Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) icon

Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)



НазваниеМалые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
Александрова Светлана Юрьевна
Дата конвертации08.08.2012
Размер358,21 Kb.
ТипАвтореферат
скачать >>>



На правах рукописи


Александрова Светлана Юрьевна


МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ


08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(управление инновациями)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре экономической теории Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»



Научный руководитель –

доктор экономических наук, профессор

Халова Гюльнара Османовна







Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Архипов Анатолий Иванович;










доктор экономических наук

Смышляева Людмила Матвеевна













Ведущая организация –

ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»



Защита состоится 22 февраля 2012 г. в 12-00 на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 521.005.01 при Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова по адресу: 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 21, ауд. 508.


C диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.


Автореферат разослан « » января 2012 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета,

канд. экон. наук, доцент Е.П. Пилипенко


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Важнейшим приоритетом государственной инновационной политики России является создание благоприятного инновационного климата и оказание разносторонней поддержки уже созданным и вновь создаваемым на базе российских вузов малым инновационным предприятиям (МИП).

Процесс создания МИП при вузах является новым для Российской Федерации и только набирает обороты, сталкиваясь на своем пути с целым рядом проблем и сложностей различного характера. Малое инновационное предпринимательство при вузах представляет собой важнейшую составляющую модернизации отечественной экономики, играя ведущую роль во внедрении вузовских инновационных разработок, формировании интеллектуальной элиты нашей страны, вовлекая учащуюся молодежь в бизнес.

Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно широко исследуются вопросы, посвященные деятельности и государственной поддержке малого инновационного бизнеса, научных работ, посвященных организации и развитию МИП, создаваемых на базе российских вузов, очень немного. Недостаточная изученность вышеназванных вопросов и недостаточная степень разработанности мер регулирования, с одной стороны, и научно-практическая значимость данной проблемы – с другой определили выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность, цель и круг решаемых в диссертации задач.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе вопросы функционирования МИП и проблемы государственного регулирования их деятельности рассмотрены в работах А.Е. Абрамешина, А.И. Архипова, А.А. Бовина, С.В. Валдайцева, Т.П. Воронина, А.Г. Ивасенко, С.Д. Ильенковой, И.В. Карзанова, Б.С. Касаева, О.В. Конаныхиной, Е.В. Кошелева, Б.Т. Кузнецова, Е.Г. Литвака, Е.Н. Лобачевой, С.А. Макарова, О.П. Молчанова, В.Б. Наумова, Т.С. Никифоровой, Я.И. Никоновой, Н.А. Новицкого, К. Пецольдт, О.В. Савченко, А.А. Сотникова, Л.М. Смышляевой, А.В. Тебекина, И.Л. Туккеля, А.А. Шамрая, С.Е. Шкуратова, С. Н. Яшина.

Проблемы создания малых инновационных предприятий на базе высших учебных заведений исследованы в работах Д.А. Сизовой, В.И. Чаленко, Г.О. Халовой.

Целью диссертационного исследования является анализ процессов формирования малых инновационных предприятий на базе вузов РФ, выявление слабых мест в их деятельности и разработка комплекса мер по совершенствованию механизма функционирования МИП.

Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения ряда логических взаимосвязанных научных задач, последовательно раскрывающих тему диссертационного исследования:

– рассмотреть малое инновационное предпринимательство при вузах как один из важнейших факторов модернизации российской экономики;

– проанализировать организационно-правовые основы обеспечения благоприятного инновационного климата для МИП, создаваемых на базе вузов в РФ, и разработать меры по совершенствованию нормативной базы с целью улучшения инновационного климата;

- изучить зарубежный опыт деятельности МИП, созданных при вузах, и предложить комплекс мер по его использованию в РФ;

- выявить проблемы в деятельности МИП при вузах в РФ и разработать механизмы совершенствования их функционирования;

- рассмотреть существующие подходы к оценке инновационной деятельности и эффективности инвестирования в инновационные проекты, осуществляемые малыми предприятиями при вузах, и на этой основе предложить модель оценки реализации инновационных проектов на базе МИП; на примере конкретного предприятия показать инвестиционную привлекательность МИП, функционирующего при российском вузе.

Область диссертационного исследования соответствует п. 2.7. «Особенности и проблемы формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций» Паспорта специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями).

Объектом исследования являются малые инновационные предприятия, созданные на базе бюджетных высших учебных заведений Российской Федерации.

Предметом исследования является выявление, анализ и разрешение проблем инновационного развития малых предприятий, сформированных на базе российских вузов, в целях активизации их инновационной деятельности и повышения эффективности функционирования, а также организационно-экономические отношения, возникающие в процессе развития таких малых инновационных предприятий.

Теоретической и методической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых по развитию малого инновационного предпринимательства в России и за рубежом, государственному регулированию инновационного бизнеса, а также работы, посвященные модернизации российской экономики, освещающие зарубежный опыт государственной поддержки малых инновационных фирм при вузах. При решении теоретических и прикладных задач были использованы общенаучные методы исследования, включая аналитический метод, системный подход, экономико-статистический, сравнительный экономический и графический анализы, приемы сравнения и аналогии.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили федеральные и региональные нормативно-правовые акты РФ по созданию и поддержке малых инновационных предприятий; данные Федеральной службы государственной статистики РФ; данные государственного учреждения «Центр исследований и статистики науки» Минобрнауки России; положения, опубликованные в российских научных изданиях и изданиях международных организаций и агентств; материалы научных конференций по исследуемой проблеме; данные информационной сети Интернет по вопросам малых инновационных предприятий при вузах, а также результаты исследований и расчетов автора диссертации.

Научная новизна работы заключается в разработке теоретических положений по повышению инновационной активности малых инновационных предприятий, созданных на базе российских вузов, обеспечивающей увеличение их инвестиционной привлекательности и эффективности функционирования.

Результаты, выносимые на защиту, и их научная новизна заключаются в следующем:

  1. Выявлена связь между темпами модернизации экономики РФ, формированием инновационного климата в стране и развитием малого инновационного предпринимательства, осуществляемого на базе российских бюджетных вузов.

  2. Разработаны мероприятия по совершенствованию организационно-правовой базы, обеспечивающей благоприятный инновационный климат для МИП, созданных при вузах в России.

  3. На основе анализа зарубежного опыта деятельности малых инновационных предприятий, функционирующих при университетах высокоразвитых стран мира, разработан и обоснован организационно-экономический механизм повышения эффективности деятельности российских МИП.

  4. Выявлены современные особенности и проблемные вопросы инновационной деятельности малых предприятий, функционирующих при российских вузах, а также разработан механизм оценки ее результатов, позволяющий определить перспективы повышения инновационной активности малых предприятий.

  5. Разработана модель оценки инновационных проектов, реализуемых МИП при вузах, включающая в себя определение инвестиционной привлекательности и экономической эффективности осуществления проектов и обеспечивающая оценку результатов инновационной деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе бюджетных российских вузов.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в развитии теоретико-методических основ эффективного функционирования малого инновационного предпринимательства на базе высших учебных заведений РФ, что будет способствовать усилению коммерциализации результатов научно-технической деятельности, действенному вовлечению студентов, аспирантов и молодых ученых в бизнес, ускорению модернизации и повышению уровня эффективности отечественной экономики в целом. Предложенные рекомендации по совершенствованию регулирования деятельности МИП позволят обеспечить принятие рациональных управленческих решений в области поддержки таких предприятий со стороны государства.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в целесообразности применения его положений и выводов для дальнейшего развития механизма функционирования малого инновационного предпринимательства при вузах. Данные результаты могут быть применены в процессе формирования государственной политики, направленной на обеспечение эффективного взаимодействия государственного сектора и малого инновационного бизнеса, для создания законодательных документов, имеющих своей целью регулирование сферы развития малого инновационного предпринимательства при вузах.

Реализация и апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались в ходе выступления автора на заседаниях кафедры «Экономическая теория» факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана, на конференциях «Студенческая научная весна» МГТУ им. Н.Э. Баумана, VIII Всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России».

Диссертант был участником круглого стола «Непрерывное образование и инновационное развитие экономики Российской Федерации» в рамках Международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», проведенной Академией народного хозяйства при Правительстве РФ и Институтом экономики переходного периода в Москве в январе 2010 г., а также участником круглого стола «Актуальные вопросы создания региональной инфраструктуры для развития инновационной деятельности» в рамках Международной конференции «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии», проведенной Академией народного хозяйства при Правительстве РФ и Институтом экономики переходного периода в Москве в марте 2011 года.

Результаты, полученные автором, нашли применение в составлении расчетной части инвестиционного меморандума, представленного ООО «Научно-исследовательский центр «Стратегические технологии анализа риска и комплексной безопасности» в целях получения финансовой помощи от инновационного центра «Сколково».

Публикации. По теме настоящего исследования опубликовано 11 научных работ общим объемом 5,6 п.л., в том числе монография и 5 статей в изданиях, входящих в перечень ВАК Минобрнауки России.

Структура и содержание работы. Цель исследования предопределила логику и структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание диссертационной работы раскрывается в приведенной ниже последовательности.

Введение

Глава 1. Инновационное предпринимательство, его сущность, функции и особенности

    1. Инновационное предпринимательство при вузах как непременное условие модернизации российской экономики

    2. Государственная политика поддержки инновационного предпринимательства

    3. Зарубежный опыт государственной поддержки малого инновационного бизнеса и инновационных предприятий при вузах

Глава 2. Анализ деятельности инновационных предприятий при вузах в Российской Федерации

2.1. Нормативно-правовая база по обеспечению деятельности малых инновационных предприятий при вузах в РФ как фактор формирующейся инновационной среды

2.2. Малые инновационные предприятия при вузах РФ

2.3. Механизмы оценки инновационной деятельности малых инновационных предприятий при вузах

Глава 3. Формирование модели деятельности малых инновационных предприятий при вузах РФ (на материалах МГТУ им. Н.Э. Баумана)

3.1. Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах РФ

3.2. Малое инновационное предпринимательство при МГТУ им. Н.Э. Баумана

3.3. Анализ эффективности функционирования малого инновационного предприятия ООО «Научно-исследовательский центр «Стратегические технологии анализа риска и комплексной безопасности» при МГТУ им. Н. Э. Баумана

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  1. Выявлена связь между темпами модернизации экономики РФ, формированием инновационного климата в стране и развитием малого инновационного предпринимательства, осуществляемого на базе российских бюджетных вузов.

В реальном секторе экономики РФ, несмотря на гигантский ресурсный потенциал сырьевых отраслей, в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов. В настоящее время настала необходимость обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных технологий и максимального использования интеллектуального потенциала страны.

В рамках вступления в новый технологический уклад для России открывается выдающаяся возможность ускоренного развития, а также модернизации несущих отраслей, таких как электронная, атомная, электротехническая промышленность. Для данного «рывка» у нашей страны имеется целый ряд соответствующих так называемых вспомогательных элементов в виде высокообразованного кадрового потенциала, а также значительной научно-технической базы.

Модернизация российской экономики позволит создать новую длинную волну экономического роста. Одним из факторов инновационного развития страны является инновационный бизнес в целом, а также его важная составляющая – малые инновационные предприятия при вузах. Малый инновационный бизнес при вузах пока еще новое и активно развивающееся явление в российской экономике, на которое государство и общество возлагают большие надежды. Трансфер инновационных технологий из образовательных учреждений в экономику путем создания малых фирм при вузах получил юридический статус с выходом Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Как показала практика, создание малой инновационной фирмы на базе высшего учебного заведения предоставляет вузу целый ряд преимуществ, таких как дополнительный источник финансирования деятельности вуза, реализация научных инновационных проектов вуза, стимулирование научной деятельности, получение практических знаний студентами, повышение конкурентоспособности студентов вуза на рынке труда, повышение имиджа самого высшего учебного заведения.

По результатам мониторинга, проводимого государственным учреждением «Центр исследований и статистики науки» Минобрнауки России, на начало 2011 г. зарегистрировано 725 хозяйственных обществ, из них 708 создано в 176 вузах и 17 – в 15 НИИ. В них работает более 5 тыс. человек. При высших учебных заведения в форме обществ с ограниченной ответственностью создано 683 организации, или 97,34%, в форме закрытых акционерных обществ – 19 организаций, или 2,66% (табл. 1).

Таблица 1

Организации, создавшие малые инновационные предприятия

в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ,

в разрезе Федеральных округов


п/п

Федеральный округ

Кол-во созданных хозяйственных обществ

Кол-во дополнительно запланированных рабочих мест

1.

Центральный федеральный округ

209

465

2.

Северо-Западный федеральный округ

53

35

3.

Южный федеральный округ

61

64

4.

Северо-Кавказский федеральный округ

26

85

5.

Приволжский федеральный округ

118

357

6.

Уральский федеральный округ

61

163

7.

Сибирский федеральный округ

184

293

8.

Дальневосточный федеральный округ

13

10




ИТОГО:

725

1472

Источник: составлено автором по данным государственного учреждения «Центр исследований и статистики науки».

Малые инновационные предприятия при вузах распределены по федеральным округам неравномерно. Лидерами по количеству учрежденных МИП являются Центральный, Сибирский и Приволжский федеральные округа (см. табл. 1; рис. 1). Наибольшее количество МИП при вузах создано в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Томске, Новосибирске.




Рис. 1. Распределение учрежденных МИП по федеральным округам

Источник: составлено автором по данным государственного учреждения «Центр исследований и статистики науки».


В диссертации исследуется деятельность МИП при вузах РФ. Проведенный анализ показал, что в модернизации российской экономики, имеющей целью вывод России на принципиально новый технологический уровень, одну из важнейших ролей будет играть инновационный бизнес и малые инновационные предприятия при вузах РФ.

  1. Разработаны мероприятия по совершенствованию организационно-правовой базы, обеспечивающей благоприятный инновационный климат для малых инновационных предприятий, созданных при вузах в России.

На федеральном уровне вопросы, относящиеся к порядку предоставления государственной поддержки малым инновационным предприятиям при вузах, регулируются рядом нормативных правовых актов. Основным законодательным документом, регулирующим деятельность МИП при вузах, является федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Необходимость выхода федерального закона № 217-ФЗ вызвана тем, что большинство результатов интеллектуальной деятельности в настоящее время создается за счет бюджетных средств государственными научными и образовательными организациями. Однако возможности самостоятельно внедрить в производство свои разработки у вузов и научных учреждений до выхода данного закона не было. Являясь бюджетными учреждениями, они не могли быть учредителями или участниками хозяйственных предприятий без разрешения собственника, что являлось серьезным препятствием.

Принятие вышеназванного федерального закона открывает целый ряд возможностей для вузов в частности и для российской экономики в целом:

– для вузов и научно-исследовательских институтов появился новый узаконенный механизм, позволяющий продвигать новые научные результаты и знания на рынок, участвовать в прибыли и управлении создаваемых с их участием организаций;

– для студентов, аспирантов, молодых ученых создание новых инновационных предприятий предоставляет возможность реализовать их идеи и разработки, а также, трудоустроиться по специальности;

– для отечественной экономики внедрение инновационных разработок и проектов сформирует базу для расширения научно-технического и инновационного потенциала и снизит технологическую зависимость от импорта;

– в целом увеличится выпуск высокотехнологичной продукции, возрастет занятость населения, возрастут налоговые поступления в бюджет страны.

Федеральный закон № 217-ФЗ был разработан в период, когда российская экономика переживала тяжелое кризисное состояние. Важнейшей функцией этого закона является установление связи и взаимодействия между высшим учебным заведением и бизнесом.

Вместе с тем федеральный закон № 217-ФЗ имел ряд недоработок. Он не позволял применять упрощенную схему налогообложения МИП при вузах, не регламентировал вопрос аренды офисных помещений малыми инновационными предприятиями, разрешал вузу вносить в уставный капитал МИП фактически только результаты интеллектуальной деятельности (денежные средства и оборудование не могли вноситься из-за несогласованности этого вопроса с Минобрнауки).

Ряд недостатков федерального закона № 217-ФЗ был скорректирован впоследствии принятыми законодательными документами. В рамках Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» учебные заведения могут вносить в уставный капитал не только права на результаты интеллектуальной деятельности, но и деньги и оборудование. Очень важным моментом является то, что в законе не определена структура вузовского вклада, то есть в каком соотношении должны быть доли денежных средств, результатов интеллектуальной деятельности и оборудования. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» определил возможность перехода малых инновационных предприятий при вузах на упрощенную систему налогообложения. Также для МИП при вузах в соответствии с Федеральным законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” и статью 33 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”» определен пониженный тариф уплаты страховых взносов – 14% вместо 34% от фонда оплаты труда предприятия.

До настоящего времени до конца не решенным остается вопрос аренды офисных помещений малыми инновационными предприятиями. По нашему мнению, целесообразно принятие законодательного документа позволяющего МИП арендовать помещения вуза без проведения тендера, по льготной арендной ставке.

Таким образом, можно сделать вывод, что федеральный закон № 217-ФЗ создаст, с учетом доработок, необходимые предпосылки для формирования «хребта» экономики знаний – инновационного бизнеса, без которого  построение национальной инновационной системы невозможно, ведь за высокотехнологичными предприятиями будущее российской инновационной экономики.

  1. На основе анализа зарубежного опыта деятельности малых инновационных предприятий, функционирующих при университетах высокоразвитых стран мира, разработан и обоснован организационно-экономический механизм повышения эффективности деятельности российских малых инновационных предприятий.

За рубежом малые инновационные предприятия при вузах успешно работают с середины прошлого века. В работе рассмотрен опыт стран, где этот процесс при университетах идет наиболее успешно, таких как Германия, Швеция и США.

Вузы Германии создают собственные центры поддержки малого предпринимательства. Четыре крупные немецкие научно-исследовательские организации – Общество Макса Планка, Общество Фраунгофера, Общество Лейбница и Общество им. Гельмгольца – располагают соответствующими подразделениями, которые поддерживают ученых в области внедрения научных результатов при университетах и НИИ. Оказываемые услуги включают в себя консультирование и содействие в создании инновационного предприятия, подготовку бизнес-плана, финансирование, а также промышленное внедрение изобретений. В настоящее время около 300 технологических инновационных центров оказывают поддержку начинающим предпринимателям, ориентированным на создание технологических инновационных фирм при научных и образовательных учреждениях. Приветствуются работы в области информационно-коммуникационных, оптических и лазерных технологий, материаловедения, биотехнологии и медицинской техники, а также энергосберегающих технологий и охраны окружающей среды. Также МИП при вузах могут обратиться за поддержкой в фонд HTGF (High-Tech Grunderfonds), который создан для учредителей предприятий, работающих в сфере высоких  технологий. Фонд инвестирует венчурный капитал в молодые перспективные предприятия, которые планируют выпуск высокотехнологичной продукции, предоставляя паевой капитал до 1 млн евро для одного предприятия, обеспечивает необходимое сопровождение и поддержку менеджмента. Фонд был создан Федеральным министерством экономики и технологий Германии совместно с банковской группой KfW1. Федеральная информационно-консультационная служба по вопросам поддержки научных исследований и инноваций информирует потенциальных заявителей о структуре научных исследований на федеральном уровне, о программах поддержки и о том, куда и к кому надо обращаться по соответствующему вопросу, а также о существующих основных направлениях и инициативах в оказании такой поддержки.

Швеции удалось реализовать достаточно удачную модель, сочетающую свободу вузов в коммерциализации созданных ими результатов интеллектуальной деятельности с инструментами, направленными на получение как государством, так и обществом в целом отдачи от созданных разработок. Формы сотрудничества вузов и бизнеса могут быть различными: создание в вузах специальных подразделений, занимающихся коммерциализацией исследовательских результатов; учреждение специальных консалтинговых организаций и форумов по сотрудничеству с внешними участниками рынка; создание специализированных подразделений, консультирующих по экономическим и юридическим вопросам, например курсов по вопросам составления договоров для студентов и профессоров; создание холдинговых компаний, основные задачи которых включают в себя владение, распоряжение и управление акциями компаний, цель которых состоит в том, чтобы способствовать коммерческому распространению результатов исследовательской деятельности при соответствующем университете. Правительством Швеции учреждено 14 холдинговых фирм при вузах. Еще одна форма сотрудничества бизнеса, государства и университетов – центры экспертизы, которые выступают связующим звеном в рамках сотрудничества нескольких исследовательских групп из университета и нескольких партнеров из сферы индустрии. Основная задача центра экспертизы – способствовать проведению проблемно ориентированных междисциплинарных исследований, а также преобразованию новых знаний и компетенций в новые продукты, процессы и услуги. Также при вузах в Швеции существуют центры трансфер-технологий, основной задачей которых является помощь в составлении бизнес-плана, экспертиза инновационных проектов, предоставление консультантов на весь период становления МИП.

Принцип функционирования малых инновационных предприятий при вузах в США представляет собой триаду: от фундаментальных вузовских знаний через национальные лаборатории к коммерциализации технологий. На практике это выглядит так: при ведущих университетах основаны крупные национальные лаборатории, а вокруг них работает так называемый пояс малых и средних предприятий. Именно в университетах проводится большая часть долгосрочных инновационных исследований. Университеты снабжают инновационными проектами частные лаборатории и промышленные предприятия. Большое количество научных открытий и изобретений США было сделано в малых инновационных предприятиях при университетах. Часто авторы научных открытий и изобретений сами создавали малые инновационные предприятия и выступали в качестве предпринимателей.

Проанализировав деятельность МИП при вузах в зарубежных странах, мы предлагаем следующие меры по внедрению зарубежного опыта:

  1. Необходимо создание центров экспертизы инновационных проектов на базе вузов в целях выявления актуальности идеи на самой ранней стадии, что существенно снизило бы долю неэффективных и неокупаемых проектов.

  2. Целесообразно учреждение центров трансфер-технологий при вузах РФ с более широким спектром возможностей, таких как помощь в установление контакта с предприятиями-партнерами, помощь в поиске кадров, формирование и ведение клиентской базы на самом раннем этапе развития МИП. В настоящее время МИП при вузах в РФ вынуждены заниматься этим сами.

  3. Необходима организация холдинговых фирм при вузах. По нашему мнению, создание данной структуры при вузах в РФ упорядочит и скоординирует деятельность более мелких подразделений при университетах, оказывающих поддержку МИП.

  4. Целесообразно использовать опыт США по созданию крупных вузовских исследовательских лабораторий, посредством которых осуществляется связь в цепочке «вуз – малая инновационная фирма».

  1. Выявлены современные особенности и проблемные вопросы инновационной деятельности малых предприятий, функционирующих при российских вузах, а также разработан механизм оценки ее результатов, позволяющий определить перспективы повышения инновационной активности малых предприятий.

В диссертации выделен ряд проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого инновационного бизнеса при вузах.

В частности, проблемным вопросом остается аренда помещения и научного оборудования. На сегодняшний день вопрос, касающийся льгот по аренде помещений, использованию имущества, лабораторного оборудования вуза, находится в проработке. Обсуждается возможность заключения арендного договора без конкурса по льготным ставкам, что дает возможность вузу работать со своими предприятиями, включенными в инновационную инфраструктуру учебного заведения. В настоящее время большинство таких организаций вынуждено само подыскивать и арендовать площади по коммерческой стоимости. Однако с 2012 г. есть вероятность получения офисов на территории университетов на внеконкурсной основе. Планируется, что в первый год аренды МИП будет платить вузу 30% от коммерческой стоимости аренды, во второй год – 40%. По нашему мнению, наиболее приемлемым было бы, чтобы в первый год жизни фирмы арендная плата для МИП отсутствовала вовсе. Только когда предприятие встанет на ноги и начнет получать прибыль, во второй год арендная плата могла бы составить 20% коммерческой стоимости, а в третий – 30%.

Возникают также вопросы при оформлении бюджетными организациями патентов на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности, а также ноу-хау. В настоящее время в России отсутствует законодательно закрепленный механизм по передаче ноу-хау (секретов производства) с точки зрения бухгалтерии: не формализовано, как поставить ноу-хау (а не патент) на баланс для последующей передачи обществу в виде части уставного капитала. Несмотря на то, что проблема определения прав собственности на результаты научных исследований обсуждается в России в течение последнего десятилетия, до сих пор нет четкого решения по данному вопросу. Неясности в вопросах интеллектуальной собственности значительно препятствуют привлечению инвестиций и созданию новых компаний. Рекомендуется принять во внимание опыт развития коммерциализации технологий за рубежом, где главным в разработке механизма введения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственных средств, является закрепление прав на интеллектуальную собственность за организациями разработчиками. Целесообразно также, по нашему мнению, стимулирование передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств, от научных организаций и университетов в промышленность для ускорения ее коммерциализации.

Кадровая проблема также является очень актуальной на малых инновационных предприятиях. Данная проблема обусловлена рядом факторов, таких как недостаток кадров, низкое профессиональное качество молодой интеллигенции, отсутствие у молодежи возможностей реализации творческих способностей в условиях финансового дефицита, нежелание молодого поколения связать свою жизнь с наукой. Таким образом, очень важно заинтересовать студентов исследователь­ской работой уже на втором–третьем курсе вузов. Необходимо, по нашему мнению, вкладывать средства в обновление научно-библиотечных фондов, интернет-оборудования для практи­кумов, учебно-экспериментальной и научной работы, а также поддерживать кооперационные связи с научными учреждениями, на базе которых может про­водиться обучение. Целесообразно усилить разъяснительную работу со студентами и, особенно, с аспирантами и молодыми учеными, целью которой было бы донесение информации о порядке создания малых фирм при вузе, об имеющихся льготах и мерах поддержки. Данная мера для некоторых учащихся помогла бы решить проблему трудоустройства.

Еще одна проблема – неразвитость системы информационной поддержки малых инновационных предприятий при вузах. На рынке доступных информационных систем сегодня есть только узкий спектр информации о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию (в том числе льготному) и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании. Инновационные компании, как правило, создаются бывшими или действующими учеными, которым приходится сталкиваться с не свойственными им по роду своей деятельности взаимоотношениями и бизнес-процессами. Кроме того, подобные организации создаются вокруг «лабораторной разработки», которая не «отмасштабирована» для массового производства на рынке. Подобные проблемы необходимо решать путем проведения семинаров со студентами, аспирантами, руководителями начинающих предприятий, а также оказанием различного рода консультационных услуг по ведению бизнеса. К этому процессу надо привлекать людей, которые еще вчера начинали свою предпринимательскую деятельность, но уже достигли определенного успеха в существующей проблематике начального развития организации в инновационной сфере. Таким образом, в инфраструктуре поддержки инновационных предприятий, по нашему мнению, необходимо предусмотреть элементы бизнес-образования и оказания консультационных услуг.

Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки – также очень актуальный вопрос. Проблема малых инновационных предприятий при вузах, у которых есть достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, как правило, заключается в том, что для создания опытных образцов им необходима дорогостоящая материально-техническая база. Необходимо интенсивно привлекать источники внешнего финансирования малых инновационных фирм при вузах, разрабатывая модификации схем венчурного финансирования инновационных проектов, бизнес-ангельскую сеть, поощряя участие малых инновационных предприятий при вузах в международных проектах.

Таким образом, государство, обеспечивая проведение эффективной национальной модернизационной политики, должно содействовать расширению деятельности инновационного сектора экономики, стимулировать инновационную активность МИП при вузах, что, несомненно, будет способствовать инновационному прогрессу общества в целом.

При этом следует учесть отрицательный опыт прошлых лет, а также позитивный опыт наиболее преуспевших в этом зарубежных стран, где именно малые инновационные предприятия при вузах являются важнейшим элементом инновационного развития и модернизации экономики.

  1. Разработана модель оценки инновационных проектов, реализуемых малыми инновационными предприятиями при вузах, включающая в себя определение инвестиционной привлекательности и экономической эффективности осуществления проектов и обеспечивающая оценку результатов инновационной деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе бюджетных российских вузов.

Главной целью оценки эффективности инновационной деятельности является выработка конкретных практических рекомендаций по стимулированию инновационной активности как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне национальной экономики в целом. В современной мировой практике существует целый ряд различных показателей, оценивающих уровень развития инновационной деятельности. Различные международные организации разработали собственные системы показателей, отражающих уровень инновационного потенциала (рис. 2).



Рис. 2. Методы оценки инновационной эффективности

Источник: составлено автором на основе трудов «Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности» И.Л. Туккеля, С.Н. Яшина, Е.В. Кошелева, С.А. Макарова.


В диссертации проанализированы основные критерии выбора вложений капитала в инновационные проекты (табл. 2).

Таблица 2

Основные критерии выбора вложений капитала

в инновационные проекты


Критерий

Формула

Экономический смысл

Срок окупаемости инновационного проекта РР (Payback Period)

PP = n, при котором >IC,

где IC – инвестиционные затраты;

Pk – годовой доход от проекта за k-й год;

n – количество лет расчета

Ожидаемое число лет, в течение которых будут возмещены изначально сделанные инвестиции


Учетная доходность инвестиционного проекта ARR (Accounting Rate of Return)




где PN – чистая прибыль;

RV – остаточная или ликвидационная стоимость

Метод предусматривает сопоставление средних значений чистой прибыли и инвестиций

Метод чистой приведенной стоимости NPV (Net Present Value)




где r – норма дисконта.

Если NPV > 0, то проект следует принять; при NPV < 0 проект следует отвергнуть; если NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный


Метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока

Индекс рентабельности PI (Profitability Index)




Очевидно, что если РI > 1, то проект следует принять; при РI < 1 проект следует отвергнуть; если РI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный

Источник: составлено автором.


В МГТУ им. Н.Э. Баумана развитие инновационного предпринимательства курирует Центр развития инновационной инфраструктуры и молодежного предпринимательства. Поддержка Центром инновационных проектов включает в себя: координацию деятельности по созданию малых инновационных предприятий в рамках реализации федерального закона № 217-ФЗ; координацию деятельности и оказание помощи научно-учебным комплексам университета в коммерциализации инновационных проектов в области наукоемких технологий и новых технологий обучения; консультации и совместную работу с авторами и творческими коллективами университета, развитие инновационной инфраструктуры МГТУ.

При МГТУ им. Н.Э. Баумана созданы 13 МИП (табл. 3).

Таблица 3


Малые инновационные предприятия

при МГТУ им. Н.Э. Баумана


Год учреж-

дения

Название МИП

Ноу-хау, переданное в качестве вклада

в уставный капитал

2010

ЗАО «Центр энергетики и энергосбережений МГТУ им. Н.Э. Баумана»

Методика предварительных технико-экономических анализов проектов создания мини-ТЭС

2010

ООО «Центр малой энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана»

Комплект конструкторской документации на Терморезак черт. № ТРЗ.БН.00.000

2010

ООО «Центр технической физики МГТУ

им. Н.Э. Баумана»

Технология настройки Фурье-спектро-радиометров среднего спектрального разрешения для трассовых измерений

2010

ООО «Научно-исследователь-ский центр «Стратегические технологии анализа риска и комплексной безопасности» (СТАРК)

Аппаратно-программный мобильный диагностический комплекс для экспериментального определения основных динамических характеристик строительных конструкций «Стрела-П»

2010

ООО «Газовые изотопы для медицины» (ГИЗОМ)

Технологии экстракции тяжелого изотопа кислорода О16О18 методом низкотемпературной ректификации жидкого кислорода

2010

ООО «Нанотехнологии и композитные материалы МГТУ им. Н.Э. Баумана» (НТКМ)

Методика исследований структуры композитных материалов на электронном микроскопе FEI Phenom

2010

ООО «Нанотестконсалт МГТУ им. Н.Э. Баумана» (НТК)

Методика исследований термоэлектрических модулей

2011

ООО «Микро- и наногологра-фические системы» (МНГС)

Технология производства голограммных и дифракционных оптических элементов для лазерных и оптико-электронных систем

2011

ЗАО «Научно-производ-ственная фирма «МГТУ-Диагностика»

Конструкторская документация и технология изготовления акустической системы к дефектоскоп-сканерам «АВТОКОН-МГТУ»

2010

ООО «Центр технического проектирования и промыш-ленного дизайна МГТУ

им. Н.Э. Баумана» (ЦТПиПД)

Комплект методической документации системного дизайн проектирования сложных объектов промышленного производства

2010

ООО «Научно-исследовательский центр «Атомные технологии»

Комплекс разработок, направленных на автономное энергоснабжение малыми атомными станциями четвертого поколения

2011

ООО «Интеллектуальная оптоэлектроника»



Аппаратно-программный комплекс для измерения расстояний с субнанометровой точностью



2011

ЗАО «Радиосенсорные сети»



Гетерогенные беспроводные сети гомеостатического пространственного мониторинга сложных промышленных комплексов на основе высокоинформативных волновых 3-D сенсоров

Источник: составлено автором по материалам сайта http://innocentre.bmstu.ru


На примере ООО «Научно-исследовательский центр «Стратегические технологии анализа риска и комплексной безопасности» (СТАРК) на базе критериев выбора вложений капитала в инновационные проекты (см. табл. 2), проведен анализ эффективности инвестиций в инновационный проект фирмы «Поддержка и навигация спасателей в задымленном объекте». Развитие данного проекта является основным направлением в деятельности организации. Проект посвящен автоматизации управления поисково-спасательными силами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, когда невозможно использовать традиционные системы навигации. Данная технология позволяет контролировать местоположение спасателя в сложных условиях, вести мониторинг физического состояния спасателей при работе в очаге катастрофы, осуществлять координацию действий отдельных спасателей и расчетов между собой, оказывать помощь в навигации на сложных, малознакомых объектах. Возможно использование продукта для поиска пропавших туристов, спортсменов под завалами, лавинами, в местах военных действий, в шахтах и на опасных объектах.

Расчет по основным критериям выбора вложений в инновационные проекты, показал, что данный проект является быстроокупаемым и прибыльным. Так как это основной инновационный проект предприятия ООО «Научно-исследовательский центр «Стратегические технологии анализа риска и комплексной безопасности» (СТАРК), то можно заключить, что деятельность данного предприятия является эффективной.

Таким образом, реализация вышеназванного проекта – перспективное мероприятие, которое будет способствовать развитию и росту организации, и, как следствие, поступлению доходов в бюджет МГТУ им. Н.Э. Баумана как одного из учредителей фирмы.


III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ ЛИЧНО АВТОРОМ

В ходе проведенного исследования нами были сформулированы следующие выводы:

  1. Создание малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях – явление уникальное, имеющее серьезные позитивные последствия как для университетов, так и для экономики страны. Малые инновационные фирмы при высших учебных заведениях способствуют не только развитию самого вуза, системы отечественного образования в целом, но и росту эффективности российской экономики обеспечивая ее ускоренное инновационное развитие.

  2. Учреждение малой инновационной фирмы на базе высшего учебного заведения предоставляет вузу целый ряд преимуществ, таких как дополнительный источник финансирования деятельности вуза, реализация научных инновационных проектов вуза, получение практических знаний студентами вуза, повышение конкурентоспособности студентов вуза на рынке труда, повышение имиджа самого высшего учебного заведения. Именно МИП проявляют высокую активность в сфере модернизации производства, выступая в качестве связующего звена между наукой и реальным сектором экономики.

Малые инновационные фирмы при вузах – эффективный механизм вовлечения аспирантов, студентов, молодых ученых в бизнес на самых ранних этапах. Они способствуют тем самым формированию интеллектуальной элиты нашей страны, без которой невозможна модернизация экономики.

  1. Организация МИП высшими учебными заведениями является взаимовыгодным мероприятием и для вуза, и для малой фирмы.

Вуз-учредитель оказывает бухгалтерские, юридические услуги малой фирме, предоставляет уникальное оборудование для исследований и разработок. Малое инновационное предприятие, в свою очередь, создает для студентов вуза и преподавателей новые рабочие места, предоставляет места для прохождения практики, проводит для вуза научные исследования, а также участвует в разработке новых учебных программ.

Таким образом, данный механизм взаимного аутсорсинга способствует развитию вуза и малой инновационной фирмы.

  1. Анализ зарубежного опыта развития МИП при вузах показал целесообразность мер по поддержке данной бизнес-структуры, а также эффективность моделей взаимодействия вузов и малых инновационных фирм. Мы предлагаем использовать этот опыт при создании:

– центров экспертизы инновационных проектов на базе вузов, которые позволят выявить актуальность идей на самой ранней стадии, что существенно снизило бы долю неэффективных и неокупаемых проектов;

– центров трансфер-технологий при вузах с более широким спектром возможностей, таких как помощь в установление контакта с предприятиями-партнерами, помощь в поиске кадров, формирование и ведение клиентской базы на самом раннем этапе развития МИП. В настоящее время МИП при вузах в РФ вынуждены заниматься этим сами;

– холдинговых фирм при вузах. По нашему мнению, создание данной структуры при вузах в РФ упорядочит и скоординирует деятельность более мелких подразделений при университетах, оказывающих поддержку МИП;

– вузовских исследовательских лабораторий, посредством которых осуществляется связь в цепочке «вуз – малая инновационная фирма».


IV. СПИСОК РАБОТ, В КОТОРЫХ ОПУБЛИКОВАНЫ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ


В изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ


  1. Александрова С.Ю., Халова Г.О. Государственная поддержка инновационного бизнеса: зарубежный опыт // Вестн. Института экономики РАН. – 2010. – Четвертый выпуск. – 0,6 п. л. (в т. ч. автора – 0,3 п. л.).

  2. Александрова С.Ю. Развитие малого инновационного бизнеса// Вестн. Института экономики РАН. – 2010. – Первый выпуск – 0,6 п. л.

  3. Александрова С.Ю., Бадаев М.М. Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах в Российской Федерации // Транспортное дело России. – 2011. – Четвертый выпуск. – 0,6 п. л. (в т. ч. автора – 0,3 п. л.).

  4. Александрова С.Ю., Бадаев М.М. Использование зарубежного опыта при создании малых инновационных предприятий при вузах в Российской Федерации. // Вестн. Института экономики РАН. – 2011. – Четвертый выпуск. – 0,6 п.л. (в т. ч. автора – 0,3 п. л.).

5. Александрова С.Ю., Халова Г.О. Использование зарубежного опыта деятельности малых инновационных предприятий при вузах в РФ// Нефть, газ и бизнес. – 2012. – Вып. 1, 2. – 0,6 п. л. (в т. ч. автора – 0,3 п. л.).


В других изданиях


  1. Александрова С. Ю. Гандилян В.Р. Проблемы развития малого бизнеса в России // Трансформационные процессы и конфликты: роль энергетики и диверсификация посткризисной экономики России: Сб. науч. статей. – М. : Издательский центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2006. – 0,5 п. л. (в т. ч. автора – 0,3 п. л.).

  2. Александрова С. Ю. Проблемы развития малого бизнеса в РФ // Тез. докл. Общеуниверситетской научно-технической конференции «Студенческая научная весна – 2006», 3–28 апреля 2006 г. . – М., 2006. – 0,1 п. л.

  3. Александрова С.Ю., Аванян Э.А. Использование зарубежного опыта в деятельности малых нефтеперерабатывающих предприятий Российской Федерации // Проблемы стратегического развития экономики России и роль энергетики в обеспечении экономического роста страны: Сб. науч. статей. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2008. – 0,7 п. л. (в т. ч. автора – 0,5 п. л.).

  4. Александрова С.Ю., Халова Г.О. Использование опыта зарубежных стран в системе государственной поддержки и стимулирования малых инновационных предприятий // Россия: вопросы эффективного развития: Сб. науч. трудов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2010. – 0,6 п. л. (в т. ч. автора – 0,3 п. л.).

  5. Александрова С. Ю., Бадаев М. М. Использование зарубежного опыта в формировании инновационной системы высшего профессионального образования в Российской Федерации: Монография. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2010 – 5 п. л. (в т. ч. автора – 2,5 п. л.).

  6. Александрова С.Ю. Проблемы малых нефтеперерабатывающих предприятий Российской Федерации // Тез. докл. VIII Всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России». – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2010. – 0,1 п. л.

1Kreditanstalt fьr Wiederaufbau — немецкий государственный банк, в котором федеральному правительству Германии принадлежит 80% акций, федеральным землям Германии – 20%.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconУправление инвестированием в инновационные проекты системы образования
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью; экономика,...
Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconПовышение эффективности инвестиционной деятельности промышленного предприятия при использовании управленческих инноваций
Специальность: 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной детальностью)
Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconФормирование технологии управления параметрами жизненного цикла инноваций 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйст вом (управление инновациями)
Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук «Институт экономики ран»
Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconМетоды оценки эффективности инновационной деятельности предприятий машиностроительного комплекса 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйс твом (управление инновациями)
Работа выполнена в учреждении Российской Академии Наук «Институт экономики ран»
Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconТеория развития инновационных процессов в условиях цикличного функционирования экономических систем
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconФормирование механизма развития инновационного кластера на базе профильного технопарка
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)
Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconФормирование инновационной инфраструктуры в целях развития социально-экономических систем (на примере московской области)
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconУправление риском инновационной деятельности с целью максимизации стоимости компании
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconУправление знаниями в условиях переориентации российской экономики на инновационный путь развития 08. 00. 05 Экономика и управления народным хозяйством (управление инновациями)
...
Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития 08. 00. 05 э кономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconГосударственное регулирование инновационных процессов в субъекте российской федерации (на примере Московской области) 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)
Работа выполнена на кафедре «Национальная экономика» гоу впо «Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы