Диплом Образ США и СССР 90-х годов icon

Диплом Образ США и СССР 90-х годов



НазваниеДиплом Образ США и СССР 90-х годов
Молев А.И
Дата конвертации07.08.2012
Размер334,97 Kb.
ТипДиплом
скачать >>>


ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»


Диплом

Образ США и СССР 90-х годов

глазами американского подростка


Автор: ученица 10 класса «А»

Вильшанская Елена

Руководитель: Молев А.И.


Москва

2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 7

1.1. Внутренняя политика СССР в конце 1980-х – начале 90-х годов 7

1.2. США в конце 80-х –начале 90-х гг ХХ в. 15

Глава 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКА 21

2.1. Письмо в рамках коммуникативной модели Р.Якобсона 21

2.2. Реконструкция образа США 23

2.3. Реконструкция образа СССР 26

Заключение 30

Список литературы и источников 32

Приложения 33



Введение



В истории российской государственности XX век был особым периодом, веком больших перемен и преобразований, начиная с Великой октябрьской революции и заканчивая распадом Советского Союза. Конец 80-х – начало 90-х годов один из ключевых периодов прошлого столетия, повлиявший на будущую историю нашей страны. В то время произошел крах идеологии Советского Союза. В 80-х в СССР остро встал вопрос о глобальном реформировании социалистического строя, однако, путем частичного сохранения базовых принципов и установок. Глубокий структурный кризис, начавшийся в то время процесс глобализации, затронувший все развитые капиталистические страны Запада, обусловили отставание Советского Союза от стран Европы и США, показали несостоятельность социалистических принципов в рамках противостояния двух идеологий. Начался процесс демократизации (плавного, постепенного перехода к демократии), затронувший все сферы общественной жизни. Модернизация социалистического строя привела как к положительным, так и отрицательным результатам. Крах советской идеологии, смена направлений во внешней политике привела к улучшению отношений с капиталистическими странами и, как следствие, к падению «железного занавеса». Однако смена внутренней политики положительных результатов не дала: повсеместный дефицит продовольствия, огромный государственный долг, обострение национального вопроса и многое другое привело сначала к падению власти руководящей коммунистической партии, а затем и к распаду Союза Советских Социалистических Республик.

Такова краткая характеристика обстановки в СССР в конце XX века. Мое исследование характеризует именно это время. Данный период является довольно изученным в историографии, однако основой моей работы стал необычный источник – письмо американского подростка сверстнику из СССР, датированное 1990-ым годом. Историко-культурный анализ письма позволит реконструировать образ СССР и США в представлении американского подростка начала 90-х годов прошлого столетия, а также охарактеризовать важный для обеих стран период иначе, с позиций частного взгляда на масштабные исторические события, чем именно и интересно мое исследование.

Россия XXI века, безусловно, отличается от России (СССР) в XX веке, поэтому изучение переломного момента нашей истории, значительно повлиявшего на будущность нашей страны, является одним из важнейших вопросов современности. Письмо американской девочки в СССР – реальный пример «перелома» в отношениях с капиталистическими странами, прекращения конфронтации с Западом, кардинальной смены политики.

Поэтому моя тема является актуальной, поскольку затрагивает активно обсуждаемую сегодня проблему роли России в мировом историческом процессе.

Цель моего исследования – реконструкция образа Советского Союза и США на основе анализа письма американского подростка в СССР в 1990-ом году. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) Дать краткую историческую характеристику США и СССР в конце XX столетия.

2) На основе различных моделей коммуникаций, в том числе модели Романа Якобсона, выработать метод анализа, историко-культурной реконструкции письма.

3) Историко-культурная реконструкция источника, анализ письма, как с исторической, так и с лингвистической точки зрения.

Моя работа будет состоять из двух частей: теоретической (историческая характеристика эпохи), и практической (изучение различных моделей коммуникации, анализ вербального источника). При написании первой части использованы учебники для высших учебных заведений «История России в новейшее время», «Новейшая история отечества XX век», «История США», а также статья А.В. Золова «США – борьба за мировое лидерство». Эти источники дают широкую характеристику социально-экономического, политического, внешнеполитического и культурного развития СССР и США в 80-х – 90-х годах XX века, описывают ключевые события того периода в обеих странах.

При написании второй части использована книга Г.Г. Почепцова «Теория коммуникаций». Она описывает современные и наиболее распространенные модели коммуникаций, на основе которых был выработан метод анализа вербального источника.


Глава 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

1.1. Внутренняя политика СССР в конце 1980-х – начале 90-х годов



К середине 80-х годов ХХ века Советский Союз оказался на грани глубокого структурного кризиса. Падение темпов экономического роста, снижение эффективности производства, проблемы в других сферах жизни общества и игнорирование этих проблем могли привести к социальным потрясениям. Тяжелые последствия для экономики имела и затянувшаяся гонка вооружений с США. Весь бюджет страны был направлен на производство оборонной продукции, военное противоборство привело к опасности возникновения Третьей мировой войны. Стала ощущаться потребность в изменении политики СССР, обновлении всех сфер жизни общества, последовательных реформах, однако все это требовало смены идеологии Советского Союза, прихода к власти новых людей, способных отказаться от старых принципов и убеждений.

В марте 1985 года на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Он провозгласил курс на «ускорение социально-экономического развития страны и достижение нового качественного состояния советского общества» посредством укрепления трудовой дисциплины и производственных сил. Под этим «лозунгом» в апреле 1985 года был принят ряд законов, направленных на улучшение «качественного состояния» жизни людей, а именно постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и закон «О госприемке».1 Однако антиалкогольная кампания провалилась: самогоноварение повсеместно выросло, а госбюджет не досчитался 67 млрд. руб. Согласно закону «О госприемке» были созданы службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1987 году такие службы начали работать практически на всех крупных промышленных предприятиях СССР. Началась борьба с нетрудовыми доходами, коррупцией, однако, в реальности, все оставалось по-старому. Неудача курса «на ускорение…» вынудило правительство отказаться от него.

В феврале 1987 года на съезде партии был провозглашен новый курс на совершенствование и демократизацию социализма, так называемая «перестройка». Все это означало переход к демократизации политического строя и допуск рыночных отношений в экономику. Многие проблемы экономической системы были порождены монополией государства практически во всех отраслях хозяйства и, как следствие, отсутствием конкуренции. Переход к рыночной экономике, развитие товаро-денежных отношений предусматривало многообразие форм собственности и хозяйства. Новую ситуацию в экономике начали создавать арендная, кооперативная, частная, коллективная и прочие формы собственности. Большую роль сыграли привлечение иностранного капитала в Россию и конверсия (перевод предприятий оборонного характера на выпуск мирной продукции). В 1987 году был одобрен закон «О трудовых коллективах», который предусматривал создание на промышленных предприятиях советов трудовых коллективов, наделенных правом избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Тем самым власти стремились удовлетворить нужды народа, опереться на него: однако, закон привел лишь к ухудшению организации производства, поскольку парализовал действия администрации предприятий.

Важным завоеванием перестройки стала, так называемая, политика «гласности» или смягчение цензуры в средствах массовой информации и снятие многих запретов в культурной сфере жизни советского общества. «Больше демократии!» - таков был основной лозунг того времени.2 Гласность не означала полную свободу слова, однако, власть в значительной степени утрачивала возможность контролировать духовную сферу жизни общества. Стали публиковаться многие произведения, не допущенные в печать при Л.И. Брежневе, даже такие, за которые в прошлом авторы были лишены советского гражданства. На телевидении появлялось все больше передач, посвященных социальным проблемам. СМИ было позволено начать широкую кампанию критики существующего общественно-политического строя и его истории. Произошел буквально взрыв интереса к прошлому страны; появившийся «антисталинизм» перерос в отрицание достижений страны за весь советский период и ощущение тупика, в котором оказалось страна. Все это нашло отражение в газетах, журналах и прочих средствах массовой информации.

К концу 1987-ого года замедлились процессы конверсии, планируемого ускорения в развитии машиностроении также не случилось. В стране усилился товарный дефицит, в три раза вырос дефицит государственного бюджета. М.С.Горбачев объяснял все это недооценкой ситуации в стране и резким снижением мировых цен на сырую нефть, что сильно снизило доходы СССР от экспорта нефти.3 Повлияли также огромные затраты из бюджета на ликвидацию тяжелейших последствий взрыва на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Тысячи квадратных километров пространства страны оказались зараженными, десятки тысяч людей подверглись радиоактивному излучению, огромное количество погибших – результаты этой катастрофы. Затраты государства составили десятки миллиардов рублей.

Процессы демократизации в такой огромной и многонациональной стране, как СССР, привели к обострению национального вопроса. Более 50 млн. советских людей проживали вне своих национально-государственных образований. Недовольство проводимой политикой, резко снижающимся уровнем жизни, ослабление давления со стороны союзного центра породило ряд острых межнациональных конфликтов, которые власть была не силах разрешить. Как следствие в 1990-ом году о выходе из СССР заявили все Прибалтийские республики, а к началу следующего года уже в каждой республике имелись силы, выступавшие за независимость от Советского Союза. Горбачева обвинили в развале страны, в неспособности погасить межнациональные конфликты.

В 1987 году демократизация затронула и политическую сферу жизни общества. Ключевой стала идея об альтернативных выборах на всех уровнях власти, когда на одно место претендует более двух человек, представителей различных партий, из которых народу предполагалось выбирать одного. Начала складываться широкая оппозиция к курсу М. С. Горбачева, возникает правая (консервативная) и левая (радикальная) оппозиция. Первая критиковала М. С. Горбачева за отступление от основ марксизма-ленинизма, классовых ценностей, объявляла правителя предателем родины и социализма. В левую оппозицию вошли общественные деятели, обвинявшие Горбачева в нерешительности и отсутствии реформаторской энергии.

В правой оппозиции обозначилось два течения: ортодоксально-коммунистическое и национально-патриотическое. Во главе ортодоксально-коммунистического течения стоял Е.К. Лигачев – политический деятель, секретарь ЦК КПСС в 1983—1990 годах4. Вместе со своими союзниками отстаивал идеи ортодоксального (консервативного) коммунизма, был приверженцем советской идеологии, активно выступал против «очернительства советской истории», которым называл процесс переоценки советского прошлого и «антисталинизм»5 Похожие консервативные идеи высказывали и представители национально-патриотического движения. Они в первую очередь отстаивали идею русского исключительности, а реформы и преобразования объявляли вестернизацией, т.е. подражанием и копированием западным образцам.

В левой оппозиции сконцентрировались сторонники радикальных реформ. Они решительно критиковали недостатки социализма, в частности классовую борьбу, диктатуру пролетариата, насильственную революцию и пр. Неудовлетворенность масштабами и глубиной реформ привлекало в левую оппозицию все больше деятелей, а критика социализма довольно быстро переросла в критику реформаторского курса М.С. Горбачева. Практическим лидером с 1987 года стал Борис Ельцин. За свое выступление в 1989 году на Пленуме ЦК КПСС, в котором он обвинял партийные комитеты, партию в целом в нежелании реформировать страну, он был снят с поста первого секретаря Московского горкома. С этого момента его политический статус изменился: он стал открытым противником Горбачева и его реформ, лидером, имеющим широкую поддержку среди многих слоев населения.6

В 1988 году были проведены кардинальные реформы в политической системы страны. В сентябре были приняты шесть резолюций «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом». «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе». В декабре был принят закон о поправках в конституцию, которые закрепили новую государственную структуру управления. Были проведены альтернативные выборы, в систему введен парламент, как самостоятельный политический элемент7

Однако Горбачев стремительно начал терять власть и уважение. В левой оппозиции обозначилось резко радикальное крыло – национальный радикализм. Главная критика радикалов состояла в следующем: экономическое реформирование страны терпит провал и необходимо принимать кардинальные меры, в частности, в изменениях министерского управления хозяйством. Страна нуждается в продолжениях реформы политической системы, в частности необходимо лишить государственной власти КПСС (отменить 6-ую статью конституции КПСС о руководящей роли КПСС) Горбачев, стремясь остаться у власти, был вынужден пойти на уступки. В начале 1990 была отменена 6-ая статья Конституции и принят новый закон, признававший политический плюрализм и смешанную экономику.8 Приближались выборы Съезда народных депутатов РСФСР. Предвыборная кампания подтолкнула образование новых политический партий. В течение 1990-ого года появились Социал-демократическая, Демократическая, Конституционно-демократическая, Республиканская партии и другие, вставшие в оппозицию КПСС. Само же влияние и власть компартии таяло на глазах.

31 июля 1990 года состоялась встреча М. Горбачева и Б. Ельцина. Была разработана программа «500 дней», направленная на стремительный и решительный переход к рынку, смелое введение форм собственности. Реализация началась в январе 1991 года с обмена купюр в 50 и 100 рублей в целях изъятия денег.9 Вместо планируемых 20 млрд. рублей правительство получило менее 10 млрд. Уже в апреле правительство было вынуждено в 3-4 повысить цены на продовольство, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 г. СССР по этому показателю стал занимать 82-е место в мире.

Экономический кризис продолжал углубляться: отсутствие продуктов стало повсеместным явлением. Абсолютно пустые полки в магазинах, деление вареной колбасы по линейке, а головки сыра – по транспортиру – все это стало символами 1990-91 годов. В октябре 1990 года Ельцин заявил, что Россия может приступать к радикальной реформе с разделом бюджета, собственности, армии, вооружений, таможни и т.д. Настоятельно выдвигалось требование в интересах сохранения единого государства перейти к конфедерации как форме государственного устройства.

Нежелание центральной власти учитывать острые проблемы и неспособность к их быстрому решению, постоянные конфликты на национальной почве привели к распаду Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1991 года.


Внешняя политика СССР в конце 80-х – начале 90-х годов

Преобразования во внутренней политике не могли не затронуть и внешнюю политику СССР. Идеологической базой «перестройки» во внешней политике стал курс «нового политического мышления», в основании которого лежала идея взаимозависимости и целостности мира. Впервые за историю Советского Союза принципы социалистического интернационализма уступают место глобальным проблемам человечества. В 1989-91 начинается распад социалистической системы и идеологий. М. Горбачев определил три направления:

1) Преодоление конфронтации между Востоком и Западом

2) Урегулирование межнациональных конфликтов и устранение угрозы ядерной войны

3) Признание существовавшего мирового порядка и отказ от идеологических предпочтений в отношениях с другими странами10

Внешняя политика СССР была ориентирована на установление тесных связей с западом – развитие экономических связей с капиталистическими странами, в надежде на помощь во внутренней политике. Ради этого СССР пришлось пойти на большое количество односторонних уступок разным странам, в-основном США и Германии. Были уничтожено огромное количество ракет средней и малой дальности, как в США, так и в СССР. В Советском Союзе было так же оружие, не попадавшее под условия договора с США. Так окончательно была прекращена «холодная» война и затянувшаяся гонка вооружений. В феврале 1988 М. Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана.

Важнейшим событием этого периода стало объединение Германии. В ноябре 1989 рухнула Берлинская стена, разделявшая немецкий народ. СССР признало объединение и суверенитет Германии, и обещал вывести свои войска, взамен на гуманитарную помощь. Горбачев получил Нобелевскую премию мира и звание «Лучший немец», начались поставки гуманитарной помощи, а также предоставление кредитов СССР.11

В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы наметились существенные перемены. Руководство всех этих стран лишилось поддержки со стороны СССР.

Благодаря политике гласности и открытости, проводимой Горбачевым, к концу 80-х рухнул так называемый «железный занавес» - информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919—1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада. Окончательно он разрушился 20 мая 1991 года, когда был принят закон «О порядке выезда из СССР»12

Таким образом, в поисках путей выхода их кризиса международных отношений, СССР пришлось отойти от своей идеологии и признать авторитет общечеловеческих ценностей и демократизацию. Преодоление конфронтации и военного противостояния между СССР и США, Востоком и Западом было решающим завоеванием нового «политического мышления». Однако это мышление свелось к бесконечным уступкам Советского Союза, в итоге чего СССР утрачивает очень многие свои позиции и статус сверхдержавы13

1.2. США в конце 80-х –начале 90-х гг ХХ в.


К 1988 году экономическая и внешнеполитическая ситуация в США стабилизировалась, во многом благодаря президентству Рональда Рейгана. К концу своего второго срока он пользовался необычайной популярностью, но по конституции баллотироваться в третий раз не мог. Будущее страны, по мнению народа, было в продолжение рейгановской политики, преемником которой стал вице-президент Джордж Буш (старший). Именно он одержал победу на президентских выборах в 1988 году и стал 41 президентом Соединенных Штатов Америки.

В своей предвыборной программе Джордж Буш в первую очередь обещал не повышать налоги, сохраняя консервативную систему Рейгана, которая распространялась на налоги, потребление и долги. Свое обещание Буш сдержал лишь в первый год своего президентства – растущий бюджетный дефицит поставил его в трудное положение. Уже через год он нарушил свое обещание, за первым увеличением, объявленным 1 января 1990 года, вскоре последовало второе по масштабам в истории США повышение налогов. Государственные субсидии сберегательным и ссудным банкам, которые были на грани разорения, увеличили бюджетный дефицит. Находившаяся к 1989 году в состоянии стагнации экономика страны вошла к середине 1990 года в стадию спада.14 Попытки администрации Буша справиться с дефицитом федерального бюджета натолкнулись большие трудности. Одной из причин был кризис в сфере государственных сбережений и займов. Мошенничество, плохое управление, несовершенное законодательство и экономические спады в ряде регионов привели к многочисленным банкротствам сберегательных учреждений.

В апреле 1990 года Главное контрольно-финансовое управление США определило, что кризис в области сбережений обойдется в 325 млрд. долларов. В сентябре эта цифра возросла до 370 млрд., в январе 1991 году в стране начался экономический спад, затруднивший финансовые операции правительства и увеличивший число долга ещё на 100 млрд.15 США поразил самый серьезный с начала 80-х экономический спад. Безработица охватила даже те категории служащих, которые не были затронуты ею в предшествующие годы. Попытки администрации Буша добиться успехов в сфере экономики путем сокращения государственных расходов и стимулирования малой предпринимательской деятельности были предприняты слишком поздно. Джордж Буш был вынужден заявить лидерам конгресса, что из-за изменений в национальной экономике повышение налогов должно стать частью любых предложений о бюджете страны. Так, в 1990 году увеличились налоги на бензин и другие нефтепродукты, на спиртные напитки, табачные изделия, кроме того, снимались ограничения на некоторые виды налогов с лиц, имевших высокие доходы. Но дефицит бюджета на 1991 год остался в прежнем размере.16

Бюджетные проблемы, которые в-основном только и освещались в СМИ, 2 августа 1990 года внезапно отошли на второй план после известия о вторжении иракских войск в Кувейт. В тот же день Буш резко осудил агрессию со стороны Ирака и призвал к немедленному выведению своих войск с территории Кувейта. Ирак заявил об аннексии Кувейта, закрыл все иностранные посольства, а граждан других стран оставил в заложники. 8 августа Буш выступил по телевидению, ключевые слова его речи «Политика США в данном вопросе базируется на четырех принципах: требование вывода иракских войск из Кувейта; восстановление законного правительства этой страны; приверженность к миру и стабильности в зоне Персидского залива; защита американских граждан, находящихся в этом регионе»17

ООН принял 12 резолюций, резко осуждающих политику Ирака и требующих вывода войск. Последняя по счету резолюция одобряла использование войск ООН, если Ирак не выведет свои до 15 января 1991 года. Президент США начал создавать крупнейшую коалицию, объединявшую военные силы Европы, Азии, Африки и Ближнего Востока.

Война началась примерно через 24 часа после истечения срока, указанного 12-ой резолюцией ООН. Военно-воздушные силы США, Великобритании, Франции, Италии, Саудовской Аравии, часть уцелевших на территории Саудовской Аравии войск Кувейта совершили налеты на территорию Ирака. Война получила кодовое название «Буря в пустыне» (Desert Storm), длилась с 16 января по 27 февраля 1991 года. После бесплодных шестимесячных дипломатических усилий ООН, США и их союзники добились освобождения Кувейта в течение месяца благодаря многочисленным, тяжелейшим бомбардировкам с воздуха. Они использовали бомбы с лазерной наводкой, «невидимые» для радаров самолеты – все то высокотехнологическое оружие, которое ранее предназначалось для защиты от предполагаемого советского наступления.18 Ответные действия Ирака были более разрушительные, их действия были направлены скорее не против США и коалиции, а против экологии. Иракцы подожгли 600 нефтяных скважин, находящихся на территории Кувейта, вылили огромное количество сырой нефти в Персидский залив. Ирак потерпел жестокое поражение, однако победа США была неполной: основная цель – отстранение от власти, возможно и физическое устранение иракского диктатора Саддама Хусейна – так и не была достигнута.

С 1990-го года США начинает осуществлять политику «общеамериканской инициативы», которая заключилась в создании максимально благоприятных условий для взаимной торговли и другими странами, привлечении иностранного капитала, снятии таможенных барьеров. Самым успешным оказался союз, заключенный 17 декабря 1992 года, с США, Канадой и Мексикой в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле – НАФТА.19 Этот союз положительно повлиял на находившуюся в стадии упадка экономику Соединенных Штатов, перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Но первое место во внешнеполитической деятельности президента Буша заняли отношения с СССР, а впоследствии с Россией. Буш в полной мере использовал складывавшуюся ситуацию для обеспечения полной победы США над былым противником. Его администрация сделала все для того, чтобы сохранить у власти в СССР М.С. Гор­бачева, главную надежду американской стороны на сохранение процесса перемен в Советском Союзе, и поддерживала его до конца. Кульминации эти взаимоотношения достигли в начале декабря 1989 года во время встречи Буша и Горбачева на Мальте. Именно тогда американскому президенту удалось добиться твердого заверения советского лидера о том, что СССР не вмешается в политические процессы, разворачивавшиеся в Восточной Европе.20

С 1989 по 1981 года США и СССР было подписано большое количество договоров, касающихся вооружения обеих стран. В результате был наложен мораторий на использование ядерного оружия любого вида, был решен вопрос о размещении на территории Европы огромного количества бронетехники и ракет, как американских, так и советских.

Был достигнут ряд соглашений о более тесном сотрудничестве США и СССР в урегулировании таможенных правил, в развитии гражданской авиации, морских перевозок, в использовании атомной энергии создании двух интернациональных парков на советских и американских берегах Берингова пролива.

1 июля 1991 года с прекращением действия Варшавского договора закончилась «холодная война» между США и СССР.

После распада СССР США с легкостью переключились на развитие контактов с новым правительством России, а также начали активную деятельность по установлению отношений с новыми независимыми государствами. Одним из последних достижений правительства Буша было подписание в Москве (уже с президентом России) Договора о сокращении наступательных вооружений.21

Таким образом, в СССР в конце 80-х – начале 90-х происходит резкая смена политики, начинается процесс демократизации, затронувший все сферы жизни общества. Смена направлений во внешней политике привела к улучшению отношений с капиталистическими странами и, как следствие, к падению «железного занавеса». Однако смена внутренней политики положительных результатов не дала: крах советской идеологии, повсеместный дефицит продовольствия, огромный государственный долг, обострение национального вопроса и многое другое привело сначала к падению власти руководящей коммунистической партии, а затем и к распаду Союза Советских Социалистических Республик.

В США того времени произошел резкий экономический спад, вызванный кризисом в сфере государственных сбережений и займов, быстро растущим дефицитом бюджета. Экономические спады в ряде регионов привели к многочисленным банкротствам сберегательных учреждений. Внешняя политика была направлена на Ближний Восток, США всеми силами пытались установить свой контроль в том регионе. Но первое место во внешней политике занимали отношения с СССР. Была прекращена «холодная война», в обеих странах был наложен мораторий на использование любого вида ядерного оружия, был решен вопрос о размещении войск на территории Европы, подписан ряд договоров о торговом сотрудничестве.

В-целом, к 1992 году облик мира изменился радикальным образом – прекратил существовать извечный образ врага в лице мирового коммунизма и его олицетворения – Советского Союза, Восточная Европа больше не ассоциировалась с центром противостояния США, разделенная Германия стала единым государством, а опаснейшее оружие современности было взято под контроль.22

Глава 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКА

2.1. Письмо в рамках коммуникативной модели Р.Якобсона



В качестве основного объекта исследования выступает письмо американского подростка советскому школьнику, написанное в 1990 году. Текст данного письма будет подвергнут в настоящей главе историко-культурному анализу.

В основу метода историко-культурной реконструкции положена несколько модифицированная модель коммуникации российского и американского лингвиста Романа Якобсона, описанная им в 1975 году в книге «Лингвистика и поэтика». Полная версия данной модели предполагает наличие таких понятий, как «код» и «контакт», обозначающих систему знаков, используемых при коммуникации, и функцию поддержания контакта при устной коммуникации. При реконструкции письма данные понятия не имеют принципиального значения, поэтому в усеченном варианте модели эти характеристики отсутствуют. В окончательном варианте схема, на которой будет выстроен анализ, выглядит следующим образом.





В рамках данной коммуникативной модели, прежде всего, необходимо определить Адресанта и Адресата.

Адресантом письма является Надиа Махабир, 1976 года рождения, на момент отправки письма: 14-летняя американская школьница, из штата Пенсильвания, город Король Пруссии. Поскольку на момент отправки письма адресанту не было известно, кто его получит, адресатом является некий анонимный старшеклассник в СССР, которому должно было совершенно случайно достаться это письмо.

Контекст, в рамках которого был создан анализируемый артефакт, определен и описан в первой главе настоящего исследования. Контекст играет важную роль, поскольку наиболее существенные исторические события, имевшие в изучаемый период социокультурные процессы не могли не оказать значимого влияния на характер письма, затронутые в нем проблемы и многие другие, важные для реконструкции образа США и СССР, детали. В частности, сам факт отправки данного письма может служить свидетельством окончания «холодной» войны, преодоления конфронтации между Западом и Востоком, падения «железного» занавеса.

Сообщением, очевидно, является содержание письма. Источник датирован 1990 годом, создан в городе Король Пруссии, Америка. Внешний анализ источника приводит к заключению о том, что письмо набрано на компьютере и отпечатано на барабанном матричном принтере. Этот факт позволяет сделать выводы об общем экономическом состоянии Америки в то время. Можно с большой степенью уверенности предположить, что в распоряжении девочки был персональный компьютер и принтер, которыми она могла воспользоваться либо дома, либо в школе. В любом случае, степень компьютеризации в США в 1990 году может быть охарактеризована как весьма высокая, если принимать во внимание тот факт, что по состоянию на 2010 год численность населения города King of Prussia не превышала 20000 человек23.

Письмо написано на английском языке, но мной оно было переведено. В процессе была решена небольшая лингвистическая задача – удалось найти значение слову Band Front, перевод которого отсутствовал в словарях, и решение данной проблемы составляло небольшую самостоятельную исследовательскую задачу. Данное понятие обозначает довольно необычный для советской и российской традиции вид спорта, отдаленно напоминающий популярный ныне черлидинг. Участницы этого движения выступают организованными группами, маршируя с флагами (иногда и с барабанами) на демонстрациях и различных праздничных уличных шествиях.

Фотографию оригинала письма и его перевод можно найти в в приложениях к данному исследованию.

2.2. Реконструкция образа США


Из первого абзаца мы можем узнать основные сведения об адресанте и на их основе составить примерный портрет, включающий в себя сведения общего характера, некоторые психологические особенности, а также позволяющий сделать более существенные выводы. Автор письма сообщает, что она девочка, проживающая в Америке, ей 14 лет, учится в обычной средней школе, в 9-ом классе. Для этого возрастного периода характерно становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Происходит становление личности, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе и к окружающим людям; появляется потребность анализировать себя, свои поступки и происходящее вокруг24, о чем также может свидетельствовать сам факт отправки этого письма.

Несмотря на то, что письмо посвящено вопросам о жизни и устройстве в Советском Союзе, из наиболее любопытных деталей можно сделать значительные выводы и о США, что позволяет говорить и о реконструкции образа США.

В первом же абзаце девочка подчеркивает, что «живет с двумя родителями», хотя вступительный абзац, казалось бы, не требует принципиальной детализации личных сведений. Данная постановка фразы, акцент именно на двоих родителях, может говорить о том, что для окружения автора подобное обстоятельство не является безусловно распространенной нормой, а скорее рассматривается как исключение из правила, иначе девочка вряд ли бы стала обращать на это внимание. Данное наблюдение дает нам возможность предположить, что вопросы семьи в США в указанный период занимают важную роль в общей социальной проблематике.

В то время американская семья действительно испытывала серьезные проблемы. Нуклеарные семьи с пугающей быстротой стали распадаться и уступать место неполным семьям. Можно было ожидать, что в США разводом заканчивается примерно половина всех браков, заключенных в 80-е годы; соотношение же числа разведенных и состоящих в браке подскочило даже до более высокого уровня благодаря тому, что этот процесс сопровождался еще и снижением количества браков.25

Эта ситуация отображена и на графике26




Девочка упоминает, что «любит избегать родителей, насколько это возможно, тусуюясь где-нибудь». Само по себе подобное отношение к родительскому вниманию, опеке не вызывает никакого удивления и вполне укладывается в привычное подростковое отношение к старшим. Однако тот факт, что она написала об этом в письме в незнакомую страну, незнакомому человеку, может говорить о высокой степени демократичности в Америке. Представить себе, что в аналогичной ситуации – если бы письмо писалось из СССР в США – советскому подростку не пришло бы в голову писать такое, зная, что из слов одного человека будут делать выводы о стране в целом.

Еще одним подтверждением выдвинутой гипотезы говорит и фраза: «мой любимый предмет в школе – окно». Это, очевидно, шутка, однако в ней проглядывается известный подростковый стереотип, что учиться – это «не круто». Но опять же девочка без стеснения пишет об этом в чужую страну, следовательно, мы вправе делать выводы о демократичности и некой «свободе слова» в обществе.

При этом, девочка увлекается спортом, и, судя по списку различных видов спорта, представленных в её школе, можно сделать предположение, что подобное увлечение спортом присуще среднестатистическому американскому подростку, и ему предоставляются все возможности для его реализации.

Яркой деталью (в особенности в сравнении с Советским Союзом в то время) является «торговой центр» – наличие его в небольшом городке, равно как и принтера в местной школе, а может и в каждой отдельной семье, говорит о высоком уровне жизни в Америке, несмотря на сложную ситуацию в экономике. «Магазины» и торговой центр, упомянутые здесь, также говорят о том, что в Америке в конце XX столетия уже сформировано общество потребления с завышенными материальными потребностями. Девочка также упоминает «тусовки» – понятие, ещё недоступное для советского ребенка, непонятное ему, но широко распространенное в Америке, в том числе среди подростков, что позволяет делать выводы о том, что Америка являла собой демократическое, свободное государство, предоставляющее возможности для удовлетворения потребностей каждого человека, реализации его прав и свобод.

Во втором абзаце упомянут некий курс по выбору, заставивший девочку пересмотреть свои позиции и взгляды. В самом конце письма мы понимаем, что это курс «Мировой культуры». Появление такого курса в школьной программе позволяет делать выводы о происходящей трансформации в общественно-политической мысли США в отношении к Советскому Союзу – впервые детям на уроках рассказывали информацию об истории страны, её современности, более или менее близкую к правде, до этого американцы «верили всему, что слышали» в новостях, газетах и прочих СМИ, и представление о Советском Союзе у них было такое, каким его хотели видеть американские власти. Само наличие данного предмета и то, что на нем рассказывают подросткам именно про СССР, бывшего врага США – это ещё одно свидетельство начала диалога между Западом и Востоком, улучшения отношений между СССР и США после окончания «холодной» войны.

Несомненно, интересно само восприятие подростком своей страны – напрямую в тексте его увидеть нельзя, однако в последнем абзаце девочка упоминает, что раньше совсем ничего не знала о Советском Союзе, но очень надеется, что у получателя письма «не возникнет такой же проблемы»: в её глазах США – мировой лидер, крупнейшая сверхдержава, а значит, мировой общественности должна быть хорошо известна как история США, так и современная для того времени жизнь.

2.3. Реконструкция образа СССР


В письме затронуто несколько тем: образование, проблема феминизации, демократии в обществе, детство, конфликт между Ираком и Кувейтом, дефицит продовольствия в СССР. Проблемы в письме отображены именно в таком, довольно бессвязном, порядке: вероятно, подросток писал самостоятельно, выражая собственные мысли по тому или иному по поводу.

Первым вопросом, адресованным советскому читателю, является вопрос об образовании. Девочка интересуется, так же ли сложно учиться в советской школе, как им говорили, и правда ли, что советским детям в школе дают очень большие домашние задания. Сомнение объясняется, прежде всего, тем, что в американских школах с детей требовали меньше, и учиться там было, видимо, не так сложно, и ей трудно представить, что в школе может быть так трудно учиться и получать большие задания. Это позволяет делать выводы о том, что советская система образования была более сильной и развитой, чем американская.

Второй проблемой является феминизация. Данный вопрос был очень актуальным и активно обсуждаемым в американском обществе, упомянутые мною ранее драматические изменения в структуре семьи во многом связаны с всплеском феминизма в то время, поэтому подростка интересует развитие этой проблемы в СССР. Ей известно, что при Сталине было равноправие между женщинами и мужчинами, и её интересует, сохранилось ли оно при Горбачеве. Её отношение к феминизации, скорее всего, отрицательное, равноправие в её понимании проявляется, прежде всего, в одинаковом количестве и сложности работы, а это, по мнению девочки, неправильно.

Надо отметить, что на протяжении всего письма девочка демонстрирует высокую заинтересованность историей и современным состоянием СССР, пусть иногда приводящую к поверхностным знаниям. Более того, знания эти ограничиваются исключительно историей СССР, вне этого периода ей мало что известно, кроме того, что в России правили «цари».

В письме упомянуты исторические личности, культурные герои – реальные люди, которые благодаря своим моральным или профессиональным качествам превращены в культ, почитаемых людей, культурных лидеров.27 Именно по этим людям можно судить о нации в целом, и именно про них американским школьникам рассказывали на уроках. Это И.Сталин, В.Ленин и М.Горбачев.

Девочка пишет о В.И. Ленине, что «очень бы любила его, если бы была крестьянкой в то время». Здесь была допущена небольшая фактическая ошибка, дело в том, что политика Ленина вовсе не была направлена на крестьян, и ничего особенного он для них не делал, но необходимо заметить само отношение к этой личности, в курсе Мировой Культуры в США она явно несла положительную окраску.

В тексте письма просматривается явно негативное отношение к личности И.В. Сталина. Так, он сначала заставлял работать женщин, так же много, что и мужчин, а потом и доносить на тех, кто пошел против коммунизма. В этом проявляется антисталинизм, пропагандируемый в Америке в то время.

Следующей, одной из важнейших тем, является проблема демократии. Во время написания письма в СССР уже произошел крах социалистической идеологии, о чем в США, исходя из письма, прекрасно известно. Альтернативу для СССР девочка видит исключительно в демократии, в том, что являлось главной ценностью США в то время. Очевидно, что свобода пропагандируется в Америке как главная и неотъемлемая часть жизни каждого человека, в том числе и ребенка.

Не менее интересует девочку проблема детства в Советском Союзе – она описывает свои представления о ребенке в России в разное время. Так, по ее мнению, при тех самых «царях» дети знали, «что они [могут быть] либо очень богатыми, либо очень бедными». То есть девочки в курсе, что в России отсутствовал привычный так называемый средний класс, при том, что в США он составлял большую часть населения.

Проблемы Ирака и Кувейта и дефицита продовольствия в СССР можно условно объединить в одну. В описании этих проблем можно увидеть отношение к своей стране, её восприятие американцами, «очень надеюсь, что нам не придется воевать с ними», «если мы обеспечим вас продовольствием в этом году, что будет в следующем?» Америка способна и имеет право вмешиваться во внутренние дела любых государств (причем, как с позитивными, так и негативными целями, и в этом, по мнению американской девочки, нет ничего плохого, ведь США – первая страна мира, им дозволено решать проблемы и других стран.

Таким образом, из письма можно сделать выводы об очень высоком уровне жизни в Америке и высоком уровне обеспечения населения. Несмотря на это, система образования развита не столь высоко, как в СССР, в пример школьникам ставят советские школы. В глазах американского подростка 14 лет США, её родная страна, выглядит первой страной мира, крупнейшей сверхдержавой, а значит, эта страна для советского школьника не должна являться «загадкой».

В американских школах того времени уже идет курс Мировой культуры, на котором рассказывают про Советский Союз. В глазах американского подростка 90-х годов Советский союз – уже не настолько, но все ещё загадочная страна, вызывающая несомненный интерес. В XX веке сложился образ СССР как опоры коммунизма, однако к концу столетия этот образ уже разрушен, так же, как разрушен и сам коммунизм в Советском Союзе. «Героем», главный лидером Советского союза, по мнению американской девочки, можно назвать В.И. Ленина, антигероем – И.В. Сталина; образы, сформированные американской пропагандой того времени.

Заключение



Подводя итог, необходимо заметить, что главная цель исследования – реконструкция образа США и СССР 90-х годов глазами американского подростка – была достигнута, а поставленные задачи выполнены. В процессе работы над теоретической частью был рассмотрен исторический контекст, его влияние на артефакт. В практической части источник (письмо) был рассмотрен в рамках коммуникативной модели Якобсона. На основе этого был проведен историко-культурный анализ основного источника, были реконструированы образы США и СССР.

В конце исследования я пришла к общим выводам, позволяющим продемонстрировать представления адресата (подростка) о США, своей стране, и о СССР, бывшем враге. Адресату письма, как «носителю» американской культуры, свойственно воспринимать свою страну ведущей сверхдержавой, а значит, обладающей правом вмешиваться в политику других государств. В американском обществе важнейшими и неотъемлемыми принципами являются, прежде всего, свобода и демократия, они становятся главными ценностями каждого жителя Америки.

Советский Союз для американского человека, прежде всего, во многом «страна-загадка»: первая половина XX века характеризовалась противостоянием капиталистической и социалистической идеологий, поэтому в США велась активная пропаганда «антисталинизма», Советский Союз воспринимался как оплот коммунизма, а значит, как злейший враг США. Тем не менее, падение «железного» занавеса и улучшение отношений СССР с США привели к всплеску интереса к советскому устройству жизни, истории. Но на формирование культурных героев ещё во многом влияет американская пропаганда.

Образ СССР, как оплота коммунизма, уже разрушен, будущее Советского Союза американцам видится лишь в установлении демократии. Основными принципами должны стать свобода, равенство прав, плюрализм, защита прав и свобод каждого человека.


Список литературы и источников



Литература:

  1. Золов А.В. США: борьба за мировое лидерство: Учебное пособие: В 2 ч. – Ч. 1: Калининград, 2000. – 200 с.

  2. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учеб. / отв. ред. А.Б. Безбородов. - М.: Проспект, 2010. - 448 с.

  3. История США: Пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 576 с.: ил.

  4. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000 – 500 с.

  5. Новейшая история отечества: XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т. 2. - 448 с.

  6. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. под общ. ред. А.В. Александровой. — М: ООО «Издательство ACT»: 2004. — 480 с.

  7. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. — М.: ООО «Издательство ACT»: 2004. — 730 с.


Интернет-ресурсы:

  1. История мира после 1945 года.// http://protown.ru/information/hide/3701.html - Ссылка действительна на 05.01.12

  2. Психологическая библиотека//http://www.psycenter.ru/podrostok-psihologicheskiy-portret, свободный. – Ссылка действительна на 29.04.12



Приложения



1) Электронная копия оригинала письма




2) Перевод письма


Дорогой ученик школы №388,


Привет! Как дела? У меня хорошо. Я девочка, мне 14 лет и я учусь в 9-ом классе. Я живу с обоими родителями и братом. Я стараюсь как можно больше избегать родителей – хожу с друзьями по магазинам в торговый центр, в кино, на дискотеки или просто тусуюсь где-нибудь. Мой любимый предмет в школе – окно. После школы мне нравится заниматься хоккеем на траве, лёгкой атлетикой и черлидингом.

До того, как я прошла этот курс, я мало что знала про СССР, поэтому я верила всему, что про него слышала. Это было неправильно и я надеюсь не поступать так дальше.

Я много слышала про образование в СССР, но не знаю, что из этого правда. Я слышала, что учиться у вас в школе очень и очень трудно. Также, что школьникам довольно много задают на дом. Это правда? За что ты любишь школу?

При Сталине женщины были вынуждены работать столько же, сколько и мужчины, верно? А какую роль они играют сейчас? Я имею в виду, требует ли Горбачев от женщин столько же, сколько от мужчин? В чем тут дело?

Я думаю, я бы любила Ленина, если б была крестьянкой в то время. Хотя сейчас все по-другому, коммунизм больше не нужен. Как вы относитесь к Ленину сейчас, и если бы вы могли привести страну к демократии, какой бы она была?

Я знаю, что когда правили цари, дети знали, что они либо очень богаты, либо очень бедны. При Сталине же детей учили доносить на тех, кто пошёл против коммунизма. Как это – расти в СССР сейчас? Позволяют ли вам верить в то, во что вы хотите верить или же вам диктуют, во что верить?

Сейчас я не до конца понимаю конфликт Ирака с Кувейтом. Я очень надеюсь, что мы не будем вступать с ними в войну. Мой двоюродный брат уехал в Саудовскую Аравию на полтора года. Там он строит дома для американских солдат. Что ты думаешь об этом всём?

Я понимаю ваши проблемы с производством продуктов питания. Если мы обеспечим вас едой в этом году, что будет в следующем? Вы ещё будете иметь эту проблему? Я очень надеюсь, что ваше правительство сделает все, что в их силах, чтобы сделать вашу жизнь лучше.

Ничего себе! Я даже и не подозревала, насколько лучше я узнала вашу страну после курса Мировой культуры. Я, конечно, надеюсь, что у тебя не возникнет такой же проблемы, но если возникнет, пожалуйста, отвечай мне и задавай любые вопросы. Не пойми неправильно, но если просто захочется поболтать, пиши. Буду рада тебя услышать!


С любовью,

Nadia Mahabir.


1 Щагина Э.М., Киселева А.Ф. Новейшая история Отечества: XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. – М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 2. – 352 с.

2 История мира после 1945 года [Электронный ресурс] – М. 2011.

Режим доступа: http://protown.ru/information/hide/3707.html, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 27.11.11


3 Щагина Э.М., Киселева А.Ф. Новейшая история Отечества: XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. – М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 2. – 356 с.

4 Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс] – М. 2011.

Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/404.php, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 27.11.11

5 Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 43 с.

6 Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 47 с.

7 Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. – 44 с.

8 Щагина Э.М., Киселева А.Ф. Новейшая история Отечества: XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. – М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 2. – 363 с.

9 История мира после 1945 года [Электронный ресурс] – М. 2011.

Режим доступа: http://protown.ru/information/hide/3708.html, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 27.11.11


10 История мира после 1945 года [Электронный ресурс] – М. 2011.

Режим доступа: http://protown.ru/information/hide/3709.html, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 27.11.11


11 История мира после 1945 года [Электронный ресурс] – М. 2011.

Режим доступа: http://protown.ru/information/hide/3709.html, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 27.11.11

12 Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 76 с.

13 История мира после 1945 года [Электронный ресурс] – М. 2011.

Режим доступа: http://protown.ru/information/hide/3709.html, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 27.11.11


14 Иванян Э.А. История США: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 540 с.

15 История мира после 1945 года [Электронный ресурс] – М. 2011.

Режим доступа: http://protown.ru/information/hide/3714.html, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 27.11.11


16 Иванян Э.А. История США: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 542 с.

17 История мира после 1945 года [Электронный ресурс] – М. 2011.

Режим доступа: http://protown.ru/information/hide/3714.html, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 27.11.11


18 Иванян Э.А. История США: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 541 с.


19 Иванян Э.А. История США: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 541 с.

20 Золов А.В. США: борьба за мировое лидерство: Учебное пособие: В 2 ч. – Ч. 1: Калининград, 2000. – 108-109 с

21 Золов А.В. США: борьба за мировое лидерство: Учебное пособие: В 2 ч. – Ч. 1: Калининград, 2000. – 108-109 с

22 Иванян Э.А. История США: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 542 с.


23 King of Prussia, Pennsylvania [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.city-data.com/city/King-of-Prussia-Pennsylvania.html, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 28.05.12

24 Подросток: психологический портрет [Электронный ресурс]//Психологическая библиотека. – Электр. данные. Режим доступа: http://www.psycenter.ru/podrostok-psihologicheskiy-portret, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 29.04.12

25 Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. — М.: ООО «Издательство ACT»: 2004. — 108, 118 с.

26 Фукуяма Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. под общ. ред. А.В. Александровой. — М: ООО «Издательство ACT»: 2004. — 474 с. — (Philosophy).

27 Кравченко А.И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000 – 203 с.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Диплом Образ США и СССР 90-х годов iconУжесточение конфронтации между СССР и США в первой половине 80-х годов

Диплом Образ США и СССР 90-х годов iconВнешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг
Вьетнаме. С 1964 г. Сша начали посылать свои войска для подавления партизан в Южном Вьетнаме и начали бомбардировки Северного Вьетнама....
Диплом Образ США и СССР 90-х годов iconЗвенья финансовой системы США
Сша, ее звеньев и функций. Будет интересно узнать не об уже сформировавшейся финансовой системе 90-х годов, а то, как эта система...
Диплом Образ США и СССР 90-х годов iconХарактеристика 30-х годов истории СССР
...
Диплом Образ США и СССР 90-х годов iconСоциально-экономическое развитие СССР в 1956-1964 г г
Со второй половины 1953 г по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития...
Диплом Образ США и СССР 90-х годов iconСсср, реформы 50-60 годов

Диплом Образ США и СССР 90-х годов iconХарактеристика 30-х годов истории СССР

Диплом Образ США и СССР 90-х годов iconДополнительные материалы (таблицы) по теме «Россия в мире». Таблица Министры иностранных дел 1990-е годы (ссср и Россия)
Сша акватории Берингова моря по разделительной линии Шеварднадзе — Бейкера. В ноябре 1991 года по приглашению М. Горбачёва вновь...
Диплом Образ США и СССР 90-х годов iconСсср во второй половине 1980-х годов

Диплом Образ США и СССР 90-х годов iconВнешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы