Происхождение и характер голландской живописи icon

Происхождение и характер голландской живописи



НазваниеПроисхождение и характер голландской живописи
Дата конвертации07.08.2012
Размер113.92 Kb.
ТипРеферат
Происхождение и характер голландской живописи


РЕФЕРАТ Происхождение и характер голландской живописи Школа №1219 Москва, 1999 год Временем рождения голландской школы считаются первые годы XVII века. Эташкола относится к великим школам живописи и является независимой исамостоятельной школой, обладающей уникальными и неповторимымиособенностями и самобытностью. Это имеет во многом историческое объяснение – новое течение в искусстве иновое государство на карте Европы возникли одновременно. Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников.Может быть, поэтому в дальнейшем в этой стране можно насчитать стольбольшое количество художников, причем именно голландских художников. Покаэта страна была одним государством с Фландрией, в основном во Фландрииинтенсивно создавались и развивались самобытные живописные течения. ВоФландрии творили выдающиеся живописцы Ван Эйк, Мемлинг, Рогир ван дерВейден, подобных которым не было в Голландии. Только отдельные всплескигениальности в живописи можно отметить в начале XVI века, это художник игравер Лука Лейденский, который является последователем брюггской школы. НоЛука Лейденский не создавал никакой школы. То же самое можно сказать оживописце Дирке Боутсе из Харлема, творения которого почти не выделяются нафоне стиля и манеры истоков фламандской школы, о художниках Мостарте,Скореле и Хемскерке, которые, несмотря на все их значение, не являютсяиндивидуальными талантами, своим своеобразием характеризующими страну. Тогда итальянское влияние распространилось на всех, кто творил с помощьюкисти – от Антверпена до Харлема. Это было одной из причин того, чтограницы стирались, школы смешивались, художники теряли свое национальноелицо. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Последний,самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтомсоставляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом,прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий понатуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже своеимя, - Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умерпосле 1588 года. Оставшиеся в живых живописцы почти перестали быть по духу своеготворчества голландцами, им не хватало организованности и способностей дляобновления национальной школы. Это были представители голландскогоманьеризма: гравер Хендрик Гольциус, Корнелис Харлемский, подражавшийМикеланджело, Абрахам Блумарт, последователь Корреджо, Михиль Миревельт,хороший художник-портретист, искусный, точный, лаконичный, немногохолодный, современный для своего времени, но не являющийся национальным.Интересно, что только он один не поддался итальянскому влиянию,подчинившему себе большинство проявлений в живописи Голландии того времени. К концу XVI века, когда портретисты уже создали школу, стали появляться иформироваться другие художники.
Во второй половине годы XVI века родилосьбольшое число живописцев, которые стали явлением в живописи, это уже почтипробуждение голландской национальной школы. Большое разнообразие талантовприводит к множеству различных направлений и путей развития живописи.Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одниработают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияниеитальянского художника Караваджо). Светлой – привержены рисовальщики,темной – колористы. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываютсяправила изображения светотени. Палитра становится более раскованной исвободной, линии и пластика изображенного – тоже. Появляются прямыепредшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман.Становятся более свободными и жанровые методы – историчность не такобязательна, как ранее. Создается особый, глубоко национальный и почтиисторический жанр - групповые портреты, предназначенные для общественныхмест – городских ратуш, корпораций, цехов и общин. На этом событии,наиболее совершенном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет. Есть многоталантливых художников. Среди них есть искусные мастера, несколько большихживописцев. Морельсе, Ян Равестейн, Ластман, Франс Хальс, Пуленбург, ванСхотен, ван де Венне, Томас де Кейсер, Хонтхорст, Кейп Старший, наконец,Эсайяс ван де Вельде и ван Гойен – все они родились еще в конце XVI века.В этом перечне есть и художники, имена которых сохранила история и те, ктопредставлял только отдельные попытки достичь мастерства и те, кто сталиучителями и предшественниками будущих мастеров. В развитии голландской живописи это был критический момент. Принеустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. ВоФландрии, где наблюдалось похожее пробуждение, наоборот, уже чувствоваласьуверенность и стабильность, которой пока не было в Голландии. Во Фландрииуже были художники, которые сформировались или были близки к этому.Политические и социально-исторические условия в этой стране были болееблагоприятными. Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции иобщество. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность вискусстве. В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично сталавеликим очагом искусства. Для этого не хватало только двух вещей:нескольких лет мира и мастера, который был бы создателем школы. В 1609 году, когда решалась судьба Голландии - Филипп III договорился оперемирии между Испанией и Нидерландами – как раз и появляется Рубенс. Все зависело от политической или военной случайности. Побежденная ипокоренная, Голландия должна была бы окончательно потерятьсамостоятельность. Тогда, конечно, не могло бы существовать двесамостоятельных школы – в Голландии и во Фландрии. В стране, зависимой отитальяно-фламандского влияния, такая школа и талантливые самобытныехудожники не могли бы развиваться. Для того, чтобы родился на свет голландский народ, и чтобы голландскоеискусство увидело свет вместе с ним, нужна была революция, глубокая ипобедоносная. Особенно важно было то, чтобы революция опиралась насправедливость, разум, необходимость, чтобы народ заслужил то, чего онхотел достичь, чтобы он был решителен, убежден в своей правоте, трудолюбив,терпелив, сдержан, героичен, мудр. Все эти исторические черты получили своеотражение в последующем при формировании голландской школы живописи. Ситуация сложилась так, что война не разорила голландцев, а обогатила,борьба за независимость не истощила силы, а укрепила и воодушевила. Впобеде над захватчиками народ проявил то же мужество, что и в борьбе состихиями, над морем, над затоплением земель, над климатом. То, что должнобыло уничтожить народ, послужило ему на пользу. Договора, подписанные сИспанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение. Все это и привелок созданию собственного искусства, которое прославило, одухотворило ивыразило внутреннюю сущность голландского народа. После договора 1609 года и официального признания Соединенных провинцийсразу наступило затишье. Как будто благотворное, теплое веяние коснулосьчеловеческих душ, оживило почву, нашло и пробудило ростки, уже готовыераспуститься. Поразительно, как неожиданно, и за какой короткий срок – небольше тридцати лет - на маленьком пространстве, на неблагодарнойпустынной почве, в суровых условиях жизни появилась чудесная плеядаживописцев, и притом великих живописцев. Они появились сразу и повсюду: в Амстердаме, Дордрехте, Лейдене, Делфте,Утрехте, Роттердаме, Харлеме, даже за границей – как бы из семян, упавшихза пределы поля. Самые ранние – Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся нарубеже столетий. И далее, в интервале от начала века до конца его первойтрети – Кейп, Терборх, Брауэр, Рембрандт, Адриан ван Остаде, ФердинандБоль, Герард Дау, Метсю, Веникс, Вауэрман, Берхем, Поттер, Ян Стен, ЯкобРейсдаль. Но на этом творческие соки не истощились. Далее родились Питер де Хох,Хоббема. Последние из великих – ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде –родились в 1636 и 1637 годах. В это время Рембрандту было тридцать лет.Примерно эти годы можно считать временем первого расцвета голландскойшколы. Рассматривая исторические события того времени, можно представить,каковы должны быть устремления, характер и судьба новой живописной школы.Что же могли в такой стране, как Голландия, написать эти художники. Революция, давшая голландскому народу свободу и богатство, одновременнолишила его того, что повсюду составляет жизненную основу великих школ. Онаизменила верования, изменила привычки, упразднила изображения как античных,так и евангельских сцен, остановила создание больших произведений –церковных и декоративных картин. Фактически перед каждым художником былаальтернатива – быть оригинальным или не быть совсем. Необходимо было создать искусство для нации бюргеров, которое импонравилось бы, изображало их и соответствовало им. Это были практичные, несклонные к мечтательности, деловые люди, с нарушенными традициями инастроенные антиитальянски. Можно сказать, что для голландского народастояла простая и смелая задача – создать совй собственный портрет. Голландская живопись, была и могла быть лишь выражением внешнего облика,верным, точным, похожим портретом Голландии. Это был портрет людей иместности, бюргерских нравов, площадей, улиц, полей, моря и неба. Основнымиэлементами голландской школы были портрет, пейзаж, бытовые сцены. Такойбыла эта живопись с начала ее существования до упадка. Может показаться, что нет ничего более простого, чем открытие этогообычного искусства. На самом деле, нельзя представить себе ничего равногоему по шири и новизне. Сразу все изменилось в манере понимать, видеть и передавать: точказрения, художественный идеал, выбор натуры, стиль и метод. Итальянская ифламандская живопись в лучших своих проявлениях еще понятны нам, потому чтоими еще наслаждаются, но это уже мертвые языки, и пользоваться ими большеникто не будет. В свое время существовала привычка мыслить возвышенно, обобщенно,существовало искусство, заключавшееся в умелом отборе предметов. В ихукрашении, исправлении. Оно любило показывать природу такой, какая она небывает в действительности. Все изображаемое в большей или меньшей степенисогласовывалось с личностью человека, зависело от нее и было ее подобием. Врезультате возникло искусство, для которого в центре находится человек, авсе остальные образы вселенной воплощались либо тоже в человеческих формах,либо смутно отображались как вторичное окружение человека. Творчестворазвивалось по определенным схемам. Каждый предмет должен был заимствоватьсвою пластическую форму у одного и того же идеала. Человек должен был бытьизображен чаще обнаженным, чем одетым, хорошо сложенным и красивым, чтобыон мог с соответствующим величием играть возложенную на него роль. Теперь же задача живописи упростилась. Надо было дать каждой вещи илиявлению её истинное значение, человека поставить на подобающее место, а вслучае необходимости вообще обойтись без него. Пришло время меньше размышлять, внимательно посмотреть на то, чтопоближе, наблюдать лучше и писать иначе. Теперь это живопись толпы,гражданина, человека труда. Нужно было стать скромным для всего скромного,малым для малого, неприметным для неприметного, принимать все, ничего неотвергая и не презирая, проникать в скрытую жизнь вещей, любовно сливаясь сих существованием, нужно было стать внимательным, любознательным итерпеливым. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никакихпредрассудков. Ничего не надо ни приукрашивать, ни облагораживать, ниобличать: все это ложь и бесполезный труд. Голландские живописцы, творя в каком-нибудь уголке северной страны сводою, лесами, морскими горизонтами, смогли отразить целую вселенную вминиатюре. Маленькая страна, добросовестно изученная согласно вкусам иинстинктам наблюдателя, превращается в неисчерпаемую сокровищницу,изобильную, как сама жизнь, столь же богатую ощущениями, как богато имичеловеческое сердце. Голландская школа растет и работает так в течениецелого столетия. Живописцы Голландии находили сюжеты и краски для удовлетворения любыхчеловеческих склонностей и привязанностей, для натур грубых и деликатных,пылких и меланхоличных, мечтательных и веселых. Пасмурные дни сменяютсявеселыми солнечными днями, море то спокойно и сверкает серебром, то бурно имрачно. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов. Ипочти всегда ощущается движение воздуха над просторами и сильные ветры сСеверного моря, которые громоздят облака, гнут деревья, верят крыльямельниц и гонят свет и тени. К этому надо добавить города, домашнюю иуличную жизнь, гулянья на ярмарках, изображение различных нравов, нуждубедных, ужасы зимы, безделье в тавернах с их табачным дымом и кружкамипива. С другой стороны – обеспеченный образ жизни, добросовестный труд,кавалькады, послеобеденный отдых, охоты. Кроме этого – общественная жизнь,гражданские церемонии, банкеты. Получилось новое искусство, но со старыми,как мир, сюжетами. Таким образом, возникло гармоническое единство духа школы и самоепоразительное разнообразие, когда-либо возникавшее в пределах одногонаправления искусства. В целом голландскую школу называют жанровой. Если же разложить ее насоставляющие элементы, то можно различить в ней пейзажистов, мастеровгруппового портрета, маринистов, анималистов, художников, писавшихгрупповые портреты или натюрморты. Если посмотреть более детально, то можноразличить множество и жанровых разновидностей – от любителей живописностидо идеологов, от копиистов натуры до ее интерпретаторов, от консервативныхдомоседов до путешественников, от тех, кто любит и чувствует юмор дохудожников, избегающих комедии. Вспомним картины юмор Остаде и серьезностьРейсдаля, невозмутимость Поттера и насмешливость Яна Стена, остроумие ванде Вельде и угрюмую мечтательность великого Рембрандта. Если не считать Рембрандта, которого надо считать исключительнымявлением, как для своей страны, так и для всех времен, то для всехостальных голландских художников характерны определенный стиль и метод.Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность,выразительность. Если отнять у голландского искусства то, что можноназвать честностью, то вы перестанете понимать его жизненную основу и несможете определить ни его нравственного облика, ни его стиля. В этиххудожниках, заслуживших в большинстве своем славу близоруких копиистов,чувствуешь возвышенную и добрую душу, верность правде, любовь к реализму.Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещисами по себе вроде бы и не имеют. Началом для этого искреннего стиля и первый результат этого честногоподхода – совершенный рисунок. Среди голландских живописцев у Поттера –проявление гениальности в точных выверенных измерениях и умении проследитьдвижение каждой линии. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину. Поэтомунадо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой.Чтобы чувствовалось различие дня, вечера и ночи, чтобы ощущалась жара ихолод, чтобы зритель и зяб, и наслаждался, и чувствовал необходимостьсосредоточиться. Хотя, наверное, трудно назвать такой рисунок самымблагородным из всех, но попробуйте найти в мире художников, которые писалибы небо, как Рейсдаль и ван дер Нер и сказали бы своим творчеством такмного и так блестяще. Везде у голландцев тот же рисунок – сдержанный,лаконичный, точный, естественный и наивный, искусный, а не искусственный. Палитра голландцев вполне достойна их рисунка, отсюда и вытекаетсовершенное единство их живописного метода. Любую голландскую картину легкоузнать по внешнему виду. Она небольшого размера и отличается своими мощнымистрогими красками. Это требует от художника большой аккуратности, твердойруки, глубокой сосредоточенности, чтобы добиться концентрированноговоздействия на зрителя. Художник должен углубиться в себя, чтобы вынашиватьсвой замысел, зритель – в себя, чтобы постичь замысел живописца. Именноголландские картины дают наиболее ясное представление об этом скрытом ивечном процессе: почувствовать, обдумать и выразить. Нет на свете картины,более насыщенной, так как именно голландцы включают столь большоесодержание в столь маленькое пространство. Вот почему все принимает здесьточную, сжатую и уплотненную форму. Всякая голландская картина является вогнутой, она состоит из кривых,описанных вокруг одной точки, являющейся воплощением замысла картины итеней, расположенных вокруг главного светового пятна. Прочная основа,убегающий верх и округлённые углы, стремящиеся к центру, - всё этовырисовывается, окрашивается и освещается по кругу. В результате картинаприобретает глубину, а изображенные на ней предметы отдаляются от глазазрителя. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы - кгоризонту. Мы как бы обитаем в картине, движемся, заглядываем вглубь,поднимаем голову, чтобы измерить глубину неба. Строгость воздушнойперспективы, совершенное соответствие цвета и оттенков с местом впространстве, которое занимает предмет. Для более полного представления о голландской живописи следовало бырассмотреть детально элементы этого течения, особенности методов, характерпалитры, понять, почему она так бедна, почти одноцветна и так богата порезультатам. Но все эти вопросы, как и многие другие, всегда были предметомдогадок многих искусствоведов, но никогда не были достаточно изучены ивыяснены. Описание основных черт голландского искусства позволяет ужеотличать эту школу от других и проследить за ее истоками. Выразительнымобразом, иллюстрирующим эту школу, является картина Адриана ван Остаде изамстердамского музея «Ателье художника». Этот сюжет был одним из любимыхдля голландских живописцев. Мы видим внимательного человека, немногосгорбившегося, с подготовленной палитрой, тонкими, чистыми кистями ипрозрачным маслом. Он пишет в полумраке. Лицо его сосредоточено, рукаосторожна. Только, пожалуй, эти живописцы были более смепы и умели болеебеззаботно смеяться и радоваться жизни, чем можно заключить изсохранившихся изображений. Иначе как бы проявился их гений в атмосферепрофессиональных традиций? Основу для голландской школы заложили ван Гойен и Вейнантс в началеXVII века, установив некоторые законы живописи. Законы эти предавались отучителей к ученикам, и в течение целого века голландские живописцы жилиими, не отклоняясь в сторону.




Похожие:

Происхождение и характер голландской живописи iconРеферат происхождение и характер голландской живописи
Временем рождения голландской школы считаются первые годы XVII века. Эта школа относится к великим школам живописи и является независимой...
Происхождение и характер голландской живописи iconВремя наивысшего подъема голландской пейзажной живописи
Рейсдаля знаменует собой начало другого — нового. Обладая первоклассными работами обоих художников, так же как и других пейзажистов...
Происхождение и характер голландской живописи iconСередина XVII века время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. В сороковых-пятидесятых годах достигает полного расцвета творчество Гойепа, ведущего художника раннего голландского пейзажа
Рейсдаля знаменует собой начало другого — нового. Обладая первоклассными работамп обоих художников, так же как и других пейзажистов...
Происхождение и характер голландской живописи icon«история изобразительного искусства»
Подготовка сообщений: Реалистические искания русской живописи. Критический реализм в творчестве В. Перова. Тема «бедных людей» в...
Происхождение и характер голландской живописи iconСамостоятельная внеаудиторная работа по темам «Характерные черты европейской живописи XVII-XIX веков»
Показать специфические особенности выбранного стиля живописи (на примере наиболее характерных произведений)
Происхождение и характер голландской живописи icon«Основы живописи»
Основы изобразительной грамоты. Законы цветоведения. Техника акварельной живописи
Происхождение и характер голландской живописи iconРуководство для самостоятельной работы студентов озо специальности «Изобразительное искусство»
Материалы, инструменты и техники академической живописи. Виды академической живописи /по длительности исполнения
Происхождение и характер голландской живописи iconХудожественная реальность в живописи Опубликовано в
Усов Ю. Н. Художественная реальность в живописи//Искусство в школе. 2004. Тем вып. С. 47
Происхождение и характер голландской живописи iconКонтрольная работа по курсу "философия" выполнил студент Голоков И. К. шифр 2374 проверил
Антропогенез (происхождение человека) и социогенез (происхождение общества) как единый процесс. 11
Происхождение и характер голландской живописи iconПроисхождение ЭВМ происхождение ЭВМ
Но это уже есть. Нам об этом завтра сообщат в новостях, ну, например на Intrnet
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы