Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен icon

Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен



НазваниеОбщение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен
И.В. студент
Дата конвертации07.08.2012
Размер115.88 Kb.
ТипРеферат
Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности


МОРДОВСКАЯ ЭКСТЕРНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ РЕФЕРАТ на тему: ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. УРОВНИ ОБЩЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Выполнил: Ганюшкина И.В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В.П. Саранск, 1994 СОДЕРЖАНИЕ 1. Проблема психологии общения 2. Уровни общения и его особенности в различных условиях 3. Общение как обмен информацией Психология общения — один из важнейших вопросов социальной психологии. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическоеместо, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнувна стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих порсохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из«родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качествесоставной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеетмного различных причин. Главной из них является объективное существованиетакого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут бытьисследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии исоциологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой«психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляютсяне иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделеннымисознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельностилюдей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения ивзаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.[2] Именно поэтому при работе над рефератом использовалась и литература посоциологии.1. Проблема психологии общения Ничто во Вселенной не может существовать, так или иначе не принадлежак какой-нибудь организованной системе. Атом, образуемый связанными междусобой частицами, всего лишь один из элементов, из которых построенамолекула, а молекула в свою очередь, взаимодействуя с другими молекулами,участвует в организации клетку. Специфические клетки образуют ткани иорганы, которые, координируя свою деятельность, позволяют живому организмузанять свое место в растительной или животной системе, все времястремящейся достичь равновесия. Сосуществование этих систем в свою очередьобеспечивает равновесие планеты в Солнечной системе, движущейся наряду ссотнями миллиардов других звезд в нашей Галактике, а сама Галактика — лишьодин из элементов, из которых организована Вселенная. Человек представляетсобой звено этого континуума, и выживание его возможно только в группе,принадлежащей к человеческому обществу. [4] Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения.Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи Л.С.Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и другие. Так, с точки зренияВыготского, одного из основоположников советской психологии, в процессеиндивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, каквзаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д. [5] Существуют различные теории общения и среди них — теория общенияЗигмунда Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействиялюдей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различныхжизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Мысклонны с уважением относится к человеку, облеченному властью, например кначальнику — нам он напоминает кого-то из родителей. Джордж Хоуманссчитает, что люди общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешиваявозможные вознаграждения и затраты. Эта теория обмена проливает некоторыйсвет на то, почему люди ведут себя с другими так или иначе, но этим неисчерпывается весь процесс межличностного общения. Другая теория предложенаДжорджем Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не только на поступкидругих людей, но и на их намерения. Когда знакомый подмигивает, интересует,что он подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой,не исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы разгадываемнамерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлыйопыт. Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всехвзаимоотношениях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детстваприучены придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда мыпридаем значение чему-то, оно становится символом. В обществе кольцо непросто драгоценность, оно символ стремления двух молодых людей вступить вбрак. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи илинападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать —пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться. На насвоздействует не только действие, но и намерение. Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правиламивзаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-тосказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатнопрекратить разговор т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людейнезависимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальникмогут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно,иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Носуществует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремитсяпоменяться местами со своим начальником. [8] Множество теорий обуславливаются многообразием человеческого общения имногообразием подходов к проблеме психологии общения.2. Уровни общения и его особенности в различных условиях Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человекодновременно может заниматься определенной работой, состоять членомспортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать вполитической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отцасемейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенноесоциальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам другихчленов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать отнего определенного поведения. Такие ожидания будут различны в зависимостиот того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителяпредприятия или правительственном чиновнике. В свое время видный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первыхуказавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организациюобщения, различал макро-, мезо- и микроуровни общения: общество, в которомобщающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых онивыступают, ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают вконтакт, а также формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальныехарактеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности. [5] Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения.Макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля.При любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях. Обычно рассматривают две формы межличностного общения: монологическая,когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, адругому — пассивного исполнителя, и — диалоговая, выражающаяся всотрудничестве участников. Слов, обозначающих процесс общения двух людей,не так уж много — беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих).Людей, принимающих участие в этом процессе, называют собеседниками,говорящим и слушающим или же партнерами по общению. Трудно представитьбольшее многообразие жизненных ситуаций, чем то, которое складывается,когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это и разговорначальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседа ученика сучителем, и т.д. Каждая из них характеризуется своими особыми проявлениями.Для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдение достаточно большойпространственной дистанции (не менее 1,5 м) и избегание долгих прямыхвзглядов. Совсем по-другому складывается общение влюбленных. Увеличениепространственной дистанции между ними говорит о том, что они в ссоре, чащевсего они стремятся прикоснуться друг к другу. Данные психологическихэкспериментов свидетельствуют, что никто так долго, как влюбленные, несмотрит в глаза друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимнойлюбви, стремлением к близости. Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда)далеко не исчерпывают специфику подобных ситуаций. К ним добавляютсямножество других: интонации и пазы в речи, наиболее часто употребляемыеслова и т.д. В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большиегруппы — вербальные и невербальные. В первую группу попадает все, чтосвязано с речью, то есть как и что люди говорят друг другу. Во вторуюгруппу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространстваобщения и т.д. Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важнобуквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а чтопотом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философыотмечали, что ведение беседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди,зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научитьсяэтому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться сокружающими людьми — друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между темчасто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая,говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важноймысли или чувства. Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать.Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все —глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь,оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли,раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность,равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседыоказывает влияние и множество других «невербальных мелочей», таких, каквремя и место, где она происходит, ее длительность и т.д. В социальной психологии существует множество типологий общения,использующих самые разные основания, — длительность, позиции участников,особенности их взаимодействия и т.д. Оптимальным будет выделение наиболеечасто встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательноевоздействие, диагностическую беседу и интимно-личностное общение. Деловое общение — это ситуация, когда целью взаимодействия становитсядостижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всегоподобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другомв близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами,начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров поотношению к другому четко определен. В таких ситуациях важен предмет илиповод, приведший к общению, без которого деловая беседа состояться неможет. Воспитательное общение — это ситуации, в которых один из участниковцеленаправленно воздействует на другого, достаточно четко представлять себежелаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чемуон хочет его научить и т.д. Такие беседы возможны, когда обучающий обладаетситуационно или постоянно авторитетом и знаниями. Диагностическое общение, цель которого — сформировать определенноепредставление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию(таково общение врача с пациентом и т.п.). Партнеры находятся в различныхпозициях: один спрашивает, другой — отвечает. Чтобы получить полноценныйответ, спрашивающий должен правильно задавать вопросы, учитывая собственныйстатус и статус отвечающего, его готовность давать ответы и т.д. Интимно-личностное общение во многом уникально и специфично. Оновозможно только когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя наравных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержаниидоверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникаетмежду близкими людьми и в значительной степени является результатомпредшествующих взаимоотношений. Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Диадическое общениехарактеризуется рядом весьма специфических особенностей. Прежде всего длянего характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из нихнаходится в поле зрения другого и любая реакция — поза, взгляд, жест могутбыть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные инегативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнеромдает богатую информацию о нем, использование которой может способствоватьболее легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны,при таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-точувство или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и этоможет послужить причиной напряженности общения. [1] Часто выполняет функции катализатора общения сигарета: закурив, можноскрыть свое смущение в обществе незнакомых людей — «светская» беседа течетлегче, когда собеседники курят. Особый повод для курения есть у женщин. Ихманипуляции с сигаретой часто имеют сексуальное значение, привлекают к нимвнимание мужчин. Характерные женские жесты кокетства обязательнопредполагают демонстрацию запястья и полураскрытые, как бы зовущие губы, алучший способ показать все это — держать в руке изящную сигарету и делатьлегкие затяжки. [3] В ситуации групповой дискуссии и в публичном выступлении успешностьвзаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороныготовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двухлюдей. В большой аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группалюдей будет готова выслушать не очень интересную или уде знакомуюинформацию, когда же перед тобой только один человек, приходится как можноточнее учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться.Именно поэтому в ситуациях диадического общения особенно важны проявлениявзаимного интереса, дружелюбия и доверия. Специфика диадического общенияопределяется формальными ролями, в которых находятся собеседники. [1]3. Общение как обмен информацией Коммуникация — это процесс передачи информации от отправителя кполучателю. Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать наполучателя определенное воздействие, передает то или иное сообщение спомощью определенного кода. Получатель, чтобы понять это сообщение, долженего декодировать. В некоторых случаях в роли отправителя выступает одинчеловек, в роли получателя — несколько (учитель и ученики), бываетнаоборот, и так, что и отправитель и получатель являются либо индивидами,либо группами. Цели отправителя могут быть самыми разнообразными:сообщить информацию;объяснить;дать приказ или указание;отчитать получателя, сделать ему внушение;поделиться своим настроением;высказать свою точку зрения на тот или иной вопрос. Не одинаковы цель коммуникации и ее побудительная причина. Цель — этоясное и четкое, сознательное и нередко рациональное намерение,побудительная причина представляет собой скрытое, реальное и социальноенеодобряемое намерение. Очень часто в разговоре мы скрываем свою истиннуюцель, побудительную причину, зная, что она не одобряется обществом. [7] Информация передается с помощью устной и письменной речи, а такжежеста. Передается также с помощью общего отношения, мимики — красноречивыеулыбки и поступки иногда стоят длинных речей. Большинство исследователейсоглашаются, что с помощью слов передается в основном информация, а спомощью жестов — различное отношение к этой информации, а иногда жестымогут заменять и слова. Когда женщина бросает «убийственный» взгляд намужчину, все становится ясно, хотя при этом она не открывает рта. Внезависимости от степени культуры слова и жесты так сильно зависят друг отдруга, что хорошо подготовленный человек может сказать, какой именно жестили какое именно движение делает другой человек, не видя его, а толькослыша его слова. Человек редко задумывается над тем, какие движения онделает во время разговора, и может оказаться так, что он говорит одно, аего жесты явно показывают, что он имеет в виду совсем другое. [6] Получаем же мы информацию с помощью чувств. В нашу эпохуаудиовизуальных средств слух и зрение — главные органы восприятия. В организации общения не последнюю роль играют материальные условиякоммуникации (расположение стола и стульев). Столы и стулья могутрасставляться по-разному в зависимости от цели собрания. Отправитель стоит лицом к получателям, которые записывают сообщения.Это расположение позволяет разместить большое число людей, но большоеколичество участников затрудняет коммуникацию получателей с отправителем.«Обратная связь» осуществляется с трудом. Это термин, заимствованный израдиотехники означает, что после передачи сообщения одному или несколькимполучателям один их них обращается к отправителю для получения уточнений. Круглый стол позволяет «объединить» людей и избежать тем самымсоздание подгрупп. Такое расположение облегчает коммуникацию междуучастниками и в некоторой степени нейтрализует роль руководителя. Лицом к лицу участники противостоят друг другу в дискуссии, отстаиваяпротивоположные интересы. Такая структура мало способствует коммуникации,побуждая стороны скорее к конфронтации, чем к обмену мнениями. К нейприбегают чаще всего при двусторонних переговорах, когда руководителирасполагаются в центре каждой делегации. В треугольнике участники видят друг друга и могут легко общаться междусобой. Положение руководителя в данном случае соответствует положению«лидера». Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем«круглый стол», и в то же время усилить положение руководителя. [7]Из всего этого следует, что для социальной психологии, как, может быть, нидля какой другой науки, актуальна выработка практических рекомендаций,полученных в ходе прикладных исследований. ЛИТЕРАТУРА 1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994. 2. Андреева Г.М. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994. 3. Арнольд А. Особый повод, чтобы закурить сигарету //«Известия» 16.11.1994г. 4. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. - М.: Мир, 1992. 5. Гримак Л.П. Общение с собой - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. 6. Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994. 7. Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994. 8. Смелзер Н. Социология - М.: Феникс, 1994.




Похожие:

Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен iconКонтрольная работа по дисциплине «Деловое общение» «Этикет и культура делового общения»
Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение,...
Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология»
Общение. Понятие об общении. Виды общения. Развитие общения. Техника и приемы общения
Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен iconКонтрольная работа По дисциплине «деловое общение» на тему №4: «манипуляции в деловом общении». Вариант №14 Исполнитель
Понятие манипулятивного общения, его психологическая и этическая стороны. Мишени манипуляций. Механизмы манипулятивного общения,...
Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен iconКонтрольная работа по деловому общению На тему: «Деловое общение» ифундаментальные психологические теории
Социальная психология как теоретическая основа науки «Деловое общение». Проблемы общения в социальной психологии
Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен iconКонтрольная работа по деловому общению На тему: «Деловое общение» ифундаментальные психологические теории
Социальная психология как теоретическая основа науки «Деловое общение». Проблемы общения в социальной психологии
Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен iconКонтрольная работа по дисциплине «Деловое общение» на тему: «Этика делового общения»
Охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления...
Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен iconКонтрольная работа по дисциплине «Деловое общение» на тему: «Этика делового общения»
Охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления...
Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен icon1. Виды делового общения. Выделяют след виды общения: 1 «Контакт масок»
Светское общение, Суть светского общения в его беспредметности, т е люди говорят не то что думают, а то, что положено потому что...
Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен iconРеферат на тему: Этика делового общения. Общение и этика 3 2 деловой этикет 10
Охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления...
Общение как деятельность. Уровни общения и его особенности ганюшкина И. В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Андронов В. П. Саранск, 1994 содержание проблема психологии общения Уровни общения и его особенности в различных условиях Общение как обмен iconУченая степень кандидат психологических наук (специальность 19. 00. 05 социальная психология). Тема диссертационного исследования: «Идентичность педагога и особенности его общения», руководитель профессор Петровская Л.
Тема диссертационного исследования: «Идентичность педагога и особенности его общения», руководитель профессор Петровская Л. А. Защищена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы