Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации icon

Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации



НазваниеЛекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации
Дата конвертации08.08.2012
Размер297,12 Kb.
ТипЛекция
скачать >>>


Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации.

1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

3. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

4. Организация государственной власти в Ставропольском крае.

5. Порядок принятия законов Ставропольского края.

__________________________________________________________


1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеративный характер Российского государства предполага­ет, что государственную власть в нем осуществляют как феде­ральные органы, так и органы субъектов Федерации. Между эти­ми уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной вла­сти в Российской Федерации. Вместе с тем, для того чтобы феде­рализм был реальным, а власть демократически децентрализова­на, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы регио­нальным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Создание механизма власти в субъектах РФ относится к числу вопросов, основы которых требуют закрепления на федеральном уровне и в конституциях (уставах) субъектов РФ. Наиболее важные, об­щефедеральные принципы организации государственной власти в субъектах РФ закреплены в Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а соответствующие им конкретные системы органов вла­сти — в конституциях (уставах) субъектов Федерации.

Общефедеральные основы. Конституция РФ (ч. 2 ст. 11) уста­навливает, что государственную власть в субъектах РФ осуществ­ляют образуемые ими органы государственной власти. Эта норма расположена в главе «Основы конституционного строя», из чего вытекает ее основополагающий и незыблемый характер.

Как бы охраняя самостоятельность субъектов РФ, Конститу­ция РФ не включает перечень конкретных органов власти в субъ­ектах РФ, хотя предыдущая Конституция как раз закрепляла конкретную систему высших органов власти и управления. Такой подход, хотя и способствовал единообразию, по существу сам по себе отрицал самостоятельность субъектов РФ и означал жесткую централизацию власти, которая мало что относила к ведению и полномочиям субъектов Федерации.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положе­ние об органах государственной власти в субъектах РФ следует в Конституции РФ сразу же после перечисления (в ч. 1 ст. 11) фе­деральных органов государственной власти. Законодатель не ука­зывает субъектам РФ, как должны именоваться образуемые в них органы, поскольку эти органы образуются в субъектах РФ само­стоятельно. Но он дает им ясно понять, что схема основных ор­ганов и их взаимоотношений должна соответствовать федераль­ной, т. е. включать органы, аналогичные Президенту, Федераль­ному Собранию и Правительству на федеральном уровне.

Системный подход к положениям ч. 2 ст. 11 позволяет увидеть и другую ее важную связь, а именно со ст. 10 Конституции РФ, которая закрепляет принцип разделения властей для организации государственной власти «в Российской Федерации». Следова­тельно, государственная власть в субъектах РФ должна строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной вла­сти, а также на основе самостоятельности их органов.

Чтобы система органов государственной власти субъектов РФ находилась в единстве с системой органов государственной вла­сти всей Федерации, она должна отвечать и другим основам кон­ституционного строя, а именно соответствовать республиканской форме правления, принципам демократического, правового, со­циального и светского государства. Следовательно, ни один субъ­ект РФ не вправе создавать систему государственной власти на основе единоличной власти, каких-либо религиозных догматов, монархической власти и т. п.

На первый взгляд принцип единства государственной власти может показаться как установление прямого подчинения всех ор­ганов власти субъектов РФ соответствующим органам Федера­ции. Но это неверно. На каждом из указанных уровней органы государственной власти действуют в соответствии со своими пол­номочиями, установленными Конституцией РФ и федеральными законами.

Конституция РФ определяет в ч. 1 ст. 77, что система органов государственной власти субъектов РФ устанав­ливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами кон­ституционного строя Российской Федерации и общими принци­пами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Здесь, как видим, содержится, по сути, прямое указание на Фе­деральный закон «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации», который был принят только в 1999 г., что привело к большому разнобою в правотворче­стве субъектов РФ.

Федеральным законом установлено, что образование, форми­рование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия меж­ду собой и с федеральными органами государственной власти ос­новываются на Конституции РФ и регулируются федеральными законами, конституциями, уставами, законами и иными норма­тивными правовыми актами субъектов РФ.

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами, закрепленными в статье 1 Федерального закона. Посмотрим на следующую схему:




  1. государственная и территориальная целостность РФ;

  2. распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

  3. верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

  4. единство системы государственной власти;

5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

  1. разграничение предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти Российской Федерации и органа­ми государственной власти субъектов РФ;

  2. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

  3. самостоятельное осуществление своих полномочий органа­ми местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов РФ и должностные лица несут ответственность за нарушение требований Конститу­ции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ.

Конституция РФ уделяет особое внимание вопросам организа­ции исполнительной власти в субъектах РФ, поскольку организа­ция этой ветви власти наиболее важна для обеспечения конститу­ционного принципа единства государственной власти в масштабе всей страны. Этим вопросам посвящены ч. 2 ст. 77 и ст. 78 Кон­ституции РФ, которые закрепляют следующие положения:

  • по определенным полномочиям (в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации;

  • федеральные органы исполнительной власти для осуществ­ления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц;

  • федеральные органы исполнительной власти по соглаше­нию с органами субъектов РФ могут передавать им осуществле­ние части своих полномочий, если это не противоречит Консти­туции РФ и федеральным законам;

  • органы исполнительной власти субъектов РФ по соглаше­нию с федеральными органами исполнительной власти могут пе­редавать им осуществление части своих полномочий.

Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответ­ствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Фе­дерации.

Этими конституционными нормами закрепляется тесная и в то же время гибкая связь между органами государственной вла­сти Федерации и ее субъектов, особенно в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Отсюда, например, вытекает право Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ) издавать по­становления и распоряжения, которые являются обязательными на всей территории страны, а следовательно, и органов исполни­тельной власти субъектов РФ. Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства вправе руководить деятельностью со­ответствующих органов в субъектах РФ, направлять и проверять их работу и т. д.

Органы государственной власти субъектов РФ не могут вос­препятствовать осуществлению на своей территории полномочий федеральной государственной власти - в этом случае Прези­дент РФ и Правительство РФ должны и вправе принять соответ­ствующие меры. Статья 85 Конституции РФ предусматривает право Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами госу­дарственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согла­сованного решения он может передать разрешение спора на рас­смотрение соответствующего суда. Во второй части этой статьи закреплено и более сильное право Президента РФ: приостанав­ливать действие актов органов исполнительной власти субъек­тов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и фе­деральным законам, международным обязательствам РФ или на­рушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президентом РФ введен определенный порядок взаимодейст­вия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Указ от 2 июля 2005 г.). Высшее должно­стное лицо субъекта РФ наделено полномочиями по организации такого взаимодействия и координации. Федеральные министры обязаны согласовывать назначение руководителей своих террито­риальных органов с высшими должностными лицами субъек­тов РФ, но после двух отказов вправе назначить соответствующих лиц самостоятельно.

Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации, закрепленные в конституциях и уставах субъектов РФ. Как отмечалось, общие принципы организации системы органов го­сударственной власти установлены федеральным законом. Конкретные вопросы организация государственной власти регулируются конституциями и уставами субъектов РФ.

Конституции и уставы включают в систему органов государственной власти следующие органы: Посмотрим на следующую схему:




  • законодатель­ный (представительный) орган с разными названиями: парламент, законодательное собрание, дума, народный хурал и т.п.;

  • высшее должностное лицо субъекта РФ;

  • высший исполнительный орган с разными названиями: правительство, администрация и т.п.;

  • суды субъектов РФ: мировые судьи и конституционные (уставные) суды субъектов РФ

  • иные органы государственной власти: министерства, департаменты, комитеты, управления, службы, агентства и т.п.

Нормами конституций и уставов субъектов РФ закрепляются основы и третьей ветви государственной власти — судебной. По­давляющее большинство субъектов РФ закрепляют положения о судебной власти как о составной части государственной власти на своей территории наряду с законодательной и исполнитель­ной. Эти положения, однако, не относятся к находящимся на территории субъектов РФ федеральным судебным органам.

К судам субъектов РФ относятся мировые судьи. Конституции и уставы ряда субъектов РФ закрепляют созда­ние конституционных или уставных судов как своих органов го­сударственной власти.

А сейчас поговорим подробнее о каждом из органов государственной власти субъектов РФ.

__________________________________________________________


2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ состоит из депутатов, избираемых населением субъекта РФ. Число депутатов и срок их полномочий, который не может превышать пяти лет, устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Не менее чем 50% общего числа депутатов избираются по единому избирательному округу, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Число депутатов, избираемых по партийным спискам и по одномандатным избирательным округам устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Еще раз, согласно федеральному законодательству не менее 50 процентов депутатских мест должно формироваться по партийным спискам. Таким образом, их может быть от 50 до ста. В Ставропольском крае – из 50 депутатов половина сформирована по партийным спискам, а половина – по мажоритарной системе. В Москве – из 35 депутатов 20 формировалось по партийным спискам, а 15 – по мажоритарной системе. В Санкт-Петербурге – все 50 депутатов избираются по партийным спискам.

Депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Ограничения, связанные с депутатской деятельностью. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатские объединения (во фракции). Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий в случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией.

В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Несоблюдение этих требований влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.

Данное законодательное требование на практике не всегда соблюдается при молчаливом попустительстве других органов государственной власти. Так, в прежнем, четвертом созыве Думы Ставропольского края из 26 депутатов– членов фракции Всероссийской политической партии «Единой России» членами Всероссийской политической партии «Единая Россия» являлись только 17 депутатов. Некоторые депутаты выходили из состава фракции, а затем возвращались в ее состав; отдельные депутаты перешли во фракцию Всероссийской политической партии «Единая Россия» из фракции политической партии «Справедливая Россия». В результате 15 из 26 членов фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» изменяли свои политические взгляды и фракционную принадлежность за время работы Государственной Думы Ставропольского края четвертого созыва.

Далее. Если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ закреплены Федеральным законом.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

  • принимает конституцию (устав) субъекта РФ и иные законы субъекта РФ;

  • осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ;

  • наделяет гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ – данное положение прекращает свое действие с 01 июня 2012 года;

  • заслушивает ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

  • осуществляет законодательную инициативу в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

  • устанавливает порядок проведения выборов назначает дату выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, , устанавливает порядок проведения выборов в органы местного самоуправления в субъекте РФ;

  • назначает половину членов избирательной комиссии субъекта РФ;

  • назначает мировых судей в субъекте РФ;

  • назначает представителей общественности в квалификационную коллегию судей субъекта РФ;

  • учреждает награды, устанавливает почетные и специальные звания субъекта РФ;

  • назначает Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и выбирает представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

__________________________________________________________


3. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ может возглавлять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а может и не занимать эту должность.

Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят министерства, департаменты, комитеты и другие ведомства.

Замещение должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляется следующим образом: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ наделяет гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Рассмотрим основные этапы этой процедуры.

Посмотрим на следующую схему.



1. Президент РФ вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ из числа кандидатур, предложенных политической партией, набравшей большинство депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ.

Перед внесением Президентом РФ представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводятся консультации по представляемой кандидатуре.

2. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ в течение десяти дней со дня внесения представления.

3. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

4. В случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не принял решение о наделении представленной Президентом РФ кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ либо отклонил указанную кандидатуру, проводятся консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и политической партией, внесшей Президенту РФ предложение об этой кандидатуре. С учетом результатов консультаций Президент РФ вправе повторно внести представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ.

5. В случае, если после повторного внесения Президентом РФ представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не принял решение о наделении представленной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ либо отклонил указанную кандидатуру, Президент РФ проводит консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и политической партией, внесшей Президенту РФ предложение об этой кандидатуре. С учетом результатов консультаций Президент РФ вправе принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

С 1 июня 2012 года вступает в действие Федеральный закон от 02.05. 2012 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» согласно которому высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Рассмотрим основные этапы выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Посмотрим на следующую схему:



  • Выдвижение кандидатов. Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

  • Консультации с Президентом РФ. Президент РФ может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ, а также с кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций определяется Президентом РФ.

  • Поддержка кандидата депутатами муниципальных образований на территории субъекта РФ. Выдвижение кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта РФ, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований.

Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована.

Каковы же полномочия высшего должностного лица субъекта РФ?

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

  • представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

  • обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти с иными органами государственной и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

  • обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ;

  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может возглавлять высший исполнительный орган, как это имеет место в Ставропольском крае. Губернатор Ставропольского края согласно Уставу Ставропольского края - высшее должностное лицо Ставропольского края - является председателем Правительства Ставропольского края.

В ряде других субъектов РФ высшее должностное лицо субъекта РФ не возглавляет высший исполнительный орган. Так, например, в Волгоградской области наряду с должностью губернатора Волгоградской области существует также должность председателя Правительства Волгоградской области, который непосредственно руководит высшим исполнительным органом этого субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ и обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

__________________________________________________________


4. Организация государственной власти в Ставропольском крае.

Система органов государственной власти в Ставропольском края состоит из следующих органов. Посмотрим на схему.




В Ставропольском крае систему органов государственной власти образуют:

- Губернатор Ставропольского края - высшее должностное лицо Ставропольского края, который возглавляет Правительство Ставропольского края;

- Дума Ставропольского края - законодательный (представительный) орган Ставропольского края;

- Правительство Ставропольского края - высший исполнительный орган Ставропольского края;

- отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти Ставропольского края;

- мировые судьи Ставропольского края, являющиеся судами Ставропольского края.

Законодательный (представительный) орган государственной власти Ставропольского края - Дума Ставропольского края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ставропольского края, который состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 25 депутатов избирается по партийным спискам и 25 депутатов - по одномандатным избирательным округам. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Ставропольского края и составляет в настоящее время 35 человек.

Дума Ставропольского края:

- принимает Устав (Основной Закон) Ставропольского края и поправки к нему;

- принимает законы Ставропольского края и иные правовые акты, вносит в них изменения и дополнения;

- осуществляет толкование Устава (Основного Закона) Ставропольского края, законов Ставропольского края, иных правовых актов Думы Ставропольского края;

- осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Ставропольского края, исполнением бюджета Ставропольского края, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Ставропольского края;

- заслушивает ежегодный отчет Губернатора Ставропольского края о результатах деятельности Правительства Ставропольского края, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ставропольского края, и ежегодный доклад об основных направлениях социально-экономического развития Ставропольского края на текущий год;

- наделяет гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями Губернатора Ставропольского края;

- устанавливает систему органов государственной власти Ставропольского края, согласовывает назначение на должности первых заместителей председателя Правительства Ставропольского края;

- принимает решение о недоверии (доверии) Губернатору Ставропольского края, а также о недоверии (доверии) первым заместителям председателя Правительства Ставропольского края;

- осуществляет законодательную инициативу в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

- регулирует вопросы организации местного самоуправления в Ставропольском крае в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законодательством;

- осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края.

Значительное место в компетенции Думы занимают контрольные полномочия. Дума Ставропольского края осуществляет контроль за:

  • соблюдением и исполнением Устава Ставропольского края, краевых законов а также иных решений, принятых Думой Ставропольского края;

  • исполнением бюджета Ставропольского края;

  • соблюдением установленного порядка управления и распоряжения краевой собственностью Ставропольского края.

Основными формами осуществления контрольных полномочий Думы Ставропольского края являются:

а) заслушивание на заседании Думы Ставропольского края отчетов, предусмотренных законодательством, и их утверждение;

б) заслушивание на заседаниях Думы Ставропольского края, ее комитетов и постоянных комиссий информации должностных лиц исполнительных органов государственной власти Ставропольского края;

в) проведение депутатских слушаний и слушаний в комитетах Думы Ставропольского края;

г) проведение депутатских проверок;

д) внесение депутатских запросов.

На заседании Думы может проводиться «правительственный час» для информирования депутатов Думы членами Правительства Ставропольского края, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Ставропольского края, руководителями органов исполнительной власти Ставропольского края, председателем избирательной комиссии Ставропольского края.

Дума Ставропольского края вправе выразить недоверие Губернатору Ставропольского края в случае:

- издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Ставропольского края, законам Ставропольского края, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Ставропольского края не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

- установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Ставропольского края, законов Ставропольского края, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

- ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.

Решение Думы Ставропольского края о выражении недоверия Губернатору Ставропольского края принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

Решение Думы Ставропольского края о недоверии Губернатору Ставропольского края направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора Ставропольского края от должности.

Высшим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края является Правительство Ставропольского края, возглавляемое Губернатором Ставропольского края.

Правительство Ставропольского края является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Ставропольского края.

В состав Правительства Ставропольского края входят по должности Губернатор Ставропольского края, первые заместители председателя Правительства Ставропольского края, заместители председателя Правительства Ставропольского края, министры Ставропольского края, а также, по решению Губернатора Ставропольского края, руководители иных органов исполнительной власти Ставропольского края.

Правительство Ставропольского края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ставропольского края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии.

__________________________________________________________


6. Порядок принятия законов Ставропольского края. Законы Ставропольского края принимаются Думой Ставропольского края и подлежат подписанию и обнародованию Губернатором Ставропольского края. Принятие законов Ставропольского края осуществляется в следующем порядке:



  • законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта в Думу Ставропольского края. Право законодательной инициативы, которое принадлежит депутатам Думы Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, представительным органам местного самоуправления в Ставропольском крае, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, избранным от Ставропольского края, членам Совета Федерации от Ставропольского края, прокурору Ставропольского края, Ассоциации «Совет муниципальных образований Ставропольского края».

  • предварительное рассмотрение законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Думой Ставропольского края, направляется в комитеты Думы Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края, в Правительство Ставропольского края, другим заинтересованным субъектам права законодательной инициативы для отзывов, предложений, а также в Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю. Законопроекты, затрагивающие вопросы бюджета Ставропольского края и государственной собственности Ставропольского края, направляются в Счетную палату Ставропольского края для представления заключений.

Законопроекты, внесенные в Думу Ставропольского края Губернатором Ставропольского края, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Ставропольского края, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Ставропольского края, рассматриваются Думой Ставропольского края по представлению Губернатора Ставропольского края либо при наличии заключения Губернатора Ставропольского края. Данное заключение представляется в Думу Ставропольского края в двадцатидневный срок со дня направления законопроекта Губернатору СК.

Комитет, ответственный за подготовку к рассмотрению на заседании Думы Ставропольского края, называемый ответственным комитетом учитывает и обобщает представленные отзывы, замечания и предложения.

Ответственный комитет для работы над законопроектом вправе создать рабочую группу из числа депутатов, представителей соответствующего субъекта права законодательной инициативы, Губернатора Ставропольского края, органов исполнительной власти Ставропольского края, а также других организаций, экспертов и специалистов. Все законопроекты подлежат обязательной юридической экспертизе, по результатам которой должно быть дано заключение.

Ответственный комитет на своем заседании обсуждает законопроект с учетом представленных отзывов, замечаний, предложений и заключений. Законопроекты рассматриваются на заседании ответственного комитета только при наличии заключения Губернатора Ставропольского края, если данные законопроекты не были внесены Губернатором Ставропольского края, и если не истек срок, установленный для представления указанного заключения.

Ответственный комитет по результатам обсуждения законопроекта дает заключение о необходимости принятия в первом чтении либо отклонения данного законопроекта.

  • рассмотрение законопроекта в Думе в трех чтениях.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. При рассмотрении законопроекта заслушивается официальная точка зрения Губернатора Ставропольского края по обсуждаемому законопроекту, если законопроект не был внесен Губернатором Ставропольского края.

Законопроект считается принятым в первом чтении, если за его принятие проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы Ставропольского края. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным. Решение об отклонении оформляется постановлением Государственной Думы Ставропольского края. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Законопроект, принятый в первом чтении, направляется субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок к законопроекту.

Ответственный комитет учитывает и обобщает все поправки, поступившие от субъектов права законодательной инициативы, и принимает по ним решение об одобрении или отклонении. Все поправки, рассмотренные ответственным комитетом, включаются в таблицу одобренных поправок или в таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению.

В случае принятия законопроекта в первом чтении председательствующий на заседании Думы Ставропольского края по предложению ответственного комитета может предложить законопроект к рассмотрению во втором чтении на этом же заседании Думы Ставропольского края. При рассмотрении законопроекта во втором чтении принимается решение об одобрении или отклонении поступивших поправок к законопроекту, а также о его принятии в целом в качестве закона Ставропольского края.

При третьем чтении осуществляется лишь редакционная правка законопроекта и не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

  • подписание и обнародование закона Губернатором Ставропольского края. Губернатор Ставропольского края, которому направлен принятый закон, в течение 14 дней подписывает и обнародует закон.

Губернатор Ставропольского края вправе отклонить закон и возвратить его в Думу Ставропольского края для повторного рассмотрения.

Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством голосов от общего числа депутатов Думы Ставропольского края, он подлежит подписанию Губернатором Ставропольского края и обнародованию в течение 10 дней.

Определенной спецификой характеризуется принятие поправок в Устав (Основной Закон) Ставропольского края. Предложения о внесении поправок в Устав (Основной Закон) Ставропольского края в порядке законодательной инициативы вправе вносить:

  • не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы Ставропольского края;

  • Губернатор Ставропольского края;

  • не менее одной трети представительных органов местного самоуправления в Ставропольском крае.

Закон Ставропольского края о внесении поправок в Устав (Основной Закон) Ставропольского края, а также поправки к законопроекту о внесении поправок в Устав (Основной Закон) Ставропольского края считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы Ставропольского края.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации iconУказ президента российской федерации вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
В соответствии со статьей 77 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-фз "Об общих принципах...
Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации // Наука и инновации
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...
Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации iconИсполнительной власти субъектов российской федерации
В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных)...
Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации iconИсполнительной власти субъектов российской федерации
В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных)...
Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации iconЗакон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается...
Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации iconПравовые ресурсы интернет содержание
Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь ссылки...
Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации iconПравовые ресурсы интернет содержание
Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь ссылки...
Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации iconПрезидент российской федерации указ от 3 сентября 1997 г. №983 о дополнительных мерах по подготовке
В целях обеспечения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов...
Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации iconУказ президента российской федерации о комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов российской федерации
В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования,...
Лекция 16. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации iconПриложение 1 к постановлению
Российской Федерации, органами государственной власти области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы