калитку.

Пальцы правой руки-поросята. Ладонь лежит на столе, пальцы округлые.)

Пять веселых поросят за калиткою стоят.

Поросята эти ждут, что им кушать принесут.

(Просунуть пальцы левой руки между пальцами правой, в щелочки.)

Пять веселых поросят снизу в щелочки глядят,

Бегают туда-сюда: «Где же вкусная еда?».

(Шевелить пальцами правой руки)

Пять веселых поросят в дверь копытцами стучат,

(Стучать пальцами правой руки по ладони левой)

Вдруг открылась эта дверь:

(Ладонь левой руки немного отвести назад, калитка открывается)

«Можно выбежать теперь!»

(Пальцы правой руки бегают по столу)

Пять веселых поросят громко, радостно визжат:

«Вот корыто, да, да, да, а в нем вкусная еда!»

(Левая рука корытце, перевернуть ладонь «ковшом»,

пальцами правой руки скрести по ладони левой)

Пять веселых поросят очень сильно есть хотят,

И в корытце в тот же миг с головой, с ногами – прыг!

(Хлопок с замахом правой рукой по ладони левой)

4. Игровая часть

  • Игры с рамками монтессори, коробкой форм (сортировка по форме)

Цель:

Развитие целенаправленного восприятия формы.

Ход игры:

Дети вместе с родителями выкладывают на рамках подходящие вкладыши, играют с коробкой форм.

  • Развитие мелкой моторики

«Фигурки»

Цель:

Развитие соотносящих, хватательных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

Ход игры:

Из счетных палочек на образце выложены квадрат и треугольник. Предложить детям выложить такие же фигурки, сделать домик для зверят.

  • Развитие внимания

«1-2-3-говори!»

Цель: Развитие целенаправленного внимания

Ход игры:

Педагог предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы – называть. Только называть надо после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три, говори!». Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит». Первый, кто дает правильный ответ получает картинку, в случае если кто-то еще ответил правильно, тот получает поощрительный кружок.

5. Музыкально-ритмическая часть

Железнова Е. диск «Лимпопо», танец «Закружились карусели»

Карусели

(Дети и родители идут в хороводе выполняют движения в соответствии с текстом)

Вот на площади веселье, закружились карусели,

И народ жужжит как шмель, ах какая карусель!

Покатайте нас немножко, веселей играй гармошка,

Тра-ля-ля-ля-ля-ля, закружилась вся земля.

Лодки, санки целым кругом, львы и кони друг за другом,

Повезут сейчас ребят, покружиться все хотят.

Покатайте нас немножко, веселей играй гармошка,

Тра-ля-ля-ля-ля-ля, закружилась вся земля.

Где бы сесть?

Мы скакали, мы скакали, мы немножечко устали,

Впереди далекий путь надо отдохнуть.

Где же можно сесть, где же место есть,

Поскорей занять, чтобы не стоять!

(дети садятся за столы на изодеятельность)

6. Самомассаж ладошек

См. занятие 1.

7. Изобразительная деятельность (Пальчиковое рисование)

Тема: «Дождик»

Диск Железнова Е. «Гав, гав, мяу», комп. «Дождик»

Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, эмоциональное сближение ребенка и родителя в совместной деятельности.

Ход занятия: педагог предлагает нарисовать дождик, располагая капли по всей поверхности листа.

8. Музыкальная игра на коленях у мамы

«Посмотри-ка мой малыш»

Диск Железновой Е. «Мамины уроки», комп. «Посмотри-ка мой малыш»

Посмотри-ка, мой малыш, мой малыш, мой малыш,

Посмотри куда летишь, куда сейчас летишь!

(ребенка животом уложить себе на руку, летать как самолет)

Посмотри вот это пол, это пол,

Опустился и пошел, по полу пошел!

(взять ребенка за руки и пройтись с ним)

Посмотри вот потолок, потолок, потолок,

К потолку летим повыше, потолок высок!

(подбрасывать ребенка вверх)

Надоело нам лететь, все летать, да летать,

Мы кровать свою поищем, сядем на кровать!

(садятся на стульчики)

9. Релаксация с элементами массажа

См. занятие 1.

10. Прощание

См. занятие 1.


Занятие 4.

Основные задачи:

1. Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия;

2. Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений в диаде мать-дитя.

Материалы и оборудование:

Воздушные шары, вырезанные из цветного аракала восьми цветов, блоки Дьенеша, рабочие тетради для работы с блоками, рисунок лисы и зайца по количеству детей, счетные палочки, пирамидка (количество колец ответствует количеству детей)

Ход занятия


1. Диагностика эмоционального состояния. См. занятие 1

2. Приветствие см. занятие 1

3. Пальчиковая гимнастика (5 поросят, зонтик, шарик) см. занятие 1,3

4. Игровая часть

  • Игры с блоками Дьенеша (работа в тетрадях)

Цель:

Развитие целенаправленного восприятия цвета и формы.

Ход игры:

Дети вместе с родителями выкладывают на образце рисунок из блоков. Получается объемное изображение, которое очень нравится малышам.

  • Развитие мелкой моторики

«Домик»

Цель:

Развитие соотносящих, хватательных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

Ход игры:

Показать изображения зайца и лисы: «Жили-были в лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от нее убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут. Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Давайте поможем зайчику и сделаем для него домик!» Показать, как выложить домик из палочек так, чтобы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Предложить сделать домик самостоятельно. Обыграть результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла».

  • Развитие восприятия качеств величины

«Разберем и соберем»

Цель: Развитие пространственных представлений и их словесного обозначения.

Ход игры:

Показать детям пирамидку, сделать акцент на том, что она расширяется книзу, внизу колечки больше, чем наверху. По очереди все колечки снять и сравнить путем накладывания друг на друга. Далее игра идет в диалоге с палочкой от пирамидки. Она предлагает ребятам снять самое маленькое колечко, пока не закончатся все кольца, а затем также собрать пирамидку, начиная с самого большого колечка. Пирамидка побуждает детей сравнивать колечки путем накладывания.

5. Музыкально-ритмическая часть

Железнова Е. диск «Лимпопо», танец «Обезьянки»

Обезьянки

Вот так висят на ветке обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(потянуть малыша на вытянутых руках)

Вот так едят бананы обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(пальцы кисти собрать в щепоть и раскрывать по одному пальчику – чистить банан)

Вот так ботинки чистят обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(чистят ботинки)

Вот так штаны стирают обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(тереть кулачками друг о дружку)

Вот так пол подметают обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(подметают пол)

Вот так танцуют вместе обезьянки в лимпопо,

Лимпопо, лимпопо, лимпопо, лимпопо.

(прыгают в парах)

Где бы сесть?

Мы скакали, мы скакали, мы немножечко устали,

Впереди далекий путь надо отдохнуть.

Где же можно сесть, где же место есть,

Поскорей занять, чтобы не стоять!

(дети садятся за столы на изодеятельность)

6. Самомассаж ладошек

См. занятие 1.

7. Изобразительная деятельность (Лепка)

Тема: «Жук. Жук пожужи»

Диск Железнова Е. «Гав,гав,мяу», комп. «Жук»

Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, эмоциональное сближение ребенка и родителя в совместной деятельности.

Ход занятия: к детям в гости прилетают жуки. Педагог замечает, что жуки чем-то огорчены. Оказывается, их пригласили на праздник, а праздничных костюмов у них нет. Педагог предлагает украсить спинки жуков нарядными точками. Из пластилина скатываются маленькие шарики, которые потом примазываются на спинки жукам.

8. Музыкальная игра на коленях у мамы

«Сидим с шофером рядом»

Диск Железновой Е. «Гав, гав, мяу», комп. «Сидим с шофером рядом»

Сидим с шофером рядом, бип-бип-бип,

Помочь шоферу надо, бип-бип-бип,

Машинам всем и людям, бип-бип-бип,

Бибикать громко будем, бип-бип-бип.

9. Релаксация с элементами массажа

См. занятие 1.

10. Прощание

См. занятие 1.


Занятие 5.

Основные задачи:

1. Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия;

2. Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений в диаде мать-дитя.

Материалы и оборудование:

Воздушные шары, вырезанные из цветного аракала восьми цветов, блоки Дьенеша, два грузовика и два медведя (большой и маленький), шнурки или тонкие ленточки по количеству детей, игрушка «чудесный мешочек» с игрушками по количеству детей,

Ход занятия

1. Диагностика эмоционального состояния. См. занятие 1

2. Приветствие см. занятие 1

3. Пальчиковая гимнастика (Паучок, 5 поросят, замок) см. занятие 1,3

Замок

На двери висит замок

(пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)

Кто его открыть бы мог?

(локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетены)

Постучали, постучали,

(постукивают друг об друга основаниями ладоней)

Покачали, покачали,

(кисти рук попеременно поднимаются вверх, пальцы не расцепляются)

Покружили, покружили,

(кисти рук крутятся в разные стороны)

Наконец замок открыли!

(пальцы распрямляются, руки расходятся в стороны)

4. Игровая часть

  • Игры с блоками Дьенеша (сортировка по величине)

Цель:

Развитие целенаправленного восприятия величины.

Ход игры:

В гости к малышам приходят большой и маленький мишка. Медведи просят ребят привезти им на грузовиках кубики для строительства скамеек, для большого Миши – большие, а для маленького – маленькие. Дети на грузовиках везут кубики и строят скамейки.

  • Развитие мелкой моторики

«Веселый шнурок»

Цель:

Развитие движений кистей и пальцев рук.

Ход игры:

Намотать на руку ребенка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. Во время игры читать стихотворение:

Вверх шнурок, вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Затем предложить ребенку размотать шнурок и снять его с руки, а после – обмотать шнурком мамину руку.

  • Развитие восприятия формы

«Что нам привез зайка»

Цель: Упражнять в узнавании предмета, находящегося вне поля зрения, на ощупь.

Ход игры:

В гости к детям приходит зайка с большим мешком в лапах. Он предлагает детям поиграть. В мешке и зайки много разных игрушек, ребенок должен просунуть руку в мешочек, выбрать игрушку и, не заглядывая в мешочек, на ощупь попробовать догадаться, что же за игрушку он выбрал. Затем показать всем эту игрушку. Ребята хлопают, а ребенок с игрушкой возвращается на место.

5. Музыкально-ритмическая часть

Железнова Е. диск «Лимпопо», танец «Хоровод»

Хоровод

(Дети и родители идут в хороводе выполняют движения в соответствии с текстом)

За руки друзей берем вместе хоровод ведем,

А веселый каблучок, цок по полу, цок, цок,цок.

За руки друзей берем вместе хоровод ведем,

Прыгай, прыгай веселей, прыгай ножки не жалей.

А веселый каблучок, цок по полу, цок, цок,цок.

Прыгай, прыгай веселей, прыгай ножки не жалей.

Гляньте пальчики у нас тоже все пустились в пляс,

А веселый каблучок, цок по полу, цок, цок,цок.

Гляньте пальчики у нас тоже все пустились в пляс,

И опять идет, идет наш веселый хоровод.

А веселый каблучок, цок по полу, цок, цок,цок.

И опять идет, идет наш веселый хоровод.

Где бы сесть?

Мы скакали, мы скакали, мы немножечко устали,

Впереди далекий путь надо отдохнуть.

Где же можно сесть, где же место есть,

Поскорей занять, чтобы не стоять!

(дети садятся за столы на изодеятельность)

6. Самомассаж ладошек

См. занятие 1.

7. Изобразительная деятельность (Рисование пальчиковое)

Тема: «Укрась чашку»

Диск Железнова Е. «Гав,гав,мяу», комп. «Мы две чашки берем!»

Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, эмоциональное сближение ребенка и родителя в совместной деятельности.

Ход занятия: педагог предлагает обычный белый, скучный сервиз, сделать нарядным, веселым, цветным. В детских альбомах нарисован контур чашки. Ребенок должен украсить чашку, не выходя за контур.

8. Музыкальная игра на коленях у мамы

«Едем на лошадке»

Диск Железновой Е. «Гав, гав, мяу», комп. «Едем на лошадке»

Едем, едем на лошадке, но-но-но,

Рады, рады все ребятки, но-но-но,

Рады, рады прокатиться, но-но-но,

Звонко цокают копытца, но-но-но.

9. Релаксация с элементами массажа

См. занятие 1.

10. Прощание

См. занятие 1.


Занятие 6.

Основные задачи:

1. Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия;

2. Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений в диаде мать-дитя.

Материалы и оборудование:

Воздушные шары, вырезанные из цветного аракала восьми цветов, картонные круги желтого цвета (по количеству детей) и к ним прищепки, ленточки по количеству детей четырех основных цветов и один набор из четырех цветов для ведущего,

Ход занятия

1. Диагностика эмоционального состояния. См. занятие 1


2. Приветствие см. занятие 1

3. Пальчиковая гимнастика (Паучок, 5 поросят, замок) см. занятие 1,3

4. Игровая часть

  • Игры с блоками Дьенеша (работа в тетрадях)

Цель:

Развитие целенаправленного восприятия цвета и формы.

Ход игры:

Дети вместе с родителями выкладывают на образце рисунок из блоков. Получается объемное изображение, которое очень нравится малышам.

  • Развитие мелкой моторики

«Солнышко светит»

Цель:

Развитие соотносящих, хватательных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук, учить застегивать и расстегивать прищепки.

Ход игры:

«Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг в солнышко. Мы сделаем ему лучики». Показать, как прикреплять прищепки-лучики к краям круга. Обратить внимание, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами002E

  • Развитие восприятия цвета

«Бегите ко мне!»

Цель: Развитие целенаправленного внимания, учить сравнивать предметы по цвету.

Ход игры:

Педагог предлагает детям поиграть, он раздает цветные ленточки и предлагает выполнить несколько простых движений: помахать, спрятать за спину, уложить на колени и т.д. Далее педагог предлагает поднять ленточки точно такого же цвета, как у него. Если кто-то ошибся, ведущий отмечает, что эта ленточка непослушная, она не вовремя выскочила, а вот эти ленточки послушные, молодцы, правильно узнали свой цвет. Таким образом, педагог вводит детей в игровую ситуацию, знакомит с правилами игры. Далее предлагает: «Сейчас я по очереди буду называть ленточки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мою ленточку, потом на свою, и если цвет ленточек одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову». Игра начинается. Педагог отходит от детей на некоторое расстояние, три ленточки он держит за спиной, а одну поднимает и одновременно называет цвет, только после этого следует команда. Например: «Красные ленточки, бегите ко мне!». Все оценивают «послушные» это ленточки или нет. Если среди ленточек есть «непослушные», т.е. другого цвета, им предлагается вернуться на место и подождать, когда их позовут. Все дети с «послушными» ленточками, помахав ими, садятся на место.

5. Музыкально-ритмическая часть

Железнова Е. диск «Лимпопо», танец «Закружились карусели»

Карусели

(Дети и родители идут в хороводе выполняют движения в соответствии с текстом)

Вот на площади веселье, закружились карусели,

И народ жужжит как шмель, ах какая карусель!

Покатайте нас немножко, веселей играй гармошка,

Тра-ля-ля-ля-ля-ля, закружилась вся земля.

Лодки, санки целым кругом, львы и кони друг за другом,

Повезут сейчас ребят, покружиться все хотят.

Покатайте нас немножко, веселей играй гармошка,

Тра-ля-ля-ля-ля-ля, закружилась вся земля.

Где бы сесть?

Мы скакали, мы скакали, мы немножечко устали,

Впереди далекий путь надо отдохнуть.

Где же можно сесть, где же место есть,

Поскорей занять, чтобы не стоять!

(дети садятся за столы на изодеятельность)

6. Самомассаж ладошек

См. занятие 1.

7. Изобразительная деятельность (Лепка)

Тема: «Конфетки для гусей»

Диск Железнова Е. «Гав, гав, мяу», комп. «Гуси – гуси»

Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, эмоциональное сближение ребенка и родителя в совместной деятельности.

Ход занятия: педагог предлагает покормить гусей конфетками, показывает прием раскатывания и ставит тарелочку для конфет.

8. Музыкальная игра на коленях у мамы

«Посмотри-ка мой малыш»

Диск Железновой Е. «Мамины уроки», комп. «Посмотри-ка мой малыш»

Посмотри-ка, мой малыш, мой малыш, мой малыш,

Посмотри куда летишь, куда сейчас летишь!

(ребенка животом уложить себе на руку, летать как самолет)

Посмотри вот это пол, это пол,

Опустился и пошел, по полу пошел!

(взять ребенка за руки и пройтись с ним)

Посмотри вот потолок, потолок, потолок,

К потолку летим повыше, потолок высок!

(подбрасывать ребенка вверх)

Надоело нам лететь, все летать, да летать,

Мы кровать свою поищем, сядем на кровать!

(садятся на стульчики)

9. Релаксация с элементами массажа

См. занятие 1.

10. Прощание

См. занятие 1.

Список литературы



  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2001. – 188 с.

  2. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Янушко Е.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001. – 56 с.

  3. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» для детей (1-2 года)/ Ларечина Е.В. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2001 – 172 с.

  4. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года)/ Ларечина Е.В. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2001 – 127 с.

  5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада/ Ватутина Н.Д. - М.: Просвещение, 2003. - № 3. – 104 с., ил.

  6. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада./ Богуславская З.М., Смирнова Е.О. – М.: Просвещение, 2001 – 207 с.: ил.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» iconА. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка»
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом,...
А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» iconПрограмма для доу «Детский сад 2100» направлена на решение ряда задач
Подготовка к обучению грамоте и развитие речи в рамках программы для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад 2100»
А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» iconМетодические рекомендации по работе с одаренными дошкольниками составила Чугунова Ольга Ивановна педагог психолог детский сад №10 «Маленький принц»
Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, она интересует многих педагогов и психологов
А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» iconДень рождения поэта габдуллы тукая музыкальный Адиева Гульфия Дамировна высшей категории мдоу детский сад №28 «Снежинка»
Девочки забегают в зал с лентами, мальчики с шариками. Затем выстраиваются полукругом
А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» iconВид: детский сад Лицензия на образовательную деятельность
Полное наименование: Муниципальное автономное Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104»
А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» iconПрезентации: Моделирование в доу
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №200 комбинированного вида Московского района г. Казани...
А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» iconКлевина Ангелина воспитанница изостудии «Солнечный город» моу начальная школа детский сад №72 педагог: Кравцова Алёна Николаевна

А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» iconПроект «Развитие инновационного потенциала педагогов доу» Автор проекта: Косикова Лилия Павловна заместитель заведующей по воспитательной и методической работе мдоу «Детский сад №17»
Автор проекта: Косикова Лилия Павловна заместитель заведующей по воспитательной и методической работе мдоу «Детский сад №17» общеразвивающего...
А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» iconПоложение об областном конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях под девизом: «Детский сад – устойчивое развитие»
«Детский сад – устойчивое развитие» проводится Государственным областным образовательным учреждением дополнительного образования...
А. Г. Дураева Педагог психолог мб доу «Детский сад №28 «Снежинка» iconИспользование цифровых образовательных ресурсов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии
Г. Тамбов, доу детский сад комбинированного вида №23 «Гномик», bnv2368@yandex ru
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы