Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции icon

Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции



НазваниеПрезидент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции
Дата конвертации08.08.2012
Размер322.7 Kb.
ТипЛекции
скачать >>>


Лекция 11. Президент Российской Федерации.


1. Возникновение и становление института Президента в Российской Федерации.

2. Конституционные функции Президента РФ.

3. Полномочия Президента РФ.

4. Избрание и прекращение полномочий Президента РФ.

__________________________________________________________


Сегодня мы приступаем к изучению важной темы «Президент Российской Федерации».

В результате изучения этой темы мы с Вами должны разобраться, какое место занимает Президент РФ в системе публичной власти и какими полномочиями он обладает.

В этой связи хочу задать Вам один проблемный вопрос.

Напомню, что согласно статье 10 Конституции РФ:

  • Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

  • Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Это принцип разделения властей можно представить в виде следующей схемы.




Пойдем простым логическим путем.

Согласно статье 11 Конституции РФ:

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

  • Федеральное Собрание - законодательная власть;

  • Правительство РФ – исполнительная власть;

  • Суды Российской Федерации – судебная власть;

  • Президент Российской Федерации – какая власть ???.

Вопрос: к какой ветви власти относится Президент РФ?

Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции. И с учетом полученных знаний попробуем ответить на поставленный вопрос.

Ну что ж, давайте перейдем к рассмотрению первого вопроса нашей лекции «Возникновение и становление института Президента в Российской Федерации».

1. Возникновение и становление института Президента в Российской Федерации.

Разговор об институте Президента требует, прежде всего, объяснения причин учреждения этого поста в нашей стране. Все началось еще в период существования СССР. Сначала был введен пост Президента СССР (март 1990 года), затем аналогичная должность была введена во многих союзных республиках, в том числе в РСФСР.

Итак, 14 марта 1990 года был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР». Избрание его предусматривалось на Съезде народных депутатов СССР. Президентом СССР практически на безальтернативной основе был избран М.С.Горбачев. Зачем понадобилось учреждать пост Президента СССР?

На официальном уровне давались следующие объяснения:

  • Возникла необходимость разграничить функции КПСС и государства.
    Партия в то время сохраняла позиции руководящей силы. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами. В условиях демократизации общества необходимо было укрепление верхнего звена государственной власти, функции которого раньше подменялись партийными решениями.

  • После введения принципа разделения властей появилась потребность в согласовании деятельности законодательных и исполнительных органов власти, что и предполагалось поручить Президенту;

  • Возникла необходимость в стабилизации обстановки и быстром решении чрезвычайных ситуаций. Существующие структуры оказались для этого неприспособленными. Тогда существовал пост Председателя Верховного Совета СССР, который выполнял функции главы государства. Нередко надо было оперативно реагировать на возникающие ситуации и принимать быстрые решения, что один человек мог сделать лучше, чем коллегиальный орган – Верховный Совет.

При учреждении поста Президента РСФСР ясности в том, что будет из себя представлять этот институт не было. Вопрос об учреждении поста Президента РСФСР решался достаточно сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум 17 марта 1991 года, по результатам которого и был учрежден пост Президента РСФСР.

В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статья, закрепившая принцип разделения властей, глава о Президенте, были приняты законы о Президенте, о его выборах и ряд других нормативных актов. Первый президент России был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 года.

Его статус по Конституции 1978 года имел существенные отличия от правового положения по действующей Конституции РФ.

Особенности правового статуса Президента РФ по Конституции РСФСР 1978 года заключались в следующем:

  • Президент - высшее должностное лицо и глава исполнительной власти, но не глава государства.

  • Президент не обладал полномочиями определять основные направления внешней и внутренней политики.

  • Президент не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

  • Президент не участвовал в назначении членов Конституционного Суда, Верховного Суда. Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, Председателя Центробанка.

  • Президент был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнение принятых им социально-экономических программ; Съезд мог потребовать внеочередного доклада.

Таким образом, какая форма правления была установлена в тот период? Как Вы думаете?

Такую форму правления следует назвать полупарламентской республикой в отличие от полупрезидентской, которая существует в настоящее время.

Период становления института президентства был сложным в силу многих обстоятельств:

  • первые годы президентства совпали с коренными социальными, экономическими и политическими изменениями в стране. По существу, происходила смена общественной формации и Президенту пришлось не только участвовать в этом процесс, но и возглавлять его;

  • состояние экономики в эти годы было плохим, резко ухудшалось материальное положение большинства людей;

  • у Президента трудно складывались отношения с парламентом, Конституционным Судом, зачастую возникали конфликты, вытекающие из различной оценки конкретных ситуаций и путей выхода из кризиса;

  • большое значение имел личностный фактор: Президент Б.Н.Ельцин далеко не всегда был гибок, зачастую шел напролом, не желал поиска компромиссов.

Отличительной чертой президентского правления в 1991-1993 годы является стремление Президента укрепить свои позиции, расширить как свое реальное влияние на дела в государстве и обществе, так и юридические гарантии своей власти.

21 августа 1991 года в условиях ГКЧП Верховный Совет принимает постановление «О дополнительных полномочиях Президента РСФСР в условиях ликвидации последствий государственного переворота в СССР». Президенту было предоставлено право отстранять от должности председателей Советов краев, областей, автономной области и автономных округов, была введена должность главы администрации этих единиц, назначаемых Президентом. На следующий день, 22 августа 1991 года издается Указ «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР», которым устанавливалось, что, начиная от Президента и вниз, все главы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в РСФСР.

С сентября 1991 года до декабря 1992 года Президент лично руководит Правительством. Постановлением от 1 ноября 1991 года «О правовом обеспечении экономической реформы» Съезд народных депутатов наделил Президента правом решать указами экономические вопросы в отклонение от законов РСФСР. С января 1992 года объявляется политика либерализации цен. С одной стороны, она способствовала постепенному наполнению потребительского рынка товарами. С другой, привела к резкому ухудшению положения миллионов граждан, которые потеряли свои сбережения, а на скудные заработные платы и пенсии не могли покупать товары по взвинченным ценам. С этого момента начинается конфронтация Съезда народных депутатов и Верховного Совета с Президентом.

В декабре 1992 года Съезд народных депутатов не продлил особые полномочия Президента и внес ряд изменений в Конституцию. Теперь Верховный Совет давал согласие не только на назначение Председателя Правительства, но и четырех ключевых министров – иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Позиции Президента были ослаблены. Законодательная власть утвердила свой приоритет в отношениях с Президентом.

Особенно хочу подчеркнуть следующее. В статье 1216 Конституции 1978 года было закреплено:

«Полномочия Президента не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РФ, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

К осени 1993 года противостояние Президента, с одной стороны, и Верховного Совета со Съездом народных депутатов, с другой, достигло апогея. Президента не устраивало сложившееся разделение властей, и он не имел возможности повлиять на принятие Съездом народных депутатов новой Конституции РФ, в которой ему отводилась подчиненная парламенту роль.

Президент РФ Б.Н.Ельцин не мог смириться с этим и с целью преодоления сложившегося двоевластия в стране принял печально известный Указ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

В нем говорилось, что в результате противодействия деятельности всенародно избранного Президента РФ со стороны Верховного Совета и Съезда народных депутатов в стране сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности. Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов – более высокая ценность нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти, Указом была прервана деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов и прекращены полномочия народных депутатов Российской Федерации.

Вопрос к Вам, вправе ли был Президент РФ приостанавливать деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов и прекращать полномочия народных депутатов Российской Федерации? Как Вы считаете?

Напомню, что в статье 1216 Конституции 1978 года было закреплено:

«Полномочия Президента не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РФ, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Таким образом, действия Президента нарушили Конституцию РФ и его полномочия должны были быть прекращены немедленно.

В этом направлении и разворачивались дальнейшие политические события.

Конституционный Суд принял постановление, в котором говорилось, что Указ Президента не соответствует Конституции РФ и служит основанием для отрешения Президента РФ Б.Н.Ельцина от должности. Верховный Совет 22 сентября 1993 года, руководствуясь статьей 1216 принял постановление о прекращении полномочий Президента РФ Б.Н.Ельцина. Исполнение обязанностей Президента РФ было возложено на вице-президента РФ А.В.Руцкого.

Противостояние закончилось трагическими событиями октября 1993 года, прекращением деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета и принятием Конституции РФ 1993 года, значительно усилившей позиции Президента РФ.

2. Конституционные функции Президента Российской Федерации.

Прежняя Конституция отдавала приоритеты высшему представительному органу государственной власти – Съезду народных депутатов РФ, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, заслушивал ежегодные доклады Президента, а при необходимости мог отменить его правовые акты.

Конституция 1993 года исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов. Это отразилось даже на очередности глав в Конституции РФ – глава 4. Президент РФ предшествует главе 5. Федеральное Собрание.

Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране.

Теперь, в соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства.

Для того, чтобы раскрыть конституционно-правовой статус Президента РФ, необходимо раскрыть его конституционные функции, под которыми понимаются основные направления его деятельности.

В качестве конституционных функций Президента РФ можно выделить следующие функции, их всего пять.

Посмотрим на следующую схему.




  • Представительство Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.

  • Охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

  • Охрана Конституции РФ, конституционного строя Российской Федерации.

  • Определение основных направлений внутренней и внешней политики Российского государства.

  • Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Рассмотрим каждую из этих функций Президента РФ.

1. Представительство Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях. Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Что означает, что Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны?

  • Это означает, что Президент выступает от имени всех федеральных органов власти, от имени всего государства как в отношениях с гражданами РФ, так и с органами государственной власти субъектов РФ.

  • Примером может служить подписание Президентом РФ от имени федеральной власти договоров с субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий.

Что означает, что Президент РФ представляет Российскую Федерацию в международных отношениях?

Это означает, что Президент РФ:

  • олицетворяет Россию как независимое и суверенное государство, выступает от имени России в международных отношениях.

  • подписывает международные договоры и участвует в международных переговорах от имени России.

2. Функция охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

В порядке, установленном Конституцией РФ, Президент принимает меры по решительному пресечению любых внешних и внутренних угроз государству, от кого бы они не исходили и в чем бы они не выражались.

  • В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение.

  • В случаях попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядков ив других экстраординарных ситуациях Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.

3. Функция охраны Конституции РФ, конституционного строя Российской Федерации.

Президент РФ согласно статьей 80 Конституции РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Вся деятельность Президента, реализация всех его полномочий направлено на то, чтобы повсеместно и неуклонно проводить в жизнь все положения Конституции, создавать надлежащие условия для беспрепятственной реализации прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этой функцией Президент защищает права наших граждан не только внутри страны, но и за рубежом.

4. Функция определения основных направлений внутренней и внешней политики Российского государства.

Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, т.е. направления деятельности всех органов государственной власти.

В рамках этой функции Президент обладает следующими полномочиями:

  • Президент обращается с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

  • Президент утверждает военную доктрину Российской Федерации. В настоящее время действует военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 05 февраля 2010 года.
  • Президент утверждает государственную политику в иных сферах деятельности государства. Указом Президента РФ от 03 июня 1996 года утверждены Основные направления региональной политики в Российской Федерации. Указом Президента РФ от 15 июня 1996 утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации.


5. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Эта функция особенно важна для понимания конституционно-правового статуса Президента как главы государства. Поскольку в управлении обществом участвуют все три ветви государственной власти, необходимо наличие не только «взаимных сдержек и противовесов», но и единого центра, налаживающего сотрудничество, координирующего совместные усилия, разрешающего конституционные кризисы и конституционные тупики, если таковые возникают в конституционно-правовой действительности. Такая роль политического арбитра во взаимоотношениях между различными ветвями власти возложена Конституцией РФ на Президента РФ.

Вернемся к исходному вопросу. К какой ветви власти относится Президент?

Президент как глава государства стоит над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, выступает координатором, обеспечивающим их согласованную работу. Получается, что существует особая президентская власть вне системы разделения властей, предусмотренной статьей 10 Конституции РФ.

Это очень важный тезис. Он всем понятен?

Тогда пойдем дальше и перейдем к рассмотрению третьего вопроса нашей лекции «Полномочия Президента РФ».

__________________________________________________________


3. Полномочия Президента РФ.

Президент РФ для выполнения своих конституционных функций должен обладать определенными полномочиями. Если необходимых полномочий у него не будет, он не сможет выполнять функции, возложенные на него Конституцией РФ.

Каким же образом определяются полномочия Президента РФ?

Наиболее важные полномочия Президента прямо закреплены Конституцией РФ. Например, Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации (Статья 83 Конституции РФ). Президент назначает выборы Государственной Думы (статья 84 Конституции РФ). Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (статья 86 Конституции РФ).

Однако, очевидно, что все необходимые Президенту полномочия для выполнения его конституционных функций невозможно закрепить в тексте Конституции РФ.

По этой причине для наделения Президента полномочиями, необходимыми для выполнения его конституционных функций принимаются федеральные законы, которыми устанавливаются такие полномочия. Очевидно, для их легитимности эти полномочия должны вытекать из конституционных функций Президента, обеспечивать Президента необходимыми правовыми возможностями для выполнения этих конституционных функций. В противном случае новые полномочия нельзя признать легитимными с точки зрения Конституции РФ. Это понятно?

Специального федерального закона «О Президенте Российской Федерации» не принималось, поэтому дополнительные президентские полномочия устанавливаются федеральными законами, принятыми по различным вопросам.

Так, например, согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Имеются в виду Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, МВД, ФСБ, МЧС, которыми напрямую руководит Президент.

На первый взгляд, такое наделение Президента такими новыми, не закрепленными в Конституции полномочиями логично. И вытекает из таких конституционных функций Президента как охрана конституционного строя, суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Однако это не соответствует конституционным положениям о том, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (статья 110 Конституции РФ). А министры, возглавляющие указанные министерства входят в состав Правительства РФ. Вот такое несогласование конституционного текста и Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» имеется в настоящее время.

С момента принятия Конституции РФ объем полномочий, предоставленных Президенту федеральными законами постоянно возрастал. При этом, по мнению ученых, увеличивалось и число полномочий, сомнительных с точки зрения их соответствия Конституции РФ.

Посмотрим на следующую схему.



Мы видим, что за время правления Ельцина ему законодательно было предоставлено 164 новых полномочия, из которых 40 полномочий не соответствуют Конституции РФ. В период президенства Путина наблюдается значительный скачок предоставленных полномочий – 255 новых полномочий, среди которых 109 полномочий - сомнительные с точки зрения их соответствия Конституции РФ. В период президентства Медведева процесс законодательного предоставления полномочий продолжился, хотя и значительно меньшим объемом. Было предоставлено 83 новых президентских полномочия, из которых 38 не соответствуют конституционным функциям Президента РФ.

Не анализируя детально полномочия, сомнительные с точки зрения их соответствия Конституции РФ, упомянем лишь установленные в 2004 году в связи с отменой выборов руководителей субъектов РФ полномочия Президента представлять кандидатуры граждан для наделения их полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, полномочия по роспуску законодательных (представительных) органов государственной власти в случае двухкратного отклонения внесенной кандидатуры, полномочия по отрешению руководителя субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия либо ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

Разумеется, до тех пор, пока такие федеральные законы не признаны не соответствующими Конституции РФ они являются действующими. Однако мы с Вами как граждане нашей страны должны понимать, что по многим полномочиям, которыми парламент наделил Президента, имеются сомнения в их конституционности.

Пойдем дальше и рассмотрим основные полномочия Президента РФ. Поскольку свои полномочия Президент реализует в конкретных общественных отношениях, то эти полномочия целесообразно классифицировать в зависимости от субъектов, с которыми Президент взаимодействует при реализации своих полномочий.

В этой связи можно выделить четыре группы полномочий Президента. Посмотрим на следующую схему.



1. Полномочия, связанные с правами и интересами граждан. Президент по Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Он осуществляет ряд специальных полномочий, связанных с обеспечением прав и свобод личности.

Посмотрим на следующую схему.




2. Полномочия в отношениях с отдельными ветвями власти.

2.1. Полномочия в сфере деятельности исполнительных органов государственной власти.


Полномочия Президента в сфере деятельности исполнительных органов государственной власти очень велики и разнообразны.

Посмотрим на следующую схему.




Первая группа полномочий связана с формированием Правительства РФ. Президент формирует Правительство РФ.

Рассмотрим основные этапы формирования Правительства РФ. Посмотрим на следующую схему.



Рассмотрим детально эти полномочия.

Итак, Президент назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Когда же возникает необходимость назначения Председателя Правительства?

Во-первых, когда перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия. Во-вторых, когда Президент принимает решение об отставке Правительства.

Итак, Президент представляет Государственной Думе предложение по кандидатуре Председателя Правительства. Получив согласие Государственной Думы, он своим указом назначает Председателя Правительства. Это первый этап формирования Правительства.

Второй этап – это утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, которая утверждается Президентом.

Третий этап – назначение членов Правительства. Как это происходит? Президент поручает назначенному Председателю Правительства представить предложения по составу Правительства. Далее по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, которые в своей совокупности и составляют Правительство.

Рассмотрим следующую группу полномочий – руководство Правительством. Хотя ни Конституция, ни Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» не содержит прямой формулировки о том, что Президент руководит Правительством, анализ его полномочий позволяет говорить об этом.

Посмотрим на следующую схему.





Президент непосредственно руководит Министерством обороны, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, МВД, ФСБ, МЧС.

В этой связи наиболее широкими полномочиями Президент обладает в области обеспечения безопасности и обороны государства, общественного порядка в стране.

Президент является Верховным Главнокомандующим, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, является высшим воинским начальником, приказы и указания которого подлежат безусловному исполнению.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Членами Совета Безопасности являются: Президент,

- постоянные члены: Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства, министры обороны, иностранных дел, внутренних дел; директора Службы внешней разведки и Федеральной службы безопасности, Руководитель Администрации Президента, Секретарь Совета Безопасности;

- члены Совета Безопасности: полномочные представители Президента в федеральных округах, начальник Генерального Штаба, министры финансов, юстиции, по чрезвычайным ситуациям, президент Российской академии наук.

Переходим к третьей группе полномочий Президента в области исполнительной власти – «Отставка Правительства и освобождение от должности членов Правительства».

В соответствии с Конституцией РФ (пункт «в» ст. 83) Президент принимает решение об отставке Правительства. В статье 117 Конституции РФ предусматриваются два варианта отставки: во-первых, Правительство может само подать в отставку (отставка принимается или отклоняется); во-вторых, Президент сам может принять решение об отставке Правительства, в этом случае воля Правительства не имеет значения. Кроме того, Президент вправе освободить от должности любого члена Правительства.

2.2. Полномочия в отношениях с судебными органами и прокуратурой.

Рассмотрим сначала полномочия Президента, прямо предусмотренные Конституцией РФ, т.е. его Конституционные полномочия в отношениях с судебными органами и прокуратурой.


Посмотрим на следующую схему.



Однако федеральными законами расширены конституционные полномочия в этой сфере, которые сомнительны с точки зрения Конституции РФ.

Посмотрим на следующую схему.



Конституция предоставляет Президенту полномочия участвовать в наделении кандидатов статусом судей, но никак не статусом руководителей судов. Казалось бы невинное расширение президентских полномочий. Однако это один из самых значимых факторов, ликвидирующих независимость судебной власти.

2.3. Полномочия Президента в отношениях с Федеральным Собранием.

Посмотрим на следующую схему.




Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики. В таком послании обычно обобщаются итоги пройденного страной пути за истекший год и обозначаются основные направления на год предстоящий. Для заслушивания послания Президента созывается совместное заседание Совета Федерации и Государственной Думы. Текст послания или его основные положения оглашаются в выступлении Президента РФ.

Президент, обладая правом законодательной инициативы, подготавливает и вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов. При этом он вправе некоторые из них определить как первоочередные, которые подлежат внеочередному рассмотрению в Государственной Думе.

Президент подписывает и обнародует законы федеральные законы, вправе наложить на них вето, т.е. отклонить федеральный закон, что потребует его повторного рассмотрения в Федеральном Собрании.

Президент вправе участвовать в заседаниях Государственной Думы, а также выступать на этих заседаниях.

Президент назначает выборы Государственной Думы, в свою очередь, Совет Федерации назначает выборы Президента.

Президент вправе распустить Государственную Думу в трех случаях:

  • если Государственная Дума выразила недоверие Правительству, Президент может согласиться с ней и отправить Правительство в отставку либо не согласиться с решением Думы; если же она в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, тогда Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу (часть 3 статьи 117 Конституции РФ);

  • если Председатель Правительства поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству и она в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Думы и назначении новых выборов (часть 4 статьи 117 Конституции РФ);

  • если Государственная Дума трехкратно отклонила кандидатуры Председателя Правительства, представленные Президентом, он назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы Думы (часть4 статьи 111 Конституции РФ).

Конституция РФ устанавливает ряд ограничений по роспуску Думы. Согласно статье 109 Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена:

  • с связи с выражением недоверия Правительству в течение года после избрания;

  • с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

  • в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

  • в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

3. Полномочия Президента в отношениях с органами государственной власти субъектов РФ.

Посмотрим на следующую схему.



Президент представляет кандидатуру на должность главы субъекта РФ законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ и вправе отрешить его от должности за ненадлежащее исполнение обязанностей и в связи с утратой доверия.

Президент вправе распустить законодательный (представительный) орган субъекта РФ:

  • в случае двухкратного отклонения внесенной им кандидатуры на должность главы субъекта РФ;

  • если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом субъекта РФ принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции, федеральным законам, и этот акт не приведен в соответствие в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда Президент выносит предупреждение законодательному (представительному) органу субъекта РФ.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения предупреждения решение суда не исполнено, Президент вправе распустить законодательный (представительный) орган субъекта РФ.

Президент вправе назначать своих полномочных предстваителей в федеральных округах. В задачи полномочного представителя входят организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти контроля за исполнением решений федеральных органов; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Полномочный представитель координирует деятельность федеральных органов в округе; организует их взаимодействие с органами субъектов Федерации; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов; осуществляет контроль за исполнением федеральных законов; согласовывает назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента.

Властными, административными полномочиями представитель не наделен. Однако он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента, ход реализации федеральных программ; имеет право беспрепятственного доступа в любые организации в федеральном округе.

Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляется Администрацией Президента. Руководитель Администрации осуществляет оперативное руководство деятельностью полномочных представителей.

И, наконец, последняя группа полномочий Президента –

4. Полномочия в сфере правотворчества.

Президент вправе осуществлять правовое регулирование общественных отношений: издает указы и распоряжения, в том числе и нормативного содержания, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В Постановлении КС от 30 апреля 1996 года и в других решениях была сформулирована правовая позиция о том, что поскольку Президент является гарантом Конституции РФ, постольку он уполномочен издавать Указы, восполняющие пробелы законодательного регулирования при следующих условиях:

  • отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования;

  • указ не противоречит Конституции РФ и федеральным законам

  • их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующего федерального закона.

Так, Указом от 7 марта 1997 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», впредь до принятия Земельного кодекса Российской Федерации было установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере.

Запрещалось обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Собственникам земельной доли в землях сельхозназначения предоставлялось право без согласия других участников долевой собственности:

  • передать земельную долю по наследству;

  • продать земельную долю;

  • подарить земельную долю;

  • обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;

  • использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;

  • передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

  • передать земельную долю на условиях договора ренты и

пожизненного содержания;

  • внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Указная практика подверглась серьезной критике ученых и практиков на предмет ее несоответствия конституционным полномочиям Президента РФ. С момента вступления в должность Президента РФ Путина В.В. указанная практика законодательного содержания была прекращена.


Подводя итоги рассмотрению вопроса о полномочиях Президента РФ, мы приходим к выводу, что в его руках сосредоточен огромный объем компетенции, Президент обладает определяющим воздействием на деятельность всех ветвей и уровней государственной власти.

Посмотрим на следующую схему.



Как мы с Вами видим, все уровни и ветви публичной власти объединены в единую систему, связаны друг с другом, как показано на схеме, через единый центр власти, которым является Президент РФ, и функционируют, в основном, через этот властный центр или посредством этого центра, согласовывая свои действия с его представителями.

__________________________________________________________

4. Избрание и прекращение полномочий Президента РФ.

Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Президентом не может быть избран человек, имеющий гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Это значит, что после перерыва он снова может претендовать на избрание Президентом.

Президент вступает в должность на 30-ый день со дня официального объявления Центризбиркомом результатов выборов.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Основания досрочного прекращения полномочий Президента.

Чтобы обеспечить непрерывность осуществления президентской власти, Конституция предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия (ч. 2 и 3 ст. 92).

Полномочия Президента досрочно прекращаются в случаях: 1) его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности.

Во всех указанных случаях обязанности Президента временно исполняет Председатель Правительства РФ. Однако исполняющий обязанности не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Отставка – это добровольный уход Президента со своего поста, который оформляется Указом Президента РФ, как это было сделано Б.Н.Ельциным. Им был издан Указ от 31 декабря 1999 года, в котором говорилось:

«1. В соответствии с частью 2 статьи 92 Конституции РФ прекращаю с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 года исполнение полномочий Президента РФ.

2. В соответствии с частью 3 статьи 92 Конституции РФ полномочия Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ.»

В связи с этим и.о. Президента РФ В.В.Путин издал Указ, в котором объявил: «В связи с отставкой Президента РФ Б.Н.Ельцина приступил к временному исполнению полномочий Президента РФ».

Прекращение полномочий по состоянию здоровья. Если Президент добровольно объявляет о прекращении полномочий в связи с ухудшением здоровья – это отставка. Как следует из конституционных положений при прекращении полномочий по состоянию здоровья деятельность прекращается помимо воли Президента.

Конституционный Суд в Постановлении по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ от 11 июля 2000 г. следующим образом истолковал положение ст. 92 (часть 2):

1) для досрочного освобождения главы государства от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особый порядок (процедуру) такого освобождения;

2) положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (часть 2);

3) для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия требуется особая процедура с целью объективного подхода к определению фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер. Для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;

4) приведение в действие досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий или добровольной его отставки;

5) порядок установления стойкой неспособности Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.

Ни Конституция, ни текущее федеральное законодательство не определяют процедуру прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья.

В особых случаях временной неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия Президент издает Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации».

Отрешение от должности Президента РФ (ст. 93).

Осуществление ответственных полномочий, возложенных Конституцией на Президента, требует достаточно высокого уровня защищенности его статуса. Это необходимое условие для того, чтобы решения Президента основывались на высших долгосрочных государственных интересах России, а не на учете колебаний в раскладе политических противоборствующих сил в парламенте, популистских интересов. Отрешение Президента от должности - высшая форма ответственности Президента. Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента, порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным.

Поэтому Конституция установила достаточно сложный порядок отрешения Президента от должности, в котором задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. (ст. 93):

1. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

В 1999 году фракция КПРФ в Государственной Думе инициировала процедуру импичмента Б.Н.Ельцину на основании пяти обвинений: развал СССР; расстрел Белого дома в 1993 г.; развязывание войны в Чечне; развал армии и геноцид русского народа.

Ни по одному из пунктов обвинения не набрано необходимых 300 голосов для принятия решения Госдумой (для прекращения полномочий Ельцина требовалось ещё и решение Совета Федерации). За обвинение в развале СССР проголосовало 239 депутатов, за обвинение в событиях 1993 года — 263, за обвинение в развале армии — 241, за обвинение в войне в Чечне — 283, за обвинение в геноциде российского народа — 238.

Подводя итоги нашей лекции, хочу обобщить сказанное.

В отличие от Правительства Президент не подотчетен и не подчинен никакому органу власти, его полномочия основаны исключительно на Конституции РФ. Как глава государства он обеспечивает единство государственной власти и с этой целью выполняет роль гаранта Конституции РФ, политического координатора властей и важнейшие представительские функции.

Конституционная модель сильного Президента, таким образом, проявляется в следующем:

Во-первых, Президент не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти, обеспечивает согласованное взаимодействие всех иных органов государственной власти.

Во- вторых, Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль, существуют в самых минимальных размерах.

В-пятых, возможности самого Президента, особенно по отношению к парламенту, весьма внушительны – начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения законопроектов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур, назначаемых палатами Федерального Собрания и кончая правом роспуска нижней палаты – Государственной Думы.

В-шестых, у Президента имеются возможности правотворчества по вопросам собственного ведения, более того – и определенные законодательные полномочия. Он вправе принимать указы, которые в отсутствие законов регулируют общественные отношения, составляющие предмет закона и действуют пока не появится соответствующий закон.

В-седьмых, Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики государства, определяет ее направления.

В-восьмых, Правительство РФ можно назвать Правительством Президента, поскольку он его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент может отправить его в отставку. Президент устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти и непосредственно руководит деятельностью целого ряда министерств и ведомств: МВД, ФСБ, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерства юстиции.

В-девятых, по вопросам ведения Российской Федерации в стране существует единая вертикаль исполнительной власти, во главе которой стоит Президент.

В-десятых, Президент определяет военную доктрину государства. Он является председателем Совета Безопасности, ему как Верховному Главнокомандующему подчинены все Вооруженные Силы страны. Президент объявляет военное или чрезвычайное положение, по его распоряжению начинаются и прекращаются военные действия, другие чрезвычайные меры.

Таким образом, Президент – ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны.






Похожие:

Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции iconПрезидент российской федерации у к а з
В целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьёй 112 Конституции Российской Федерации...
Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции iconПрезидент российской федерации указ от 3 сентября 1997 г. №983 о дополнительных мерах по подготовке
В целях обеспечения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов...
Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции iconУважаемые коллеги! Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в рамках вручения премии «Глобальная энергия»
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в рамках вручения премии «Глобальная энергия» на Петербургском экономическом форуме...
Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции iconРасписание проведения мастер-классов по программе общеуниверситетского факультатива «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти»
Шохин Александр Николаевич, д э н., профессор, заведующий кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ниу вшэ, Президент...
Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции iconРасписание проведения мастер-классов по программе общеуниверситетского факультатива «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти»
Шохин Александр Николаевич, д э н., профессор, заведующий кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ниу вшэ, Президент...
Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции iconПрезидент Российской Федерации (4 час.) Вопросы темы Природа института президента в системе государственной власти
Акты Президента Российской Федерации. Место и роль указов Президента РФ в системе права
Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции iconМинистерства и ведомства в Российской Федерации1
Рф предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти вносятся Президенту Российской Федерации Председателем Правительства...
Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции iconПрезидент президент
Уставом Российской академии наук, и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие условия...
Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции iconМеждународный форум «инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» международная выставка
Степашин С. В. Председатель Счетной Палаты России, Рыжков Н. И. Президент Российского союза товаропроизводителей, Председатель Комиссии...
Президент Российской Федерации какая власть ??? Вопрос: к какой ветви власти относится Президент рф? Ну что ж, зафиксируем высказанные мнения и вернемся к этому по ходу лекции iconПреподавание региональной истории в Российской Федерации Материалы Семинаров Совета Европы в Российской Федерации в 2004 году
Мнения, высказанные авторами, не обязательно совпадают с oфициальной позицией Совета Европы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы