|
Проект Создание "Зеленого уголка" в учебном кабинете начальных классов. «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок» Г.-Х. Андерсен Выполнили: учащиеся 1 – «А» класса Руководитель: Теряева И.П., учитель начальных классов МБОУ «Школа-интернат № 2 основного общего образования» Норильск, 2009 г. Содержание: Введение………………………………………………………………..2 1.Проектирование «зеленого уголка» в детских учреждениях 1.1. Особенности зеленого оформления детских учреждений ……..3 1.2. Озеленение интерьера помещения……………..…… …………..4 2.Проектирование зеленого уголка в кабинете начальных классов…5 2.2.Этапы проведения работ……………………………………………5 3.Оценка полученных результатов проектирования зеленого уголка в кабинете начальных классов….………………………….….7 Заключение……………………………………………………………8 Список литературы…………………………………………………...9 Введение Школа- это наш второй дом. В здании школы мы проводим 9-11 лет своей жизни. Поэтому мы должны сделать все возможное для того, чтобы ученики и учителя чувствовали себя комфортно. В создании благоприятной для человека среды в помещении помогут комнатные растения. Растения помогут установить здоровый климат в помещениях и улучшить атмосферу на рабочих местах. И не только потому, что растения увлажняют воздух, а потому, что они также поглощают теплоту и очищают воздух от находящихся в нем вредных частиц. Комнатные растения украшают нашу жизнь, выполняют архитектурно-декоративную и санитарно-гигиеническую роль. Растения выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность. Особенно это касается жителей города, ведь люди в среднем более 20 часов в сутки проводят в помещении. Значимость растений в интерьере для них очевидна. Поэтому так важно оживить интерьер горшечными растениями, осуществить озеленение интерьера, устроить зелёный уголок, привнести в стандартное школьное помещение немного теплых, «домашних» ноток. С этими задачами прекрасно справляются живые горшечные растения, которые превращают интерьерные решения в изящные и изысканные для посетителей, комфортные и привлекательные для учителей и учащихся. Оформление помещения горшечными растениями и цветами называется фитодизайном (фитодекором). Показателем эффективности реформ в образовании является не только успешность учащихся. Создание здоровьесберегающих условий для формирования такой личности является немаловажным фактором для современного образования. Создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и классов - проблема многих учебных заведений. Большая учебная нагрузка, рост заболеваемости среди учащихся к моменту окончания школы - проблема номер один на сегодняшний день. Важно дать не только качественное образование, но и попытаться максимально сохранить здоровье учащихся. Цель проекта состоит в теоретическом обосновании необходимости зеленого уголка в кабинете начальных классов. В соответствии с поставленной целью были определены задачи проектирования: -создание эргономичной среды в кабинете начальных классов, способствующей повышению эффективности образовательного процесса; -изучить этапы проектирования озеленения классных помещений; -дать экономическое обоснование проекта. Объект исследования - зеленый уголок. Предмет исследования - кабинет начальных классов. В процессе работы над проектом были использованы следующие методы: поисковый (выбор проблемы и темы проекта), аналитический (изучение специальной литературы и условий осуществления проекта), практический (реализация проекта). В кабинете начальных классов создан зеленый уголок, работа над которым была определена способностями учителя и учеников. 1.Проектирование «зеленого уголка» в детских учреждениях 1.1. Особенности зеленого оформления детских учреждений Декоративные растения в детских учреждениях выполняют важную специфическую задачу. Коллекции растений в школах, детских садах, детских домах и интернатах должны способствовать им любовь и бережное отношение к природе, развивать навыки терпеливого ежедневного труда и чувства ответственности и понимания красоты. В школах, кроме того, декоративные растения являются главным материалом при изучении основ ботанической науки. Для детей Крайнего Севера, живущих в условиях суровой долгой зимы и короткого нещедрого на разнообразие и пышность зелени лета, создание зимних садов и богато озелененных интерьеров в детских учреждениях совершенно необходимо. Все эти специфические задачи озеленения детских школьных и дошкольных учреждений обязывают особо внимательно относиться к подбору ассортимента декоративных растений и способов оформления каждого помещения. При отборе видов комнатных растений для детских помещений определяющим фактором является микроклиматический режим. Однако, в пределах возможного ассортимента, следует собрать в помещении растения, наиболее разнообразные по форме, окраске, размерам листьев и соцветий. Такая коллекция, кроме того, что окажет положительное эмоциональное воздействие на детей, станет для них богатым источником информации о разнообразии растительного мира. Для школьников коллекции растений в учебном классе должны составляться с учётом программ по окружающему миру, наглядно иллюстрировать занятия по отдельным ее темам, давать понятия о растениях, о разных формах роста и размножения растений, о соцветиях, плодах и семенах. Озеленяя учебный кабинет, мы учитывали, что некоторые виды декоративных растений являются аллергенами и содержат сильные алкалоиды. Такие растения не должны попадать в учебные помещения. При оформлении помещений, где учатся дети младшего школьного возраста, мы избегали также растений с острыми шипами и колючками: кактусы из родов опунция, цилиндропунция, эхинокактус. Для размещения декоративных растений в детских учреждениях можно использовать все способы и формы оформления. Если учесть, что свободное между уроками время дети проводят преимущественно в активном отдыхе, предпочтительнее вертикальное расположение растений на освещенных участках стены. В кабинете начальных классов мы попытались создать «зеленый уголок» в напольных контейнерах, размещая декоративные растения на свободном от других наглядных пособий и материалов пространстве. Всю работу по уходу за растениями и составлению коллекций проводили сами учащиеся под руководством учителя и родителей. 1.2. Озеленение интерьера помещения Наша особая связь с растениями может использоваться для организации здорового рабочего места. Научно доказан факт, что наличие растений, озеленение интерьера помещения успокаивает людей и улучшает их самочувствие. Растения настраивают на позитивную рабочую атмосферу, которая, в свою очередь, приводит к повышению производительности труда. Озеленение интерьера также повышают качество внутренней атмосферы помещения и, таким образом, оказывают позитивное влияние на здоровье людей. В закрытых помещениях не так легко установить идеальный для работы климатический уровень, особенно в зимнее время, когда работа отопительной системы понижает уровень влажности воздуха, что может привести к ощущению сухости во рту, заложенности носа, кожным и слизистым раздражениям. Острые респираторные заболевания и грипп — вот две основные болезни, которые могут привести к временной потере трудоспособности. Необходимо знать, что более 97 % воды, абсорбируемой растениями при поливе, выделяется в воздух через листья. Таким образом, виды растений, которые нуждаются в обильном поливе, могут повысить уровень влажности воздуха в закрытом помещении на 10—15 %. Растения также могут положительно влиять на температурный комфорт помещения. Фитодизайн — от греческого phyton — растение и английского design — проектировать, конструировать. Целенаправленное научно обоснованное введение растений в дизайн интерьера и оформление помещений с учетом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении. Перед нами были поставлены конкретные цели — используя растения, очистить воздух от пыли и болезнетворных микробов, обогатить его биогенными веществами, благотворно действующими на организм учащихся, создать эстетически приятную и психологически комфортную искусственную среду. Растения проявляют оздоравливающие свойства непрерывно и в течение многих лет, при этом не требуется больших затрат на поддержание их функционирования. 2.Проектирование зеленого уголка в учебном кабинете начальных классов. Приведем порядок проведения работ по проектированию зеленого уголка в кабинете начальных классов. 1 ЭТАП. Выполнение плана расстановки мебели и оборудования В исследованиях психологов для школьных помещений рекомендуется использовать цвета желтовато-зеленого или желтого до оранжевого. Конечно, влияние цвета индивидуально и специфично для каждого человека, но существуют общие закономерности влияния цвета на состояние здоровья. При материальной и физической поддержкой школы нам удалось поменять доску, отремонтировать учебный кабинет, приобрести новые комплекты парт, а также детский диван. На первый взгляд в кабинете все устраивает и учителя, и детей, и родителей. Вот тут-то и пришла идея о создании зелёного уголка. Было решено расположить зеленый уголок вдоль задней стены кабинета. С одной стороны у стены поставили диванчик, а с другой стороны между боковой стеной и шкафами расположены аккуратные подставки, которые поддерживают горшки с растениями. Подставки - металлические- они ровно стоят на полу, горшки с цветами надежно укреплены, что способствует охране здоровья детей и соблюдению техники безопасности. 2 ЭТАП. Подбор растений и варианта их расположения. При подготовке проекта был проанализирован микроклимат кабинета и возможности для выращивания отдельных видов комнатных растений в нём. Освещенность. Свет фактор первостепенной важности в жизни каждого растения. По отношению к интенсивности света комнатные растения делят на светолюбивые, теплолюбивые и теневыносливые. Световой режим в городах зависит не только от географического (широтного) положения, которое определяет количество поступающей солнечной радиации, но и в большей степени от состояния городской атмосферы (Кочарян, 1999). Температура. Ассортимент растений, пригодных для комнатной архитектуры, определяется, прежде всего, температурой помещений. В разных местах кабинета температурные условия сильно различаются, особенно в холодное время года. Средняя же температура в кабинете составляет в зимнее время года 20-21 о С. Воздушный режим. Растениям необходима определенная воздушная среда, содержащая кислород. Дышат все органы растения, в том числе и корни. Сухой воздух задерживает процесс фотосинтеза, так как при низкой влажности устьица на листьях растений закрываются, в результате чего уменьшается испарение, нарушается поступление углекислого газа и резко сокращается процесс ассимиляции. Рост и развитие растений замедляются или прекращается. Чтобы обеспечить достаточный приток свежего воздуха в комнате, их необходимо регулярно проветривать. Воздух в комнате не должен быть пыльным или загрязненным. В кабинете начальных классов относительная влажность воздуха при работе отопительной системы, составляет всего 25-30%. Такие условия неблагоприятны для большинства растений. Повысить влажность можно с помощью бытовых увлажнителей. Водный режим. Земля в горшках должна быть умеренно влажной. Нельзя допустить резких переходов от недостатка влаги к ее избытку. Многие растения при этом теряют бутоны. В теплых или нагретых солнцем комнатах земля в горшках сохнет очень быстро; в таких случаях растения приходится поливать ежедневно, а в холодной комнате и в пасмурную погоду рекомендуется осторожно разрыхлить землю, чтобы определить глубину сухого слоя. Полив нужен, если земля просохла на глубину 1-1,5 см. Вода для полива должна быть одной температуры с комнатным воздухом или немного теплее его. После изучения среды для осуществления проекта можно было приступить к выбору растений. Нами был выбран прием фрагментарного озеленения (так как в озеленении может быть задействована задняя стена кабинета). Этот прием предусматривает использование, как одиночных растений, так и групп из них путем создания оригинальных миниатюрных композиций. Размещение растений здесь допускается в вертикальной и горизонтальной плоскости. Из них создают декоративные группы или располагают одиночными экземплярами. Растения, выбранные для озеленения кабинета: монстера деликатесная Monstera deliciosa, хлорофитум хохлатый вариегатный 'Vittatum', нефролепис возвышенный (Nephrolepis exaltatа), спатифиллум Уоллиса, Ховея, финиковая пальма и многие другие. 3 ЭТАП (реализация проекта, оценка результатов) Внутри композиционной группы растения размещались нами в соответствии с принятым композиционным решением. Крупные растения с яркими цветками были расположены на заднем плане, а более низкорослые – на переднем. Большое значение было уделено выбору посуды, в которую высаживают растения. С этой целью для каждой цветочной культуры тщательно добирали определенные по размеру, форме и цвету горшки, кашпо. По окраске и фактуре они должны удачно сочетаются с окружающей обстановкой и одновременно не очень громоздки. Контейнеры различной высоты и формы изготовлены из пластмассы. Это позволило усилить декоративный эффект всей композиции и устранить впечатление монотонности. В композиции растения высажены в непосредственной близости один от другого, чтобы они сочетались по декоративным признакам (окраска, фактура листьев), а также по экологическим и биологическим особенностям (требования к свету, влаге и т.д.). Миниатюрные композиции установлены и на специальных подставках. Озеленение класса дополнено небольшим количеством крупных солитерных растений в контейнерах и умеренным декорированием стен. Основную эмоциональную нагрузку несет центральная фитокомпозиция, создавая настроение спокойного созерцательного отдыха и, вызывая желание, время от времени обходить вокруг и рассматривать ее с разных видовых точек. 3.Оценка полученных результатов проектирования зеленого уголка в кабинете начальных классов. Зеленый уголок с экономической точки зрения гораздо дешевле, чем обставленная мебелью часть класса. Выбор данного вида оформления был продиктован тем, что его создание не предполагает специальной подготовки и платных услуг специалистов. Оформить зеленый уголок смогли учитель, дети и их родители. Стоимость работ зависит от целого ряда факторов: от выбора различных видов цветов, от их количества, от отделки и материалов оформления уголка. Таблица 1 Экономическая смета стоимости фитокомпозиции в кабинете начальных классов
Экономия: В холодное время, когда работают системы отопления, воздух в помещении становится слишком сухим, что не лучшим образом сказывается на самочувствии учеников и учителей. Комнатные растения помогают в этом случае, поддерживая в норме относительную влажность воздуха. Это позволяет сократить временные потери от больничных листов учителей и расходов на лечение учащихся. Теперь, заходя в кабинет начальных классов участники процесса обучения и воспитания чувствуют психологический комфорт. Ученики на протяжении перемены успевают побегать, поиграть, а потом, немного уставшие, присаживаются на диванчик, окруженный зеленью. В это время учитель включает спокойную музыку. Все это способствует расслаблению и полному восстановлению сил учащихся. Но самое главное - учащиеся проявили фантазию, творческие способности при создании зеленого уголка, а совместная работа способствовала сплочению классного коллектива 1 «а» класса. С заботой и любовью дети ухаживают за зеленым уголком, и это является частью «экологичного» отношения к окружающей среде. Теперь территория класса разбита на функциональные зоны: учебную, зеленую, игровую, каждая из которых имеет свое назначение. Таким образом, в ходе работы была оптимизирована пространственная среда кабинета начальных классов, а также положено начало дальнейшей работы всей школы в области оптимизации учебного пространства в условиях здоровьесберегающего обучения. Заключение Многие любители цветов относятся к своим зеленым жильцам, как к живым существам, любят их "только за то, что ты есть у меня", холят и лелеют. И чувство это взаимно: человек интуитивно ощущает, что комнатные растения благотворно воздействуют на его психику, приносят радость, создают здоровый климат. (Ученые тоже подтверждают, что растения снимают ощущение подавленности). Список литературы: 1.Каретова Г.М. Комнатные растения для девочек. М.: Премьера, 2000 2.Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. М.: Просвещение, 1993 3.Цветков А.С. Цветы в доме. Ниж.Новгород: Времена, 1998 |
![]() | Районное методическое объединение учителей начальных классов. Исследователь Исследователь: материалы из опыта работы учителей начальных классов и дополнительный материал для организации учебно-исследовательской... | ![]() | "Маленький принц и его друзья" /путешествие/. (Сценарий мероприятия) Здравствуй! Я, кажется, узнал тебя! Ты тот самый Маленький принц, который облетел много планет Ты будешь жить на Земле? |
![]() | Для чего нужны психологи? Мы видим нашу задачу в том, чтобы помочь человеку проявить свою уникальность, научиться жить в гармонии с собой, другими людьми и... | ![]() | Поздышева Надежда Ивановна учитель начальных классов. Введение. разработка урока Тема актуальна т к понятие свобода и выбор своих действий, поступков не всегда понимается детьми правильно. Необходимо показать,... |
![]() | Программа «Оптимизация работы классного руководителя начальных классов: Азбука Здоровья» на 2008- 2012 годы Проект сметы расходов, предусматривающий расходы на реализацию Программы «Оптимизация работы классного руководителя начальных классов:... | ![]() | Артеменкова Надежда Николаевна, учитель начальных классов с. Объячево, Прилузский район, Республика Коми Аннотация Бинарный урок Бинарный урок-репортаж по теме «Птицы – наши друзья»- это подготовка к сочинению о перелетных птицах. Он проведен в 4 классе для... |
![]() | Учитель начальных классов Оборудование. Барабан с игровым полем, карточки с заданиями, 5 конвертов, ребусы, волшебный ящик, эмблемы: солнце, тучка (для каждого),... | ![]() | Анализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории |
![]() | Урок окружающего мира в первом классе Наш уголок природы умк «Начальная школа XXI века» моу сош №12 зато шиханы Саратовской области учитель начальных классов Если любить и бережно относится и к животным и растениям из маленького уголка природы, можно ли сказать, что тем самым мы любим и... | ![]() | Тема учебного проекта: Восприятие человеком окружающей среды Творческое название Автор: Полевич Галина Васильевна,учитель начальных классов моусош пос. Новоколхозное Основной вопрос: Для чего нужны органы чувств?... |