Политико-правовые воззрения Вольтера icon

Политико-правовые воззрения Вольтера



НазваниеПолитико-правовые воззрения Вольтера
Дата конвертации07.08.2012
Размер155,58 Kb.
ТипРеферат
Политико-правовые воззрения Вольтера


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ ЮЖНО – САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ. НА ТЕМУ: ПОЛИТИКО–ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ВОЛЬТЕРА. г. Южно – Сахалинск 2002 г. БИБЛИОГРАФИЯ. 1. Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. Т. 1.Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М., «Мысль». 1997. 2. Вольтер. Философские истории. М., Пб., 1868. 3. Вольтер. Избранные произведения. М., 1947. 4. Всеобщая история государства и права. Под ред. Черниловского З.М.Высшая школа, М., 1983. 5. Библиотека. Журнал. 1994. № 6. Е. Николаева. «Просвещённый разумтребует». К 300-летию со дня рождения Вольтера. 6. Даниленко В.Н. Политические партии и буржуазные государства. М.,Юрид. Литература. 1984. 7. История политических и правовых учений. Домаркссистский период. Подред. Проф. О.Э. Лейста. М., Юрид. Литература., 1991. 8. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. Проф.В.С. Нерсесянца. Инфра. М – Кодекс, М., 1995. 9. История политических учений. Под ред. С.Ф. Кечекьяна. Юр.Литература, М., 1960. 10. История государства и права зарубежных стран. Учебник. Под ред.Жидкова О.А. и Крашенинникова Н.А. Норма – Инфра, М., 1999. 11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 12. Мировая энциклопедия биографий. В 12 томах. Т. 2., Мир книги, М.,2002. 13. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 14. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1973. П Л А Н Р Е Ф Е Р А Т А: 1. ВВЕДЕНИЕ. 2. Идейная борьба во Франции XVIII века. 3. Биография Вольтера – Франсуа – Мари. 4. Политическая программа Вольтера. 5. «О феноменах природы». Отрывок из «Философских сочинений» Вольтера. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Список используемой литературы. 1. ВВЕДЕНИЕ. Политическая идеология буржуазии, направленная противфеодально–абсолютистских порядков, складывалась уже за несколькодесятилетий до французской революции XVIII века. Программные требованиябуржуазии и многие лозунги революции были сформулированы задолго до событий1789 – 1794 гг. К тому же идеологи французской буржуазии имели перед собойанглийские теории, английские и американские конституционные акты, которыеони использовали при разработке своих политических учений. Политическая мысль идеологов французской буржуазии XVIII в., выступаяпод знаменем Просвещения, которое несёт гибель средневековому суеверию,мракобесию и привилегиям феодальных угнетателей, начинает с острой,беспощадной критики феодальной церкви, феодальной монархии и всехфеодальных учреждений. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно – нравственная атмосфераоказали значительное влияние на содержание, способы и направление развитиянауки о государстве и праве, образуя один из самых значимых для неёдуховных факторов. Вот почему при изучении истории политико-юридической мысли стольнеобходимо, по-моему мнению, хорошо представлять себе сущность и обликПросвещения. Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейскогоПросвещения по справедливости принадлежит Вольтеру – великому французскомумыслителю и литератору. Именно поэтому тема, «Политико–правовые воззрения Вольтера», кажетсямне актуальной и поэтому выбрана мною. В своей работе я обращусь к началу развития политической мысли эпохиПросвещения, вкратце рассмотрю биографию Вольтера, его влияние на развитиеобщественно – политической мысли, а также приведу некоторые отрывки из егопроизведения «Философские сочинения». К сожалению Вольтер не оставил никаких сочинений по политико –юридической мысли и поэтому я обращусь к различным учебникам по историиполитических и правовых учений, а также к его произведению «Философскиеистории». 2. Идейная борьба во Франции XVIII века. Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того,как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическоесоздание буржуазии и нарождающегося пролетариата. В ходе этой борьбынаиболее отчётливо проявились общие закономерности и тенденции,определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних буржуазныхреволюций. Причин тому было несколько. Экономические причины, обусловившие остроту идейной борьбы в периодподготовки и проведения Великой французской революции 1789 – 1794 гг.,коренились в особенностях капиталистического развития страны. В отличие отГолландии и Англии, где победили первые буржуазные революции, разложениефеодального строя во Франции проходило под воздействием процессов,связанных с образованием мировой системы капитализма. К началу XVIII в.Франция становится одним из крупнейших центров европейской торговли. Еёпромышленность, благодаря оживлённым связям ускоренными темпами. В то жевремя во Франции сохранялись многочисленные пережитки крепостническиеотношения, которые препятствовали расширению капиталистического рынка. Всередине XVIII в. Франция оказалась как бы между отжившим феодальнымстроем и набиравшим силу капитализмом. Основной политической причиной обострения идейной борьбы наканунереволюции явилась сложившаяся во французском обществе расстановка классовыхсил. Восходящей буржуазии противостояла абсолютная монархия, котораядостигла зенита своего могущества. Для завоевания политической властибуржуазия была вынуждена объединяться с народными массами. Во Франции,писал К. Маркс, анализируя итоги восстания 1789 г., «буржуазия в союзе снародом боролась против монархии, дворянства и господствующей церкви». Просветительство как идейное движение представляет собой закономернуюступень в развитии буржуазной идеологии. Возникновение просветительныхконцепций свидетельствует о том, что окрепшую буржуазию уже не могутудовлетворить религиозные лозунги, что она полна решимости искоренитьостатки теологического мировоззрения. Движение просветителей возникает наранних этапах идеологической подготовки перехода к буржуазному строю, когдав стране ещё не сложилась революционная ситуация. Просветительские учениявыражались интересы тех слоёв буржуазии, которые надеялись осуществитьназревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенныхреформ. По мере нарастания кризиса феодального строя в просветительстве всёболее обозначалось революционно – демократическое направление. Общаяхарактеристика буржуазных просветителей XVIII в. дана В.И. Лениным которойговориться, что для всех просветителей характерны горячая вражда ккрепостному праву, идеалы свободы и самоуправления, защита интересовнародных масс, а также искренняя вера в то, что ликвидация феодализмапринесёт с собой всеобщее благоденствие. Интересы нарождающегося пролетариата выражал утопический социализм,представители которого продолжали разработку проблем государства и права,основанного на общественной собственности. Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писательи философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа – Мари Аруэ, 1694 –1778 гг.). В историю общественной мысли он вошёл как страстный обличителькатолической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия. 3. Биография Вольтера Франсуа – Мари. Родился в Париже в семье нотариуса. Его отец настаивал на том, чтобы онизучал законы в Гааге, однако Вольтер воспротивился этому, намереваясьпосвятить себя литературной деятельности. Его полемическая натура не моглаоставаться незамеченной и хотя содействовала его вхождению в высшие слоиобщества в качестве придворного литератора, но не помогла Вольтеру избежатьпроблем столкновения с законом. В 1717 г. за вольнодумные стихи былзаключён в Бастилию. После вторичного заключения был выслан из Франции. С 1726 – 1729 гг. жил в Лондоне. Возвратившись на родину в 1733 г.,опубликовал «Философские письма», в которых обличал царившие во Франциифеодальные порядки, религиозную нетерпимость и мракобесие. Стремясьиспользовать незаурядный талант Вольтера в интересах монархии, королевскийдвор пытался привлечь его в круг своего влияния. В результате Вольтер былназначен королевским историографом (1745 г.), в 1746 г. он был избран воФранцузскую академию и был назначен «кавалером, допускаемым в королевскуюопочивальню», но уже через 2 года был изгнан из Версаля за своёвысокомерие. В 1750 – 1753 гг. Вольтер по приглашению прусского «просвещённого»монарха Фридриха II жил в Пруссии. Покинув её, поселился в Швейцарии изанялся литературно – политической деятельностью, стал активно сотрудничатьс энциклопедистами, выступать против Руссо и атеистов и превратил свойзамок Ферне в пристанище для передовой интеллигенции, не прекращая при этомлитературной деятельности. В своих публикациях он резко выступал против клерикализма и феодальныхпорядков. В католической Церкви видел опору феодального деспотизма, называлеё «гидрой фанатизма», разоблачал пороки католического духовенства,мужественно защищал жертвы церковной реакции. В 60-е гг. наряду с просвещённой монархией Вольтер выдвигал идеалреспублики как наиболее разумной формы государственного устройства. Влияние Вольтера на развитие общественно – политической мысли былоогромным. Его почитали как некоронованного короля Европы. Термин«вольтерианец» стал нарицательным. Вольтер пользовался большой известностьюв России. Однако Екатерина II, в течение ряда лет переписавшаяся сфилософом, после Французской революции издала указ, запрещавший издание егосочинений. Тем не менее прогрессивные круги российского общества сохраниливерность своим симпатиям к Вольтеру, который в своём творчестве не разобращался к историческому опыту России. В 1746 г. он был избран почётнымчленом Российской Академии наук. В 1778 г., незадолго до своей смерти, онбыл триумфально принят в Париже, где присутствовал в «Комеди Франсез» напостановке своей трагедии «Ирина». 4. Политическая программа Вольтера. Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где оннесколько лет провёл в изгнании. Он не оставил после себя специальныхполитико – юридических трудов, подобно тем, что создали до него, например,Г. Гроцкий, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш.Монтескье и Ж. –Ж. Руссо. Взгляды на политику, государство, право и законвкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них срассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицаниесоциальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодальногообщества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительноеотличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости. Вольтер энергично выступал против католической церкви, против злодеянийдуховенства, мракобесия и фанатизма. Он смело и настойчиво требовал отменынесправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясьреабилитации невинно осужденных жертв церковного изуверства. Вольтер рассматривал католическую церковь как главный тормоз всякогопрогресса. Он разоблачил и высмеивал догматы церкви, жалкую схоластику,которую духовенство преподносило народу. В своём отношении к католической церкви Вольтер был непримирим. Каждоеслово его было проникнуто боевым духом. В борьбе с католической церковью онвыдвинул лозунг «Раздавите гадину», призывая всех сражаться с «чудовищем»,которое терзает Францию. Католическое духовенство для Вольтера – это «фанатики и шарлатаны,которые слишком святы, чтобы работать». Религия, с точки зрения Вольтера, -это грандиозный обман с корыстными целями, и христианство не составляетисключения. Вольтер характеризует католичество как «сеть самых пошлыхобманов, сочинённых ловкими людьми». Вольтер разоблачает в своих произведениях суеверия, которыми наполненабиблия. Его язык становится язвительным и исполненным сарказма, гнева иненависти, когда он говорит о католической церкви и католической религии. Вольтер считал, что все бедствия существующего общества происходят ототсутствия просвещения, от невежества, которое поддерживается церковью. Онпризывал к борьбе за науку и прогресс, надеясь, что «союз королей ифилософов» расчистит почву для развития человеческого общества. Надо, однако, знать и помнить, что, относясь крайне враждебно ккатолической церкви, к католицизму, мужественно сражаясь с ними, Вольтеротнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. Крылатыми сталиего слова: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Несмотря на антиклерикальный настрой, он всё же учитывал значение религии каксредства удержания масс в повиновении и считал необходимым создание особойрациональной религии в качестве узды для народа. Вольтер – сторонник рационалистической религии. Он признавал бога какнекоторую первопричину мира (деизм) и считал, что это допущение непротиворечит научной мысли, научному исследованию. Как и многие другие мыслители своего времени, Вольтер пользовался длякритики существующего строя учением о естественном праве. Естественныезаконы, с его точки зрения, - это законы разума, законы, которые даётчеловечеству природа. Под свободой Вольтер понимал также отсутствие всякого произвола:«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Вместе с тем это– свобода мысли, свобода печати, свобода совести. Когда Вольтер говорил о равенстве, он имел в виде формальное равенствоперед законом, то есть отмену феодальных привилегий и установление равнойдля всех гражданской правоспособности, но отнюдь не равенство общественногоположения. «В нашем несчастном мире, - говорил он, не может быть, чтобылюди, живя в обществе, не разделялись бы на два класса, один класс богатых,другой - бедных». В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередкопротивопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставленияизбегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свободадополняется и подкрепляется равенством. «Быть свободным, иметь вокруг себятолько равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека». Частную собственность Вольтер считал необходимым условиемблагоустроенного общества. Только собственники, по Вольтеру, должнынаделяться политическими правами. Вольтер высказывался за «свободу труда»,под которой он подразумевает не что иное, как право продавать свой трудтому, кто больше за него предложит, то есть по сути дела свободукапиталистической эксплуатации. Вольтер предвосхищал буржуазные общественные порядки, которые должныбыли сменить крепостничество, тормозившее дальнейшее экономическое развитиеФранции. «Нужны люди, - говорил Вольтер, - у которых бы не было ничего,кроме их рук и доброй воли… они будут продавать свой труд тому, кто большевсех заплатит, и это заменит им собственность». Вольтер отражал позиции той части французской буржуазии, которая непретендовала на власть, а выдвигала лишь требования о реформах и гарантиях,готовая ограничиться программой «просвещённого» абсолютизма. Идеалом этихкругов была конституционная монархия, но они согласны были примириться ссохранением абсолютизма, требуя только, чтобы были устранены произволкоролевской администрации и всевластие феодальной церкви, проведеныреформы, которые расчистили бы почву для капиталистического развития. Вольтер – сторонник «просвещённого» абсолютизма. Он считал, что«просвещённый» король, обладающий доброй волей, сможет осуществить всюнамеченную им обширную программу реформ. «Самое счастливое время, когдагосударь – философ». Но лишь образованностью и мудростью не исчерпываетсянабор качеств, необходимых «просвещённому» монарху. Он должен быть такжегосударем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих поданных. «Добрыйкороль есть лучший подарок, какой небо может дать земле». Нельзя невидеть, однако, симпатий Вольтера к английскому государственному строю, кконституционной монархии, которой, по мысли Вольтера, «просвещённый»абсолютизм должен был в результате реформ, без революции, уступить место. Однако, первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, ареспублику. Монархия возникает позднее в результате завоевания и возвышениявоенного вождя. Готовый мириться с монархией, если она будет «просвещённой» монархией,«просвещённым» абсолютизмом, Вольтер в своей политической программе считалглавным реформы, которые были бы направлены на устранение основныхфеодальных институтов. Прежде всего он требовал уничтожения привилегий духовенства,упразднения тех особых судов, которые свирепствовали во Франции, изъятия уцеркви регистрации актов гражданского состояния с передачей её органамгосударства. Он проектировал перевод всего духовенства на жалование,превращение духовных в государственных чиновников. Вольтер предлагал отменить феодальные повинности, лежавшие накрестьянах, уничтожить бесчисленные таможни, расположенные внутри Франции,на границах крупных феодальных владений. Он требовал единого права вместобесчисленных кутюмов, то есть систем местного права, различных в каждойпровинции. Вольтер отстаивал принцип соразмерности преступлений и наказаний.Выступая против чрезмерно суровых наказаний, он возмущался их бессмысленнойжестокостью и решительно осуждал смертную казнь. Вместе с тем он указывална необходимость принятия мер для предупреждения преступления. С огромнойсилой он выступал против продиктованных фанатизмом и суевериямипреследований людей за богохульство, кощунство, колдовство, за несогласие сдогматами веры. С негодованием говорит он о массовых истреблениях«еретиков», совершённых католической церковью. Вольтер стоял также за реформу уголовного судопроизводства,высказываясь за отмену системы формальных доказательств и за широкоедопущение защиты в процессе. Вольтер требовал реформировать юстицию, вчастности отменить существующую в его время продажу судебных и иныхдолжностей, которые составляли наследственное достояние частных лиц. Ондобивался уничтожения инквизиции и пыток, которые продолжали ещёприменяться во Франции. Вольтер гневно бичевал бесчеловечные истребления мирного населения,нередко предпринимавшиеся тиранами в различные эпохи истории. Он видел вних «заговоры тиранов против народов». Вольтер был противником войн инадеялся, что они будут редким исключением, когда каждому станет ясно, чтодаже самые удачные войны могут приносить выгоды только небольшому числулиц, и когда начавший войну из побуждений честолюбия будет рассматриватьсякак враг народов. Он клеймит позором безжалостное истребление европейцамитуземцев в захваченных ими землях Нового Света. Вольтер был убеждён в том, что политическая власть и руководствообществом должны оставаться в руках меньшинства. О массах он говорилсвысока, обнаруживая полное неверие в силы и способности народа. Активностьмасс пугала Вольтера: «Когда чернь примется рассуждать, всё погибло». Вольтер не хотел революционного переворота и все свои надежды возлагална реформы сверху. Он не верил в быстрый и резкий поворот к лучшему и несчитал возможным коренное улучшение общественных отношений в близкомбудущем. Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значениепридают не формам управления государства, конкретным институтам ипроцедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов ипроцедур. Для него такими социально – политическими и правовыми принципамиявлялась свобода, собственность, законность, гуманность. 5. О феноменах природы. Сочинение члена лондонской, болонской, петербургской, берлинской и других академий наук. Глава XXXVIII. Тупое невежество и пагубные ошибки. Существуют пороки управления, более заразные, чем чума, и неизбежнонесущие с собой беды для Европы от одного её конца до другого.Какой–нибудь из государей затевает войну, и, веруя в то, что Бог – всегда сбольшими батальонами, он удваивает число своих войск; и вот его сначаларазоряет надежда стать победителем; это разорение, бывавшее до тогоследствием войны, начинается у него раньше первого пушечного выстрела. Сосед его принимает те же меры, дыбы оказать ему сопротивление;постепенно все государи – каждый в свой черёд – удваивают, таким образом,свои армии; сельские местности вдвойне разоряются; земледелец, выжатыйдважды, неизбежно остаётся при половине своего скота, помогающего емуутучнять его землю, и при половине средств, предназначенных для еёобработки. И так весь свет страдает от этого почти равнозначно, даже еслипреимущества обеих сторон равны. Законы, касающиеся справедливого распределения благ, часто бываютподготовлены столь же скверно, как и ресурсы обременённого долгамиправительства. Поскольку все люди обладают одними и теми же страстями,одной и той же приверженностью к свободе, поскольку почти каждый человекявляет собой сочетание гордости, алчности, корысти, великой склонности ксладкой жизни и беспокойства, требующего активной деятельности, то недолжны ли они все иметь одни и те же законы, подобно тому как в госпиталепотчуют одинаковой хиной всех больных, страдающих перемежающейсялихорадкой? На это обычно отвечают, что в достаточно цивилизованном госпиталекаждая болезнь имеет своё специфическое лечение; однако это не относится кнашим правительствам: все народы больны нравственно, но нет даже двухрежимов, кои подходили бы друг на друга. Законы любого рода, предназначенные быть лекарством души, почти всюдусоставлены шарлатанами, лечащими нас полумерами; некоторые же из этихшарлатанов прописывают нам яды. Если одна и та же болезнь охватила весь мир, если какой – нибудь баскиспытывает столь же великую алчность, как некий китаец, ясно, что требуетсяодин и тот же режим и для китайца, и для баска. Разница в климате не имеетв этом случае никакого значения. То, что справедливо в Бильбао, должнобыть справедливым также в Пекине на том простом основании, что как наАтлантическом побережье, так и на берегах реки Инд прямоугольныйтреугольник является половиной квадрата, имеющего стороны, равновеликие егокатетам. Истина всюду одна, законы же между собой расходятся; поэтому – тобольшинство законов не стоят ломаного гроша. Какой – нибудь юрист, если он хоть немного философ, мне скажет: законыподобны правилам игры, и каждая нация играет различными шахматами. У однихкороль может сделать двухступенчатый ход, у других его передвигают лишь наодну клетку; здесь принята рокировка, там – нет. Однако во всех странахигроки подчиняются установленным там законом. Я ему отвечаю: всё это хорошо, когда речь идёт лишь об игре. Я выручаюприбыль, помещая своё состояние в Голландии под два с половиной процента,тогда как во Франции я бы мог поместить те же деньги под пять. За одни и теже продукты в Англии пошлина выше, чем в Испании. Действительно, правилатаких игр вполне произвольны. Однако существуют игры, в которых дело идёт освободе, чести и жизни. Тот, кто пожелал бы подсчитать несчастья, связанные с порочнымправлением, вынужден был бы написать историю человечества. Из всего этоговытекает, что если люди ошибаются в физике, то они ещё больше делают ошибокв морали, и мы обречены на невежество и несчастье в жизни, которая –поскольку одно вытекает из другого, - если очень правильно подвести итог,не содержит и трёх лет, заполненных приятными ощущениями. Как! – возразит нам какой – нибудь рутинёр. – Разве людям было лучше вовремена готов, гуннов, вандалов, франков и великого западного раскола? Я отвечу, что тогда нам было гораздо хуже. Но я утверждаю: люди,стоящие ныне во главе правительств, будучи гораздо более просвещёнными,нежели тогда, должны понимать позорность того, что общество неусовершенствовалось в соответствии с приобретёнными знаниями. Я утверждаю:все эти светочи до сих пор мерцают во мраке. Мы выходим на свет из глубокойночи и питаем надежду на яркий день. […][1] 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Я считаю, что историческое место Вольтера как мыслителя определяетсятем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил рядфундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительскойкритики религии. Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово –промышленной верхушки французской буржуазии. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер:они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальныхпорядков и ниспровержение абсолютизма. Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав сколько –нибудь развитой политико – правовой теории, подготовили почву дляпоследующего развития политико – правовых учений. Влияние вольтеровскихидей в той или иной мере испытали все французские просветители. Программа Вольтера – это программа окончательного уничтожения остатковфеодальной раздробленности, крепостнических отношений, которые ещёсохранились во Франции, ликвидации режима бесправия и произвола,свойственных феодальной монархии. Вольтер своей энергичной борьбой против деспотизма и мракобесия, своейострой критикой феодальных порядков сделал большой вклад в подготовкуназревшего крушения феодального строя и победы буржуазной революции. Список используемой литературы: 1. Антология мировой политической мысли. В 5-и томах. Т. 1. «Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М., «Мысль», 1997. 2. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. В.С. Нерсесянца. Инфра. М-Кодекс, М., 1995. 3. История политических и правовых учений. Домарксистский период. Под ред. Проф. Лейста О.Э., М., «Мысль», 1997. 4. История политических учений. Под ред. Кечекьяна С.Ф. М., «Юридическая литература», 1960. 5. Мировая энциклопедия биографий. В 12 томах. Т. 2, Мир книги, М., 2002. -----------------------[1] Вольтер. Философские сочинения. М., 1988. стр. 468 – 471.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политико-правовые воззрения Вольтера iconПолитические и правовые учения Древней Греции
В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих...
Политико-правовые воззрения Вольтера iconЕ. Стариченко Политические и правовые учения в Древней Греции
В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих...
Политико-правовые воззрения Вольтера iconПолитико-правовые учения

Политико-правовые воззрения Вольтера iconН. А. Бердяев: политико-правовые взгляды

Политико-правовые воззрения Вольтера iconПолитико-правовые взгляды Никколо Макиавелли

Политико-правовые воззрения Вольтера iconПолитико-правовые теории средневековой Западной Европы

Политико-правовые воззрения Вольтера iconПолитико-правовые взгляды М. М. Сперанского и политические идеи Н. М. Карамзина

Политико-правовые воззрения Вольтера iconКурсовая работа уильям оккам. Доказательная наука и опыт
Политические, правовые, теологические воззрения Оккама в условиях исторической среды
Политико-правовые воззрения Вольтера iconПолитико-правовые идеи в летописях Древнерусского государства. Учение о законе и благодати Иллариона

Политико-правовые воззрения Вольтера iconСодержание
Политико-правовые идеи в летописях Древнерусского государства. Учение о законе и благодати Илариона
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы