Бюджетный дефицит и пути его преодоления icon

Бюджетный дефицит и пути его преодоления



НазваниеБюджетный дефицит и пути его преодоления
Дата конвертации07.08.2012
Размер353.18 Kb.
ТипРеферат
Бюджетный дефицит и пути его преодоления


СодержаниеОсновные понятия. Понятие бюджетного дефицита. 21. Некоторые теоретические моменты, касающиеся бюджетногодефицита. 5 1.1 Кейнсианская теория 5 1.1.1Факторы роста бюджетного дефицита 6 1.2 Чистые налоги 9 1.3 Последствия изменения величин расходов и доходов бюджета 9 1.4 Стратегиия фискальной политики 10 1.5 Дефицит 11 1.6 Автоматические стабилизаторы 11 1.7 Дефицит полной занятости 13 1.8 Дефицит, внутренний и внешний долг. 132. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с1985 и по наши дни. 14 2.1 Бюджетный дефицит в период до 1990 года. 14 2.2 Деятельность В.Павлова 16 2.3 Стабилизационная политика и бюджетный дефицит при Е. Гайдаре (январь - май 1992 года) 16 2.4 Бюджетный дефицит и стабилизационная политика при Б. Федорове (апрель 1993 - январь 1994) 17 2.5 Бюджетный дефицит и политика В, Черномырдина (февраль - август 1994 года) 18 2.6 Бюджетный дефицит при первом стабилизационном “походе” А. Чубайса (сентябрь - декабрь 1994) 19 2.7 Бюджетная политика после 1995 года. 19 2.8 Программа сокращения дефицита федерального бюджета на 1999-2001 годы 21 2.9 Возможности выхода из создавшейся ситуации. 22Заключение 23Список использованной литературы 24 Вступление Величина расходной части лишь Федерального бюджета в 2000 году былазапланирована на уровне примерно 4,725,717,000,000,000[1] рублей, то естьфедеральное правительство планировало израсходовать лишь на федеральныенужды целых 16% от ВВП страны. Изменение инфляции на 1 процент изменяетбюджет на несколько миллиардов рублей, а от величины налогового бременизависит работа, зарплата и уровень жизни граждан страны. Увеличениебюджетного дефицита на 1 процент соответственно увеличивает (должноувеличивать) уменьшение частных инвестиций, и, следовательно, это приводитк снижению темпов роста основных средств экономики. Нельзя забывать, чторубль, инвестированный государством приносит прибыли (а значит и эффекта) внесколько раз меньше, чем тот же рубль, проинвестированный частнымсектором. С другой стороны, фискальная политика, основанная накейнсианстве, помогла правительству США выйти из жесточайшей депрессии,разразившейся в тридцатых годах двадцатого столетия. Итак, уровень государственных расходов и налогов, несомненно, играетведущую роль в определении объема выпуска продукции и занятости вэкономике. Разница же между расходами и доходами правительства, а вчастности способ покрытия этой разницы имеет не менее серьезные последствиядля макроэкономики страны.Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государствана федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях сгосударственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, атакже населением по поводу формирования и использования централизованногофонда денежных ресурсов. Для обеспечения функций органов государственнойвласти.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средствСосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешнойреализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную системугосударства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию ипринципы построения бюджетной системы принято называть бюджетнымустройством. Федеральные, региональные и местные органы государственной власти иуправления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжениеопределенную часть перераспределяемого национального дохода, котораянаправляется на строго определенные цели в зависимости от разграниченияфункций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: федеральный бюджет РФ; бюджеты национально-государственных и административно-территориальныхобразований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональнымибюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ,бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городскиебюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; местные бюджеты. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовойполитики государства, цели которой обуславливаются его экономическойполитикой. При этом значение государственного финансового регулированиячерез бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитыватьпроисходящие в настоящее время изменения в практике перераспределенияфинансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степениосуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должнаусиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. До 1991 г. бюджетная система станы была единой. В последние годы в условиях создания Российского государства, развитиярыночных отношений, многообразие форм собственности, усилениясамостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетномустройстве. В соответствии с действующим законодательством сталисамостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил названиефедерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ,бюджеты национально-государственных и административно-территориальныхобразований. Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областныхбюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округови около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные,поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условияхреализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу,использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетногопроцесса. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную закономдеятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению иисполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичноеперераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носитназвание консолидированных бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются ииспользуется для аналитических и статистических целей. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства,утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой иодобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Черезфедеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые дляпоследующего их перераспределения и использования для целейгосударственного регулирования экономического развития страны и реализациисоциальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средствфедерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органовгосударственного управления, обеспечение потребностей обороны страны,обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов,резервов и др. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации,в которой выделяются целевые направления государственной деятельности,вытекающие из основных функций государства. В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводствабюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей)и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов). Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделенияфинансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и накакие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономическогоанализа государственных расходов. Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются всоответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. понаправлениям расходования (на оплату труда государственных служащих,капитальные вложения в основные фонды, выплату субсидий предприятиям инаселению и т.д. Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты потекущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Онвозникает при использовании государственного кредита для покрытиябюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходовнад доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовыхсредств у населения, банков и предприятий или другого государства или умеждународных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средствдля финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещениегосударственных обязательств, и различные займы (Центрального банка РФ,коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.) В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной частибюджета приобрело в основном налоговый характер. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратныеплатежи в пользу бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3)занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами иналогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета. Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были: от приватизации,внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов. Кненалоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд. Налоги и сборы являются основными источниками формирования не толькофедерального, но и региональных и местных бюджетов. Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят названиезакрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия егорасходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных заним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получилиназвание регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам властииметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы,сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов. Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые нафинансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Министерство финансов Российской Федерации как федеральный органисполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управлениефинансами и разработку финансовой политики государства. Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляетконтроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых изфедерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечениигода отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджетаи представляет их в Правительство РФ. . Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами -это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей историинеизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит -нежелательное для государства явление: его финансирование на основеденежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионныхсредств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицитнельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофическихсобытий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он можетбыть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложенийв развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисноготечения общественных процессов, а скорее становится следствием стремлениягосударства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественноговоспроизводства. Некоторые теоретические моменты, касающиеся бюджетного дефицита.1.1 Кейнсианская теория Кейнсианская теория нестабильности прямо предполагает необходимостьпроведения государственной экономической политики. С точки зрениякейнсианства недостаточность валовых расходов приводит к увеличениюбезработицы, избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Такимобразом, правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике,когда они слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда онислишком низки. Итак, фискальная политика базируется на двух основных выводахэкономической науки. . Во-первых, рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости. . Во-вторых, увеличение суммы налогов сокращает личный располагаемый доход домашних хозяйств и, следовательно, приводит к сокращению расходов, объема выпуска продукции и занятости. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненновоздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительствоиспользует меры фискальной и/или денежной политики, пытаясь приблизитьобъем выпуска продукции к его потенциальному уровню и поддержатьстабильность цен, это называется политикой стабилизации. Политика стабилизации представляет собой действия правительства поконтролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объемВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпыинфляции. Целью политики экономического роста является увеличениефактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив,направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с егопотенциальным уровнем.[2] Бюджет — это подробное описание расходов, а такжефинансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджетныйдефицит — это превышение размера государственных расходов над величинойбюджетных поступлений. Когда правительство имеет дефицит бюджета, то егорасходы больше его доходов. Каково же влияние величины и динамики бюджетного дефицита на развитиевсей экономики в целом и отдельных ее показателей в частности? Для началаотмечу, что бюджетный дефицит нуждается в финансировании, и, как правило,это финансирование проводится при помощи заимствований, как на внутреннем,так и на внешнем рынках. Несомненно, иногда правительства прибегают и кпрочим методам финансирования, среди которых наиболее губительным дляэкономики в целом является инфляционное финансирование.2 1. Факторы роста бюджетного дефицита Государственный бюджет - это экономические отношения между государствоми субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводуформирования централизованного фонда денежных средств, направляемых навыполнение общегосударственных задач и функций. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет безсальдо, возможен только теоретически. Но, как я уже упомянула, не всегдабюджетный дефицит является негативным явлением. Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспеченияполной занятости рекомендовал проводить политику дефицитногофинансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результатечрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когдаобычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать кисточникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно,нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья,наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он являетсяотражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособностиправительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этомслучае требуется принятие не только срочных и действенных экономическихмер, но и соответствующих политических решений. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующийуровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрываетсянизкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международныестандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП.Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счетэмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чемсредняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от другихвидов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаютсяналогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источникомфинансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так какони не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитногооборота. Что же происходит в России? Несмотря на рост налогов и некотороеувеличение неналоговых доходов, бюджет Российской Федерации продолжаетоставаться резко дефицитным. На 1999 предельный размер дефицитафедерального бюджета был установлен в сумме 88,5 трлн. руб., или 3,85 % кВВП. Этот дефицит должен был быть профинансирован за счет внутреннихисточников финансирования в общей сумме 56,1 трлн. руб., включая доходы отэмиссии государственных ценных бумаг, и через привлечение источниковвнешнего финансирования в общей сумме 32,5 трлн. руб. На конец года, поданным Минфина России, консолидированный бюджет исполнен со следующимирезультатами:Таблица 1.Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации в 1998 г.| | |В том числе || |Консолидированный |Федеральный |Бюджеты территорий|| |бюджет |бюджет | || |трлн. |В % к ВВП |трлн. |в % к |трлн. |в % к ВВП|| |руб. | |руб. |ВВП |руб. | ||Доходы |558,5 |24,7 |281,9 |12,5 |322,9 |14,3 ||Расходы |652,7 |28,9 |356,2 |15,8 |342,8 |15,2 ||Дефицит |94,2 |4,2 |74,3 |3,3 |19.9 |0,9 | Ситуация же в самом начале экономических преобразований была значительноболее плачевной. С разрушением командно-административной системы нормальноесоотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовымиметодами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам1991 года дефицит бюджета бывшего СССР достиг почти 20 % ВНП. Резкоеувеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастаниюинфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительствосистематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за триквартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн.руб., и ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессоввыразилось в росте цен на товары и услуги (видимая инфляция), и резкомповышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (скрытаяинфляция). До 1994 года дефицит бюджета продолжал оставаться на критическомуровне - 10,8 %. Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Центральногобанка для финансирования бюджетного дефицита в 1995 - 1998 годах привел крадикальному сокращению темпов инфляции и существенному оздоровлениюобщеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишьза счет превращения бюджетного дефицита в государственную задолженность.Место кредитов Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом.Если в 1994 г. внутренние и внешние займы составляли 21,5 % реальныхбюджетных доходов, то уже в первой половине 1998 года они достигли 68,7 %.Финансирование же за счет займов расходов федерального правительстваувеличилось за этот период с 10 % до более трети (около 19 % - за счетприроста внутреннего долга, около 16 % - внешнего). Таблица 2 Финансирование дефицита федерального бюджета России в 1998 г.|Общее финансирование |74,3 ||В том числе: | ||Внутреннее финансирование |41,0 ||Из него: | ||Кредиты Банка России |- 0,2 ||Государственные краткосрочные обязательства |38,1 ||Казначейские обязательства |- 7,3 ||Облигации государственного сберегательного займа |6,3 ||Внешнее финансирование |33,3 ||Из него: |22,5 ||Кредиты международных финансовых организаций | ||Кредиты правительств иностранных государств, |10,8 ||иностранных коммерческих банков и фирм | | “Столкнувшись с резким сокращением налоговых поступлений, правительствоувеличило заимствования на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов,выпуск казначейских налоговых освобождений (КНО), векселей, других денежныхсуррогатов, повысило таможенные пошлины, одновременно распространив их наболее широкий круг товаров, в том числе на лекарства, приступило кустановлению новых видов налогов, включая и такие экзотические, как налогина пересечение границы физическими лицами, на импорт наличной валюты. Изтеории и практики многих стран мира хорошо известно, что каждая из этих мерприводит к совершенно неизбежному следствию - замедлению экономическогороста или, что точнее в нынешних российских условиях, сохранению или дажеускорению экономического спада”, - делает вывод А. Илларионов. А. Илларионов выступает с резкой критикой правительства, допустившегонеоправданно высокий уровень государственной задолженности в 1996 - 1997гг., когда рыночная экономика в России по существу уже сложилась, и многиечрезвычайные проблемы отступили. Величина государственного долга (47 % ВВПдля всего долга, 15,3 % для внутреннего, 31,7 % для внешнего), по егомнению, не дает повода для излишнего оптимизма экономистам, сравнивающимэти цифры с задолженностью некоторых развитых государств (Бельгия - 134 %,Италия - 123 %, Канада - 98%). Ведь развитые страны в силу их болеевысокого уровня экономического развития могут себе позволить относительновысокий показатель государственного долга. Помимо этого показательгосударственного долга нужно сравнивать не только с ВВП, но и с денежноймассой, что весьма логично, учитывая, что действительное бремя госдолга длякаждой страны зависит в первую очередь от способности государства егообслуживать, вовремя мобилизовывать наличные денежные ресурсы, что в своюочередь определяется величиной денежной массы. И тогда картина меняется:отношение государственного долга к денежной массе в середине 1998 годадостигло 378 %, что почти в полтора раза больше аналогичного показателя вГреции - стране с наиболее высоким уровнем государственной задолженностисреди развитых стран - 261 %. В настоящее время реальное бремягосударственной задолженности в России весьма и весьма тяжело.1.2 Чистые налоги Для начала кратко рассмотрим теоретический механизм функционированияфискальной политики, а конкретно – как налоги, трансферты и государственныезакупки влияют на экономическую ситуацию в стране. В качестве модели возьмем классическую математическую модель, в которойВНП (Y) = расходам на потребление (C)+ расходам на инвестиции (I) +государственные закупки (G)[3]. Для простоты пока что опустим в данномуравнении слагаемое чистого экспорта. Можно сказать, что государственные расходы состоят из государственныхзакупок (спрос правительства на товары и услуги), а так же из трансфертов(платежей, осуществляемых без соответствующего предоставления ихполучателями каких-либо товаров или услуг). В идеальной ситуации величинаналогов, составляющая доходы бюджета, должна равняться государственнымрасходам, то есть величине государственных закупок + трансферты. Нопоскольку трансферты представляют собой лишь перераспределительныеотношения, то есть в конечном итоге доходы частного (в противоположностьгосударственному) сектора в размере трансфертов возвращаются частному жесектору, следует использовать такое понятие, как чистые налоги. Чистыеналоги[4] – это сумма, которую частный сектор уплачивает правительствупосле учета величины всех трансфертов, получаемых им от правительства. Вданном случае нас интересует совокупный доход, а трансферты на его размерне влияют.1.3 Последствия изменения величин расходов и доходов бюджета Как же повлияют на экономическую ситуацию увеличение налогов иувеличение правительственных расходов? Очевидно, что рост объемагосударственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции,причем прирост этот равен величине государственных закупок, умноженной навеличину мультипликатора. Налогообложение в свою очередь сокращает размерпотребительских доходов и соответственно расходов. Так как мультипликаторравен 1/(1- Предельная склонность к потреблению), то совокупный спрос приувеличении налогов уменьшится на величину, равную произведению предельнойсклонности к потреблению и суммы сокращения располагаемого дохода. Такимобразом мы получаем знаменитый эффект действия мультипликаторасбалансированного бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета[5]устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемыйравным по величине приростом налогов, имеет своим результатом увеличениевыпуска продукции. То есть сбережения, являющиеся главным источникомфинансирования увеличения расходов правительства через механизм внутреннегогосдолга, пускаются в оборот и тем самым увеличивают совокупный спрос.1.4 Стратегия фискальной политики Как уже было отмечено, величина валовых расходов в экономике полнойзанятости не всегда совпадает с объемом произведенной в экономике полнойзанятости продукции (товаров и услуг). Если валовые расходы меньше объемавыпущенной в стране продукции, то возникает так называемый «рецессионныйразрыв» (recessionary gap). Такая ситуация возникает из-за существования«предельной склонности к сбережению» - определенную часть своих доходовлюди тратят на сбережения, и именно они, сбережения, и являются источникомфинансирования увеличения государственных затрат. Итак, у государства есть 2 варианта – либо срочно увеличивать объемвыпускаемой продукции, либо срочно увеличивать валовые расходы. Именнопоследнее и достигается при помощи увеличения государственных расходов. Атак как государственные закупки эффективнее государственных трансфертов[6],именно первое и должно применяться. Таким образом, увеличениегосударственных расходов уравновешивает потери величины валовых расходов,вызванных сбережениями, налогами или импортом. Может сложиться и обратная ситуация – возникновение «инфляционногоразрыва» (inflationary gap) – когда валовые расходы экономики полнойзанятости превышают валовой объем выпускаемой продукции экономики полнойзанятости. Для недопущения инфляции государству приходится уменьшитьваловые расходы как раз на величину этого инфляционного разрыва. Это можнопроделать несколькими способами. Можно уменьшить государственные расходы(трансферты или затраты на товары и услуги), или потребительские затратыпри помощи увеличения налогов. Однако надо помнить, что увеличение налоговна рубль приведет к уменьшению расходов меньше, чем на рубль. Итак, составим сводную таблицу всего вышесказанного касательнофискальной политики.|Источники уменьшения |Сбережения, налоги, импорт ||валовых расходов | ||Источники увеличения |Инвестиции, государственные расходы, ||валовых расходов |экспорт ||Равновесный уровень |Уровень выпуска продукции, при котором ||ВНП |желаемый уровень валовых расходов || |равняется уровню производства. В условиях|| |равновесия сумма величин, увеличивающих || |валовые расходы, равна сумме величин, || |уменьшающих валовые расходы. Таким || |образом, желаемые инвестиции + || |государственные расходы + экспорт = || |желаемым сбережениям + налогам + импорту ||ВНП полной занятости |Общая стоимость конечных товаров и услуг, || |которых можно произвести в определенный || |период времени при полной занятости. Эта || |величина называется потенциальным ВНП. ||Цель фискальной |Сравнять равновесный ВНП с ВНП полной ||политики |занятости. ||Стратегии фискальной |Величина желаемого увеличения валовых ||политики |расходов = величине рецессионного || |разрыва; || |Величина желаемого уменьшения валовых || |расходов = величине инфляционного разрыва.|1.5 Дефицит Обычно сбалансированный бюджет является лишь предвыборным девизом, а нереалией нашей жизни. Превышение расходов над доходами называется бюджетнымдефицитом. В идеальной ситуации бюджетный дефицит равен величинегосударственных закупок товаров и услуг минус чистые налоги. Возникает вопрос, – является ли дисбаланс бюджета таким уж большимзлом? С точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит или избыток являютсяобычными последствиями проведения фискальной политики, и ничем более.Обоснованность каждого данного дефицита или избытка зависит отнеобходимости регулирования величины государственных вливаний в величинуваловых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев сбалансированныйбюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится вравновесии в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых,увеличивающих валовые расходы экономики полной занятости, равна величинеслагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости. Если жехотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированностьбюджета будет обоснованна. Тем не менее, в мировой практике случаев наличиябюджетного избытка намного меньше, чем случаев наличия бюджетного дефицита.1.6 Автоматические стабилизаторы Казалось бы, что может быть проще – сократить расходную часть бюджета,если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизнирасходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя.Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы настрахование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – насоциальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджетазависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их частьнеобходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощьинвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ. Крометого, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращаетвозможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являютсястабилизаторами экономического положения в стране. Возьмем, к примеру,пособие по безработице. Расходы по этой статье увеличиваются как раз тогда,когда совокупных расходов в экономике не хватает для обеспечения занятостивсех имеющихся ресурсов в полном объеме. Люди, получающие эти трансферты,начинают больше тратить, увеличивая тем самым совокупные расходы экономики.С другой стороны, такие автоматические стабилизаторы имеются и в доходнойчасти бюджета. В частности подоходный налог так же приносит когда больше,когда меньше доходов в бюджет в зависимости от величины совокупных расходови доходов. Когда доходы и, соответственно, расходы идут вверх, подоходныйналог сдерживает рост покупательной способности населения, предотвращая темсамым дополнительные предпосылки к возникновению инфляции. Таким образом,автоматические стабилизаторы (правительственные доходы или расходы,автоматически изменяющиеся в противоположную изменениям в национальномдоходе сторону, например пособия по безработице или подоходный налог)сглаживают флуктуации кривой совокупных расходов и доходов, предотвращаяизлишне резкие и слабо контролируемые изменения величин макроэкономическихпоказателей. Таким образом, можно сказать, что величина расходов, а, следовательно,и величина сальдо сбалансированного бюджет, зафиксировано примерно наопределенном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при пропорциональнойсистеме налогообложения величина бюджетного дефицита, прежде всего, зависитот уровня доходов. Так как благодаря господину Кейнсу с середины тридцатых годов дефицитгосударственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностейгосударственного регулирования экономики, в конце двадцатого века неосталось практически ни одной страны, могущей похвастаться отсутствиембюджетного дефицита. Следует помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, неодна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связанас циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено прежде всегосуществованием автоматических стабилизаторов. Ниже приведены данные,иллюстрирующие влияние стабилизаторов на бюджет. Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции (вдолларах США 1997 года)|Когда уровень|Государственные |Государственные |Дефицит ||безработицы |расходы автоматически|налоговые доходы |госбюджета ||увеличивается|увеличиваются за |автоматически |увеличиваетс||на 1 |счет: |уменьшаются за счет: |я на 28 ||процентный |Пособий по |подоходного налога с |миллиардов ||пункт: |безработице |физических лиц | || |Дотаций на питание |отчислений с фонда | || |Дотаций социальной |заработной платы | || |сфере |отчислений с оборота | || |Дотации |Валовое уменьшение | || |здравоохранению |доходов –21 миллиард | || |Валовое увеличение |долларов | || |расходов бюджета + 7 | | || |миллиардов долларов | | ||Когда уровень|Правительственные |Правительственные |Дефицит ||инфляции |расходы автоматически|доходы автоматически |уменьшается ||увеличивается|увеличиваются за |увеличиваются за |на 3 ||на 1 |счет: |счет: |миллиарда ||процентный |индексации |налогов с юридических|долларов ||пункт |минимальной зарплаты |и физических лиц | || |и пенсий |Валовое увеличение | || |увеличения процентной|доходов + 18 | || |ставки |миллиардов долларов | || |Валовое увеличение | | || |расходов + 15 | | || |миллиардов долларов | | | Из вышеприведенных данных можно сделать следующие выводы: 1. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. 2. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.1.7 Дефицит полной занятости Поскольку второй вывод имеет место быть, нам требуется какой-то другой,более точный индикатор фискальной политики, не зависящий от фазыэкономического цикла. Для изучение эффективности фискальной политикиреальный дефицит делится на циклическую и структурную составляющие.Циклическая составляющая отражает изменения, вызванные фазой экономическогоцикла, как-то изменения в налоговых поступлениях и государственныхтрансфертах. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики.Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычисленияструктурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условияхполной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полнойзанятости). Известно, что уровень государственных расходов и ставка налогообложениямогут оказывать влияние на уровень совокупного спроса, и, следовательно,на величину ВНП. Возросший объем государственных закупок товаров и услугувеличивает уровень доходов и тем самым увеличивается общая сумма налогов,получаемых правительством. Возникает вопрос: может ли приростгосударственных расходов, вместо увеличения бюджетного дефицита, привести кего сокращению? На основе вышесказанного можно утверждать, что сбережения + чистыеналоги = правительственным закупкам + инвестициям, или, сбережения –инвестиции = бюджетный дефицит. Кстати этой формулой иллюстрируется такназываемый эффект замещения государственными обязательствами обязательствреального сектора, то есть за счет финансирования госбюджетанедофинансируется реальный сектор. Итак, если будет происходить дефицитное увеличение правительственныхзакупок, то, хотя при этом и будет увеличиваться уровень доходов, а,следовательно, и налоговые поступления, валовой доход бюджета не сможетвозрасти настолько, чтобы, в конце концов, привести к сокращению дефицита.1.8 Дефицит, внутренний и внешний долг. Сейчас идет много споров об отрицательных и положительных чертахдефицита с точки зрения роста внутреннего и внешнего долга. Однако можновыделить следующие 2 доминирующие позиции. Первая основывается на незнании экономики и поверхностном здравомсмысле. Наличие долга приводит обывателя в ужас, абсолютный рост долгавоспринимается как знак грядущей катастрофы. Вторая же основывается на детальном анализе всех за и против. Вотосновные положения второй позиции. Итак, национальный государственный долг строится из бюджетныхдефицитов. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям какна внутреннем, так и на внешнем рынках.. Национальный долг, с однойстороны, является пассивом для государства и активом держателейгособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования). Таким образомстоимость в результате госзаимствований не теряется. И все же, кто несет или будет нести бремя долга, созданного хроническинесбалансированными бюджетами? Каковы же отрицательные последствия наличиягосдолга? Во-первых, необходимость обслуживания долга ограничивает возможностиправительства балансировать текущий бюджет или тратить средства,направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны,большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишьформой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходятвладельцам государственных ценных бумаг. Во-вторых, хотя обслуживание долга не имеет сколь-нибудь существеннойальтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияетна будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаютсянедофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаютсяинвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимостькак самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом. Надо заметить, что долг, вызванный необходимостью финансированиятрансфертов, не налагает ни на кого реального прямого бремени. В-третьих, существует проблема соотношения величины государственногосектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растетгосударственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частныйсектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, несопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращенияинвестиций пострадают будущие поколения. Наиболее тягостным для будущих поколений является внешний долг, ибо еговыплата не будет лишь перераспределением доходов между гражданамигосударства. С другой стороны, внешнее финансирование позволяет странерасширить государственный сектор без урезания частного сектора.2. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с 1985 и понаши дни. Итак, на основе вышесказанного, можно заключить, что наличиеобоснованного бюджетного дефицита не является крамольным злом, но все-такиинициируемый им государственный долг является вещью довольно неприятной.Следовательно, необходимо стремиться без нужды его не раздувать, и по меревозможностей его сокращать. Но когда он (дефицит) есть, его надофинансировать. Эмиссионное финансирование (как прямое кредитованиеправительства центральным банком, так и скупка им государственных ценныхбумаг) в крупных размерах (ползучая инфляция в пределах до 7% в годсчитается даже неким положительным фактором) приводит к существенныминфляционным процессам, и не является приемлемым. Чрезмерное жезаимствование на внутреннем и внешних рынках тоже приносит здоровьюэкономики мало пользы, да и ресурсы на этих рынках довольно ограниченны. Итак, рассмотрим действия нашего (Российского и СССР-овсего)правительства за последние 10 лет в этой области.2.1 Бюджетный дефицит в период до 1990 года. В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второймировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась всостоянии относительного макроэкономического равновесия. Консервативнаяполитика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже вслучаях острой нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпыроста обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных дляосуществления приоритетных проектов. Однако существенное замедление темповэкономического роста во второй половине 60-х годов заметно сузилофинансовую базу советского руководства при заметном возрастанииамбициозности его намерений (подкормка “братских” режимов, созданиеядерного оружия нового поколения и т.д.). с начала 70-х годов растущийдефицит финансовых ресурсов во все большей мере стал покрываться путемувеличения кредитования экономики со стороны банковской системы. В свою очередь начатая в 1985 году антиалкогольная кампания привела ксокращению продаж алкогольных напитков и, как следствие, - к существенномуснижению поступлений налога с оборота. К тому же осуществление программы“ускорения” и перевооружения машиностроительного комплекса имело своимрезультатом заметное увеличение бюджетных расходов. Таким образом, уже в1985 году, очевидно впервые за послевоенные годы консолидированный бюджетСССР был сведен с дефицитом 2,4 % ВВП[7] . Экономическая политика правительства М. Горбачева - Н. Рыжкова впоследующие годы привела к дальнейшему увеличению разрыва между бюджетнымидоходами и расходами. С 1986 года предприятия получили право оставлять всвоем распоряжении все большую часть прибыли, что значительно уменьшилоотчисления в бюджет. Происшедшее в 1986 году падение мировых цен на нефть идругие энергоресурсы привело к дополнительному сокращению бюджетныхдоходов. В то же время ликвидация последствий чернобыльской катастрофыпотребовало новых правительственных расходов. Дефицит консолидированногобюджета возрос до 6,2 % ВВП[8]. Примечательно, что весь дефицитфинансировался прямым кредитованием ЦБ. Переход к институциональным реформам в 1987 году при сохранении мягкойбюджетной политики означал дальнейшую дестабилизацию макроэкономическойситуации. Наиболее значимыми событиями в этом ряду стали принятие закона опредприятии, либерализовавшего политику в области выплаты зарплаты,разрешение предприятиям устанавливать договорные цены, началопредпринимательского движения. В том же году правительство повысилозакупочные цены на сельскохозяйственную продукцию при сохранении прежнихрозничных цен, что автоматически увеличило объем бюджетных субсидий.Дополнительные расходы были вызваны землетрясением в Армении и увеличениемминимальной пенсии на 25 % . величина дефицита поднялась до 9,2 % ВВП иприблизительно на этом уровне сохранялась вплоть до 1991 года[9]. В декабре 1987 года Политбюро ЦК КПСС обсуждало вопросы бюджетногодефицита и склонялось к применению рестриктивных финансовых мероприятий.Однако ни оно, ни правительство СССР не оказались готовыми взять на себяответственность за непопулярные решения. Правительство Н. Рыжкованеоднократно собиралось ужесточить бюджетную политику, но ни разу этого несделало. Каждый раз охваченное макроэкономическим популизмом, оноотступало, не решаясь приступить к осуществлению болезненных решений посокращению расходов и дефицита. Невыполненным осталось и публичное обещаниепремьера повысить цены на хлеб в мае 1990 года. Для финансирования бюджетного дефицита активно использовались кредитныересурсы Госбанка СССР. Их чистый прирост в процентах к ВВП вырос с 2,8 %ВВП[10] в 1986 году до 14,1 % в 1990 году, что послужило одной изпредпосылок возникновения гиперинфляции в недалеком будущем.2.2 Деятельность В. Павлова В. Павлов приступил к обязанностям премьер-министра в декабре 1990.Осуществление стабилизационного пакета В. Павлова имело ограниченные ивесьма краткосрочные макроэкономические последствия. Стабилизационнаяполитика В. Павлова носила откровенно антигуманный характер и, какследствие, не нашла поддержки общества. Денежная реформа нанесла серьезныйудар по доверию к рублю, а также к союзному правительству и непосредственнок премьеру, да плюс еще окончательная победа руководства Российскойфедерации в борьбе за российские предприятия означала конецстабилизационных усилий союзного правительства. Недостаток финансовыхресурсов союзного бюджета можно было исполнить только с помощью кредитнойэмиссии. Конкуренция двух властей привела к тому, что совокупный дефицитроссийского бюджета и части союзного бюджета, приходившегося на территориюРоссии, в 1991 году составил примерно 31,9[11] % российского ВВП. Дефицитбыл профинансирован за счет кредитов Госбанка СССР и Центрального банкаРоссии.2.3 Стабилизационная политика и бюджетный дефицит при Е. Гайдаре (январь -май 1992 года) Огромный дефицит бюджета, отсутствие валютных резервов, банкротствоВнешэкономбанка, коллапс административной торговли, реальная угроза голодав крупных городах лишь добавляли некоторые штрихи к экономической ситуации,в которой оказалось правительство Е. Гайдара. Кассовый дефицит бюджета, профинансированный прямыми кредитамиЦентробанка, составил 6,9 % ВВП в апреле и 3,3 % ВВП в мае. Кроме того вапреле были выданы бюджетные кредиты экономике в размере еще 2,3 % ВВП. Сфевраля началось кредитование Центробанком государств рублевой зоны.Кредиты достигли уровня 8,4 % от ВВП. Административный лимит кредитованиякоммерческих банков был перекрыт, установленный на первый квартал былперекрыт в начале февраля. Но все же говоря о правительстве ЕгораТимуровича Гайдара можно отметить, что этой команде, невзирая ни на что,удалось восстановить макроэкономическую сбалансированность и,соответственно, управляемость экономикой. Только после этого появиласьвозможность проведения какой бы то ни было осмысленной политики. Однако с июня под давлением со стороны консервативного парламента ирегиональных и отраслевых лобби началось отступление по всем направлениямбюджетной и кредитно-денежной политики. Одним из важнейших поводов дляэтого послужил взрывной рост неплатежей между предприятиями в первойполовине 1992 года. Кассовый дефицит бюджета, покрывавшийся кредитамиЦентробанка, возрос до 14-15 % в июне-июле и 24 % ВВП в августе. Крометого, бюджетные кредиты экономике были увеличены до 14 % ВВП. В. Геращенко,сменивший в середине июля Г. Матюхина на посту председателя Центральногобанка, провел взаимозачет взаимной задолженности предприятий,сопровождавшийся массированным кредитование коммерческих банков, достигшим15 % ВВП в июле и 31 % ВВП в августе. Кроме того, продолжалось кредитованиегосударств рублевой зоны на уровне 5,5 % ВВП[12]. Совокупный приростактивов Центробанка вырос до 40 % ВВП в июне, 49 % в июле, 56 % в августе.В целом дефицит расширенного бюджета за три летних месяца составил 28,8 %ВВП, а совокупный прирост активов Центробанка - 48,9 % ВВП. Вообще, мыможем смело говорить о том, что огромные кредиты, выданные руководствомЦентрального банка коммерческим банкам и государствам рублевой зоны летом иосенью 1992 года, не имели под собой какого-либо разумного экономическогообоснования. Для правительства крах политики стабилизации стал очевидным в концеавгуста. Тогда была предпринята еще одна попытка стабилизации, оказавшаясяпоследней в 1992 году. В результате ужесточения бюджетной политики всентябре - ноябре федеральный бюджет сводился с профицитом, а кредитыЦентробанка на покрытие кассового дефицита не привлекались вовсе. Однаковозвращение к ограничительной политике произошло слишком поздно - еерезультаты на снижении инфляционной динамики сказались лишь через несколькомесяцев - после того, как Е. Гайдар на VII съезде народных депутатов Россиив декабре 1992 года был вынужден подать в отставку.2.4 Бюджетный дефицит и стабилизационная политика при Б. Федорове (апрель1993 - январь 1994) Уход Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности премьер-министра изамена его В. Черномырдиным вылилась в своего рода “праздникбезответственности денежных властей. Началась самая массированная кредитнаяэкспансия в истории России. Ее прирост шел по всем направлениям. После трехмесяцев паузы впервые появился кассовый дефицит бюджета, составивший 8 %ВВП. Помимо кредитов на его покрытие Центральный банк выдал бюджетныекредиты экономике в размере 33 % ВВП. Кроме того, коммерческие банкиполучили прямые кредиты на 28 % ВВП, а государства рублевой зоны - вразмере 14 % ВВП. Наконец, Центробанк увеличил свои валютные резервы насумму более 10 % ВВП. В целом чистый прирост активов Центрального банка вдекабре составил 93,8 % ВВП. В последующие три месяца неограниченное кредитование экономикипродолжалось, хотя и на несколько более низком уровне. Прощальным аккордомушедшего в марте 1993 года с поста министра финансов В. Барчука сталвсплеск расходов федерального бюджета до 63 % ВВП, который увеличилбюджетный дефицит до 19 % ВВП. Кредиты бюджету дали половину прироста всехактивов Центробанка. В конечном итоге лишь после того как в конце марта 1993 года Б.Федоров занял пост министра финансов, у него появилась практическаявозможность приступить к реализации давно утвержденной программы бюджетнойстабилизации. В числе важнейших мероприятий, осуществленных Б. Федоровым, былиследующие:1. Консолидация в бюджете всех внешнеэкономических операций государства и кредитов предприятиям. Последний бюджетный кредит в размере 200 млрд руб. (2.4 % ВВП) был выдан Центральным банком в апреле 1993 года.1. Существенное сокращение бюджетного дефицита, связанное прежде всего с отменой субсидирования кредитов, централизованного импорта и импортных дотаций, либерализацией цен на уголь, зерно, хлеб. Начиная с апреля 1993 года кассовый дефицит бюджета ни разу не превышал 10 % ВВП, а в последнем квартале 1993 года был снижен в среднем до 6,1 % ВВП.1. сокращение привлечения кредитов Центробанка и внешних кредитов для финансирования бюджетного дефицита.1. Начало неэмиссионного финансирования бюджета с помощью выпуска государственных ценных бумаг (трехмесячных ГКО) с мая 1993 года.1. Во втором периоде “федоровского этапа” удалось снизить кассовый дефицит бюджета до 6,7 % ВВП по сравнению с 7,6 % ВВП в первом, расширенный дефицит бюджета - до 8,2 % ВВП по сравнению с 11,1 % ВВП.2.5 Бюджетный дефицит и политика В. Черномырдина (февраль - август 1994года) Практически сразу же после ухода Е. Гайдара и Б. Федорова правительствоВ. Черномырдина заметно смягчило бюджетную и кредитно-денежную политику.Уже в феврале 1994 года кассовый дефицит бюджета вырос в 2,5 раза посравнению с последним кварталом 1993 года и достиг 14,8 % ВВП. Общийприрост активов Центробанка увеличился до 17,8 % ВВП. В последующие месяцыдефицит бюджета еще трижды - в мае, июле и августе составлял двузначнуювеличину. И хотя, в конечном счете, правительственная политика оказалась нестоль разнузданной, как это было в конце 1992 - начале 1993 годов, и какожидалось в начале 1994 года, все же ее смягчение оказалось весьмасущественным. В среднем за этот период кассовый дефицит бюджета возрос с 6,7 до 11 %ВВП. Несмотря не на что на финансирование бюджета использовалисьиностранные кредиты - второй транш кредита на системные преобразования(КСП) в размере 1,5 миллиардов долларов, предоставленный МВФ в апреле 1994года (давший 0,9 % ВВП), а также возросшие поступления от продажи ГКО (1,0% ВВП по сравнению с 0,2 % ВВП в последнем квартале 1993 года) кредитыЦентробанка Министерству финансов также возросли - с 6,5 до 9,1 % ВВП иостались важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Именноэмиссионное финансирование разбухшего бюджетного дефицита оказалосьважнейшим фактором увеличения совокупного прироста активов ЦентральногоБанка с 12,2 до 13,8 % ВВП2.6 Бюджетный дефицит при первом стабилизационном “походе” А. Чубайса(сентябрь - декабрь 1994) После серии изнурительных консультаций и согласований бюджет на 1995год с фиксированным дефицитом в 73 триллиона рублей (около 5,5 % ВВП)прошел три слушания в парламенте и был окончательно утвержденГосударственной Думой 7 марта и Советом Федерации 23 марта 1995 года. Взаконе о бюджете было закреплено положение о неинфляционном финансированииего дефицита. Вообще, бюджетная и кредитно-денежная политика сентября-декабря 1994 года оказалась более сдержанной, чем в предыдущие семьмесяцев. Кассовый дефицит бюджета снизился с 11,3 до 10,3 % ВВП, нооставался выше уровня, достигнутого в четвертом квартале 1993 года (6,7 %ВВП). В первом квартале 1995 года макроэкономическая политика правительстваоставалась умеренной. Кассовый дефицит бюджета не превысил 3,6 % ВВП,причем кредиты Центробанка составили лишь 1,3 % ВВП. Оставшиеся 2,3 % ВВПбыли профинансированы за счет ценных бумаг, в том числе за счетпринудительно размещенных казначейских обязательств (КО) - 1,8 % ВВП и засчет ГКО - 0,5 % ВВП[13]. Анализ доходной и расходной частей бюджета на 1995 г. показывает, что и вдоходной и в расходной частях он составлен с гораздо большей степеньюреализма, чем бюджеты предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и 1994 гг. былохарактерно завышение уровня доходов и расходов по сравнению с фактическимисполнением на 5—6% ВВП. В бюджете на 1995 г., напротив, заложена некотораянедооценка объема поступлений и расходов. По доходам она составляет около1% ВВП, а по расходам — от 1—2% ВВП. В краткосрочной перспективе наиболее важны отнюдь не величины федеральныхдоходов или расходов, а разница между ними и способы ее финансирования.Реальный объем поступлений в федеральный бюджет составил примерно 13% ВВП,а объем расходов — от 18 до 19,5% ВВП. Таким образом, бюджетный дефицитсоставил от 5 до 6,5% ВВП. При оценке ВВП в 1450 трлн руб. размербюджетного дефицита составил от 73 до 95 трлн руб. Итак, в 1998 год, годвыборов страна вступила со впечатляющим дефицитом.2.7 Бюджетная политика после 1995 года. В соответствии с соглашением, достигнутым между правительством России иМВФ, бюджетный дефицит должен был сокращаться с 5% ВВП в 1995 году до 3% в1999 году. Однако эти цели не были достигнуты полностью – в 1998 годудефицит консолидированного бюджета достигал 4.17% от ВВП, а в 97 – почти4.6 процентов с учетом секвестра. Без него бюджет был выполнен примерно науровне 50-60%[14]. Наблюдалось увеличение социальных расходов, сокращениерасходов на образование, науку, армию. Общие расходы консолидированногобюджета уменьшились с 30.9% ВВП в 1994 году до 22.7% ВВП в 1999. В то жевремя размеры государственного потребления стали расти – если в 1992 оносоставляло 16% ВВП, то в 1995 уже 26,5% ВВП. Значительные резервы сокращения дефицита есть и в рамках вертикальногоперераспределения ресурсов между федеральным и территориальными уровнями. Постепенно сокращаются дотации бюджета отраслям народного хозяйства – с14% от ВВП в 1992 году до почти 1.6% ВВП в 1999 году. В первую очередь этодотирование сельского хозяйства. Однако были некоторые моменты увеличениясубсидирования этой отрасли – например в четвертом квартале 1998 годарасходы по этой статье увеличились до 134%[15]. Если исходить изцелесообразности полного прекращения субсидирования отрасли изтерриториальных бюджетов, то расходы и соответственно дефицитконсолидированного бюджета следовало бы сократить почти на 0,5% от ВВП. На протяжении всего рассматриваемого периода львиную долюконсолидированного бюджета съедали жилищно-коммунальные субсидии (например,в 1994 году по данной статье было израсходовано 29 трлн рублей, чтосоставило 27% общих расходов территориальных бюджетов). Например в 1997 году экономия средств бюджета была произведена за счетснижения расходов на государственное управление[16] (до 87%) ,науки (до68%), госинвестиций (до 72%), пополнения госзапасов и резервов (с 143% до107%). Особенно хотелось бы отметить скачек государственных расходов,вызванный предвыборной кампанией. В 1997 году постоянно увеличивалисьрасходы и исполняемость по социальной сфера, а практически все остальныестатьи (даже защищенные) безбожно сокращались. При формировании бюджета на 1999 год существенно были урезаны расходына науку, культуру, некоторые социальные программы[17]. При рассмотрении бюджета 1999 года параллельно рассматривалисьследующие источники бюджетного развития России до 2001 года и статьи ихраспределения[18]: Проект укрупненного бюджета развития РФ в трлн. руб. в ценах 1998 года.|№ |Источники бюджетного |1998 |1999 |2000 |2001 || |развития | | | | ||1 |Связанные инвестиционные |15 |16 |19 |21 || |кредиты под гарантии | | | | || |правительства РФ, включая | | | | || |кредиты Мирового банка | | | | ||2 |Другие заемные средства |11,4 |21 |27 |37 ||3 |Выплаты процентов по ранее|1,0 |3,3 |6,1 |10,1 || |выданным кредитам из | | | | || |бюджетного развития | | | | ||4 |Погашение основного долга |- |- |1,0 |2,0 || |по этим кредитам | | | | || |ИТОГО |27,4 |40,3 |53,4 |70,1 || |Расходы | | | | ||1 |Государственные инвестиции|11,6 |19,9 |29,1 |41,1 || |на производственное | | | | || |строительство, включая | | | | || |конверсионные | | | | || |инвестиционные проекты | | | | ||2 |Поддержка долгосрочных |0,5 |1 |1,5 |2 || |экспортных контрактов | | | | ||3 |Инвестиционные проекты по |15 |16 |19 |21 || |связанным кредитам | | | | ||4 |Средства на санации и |0,4 |0,8 |1,1 |1,7 || |осуществление банкротств | | | | ||5 |Выплаты по государственным|- |1,2 |2,4 |4,3 || |гарантиям | | | | || |ИТОГО |27,4 |40,3 |53,4 |70,1 | Насколько сей прожект окажется реальностью покажет время, а покаправительство продолжает работать над проектом федерального закона «Обюджете на 1999 год».2.8 Программа сокращения дефицита федерального бюджета на 1999-2001 годы Итак, каковы же планы нашего правительства касательно регулированиядефицита бюджета на ближайшее будущее? Ниже я приведу основные направлениядействий, планируемых правительством для сокращения федерального бюджета на1999-2001 годы[19]. Программа нацелена на ограничение негативного влияния наэкономический рост бремени обслуживания государственного долга и навоздействие государства на финансовый рынок. Основными задачами Программы на 1999-2001 годы являются: . повышение уровня поступления доходов федерального бюджета с 12,7 процента валового внутреннего продукта в 1999 году до 13 процентов валового внутреннего продукта в 2001 году за счет совершенствования налоговой политики с учетом введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации; . внесение структурных изменений в расходы федерального бюджета исходя из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной, военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета (без учета расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации) в условиях сокращения дефицита федерального бюджета. Программа составлена исходя из полного обеспечения к 2000году доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплатыпроцентов по государственному долгу (первичный дефицит). Установить следующие показатели Программы (в процентах к ВВП):| |1997 год|1998 год|1999 год|2000 год |2001 год || |(отчет) |(оценка)|(оценка)|(проект) |(проект) ||Дефицит |6,8 |5,4 |4,6 |4,4 |3,5 ||федерального | | | | | ||бюджета | | | | | ||Первичный |1 |0,4 |0,2 |- |-0,5 ||дефицит | | | | | | Реализация Программы позволит: . оптимизировать объем государственных заимствований и, соответственно, ограничить расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга Российской Федерации до 4 процентов валового внутреннего продукта в 2001 году (против 5 процентов валового внутреннего продукта в 1999 году); . сократить долю участия государства на финансовом рынке и обеспечить уже в 1999 году снижение




Похожие:

Бюджетный дефицит и пути его преодоления iconБюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит
Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине
Бюджетный дефицит и пути его преодоления iconБюджетный дефицит и методы его снижения

Бюджетный дефицит и пути его преодоления iconВыпускная квалификационная работа
На тему: «Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия» Руководитель В. А. Суровнева Рецензент Е. Б. Селиванов
Бюджетный дефицит и пути его преодоления iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и пути его преодоления iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и пути его преодоления iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и пути его преодоления iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и пути его преодоления iconПравовой нигилизм и пути его преодоления

Бюджетный дефицит и пути его преодоления iconДевиантное поведение и пути его преодоления

Бюджетный дефицит и пути его преодоления iconКризис российской экономики и пути его преодоления

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы