Самоконтроль в процессе занятий физкультурой icon

Самоконтроль в процессе занятий физкультурой



НазваниеСамоконтроль в процессе занятий физкультурой
Дата конвертации07.08.2012
Размер147,45 Kb.
ТипРеферат
Самоконтроль в процессе занятий физкультурой


Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярныхзанятиях физическими упражнениями и спортом. Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получитьрекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врачаили в районном врачебно-физкультурном диспансере. Затем, используя советыврачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическуюлитературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматьсяследует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этомнеобходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая всеизменения, происходящие в организме до и после занятий физическимиупражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно,самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективныепоказатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальноедавление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика такжеприменяется для определения тренированности занимающегося. Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерениючастоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчиныравна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80. У физически тренированных людей частота пульса значительно реже - 60 именее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, чтоговорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечныхсокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальноеположение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается.Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, безперебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, есликоличество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один ударот предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебаниячисла сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можноподсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца.Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиямиустановлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физическойнагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислородау мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше,чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульсздорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут,замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки. При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена наобеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами.Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердцанетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокогокласса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировокобъём сердца постепенно уменьшается. Существует много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, спомощью которых производится диагностика состояния организма при физическихнагрузках. Мы рассмотрим их ниже. Врачебный контроль. В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населенияопределены следующие основные формы работы по врачебному контролю: 1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом. 2. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований. 3. Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов. 4. Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики. 5. Медико-санитарное обеспечение соревнований. 6. Профилактика спортивного травматизма. 7. Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований. 8. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта. 9. Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом. 10. Агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения. Система организации врачебного контроля. Врачебный контроль за физическим воспитанием обеспечивается всей сетьюлечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения подметодическим и организационным руководством врачебно-физкультурныхдиспансеров. Вместе с организациями, осуществляющими физическое воспитание,врачебно-физкультурные диспансеры планируют все мероприятия по врачебномуконтролю по территориальному и производственному признаку. Предусмотрен порядок врачебных обследований занимающихся физкультурой испортом: - дети дошкольного возраста, находящиеся в детских яслях и детскихсадах, занимающихся по специальным программам физического воспитания,находятся под врачебным контролем детских поликлиник и консультаций; - учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных учебныхзаведений, школ профессионально-технического обучения и других учебныхзаведений, студенты вузов, занимающиеся по государственным программамфизического воспитания, проходят врачебные обследования у врачей,обслуживающих указанные учебные заведения; - занимающиеся в спортивных секциях коллективов физкультуры,добровольных спортивных обществ и спортивных клубов, учреждений, школ,средних специальных и высших учебных заведений направляются для врачебныхобследований в лечебно-профилактические учреждения по территориальному ипроизводственному принципу: участковые и районные больницы, городские,областные, краевые объединённые больницы и поликлиники, здравпункты исанчасти предприятий и учреждений. Преподаватель физического воспитания, тренер, методист, инструкторпринимают активное участие в организации всех форм врачебного контроля. Педагог совместно с руководителем лечебно-профилактического учрежденияили выделенным для обследования врачом составляет план и графикпрохождения занимающимися врачебных обследований с учётом контингента(учащиеся, члены коллективов ФК, спортивных секций, занимающиеся вспортивных школах, участники соревнований, члены сборных команд поразличным видам спорта). Педагог сообщает занимающимся сроки прохождения врачебных обследованийи проверяет явку на них. Содержание обследования. Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состоянияздоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых.Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений,величину нагрузки и методику применения в соответствии с состояниеморганизма. При нормальном состоянии человека все его органы и системыфункционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни.Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единыйсложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективноприспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, иотличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физическойработоспособности. Все перечисленные особенности характеризуют состояние здоровья, какоптимальный уровень жизнедеятельности организма и приспособляемости кизменениям среды и нагрузки, а также устойчивости к различным воздействиям. При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья иуровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физическойподготовленности. Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физическогоразвития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно лидопустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д. Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья,физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностьюхода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияниезанятий физическими упражнениями. Дополнительные обследования после заболеваний и травм помогаетпроверить ход восстановления здоровья, после переутомлений илиперетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов,уровня работоспособности и т.д. В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья,включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения. Методы врачебного обследования. 1. Расспрос применяется для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать сведения о медицинской и спортивной биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент. 2. Осмотр позволяет по сумме зрительных впечатлений получить общее представление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д. 3. Ощупывание основано на получении осязательных ощущений о форме, объёме исследуемых частей тела или исследуемой ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и так далее. 4. Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путём улавливания звуковых явлений, возникающих при работе органов. Педагогический контроль. Педагогическая деятельность в вузе предъявляет высокие требования кпреподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания.Непосредственная педагогическая деятельность требует от преподавателя нетолько глубокого знания своего предмета, но и определённой системы,последовательности действий. Главной особенностью преподавателей физического воспитания являетсяспецифика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента. Педагогическая деятельность преподавателя состоит из определённыхэлементов, которые совместно образуют своеобразную психологическуюструктуру. И, бесспорно, при этом каждый студент должен:систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию(теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебнымрасписанием;проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлятьсамоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивнойподготовленности;активно овладевать знаниями по основам теории и методики физвоспитания,используя соответствующую литературу;соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматьсяутренней и производственной гимнастикой, спортом и туризмом, соблюдатьнеобходимый недельный двигательный режим, используя консультациипреподавателя;активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных и спортивныхмероприятиях в учебной группе и на межвузовском уровне. Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт междупреподавателями и студентами. В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотновыражать свои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствоватьеё и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия ииллюстрировать материал. Для успешной работы каждый педагог должен:досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программныхтребований, а также основные положения педагогики и психологии высшейшколы;владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видовпрактических занятий;чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли;иметь представление о содержании и объёме материала, преподаваемого посмежным дисциплинам, и о месте физической культуры в общей системеподготовки специалиста;вести научную работу и владеть суммой практических навыков, необходимыхспециалисту для ведения учебной дисциплины;знать современный уровень науки и текущую литературу в объёме практическихзанятий;представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;проводить консультации в пределах курса практических занятий. Целью физического воспитания в вузе является формирование физическойкультуры студента как системного и интегративного качества личностистудента, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста,способного реализовать её в учебной, социально-профессиональнойдеятельности и в семье. Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:включение студента в реальную физическо-спортивную практику по творческомуосвоению физической культуры, её активного использования во всестороннемразвитии личности;содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплениюздоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности,развитию профессионально важных физических качеств и психомоторныхспособностей будущих специалистов;овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающихфилософскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическуютематику.формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании иподдержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всехорганизационно-методических форм занятий физкультурно-спортивнойдеятельностью;формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованиемсредств физкультуры и спорта;овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физкультуры. Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится напротяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется вследующих формах: Учебные занятия:обязательные занятия (практические, теоретические, консультации), которыепредусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёме четырёхчасов в неделю и включаются в учебное расписание в течении всего периодаобучения сверх установленного педагогического объёма учебной нагрузки;консультативно-методические занятия, направленные на создание для студентовметодической и практической помощи в организации и проведениисамостоятельных занятий физкультурой;индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физподготовку илиотстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особомурасписанию кафедры в течении учебного года, каникул, в периодпроизводственной практики; Внеучебные занятия:физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельныхзанятий в виде комплексов «минута бодрости» и подобных);занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физическим интересам;массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Комплексное использование всех форм физического воспитания должнообеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов, достижениеоптимального уровня физической активности. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки,дневник самоконтроля. При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важносистематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья.Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника.Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы -субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнестисамочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность,положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятийфизическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим,занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущенияпереутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятияи обратиться за консультацией к специалистам. Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, сбыстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна. Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленностии возрасту. Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим.Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Дляутоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая. При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки,а при повторных нарушениях - обратиться к врачу. Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятийфизкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений,показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физическойподготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективностьзанятий, средства и методы, оптимальное планирование величины иинтенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как ониотражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателямсамоконтроля относятся : наблюдение за частотой сердечных сокращений(пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких,весом, мышечной силой, спортивными результатами. Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности являетсяпульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методомсопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) ипосле нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса впокое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х.Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, апосле - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участилсяна 67%. Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если естьвозможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. Вначале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется наопределённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут)снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние.Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, апри напряжённой тяжёлой работе немного повышается. Известно, что величины пульса и минимального артериального давления внорме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс. У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервнойрегуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшимединице. Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужнопомнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастаетпотребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чемвозрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить овеличине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человекасоставляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания являетсяжизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальномвыдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая влитрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физическойподготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин -2,5-4 литра. Использование методов, стандартов, антропометрических индексов,упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физическойподготовленности. Для оценки физического состояния организма человека и его физическойподготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты ит.д. К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системыможно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражаетвыброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле (АДмакс. - АДмин.) * П , где АД - артериальное давление, П- частотапульса. У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этогокоэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы. Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания -ортостатическая и клипостатическая. Ортостатическая проба проводится так.Физкультурник лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитываетчастоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа вположение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту.Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту - удовлетворительнаяреакция, более 20 - неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указываетна недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» -так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этотспособ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох,задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мереувеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошонатренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вытолько что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете. Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физическойнагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела,физическая сила, координация движений и т.д. При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так женеобходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показателивеса тела являются одним из признаков тренированности. Для определениянормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальныйвес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., изкоторой вычитают цифру 100; при 165-175 - 105; а при росте более 175 см -больше 110. Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят нарост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см ростаприходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин. Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями,ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следуетсоздать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам. Можно также проводить исследование статической устойчивости в позеРомберга. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурникстановится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянутывперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на однойлинии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожаниякистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мереулучшения функционального состояния нервно-мышечной системы. Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника.Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшаюткровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижностипозвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость зависит от состояниясуставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающейсреды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простоеустройство с перемещающейся планкой. Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье ифункциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональныйтонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физическойкультурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно,самоконтроля. Содержание Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярныхзанятиях физическими упражнениями и спортом. 1 Врачебный контроль. 3 Система организации врачебного контроля. 3 Содержание обследования. 4 Методы врачебного обследования. 5 Педагогический контроль. 7 Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки,дневник самоконтроля. 11 Использование методов, стандартов, антропометрических индексов,упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физическойподготовленности. 14 Содержание 17 Список использованной литературы 18 Список использованной литературы 1. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. 2. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. 3. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов. 4. Дёмин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Самоконтроль в процессе занятий физкультурой iconРеферат по физкультуре на тему контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой  
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля. Использование методов, стандартов, антропометрических...
Самоконтроль в процессе занятий физкультурой iconРеферат на тему: самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом. Фи
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье
Самоконтроль в процессе занятий физкультурой iconОсновы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями основные понятия
Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок...
Самоконтроль в процессе занятий физкультурой icon«коммерсант в торговле»
Основные приёмы во время урока: блиц-опрос, экспресс-лаборатория, проблемное обучение. Основными формами контроля в процессе обучения...
Самоконтроль в процессе занятий физкультурой iconТематика контрольных работ по дисциплине «Гигиена физического воспитания и спорта»
Гигиеническое обеспечение занятий отдельными видами спорта и физкультурой (на примере школ Вашего района)
Самоконтроль в процессе занятий физкультурой iconПроект «В здоровом теле – здоровый дух!»
В школе узнали, что спорт – залог отличного здоровья, так как каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час,...
Самоконтроль в процессе занятий физкультурой iconПроект «В здоровом теле – здоровый дух!»
В школе узнали, что спорт – залог отличного здоровья, так как каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час,...
Самоконтроль в процессе занятий физкультурой iconПрограмма занятий с детьми подросткового возраста, направленная на снятие агрессии в коллективе и улучшение межличностного взаимодействия
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Необходимое условие любого общения налаживание межличностных контактов,...
Самоконтроль в процессе занятий физкультурой iconФизкультурой заниматься – Надо в форму одеваться!

Самоконтроль в процессе занятий физкультурой iconФизкультурой заниматься – Надо в форму одеваться! А в одежде повседневной

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы