Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления icon

Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления



НазваниеПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Дата конвертации07.08.2012
Размер256,53 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»



Факультет психологии


Программа дисциплины

Психология кризисов личности


Для направления 030300.62 – «Психология»

подготовки бакалавра


Автор: канд. психол. н., доцент Ю.Г. Овчинникова (jovchinnikova@hse.ru)


Одобрена на заседании кафедры общей

и экспериментальной психологии « » ___________ 2011 г.

Зав. кафедрой А.К. Болотова


Рекомендована секцией УМС «Психология» «___» __________ 2011 г. Председатель В.А. Штроо


Утверждена УС факультета психологии «___» __________ 2011 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ___________________


Москва 2011

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.62 – «Психология», по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Психология кризисов личности».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 030300.62 "Психология";

  • Образовательной программой направления 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.62 "Психология", утвержденным в 2011 г.


  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психология кризисов личности» являются:

  • Формирование у студентов общих представлений о кризисе как о нормативном процессе и движущей силе развития личности, его видах, деструктивных и конструктивных способах разрешения.

  • Знакомство с методами исследования кризисов личности и подходами в оказании психологической помощи (кризисными интервенциями).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать содержание, задачи и характеристики основных возрастных и ценностно-смысловых кризисов личности, деструктивные и конструктивные способы разрешения.

  • Уметь диагностировать кризис и раскрывать психологические последствия его прохождения для становления личности.

  • Иметь первичные навыки оказания психологической помощи в ситуации кризиса личности.

    В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ОС ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б2

Понимает возможности и ограничения методов исследования кризисов личности, умеет грамотно провести исследования, диагностирующее кризис, выявить пути разрешения.


Лекции, семинарские занятия, эссе, домашнее задание













Системные компетенции

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор эффективных способов и методов исследования

СК-Б7

Способен организовать и самостоятельно осуществить исследование кризиса личности. Способен грамотно интепретировать полученные результаты по исследованию кризиса личности, обобщить их, составить психологический портрет.

Семинарские занятия, домашние задания.

Социально-личностные

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию.

СЛК-Б3

Способен выявить кризисные моменты в профессиональном и личностном развитии, определить их задачи.


Лекции, семинарские занятия, эссе, домашнее задание

Социально-личностные

Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов

СЛК-Б4

Способен взаимодействовать в рамках «респондент-исследователь».

Умеет дать грамотную обратную связь респонденту о наличии/отсутствии кризиса личности, вытекающих из этого проблемах и ресурсах

Лекции, семинарские занятия, эссе, домашнее задание



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части Профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология, Научно-исследовательский семинар кафдры Общей и экспериментальной психологии и кафедры Психологии личности, Общепсихологический практикум, Возрастная психология.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание психологии на уровне учебной программы 1 и 2 курсов.

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной области (СК- Б1)

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении всех прочих дисциплин профессионального цикла


Тематический план




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Понятие кризиса. Развитие представлений о кризисах личности.

10

2

2

6

2.

Кризисы взрослости: кризис идентичности и его признаки.

22

4

4

14

3.

Кризисы взрослости: Трансформация личности в середине жизни.

12

2

2

8

4.

Кризисы пожилого возраста.

10

2

2

6

5.

Методы диагностики кризисов личности

32

2

2

28

6.

Разрешение кризисов личности. Проблема деструктивного кризиса.

12

2

2

8

7.

Конструктивные пути разрешения кризисов личности. Психологическая помощь при кризисе.

10

2

2

6




Итого:

108

16

16

76



6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля




Параметры







Текущий

(неделя)

Эссе






7-10 страниц


Домашнее задание







10-15 страниц

Итоговый

Зачет







Устный зачет




    1. Критерии оценки знаний, навыков


Студент должен продемонстрировать:

Эссе – умение выявить проблемы в избранной теме, проанализировать их, аргументированно изложить собственное мнение; продемонстрировать творческий подход к осмыслению предложенной темы.

Домашнее задание – способность организовать и самостоятельно провести исследование кризиса идентичности респондента по предложенному комплексу методик; проанализировать результаты исследования по каждой методике; сопоставить, обобщить и интерпретировать полученные результаты, составить психологический портрет, сформулировать обоснованные выводы, содержащих ссылки на конкретные результаты исследования.

Зачет – знание базовых понятий, основных видов и характеристик кризисов личности; мотивов и механизмов самооценивания; типов и уровней самооценки; понимание закономерностей ее формирования и развития; способность на основе анализа особенностей самооценки раскрыть личностные и поведенческие особенности индивида, его возможные проблемные зоны и ресурсы.



  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Понятие кризиса. Развитие представлений о кризисах личности.

Общие представления о критических ситуациях (Ф.Е. Василюк). Понятие кризиса и его определения в различных психологических подходах (психоанализ, аналитическая психология, эго-психология, экзистенциальная психология, культурно-исторический подход). Представления о конструктивном и деструктивном кризисе.

Развитие представлений о кризисах личности. Понимание конфликта как движущей силы развития личности в психоанализе З. Фрейда. К.Г. Юнг о кризисе как самоисцеляющей силе психики. Становление теории кризисов личности в западной психологии: исследования Э.Эриксона, Дж. Каплана, Г. Линдеманна. Вклад В.С. Выготского и роль отечественной школы в изучении кризисов. Современные представления (К.Н. Поливанова, Б.С. Хасан, В. Лефевр).

Возрастные и ценностно-смысловые кризисы: критерии выделения, общая характеристика, основные различия. Феноменологическое многообразие причин кризисов личности. «Потрясение» и «рутина» в жизни человека и их роль в развитии кризиса. Распад связи событий, утрата социального признания и отсутствие самореализации как глубинные причины кризиса.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

Всего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

1.

Понятие кризиса. Развитие представлений о кризисах личности.

6

3

3



Литература:

Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4 (с.197-213), 5 (с.214-254), 6 (с.270-303), 10.

  2. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.


Дополнительная:

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.

  3. Овчинникова Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностой идентичности в развитии личности. // Мир психологии. – 2004. - №2. С. 124-132.

  4. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

  5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 180 с.

  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 366 с.

  7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 342 с.

  8. Экзистенциальная психология. Под ред. Мэя Р. М.: Эксмо-Пресс, 2001.



Тема 2. Кризисы взрослости: кризис идентичности и его признаки.


Периодизации развития личности. Причины недостаточного исследования зрелого периода жизни человека. Проблема идентичности: определение и основные характеристики. Роль значимого Другого в формировании личностной идентичности. Формирование идентичности в юности. Юношеский возраст – время первого ценностно-смыслового кризиса. Отражение проблемы Значимого другого, доверительных отношений, поиска партнера, профессионального самоопределения в юношеском кризисе. Ролевая спутанность и социальное экспериментирование. Кризис идентичности как юношеский кризис. Облигатные и факультативные признаки кризиса идентичности. Характер сновидений как признак кризиса, личный и культурный уровни анализа.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

Всего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к контрольной работе по теме

2.

Кризисы взрослости: кризис идентичности и его признаки

14

6

8



Литература:

Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4 (с.197-213), 5 (с.214-254), 9, 10.

  2. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.


Дополнительная:

  1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Класс, 1998. – 325 с.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.

  3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 366 с.

  4. Овчинникова Ю.Г. Кризис личностой идентичности как ситуация неопределенности. // Сборник статей под ред. А.К. Болотовой «Человек в ситуации неопределенности». М., ГУ-ВШЭ. 2007. С. 69-89.

  5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 180 с.

  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 366 с.

  7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 342 с.



Тема 3. Кризисы взрослости: трансформация личности в середине жизни.


Современные представления о возникновении кризисных периодов в зрелом возрасте. Задачи кризисов зрелости и особенности их протекания. Характеристика основных кризисных периодов: кризис 25 лет и выбор партнера, кризис 30 и переоценка достижений и выбранного пути, кризис 40 лет и миф о Сизифе. Понятие «героической идентификации». Метафора гусеницы и бабочки. кризис 50 лет и синдром «опустевшего гнезда». Гендерные различия.

Общие представления пожилого возраста. Отношение к старости и принятие своего жизненного пути. Альтернативы «интеграция и отчаяние». Основные задачи этого периода.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

Всего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

3.

Кризисы взрослости: трансформация личности в середине жизни.

8

4

4



Литература:

Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4 (с.197-213), 9.

  2. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.



Дополнительная:

  1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Класс, 1998. – 325 с.

  2. Овчинникова Ю.Г., Яксина И.А. Временная перспектива и кризисы зрелости. // Психология зрелости и старения. – 2009. - №3. С.13-26.

  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 180 с.

  4. Стайн М. В середине жизни. Юнгианский подход. – М.: Когито, 2009. – 160с.

  5. Стайн М. Трансформация. Проявление самости. – М.: Когито, 2007. – 221с.

  6. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 1999. 436 с.


Тема 4. Кризисы пожилого возраста.


Общие представления о психологических особенностях пожилого возраста. Процессы, компенсирующие нарастание физиологических и психологических негативных характеристик в позднем возрасте. Отношение к старости и принятие своего жизненного пути. Альтернативы «интеграция и отчаяние». Основные задачи этого периода. синдром «опустевшего гнезда». Гендерные различия. Роль прародителей в формировании личностной идентичности внуков.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

Всего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

3.

Кризисы пожилого возраста

6

2

4



Литература:

Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4 (с.197-213), 9.

  1. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.



Дополнительная:

  1. Бороздина Л. В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. №1. С.23-41

  2. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Класс, 1998. – 325 с.

  3. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии, №2(18), 1999. С. 133-141.

  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 180 с.

  5. Стайн М. Трансформация. Проявление самости. – М.: Когито, 2007. – 221с.

  6. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 1999. 436 с.


Тема 5. Методы диагностики кризисов личности


Попытки операционализации понятий «идентичность», «кризис». Методы изучения личности в психологии: прямые и проективные, идиографический и номотетический подходы, их сочетание. Особая роль беседы при изучении кризисов личности.

Диагностическая схема исследования. Нестандартизированные самоотчеты: самоописания в дневниках, письмах, беседе; методика свободного самоописания, методика «Двадцать утверждений» (M.H.Kuhn, T.S. McPartland).

Стандартизированные самоотчеты: опросник самоотношения Р.С. Пантилеева, опросник уровня тревожности (MAS).

Применение проективных техник для исследования кризисов личностной идентичности (рисуночный тест «3 дерева», тест Вартегга).


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

Всего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка и написание эссе

5.

Методы диагностики кризисов личности

28

6

22


Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 1, 2.

  2. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во Московского университета, 1987.


Дополнительная:

  1. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.104-113.

  2. Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга. М.: Смысл, 2006. – 238с.

  3. Кун М., Макпартлэнд Т. «Кто Я?» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 460-468

  4. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

  5. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. /Под ред. И.А. Васильева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

  6. Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 521 с.


Тема 6. Разрешение кризисов личности. Проблема деструктивного кризиса.


Проблема деструктивного и конструктивного выхода из кризиса. Защитные механизмы и совладание при критических ситуациях.Депрессия, физиологические и психологические признаки. Генетические истоки депрессии. Нормальная и патологическая депрессия. Суицид как деструктивный выход. Признаки суицидального состояния, группы риска. Мифы о суициде. Суицид как расстройство личности: сужение мышления и непереносимая душевная боль (Шнейдман). Травматический кризис и кризисные интервенции.

Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

Всего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

6.

Разрешение кризисов личности. Проблема деструктивного кризиса.

6

2

4


Литература:

Основная:

  1. Мастерство психологического консультирования / под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. 229с. С.100-116.

  2. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4, 9,10.

  3. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / пер. с англ. Ф.Прокофьева. М.: Эксмо, 2007. 352 с. С. 171-193.


Дополнительная:

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

  2. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. М.: Класс, 2001. 456 с.

  3. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001. – 476 с.

  4. Овчинникова Ю.Г. К проблеме интервенций в ситуации кризиса личности: от теории к практике //Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 93-98.

  5. Овчинникова Ю.Г. О путях разрешения кризиса личностной идентичности// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2003. - №4. С.37-45.

  6. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. 316с.



Тема 7. Разрешение кризисов личности. Психологическая помощь при кризисе.


Защитные механизмы и совладание при критических ситуациях. Конструктивный кризис. Факторы, способствующие разрешению кризисов личности. Понятие значимого Другого в психологии. Психолог как значимый Другой. Конструктивная позиция, ее формирование и роль при кризисах личности. Методы самопомощи: три стадии кризисного процесса. Основные принципы кризисной интервенции (Дж. Каплан). Модель оказания психологической помощи.

Литература:

Основная:

  1. Мастерство психологического консультирования / под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. 229с. С.98-111.

  2. Овчинникова Ю.Г. К проблеме интервенций в ситуации кризиса личности: от теории к практике //Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 93-98.

  3. Овчинникова Ю.Г. О путях разрешения кризиса личностной идентичности// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2003. - №4. С.37-45.


Дополнительная:

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

  2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001. – 476 с.

  3. Мастерство психологического консультирования / под ред. Бадхена А.А., Родиной А.М. – СПб.: Речь, 2010. – 229с.

  4. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

  5. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. – Спб: Речь, 2004. – 288 с.

  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 479 с.

  1. Франкл В. Психотерапия на практике. Спб.: Ювента, 1999. – 251 с.

  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / пер. с англ. Ф.Прокофьева. М.: Эксмо, 2007. 352 с. С.201-222.

8. Образовательные технологии



Данная дисциплина состоит из лекционных и семинарских занятий. Ряд семинарских занятий строится в виде дискуссий, анализа случаев, анализа и обсуждения результатов исследования кризисов личности по различным методикам, демонстраций работы практического психолога и разбора практических задач по отдельным вопросам.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля



Тематика эссе:

  1. Анализ случая кризиса личности.

  2. Кризисы в жизни человека: прогресс, остановка или разрушение?

  3. Юность: в поисках себя.

  4. Кризис среднего возраста: превращение.

  5. Осень жизни.

  6. Психологическая помощь в ситуации кризиса.

  7. Проблема кризисов личности в мифологии и фольклоре.

  8. Психоанализ, когнитивный или экзистенциальный подход: кто лучше справится с кризисом?

  9. Деструктивный кризис как болезнь личности.

  10. Все грани идентичности.

  11. В поисках значимого Другого.


Основные критерии оценки:

  • Самостоятельность выполнения работы;

  • Творческий подход к осмыслению предложенной темы;

  • Аргументированное изложение собственного мнения по данным проблемам;

  • Обоснованность, доказательность и оригинальность постановки и решения проблемы;

  • Соблюдение структуры работы;

  • Использование литературных источников и их грамотное оформление;

  • Соответствие работы формальным требованиям и жанру самостоятельной работы



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Анализ случая: кризис личностной идентичности


Домашнее задание заключается в проведении эмпирического исследования кризиса личностной идентичности одного респондента и составление письменного отчета: Анализ случая: кризис личностной идентичности.


Основные методики, которые должны быть проведены:

        1. Полуструктурированное интервью.

        2. Тест двадцати утверждений («Кто Я?»);

        3. Опросник уровня тревожности Ж. Тейлор;

        4. Методика исследования самоортношения С.Р. Пантелеева;

        5. Рисуночный тест «Три дерева»;

        6. Рисуночный тест Вартегга.

Дополнительные методики, которые могут быть проведены:

        1. ТАТ;

        2. Тест СЖО;


Формальные требования к содержанию и оформлению домашнего задания:


  • Должен быть оформлен письменный отчет по проведенному эмпирическому исследованию, структура отчета строго соблюдена;

  • Работа должна содержать протокол интервью, баллы прямых тестов, рисунких проективных методик;

  • В работе должны быть представлены анамнестические данные респондента в соответствии с заданной структурой;

  • Необходимо достаточно полно и подробно описать результаты исследования в соответствии с признаками кризиса идентичности. Из каждой методики вычленяются данные, раскрывающие тот или иной признак кризиса. Отмечаются особенности невербального поведения и речевых высказываний испытуемого, отмеченных в ходе выполнения методик;

  • Полученные данные должны быть проанализированы, сопоставлены, обобщены и проинтерпретированы. Выводы должны быть обоснованны и содержать ссылки на конкретные результаты.


9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ ЗАЧЕТУ.


  1. Понятие кризиса и его определения в различных психологических подходах.

  2. Развитие представлений о кризисах личности.

  3. Возрастные и ценностно-смысловые кризисы: общая характеристика.

  4. Причины кризисов личности.

  5. Личностная и социальная идентичность. Кризис личностной идентичности.

  6. Особенности кризиса юношеского возраста.

  7. Характеристика и задачи кризиса первой зрелости.

  8. Характеристика и задачи кризиса среднего возраста.

  9. Общие представления о кризисах поздней зрелости и пожилого возраста.

  10. Признаки кризиса личностной идентичности: облигатные признаки.

  11. Признаки кризиса личностной идентичности: факультативные признаки.

  12. Сновидение как признак кризиса личности.

  13. Методы диагностики кризисов личности. Прямые и проективные методы. Проблема диагностики.

  14. Деструктивный кризис личности.

  15. Факторы, способствующие разрешению кризисов личности.

  16. Психотерапевтические подходы в работе с человеком, переживающим кризис личности.

  17. Кризисные интервенции. Краткосрочные методы психологической помощи.

  18. Кризисные интервенции. Самопомощь.



10.Порядок формирования оценок по дисциплине





  • Преподаватель оценивает работу студента на семинарских занятиях, самостоятельную работу студента, выполнение заданий по текущему контролю (эссе и домашнее задание) и выполнение заданий по итоговому контролю (устный зачет).

  • Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: учитывается посещение студентами занятий, активность студентов в обсуждении проблемных вопросов и в дискуссиях, демонстрация знаний по теме семинарских занятий и понимания материала темы, привлечение сведений из других дисциплин и областей знания. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.

  • Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом, адекватный подбор примеров, иллюстрирующих кризисы личности, качественная их интерпретация. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

  • Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

О текущий = 0,5 Оэссе + 0,5 Одз

  • Накопленная оценка текущего контроля выставляется по следующей формуле:


Онакопленная = 0,6 Отекущий + 0,2 Оаудиторная+ 0,2 Осам. работа


Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

  • Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:


О итоговый = 0,4 Озачет + 0,6 Онакопленная


Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае, если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускается сдача форм контроля не позднее двух недель с момента окончания действия справки. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу:

0,2 Отекущий + 0,2 Осам. работа + 0,2 Оаудиторная.

Вторая пересдача проводится в присутствии комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу:

0,2 О текущий + 0,2 О сам. работа + 0,2 О аудиторная.

В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используется следующие критерии оценки ответа студента: полнота, самостоятельность и точность при ответах на поставленные вопросы.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. 11.1 Базовый учебник


1. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.

    1. 11.2 Основная литература

    2. 1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 180 с.

    3. 2. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997.




11.3 Дополнительная литература





  1. Абульханова К.А. Проблема индивидуальности в психологии // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / Под научной ред. Старовойтенко Е.Б., Шадрикова В.Д. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. С. 14–63.

  2. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 104–113.

  3. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проет-Ф», 2001.

  4. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.

  5. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Класс, 1998. – 325 с.

  6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.

  8. Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга. М.: Смысл, 2006. – 238с.

  9. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. М.: Класс, 2001. 456 с.

  10. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3. С. 25– 38.

  11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 366 с.

  12. Кун М., Макпартлэнд Т. «Кто Я?» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 460-468

  13. Лабиринты одиночества/ Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского, – М.: Прогресс, 1989.

  14. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001. – 476 с.

  15. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии, №2(18), 1999. С. 133-141.

  16. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. – СПб.: Алетейя, 2000.

  17. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1987.

  18. Овчинникова Ю.Г. Кризис личностой идентичности как ситуация неопределенности. // Сборник статей под ред. А.К. Болотовой «Человек в ситуации неопределенности». М., ГУ-ВШЭ. 2007. С. 69-89.

  19. Овчинникова Ю.Г. К проблеме интервенций в ситуации кризиса личности: от теории к практике //Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 93-98.

  20. Овчинникова Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностой идентичности в развитии личности. // Мир психологии. – 2004. - №2. С. 124-132.

  21. Овчинникова Ю.Г., Яксина И.А. Временная перспектива и кризисы зрелости. // Психология зрелости и старения. – 2009. - №3. С.13-26.

  22. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

  23. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5–19.

  24. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-ценностная система (спецкурс). – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1991.

  25. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. – Спб: Речь, 2004. – 288 с.

  26. Петровский В.А. Самоосуществление индивидуальности // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции /Под научной ред. Старовойтенко Е.Б., Шадрикова В.Д. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. С.197–240.

  27. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. /Под ред. И.А. Васильева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

  28. Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 521 с.

  29. Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 672.

  30. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: «Прогресс», «Универс», 1994.

  31. Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психоло­гия»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 130-182.

  32. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – 656 с.

  33. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Академия, 2000.

  34. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

  35. Стайн М. В середине жизни. Юнгианский подход. – М.: Когито, 2009. – 160с.

  36. Стайн М. Трансформация. Проявление самости. – М.: Когито, 2007. – 221с.

  37. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

  38. Франкл В. Психотерапия на практике. Спб.: Ювента, 1999. – 251 с.

  39. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 366 с.

  40. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга I. Тбилиси: «Мерани», 1991.

  41. Холл Дж. Юнгианская интерпретация сновидений. М.: Класс, 2007. 144с

  42. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.

  43. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 1999. 436 с.

  44. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. 316с.

  45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 342 с.

  46. Экзистенциальная психология. Под ред. Мэя Р. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

  47. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2008. 352 с.

  48. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / пер. с англ. Ф.Прокофьева. М.: Эксмо, 2007. 352 с.



Автор программы

Кандидат психол. наук, доцент. __________________ Ю.Г. Овчинникова




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом гобу впо гу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом гобу впо гу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой по направлению
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030300. 62...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом гобу впо гу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой по направлению
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030300. 62...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом гобу впо гу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой по направлению
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030300. 62...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом гобу впо гу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой по направлению
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030300. 62...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы