Лекция Федеративное устройство России icon

Лекция Федеративное устройство России



НазваниеЛекция Федеративное устройство России
Дата конвертации08.08.2012
Размер245.52 Kb.
ТипЛекция
скачать >>>


Лекция 9. Федеративное устройство России.


1. Понятие и формы государственного устройства.

2. Виды федераций.

3. Основные модели федерации.

4. Структура Российской Федерации.

__________________________________________________________


Введение в тему. Сегодня мы начинаем изучать одну из важнейших проблем Российского государства и права, а именно, Федеративное устройство России. Без осмысления федеративной сущности российского государства и права невозможно разобраться в российской системе государственной власти и в российской правовой системе.

Если мы с Вами посмотрим на карту нашей страны, то увидим, что она состоит из 83 различных субъектов Российской Федерации.

Федеративное устройство России определяет систему государственной власти и правовой системы нашей страны. На чем основывается это утверждение?

Откроем статью 11 Конституции. Что там написано? Давайте прочитаем:

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Итак, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на двух уровнях, состоит из двух образующих ее частей: федеральной и региональной Разделение государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами не означает ее разорванности, существования двух государственных властей, осуществляемых параллельно и независимо друг от друга.

Государственная власть в Российской Федерации одна. В связи с федеративным устройством государства она имеет две формы своего проявления: федеральную и региональную. Обе формы одной государственной власти действуют одновременно, причем не обособленно и раздельно, а, дополняя друг друга, образуют в своем взаимодействии единство всей системы государственной власти в стране.

Поэтому без понимания разделения государственной власти на федеральную и региональную и системы многочисленных связей и отношений, объединяющих их в единую государственная власть в Российской Федерации невозможно понять как функционирует публичная власть в стране.

Поговорим теперь о российской правовой системе. В унитарном государстве имеются единые законы страны, которые подлежат исполнению.

В федеративном государстве все значительно сложнее. Откроем Конституцию. Статья 71 устанавливает предметы ведения Российской Федерации. Статья 72 закрепляет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Статья 73 определяет по остаточному принципу предметы ведения субъектов РФ.

Обратимся теперь к статье 76 Конституции РФ.


По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, российская правовая система представляет собой сложнейшее переплетение федеральных и региональных правовых норм. И любой правоприменитель обязан разобраться какие из них подлежат использованию в той или иной ситуации.

Любой правоприменитель при выборе нормативного правового акта, подлежащего применению, и отстаивании своей позиции в судебных инстанциях не может обойтись без оценки его юридической силы с точки зрения федеративного устройства нашей страны. В этой связи надлежащая подготовка в области российского федерализма является залогом обеспечения конституционной законности, реализации конституционной модели в правовой действительности, установления конституционного порядка во всех сферах юридической практики.

Перейдем к изучению первого вопроса нашей лекции.

1. Понятие и формы государственного устройства. Любое государство не является аморфным образованием, а имеет определенное внутреннее строение. Государство состоит из исторически сложившихся политико-территориальных общностей как своих составных частей. Такое внутреннее территориальное деление государства, соотношение государства в целом с его частями называется государственным устройством.

В целях целостности изучения федеративного устройства России кратко повторим некоторые положения, рассмотренные нами при рассмотрении принципа федерализма в рамках изучения Основ конституционного строя Российской Федерации.

Традиционно выделяют две формы государственного устройства: унитарную и федеративную, которые отличаются по своей структуре и характеру общественных отношений, складывающихся между государством и составляющими его частями.

Государство может состоять из различных территориальных образований: административных, автономных и государственных.

Посмотрим на следующую схему.




Административное территориальное образование – обособленная составная часть государства, в пределах которой функционируют подразделения органов центральной власти, управляющие от имени государства в целом. Административное образование имеет свою территорию и проживающее на ней население, однако самостоятельной государственной властью не обладает.

Таким образом, основным признаком административного образования является отсутствие самостоятельной государственной власти и, соответственно собственных органов государственной власти.

Автономное территориальное образование – это обособленная составная часть государства, обладающая собственными органами государственной власти, наделенными некоторыми правами на самостоятельное регулирование отдельных сфер общественных отношений, формирование органов власти, принятие нормативных актов и т.д. В автономных территориальных образованиях в отличие от административных имеется самостоятельная (в определенных пределах) государственная власть и, соответственно, формируемые автономным образованием законодательные и исполнительные органы, которые обладают компетенцией, в том числе и нормотворческой, установленной конституцией или законом страны.

Таким образом, появляется второй уровень государственной власти, однако государство в целом сохраняет за собой централизованное руководство и широкий контроль за деятельностью автономий. Как правило, центральная власть создает, упраздняет и реорганизует автономные образования без их согласия, утверждает конституции (уставы) автономных образований, в общегосударственных интересах имеет право законодательствовать в сфере деятельности автономий, приостанавливать или отменять принятые ими нормативные правовые акты.

Важнейшим признаком автономных образований является отсутствие собственной, исключительной компетенции, в рамках которой они обладают всей полнотой государственной власти.


Государственное территориальное образование – это обособленная составная часть государства, обладающая всей полнотой государственной власти вне пределов ведения государства.

У государственного образования конституционно закреплена его исключительная компетенция, в рамках которой оно обладает всей полнотой государственной власти. Федеральное вмешательство в эту сферу за исключением чрезвычайных ситуаций, как правило, нормативно запрещено. В-четвертых, что исключительно важно для понимания государственно-правовой природы государственных образований, они имеют свое представительство в законодательных (представительных) органах государства, т.е. наличествует механизм участия государственных образований в управлении государства в целом.

Административные, автономные и государственные образования представляют собой своеобразные «кирпичики» государственного строительства. При различных формах государственного устройства (унитарной и федеративной) сочетание этих кирпичиков с учетом специфики конкретной страны может отличаться.

Унитарное государство – это «слитное» государство с единой центральной властью, которое не имеет в своем составе государственных образований. Простое унитарное государство образуется исключительно из административных образований (Польша, Таиланд, Египет, Болгария и др.) и характеризуется наибольшей централизацией государственной власти.

Сложное унитарное государство наряду с административными образованиями включает автономные образования (Великобритания, Франция, Португалия, Филиппины, Никарагуа и др.). Так, политической автономией обладают Шотландия и Северная Ирландия (Великобритания), Корсика (Франция), Азорские острова (Португалия).

Некоторые государства состоят исключительно из автономий (Италия, Испания и др.). Они нередко называются региональными государствами и рассматриваются как занимающие промежуточное место между унитарным и федеративным государством, оставаясь, однако, в рамках унитарной формы государственного устройства.

При федеративном устройстве государства обязательными его элементами являются государственные образования. Однако современные федерации, как и унитарные государства, различны по своей структуре. Некоторые федеративные государства состоят исключительно из государственных образований, которые являются его субъектами (Швейцария, Австрия, Россия, ФРГ и др.). В состав многих федеративных государств (США, Австралия, Бразилия, Индия, Канада, Венесуэла и др.) помимо государственных входят административные и автономные образования, правовой статус которых весьма различен. В состав США, например, помимо штатов входят федеральный округ Колумбия, федеральные территории (остров Гуам), ассоциированный штат – «свободно присоединившееся государство» Пуэрто-Рико. В Индии есть шесть союзных территорий, аналогичные территории имеются в Австралии, Канаде, Малайзии, Венесуэле и ряде других федеративных государств.

Такие политико-территориальные образования, хотя и входят в состав государства, но не рассматриваются как часть системы, образующей федерацию. Они принадлежат федерации, находятся в ее составе, однако не имеют равного статуса с субъектами федерации и не являются ими. Поэтому для их обозначения используется термин «несубъекты федерации». Определяющим, системообразующим элементом любой федерации являются именно ее субъекты, поэтому юридически федерация определяется (и отличается от унитарной формы) «через субъекты», их отношения между собой и с федерацией в целом.

В соответствии с изложенным можно предложить следующее определение федерации.

Федерация – это форма государственного устройства, которая заключается в единстве и разделении государственной власти между государством и его субъектами на основе разграничения их компетенции, сотрудничества и согласования интересов, представительства субъектов в законодательных (представительных) органах государства.

Предложенное определение содержит необходимые и достаточные существенные признаки понятия федерации.

Посмотрим на следующую схему.



Итак выделяют 4 основных признака федерации:

  • Разделение государственной власти между государством и его субъектами.

  • Единство государственной власти.

  • Сотрудничество и согласование интересов государства и его субъектов.

  • Представительство субъектов федерации в законодательных органах федеративного государства.

Остановимся подробнее на каждом из них.

1. Федерация заключается в разделении государственной власти между государством и составляющими его субъектами. Разделение государственной власти является необходимым признаком федерации, отражающим ее природу, без которого не существует федеративной государственности. По этому видовому признаку федеративное государство отличается от унитарного. Для федерации характерным является наличие как двух уровней государственной власти, так и исключительной компетенции у ее составляющих одновременно и наряду с федеральной государственной властью. В унитарных, в том числе региональных государствах (Италия, Испания и др.), административно-территориальные единицы такой государственностью не обладают.

2. Федерация заключается не только в разделении, но и в единстве системы государственной власти, без которого не существует целостного государства. Разделение государственной власти между государством и составляющими его субъектами, децентрализация государственной власти не может быть беспредельной, она ограничена обеспечением единства и целостности государства, образованного этими субъектами. По этому видовому признаку федерация отличается от конфедерации, которая не является единым государством, а представляет собой союз независимых государств.

3. При федеративной форме государственного устройства осуществляется сотрудничество и согласование интересов различных уровней власти, без которых невозможно федеративное государство. Согласие и сотрудничество между федеративной системой и составляющими ее частями рассматривается в теории федерализма как имманентное свойство федеративного устройства, своего рода общественный договор, лежащий в основе любой (конституционной или договорной) федерации. Отсутствие согласия и сотрудничества порождает социальные конфликты, детерминирует дезинтеграцию и разрушает государство;

4. При федеративной форме государственного устройства имеет место представительство субъектов в законодательных (представительных) органах государства, т.е. наличествует механизм участия субъекта в управлении федеративным государством в целом.

В Российской Федерации представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Субъекты РФ представлены в обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации. В Государственной Думе – посредством депутатов, избираемых на территории каждого субъекта РФ. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Федеративное устройство Российской Федерации закреплено Конституцией РФ. Сам принцип федерализма закреплен в Основах конституционного строя, о чем мы уже говорили при их рассмотрении, а также главой 3, которая называется «Федеративное устройство России». Особенности федеративного устройства определены федеральными законами, Федеративным договором, договорами Российской Федерации с ее субъектами, законами субъектов РФ.

Определяющее место в правовом регулировании федеративных отношений занимают конституционные нормы, которыми гарантируется защищенность установленного разделения власти от простого мажоритарного ее изменения путем принятия обычного федерального закона.


__________________________________________________________

Переходим к рассмотрению второго вопроса нашей лекции «Виды федераций».

2. Виды федераций

В зависимости от нормативного правового акта, учредившего федеративное государство, выделяют договорные и конституционные федерации.

Посмотрим на следующую схему.




Что такое договорная федерация?

Посмотрим на следующую схему.



Договорные федерации создаются путем подписания договора между ранее независимыми государствами. Таким способом возникли первые федеративные государства – США и Швейцария, аналогично шло образование федераций в Канаде, Австралии, СССР, Югославии и др. В дальнейшем на этой основе принимались конституции союзного государства. Этот способ создания федераций («снизу вверх») нередко считается классическим и наиболее отвечающим федеративной природе государства, основанной на согласии объединяемых субъектов федерации.

Что такое конституционная федерация?

Посмотрим на следующую схему.



Конституционные федерации создаются на основе конституции путем децентрализации унитарного государства. Таким путем («сверху вниз») создавались Российская Федерация, Бельгия, Нигерия, Эфиопия и др. В конституционных федерациях также необходимо достижение реального согласия между составляющими ее субъектами по поводу единства и разделения государственной власти. В противном случае возникает возможность нарушения несогласной стороной формально-юридической модели федерализма, закрепленной конституцией. Такой политический конфликт может привести к серьезным последствиям, ибо при этом разрушаются федеративные основы государственного устройства страны. По этой причине созданию конституционных федераций, как правило, предшествует период согласования, который в разных странах имеет свою специфику.

Так, в Бельгии федерация была создана путем внесения в 1993 году поправок в Конституцию 1831 года, но этому предшествовали длительные (около полутора десятилетий) переговоры между представителями различных этнических групп – валлонов, фламандцев, франкоговорящего Брюсселя, немецкого меньшинства на востоке страны.

Создание современной Российской Федерации происходило путем преобразования бывшей (фактически унитарной) РСФСР на основе Конституции 1993 года. Однако исходным и, пожалуй, определяющим этапом демонтажа формального советского федерализма стало подписание Федеративного договора 1992 года между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий на основе переговоров федерального центра и руководителей регионов. Таким путем было достигнуто согласие по основам разделения государственной власти, которые были включены в текст действовавшей в то время Конституции РСФСР 1978 года, а затем в значительной части получили отражение в современной Конституции России, принятой в 1993 году.

При рассмотрении любых видов федерации необходимо различать формальную и реальную федерацию.

Закрепленное конституцией федеративное устройство государства представляет собой нормативный идеал единства и разделения государственной власти. Для воплощения нормативного идеала в правовой действительности необходимы определенные условия, при отсутствии которых он не может актуализироваться и существует наряду с другими возможностями. Реализуются только те из них, для осуществления которых имеются необходимые и достаточные условия.

В юридических науках диалектика этих категорий нередко рассматривается в рамках соотношения «должного» и «сущего». Различия между «формальным» и «реальным», «должным» и «сущим» имеют место во многих правовых явлениях, в том числе в федеративном устройстве государства. Различение «формального» и «реального» необходимо для того, чтобы не допускать смешения этих двух объективно существующих, но значительно отличающихся друг от друга различных пластов правовой материи.

К сожалению, подобные случаи встречаются в теории федерализма. Смешивается конституционная модель российского федерализма как правовая возможность («должное», формальная федерация) и ее непосредственное воплощение в политическую действительность («сущее», реальная федерация). Противоречие между формальным и реальным, должным и сущим присутствует во всех государствах, полностью непреодолимо и отражает объективную противоречивость материального мира. Никогда нормативный идеал полностью не реализуется в правоприменительной практике. В противном случае не существовало бы правонарушений и юридической ответственности за их совершение. Мыслить по-иному - значит создавать очередную утопическую конструкцию типа полного искоренения преступности при коммунизме.

__________________________________________________________


Переходим к рассмотрению третьего вопроса нашей лекции Основные модели федерации.

3. Основные модели федерации

Широкое распространение в научных исследованиях получили разработка и применение различных моделей федерализма.

Моделирование как способ научного познания успешно применяется в различных его отраслях, заключается в выделении некоторых признаков объекта исследования и создании на этой основе определенного подобия данного объекта, его упрощенного отражения.

Что же такое модель?

Модель – это упрощенное отражение объекта, схематическое подобие оригиналу по выделенным признакам.

Такое упрощенное, схематическое подобие оригиналу по выделенным признакам создает возможность более углубленного изучения этих признаков, а, следовательно, и проникновения в сущность самого объекта.

Разделение государственной власти между федеративным государством и составляющими его субъектами, являясь существенным признаком федеративной формы, выступает объектом научного моделирования. Выделяемые в научной литературе модели федерации (федерализма) представляют собой различные модели вертикального разделения государственной власти в федеративном государстве. Рассмотрим основные из них.

Посмотрим на следующую схему.




1. Централизованные и нецентрализованные федерации.

В зависимости от способа разделения государственной власти, и самого объема власти, закрепленного за разными ее уровнями, можно выделить централизованные и нецентрализованные федерации.

В централизованных федерациях государственная власть максимально сосредоточена на федеральном уровне. Субъектам федерации передаются лишь те полномочия, которые центральные органы не в состоянии выполнять сами.

Примером может служить Союз ССР. Статья 73 Конституции СССР 1977 года содержала открытый перечень ведения Союза, согласно пункту 12 этой статьи Союз мог принять к своему рассмотрению любые вопросы общесоюзного значения.

В нецентрализованных федерациях исходным при вертикальном разделении государственной власти выступает принцип субсидиарности: вопросы, которые можно решать на уровне субъекта, нет необходимости передавать наверх. Очевидно, что предложенные модели представляют собой научные абстракции, идеальные типы. В реальности трудно найти «чистую» централизованную или нецентрализованную федерацию, все многообразие их разновидностей располагается между этими противоположными полюсами, и можно говорить лишь о степени централизации или децентрализации власти в конкретном федеративном государстве.

Российская модель федерализма, закрепленная Конституцией 1993 года, отличается высоким уровнем децентрализации государственной власти, предоставляет широкие правовые возможности субъектам Российской Федерации в сфере совместного ведения и в области их исключительной компетенции. По предметам совместного ведения они могут принимать (в соответствии с федеральными законами) собственные законы и иные нормативные правовые акты (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). В этой сфере субъекты РФ наделены правом опережающего правового регулирования (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Это означает, что если федеральным законом не урегулированы те или иные вопросы совместного ведения, субъекты РФ вправе своими законами восполнять возникшие правовой пробел. При принятии соответствующего федерального закона субъекты РФ обязаны в трехмесячный срок привести свое законодательство в соответствие с новым федеральным законом.

Кроме того, вне пределов ведения Федерации и ее компетенции по предметам совместного ведения они обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции РФ). В области их исключительной компетенции при коллизии с федеральным законом действует нормативный правовой акт субъекта РФ (часть 6 статьи 76 Конституции РФ).

Однако правовая действительность отличается от конституционно-правовых возможностей. Становление Российской Федерации в последние годы характеризуется усилением централизации государственной власти. Федеральные законы по предметам совместного ведения нередко принимаются как законы по предметам ведения Российской Федерации и не оставляют возможности субъектам для дальнейшего регулирования с учетом национальных, геополитических, экономических и иных особенностей. Федеральные органы исполнительной власти также могут самостоятельно действовать в сфере совместного ведения, причем их правомочия ничем не ограничены.

В результате в конституционной практике сложилось реальное противоречие между федеративной системой и образующими ее субъектами по поводу разделения государственной власти в Российской Федерации. Таким образом, Российское государство при формально децентрализованной федеративной форме государственного устройства в реальности представляет собой централизованную федерацию.

2. Дуалистические и кооперативные федерации.

В зависимости от типа взаимодействия между центральной и региональной властью выделяют дуалистическую и кооперативную модели федерации, которые также не встречаются в чистом виде:

  • При дуалистической модели осуществляется максимально четкое разграничение компетенции по вертикали, каждый уровень государственной власти самостоятелен и независим в своей сфере ведения.

  • При кооперативной федерации разграничение полномочий осуществляется так, что остаются общие вопросы, которые решаются вместе и сообща федеральными и региональными органами власти.

В ходе проведения федеративной реформы в России, о которой мы будем неоднократно говорить, законодательно закреплена недопустимость общих полномочий у федеральной и региональных властей.

Основное внимание сосредоточено на разграничении прав и обязанностей каждого уровня власти, а не на их сотрудничестве и взаимодействии при решении общих вопросов. Таким образом, отчетливо прослеживается дуалистическая, «разделистская» тенденция, которую можно считать отличительной чертой российской модели федерации.

Однако, как представляется, невозможно до конца, без остатка разграничить компетенцию между федерацией и ее субъектами. Всегда останутся вопросы, требующие совместного решения, сотрудничества различных уровней власти. Недаром такое сотрудничество выделено в качестве существенного признака федерации, по которому федеративные государства отличаются от унитарных.

Если мы посмотрим на карту нашей страны, то ничего кроме субъектов Российской Федерации мы там не увидим. Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность не на Луне и не на Марсе, а на территории конкретных субъектов – Ставропольского края, Краснодарского края, Чеченской Республики и т.д. И без взаимодействия с региональными органами государственной власти они ничего решить не смогут. Возьмем простой пример – борьба с преступностью и охрана общественного порядка, которые являются важнейшими задачами полиции. По новому федеральному закону «О полиции» полиция является федеральным органом государственной власти. Однако вряд ли борьба с преступностью и охрана общественного порядка на Ставрополье могут быть эффективны без взаимодействия с краевыми органами власти.

Таким образом, дуалистическая модель федерации, заложенная в российском законодательстве, является «формальным», не реализуемым в реальности нормативным идеалом, и в этой связи требует своей корректировки.


3. Симметричные и асимметричные федерации.

В зависимости от различий в конституционном статусе субъектов федерации выделяют симметричные и асимметричные федерации:

  • При симметричной федерации все субъекты федерации имеют одинаковые конституционные статусы.

  • При асимметричной федерации конституционные статусы субъектов федерации различаются.

Анализ данных моделей предполагает четкое размежевание формального и реального, должного и сущего. Смешение этих различных пластов правовой материи может привести к противоположным научным и политическим выводам. Рассматриваемая классификация базируется на нормативно закрепленных конституционных статусах, т.е. имеет в своей основе формальное основание. Нормативная модель, накладываясь на различные объективные и субъективные условия, в которых функционируют субъекты, приводит к различной правовой действительности. В Конституции РФ, как отмечалось, закреплен принцип равноправия субъектов Российского государства, заложена симметричная модель федерации, однако в связи с региональным многообразием при ее воплощении в общественной практике субъекты приобретают разные права и обязанности, имеют различный реальный конституционный статус. Реальная асимметричность присуща всем федерациям без исключения и полностью непреодолима.

Таким образом, Российское государство на современном этапе развития характеризуется формально симметричной (реально асимметричной), дуалистически ориентированной и централизованной федеративной формой государственного устройства.

В теории и практике федерализма все более осознается потребность в разработке и реализации новой, перспективной модели разделения государственной власти в стране, модели будущего, оптимального состояния федеративной системы, о чем мы поговорим при завершении изучения темы «Федеративное устройство России».

__________________________________________________________


4. Структура Российской Федерации.

При формировании структуры федеративных государств используется два основных принципа: территориальный и национальный. Большинство современных федераций построено на территориальной основе, однако в государственном строительстве встречается одновременное применение обоих принципов. Швейцария, Бельгия, Индия, Эфиопия сформированы на сочетании территориального и национального (религиозного, языкового) принципов. Национальное многообразие страны не всегда детерминирует выбор национального подхода при построении федерации. Так, например, Нигерия в процессе своего исторического развития стала переходить от национального к территориальному принципу, ибо создание субъектов федерации на национальной основе порождало этнические конфликты и вооруженные столкновения между составными частями государства.

Выбор федеративной формы государственного устройства для России после Октябрьской революции выступал способом решения национального вопроса, а сама федерация на протяжении советского периода рассматривалась как союз национальных республик. Другие составные части РСФСР (губернии, области, края и т.п.) являлись лишь административными образованиями и политической автономией не обладали.

Российская Федерация сформирована на национально-территориальной основе и состоит из государственных образований, которые по Конституции РФ являются ее субъектами.

В Конституции РФ выделено 6 субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа.

К моменту принятия Конституции РФ 1993 года Российская Федерация состояла из 89 государственных образований, которые по Конституции РФ являются ее субъектами. В настоящее время в составе Российской Федерации имеется 83 субъекта.

Посмотрим на следующую схему.



Почему изменился состав Российской Федерации?

Потому что Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта в порядке, установленном федеральным конституционным законом (часть 2 статьи 65). Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года № 6-ФЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» детально регламентированы основные условия и порядок этих преобразований Российской Федерации.

Посмотрим на следующую схему.




В законе установлены два варианта изменения структуры Российской Федерации: во-первых, образование нового субъекта РФ и, во-вторых, принятие в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Основные условия и порядок образования нового субъекта в составе Российской Федерации. Под образованием нового субъекта РФ понимается процедура изменения состава Российской Федерации, не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Интересно, что закреплен лишь один возможный вариант образования нового субъекта РФ, а именно: объединение двух или более граничащих между собой субъектов. Образование нового субъекта путем его выделения из числа существующих, например, в рамках реализации права малочисленных народов на самоопределение, законом не предусмотрено. Такой подход отражает наметившуюся тенденцию в государственно-правовой политики страны на укрупнение существующих субъектов РФ путем объединения и сокращения их количества.

Инициатива образования нового субъекта РФ принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект. Соответствующие предложения с социально-экономическим обоснованием направляются Президенту РФ, который уведомляет об этом Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними консультации.

Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. При положительных результатах референдумов во всех заинтересованных субъектах РФ Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

В последние годы активно продвигается идея об укрупнении субъектов Российской Федерации и создании федерации, состоящей из самодостаточных регионов, которые будут подлинно равноправны и равны между собой. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны:

  • В 2004 году - объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край.

  • В 2005 году - объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов в рамках Красноярского края, а также объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в единый Камчатский край.

  • В 2007 году - объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край, а также прекращение существования Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в составе Иркутской области.

Итак, повторюсь, что в настоящее время в составе Российской Федерации имеется 83 субъекта:

21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область и 4 автономных округа.


Каковы же перспективы совершенствования структуры Российской Федерации. В научной и политической печати нередко высказываются предложения отказаться от национально-территориального принципа построения Российской Федерации и перестроить ее на территориальной основе. Такой подход на современном этапе становления российского федерализма представляется спорным, его реализация создаст условия для возникновения межнациональной напряженности и не будет способствовать формированию единства российского многонационального народа, который является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета Российского государства.

Рассмотрим второй вариант изменения структуры Российской Федерации - Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта.

Что такое принятие в Российскую Федерацию нового субъекта?

Под принятием в Российскую Федерацию нового субъекта понимается присоединение к Российской Федерации иностранного государства или его части.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта (как иностранного государства, так и его части) осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в целом в соответствии с международным договором Российской Федерации с этим государством. Обсуждаемые в политическом сообществе предложения о включении в состав России частей некоторых иностранных государств (Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Республики) могут быть реализованы только при условии взаимного согласия Российской Федерации и иностранного государства, в состав которого они входят. Инициатором предложения о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта РФ и заключении международного договора может быть только соответствующее иностранное государство, а не его часть, желающая войти в состав России. Президент РФ после получения надлежащего предложения уведомляет о нем Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними консультации.

Международным договором могут быть урегулированы следующие вопросы: наименование и статус нового субъекта РФ; порядок приобретения российского гражданства гражданами иностранного государства; правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; действие российского законодательства на территории нового субъекта РФ; функционирование органов государственной власти и местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ. Международным договором может быть установлен переходный период, в течение которого происходит интеграция нового субъекта РФ в составе Российской Федерации.

После подписания такого договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке его соответствия Конституции РФ. В случае положительного заключения Конституционного Суда РФ этот договор вместе с проектом федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вносится в Государственную Думу на ратификацию.





Похожие:

Лекция Федеративное устройство России iconЛекция 10. Федеративное устройство России (Продолжение)
На предыдущей лекции мы рассмотрели четыре первых вопроса по теме «Федеративное устройство России». Сегодня мы рассмотрим два оставшихся...
Лекция Федеративное устройство России iconРеферат федеративное устройство россии
Таким образом, административное устройство государства – есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю...
Лекция Федеративное устройство России iconФедеративное устройство России

Лекция Федеративное устройство России iconТема 6 Федеративное устройство России (4 час.)
Конституционные принципы федеративного устройства Российского государства, особенности их осуществления
Лекция Федеративное устройство России iconДокументы
1. /Федеративное устройство РФ.doc
Лекция Федеративное устройство России iconКонсультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права
Российской Федерации, основы правового статуса личности в Российской Федерации, федеративное устройство Российского государства,...
Лекция Федеративное устройство России iconТема 6 Россия как федеративное государство (4 час.)
Становление и развитие России как федеративного государства: советский и постсоветский период
Лекция Федеративное устройство России iconЛекция №3 Тема: Устройство материнской платы. Виды памяти
Оборудование и основные источники информации: карточки, презентация ( п-4,5), мультимедийный проектор
Лекция Федеративное устройство России iconБюджетное устройство России

Лекция Федеративное устройство России iconУнитарное и федеративное государство

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы