Государство: общая характеристика icon

Государство: общая характеристика



НазваниеГосударство: общая характеристика
Дата конвертации07.08.2012
Размер162.74 Kb.
ТипРеферат
Государство: общая характеристика


Таганрогский институт управления и экономики. Контрольная работа по Теории государства и права на тему Государство: общая характеристика. Написал: Коновалов А.С. ЮЗ-18 Проверил: Таганрог, 1998 г. План. 1. Введение 2. Основная часть. 2.1 Многообразие понятий государства и его сущность (соотношение общесоциального и классового в сущности государства). 2.2 Признаки государства, отличающие его от организации первобытного общества. 2.3 Основные признаки, отличающее государство от других организаций современного общества. 2.4 Современное государство и гражданское общество. 3. Заключение. 4. Список литературы.Введение. Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом о том , почему люди,независимо от их социального статуса, проявляют живой интерес к политике?Почему, скажем, рядовому инженеру или врачу, рабочему или сельскомутруженику небезразлично , кто работает в высшем органе государственнойвласти? Почему многие из них часами сидят у экранов телевизоров, наблюдаяза парламентскими дебатами, обсуждают законопроекты , участвуют вреферендумах, ходят на митинги? Конечно, внимание к политике у всех людейразное, как и степень и формы участия в ней. Однако полное равнодушие кполитическим проблемам встречается не часто, видимо, потому, что отполитики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждогочеловека , а порой и его судьба. Кроме того, по мнению психологов, участиев политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, нообщении особом – с большими социальными группами людей и на более высокомуровне . Для эффективного осуществления подобного общения необходимообладать определённым набором знаний , информации как о политике иполитических деятелях, так и о государстве и обществе, где живёт даннаяличность. Особенно актуальны знания о государстве, обществе, историческомразвитии государственности и политике именно сейчас, именно в нашей стране,когда происходит переоценка целей и ценностей общественной жизни. Именно впосттоталитарный период развития государства необходимы социально активныеличности, с соответствующими знаниями для выработки какой-то духовнойполитической и социальной основы в обществе. Только знания, размышления исоциальная активность могут дать стране тот положительный результат,которого все так ждали в 1917 г., и в достижении которого уже многие почтиразочаровались. Господствовавшее 70 лет в советской науке представления о государствеопирались на марксистско-ленинскую идеологию. Основу этих представленийсоставляет идея классового насилия, которое расценивается в марксизме-ленинизме как сущность политических и правовых явлений. Между темисторическая ограниченность этой идеи проявилась в ХХ в. Столь очевидно,что даже советская официальная идеология была вынуждена обратиться в 60-егоды к концепции социалистического общенародного государства, пытаясьпримирить догму об “отмирании” государства с действительностью через софизмоб “ отмирании путём дальнейшего усиления и укрепления”. Но политическая идеология классового насилия – отнюдь не плод Марксовавоображения. С древности политической мыслью различаются две стороныгосударственности – организованное насилие и общее благо. В зависимости отсоциально-исторического контекста возникновения метатеории теоретическиепредставления о государстве формируются как теория насилия, либо как учениео благой жизни. Поэтому я решил попытаться исследовать такое явление, как государство,рассмотреть многообразие понятий государства и его сущности, признаки,отличающие его от организации первобытного общества и от других организацийсовременного общества. И на основе вышеперечисленных аспектов рассмотретьсовременное государство и гражданское общество.Многообразие понятий государства и его сущность. Понятие государства включает в себя характеристику его сущности.Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нём, что определяет егосодержание, закономерности в его развитии, назначение и функционирование.Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, еёпринадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словамивопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежитгосударственная власть, кот её осуществляет и в чьих интересах. Вот почемуданная проблема является остродискуссионной. Марксизм научно обосновал, что политическая власть являетсяодновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием егосущности. Государство по своей сущности есть организация политическойвласти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское пониманиегосударства, которое более 70 лет воспринималось советским обществоведениемкак единственно правильное и незыблемое, с учётом исторического опыта исовременного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении иуточнении. В частности, следует признать ошибочно предпринятую в советскойюридической, философской и политологической литературе трактовкугосударства исключительно с позиций классиков марксизма, рассчитанных нагосударство в обществе, разделённом на антагонистические классы. Именноприменительно к такому обществу они рассматривали государство какорганизацию политической власти экономически господствующего класса, орудиеего диктатуры. “Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс иФ. Энгельс, – это организованное насилие одного класса для подавлениядругого”[1]. “Государство, – утверждал Ф. Энгельс, – есть не что иное, какмашина для подавления одного класса другим”[2]. Вслед за Энгельсом В.И.Ленин также видел в государстве машину “для поддержания господства одногокласса над другим”[3]. “Государство, – считал он, – есть орган господстваопределённого класса, который не может быть примерён со своим антиподом (спротивоположным ему классом”)[4]. Такой подход обеднял и в известной мере искажал представления огосударстве, содержал упрощённое, одностороннее понимание его сущности исоциального назначения, ориентировал на приоритет принудительной,насильственной стороны данного явления, на обострение классовыхпротиворечий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене. Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государстванеобоснованно отвергал идеалистические и ненаучные многочисленныенемарксистские учения о государстве. Так, сторонники теории элит,получившей распространение в ХХ в., считают, что народные массы не способныосуществить власть, управлять общественными делами, что государственнаявласть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до техпор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкаети во многом с ней созвучна технократическая теория. Названные теории не лишены определённых достоинств, но обе онистрадают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы демократической доктрины исходят из того,что первоисточником и первоносителем власти является народ, чтогосударственная власть по своей природе и сути должна быть подлиннонародной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинствесвоём сходятся в понимании государства как института социальногокомпромисса и достижения общего блага. Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняети общечеловеческую миссию, без которой не существовать ни одно общество. Квыполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразныхколлективных потребностей. Общечеловеческое предназначение государства в более широком смыслесостоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения ипреодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёвнаселения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности всодержании всех осуществляемых им функций. Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое,государство выступает одновременно и как организация политической властиобщества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этомуоно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природывсякого общества, и специфических классовых задач. Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можнодостигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким,каково оно есть в действительности. Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим иклассовым в государстве в разные эпохи не одинаково. Соответственно вопределённых условиях, например в рабовладельческих и феодальныхгосударствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма,в некоторых буржуазных государствах эпохи промышленного капитала, особеннос тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, вхарактеристике сущности и социального назначения государства на первый планвыступает классовое господство, насилие, подавление. Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон)государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу,приоритет общечеловеческих ценностей. Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого,а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются направе, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав исвобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокаястепень во всей многовековой истории развития государства. Подводя итого вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовойприроде сущности и социального назначения государства, можно предложитьодин из возможных вариантов его краткого общего определения. Государство –это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубоклассовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.Признаки государства, отличающие его от организации первобытного общества. Наша литература длительное время освещала догосударственное общество,опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частнойсобственности и государства”. Она была написана на основе вышедшего в 1877г. фундаментального исследования Л. Моргана “Древнее общество”, которомпрослеживается жизнь североамериканских индейских племён. К концу ХХ в.Благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытномобществе существенно обогатились, был преодолен одностороннийевроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмыслениябыла включена история всех регионов Земного шара. Любое человеческое общество должно быть каким-либо образоморганизованно, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формойорганизации догосударственного общества явилась родовая община. Личная,родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единствоупрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительноераспределение. Ф. Энгельс писал:“ И что за чудесная организация этотродовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов иполицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, безтюрем, без судебных процессов – всё идёт своим установленным порядком”[5].Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом исамой первой формой организации догосударственного общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союзародов: источником и носителем власти был род, она была направлена науправление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесьсубъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по природесвоей непосредственно общественной, т.е. неотделённой от общества инеполитической. Единственным способом её реализации было общественноесамоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органовпринуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослыхчленов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнееустановление, как и сам род. Оно разрешало все основные вопросы егожизнедеятельности. Решения собрания были обязательными для всех, так же как и указаниявождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительныхучреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждениюза нарушения существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, ипоэтому никому не удавалось избежать наказания. Несложные отношения регулировались обычаями – исторически сложившимисяправилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания имногократного повторения одних и тех же действий и поступков. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчленённых“мононорм”, были одновременно и нормами организации общественной жизни, инормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так,естественное разделение труда и функций между мужчиной и женщиной, взрослыми ребёнком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, икак норма морали, и как веление религии. Мононормы изначально были продиктованы “естественно-природной” основойприсваивающего общества., в котором и человек является частью природы. Вних права и обязанности сливались воедино. Правда, особое место занималотакое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самойзаре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль вупорядочении половых отношений, строгого запрещало брак с кровнымиродственниками (инцент). В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силуавторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путёмпрямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы– обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя(преступника). На основе вышеперечисленных фактов можно заключить, что государствоотличается от первобытной организации по следующим признакам: 1. Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству. 2. Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:если общественная власть первобытного строя выражала интересы всегообщества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, тополитическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересыопределённой части, социальной группы, класса;реализация государственной власти осуществляется особым аппаратомгосударственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не занятынепосредственно в общественном производстве выполняют управленческиефункции, получая за это денежное вознаграждение;обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощьюспециального карательного аппарата насилия; 1. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.Основные признаки, отличающие государство от других организацийсовременного общества. Государство отличается от других организаций, входящих в политическуюсистему общества, рядом существенных признаков. 1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства. 2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти. 3. Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической сило и содержащие нормы права. Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество –исключительная прерогатива государства. 4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупностигосударственный механизм, состоит в государственно-властном характере ихполномочий, что связано с обязательным юридическим закреплениемформирования и деятельности этих органов и основанной на этом способностииздавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного государственногомеханизма, необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц –государственных служащих, основное назначение которых с учётом сложившегосяв классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобыуправлять. 5. Государство –единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка. 5. Только государство располагает вооружёнными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность. 6. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право без государства. 7. Государственная власть может осуществляться только в форме, установленной законом. В данном случае действует принцип “можно только то, что прямо предусмотрено законом”. Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют егоособое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполнепонятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются какконкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлениям.Современное государство и гражданское общество. Общая теория государства возникла в конце XIX в. Как легалистическаятеория на основе эмпирической метатеории и именовались “юридической” всмысле позитивизма. Государство она рассматривала как данный феномен ианализировала с точки зрения внешних признаков того, что конвенциональносчитается государственностью, прежде всего – через призму законодательства,определяющего организацию и функционирование публичной политической власти.Названная теория была чисто аналитической, так как формулировала признакигосударственности на основе анализа того, что уже признано государством. Признаки государства рассматривались в так называемой “теории трёхэлементов”, согласно которой государство существует там, где есть народ(население), территория и государственная власть. Таким образом,государство определялось через понятия, производные от понятия государства.Можно сказать, что государство отождествлялось с государственным правом,точнее с законом. В принципе все три элемента замыкаются на понятиисуверенитета, верховной власти и имеют чисто социологическое, эмпирическоеобъяснение, как, например, в теории “позднего” Г. Кельзена: государство –это организация власти, наиболее эффективная на данной территории. Понятиивласти здесь социологическое, власть и насилие здесь не различаются. Современная общая теория государства в том виде, в каком онаскладывалась в Западной Европе после второй мировой войны видит основаниегосударственности в правах народов и связывает понятие государственнойвласти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворческих ивнезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных поотношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы впринципах и нормах международного права. Таким образом, современная общаятеория государства рассматривает государство как правовую форму организациии функционирования власти – с точки зрения международного права. Соответственно изменился и смысл “теории трёх элементов”. Речь идёт нео населении государства, а о народе как этнической общности в смысле праванаций на политическое самоопределение. Не может быть никаких юридическихаргументов против политического самоопределения любой, даже самоймалочисленной, нации. Единственная оговорка – не должны нарушаться правачеловека и права других наций, проживающих вместе с коренной нацией. Второй территориальный элемент, – это не просто территория впризнанных границах государства, а страна, географическая область, скоторой связана нация, как субъект права на политическое самоопределение.Данная территория является для нации родиной, а право на родину первично поотношению к любым факторам, определяющим конкретные границы той территории,на которой происходит политическое самоопределение нации. Третий, институционный элемент государственности. С точки зрениясовременной общей теории государства, это – организация публичнойполитической власти, ограниченной правами человека, т. е. институция,призванная обеспечить свободное совместное политическое, экономическое идуховное бытие людей. Общая теория государства исходит из того, чтогосударственная власть является таковой, а не произвольным насилием,поскольку она в той или иной мере ограничена необходимостью соблюдения правчеловека. Но общая теория государства настаивает на том, что организацияполитической власти, откровенно попирающая права человека не можетпризнаваться государством в современном смысле этого понятия. Более того,общая теория государства признаёт право на гражданское неповиновение вплотьдо насильственного сопротивления иллегитимному режиму политической власти.Власть является суверенной властью государства лишь до известного предела,за которым суверенитет заканчивается и начинается право людей нанеповиновение власти. Но в первую очередь общая теория государства ориентируется на развитуюинституциональную форму современной государственности, которая обозначаетсяпонятием демократического конституционного государства. Термин“конституционное” применяется здесь отнюдь не к любому государству, вкотором есть конституция (основной закон), а лишь к тому, гдегосударственная власть ограниченна правом в целях создания оптимальныхусловий для функционирования саморегулирующегося гражданского общества.Заключение. В ходе контрольной я исследовал такое явление, как государство,рассмотрел многообразие понятий государства и его сущности, признаки,отличающие его от организации первобытного общества и от других организацийсовременного общества. И на основе вышеперечисленных аспектов я сделалвывод, что государство и право развиваются, эволюционируют. Государство как историческое явление имеет двойственную природу.Будучи организацией политической власти экономически господствующегокласса, оно одновременно является организатором “общих дел”, вытекающих изприроды всякого общества. При этом марксистское учение о сущности государства считалопреобладающим на всех этапах его развития классовое начало. Тем не менее,как выше было отмечено, существенным изменением условий жизни общества, содной стороны произошло сужение сущности государства как организацииклассового господства, а с другой стороны, расширением и обогащением техосновных его свойств, которые характеризуют государство как организациювсего общества. Иначе говоря, под влиянием процессов прогрессивногообщественного развития произошло сокращение отрыва государства от народа,от его коренных интересов, от потребности общества и личности. Из органа,стоящего над обществом государство превращается в орган, служащий обществу. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государствоначинает превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учёта икоординации интересов различных групп населения. В деятельности государствана первый план начинают выходить также общедемократические институты, какразделение властей, верховенство закона, гласность, политический плюрализм,независимость судебной власти и т.д. Поэтому современное цивилизованноегосударство можно характеризовать по своему содержанию как средствосоциального компромисса и по форме – как правовое. Список литературы.1. Н.И. Матузов, А.В. МАлько “Теория государства и права”, М. 1997 г.2. “Теория государства и права”, под редакцией В.М. Корельского и В.Д.Перевалова.3. Ю.А. Дмитрияев “Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества”, “Государство и право”, 1994 г., № 7.4. В.А. Четвертин “Размышление по поводу теоретических представлений о государстве”, “Государство и право”, 1992 г., № 5.5. Ф.П. Энгельс “Происхождение семьи, частной собственности и государства”.6. Хропанюк В.Н. “Теория государства и права”, Хрестоматия, М. 1998 г.7. В.В. Лазарев. “Общая тория права и государства”.8. С.С. Алексеев “Государство и право”, М. 1994 г.-----------------------[1] К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 4 с. 447[2] Там же Т.22 с. 200 - 201.[3] В.И. Ленин Полн. Собр. Соч. Т. 39. С. 73.[4] Там же. Т. 33. с. 8.[5] К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 21 с. 97




Похожие:

Государство: общая характеристика iconГосударство: общая характеристика
Многообразие понятий государства и его сущность (соотношение общесоциального и классового в сущности государства)
Государство: общая характеристика iconВопросы к экзамену. Средневековый этап истории Востока. Общая характеристика периода
Общая характеристика государств распавшегося халифата Аббасидов в X – XI вв. Султанат Сельджуков. Халифат Фатимидов
Государство: общая характеристика iconДоклад по географии 1998г план ? Фгп и эгп. Общая характеристика ? Административно-территориальное деление
Государство в Центральной Европе. Территория 356,96тыс кв км. Столицей в июне 1991 г объявлен
Государство: общая характеристика iconСтр. Введение 2 Общая характеристика семейства бобовые 3 Общая характеристика рода Чин 5
Это семейство одно из наиболее филогенетически молодых, но очень разнообразных по формам, включает около 490 родов и 12000 видов,...
Государство: общая характеристика icon«Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация. Причины распространения нетрадиционных религий в современной России». Исполнил: курсант 114 учебного взвода рядовой милиции Моисеев А. В. Научный Реуцкая Г. М. Москва 2004 СодержаниеВведение Общая характеристика и классификация нетради
...
Государство: общая характеристика iconОбщая характеристика слабо развитого района. Латинская Америка Общая характеристика слабо развитого района
Ей подверглись также миллионы негров-рабов, которых с начала XVI в стали ввозить в страны Вест-Индии, на Карибское и Атлантическое...
Государство: общая характеристика iconПротоиндийская цивилизация. Общая характеристика Протоиндийская цивилизация. Общая характеристика
Протоиндийская цивилизация, существовавшая в долине Инда в 3-2 тыс до нашей эры
Государство: общая характеристика iconМедведев С. А., Факультет прикладной политологии Общая информация Курс профессора С. А. Медведева «Российское пространство и российское государство»
Кросс-культурные семинары в рамках курса «Российское пространство и российское государство»
Государство: общая характеристика iconПрограмма собеседования по биологии для поступающих в Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет в 2012 году на базе основного общего образования
Общая характеристика классов. Биологический способ борьбы с насекомыми. Охрана насекомых. Тип хордовые. Деление на классы, их общая...
Государство: общая характеристика iconКурсовая работа по уголовному праву тема: Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений Проверил: Лужбин А. В
Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264 ук рф)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы