Эколого-правовой режим недропользования icon

Эколого-правовой режим недропользования



НазваниеЭколого-правовой режим недропользования
Дата конвертации06.08.2012
Размер347.08 Kb.
ТипРеферат
Эколого-правовой режим недропользования


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ:1. Министерство природных ресурсов РФ — Минприродных ресурсов РФ,2. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды — Госком по охране окружающей среды,3. Федеральный закон «Лесной кодекс РФ» — ЛК РФ (1996 г),4. Закон РФ «О недрах» (в редакции Федерального закона РФ от 8 февраля 1995 г ) — Закон о недрах,5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» — Закон;6. Гражданский кодекс РФ — ГК РФ,7. Уголовный кодекс РФ — УК РФ,8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях — КоАП РСФСР;9. Кодекс законов о труде РСФСР — КЗоТ РСФСР,10. Земельный кодекс РФ — ЗК РФ,11. Водный кодекс РФ — ВК РФ;12. Собрание законодательств РФ — СЗ РФ,13. Собрание актов Президента и Правительства РФ — СА РФ и САПП. Содержание:Введение: Недра как объект эколого-правового режима недропользования.Основная Часть: Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции V Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых V Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых V Планирование использования и охраны недр V Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых V Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр V Разрешение споров по вопросам пользования недрами Понятие права недропользования.Заключение: Ответственность за нарушение законодательства о недрах СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Недра как объект эколого-правового режима недропользования. В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесносвязанным с землей. Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенногослоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов иводотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изученияи освоения. Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального законаот 8 февраля 1995 г.[1]) регулирует отношения, возникающие в связи сизучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентальногошельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего исвязанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иныхспецифических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапусоляных озер и заливов морей. Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексногорационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересовгосударства и граждан РФ, а также права пользователей недр.
Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит изнастоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрахдействует на всей территории РФ, а также регулирует отношениянедропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральнымзаконодательством о континентальном шельфе и нормами международного права. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могутпротиворечить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакциифедерального закона от 8 февраля 1995 г.). Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычейотдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивныхотходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральнымизаконами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ онедрах. Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты вцелях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство исодержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы,являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования ираспоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в инойформе, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом. В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недрсоставляют используемые участки, представляющие собой геометризованныеблоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ееконтинентального шельфа[2]. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр впределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующихтерриториях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной властисубъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы ирационального использования недр, по представлению федерального органауправления государственным фондом недр и под контролем государственныхорганов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающейсреды. Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФстратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияетна национальную безопасность РФ и обеспечивает основы еесуверенитета, а также для выполнения обязательств по международнымдоговорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторожденияполезных ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значенияна основании совместных решений федеральных органов государственной властии органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождениифедерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добычеполезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в томчисле к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, ипорядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаютсяфедеральными законами. Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктамиприроды: выступают непосредственным продолжением земельной территории;запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены,как ограничена и земная поверхность. Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основнымсредством производства (при добыче полезных ископаемых), так ипространственным операционным базисом (при использовании пространства недрдля размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяныхтрубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена,для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод). Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восстановлению, впроцессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределенынеравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченнойстепени. В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земнойповерхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана свозможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающейприродной среде в целом, здоровью человека. Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных в недрах земли инаходящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, атакже могут быть памятниками природы, истории, культуры. Объектом права государственной собственности на недра признаются как ужеоткрытые, так еще и не открытые полезные ископаемые. Открытымиместорождениями считаются такие, наличие которых точно установлено. Всеостальные месторождения признаются еще не открытыми. Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные инеобщераспространенные. К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного,кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий),галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной дляфарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой,кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кромедннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового ибитуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит,габбро, андезит, порфир. К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудныеископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.). Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовойрежим. Месторождения необщераспространенных полезных ископаемых делятся наместорождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местногозначения. Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденнымиклассификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида минеральногосырья. Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовыеи забалансовые. Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы,использование которых в настоящее время экономически целесообразно икоторые должны удовлетворять определенным кондициям. Забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использованиекоторых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкогосодержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малогоколичества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехническихусловиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы дляпромышленного освоения. Отнесение запасов к одной из указанных групп меняет правовое положениеместорождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации ивключаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же времязабалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов. Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненныеособому правовому режиму и относящиеся к месторождениям регионального иместного значения. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделепродукции при пользовании недрами[3]» предусмотрено впредь до вступления всилу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделепродукции, для создания правовых основ для привлечения российских ииностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья,использовать положения настоящего Указа.Особенности государственного регулирования эколого-правового режиманедропользования: понятие, органы, функции Регулирование эколого-правового режима недропользования представляетсобой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное,эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другимиобъектами природы Различается государственное регулирование со стороны собственников недр,которое осуществляется государственными органами и от имени государства, ивнутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями(изучение и учет недр, организация предоставленного в пользованиепространства недр, передача недр во вторичное пользование) В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральныхорганов государственной власти РФ в сфере регулирования отношенийнедропользования входят разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах, определение и реализация федеральной политики недропользования,определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшегорасширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путемразработки и реализации федеральных программ, установление общею порядка пользования недрами и их охраны, разработкасоответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификациизапасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондовгеологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной засчет государственных средств, государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезныхископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность,определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезныхископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участковнедр федерального значения, регионального значения и местного значения, составление государственного баланса запасов полезных ископаемых.государственный учет участков недр, используемых для добычи полезныхископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычейполезных ископаемых, ведение государственного учета месторождений ипроявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ погеологическому изучению недр, распоряжение недрами континентального шельфа РФ, введение ограничений на пользование недрами на специальных участках дляобеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды, распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр заисключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ, определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы запользование недрами, включая установление их предельных уровней по группамполезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользованиеучастками недр федерального значения, а также утверждение договоров наусловиях раздела продукции, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,связанных с пользованием недрами, защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ; разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ, заключение международных договоров РФ по геологическому изучению,использованию и охране недр, государственный контроль за геологическим изучением, рациональнымиспользованием и охраной недр, а также установление порядка его определения Реализация общей федеральной политики недропользования в РФ возлагаетсяна федеральный орган управления государственным фондом недр и еготерриториальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, котораяможет передавать отдельные полномочия по регулированию отношенийнедропользования субъектами РФ Законом РФ о недрах определена компетенция органов государственной властисубъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользования на своихтерриториях в нее входит: принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актовсубъектов РФ о недрах; участие в разработке и реализации государственных программ геологическогоизучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ; разработка и реализация территориальных программ развития и использованияминерально-сырьевой базы; создание и ведение территориальных фондов геологической информации,распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетовсоответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов, участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасахполезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность илиопасность; составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений ипроявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых длястроительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезныхископаемых; распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своихтерриториях и выделение совместно с РФ участков недр федерального,регионального и местного значения; определение форм и установление размеров платы за пользование участкаминедр регионального и местного значения в установленных пределах; установление порядка пользования недрами в целях разработки месторожденийобщераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения,а также строительства подземных сооружений местного значения; защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр иинтересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами; лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участкаминедр регионального и местною значения, заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектамихозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального иместного значения; определение условий и порядка пользования месторождениями полезныхископаемых; государственный контроль за геологическим изучением, охраной ирациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком, регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, заисключением отнесенных к ведению РФ. В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местногосамоуправления районов, городов в сфере регулирования отношенийнедропользования. Так, в их компетенцию входит: участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории припредоставлении недр в пользование и отводе земельных участков, развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности, предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений наразработку месторождении общераспространенных полезных ископаемых, а такжена строительство подземных сооружении местного значения, приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельныхучастках в случае нарушения положений настоящего Закона, контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенныхполезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых, введение ограничений на пользование участками недр на территорияхнаселенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта исвязи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровьюлюдей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде Основной задачей государственною регулирования отношений недропользованияявляется обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, еерационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущихпоколении народов Российской Федерации Государственное регулирование отношений недропользования осуществляетсяпосредством управления, лицензирования, учета и контроля В задачи государственного регулирования входят определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущийпериод и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам, обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерваучастков недр, используемых для строительства подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых, установление квот на поставку добываемого минерального сырья, введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемыхцен на отдельные виды минерального сырья,[4] установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения,использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных спользованием недрами Государственное управление отношениями недропользования осуще-ствляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ,Государственной Думой Федерального Собрания РФ и правительствами республикв составе Российской Федерации, органами государственной власти иуправления других субъектов РФ, а также органом управления государственнымфондом недр. Орган управления государственным фондом недр создает свои территориальныеподразделения. Положение об органе управления государственным фондом недр утверждаетсяПравительством Российской Федерации. Орган управления государственным фондом недр делится на органы общей иотраслевой (ведомственной) компетенции. Систему органов общей компетенциисоставляют: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующиезаконодательные и исполнительные органы республик, входящих в составРоссийской Федерации, и других субъектов Федерации, областные, краевыеорганы местного самоуправления и соответствующая администрация. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной властисубъектов РФ решают вопросы планирования и организации разведочных работ,устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирования и квотированияполезных ископаемых и передачи разведанных месторождений полезныхископаемых и т.д. На систему специальных органов возложены функции регулирования(управления) поиска и разведки полезных ископаемых в Российской Федерации.Комитет по геологии и использованию недр РФ, образованный 12 августа 1994г.[5] (теперь этот комитет входит в состав Министерс1ва природных ресурсовРФ) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координациюпо вопросам геологического изучения и рационального использования недр, атакже функции управления государственным фондом недр. Основными задачами указанного Комитета являются: осуществлениегосударственного регулирования работ по геологическому изучению ииспользованию недр территории суши и континентального шельфа;организационное обеспечение функционирования государственной системылицензирования пользования недрами; осуществление функций государственногозаказчика на проведение геологоразведочных работ для государственных нужд;установление порядка государственного учета и регистрации работ погеологическому изучению недр; проведение государственной экспертизы запасовполезных ископаемых и др. К специальным органам, осуществляющим регулирование горных отношений,относится также Госгортехнадзор России, который является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим государственное нормативноерегулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территорииРФ, а также специально разрешительные, надзорные и контрольные функции.Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре утверждено УказомПрезидента РФ от 18 февраля 1993 г.[6] Основными задачами этого органаявляются: организация и осуществление на территории РФ промышленнойбезопасности и государственного надзора за всеми недропользователями исоблюдение требований по безопасному ведению работ в промышленности;осуществление горного надзора; разработка и осуществление мер попрофилактике производственного травматизма и др. В тех субъектах РФ, где поисковые и геологические работы ведутся вменьших размерах, создаются территориальные геологические управления итресты, границы компетенции которых часто не совпадают с границамиадминистративных районов и областей. Порядок организации поисковых иразведочных работ определяется инструкциями и положениями Комитета погеологии и использованию недр РФ. Некоторые функции в области управления недрами возложены на ведомствадобывающих отраслей промышленности. В соответствии со ст. 35 Закона РФ онедрах основной задачей государственного регулирования отношенийнедропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевойбазы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего ибудущих поколений народов РФ. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляетсяпосредством управления, лицензирования, учета и контроля. В его задачивходят: определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущийпериод и на перспективу по РФ в целом и по регионам; обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерваучастков недр, используемых для строительства подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентальногошельфа, Антарктики и дна Мирового океана; установление квот на поставку добываемого минерального сырья; введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемыхцен на отдельные виды минерального сырья; установление стандартов (норм, правил) в области неологического изучения,использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных спользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр. V Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых В целях создания условий для рациональною комплексного использованиянедр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр,предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанныхместорождений подлежат государственной экспертизе.[7] Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемыхразрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение о государственной экспертизе является основанием дляпостановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадиигеологического изучения месторождения при условии, если представляемые наэкспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценкуколичества и качества запасов полезных ископаемых Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация обучастках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземныхсооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только послепроведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической,экономической и экологической информации о предоставляемых в пользованиеучастках недр осуществляется органом управления государственным фондом недрили его территориальными подразделениями (ст. 29 Закона). V Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр,разработки федеральных и региональных программ геологическогоизучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности,рационального, комплексного использования месторождений полезныхископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач ведетсягосударственный кадастр месторождений полезных ископаемых и составляютсягосударственные балансы запасов полезных ископаемых. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемыхвключает сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основныхи совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также о содержащихся вних компонентах, горнотехнических, гидрогеологических, экологических пдругих условиях разработки месторождения и его геолого-экономическуюоценку, а также сведения по каждом) проявлению полезных ископаемых. Государственную регистрацию работ по изучению недр и учету геологическихработ, сбору кадастровых данных осуществляют Российский геологический фонди территориальные геологические фонды, расположенные на территорииреспублик и других субъектов РФ. Для получения сведении о промышленных запасах ведутся государственныебалансы запасов полезных ископаемых, содержащие сведения о количестве,качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых поместорождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степенипромышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленностиразведанными запасами полезных ископаемых. Количество и качество, условия залегания, степень изученности,народнохозяйственное значение и подготовленность для промышленного освоениязапасов полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасовполезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработкиместорождений, подлежат утверждению специальными органами, комиссиейРоссийской Федерации по запасам полезных ископаемых. Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых,утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, неподтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах при разработкеместорождения, подлежат списанию с государственного баланса полезныхископаемых в установленном порядке по согласованию с органамигосударственного горного надзора. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых пгосударственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутсяКомитетом по геологии и использованию недр РФ на основе геологическойинформации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическоеизучение, в федеральный и территориальный фонды геологической информации всоответствии с Законом о недрах,а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющихразведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предоставляемой вуказанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РоссийскойФедерации. V Планирование использования и охраны недр Для плановою использования недр и их охраны основой является учет запасови месторождении полезных ископаемых, а также участков недр, предоставленныхв пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых Проекты плановиспользования и охраны недр составляются добывающими и перерабатывающимиминеральное сырье ведомствами, отраслью в целом и по важнейшим бассейнам ипредприятиям — правительствами республик, входящих в состав РФ, исоответствующими органами дру1их субъектов РФ Планы использования и охранынедр подлежат согласованию с органами Госгортехнадзора Российской Федерации Планирование использования и охраны недр позволяет увязать эти вопросы спотребностями промышленного производства в минеральном сырье, а такжедругими нуждами народного хозяйства V Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых Порядок распределения и перераспределения недр, осуществляемый припредоставлении и изъятии участков недр, зависит от целей, для которых этиучастки предоставляются, и соответственно от видов пользования недрамиНапример, для геологического изучения недра предоставляются на основанииразрешении, выдаваемых специально на то уполномоченными государственнымиорганами в установленном порядке Предоставление недр для пользования вцелях, не связанных с добычей полезных ископаемых, происходит в порядке,устанавливаемом законодательством Российской Федерации и республик,входящих в ее состав, других субъектов РФ.; Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виделицензии, которая дается на право добычи полезных ископаемых, а также длястроительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычейполезных ископаемых Для образования особо охраняемых геологических объектовнедра предоставляются в пользование по лицензиям с выдачей горного отвода —геометризованного блока недр Горным отводом называется часть земных недр, предоставленная организацииили предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней залежейполезных ископаемых В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство иэксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычейполезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектовучасток недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. При определении границ горного отвода учитываются пространственныеконтуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительстваи эксплуатации подземных сооружении, границы безопасного ведения горных ивзрывных работ, зоны охраны от вредною влияния горных разработок, зонысдвижения горных пород, контуры природоохранительных целиков под природнымиобъектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов идругие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи спроцессом геологического изучения и использования недр Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлениилицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта,получения на него положительного заключения государственной экспертизы,согласования указанного проекта с органами государственного горного надзораи государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющиеуточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостьюкоординат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемойсоставной части Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное правоосуществлять в его границах пользование недрами в соответствии спредоставленной лицензией Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией длягеологического изучения без существенного нарушения целостности недр (безпроходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезныхископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных сдобычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управлениягосударственным фондом недр или его территориального подразделенияпридается статус геологического отвода В границах геологического отводамогут одновременно проводить работы несколько пользователей недр Ихвзаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещенов целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон,объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично илиполностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозужизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающейсреде Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых(кроме общераспространенных) предоставляются органами государственногогорного надзора (в частности, управлениями округов Госгортехнад-зора), дляразработки месторождении общераспространенных полезных ископаемых —соответствующими органами местного самоуправления и подлежат регистрации ворганах государственного горного надзора Разработка месторождений полезных ископаемых за пределами горного отводазапрещается Без предоставления горного отвода осуществляются опытно-промышленнаяразработка месторождении торфа, пресных вод, а также пользование недрамипредприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в пределахпредоставленных им земельных участков с целью добычи для своиххозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых,торфа и пресных подземных вол Для добычи полезных ископаемых (из недр или с поверхности) помимо горногоотвода, как правило, необходимы соответствующие участки земной поверхностидля строительства на них технических и хозяйственных зданий и сооруженииПраво на горный отвод само по себе не дает права на земельный участок, ноявляется основанием для ходатайства об о1воде земельного участка, порядок иусловия которого регулируются ЗК РФ. Горный отвод по ходатайству органов горного надзора может быть изъят упредприятий до полной выработки полезных ископаемых, если они не выполняютобязательств, предусмотренных в горноотводном акте V Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недримеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми недропользо-вателямиустановленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденныхв установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологическогоизучения, использования и охраны недр. правил ведения государственногоучета и отчетности Он осуществляется органами государственногогеологического контроля во взаимодействии с органами государственногогорного надзора, природоохранными и иными контрольными органами Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недросуществляется органами государственного геологического контроля вовзаимодействии с органами государственного горного надзора,природоохранительными и иными контрольными органами Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанныхс пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всемипользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядкестандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению иустранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду,здания и сооружения, а также по охране недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных спользованием недрами, возлагается на органы государственного горногонадзора, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии сорганами государственного геологического контроля, природоохранными ииными контрольными органами, профессиональными союзами Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанностии порядок работы определяются положение, утверждаемым Правительством РФ Кроме того, осуществляется ведомственный контроль за использованием иохраной недр предприятиями, организациями и учреждениями, пользующимисянедрами, которые находятся в ведении соответствующих органов Правильность разработки месторождений полезных ископаемых контролируетсямаркшейдерской, геологической и иными службами. Наиболее широким и всеобъемлющим надзором за правильностью эксплуатациинедр и их охраной, включающим надзор за всеми видами пользования недрами,является государственный горный надзор. Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезныхископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностяхнедр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах,является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результатекоторых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией напользование недрами. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрахохраняется в порядке, установленном законодательством РФ для другихобъектов собственности. Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведенияработ информацию о недрах для научной и преподавательской Деятельности,если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика,обусловленные договором. Геологическая и иная информация, полученная за счет государственныхсредств, предоставляется по установленной форме в федеральной исоответствующий территориальный фонды геологической информации,осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются органомуправления государственным фондом недр в соответствии с законодательствомРФ. Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую ииную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют этуинформацию или сведения о ней в федеральный и соответствующийтерриториальный фонды геологической информации и определяют условия ееиспользования Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации вовремя ее сбора, хранения, передачи и иного использования (ст. 27 Закона онедрах) V Разрешение споров по вопросам пользования недрами Споры по вопросам пользования недрами разрешался органами государственнойвласти, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и впорядке, установленном законодательством Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами, обжалование решении государственных органов, противоречащих настоящемуЗакону, в том числе об отказе в выдаче лицензии на право пользованиянедрами или о досрочном прекращении права пользования недрами, обжалование действии и решений должностных лиц и органов, противоречащихнастоящему Закону, обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) потехнологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр иокружающей природной среды К ведению районной (I ородскои) администрации относится разрешение споровмежду предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по вопросамвыдачи лицензий на право пользования недрами, а также по вопросампользования недрами в связи с добычей полезных ископаемых для хозяйственныхили бытовых нужд Споры между сторонами, находящимися на территории двух или более районов(городов), разрешаются соответствующей районной (городской) администрации,а между сторонами, находящимися на территории двух или более республик,краев, областей, — по поручению Правительства Российской Федерации Органы государственного горного надзора разрешают споры междупредприятиями, организациями и учреждениями по вопросам пользования недрамив связи с разработкой месторождении полезных ископаемых (кромеместорождении общераспространенных полезных ископаемых), а также повопросам пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезныхископаемых Органы государственного геологического контроля разрешают споры и вопросыпользования недрами между организациями, возникающие в связи сгеологическим изучением недрПонятие права недропользования. Радикальная реформа пользования недрами в условиях перехода к рыночнымотношениям должна заключаться в стимулировании горнодобывающих предприятиик рациональному использованию всех природных ресурсов, находящихся в недрахземли Повсеместно до йены быть внедрены малоотходные, безотходные иресурсосберегающие технологии, комплексная переработка полезных ископаемых,методы обогащения руд и минералов, использование подземных выработок При установлении планов добычи угля, нефти и других полезных ископаемыхнеобходимо утвердить их и на сопутствующие им природные ресурсы,строительные материалы, подземные воды, торф, древесину, различные минералы Необходимо, чтобы для каждого конкретного месторождения утверждалисьзапасы всех природных ресурсов при установлении платы за каждый из них.Тогда это, безусловно, будет способствовать наиболее комплексномуиспользованию всех природных ресурсов, находящихся в недрах Недра, как и другие природные ресурсы в РФ, являются основой жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, находятсяв ведении органов местного самоуправления Основным требованием,предъявляемым к пользованию недрами, является не просто оптимальноесочетание экономических и экологических аспектов, а придание этимвзаимоотношениям качественно нового содержания Ограниченность иневозобновляемость полезных ископаемых, содержащихся в недрах, вызываютнеобходимость соблюдения режима экономии, сбережения при их эксплуатации,недопущения потерь при добыче и в процессе производства Необходимо жесткоесоблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможностинанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составнымэлементам В соответствии со ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут бытьсубъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности,в том числе юридические лица, и граждане других государств, если иное непредусмотрено законодательством РФ и ее субъектов. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть толькогосударственные предприятия. Недра предоставляются в пользованиегосударственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям,учреждениям и гражданам. Основным субъектом недропользования являетсягорнодобывающее предприятие или организация (рудник, шахта, разрез, карьер,промысел и т.п.) Однако мелкие месторождения золота, промышленное освоение которыхэкономически нецелесообразно, могут передаваться для разработки отдельнымстарателям или артелям, осуществляющим эту работу личным трудом и за своисчет, по договор с горнодобывающими предприятиями в пределах их горныхотводов, а отдельным гражданам — по разрешительному удостоверению,выдаваемому горнодобывающими предприятиями, контролирующими их добычуполезных ископаемых Предприятия, организации, учреждения и граждане в пределахпредоставленных им земельных участков имеют право добыватьобщераспространенные полезные ископаемые, торф, пресную воду для своиххозяйственных и бытовых нужд (без предоставления горного отвода), а такжепользоваться недрами для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд, не связанных с добычей полезных ископаемых Пользование недрами в этих же целяхможет быть разрешено сельскохозяйственными предприятиями, организациями иучреждениями другим гражданам, проживающим в сельской местности В соответствии со ст. 6 Закона РФ о недрах недра предоставляются длярегионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические идругие работы, направленные на общее геологическое изучение недр,геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованиювулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды,контролю за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые безсущественного нарушения целостности недр, для геологическою изучения, включающего поиски и оценку месторожденииполезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходовгорнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычейполезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное,эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебныеполигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры идругие подземные полости), сбора минералогических, палеонтологических и других геологическихколлекционных материалов Недра могут предоставляться одновременно для геологического изучения(поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добычаможет производиться как в процессе геологического изучения, так инепосредственно по его завершении Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится всоответствии со статусом этих территорий. Недра предоставляются в пользование на определенный срок или безограничения срока На определенный срок недра предоставляются в пользование, длягеологического изучения — на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемыхи в целях, не связанных с добычей, — на срок до 20 лет, при совмещенииуказанных видов пользования ~ на срок до 25 лет Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр длястроительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычейполезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователянедр Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права наэто пользование. Ранее действующим законодательством о недрах недра предоставлялись впользование на основании горного отвода По новому законодательству о недрахони предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии,которая является документом, удостоверяющим право ее владельца напользование участком недр в определенных границах (обозначенных в горномотводе) в соответствии с указанной целью в течение установленного срока присоблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Лицензияудостоверяет право на проведение работ, указанных в ст. 6 ЗаконаДопускается выдача лицензии на несколько видов пользования недрами Лицензияпредоставляется одновременно с предоставлением земельного участка.[8] Лицензия содержит данные о целевом назначении работ, указаниепространственных границ участка недр, границ земельного участка, срокидействия лицензии и сроки начала работ, условия, связанные с платежами, идругие данные.Ответственность за нарушение законодательства о недрах Нарушения законодательства об охране и использовании недр можноподразделить на несколько групп (ст. 49 Закона о недрах) Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушениемнастоящего Закона, являются недействительными, лица, виновные в совершенииуказанных сделок, а также в предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, непредусмотренным настоящим Законом, нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами, самовольном пользовании недрами, выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей кнеобоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушенияхрационального использования недр, приводящих к порче месторождения, нарушении настоящего Закона, нарушениях, утвержденных в установленномпорядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных спользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в томчисле нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождениеполезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации, нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрахлибо ее конфиденциальности,самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;необеспечении сохранности здании, сооружений, а также особо охраняемыхтерритории и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами, уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения зарежимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков, систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами, невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемыхгорных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасностьнаселения, а также требовании по сохранности месторождений полезныхископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации, неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных припользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшегоиспользования, несут уголовную ответственность в соответствии сзаконодательством РФ, а также административную ответственность всоответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Законодательством может быть установлена ответственность за другиенарушения настоящего Закона В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользователюнедр в результате деятельности предприятии, учреждении, организации,органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных внарушении естественных свойств недр или создании условии, частично илиполностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежитвозмещению за счет. собственных средств предприятии, учреждении,организации и граждан, средств соответствующих бюджетов Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователянедр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторожденииполезных ископаемых, частично или полностью исключающих возможностьдальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственныхсредств пользователя недр Подлежит возмещению также вред, причиненныйгосударству, в случае, если участок недр не передан в пользование Размер вреда определяется федеральным органом управления государственнымфондом недр Возмещение вреда, причиненного государству, производится путемвзносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторонможет быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенныхестественных свойств недр Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадейзалегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат,произведенных за время незаконного пользования недрами За нарушение законодательства о недрах должностные лица и гражданеподвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (ч 1 ст. 55КоАП РСФСР)[9] За выборочную отработку богатых участков месторождений, приводящую кнеобоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых; засверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезныхископаемых при добыче; за порчу месторождении полезных ископаемых и другиенарушения требований рационального использования их запасов (ч. 2 ст. 55КоАП РСФСР); за утрату маркшейдерской документации; невыполнение требованиипо приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровыхскважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а такжетребовании по сохранению месторождении, горных выработок и буровых скважинна время консервации (ч. 3 ст. 55 КоАП РСФСР); за нарушение правил итребований проведения работ по геологическому изучению недр, могущеепривести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезныхископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий подобыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных сдобычей полезных ископаемых; за утрату геологической документации,дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы придальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений (ст. 55КоАП РСФСР) штрафу подвергаются должностные лица. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений вКодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятого Госдумой 24апреля 1996 г. ст. 211 органы государственного горного надзорарассматривают дела об административных правонарушениях статьями 46, 55, ст.56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых),ст. 562, частью первой ст. 88 и ст. 89. Этим законом установлено, чторассматривать дела об административных правонарушениях и налагатьадминистративные взыскания вправе, определенные этим актом соответствующиедолжностные лица. (п.п. 1—5) Федеральный орган по геологии и использованию недр, осуществляющий охрануминеральных ресурсов континентального шельфа РФ рассматривает дела обадминистративных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 561, 563, 845 и846. Этот орган вправе рассматривать дела об административныхправонарушениях и налагать административные взыскания от имени федеральногооргана вправе соответствующие должностные лица. Статьей 2192 КоАП РСФСР установлено, что Федеральный орган по охранеокружающей среды и природных ресурсов, осуществляющий охрану минеральных иживых ресурсов континентального шельфа РФ, рассматривает дела обадминистративных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5б562 и 84, аналагать административные взыскания от именифедерального органа вправе, установленные соответствующие должностные лица,указанные в п. п. 1—3. В соответствии со ст. 255 У К РФ предусмотрена уголовная ответственностьза нарушение отдельными гражданами правил разработки недр, а равно правилсдачи государству добытого ими из недр земли золота или других драгоценныхметаллов или драгоценных камней. В соответствии со ст. 253 УК РФ охраняютсябогатства недр континентального шельфа. Нарушение законодательства оконтинентальном шельфе Российской Федерации, влекущее за собой применениеуголовной ответственности касается возведения сооружений и иных установокна континентальном шельфе, создания вокруг них зон безопасности безнадлежащего на то разрешения; необеспечения охраны сооружений и установок; поддержания постоянных средств предупреждения о наличии и ликвидациисооружении и установок, эксплуатация которых окончательно прекращена;непринятия в зоне безопасности мер по защите живых ресурсов моря отвредоносных отходов. Подлежат наказанию также иностранные лица, проводящиена континентальном шельфе исследования, разведку, разработку естественныхбогатств и иные работы, если это не предусмотрено соглашениями междуРоссийской Федерацией и заинтересованным государством или специальнымразрешением, выданным компетентными властями РФ. Материальная ответственность заключается в том, что предприятия,организации, учреждения и граждане обязаны возместить убытки, причиненныенарушением законодательства субъектов Федерации. Должностные лица предприятий и организаций, виновные в нарушениизаконодательства о недрах, привлекаются к материальной и дисциплинарнойответственности согласно законодательству о труде.----------------------- [1] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Онедрах». Принят Государственной Думой 8 февраля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 10.Ст. 283. [2] См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальномшельфе»//(СЗ. РФ. 1995. № 49. Ст. 4694).[3] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 3. [4] Постановление Правительства РФ об утверждении «Положения о порядке иусловиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией иУчастками морского дна» от 28 октября 1992 г//САПП РФ 1992 № 18 Ст. 1466, атакже Инструкцию Минфина РФ и др. ведомств от 4 февраля 1993 г «О порядкеи сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами» //Налогии сборы 1993 №22[5] С. 3. РФ. 1994. № 18 Ст. 2083[6] САПП РФ 1993. № 8 Ст. 657.[7] Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» //СЗ. РФ 1995. № 48. Ст. 4556 [8] Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г «О порядкевведения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами»// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 № 33,Ст. 1917, а также приказ Комитета РФ по геологии и использованию недр от 16мая 1995 г, которым утверждена «Инструкция о порядке переоформлениялицензии на пользование недрами»//Российская газета 1995 7 июня[9] См. Закон РФ от 14 июля 1992 г «О порядке перерасчета размеров штрафов,предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 № 34 Ст.1970




Похожие:

Эколого-правовой режим недропользования iconДокументи
1. /Эколого - правовой режим недропользования.doc
Эколого-правовой режим недропользования iconЭколого-правовой режим лесопользования

Эколого-правовой режим недропользования iconЭколого-правовой режим пользования животным миром

Эколого-правовой режим недропользования iconПравовой режим лесопользования

Эколого-правовой режим недропользования iconПравовой режим мирового океана

Эколого-правовой режим недропользования iconПравовой режим военного мореплавания

Эколого-правовой режим недропользования iconПравовой режим недвижимых вещей

Эколого-правовой режим недропользования iconПравовой режим охраны и использования лесов

Эколого-правовой режим недропользования iconМеждународно-правовой режим мирового океана

Эколого-правовой режим недропользования iconМеждународно-правовой режим международных проливов (Контрольная)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы