Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа icon

Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа



НазваниеХлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа
Дата конвертации08.08.2012
Размер224,82 Kb.
ТипПримерная программа
скачать >>>

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Филиал Сыр-Липецкой МСОШ д. Аполье»


«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МОУ «СОШ, д Сыр-Липки зам. директора по УВР

Смоленского района Смоленской области» _____________/ Ковалёва Е.Э.

___________________/ Вардецкая Т.Л. «___________» _______ 2009

приказ № ______ от _____________2009г.


Рабочая программа


учебного курса геометрия 9 кл. (наименование предмета)


Учителя математики и физики

предмет


Хлудовой Валентины Николаевны

ф.и.о .


«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол №____ от «____»______ 2009г


Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предмет­ных тем образовательного стандарта и дает примерное распреде­ление учебных часов по разделам курса.

Примерная программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно — планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного матери­ала, определение его количественных и качественных характе­ристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составле­ния авторских учебных программ и учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учеб­ных программ и учебников могут предложить собственный под­ход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей фор­мирования системы знаний, умений и способов деятельности, раз­вития и социализации учащихся. Тем самым примерная програм­ма содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учеб­ников, предоставляет широкие возможности для реализации раз­личных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснитель­ную записку; основное содержание с примерным распределе­нием учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики илогики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обу­чения математике в нашей стране, учитывают современные тен­денции отечественной и зарубежной школы и позволяют реали­зовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодей­ствуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению прак­тических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, спо­собствует логическому развитию и формированию умения поль­зоваться алгоритмами.

Алгебра нацелена на формирование математического аппа­рата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышле­ния, необходимого, в частности, для освоения курса информати­ки; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразо­вание символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому твор­честву. Другой важной задачей изучения алгебры является по­лучение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследова­ния разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии циви­лизации и культуры.

Геометрия — один из важнейших компонентов математи­ческого образования, необходимый для приобретения конкрет­ных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, мате­матической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мыш­ления, в формирование понятия доказательства.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и прак­тическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности — умений воспри­нимать и анализировать информацию, представленную в раз­личных формах, понимать вероятностный характер многих ре­альных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа ва­риантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащают­ся представления о современной картине мира и методах его ис­следования, формируется понимание роли статистики как источ­ника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представления о числе и роли вычислений в человече­ской практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать фор­мально-оперативные алгебраические умения и научиться приме­нять их к решению математических и нематематических задач;

изучить свойства и графики элементарных функций, научить­ся использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, позна­комиться с простейшими пространственными телами и их свой­ствами;

получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особен­ностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и мето­дах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образова­ния направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необ­ходимых для применения в практической деятельности, изу­чения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современ­ном обществе, свойственных математической деятельности:

  • ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культу­ры, пространственных представлений, способности к преодо­лению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математи­ки как универсального языка науки и техники, средства мо­делирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для обра­зовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.

Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов использования разнообразных форм организации учебного про­цесса, внедрения современных методов обучения и педагогиче­ских технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельно­сти, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разде­лов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования но­вых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в уст­ной и письменной речи, использования различных языков мате­матики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпре­тации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, вы­движения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информа­ции, использования разнообразных информационных источни­ков, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основ­ную школу, и достижение которых является обязательным усло­вием положительной аттестации ученика за курс основной шко­лы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные зна­ния и умения в практической деятельности и повседневной жиз­ни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Векторы – 10 часов + Тема 2. Метод координат – 10 часов

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание дол­жно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и па­раллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конк­ретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.


Тема 3. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов – 11 часов Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помо­щью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни­ка (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рас­сматриваются свойства скалярного произведения и его примене­ние при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных на­выков в применении тригонометрического аппарата при реше­нии геометрических задач.


Тема 4. Длина окружности и площадь круга – 12 часов

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о много­угольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоуголь­ника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помо­щью описанной окружности решаются задачи о построении пра­вильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружно­сти и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представ­ление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его пери­метр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площа­ди круга, ограниченного окружностью.


Тема 5. Движения – 8 часов

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотре­нии видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основ­ных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движени­ем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий нало­жения и движения.


Тема 6. Начальные сведения из стереометрии – 10 часов Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: ци­линдр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площа­дей поверхностей и объемов.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основ­ными формулами для вычисления площадей поверхностей и объ­емов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, парал­лелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе нагляд­ных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площа­дей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с по­мощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

  1. Повторение. Решение задач



Календарно – тематический план




Тема урока

Планируемая дата проведения

Дата проведения урока

Тема 1. Векторы – 10 часов



Понятие вектора.









Сложение векторов.









Вычитание векторов









Произведение вектора на число









Применение векторов к решению задач









Применение векторов к решению задач









Решение задач по теме «Векторы»









Решение задач по теме «Векторы»









Средняя линия трапеции









Самостоятельная работа по теме «Векторы»







Тема 2. Метод координат – 10 часов



Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.









Координаты вектора.









Простейшие задачи в координатах









Простейшие задачи в координатах. Закрепление.









Уравнения окружности и прямой









Уравнения окружности и прямой. Закрепление









Уравнения окружности и прямой. Закрепление.









Решение задач.









Решение задач.









Контрольная работа №1







Тема 3. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов – 11 часов



Синус угла









Косинус угла









Тангенс угла









Соотношения между сторонами и углами треугольника









Соотношения между сторонами и углами треугольника









Соотношения между сторонами и углами треугольника









Соотношения между сторонами и углами треугольника









Скалярное произведение векторов









Скалярное произведение векторов. Закрепление









Решение задач.









Контрольная работа №2







Тема 4. Длина окружности и площадь круга – 12 часов



Правильные многоугольники









Правильные многоугольники









Правильные многоугольники









Правильные многоугольники









Длина окружности









Длина окружности









Площадь круга









Площадь круга









Решение задач









Решение задач









Решение задач









Контрольная работа № 3







Тема 5. Движения – 8 часов



Понятие движения









Понятие движения









Понятие движения









Параллельный перенос









Параллельный перенос









Поворот









Решение задач









Контрольная работа №4







Тема 6. Начальные сведения из стереометрии – 10 часов



Многогранники









Многогранники









Многогранники









Тела и поверхности вращения









Тела и поверхности вращения









Тела и поверхности вращения









Тела и поверхности вращения









Об аксиомах планиметрии









Об аксиомах планиметрии









Контрольная работа №5







Тема 7. Повторение. Решение задач. – 7 часов



Повторение









Повторение









Повторение









Решение задач









Решение задач









Итоговая контрольная работа









Обобщение.









Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения математики ученик должен знать/понимать1

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгорит­мов;

  • как используются математические формулы, уравнения и не­равенства; примеры их применения для решения математи­ческих и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружаю­щего мира; примеры статистических закономерностей и вы­водов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утвержде­ний о них, важных для практики;

• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры оши­бок, возникающих при идеализации.


ГЕОМЕТРИЯ

Уметь

• пользоваться геометрическим языком для описания предме­тов окружающего мира;

• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обста­новке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки простран­ственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и коор­динаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180°определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометриче­ских функций по значению одной из них, находить стороны,углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окруж­ности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свой­ства фигур и отношений между ними, применяя дополни­ тельные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
    использовать приобретенные знания и умения


в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические фор­мулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригономет­рии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости справоч­ники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, уголь­ник, циркуль, транспортир).










Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа iconХлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа
...
Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа iconСтацуры Александра Сергеевича ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г 2009г пояснительная записка
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви­лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение...
Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа iconСтацуры Александра Сергеевича ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г 2009г. Авторы: А. Я. Юдовская; Л. М. Ванюшкина, кандидат педагогических наук пояснительная записка
Настоящая программа обеспечивает изучение курса «Новой ис­тории» с рубежа xv—xvi вв до начала XX в. (1500—1900) для учащихся 7 —...
Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа iconX-xi классы Пояснительная записка Статус документа
...
Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа iconПримерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне По истории Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного...
Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа iconСтацуры Александра Сергеевича ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г Автор А. Г. Мордкович программа пояснительная записка
Сегодняшний социальный заказ выглядит совершенно по-другому: школа должна научить детей самостоя­тельно добывать информацию и уметь...
Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа iconСтацуры Александра Сергеевича ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г Автор А. Г. Мордкович программа пояснительная записка
Сегодняшний социальный заказ выглядит совершенно по-другому: школа должна научить детей самостоя­тельно добывать информацию и уметь...
Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа iconПояснительная записка статус документа
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по математике базовый уровень пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Хлудовой Валентины Николаевны ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г пояснительная записка Статус документа примерная программа iconСтацуры Александра Сергеевича ф и. о. «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2009г 2009г пояснительная записка
Охватывает период с конца V по XV в., от па­дения Западной Римской империи до начала эпохи Великих геогра­фических открытий. Курс...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы