Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» icon

Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош»



НазваниеСистема работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош»
Дата конвертации08.08.2012
Размер87,32 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности.

И.А.Падерина,

МОУ «Раскатихинская СОШ»

Притобольного района

Курганской области,

учитель русского языка и литературы

Происходящие социально-экономические преобразования в стране, процесс гуманизации образования, индивидуализация обучения, его дифференциация и вариативность, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обусловили необходимость работать по-новому, полноценнее осуществлять процесс развития личности, формировать важные компетенции обучающихся, уделять большое внимание развитию творческой индивидуальности каждого ребенка.

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Каждый педагог стремится преобразовать свою деятельность и учебно-образовательный процесс в целом.

Инновация – нововведение, новшество, изменение. В настоящее время новшества, вводимые в образовательных учреждениях, в основном направлены на изменение отдельных компонентов педагогического процесса: содержания учебного предмета, форм и методов обучения, средств, применяемых в организации учебной работы. Применяются учителями и элементы «перспективных школьных технологий» (по Г.Ю.Ксензовой). Эти технологии обеспечивают развитие личности как педагога, так и обучающегося, действия технологии в равной мере захватывают внутренние резервы обучающихся (мышления, интеллектуальные умения) и педагога (способы взаимодействия с детьми, стиль общения и поведения педагога). Такие технологии называют личностно-ориентированными, развивающими. Большое распространение получила в школах организационная деятельность по технологии саморазвития М.Монтессори, итальянского педагога, которая реализовала идею свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Опираясь на способность ребенка к самостоятельному развитию, М.Монтессори главной задачей педагога видела «поставление пищи» для саморазвития личности ребенка в созданных условиях окружающей среды.

Инновационная деятельность способствует потребности учителя в самореализации, полном приложении своих сил и способностей, потребности учителя в профессиональном росте, переходу учителя от использования отдельных новых методов к апробации элементов новых педагогических технологий, разработке программ.

В нашей школе открыта муниципальная инновационная площадка по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы» Это позволяет выявлять одаренных детей, развивать их способности. Работа с такими детьми является актуальной задачей школы.

Я считаю основной миссией учителя развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала. Способности каждого конкретного ребенка я как учитель стараюсь «выращивать», предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, районных, областных, региональных турах олимпиад по предмету, проведение предметных недель. Целенаправленная подготовка к участию в различных конкурсах и олимпиадах происходит во внеурочное время. Составлен индивидуальный план работы с каждым одаренным ребенком. Например:

Федорова Валентина Андреевна

Цель индивидуального изучения предмета

Углубленное изучение предмета; развитие коммуникативной, языковой и речеведческой компетенции

Источники дополнительной информации

Ресурсы Интернета; дополнительная литература; консультации учителя

Дополнительные умения и навыки

Практическое применение полученных знаний;

Потребность в получении новых знаний; коммуникабельность и расширение кругозора

Планирование результативности работы

Участие в олимпиаде «Русский медвежонок», участие в Интернет – олимпиаде по русскому языку, подготовка к областной и районной конференции «Отечество» по теме: «Творчество Аскара Нуранова», выступление на школьной научно-практической конференции по данной теме.


Сроки и форма контроля

Итоговая аттестация, выступление на конференциях, олимпиадах

График занятий

Индивидуальные консультации – вторник 6 урок,

Пятница 7 урок


Но основной формой организации обучения у нас остается урок.

Всегда интересна для ребят любого возраста познавательная деятельность, связанная с исследованием проблем, требующая серьезной подготовительной работы с документальными источниками. Уроки русского языка и литературы не только способствуют повышению теоретического уровня знаний учащихся, но и позволяют развивать творческую индивидуальность каждого ребенка.

При подготовке каждого урока продумываются и формулируются вопросы и задания, позволяющие актуализировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся.

В настоящее время наиболее важной задачей обучения молодого поколения является развитие языковой компетенции. Реализация этой задачи возможна в рамках проведения уроков развития речи по подготовке к сочинению по картине. Репродукции картин выдающихся русских художников являются распространенными наглядными пособиями на уроках русского языка.

Уроки развития речи позволяют обращаться к произведениям живописи, чтобы дать возможность и углублять понимание прочитанного на уроках литературы, и расширять эстетический кругозор, и развивать связную речь обучающихся.

Картины дополняют знания обучающихся конкретными зрительными впечатлениями, создают у ребят яркие ассоциации, возбуждают работу мысли, обогащают новым фактическим материалом, расширяют кругозор, пробуждают интерес к самостоятельной работе, способствуют овладению навыками устной и письменной речи и являются действенным средством духовно-нравственного воспитания.

На уроках литературы необходимо найти гармонию формы и содержания, чтобы чтение для ребят стало трудом и творчеством, а литература – отдыхом для души. Поэтому основу каждого урока составляет диалог, в котором мы совместно с ребятами занимаемся поисками истины. Цель уроков литературы – не только дать ученикам знания, но и вызвать у них эмоции, подвести к самостоятельным выводам. Организация самостоятельной творческой деятельности на уроке и при подготовке дома (доклады, рефераты, анализ произведения, мультимедийные презентации, сочинения, исследование биографии писателя или поэта и другие формы работы) и реализация полученных знаний содействуют решению учебно-воспитательных задач, в том числе развитию творческой индивидуальности ученика.

Цель исследовательской работы - организация учебной деятельности по предмету, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью, развитием индивидуальных способностей каждого ребенка.

Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

- активизировать индивидуальные умственные способности учащихся:

- возбуждать потребность к ведению диалога;

-выявлять многообразие точек зрения;

- обращаться к личному опыту ребенка;

- поддерживать активность учеников;

- способствовать взаимообогащению опыта учащихся;

- поощрять творчество каждого ученика.

В процессе исследовательской работы используются мною следующие методы: историко-культурный, сравнительно-исторический, биографический, творчески-генетический, гносеологический, исследовательский, социологический. Важным для исследовательской работы является эстетический подход, раскрывающий художественную ценность произведений. Аксиологический подход позволяет установить преемственность поколений, дает ключ к пониманию творчества писателя, реализует воспитательный аспект обучения.

Главное в исследовательской работе – помочь ребятам найти нравственные ориентиры в процессе анализа творчества писателей и поэтов и в процессе знакомства с их биографией.

В целях реализации регионального компонента я знакомлю учеников с этапами жизни и творчества писателей нашего края.

Работа по развитию творческой индивидуальности ребенка на уроках предусматривает творческие работы: сочинения-рецензии, отзывы, исследование биографии, анализ эпизода. Эта форма работы дает возможность развивать языковую и речеведческую компетенцию, развивает потребность в чтении литературы и изучении языка. Школьники, читая и анализируя произведения современных авторов, постигают мир, формируют в себе личность, обретают нравственные ориентиры, расширяют свои представления о литературных жанрах, учатся давать оценку поступкам героев, дают истолкование их характеров.

Большие возможности для развития творческой индивидуальности открывает внеклассная работа: устные журналы, конкурсы чтецов, литературные гостиные, конкурсы сочинений. Развитие творческой индивидуальности ребенка реализуется в рамках подготовки материалов на краеведческие конференции, через участие в заочных олимпиадах по предметам, олимпиаде «Русский медвежонок», Интернет-олимпиадах.

Работа с одаренными детьми ведется мною в рамках работы кружка «Журналист». В настоящее время у ребят появился интерес к журналистике. Дети увлекаются компьютером, видеофильмами, сочиняют собственные стихи, создают заметки в стенгазеты. Нужно отметить также и то, что ребята с удовольствием создают мультимедийные презентации на различные темы.

Чтобы пробудить интерес к литературе и особенно журналистике, надо объединить ребят какой-то идеей, которая является важной для понимания личности автора и его творчества.

Цели работы кружка: развивать организаторские и творческие способности детей; воздействовать на формирование художественного вкуса; развивать потребность в чтении художественных произведений; развивать коммуникативные умения и навыки; развивать речеведческую и языковую компетенцию.

Дети должны осознать, что произведение не только можно читать, но и работать над собственным сочинением; уметь интервьюировать; ознакомление

с исследованиями, письмами, воспоминаниями современников – неотъемлемая часть работы над составлением собственных заметок; важно донести до читателя основные мысли, дух времени; нужно стремиться передать авторские чувства в заметках; помнить, что главное в содержании заметки – проблема личности; свободно владеть компьютером; привлекать к работе ресурсы Интернета; работать над созданием мультимедийных презентаций; создавать видеоролики на школьную тему (аналог детского журнала «Ералаш).

Программа кружка «Журналист» предназначается не только для обучения основам профессии журналиста, но и для создания школьной газеты «Ровесник», включающей в себя следующие рубрики: «Юбилейные даты», «Вести Школьной Думы», «Внимание! Конкурс!», «Поздравляем!», «Школьная жизнь», «Проба пера», «Это интересно», «Эрудит», «Это интересно», «Родина – моя провинция». Эти рубрики позволяют проявить себя в разных жанрах. Кроме того, каждый член кружка учится быть уверенным пользователем компьютера, пользоваться ресурсами Интернета.

Предполагается выбрать рубрику и жанр письма по душе, распределить материал, познакомить с интересными задумками и идеями (ребята свободно используют материал), написать и оформить эстетично заметку – и газета готова. Предполагается использование фотоаппарата для создания заметок в различные рубрики. Газета «Ровесник» пользуется спросом не первый год.

Важно при подготовке нового выпуска газеты найти ту связующую нить, что соединяет людей, заставляет их волноваться, думать над проблемами, поднятыми в заметках.

Кроме выпуска газет, ребята будут работать над созданием видеороликов, напоминающих детский журнал «Ералаш», при этом потребуется не только фантазия учеников, но и дополнительный материал, который расширит и углубит представление ребят о создании текста к той или иной ситуации.

Основная тема композиции видеоролика – отношения между школьниками и учителями.

Видеоролик – это выход, последний этап большой, кропотливой работы над созданием текстов и съемкой ролика.

На занятиях кружка, на уроках широко применяется проблемный подход, так как творчество протекает в проблемных ситуациях. Развивать творческую индивидуальность учеников – цель учителя-словесника, потому что именно творчество способствует развитию интереса к предмету.

Этому служит в моей деятельности и экскурсионная работа по предмету, и разнообразие методов и форм внеклассной и внешкольной деятельности.

Кульминацией всей работы в течение учебного года с точки зрения повышения социального статуса знаний одаренных детей и их учебного труда является научно-практическая конференция в школе, проходящая в последней четверти учебного года. В этот день демонстрируют свои творческие способности дети, делят их успех родители и учителя, их подготовившие.

. Из урока в урок, изо дня в день, мы, учителя, ведем каждого ребенка по дороге самосовершенствования. Так складывается почти полностью индивидуализированная работа с одаренными детьми. Результаты такой работы (призовые места в предметных олимпиадах, в конкурсах исследовательских работ) доказывают ее целесообразность.









Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» iconОглавление I. Введение II. Система работы школы с мотивированными и одаренными детьми
Зачем работать с одаренными и мотивированными? Для чего? Что является главным в работе с такими детьми? – вот те вопросы, на которые...
Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» iconПрофессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одарёнными детьми
Мы остановимся на одной из основных проблем – готовность учителя к работе с одарёнными детьми
Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» iconПрофессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одарёнными детьми
Мы остановимся на одной из основных проблем – готовность учителя к работе с одарёнными детьми
Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» iconПрактическая работа по парам : выработка памятки учителю для работы с одаренными детьми, экспресс-диагностика
Цели: изучить теорию вопроса; рассмотреть педагогический опыт учителей по заявленной проблеме и формы работы с одаренными детьми;...
Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» iconСемейная династия Ермаковых из Притобольного района Падерина Александра, Выпускница моу «Раскатихинская сош»
Вдруг это не мое?, мама убежденно заверила, что я рождена учителем. Уже два летних сезона я работаю в лагерях отдыха, с успехом прошла...
Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» iconПлан совместной работы ирро и бп моу сош «Гимназия №6» г. Кушва на 2005-2008 учебные год по реализации проекта «информационно-образовательное пространство как условие развития личности»
Цель работы: организация деятельности образовательного сообщества по созданию условий для развития личности
Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» iconАналитическая справка по организации работы с одаренными детьми по моу красноармейской сош №6 за 2010– 2011 учебный год
«Наша надежда», которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий...
Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» iconСправка работа со слабоуспевающими и одарёнными детьми
В ноябре 2010 ода в школе проходил тематический контроль работы педколлектива со слабоуспевающими и одарёнными детьми. В ходе контроля...
Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» iconТворчество учителя как необходимое условие для работы с одаренными учащимися Количество одаренных детей в школе
Из них 15-20 детей занимались предметом успешно будучи одаренными в других сферах
Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош» iconПадерина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Раскатихинская сош» Притобольного района Ход урок
Ну что ж, начнем. Мы слушаем с вами музыку прекрасного композитора Сергея Рахманинова. Какие мысли и чувства возникают у вас? Нравится...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы